Внутренний финансовый аудит

Содержание

Внутренний финансовый аудит: рекомендации утверждены, вопросы остались

Если рассматривать содержание Методических рекомендаций с точки зрения описания организационных процессов и технологии непосредственного осуществления внутреннего финансового аудита, то рекомендуемые подходы представляются вполне оптимальными и понятными. Тем более, к настоящему времени уже прошел некий период «адаптации» к новациям бюджетного законодательства, и подавляющее большинство главных администраторов бюджетных средств фактически приступило к реализации полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Методы планирования, организации, проведения контрольных мероприятий, а также оформления и реализации их результатов также вполне отработаны и стандартны.
Вместе с тем, большое количество вопросов и сомнений вызывает практическая возможность соблюдения обозначенных принципов деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в частности, таких основополагающих, как принципы независимости и профессиональной компетенции.
Принцип независимости означает отсутствие условий, создающих угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. Методические рекомендации содержат перечень параметров, наличие которых обеспечивает соблюдение этого принципа. Так, в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:

  • не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
  • не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
  • не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
  • не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2015 г. № 398н, в качестве особых условий допуска к работе для специалистов по внутреннему аудиту, внутренних аудиторов предусматривает следующие ограничения:

  • совмещение должностей с управленческими должностями в организации не допускается;
  • проведение внутренним аудитором оценки структурных подразделений (областей деятельности организации), в которых он ранее занимал должность (был ответственен за область деятельности организации), возможно только по истечении двенадцати месяцев со дня окончания внутренним аудитором работы в этих структурных подразделениях (областях деятельности) организации.

С учетом изложенного, предлагаемое на первоначальном этапе реализации данных полномочий в качестве рекомендаций одно из решений этого вопроса за счет формирования комиссий для проведения внутреннего финансового аудита при глубоком рассмотрении, особенно в условиях текучести кадрового состава, на наш взгляд, не позволяет обеспечить полное соблюдение вышеуказанных подходов.
Мнение Минфина России в части подходов к обеспечению функциональной независимости субъекта внутреннего финансового контроля также изложено в письменных ответах на отдельные частные вопросы. Так, письмами от 7 апреля 2015 года № 02-11-06/19504, от 10 февраля 2016 года № 02-11-07/6892 разъяснено, что для организации внутреннего финансового аудита могут быть использованы трудовые ресурсы ведомственного финансового контроля. Отдельно выделенные в структуре организации подразделения, осуществляющие полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля, могут быть наделены полномочием по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии обеспечения функциональной независимости данного подразделения с обязательной актуализацией Положения о структурном подразделении.
Таким образом, многие главные администраторы бюджетных средств сталкиваются с необходимостью образования отдельных структурных единиц, таких как управления (отделы) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, по сути, взамен ликвидированных в период оптимизационных процессов контрольно-ревизионных подразделений. При сохранении в дальнейшем для главных администраторов бюджетных средств полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, эта необходимость будет только усиливаться. И если на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований это, в принципе, реализуемо, то в средних и малых муниципальных образованиях, крайне проблематично.
Вышеупомянутое письмо от 7 апреля 2015 года также содержит мнение, что главные администраторы бюджетных средств на конкурсной основе вправе привлекать исполнителей по государственным контрактам (договорам) оказания услуг в части информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств. Однако, учитывая закрепление на законодательном уровне данного полномочия непосредственно за главным распорядителем бюджетных средств, целесообразно нормативное закрепление такого права. В действующих условиях оптимальным вариантом, обеспечивающим такую возможность, на наш взгляд, является наличие соответствующих норм в перечне задач, функций, обязанностей и прав главных администраторов бюджетных средств, отраженных в Положениях о внутренних подразделениях. Например, обеспечение организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и (или) право привлекать к работе, в том числе на договорной основе, юридических лиц, а также отдельных специалистов для информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и участия в экспертизах, разработке методического, программного и информационного обеспечения.
Если рассматривать подходы, применяемые к аудиторской деятельности в целом, то в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 года (протокол № 6), независимость аудитора подразумевает:

  • а) независимость мышления, т.е. такой образ мышления, который позволяет аудитору выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора; действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;
  • б) независимость поведения, т.е. такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.

Независимость мышления и независимость поведения позволяют специалисту выражать беспристрастное мнение без конфликта интересов или негативного влияния других лиц, причем выражать его так, чтобы со стороны не возникало сомнения в его объективности. Иными словами, независимость внутреннего аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств. Между тем, представляется, что в силу объективных и субъективных причин эти условия могут быть труднореализуемы в традиционно сложившихся условиях государственной (муниципальной) службы.
Принцип профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.
В данном случае наиболее сложным вопросом является подбор кадров для осуществления полномочий по внутреннему аудиту. С учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит должен быть направлен:

  • а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;
  • б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
  • в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

При этом перечисляемые Методическими рекомендациями направления аудита только в части аудита надежности системы внутреннего финансового контроля предусматривают девять направлений, сферы действия которых в ряде случаев не пересекаются (например, обеспечение функций казенных учреждений, предоставление государственных гарантий, осуществление полномочий главного администратора бюджетных средств и т.п.). В практической деятельности за данные направления, как правило, отвечают разные должностные лица, однако внутренний аудитор, в случае если это должностное лицо в единственном числе (для уровня муниципального образования это довольно распространенная ситуация), обязан быть компетентен по всем направлениям. Представляется, что даже в случае организации отдельного подразделения достаточно трудно обеспечить такой кадровый состав, в результате совместной деятельности которого был бы «закрыт» комплекс вопросов, требующих проверки. Высочайший уровень профессиональной компетентности и независимости требуется и для подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Профессиональный стандарт «Внутренний аудитор» содержит довольно обширный перечень необходимых умений профессионального аудитора. Внутренний аудитор должен уметь:

  • выполнять процедуры тестирования (опрос, наблюдение, проверка, повторное выполнение, пересчет, подтверждение), аналитические процедуры (анализ финансовых и нефинансовых коэффициентов, статистический анализ, сравнение фактических и плановых показателей), либо их сочетания с использованием программного обеспечения для целей внутреннего аудита или без него;
  • применять в работе законы, подзаконные акты и локальные нормативные акты организации;
  • анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • использовать методы автоматизации внутреннего аудита в объеме, достаточном для выполнения внутренней аудиторской проверки.

Соответственно внутренний аудитор должен располагать знаниями, в том числе, такими как знание:

  • трудового, гражданского, административного законодательства Российской Федерации;
  • основных законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к областям аудита;
  • принципов организации и порядка осуществления процессов и процедур организации;
  • локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов организации;
  • принципов и порядка формирования управленческой, финансовой (бухгалтерской) и прочих видов отчетности;
  • информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей внутреннего аудита.

По сути все вышеперечисленные умения и знания в преломлении к специфике деятельности органов власти и бюджетному законодательству, соответствуют подходам, предъявляемым к деятельности внутреннего финансового аудитора на уровне главных администраторов бюджетных средств. Таким образом, деятельность по внутреннему финансовому аудиту требует не только навыков и умений, которые возможно приобрести, осуществляя свою трудовую деятельность в органах власти и (или) контрольных органах, но и специализированных знаний, полученных в виде специализированного образования и (или) за счет переподготовки, чего в массовом порядке пока не происходит.
Анализ возможностей реализации только двух из рекомендуемых принципов деятельности субъекта внутреннего финансового контроля, свидетельствует о недостаточности имеющихся условий для эффективного и комплексного осуществления внутреннего финансового аудита на уровне главных администраторов бюджетных средств.
Для изменения этой ситуации, на наш взгляд, необходима реализация системных мер на федеральном уровне как методологического, так и организационного характера.
Во-первых, требуется разработка и утверждение стандартов проведения внутреннего финансового аудита в разрезе конкретных направлений деятельности главных администраторов бюджетных средств. Стандарты должны быть максимально понятны, предусматривать четкий алгоритм действий в случае выявления тех или иных отклонений, а также содержать критерии оценки для каждого варианта выявляемых отклонений. Это позволит, с одной стороны, исключить субъективизм со стороны внутренних аудиторов, с другой – обезопасить аудитора от внешних воздействий, а также будет способствовать решению проблемы обеспечения достаточного уровня компетентности кадров, предоставит возможность их взаимозаменяемости.
Во-вторых, необходимо системное массовое обучение и (или) повышение квалификации специалистов, к полномочиям которых относится осуществление внутреннего финансового аудита. Представляется также, что необходима реализация мер по повышению престижа профессии внутреннего контролера и внутреннего аудитора, в том числе рассмотрение вопроса о повышении оплаты труда для соответствующей категории специалистов. Пока же руководителям, ответственным за организацию внутреннего финансового аудита на уровне главных администраторов бюджетных средств, остается на выбор несколько решений, каждое из которых является достаточно затратным, но отличается сроками и степенью эффективности полученного результата. В целях реализации полномочия, возможно балансировать между «двух огней» (необходимость исполнения полномочия, недостаток временных и трудовых ресурсов и, как следствие, высокая вероятность формального подхода к реализации полномочия), ожидая потенциальных неприятностей от очередной внешней проверки. Вторым вариантом является реорганизация/ расширение штата, с выделением отдельного структурного подразделения с соответствующими полномочиями. Еще один вариант – привлечение внешних исполнителей для экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.>Стандарт предприятия.

Внутренние аудиты. Основные положения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Стандарт предназначен для организации планирования и проведения внутренних аудитов (проверок) на предприятии и служит руководством для их участников.

Стандарт разработан службой БУСК.

При его разработке учтены требования ISO/TS 16949 раздел 8.2.2 «Внутренние аудиты».

  1. Предисловие
  2. Введение
  3. Область применения
  4. Нормативные ссылки
  5. Термины и определения
  6. Обозначения и сокращения
  7. Общие положения
  8. Объекты проверки
  9. Планирование проведения внутренних аудитов
  10. Порядок проведения, оформления результатов аудитов и проведения корректирующих действий
  • Приложение А (обязательное) Форма Чек-листа внутреннего аудита
  • Приложение Б (обязательное) Требования к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов.
  • Функции и полномочия Руководителя аудиторской группы
  • Приложение В (обязательное) Форма годового графика внутренних аудитов
  • Приложение Г (рекомендуемое ) Форма программы аудита
  • Приложение Д (обязательное) Форма отчета по внутреннему аудиту
  • Приложение Е (обязательное) Форма журнала проведения внутреннего аудита
  • Приложение Ж (обязательное) Форма плана мероприятий
  • Подписи
  • Лист ознакомления
  • Лист регистрации изменений

ВВЕДЕНИЕ

Система Менеджмента Качества предприятия должна соответствовать:

  • требованиям стандарта ISO/TS 16949,
  • требованиям к СМК, разработанным самим предприятием,
  • запланированным мероприятиям.

В целях подтверждения того, что Система Менеджмента Качества внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии на предприятии проводятся внутренние аудиты.

Основными организационными принципами внутреннего аудита являются:

  • Принцип единообразия: Каждый аудит осуществляется по установленной процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
  • Принцип системности: Планирование и проведение аудита по различным процессам и видам деятельности осуществляется с учетом установленной их структурной взаимосвязи в системе менеджмента;
  • Принцип документированности: Проведение каждого аудита определенным образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии проверяемого объекта.
  • Принцип предупредительности: Каждый аудит планируется, и персонал проверяемого процесса или отдельного подразделения заранее уведомляется о целях, объекте, критериях, времени и методах проведения аудиторской проверки с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень доверия к аудиторам и исключить возможность уклонения персонала от представления и демонстрации всех требуемых данных.
  • Принцип регулярности: Аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы система менеджмента была объектом постоянного анализа со стороны руководства организации.
  • Принцип открытости: Результаты каждого аудита должны носить открытый характер с тем, чтобы обеспечить «прозрачность системы» для ее пользователей, потребителей и внешних аудиторов.

Целью данного стандарта является установление основных положений, касающихся разработки процедуры проведения внутренних аудитов.

1 Область применения

Настоящий стандарт регламентирует порядок проведения внутренних аудитов (проверок) в подразделениях организации.

Настоящий стандарт служит руководством для специалистов, осуществляющих внутренние аудиты (проверки), и обязателен для выполнения всеми структурными подразделениями предприятия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

  • Система менеджмента качества.
  • ISO/TS Особые требования по применению стандарта ISO 9001:2008
  • СТП Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Организация контроля технологическом дисциплины на производстве.
  • Стандарт предприятия. Система менеджмента качества. Контроль проведения испытаний. Периодические и типовые испытания изделий и их составных частей. Организация проведения и оценка результатов.
  • Стандарт организации. Система менеджмента качества. Система обучения и развития персонала.
  • Инструкция. Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Анализ СМК со стороны Руководства
  • Инструкция. Система менеджмента качества. Управление несоответствиями. История решения проблем.

3 Термины и определения

В данном стандарте предприятия использованы следующие термины и определения:

  • Аудит (проверка) — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
  • Аудитор — лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки)
  • Группа по аудиту — один или несколько аудиторов, проводящих аудит (проверку), при поддержке технических экспертов.

Примечание: Один из членов аудиторской группы назначается руководителем аудиторской группы.

  • Заключение — выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) по результатам аудита после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений.
  • Значительное несоответствие — наличие любого из следующих вариантов:

отсутствие или полное несоответствие СМК установленным требованиям. Несколько малозначительных несоответствий по одному требованию могут вместе рассматриваться как значительное несоответствие;

любое несоответствие, которое могло бы привести к отгрузке несоответствующей продукции. Состояние, которое может обусловить отказ или значительно понизить полезность продукции или услуг для предполагаемого применения;

несоответствие, которое реально или потенциально может вызвать отказ системы качества или значительное снижение ее способности управлять процессами и качеством продукции.

  • Критерии аудита — совокупность политики, процедур или требований.
  • Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умение.
  • Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Примечание: У несоответствия может быть несколько причин. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие — для предотвращения возникновения события.

  • Коррекция — действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Примечание: Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием. Коррекция может включать, например переделку или снижение градации.

  • Малозначительное несоответствие — это несоответствие установленным требованиям, которое реально или документально вряд ли может обусловить: отказ системы качества или — снижение ее способности обеспечивать управление процессами или приведет к вероятной отгрузке несоответствующей продукции.

Оно может быть:

  1. либо недостатком в некоторой части документирования системы качества,
  2. либо одним или несколькими наблюдавшимися случаями невыполнения требования системы менеджмента качества предприятия.
  • Наблюдения аудита — результаты оценки собранных свидетельств аудита в зависимости от критериев аудита (наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности для улучшения).
  • Несоответствие — невыполнение требования.
  • Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации.
  • Программа аудита-описание деятельности и соглашений по проведению аудита.
  • Продукция — результат процесса.
  • Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
  • Процедура — установленный способ осуществления деятельности или процесса.
  • Свидетельства аудита — записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита и которая может быть проверена. Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.
  • Система Менеджмента Качества — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
  • Технический эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, предоставляющее их группе по аудиту.

Примечание: Специальные знания и навыки связаны с организацией, процессами и деятельностью, подвергаемыми аудиту. Технический эксперт не является аудитором в группе по аудиту.

4 Обозначения и сокращения

  • БУСК — бюро управления системой качества
  • ГЧ — габаритный чертеж
  • ИИЛ — измерительная и испытательная лаборатории
  • КД — конструкторская документация
  • ЛВК — лаборатория входного контроля
  • МС ИСО — международный стандарт ИСО
  • ОАО — открытое акционерное общество
  • ОГМетр — отдел главного метролога
  • ОТК — отдел технического контроля
  • ПСИ — приемно-сдаточные испытания
  • СМК — Система менеджмента качества
  • СТП — стандарт предприятия
  • ТУ — технические условия

5 Общие положения

5.1 Внутренние аудиты (проверки) позволяют решать следующие задачи:

  • подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в СМК установленным требованиям;
  • анализ и устранение причин выявленных несоответствий;
  • подтверждение выполнения корректирующих действий;
  • оценка эффективности функционирующей системы качества;
  • определение степени понимания персоналом целей, задач и требований, установленных документами СМК;
  • определение путей дальнейшего совершенствования СМК;
  • оценка возможностей в отношении качества процессов производства продукции;
  • оценка характеристик качества продукции и подтверждение их соответствия;
  • подтверждение актуальности и соблюдения требований НД.

5.2 Внутренние аудиты (проверки) проводят через запланированные интервалы во всех рабочих сменах. Цель аудитов установить, что СМК предприятия соответствует:

  • требованиям ИСО/ТС 16949;
  • требованиям к СМК, разработанным самим предприятием или установленным потребителями;
  • запланированным мероприятиям.

5.3 Внутренние аудиты (проверки) проводятся:

  • в соответствии с графиком (плановая проверка);
  • по указанию руководства предприятия (внеплановая проверка);
  • на основании требований потребителей.

5.4 Проводят следующие виды аудитов:

  • Аудит системы Система менеджмента Оценка полноты и эффективности качества выполнения базовых требований
  • Аудит процесса Процесс создания Оценка возможностей в отношении продукта/серийное качества для специальных производство продуктов/групп продуктов и процессов их изготовления
  • Оценка характеристик качества

5.5 Внутренние аудиты проводятся с использованием Чек-листов (приложение А).

5.6 Ответственным лицом за функционирование процедуры «Внутренние аудиты» является Представитель руководства в СМК.

Представитель руководства в СМК:

  • определяет специальный состав сотрудников предприятия, способных осуществлять внутренние проверки;
  • организовывает совместно с Дирекцией по персоналу подготовку персонала в области методов и организации внутренних проверок и проведение обучения;
  • руководит выбором объектов проверки, разработкой графика проверки;
  • организовывает проведение анализа результатов проверок и информирование о них руководства предприятия.

5.7 Специалисты проходят обучение в соответствии с СТО по основам проведения внутреннего аудита.

5.8 Ежегодно составляется Реестр внутренних аудиторов и специалистов, привлекаемых к проведению внутренних аудитов. Реестр утверждается Представителем руководства в СМК и актуализируется по мере необходимости.

Форма Реестра и перечень требований к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов приведены в приложении 5.

5.9 При проведении внутреннего аудита (проверки) назначается руководитель аудиторской группы. Функции и полномочия руководителя аудиторской группы приведены в приложении Б.

6 Объекты внутреннего аудита

6.1 Объектами внутренних аудитов (проверок) являются:

  • система менеджмента качества;
  • производственный процесс;
  • продукция.

6.2 Аудит Системы ориентирован на систему в целом, при его проведении проводят оценку процессов, процедур, требований СМК.

Цель аудитов системы — оценка точного выполнения установленных процедур СМК и возможность обнаружения областей для улучшения.

6.3 Аудит производственных процессов ориентирован на технологические процессы изготовления продукции. При его проведении проверяются конкретные производственные процессы, с целью определения их результативности, (соответствия установленным требованиям).

Данные аудиты проводятся по ежегодному графику технологами ТБ и КТС цехов и работниками службы качества.

6.4 Аудит продукции ориентирован на саму выпускаемую продукцию. Его проводят по серийной продукции при периодических испытаниях в измерительной и испытательной лабораториях.

Для периодических испытаний ежегодно составляется график. При аудите продукции проверяется ее соответствие установленным требованиям, в том числе геометрические размеры, функциональность, упаковка и маркировка.

6.5 Принципы проведения аудита

Аудит строится на следующих принципах, позволяющих получить информацию, которая используется для улучшения существующих характеристик:

6.5.1 Этичное поведение — основа профессионализма.

При проведении аудита заинтересованные стороны должны быть осмотрительны, нести ответственность за свои действия и выполнять возложенные обязанности честно, неподкупно, сохраняя полученные в ходе работы сведения в конфиденциальности. В случае, когда проверяемая деятельность носит конфиденциальный характер, аудитор должен иметь допуск на участие в этой работе.

6.5.2 Беспристрастность — обязательство представлять правдивые и точные отчеты;

Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи должны правдиво и точно отражать проделанную работу. Неразрешенные противоречия между аудиторской группой и проверяемым подразделением, неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при проведении аудита, которые могут уменьшить достоверность заключений по аудиту указываются в отчете по аудиту.

6.5.3 Профессиональная осмотрительность — прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Подбор аудиторской группы осуществляется таким образом, чтобы аудиторы обладали всеми необходимыми знаниями и имели соответствующие навыки для проведения конкретного аудита. Если все необходимые для проведения аудита знания и навыки не обеспечиваются полностью аудиторами, то недостающие знания могут быть восполнены привлечением технических экспертов.

6.5.4 Независимость — основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы не должны быть заинтересованы в результатах аудита и должны констатировать факты объективно и беспристрастно. Подбор аудиторских групп проходит таким образом, чтобы их участники не проверяли свою собственную деятельность и были независимы от лиц, ответственных за проведение проверяемой деятельности.

6.5.5 Подход, основанный на свидетельстве — основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

В связи с тем, что аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами, свидетельство аудита основано на выборках проанализированной информации, следовательно, аудитор должен обладать навыками статистического мышления, чтобы иметь возможность представить увиденную картину в целом, а затем ее оценить и представить заключение по результатам аудита.

7 Планирование проведения внутренних аудитов

7.1 Проект графика проведения внутренних аудитов (проверок) разрабатывается руководителем БУСК по форме приложения В.

7.2 При формировании графика учитываются факторы, изложенные в разделах 5.2, 6.2- 6.4, предложения, поступившие до 1 декабря в БУСК, от заинтересованных лиц, и данные по несоответствиям в продукции, процессах и СМК, в том числе установленные по результатам предыдущих проверок. Обязательно учитывается количество рабочих смен на предприятии. При этом каждый процесс СМК подвергается проверке как минимум один раз в год.

Внеплановые внутренние аудиты (проверки) вносятся в свободные графы с указанием даты и причины проведения.

7.3 График проведения внутренних аудитов согласовывается с Представителем Руководства и утверждается Генеральным директором предприятия не позднее 25 декабря текущего года на предстоящий год.

7.4 Руководители процессов (служб, подразделений) уведомляются о сроках проведения запланированных внутренних аудитов согласно утвержденному графику посредством электронной почты и телефонной связи за три дня до проведения аудита. Вместе с уведомлением передаются чек-листы с контрольными вопросами.

7.5 Возможно отклонение в объектах проверок, связанное с необходимостью проведения внеплановых аудитов. Они проводятся в случаях появления отклонений, массового выпуска дефектной продукции, изменений в технологии изготовления продукции, освоения новых изделий, значительных изменений в организационной структуре управления предприятия.

При поступлении предложений, требований от; Потребителей, решение о проведении внепланового аудита принимается Генеральным директором по представлению Представителя Потребителя и оформляется приказом по предприятию.

В данном случае уведомление о внеплановом аудите осуществляется аналогично п.7.4.

7.6 На основании графика внутренних аудитов при необходимости составляют программу аудита.

Программа аудита (Приложение Г) содержит: время проведения проверки, распределение обязанностей среди членов аудиторской группы, график проверки, перечень объектов и элементов аудита.

Необходимость составления программы аудита зависит от его объема и определяется руководителем аудиторской группы.

Возможно, информацию, перечисленную выше, указывать непосредственно в чек-листах.

8.2 Комментарии к схеме 1.

Проверочные листы (Чек — листы) составляются с учетом специфики проводимого аудита. При составлении используется Перечень «Система менеджмента качества. Внутренние аудиты. Перечень чек-листов, используемых при проведении внутренних аудитов». Контрольные вопросы чек-листов заносят в Журнал проведения внутренних аудитов (Приложение Е) графы 1,3‚4,5,6,7,8.

Необходимость программы аудита зависит от его объема (например, аудит проводится в нескольких подразделениях).

В ходе обследования объекта:

  • Руководитель проверяемого подразделения обязан обеспечить проведение аудита и предоставить всю необходимую информацию, определить ответственных сотрудников подразделения для работы с аудиторами.
  • Аудитор должен обследовать проверяемый объект, ознакомится с фактическим состоянием дел, изучить документацию, проверить актуальность и соблюдение требований НД, ссылки на которую даны в изучаемой документации‚ побеседовать с работниками проверяемого подразделения с целью возможности сделать обоснованные выводы. В Журнале приложение Е заполняют графу 9,10.

При каждом внутреннем аудите в подразделении сотрудникам, сфера деятельности которых подвергается внутреннему аудиту, аудитор обязан задать вопросы, касающиеся общих требований к СМК:

  • знакомы ли сотрудники с политикой в области качества завода?
  • знают ли сотрудники, в каких процессах СМК они участвуют, кто является владельцем процесса и руководителем процесса?
  • знают ли сотрудники, какая документация СМК разработана на заводе?

В ходе аудита проверяется выполнение мероприятий, разработанных по результатам предыдущего аудита.

Обсуждение итогов аудита проводится совместно с Руководителем и представителями проверяемого подразделения. Руководитель аудиторской группы докладывает и разъясняет результаты проверки, которые будут занесены в отчет.

Итоговый отчет составляется по форме Приложения Д в срок три дня с момента окончания аудита. При подведении итогов аудита используется метод «да/нет» (OK/NOK). Для формулировки заключения по отчету применяется следующая градация оценки:

«неудовлетворительно», «удовлетворительно», «соответствует, возможно улучшение».

Если в процессе аудита выявлено одно значительное несоответствие, делается общий вывод — «неудовлетворительно», и определяются сроки внепланового аудита.

Если в процессе аудита было выявлено одно или несколько малозначительных несоответствий, делается общий вывод «удовлетворительно».

Если в процессе аудита не выявлено никаких несоответствий делается общий вывод — «соответствует» или «соответствует, возможно улучшение в отчете отмечается выполнение/не выполнение мероприятий предыдущего аудита, так же указывается повторяются они или нет.

БУСК регистрирует отчет в журнале (Приложение Е графа 2). Отчет направляется руководителю проверяемого подразделения, Представителю Руководства (директору по качеству) и представителю ОТК цеха (при аудите производственного подразделения).

Руководители других подразделений, имеющие отношение к-устранению выявленных в ходе аудита несоответствий, получают информацию в воде электронных писем, с отметкой «по итогам внутреннего аудита

Отчет с приложенными документами (чек-листы, планы мероприятий, программа аудита и др. записи) хранятся в БУСК три года.

Руководитель проверяемого подразделения по результатам аудита проводит анализ причин появления несоответствий с заполнением форм 5

Разрабатывает План мероприятий (Приложение Ж) по устранению выявленных несоответствий и причин их возникновения с указанием сроков и ответственных, согласовывает и передает План мероприятий и формы анализа 5 почему в БУСК.

БУСК переносит мероприятия в электронный Журнал (Приложение Е графы 11,12,1З,14)‚ осуществляет контроль выполнения (графа 15) . Свидетельства выполнения (графа 17) предоставляют ответственные за выполнение мероприятий.

Результативность мероприятий аудитор оценивает при очередном аудите (графа 16).

По итогам разработки корректирующих мероприятий руководитель аудита принимает решение о необходимости распространения корректирующих действий на другие процессы/подразделения, в случае если выявленное несоответствие так же может быть обнаружено при функционировании данных процессов/подразделений. Заполняются графы 18.19.20 Журнала. Руководителям данных процессов/ подразделений направляется информация в виде электронных писем, с отметкой «по итогам внутреннего аудита

При необходимости мероприятия ставят на электронный общезаводской учет «Карточка учета мероприятий». Оценка выполнения происходит ежемесячно при осуществлении надзора за прохождением этих карточек.

При не устранении несоответствия БУСК информирует Представителя Руководства для принятия решения.

Руководитель проверяемого объекта должен дать письменное объяснение о причинах не устранения несоответствия и согласовать перенесенный срок устранения с Представителем Руководства.

8.3. По результатам аудиторских проверок руководитель БУСК предоставляет информацию:

  • 1 раз в месяц Директору по качеству для доклада на заводском Днекачества;
  • 1 раз в год Генеральному директору для анализа СМК предприятия

Чек-лист аудит, форма

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Требования к квалификации, опыту и личным качествам аудиторов
Квалификация (знания):
  • наличие высшего или среднего специального образования;
  • знание основополагающих нормативных документов (в т.ч. lSO/TS 16949-2009);
  • знание документации СМК предприятия;
  • специальные знания техники подготовки и проведения аудитов;
  • знание статистических методов управления качеством;
  • знание принципов функционирования организации (размер, структура, функции);
  • базовые знания по производственным процессам и производимой продукции (терминология, требования, критические характеристики).
Опыт:
  • опыт работы на предприятии не менее 1 года;
  • умение работать с документами;
  • участие не менее чем в двух внутренних аудитах, проводимых специалистами, допущенными к работе (в течение первого года внедрения СМК допускается участие в проверках аудиторов без практического опыта проверок).
Личные качества:
  • умение выслушивать собеседника, коммуникабельность;
  • объективность и реалистичность;
  • умение аналитически и гибко мыслить;
  • целеустремленность в улучшении качества;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли;
  • тактичность, лояльность;
  • неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе проведения внутренних аудитов
Функции и полномочия Руководителя аудиторской группы
Функции:
  • формирование состава аудиторской группы и организация её работы;
  • установление и разъяснение объекта и целей проверки аудиторам и руководству проверяемого подразделения;
  • представление группы руководству проверяемого подразделения;
  • решение спорных вопросов своего уровня и представление нерешенных спорных вопросов представителю руководства;
  • составление отчетных документов по итогам аудита;
  • контроль внедрения корректирующих действий;
  • проверка эффективности корректирующих действий;
  • проведение итогового совещания;
  • передача (рассылка) документов по внутреннему аудиту;
  • хранение и ведение документации по аудиту до сдачи в БУСК.
Полномочия:
  • получать всю информацию, необходимую для проведения аудита;
  • принимать решения по вопросам организации проведения аудита и оценки его результатов;
  • контролировать внедрение корректирующих действий;
  • назначать дополнительный аудит для проверки эффективности корректирующих действий по устранению отклонений, выявленных в ходе аудита.

Организация внутреннего аудита на предприятии

Данный вид системы контроля направлен на изучение внутренней документации и процессов, которые происходят в том или ином отделе компании. Внутренний аудит не касается внешней деятельности компании, а относится к работе штата или развитию маркетинговых планов, к оценке эффективности составления отчетности и другой документации. Для старта проверки необходимо использовать силы внутреннего штата или воспользоваться аутсорсингом. Существуют законодательные нормы, по которым регулируется процесс:

  1. Для соблюдения законодательства нужно придерживаться национальных стандартов ФСАД и международных правил МСВА.
  2. Форма № 307-ФЗ.

Чем отличается от внутреннего контроля

Проверка и внутренний контроль – одна из обязательных процедур для всех государственных учреждений. Задача этой работы заключается в изучении документации и обнаружении ошибок в разных звеньях компании. Заказчику (им выступает управленческий аппарат) предоставляется отчет. А внутренний аудит направлен на обнаружение ошибок и анализ методов их исправления в той или иной организации, то есть, аудиторская процедура является более глубоким понятием.

Функции отдела аудита

По решению менеджмента может быть открыт отдел аудита на государственном и частном предприятии. Вся информация по отчетности должна предоставляться незамедлительно по требованию. Данный контроль выполняет ряд следующих проверок:

  • состояния активов (общая ревизия, включая анализ их реструктуризации, потоков, распределения между подразделениями и другое).
  • финансовой деятельности, включая состояние задолженностей, наличие долговых обязательств, их обслуживание (предварительно разрабатываются критерии для грамотного анализа).
  • распределения финансовых потоков и прибыли (сколько средств тратится на рекламу, на сотрудников, на те или иные отделы с целью минимизации лишних затрат).

Как элемента управления предприятием

Внутренний аудит как элемент управления предприятием – это распространенное явление. Ведь по нормативной базе данный отдел или специалист не только осуществляет проверку надежности финансовой системы организации, но и занимается решением всех возникших проблем. Все обнаруженные недочеты передаются линейному руководству. Квалификация аудитора позволяет ему при информационном обеспечении составлять детальный план по оптимизации деятельности организации.

При реорганизации компании

Ряд контрольных процедур по анализу деятельности компании может проводиться при реорганизации, банкротстве или ликвидации предприятия с целью оценки массива активов, их возможностей и влияния. Список аудиторских мероприятий направлен исключительно на оздоровление финансового состояния компании. При банкротстве внутренний аудит направлен на изучение статей расходов, доходов с целью оптимизации трат, разработки плана продажи активов для погашения долга. Ряд аудиторских рекомендаций поможет разработать план по сокращению расходов и выходу из финансового кризиса.

Улучшение финансово-экономической деятельности предприятия

Процедура направлена на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Инструмент оценки в данном случае – показатель чистой прибыли, выручки, трат. Отдел аудита работает с целью отобразить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчетности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией. Ведь сущность деятельности аудиторского менеджмента заключается в анализе письменных документов, отчетов.

Этапы внутреннего аудита

Поставленные управленческие задачи перед руководством должны выполняться с целью оптимизации работы компании. Для этого и проводится анализ управленческого учета, бухгалтерии, общей деятельности сотрудников. Для достижения максимальной эффективности процедура аудита делится на этапы:

  1. Подготовка стратегического плана (методы подготовки основываются на нормативной документации, соответствуют государственным нормам).
  2. Разработка стандартов.
  3. Анализ документации.
  4. Оценка активов.
  5. Проверка техники безопасности, других процессов, которые с ней связаны.
  6. Составление независимой оценки.
  7. Поиск решений возникших проблем, составления плана их исправления.

Приказ о проведении аудиторской проверки

В законе не прописаны четкие сроки, периоды проведения, поэтому ее необходимость является лишь желанием менеджмента (зависит от финансовой деятельности предприятия). Приказ о проведении аудиторской проверки составляется по нормативным образцам. Указываются:

  • Законодательные нормы, на которые опирается управление при заказе проверки (N 161-ФЗ, N 119-ФЗ от 2001, 2002 года).
  • Исполнитель проверки, сроки, функции, тип (это может быть технологический, функциональный аудит, контроль реорганизации, банкротства).

Разработка плана и программы проверки

Полная разработка процесса проверки ведется не руководителями, а непосредственной командой аудиторов. План будущей процедуры является составной частью договора, поэтому его составление проводится еще на стадии подготовки. Факторы развития компании, процессов управления всегда включены в основные пункты. Что учитывается при составлении плана:

  • вид бухгалтерского учета;
  • финансовая деятельность лица, которое подвергается проверке (экономические факторы, компетентность должностных лиц);
  • насколько деятельность связана с риском;
  • определение периода работ (временные рамки и ключевые условия);
  • координацию работ;
  • аспекты, которые будут влиять на выводы и итоговую отчетность.

Процедура внутреннего аудита

Любая проверка проводится по принципу независимости, что гарантирует объективность и информативную точность, исключая корыстные цели исполнителей. Изначально составляется план на основании вышеперечисленных профессиональных стандартов. Перед этим формируется команда согласно профессиональной этике и установленным правилам (аудитор должен быть независимым лицом).

Далее готовится блок информации, на основании которой и проводится вся работа на структурных подразделениях в управлении компании. К ней относят отчетные документы, штатные расписания, квитанции, акты выполненных работ, данные о закупках, продажах и многое другое. Под финансовым контролем находится каждый процесс внутри организации, лишь после этого составляются цифры и выносится соответствующий вердикт с прогнозом и планом решения проблем.

Составление отчетов и аудиторского заключения для руководства

Аудитор подготавливает отчет, который передается руководству и непосредственному заказчику (это может быть и министерство, и иные ветви власти). Преимуществом документа является наличие информативных, объективных данных относительно финансовых показателей компании, методов улучшения этих показателей. Учитывая количество способов контроля, план состоит из трех объемных частей:

  1. Первый блок является вводным, где описываются поставленные задачи, методы их решения, принцип работы команды, общие выводы.
  2. Далее описываются пункты, над которыми углубленно работали специалисты.
  3. В заключительной части выдаются выводы, прогнозы, методы решения проблем.

Проведение внутреннего аудита на предприятии

Программа внутреннего анализа предприятия составляется параллельно с планом, имеет свободную форму. Все пункты, подразделы вписываются в соответствии с поставленными задачами. Данная проверка делится на три этапа: подготовительный, сбор данных, составление выводов. В проверке принимают участие все специалисты аудиторского отдела. Обязательно формируется чек-лист. Проводится:

  • контроль остатков на балансе;
  • изучение отчетности;
  • арифметическая и нормативная проверка;
  • калькуляция и свод цифр;
  • хронологический свод (проверка совпадений дат и сроков);
  • изучение отдельных документов юридическими специалистами.

Аудит кассы и расчетных операций

Задача аудита кассы, расчетных операций заключается в том, чтобы сверить нормативную документацию с бухгалтерской отчетностью, проверить их точность, законность, прозрачность ведения документации. Это необходимо для того, чтобы избежать возможной ответственности перед налоговой службой, проверкой. Нормы ведения бухгалтерии описаны в указе ЦБ РФ №40.

Задача каждого специалиста – это грамотное составление финансовых документов (актов, квитанций, учета потока денежных средств). Среди основных нарушений можно выделить неправильный контроль кассовых сбережений, неверный учет прихода, расхода, ошибки в оформлении документов на оплату, выдачу заработной платы, отсутствие квитанции за те или иные операции.

Аудит основных средств и нематериальных активов

Порядок проведения данного контроля составляется на основании данных о наличии, передаче в актив компании тех или иных средств или нематериального владения (патенты, сертификация, акции). Изначально изучаются условия хранения средств, их наличие, объемы, структура. После этого составляется анализ по амортизации средств, финансовых затратах при хранении, обслуживании. Нематериальные активы изучаются на основании внутрифирменных стандартов, выписываются в отчетность с оценкой инвестиционной привлекательности, вероятной прибыли (трат).

Аудиторская проверка материальных ценностей

Учет, проверка материальных ценностей на том или ином предприятии проводится часто, входит в список общих условий проведения аудита. Процедура необходима для:

  • оценки эффективности бизнес-процессов;
  • изучения условий хранения;
  • эксплуатации активов.

Государственные компании, перешедшие под контроль современного менеджмента, часто имеют проблемные активы, оставшиеся после развала СССР. Практика проведения проверки популярна, она определяет, какие активы крупных частных или государственных компаний являются нерентабельными. При грамотном составлении анализа специалист может составить план вывода актива из кризиса. Эта работа нужна для общей инвентаризации, проверке объемов активов.

Проверка финансовых результатов и капитала предприятия

Положительным моментом проведения проверки финансовых результатов является возможность избежать риска налоговых штрафов. Редко когда менеджмент предприятия заказывает анализ капитала предприятия без оценки отчетности. В процедуру входит изучение денежных активов, оборота, формируются точные показатели прибыльности, выручки, формируется убыток по кварталам, месяцам. Это помогает руководству оценить всю финансовую ситуацию в организации, выделить для себя перспективные направления деятельности.

В задачи входит формирование стратегии будущего развития, составление детального плана по вероятной прибыли (составляется прогноз на основании данных рынка, текущих показателей компании). Финансовые результаты составляются на основании показателей продаж, объемов производства, курса валют, активов. Специалисты определяют достоверность информации, сравнивают документацию, подтверждают ее точность или указывают на ошибки.

Аудит финансовой отчетности

Изучение и проверка финансовой отчетности – важный параметр при проведении аудита. Финансовая документация формируется соответствующим отделом на предприятии. На основании этих документов подается налоговая отчетность. Если в обороте компании находятся сотни тысяч долларов, то малейшее отклонение или ошибка в отчетности может привести к штрафным санкциям со стороны налоговой службы.

Во избежание аудиторского риска все работы ведутся только с актуальной документацией, информацией, подтвержденной на момент проверки. Среди аудиторов должны быть юридически грамотные специалисты, владеющие данными о законодательстве, всех изменениях, которые проводятся в сфере налоговых начислений, бухгалтерских отчетов. Только так заказчик может быть уверен в том, что получит объективный, точный результат (оценку финансовой отчетности).

Программа и график проведения внутреннего аудита

Планирование проверки — это один из очень важных этапов подготовки. В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.

Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  1. Главная цель проведения внутреннего аудита.
  2. Область применения.
  3. Определения и сокращения.
  4. Данные о дополнительных документах.
  5. Перечень ответственных за применение.
  6. Описание процесса проведения аудита.
  7. График и периодичность контрольных проверок.
  8. Подготовка детального плана аудита.
  9. Подготовка необходимых документов.
  10. Последовательность сбора информации.
  11. Нюансы подготовки итоговой отчетности.

У нас доступен для скачивания график-план проведения внутреннего аудита (пример).

Программа проведения внутреннего аудита (пример)

Программа проведения внутреннего аудита — 1 Программа проведения внутреннего аудита — 2 Программа проведения внутреннего аудита — 3 Программа проведения внутреннего аудита — 4 Программа проведения внутреннего аудита — 5 Программа проведения внутреннего аудита — 6 Программа проведения внутреннего аудита — 7 Программа проведения внутреннего аудита — 8 Каждая компания в праве задавать свои критерии проверки в рамках действующего законодательства. При этом многие организации составляют свои графики, программы и планы, основываясь на успешном опыте других предприятий. Это же правило действует и в рамках организационно-методической подготовки.

Методики

Для получения достоверных результатов проверки во время аудиторского контроля необходимо придерживаться определенной методики проведения внутреннего аудита на предприятии. Необходимо заранее определить методы, планируемые для использования аудиторами и создать из них единую систему проведения, отталкиваясь от программы и плана проверки.

Допустимы такие методы:

  • Контрольное сличение остатков
  • Составление обратных калькуляций
  • Общенаучные и научно-практические
  • Хронологический и сравнительный анализ
  • Восстановление учетных записей по документам
  • Методы документальной и фактической проверки
  • Формальная, арифметическая и нормативная проверка
  • Проверка документации определенного хозяйственного процесса
  • Изучение конкретного документа или ряда взаимосвязанных данных.

Методов на практике значительно больше, сюда входят опрос и наблюдение, доказательство и оценивание, а также ряд других приемов, причем за их выбор ответственны аудиторы.

Проведение внутреннего внутреннего кадрового аудита в организации рассмотрено в этом видео:

Организация проведения

Процедура проведения аудиторского контроля должна быть четко организована для исключения ошибок в работе самых проверяющих. Качественная организация деятельности аудиторов позволяет сделать контроль простым, быстрым и эффективным.

Подготовка

Проведение ВА всегда начинается с подготовки. Первым пунктом ежегодного контроля является соответствующее распоряжение руководства. Далее идет привлечение сторонней компании или формирование аудиторского штата из числа сотрудников. При наличии в организации уже созданной службы внутреннего аудита в приказе отражаются данные на проведение подготовки проверки и конкретные сроки.

Далее важным пунктом является планирование предстоящего аудита. На основании конкретной программы и плана выбираются адекватные методы, производится подготовка необходимой документации и окончательно определяются сроки ВА.

Приказ и соглашение

Приказ о проведении ВА выпускается непосредственным руководителей компании. Часто выпускаются 2 приказа — один на составление плана и программы аудитов, другой на начало их проведения. Поэтому непосредственным документом для начала действия является тот, который содержит в себе такие данные:

  1. Даты начала и сроки проведения проверок.
  2. Указание ответственных аудиторов и специалистов.
  3. Описание предоставляемых условий для проведения ВА.
  4. Меры, принятые для контроля за проведением аудиторской проверки.

Приказ на проведение внутреннего аудита в организации вы можете скачать .

Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)

Приказ о проведении внутреннего аудита — 1 Приказ о проведении внутреннего аудита — 2 Когда внутренний аудит проводится силами сторонней компании к приказу необходимо добавить соглашение. Только на основание этого документа возможно подписание договора на проведение ВА.

Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.

Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:

Правила

Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.

В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:

  1. Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  2. Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  3. Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.

Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

Далее рассмотрим алгоритм и этапы проведения внутреннего аудита.

Пошаговые этапы

На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:

  1. Предварительная подготовка.
  2. Сбор аудиторских доказательств.
  3. Оформление результатов проверки.

Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.

  • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
  • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
  • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.

Результаты осуществления

  • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается сводный отчет или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения. Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.
  • Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура. Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.
  • Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем. Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.

При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о чек-листе!). Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы службы ВА.

Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео: