Вновь созданный

На кого возложена обязанность по составлению бухотчетности?

Составление бухгалтерской отчетности и представление ее в контролирующие органы — непременное условие для тех экономических субъектов, которые в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ) должны вести бухучет.

Подробнее о нормах и положениях, прописанных в указанном выше законе, можно прочитать в этой рубрике.

А вести его обязаны практически все организации независимо от масштабов деятельности, организационно-правовой формы собственности и выбранного режима налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Индивидуальные предприниматели и структурные подразделения зарубежных компаний освобождены от обязанности по сдаче бухотчетности в том случае, если они ведут корректный налоговый учет доходов, расходов и прочих объектов налогообложения.

Несдача и несвоевременная сдача любых отчетов чревата печальными последствиями. Так, если предприятие забудет сдать формы бухгалтерской отчетности в инспекцию, то на саму организацию будет наложен штраф в размере 200 руб. за каждую форму, а на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Штрафы за непредставление бухотчетности в Росстат еще более внушительны: от 20 тыс. до 70 тыс. руб. на организацию и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. на должностных лиц. И это только при первичном нарушении. Повторная «забывчивость» грозит уже суммами от 100 тыс. до 150 тыс. руб. на компанию и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. на должностное лицо.

Как дата регистрации влияет на обязанность представить бухотчетность в контролирующие органы?

В общем случае отчетным периодом для бухгалтерской отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря. Данный период будет несколько отличаться у компаний, зарегистрировавшихся или реорганизующихся/ликвидирующихся в течение года.

О том, как составить ликвидационный баланс, можно узнать из статьи «Ликвидационный баланс — пример нулевого баланса по новой форме».

Важной датой для вновь созданных юридических лиц является 30 сентября:

  • Если регистрация произошла до этой даты, то отчитаться придется уже за текущий год. Отчетным для новичка станет период с момента регистрации по 31 декабря. Сдать бухотчетность в налоговую инспекцию и Росстат придется до 31 марта года, следующего за годом создания.
  • Если внесение записи в ЕГРЮЛ произошло после 30 сентября, то отчетным для такой организации станет период с момента регистрации по 31 декабря следующего года. Таким образом, представить бухгалтерскую отчетность в контролирующие органы нужно будет только через год после создания, но также до 31 марта.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! Ч. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ не запрещает вновь зарегистрированным экономическим субъектам отчитаться и за текущий год, если они были созданы после 30 сентября. То есть у таких предприятий существует выбор, каким будет их первый отчетный период.

Из чего состоит бухотчетность вновь зарегистрированных юрлиц?

Состав бухотчетности вновь созданных экономических субъектов мало чем отличается от отчетности прочих лиц. Так, сюда входят:

* Исключительно для некоммерческих организаций.

Все указанные формы утверждены приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н.

ВНИМАНИЕ! С 01.06.2019 года приказ №66н действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 №61н, согласно которому все бланки бухотчетности скорректированы. Подробнее о внесенных изменениях читайте .

У тех организаций, к которым применимо понятие субъекта малого предпринимательства (по численности персонала, выручке, видам осуществляемой деятельности и пр.), есть небольшие послабления: они вправе сдавать лишь баланс и отчет о финрезультатах. Причем оформлять эти отчеты можно по упрощенным формам, утвержденным вышеупомянутым приказом Минфина. Такое право предоставлено п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

ВАЖНО! Организациям, которые подпадают под критерии субъектов малого бизнеса, но при этом подлежат обязательному аудиту — ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб., АО, ПАО — законодательство запрещает отчитываться по упрощенным формам (п. 1 ч. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

Всю необходимую информацию об обязательном аудите можно найти в статье «Обязательный аудит — основные критерии».

Итоги

Сдавать бухгалтерскую отчетность обязаны практически все юридические лица. Несдача форм в контролирующие органы грозит немаленькими штрафами. Сдавать или не сдавать баланс и другие бухотчеты за текущий год у новичков будет зависеть от того, в какой момент было зарегистрировано предприятие — до 30 сентября или после этой даты. Состав бухгалтерской отчетности по большей части зависит от того, является ли юрлицо субъектом малого бизнеса или нет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Гражданский кодекс РФ (ст.219) и п.1 с. 25 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее «Закон от регистрации») п.1 ст.25 содержат понятие «создаваемый объект недвижимого имущества». Использование в этих случаях слова «создаваемый», а не «созданный» не случайно. Очевидно, что этим термином, в данном случае, охватывается как объект, строительство которого закончено, так и объект, находящийся в процессе строительства.

Подтверждением этому служат п.п. 2-4 ст. 25 Закона о регистрации, в которых говорится о регистрации прав на объект незавершенного строительства. Однако регистрация прав на незавершенный объект обладает существенной спецификой, в связи с чем вопрос о понятии объекта незавершенного строительства в данной статье не рассматривается. Речь пойдет о понятии вновь созданного объекта недвижимости, т.е. объекта, строительство которого завершено. Вопрос о понятии такого объекта практически сводится к тому, с какого и до какого момента объект недвижимости может считаться вновь созданным.

Первая часть вопроса состоит в том, когда объект теряет статус незавершенного строительства и становится вновь созданным объектом недвижимости. Дело в том, что строительные работы на объекте (в частности, отделка, благоустройство территории и т.п.) могут продолжаться весьма длительное время после того, как объект фактически начинает использоваться по установленному проектом назначению. В то же время с момента окончания всех строительных работ, предусмотренных проектом, до момента начала использования объекта, может пройти весьма значительный промежуток времени. Таким образом, момент создания объекта недвижимости, как представляется, нельзя связывать ни с моментом начала его фактического использования, ни с моментом фактического окончания строительных работ. Для этой цели должен использоваться иной, формальный критерий, состоящий в удостоверении возможности эксплуатации объекта компетентным субъектом.

До введения в действие нового Градостроительного кодекса РФ (1 января 2005 года) такое удостоверение осуществлялось путем приемки объекта в эксплуатацию уполномоченными на это комиссиями. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 года № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительных объектов» (в редакции Постановления Совмина СССР от 30.12.1988г., № 1485), приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов производилось государственными приемочными комиссиями. Этим же постановлением был установлен порядок формирования и состав этих комиссий в зависимости от принимаемых объектов.

В соответствии с п.8 указанного Постановления, датой ввода объекта в эксплуатацию считалась дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Таким образом, юридически объект считался созданным с даты подписания такого акта. До подписания акта, независимо от его фактического состояния, объект относился к незавершенным, а проведение каких-либо работ после даты подписания акта не могло влиять на юридическое определение срока окончания строительства.
Последнее положение имеет весьма существенное значение для определения круга лиц, которые приобретают первичное право на вновь созданный объект. Основанием возникновения права собственности на вновь созданный объект является участие в деятельности по его созданию. Деятельность же по созданию объекта может иметь место лишь до того момента, когда объект юридически создан. Поэтому не могли быть признаны участниками создания объекта лица, которые приняли участие в тех работах, которые проводились после приемки объекта в эксплуатацию.

Следует отметить, что, несмотря на то, что новым Градостроительным кодексом порядок удостоверения факта окончания строительства весьма существенно изменен, в отношении объектов, принятых в эксплуатацию до 1 января 2005 года, документом, который может свидетельствовать о юридическом окончании создания объекта недвижимости остается акт приемки в эксплуатацию. Регистратор не вправе требовать документы, предусмотренные новым Градостроительным кодексом, если производится регистрация прав на новый объект, принятый в эксплуатацию до введения в действие этого кодекса.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса документом, свидетельствующим о возникновении нового объекта недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой «документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации». Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта.

Для получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан приложить ряд документов, в числе которых указан акт приемки объекта капитального строительства (подпункт 4 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса). Однако такой акт требуется лишь в случае осуществления строительства или реконструкции на основании договора, и свидетельствует лишь о том, что отношения между заказчиком (застройщиком) и подрядчиком урегулированы.
Таким образом, в настоящее время моментом юридического окончания строительства объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вторая часть вопроса состоит в определении момента, до которого объект должен считаться вновь созданным. Законодательство также не содержит прямого ответа на данный вопрос, однако анализ положений закона позволяет достаточно легко определить момент, когда объект перестает быть в юридическом понимании вновь созданным. Этим моментом является возникновение права на объект у первичного правообладателя. Понятие вновь создаваемого объекта недвижимости (ст.219 ГК РФ, ст.25 Закона о регистрации) и более общее понятие «новой вещи» (п.1 ст.218 ГК РФ) используются в законодательстве лишь применительно к вопросу о возникновении права на такие объекты. Исходя из этого, после того как право на объект возникло, он не может считаться вновь созданным, а приобретает статус «имущества, которое имеет собственника», приобретение прав на которое регулируется иными нормами (п.2 ст.218 ГК РФ).

Итак, объект считается вновь созданным с момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо с момента его приемки в эксплуатацию в установленном законодательством порядке (если соответствующий акт утвержден до 1 января 2005 года) до момента возникновения права на него у первичного правообладателя.

Здесь момент утраты объектом статуса вновь созданного связан с именно возникновением права на объект, а не с регистрацией этого права по нескольким причинам. Во-первых, возникновение права на новый объект связано с регистрацией только в отношении объектов, созданных позднее 1994 года. Во-вторых, осуществление регистрации права лица на новый объект в некоторых случаях может не означать возникновения у него этого права. В соответствии со ст.2 Закона эта регистрация может быть признана недействительной судом. И если это произойдет, то право на объект не может считаться возникшим. После аннулирования записи о регистрации объект вновь приобретает статус вновь созданного.
Мы определили временной период существования объекта как вновь созданного. Второй аспект проблемы определения данного понятия — установление, каким образом могут возникать новые объекты. И здесь все вновь созданные объекты можно разделить на две группы:

1.объекты нового строительства и
2.объекты, созданные в результате преобразования ранее существовавших объектов.

Отнесение объектов недвижимости к новому строительству особых проблем не вызывает. Для классификации объекта как вновь построенного достаточно установить, что он был возведен без использования каких-либо конструктивных элементов ранее существовавших объектов недвижимости.
Что же касается второй группы объектов, то здесь вариантов значительно больше, а главный вопрос состоит в том, в каком случае изменение ранее существовавшего объекта превращает его в объект, имеющий статус вновь созданного. Гражданский кодекс, к сожалению, не содержит ответа на этот вопрос применительно к недвижимому имуществу. Применительно к движимым вещам имеется понятие переработки (ст.220 ГК РФ), однако, предлагаемые в этой статье критерии не могут быть применены в большинстве случаев создания недвижимого имущества.

Вместе с тем, очевидно, что новым может быть признан лишь такой объект, который образовался в результате существенного видоизменения ранее существовавшего. Критерии же существенности изменений должны носить технический характер и находиться в сфере таких отраслей, как архитектура и строительство.
В документах, регламентирующих строительную и архитектурную деятельность, различаются такие два понятия, как капитальный ремонт и реконструкция. При этом в результате осуществления реконструкции всегда возникает новый объект, а капитальный ремонт к появлению нового объекта не приводит.

Проводя грань между понятиями капитального ремонта и реконструкции, Главгосархстройнадзор России определял реконструкцию как «комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг». Таким образом, в отличие от капитального ремонта, который направлен на сохранение объекта в его прежнем качестве ( «ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного обеспечения, а также поддержки эксплуатационных показателей»), реконструкция направлена на создание новых качеств объекта (изменение основных технико-экономических показателей).

В настоящее время Градостроительным кодексом РФ (п. 14 ст. 1) определены понятия строительства и реконструкции, которая определяется как «изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения».

Представляется важным отметить, что, по нашему мнению, установление факта реконструкции, независимо от ее объема и стоимости, во всех случаях должно влечь требование о регистрации права на объект, как на вновь созданный. Даже если изменение параметров объекта в результате реконструкции незначительно по сравнению с прежними характеристиками объекта, следует признать, что прежний объект перестал существовать и возник новый.
Однако нельзя во всех случаях, когда изменились указанные в законе характеристики объекта, требовать регистрации прав на новый объект. Практика показывает, что такие изменения могут происходить не только в результате реконструкции, но и в процессе капитального или даже текущего ремонта. Например, общая площадь здания может измениться за счет снятия (или установки) обшивки стен, внутренней перепланировки и пр. В этих случаях изменения характеристик здания не свидетельствуют о создании нового объекта, а сведения об этом могут быть внесены в ЕГРП как записи об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права (раздел VII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Вместе с тем, поскольку изменение технических характеристик объекта может свидетельствовать о произведенной реконструкции, регистрирующий орган во всяком случае установления изменения характеристик объекта должен установить, в результате чего эти изменения произошли, т.к. от этого зависит порядок действий как заявителя, так регистрирующего органа. Источником же такой информации могут быть документы, выдаваемые органами технической инвентаризации и кадастрового учета, которые во всех случаях изменения характеристик объекта должны указывать причины этих изменений. Изучение практики в Санкт-Петербурге показало, что основным критерием для признания объекта вновь созданным при изменении его характеристик является изменение внешних границ объекта. При этом объект считается созданным вновь во всех случаях, когда его внешние границы изменились, независимо от значительности этих изменений. Данный критерий применяется как к зданиям и сооружениям, так и к помещениям.

В целом такой подход следует признать правильным, но с некоторыми оговорками. Не вызывает возражений утверждение, что при всяком изменении внешних границ объект должен признаваться вновь созданным. Однако был бы неверен обратный тезис, что объект, созданный в результате реконструкции, не может сохранить те же внешние границы, поскольку не исключено, что в рамках этих границ будет осуществлена полная реконструкция объекта. Примером может служить реконструкция домов старого фонда, которая, как правило, проводится при сохранении внешнего облика (а значит и внешних границ) здания. При реконструкции объектов производственного и складского назначения весьма широко практикуется увеличение используемых площадей здания за счет их внутреннего объема путем возведения так называемых антресолей и формирования двух этажей в пространстве, занимаемом одним этажом и т.п. Вполне очевидно, что и здесь мы имеем дело с реконструкцией и созданием нового объекта.

Кроме того, следует отметить, что не всегда однозначно трактуется само понятие «внешних границ». По нашему мнению, под внешними границами следует понимать не только границы объекта на плоскости земельного участка, но и его объемные границы. Так, вполне очевидно, что как пристройка, так и надстройка здания влекут возникновение нового объекта.

Выводом из всех предшествующих рассуждений является необходимость закрепления в нормативных актах критериев существенности изменения объектов, позволяющих отнести преобразованный объект к вновь созданным. Данный вопрос вряд ли относится к предмету гражданского законодательства. Его решение должно содержаться в Законе «О техническом и кадастровом учете объектов недвижимости», с конкретизацией в специальных документах Правительства и Госстроя РФ. Формулировка закона при этом могла бы выглядеть следующим образом:
«Объект недвижимого имущества признается вновь создаваемым, если он создается без использования конструктивных элементов ранее существовавших объектов недвижимости, либо создается в результате реконструкции ранее существовавшего объекта.
Объект недвижимости признается вновь создаваемым во всяком случае изменения его внешних границ по сравнению с ранее существовавшим объектом.»

Автором не разделяется точка зрения, согласно которой вновь созданный объект недвижимости существует только с момента регистрации права на него.
Существует также мнение, что это относится только к объектам, которые созданы после 31.01.1998 г. — даты введения в действие Закона о регистрации. Однако данная позиция представляется неправильной, поскольку, с одной стороны, норма ст.219 ГК РФ действовала с 1995 г., а, с другой стороны, Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 21.10.1994 г., в статье 8 установил, что до введения в действие Закона о регистрации применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Таким образом, если право на объект, созданный в 1995г. и позже, не зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации, либо в порядке, действовавшем в месте нахождения объекта, то право на такой объект не может считаться возникшим.

Инструктивное письмо от 28.04.94г. № 18-14/63 Главной инспекции государственного архитектурного строительного надзора Российской Федерации (в настоящее время документ не действует, как не прошедший регистрацию в Минюсте там же.

Алексеев В. А., руководитель адвокатского агенства «Алексеев, Загараев и партнеры»,

доктор юридических наук.

Правильно.
При формировании годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетным периодом (отчетным годом) считают календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Исключение составляют случаи создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации организации по 31 декабря того же календарного года включительно (ч. 2 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
Однако в случае, когда государственная регистрация экономического субъекта (за исключением кредитной организации) была произведена после 30 сентября, первым отчетным годом будет являться период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно, если иное не установлено экономическим субъектом (ч. 3 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, в соответствии с нормами Закона N 402-ФЗ организации, образованные после 30 сентября текущего года, должны самостоятельно определить период времени, который будет признаваться для них первым отчетным годом.

Когда уже все регистрационные процедуры были проведены, возникают вопросы:
• с чего начать бухгалтерский учет на предприятии?
• нужно ли утверждать какие-то приказы?
• когда именно необходимо составить приказ об учетной политике?
Ответы на данные вопросы рассмотрим далее

Ответы на вопросы касательно того, как начать бухучет на вновь созданном предприятии и в чьей это компетенции, предоставляет, как ни странно, Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете). Итак, начнем с основных правил.

ПРАВИЛО 1. Вопросы организации бухучета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами (ч. 2 ст. 8 Закона о бухучете).

То есть собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием, должен организовать бухучет и обеспечить фиксирование фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров.

Если мы говорим об ООО (как организационно-правовой форме большинства предприятий), то органами его управления являются (ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275-VIII):

  • общее собрание участников (высший орган управления обществом);
  • наблюдательный совет (в случае создания);
  • исполнительный орган (коллегиальный — дирекция или единоличный — директор).

Однако в ст. 8 Закона о бухучете четко не указано, какой именно орган должен заниматься вопросами организации бухучета. Следовательно, нужно выбрать: директор или наблюдательный совет либо общее собрание. Понятно, что общее собрание вряд ли будет заниматься утверждением всех приказов. Проще и быстрее получить подпись директора, нежели решение общего собрания или наблюдательного совета. Но для этого в уставе предприятия и/или трудовом договоре (контракте), если он заключался в письменной форме, должны быть зафикированы соответствующие полномочия директора.

Как правило, так и происходит. В частности, в уставе общества среди прочего прописывают и право касательно организации бухгалтерского учета. Например: «…решать все иные вопросы деятельности Общества, за исключением вопросов, решение которых отнесено к компетенции других органов Общества».

ПРАВИЛО 2. Выбираем форму организации бухгалтерского учета.

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете):

  • Введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.

Форма организации бухучета определяется в приказе об учетной политике предприятия.

Главный бухгалтер или лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, определяется приказом руководителя и в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете:

  • обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности;
  • организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
  • участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;
  • обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и прочих обособленных подразделениях предприятия (см. письмо Минфина от 14.06.2007 г. № 31-34000-30-10/12241).

При этом стоит учесть, что вариант организации бухучета, по которому его ведение и составление финансовой отчетности осуществляются непосредственно собственником или руководителем предприятия при введении в штат предприятия должности бухгалтера, Законом о бухучете не предусмотрен. В таком случае предприятию необходимо выбрать одну из форм организации бухучета, приведенную в Законе о бухучете. На это обращает внимание и Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310.

Обратите внимание

В случае если лицо работает на предприятии бухгалтером, за что получает заработную плату, то такое же лицо, как ФЛП, не может получить предпринимательский доход на этом же предприятии от предоставления бухгалтерских услуг. Более подробно об этом см. в статье «Может ли ФЛП, который предоставляет бухгалтерские услуги, работать в штате бухгалтером предприятия» газеты № 98/2016.

  • Пользование услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного как предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юрлица.

Данные правоотношения должны быть урегулированы соответствующим договором между сторонами.

  • Ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности.

При таком варианте, если предприятие желает видеть в финотчетности подпись представителя аудиторской фирмы, то это возможно. В частности, Минфин не исключает возможности подписания представителями фирмы, предоставляющей бухгалтерские услуги на договорных началах (письмо Минфина Украины от 22.02.2010 г. № 31-34000-10-16/3801). Более подробно об этом см. в статье «Аудиторская фирма ведет учет на предприятии: кто подписывает кассовые документы и отчетность» газеты № 209/2017.

  • Самостоятельное ведение бухучета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия.

Ведение бухучета директором предприятия не предусматривает наличия должности бухгалтера. Соответственно, если на предприятии есть бухгалтер, то обязанность касательно ведения бухучета и составления отчетности возлагается на него. Такое мнение высказал Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310. Детальнее об этом см. в статье «На предприятии одно лицо — директор: можно ли единолично вести бухучет, подписывать кассовые документы и налоговую отчетность» газеты № 45/2013.

Важно

Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

ПРАВИЛО 3. Утверждаем приказ об учетной политике.

Организация бухгалтерского учета на предприятии включает самостоятельное определение предприятием учетной политики на основании НП(С)БУ и прочих нормативно-правовых актов по бухучету по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете; п. 1.2 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635, далее — Методрекомендации).

Напомним

Учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финотчетности (ст. 1 Закона о бухучете).

Для определения учетной политики на предприятии в п. 1.3 Методрекомендаций советуют в распорядительном документе об учетной политике указывать:

  • принципы, методы и процедуры, которые предприятие будет использовать для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности и касательно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрен более чем 1 их вариант;
  • предварительные оценки, которые предприятие будет применять с целью распределения расходов между соответствующими отчетными периодами.

Одновариантные методы оценки, учета и процедур в распорядительный документ об учетной политике включать нецелесообразно. Аналогичное мнение изложено Минфином в письме от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793.

Приказ об учетной политике обязательно нужно утверждать. Ведь неутверждение в документальной форме учетной политики на предприятии может рассматриваться контролерами как нарушение ст. 1642 КоАП. А это влечет за собой наложение штрафа от 136 грн до 255 грн, а за те же действия, совершенные лицом, в течение года подвергавшимся админвзысканию за одно из правонарушений, указанных в 1642 КоАП, — от 170 грн до 340 грн.

Следует ли утверждать приказ об учетной политике решением общего собрания? Мы считаем, что нет. Ведь если в Уставе прописаны полномочия директора организовать бухгалтерский учет на предприятии, то достаточно будет подписи последнего. В противном случае придется согласовывать приказ об учетной политике на общем собрании. Подробнее об этом см. в статье «Нужно ли утверждать приказ об учетной политике решением общего собрания участников» газеты № 1/2016.

Таким образом, основная задача приказа об учетной политике заключается в урегулировании вопросов, касательно которых существует свобода выбора. То есть не нужно дублировать абсолютно все учетные правила, которыми предприятие руководствуется согласно стандартам. Грамотно составленный приказ — это лаконичный и четко сформулированный перечень методов, показателей и учетных принципов, которые предприятие выбирает по своему усмотрению.

Более подробно о том, как правильно составить приказ об учетной политике и какие составляющие учетной политики должны быть в нем, читайте в статье «Приказ об учетной политике: все как следует» газеты № 244/2017.

С образцом приказа об учетной политике можно ознакомиться .

ПРАВИЛО 4. Начинаем вести бухучет на предприятии.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации (ч. 1 ст. 8 Закона о бухучете).

Итак, после утверждения приказа об учетной политике лицо, ответственное за ведение бухучета на предприятии, должно:

  • Отразить взносы в уставный капитал предприятия.

Учет уставного капитала предприятия осуществляется на счете 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал», а именно — на субсчете 401 «Уставный капитал».

Так, по кредиту счета 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» отражается увеличение зарегистрированного и паевого капитала, а также поступление взносов в объявленный, но еще не зарегистрированный уставный капитал, по дебету — его уменьшение (изъятие) (согласно Инструкции № 291).

Пока уставный капитал не оплачен учредителями (участниками), его учитывают на счете 46 «Неоплаченный капитал». Руководствуясь Инструкцией № 291, счет 46 предназначен для обобщения информации об изменениях в составе неоплаченного капитала предприятия. По дебету счета 46 отражается задолженность учредителей (участников) хозяйственного общества по взносам в уставный капитал предприятия, по кредиту — погашение задолженности по взносам в уставный капитал.

О тонкостях бухучета некоторых специфических взносов в уставный капитал читайте в публикациях:

  • «Взнос в уставный капитал предприятия: учет у эмитента» газеты № 108/2018;
  • «Взнос в уставный капитал, оценка и бухучет финансовой инвестиции у предприятия-инвестора» газеты № 116/2018;
  • «Взнос в уставный капитал до регистрации изменений в уставе: учетные последствия» газеты № 108/2018;
  • «Инвалютный взнос в уставный капитал: как считать курсовые разницы» газеты № 109/2018.
  • Оприходовать имеющиеся основные средства и запасы.

Вопросы приобретения и отражения в бухучете основных средств мы рассматривали в следующих публикациях:

  • «Основные средства: определение и классификация» газеты № 94/2017;
  • «Основные средства приобретены у нерезидента: бухучет курсовых разниц» газеты № 41/2016;
  • «Бесплатно получено основное средство: отражение в учете» газеты № 132/2016;
  • «Приобретение автомобиля у юрлица: учет и налогообложение» газеты № 148/2016.
  • Отразить расходы на регистрацию предприятия и прочие текущие расходы.

Расходы на создание предприятия не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 9 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). В частности, расходы на государственную регистрацию включаются в состав административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16).

  • Начисление и выплата заработной платы работникам вновь созданного предприятия.

О тонкостях отражения в учете заработной платы и налогообложения читайте в статье «Выплата аванса и зарплаты: бухучет и налогообложение» газеты № 144/2016.

  • Составление финансовой отчетности за первый отчетный период.

Отчетным периодом для составления отчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете).

Однако для вновь созданных предприятий данный период будет несколько иным. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о бухучете, первым отчетным периодом для «новичков» может быть:

1) период менее 12 месяцев. Его применяют в случае, если государственная регистрация предприятия произошла в течение года, а потому отчитываться о первых результатах хозяйственной деятельности вновь созданное предприятие должно за период с даты регистрации по последний день календарного года;

2) период не более 15 месяцев. Выбрать такой период для отчетности могут предприятия, которые были зарегистрированы в конце года в период с 1 октября по 31 декабря. Так, например, предприятие, зарегистрированное в октябре 2018 года, может не представлять годовой финансовой отчетности за 2018 год, а включить показатели октября, ноября и декабря в отчет уже за 2019 год (см. письмо Госкомпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332). Более подробно данный вопрос мы рассматривали в статье «Предоставление финотчетности вновь созданным предприятием: в какие сроки и каковы особенности» газеты № 78/2018.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»