Внешнеторговая бартерная сделка

Содержание

Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (Минюст N 1315 27.05.97)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 апреля 1997 года N 01-23/6678

МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 апреля 1997 года N 10-83/1355

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

от 2 апреля 1997 года N 07-26/768

ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных
сделок, предусматривающих перемещение товаров
через таможенную границу Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок», на основании Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливается следующий порядок осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок (далее — бартерных сделок), предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке осуществления контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, (далее Положение) устанавливает основные принципы обеспечения контроля за соблюдением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации, учет бартерных сделок, а также разграничивает полномочия органов, осуществляющих данный учет и контроль.

2. В целях организации контроля и учета бартерных сделок российские лица обязаны по каждому бартерному договору оформить в Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации либо в уполномоченных им органах паспорт бартерной сделки (далее — Паспорт), содержащий необходимые сведения о договоре, изложенные в установленной форме.

3. При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления Паспорта.

4. МВЭС России:
— осуществляет контроль при оформлении Паспорта за соответствием условий представляемых бартерных сделок требованиям Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации;
— при выдаче разрешений, предусмотренных п.3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209, определяет обоснованность превышения российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, сроков, установленных законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, а также выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
— дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности.

5. ГТК России обеспечивает:
— контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;
— автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе Паспортов и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров в счет исполнения бартерных сделок;
— проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия;
— осуществление информационного обмена с ВЭК России и МВЭС России.

6. ВЭК России:
— обеспечивает контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, а также, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводит проверки предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований на основании имеющейся информации и информации, полученной из ГТК России.

II. Контроль МВЭС России за исполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок

7. При оформлении Паспорта МВЭС России осуществляет контроль за выполнением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок.
Оформление, переоформление и выдача Паспорта, формирование и ведение базы данных Паспортов в МВЭС России, а также информационный обмен между МВЭС России и ГТК России осуществляются в соответствии с «Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок», утвержденным МВЭС России, ГТК России и Минфином России 03.12.96 NN 10-83/3225, 01-23/21497 и 01-14/197, зарегистрированным Минюстом России (регистрационный N 1213 от 17.12.96) (далее — Порядок оформления Паспортов).

8. В случаях, когда в соответствии с условиями договора ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусматривается осуществить с превышением сроков, установленных законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, либо если выполнение иностранным лицом встречного обязательства осуществляется способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, МВЭС России определяет обоснованность предусмотренных договором условий и выдает разрешение в соответствии с «Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» п.3″, утвержденным МВЭС России 13.03.97 N 10-83/897, ГТК России 04.03.97 N 01-23/4663 и ВЭК России 28.02.97 N 07-26/356 и согласованным с Банком России, зарегистрированным Минюстом России (регистрационный N 1296 от 24.04.97).

9. МВЭС России направляет в ГТК России и ВЭК России электронные формы паспортов бартерных сделок, предусмотренные Порядком оформления Паспортов, образцы оттисков печатей уполномоченных МВЭС России в регионах. Порядок и регламент информационного обмена определяются двусторонними соглашениями.

10. МВЭС России по заявлению заинтересованного лица рассматривает вопрос о признании обоснованными обстоятельств, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, и дает соответствующее заключение в соответствии с порядком, установленным совместно с ГТК России и ВЭК России по согласованию с Банком России.

III. Контроль таможенными органами Российской Федерации за исполнением бартерных сделок

11. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением российскими лицами требований, установленных нормативными актами в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров.

12. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением бартерных сделок при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по таким сделкам.

13. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, осуществляется при условии представления, наряду с иными документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, копии Паспорта.

14. Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в Паспорте, сведениям, заявленным в ГТД, условиям договора и информации, содержащейся в других имеющихся в их распоряжении документах, а также соответствие оттиска печати уполномоченного МВЭС России в регионе на Паспорте образцам оттисков печатей, полученных от ГТК России.
Таможенные органы не осуществляют выпуск товаров в следующих случаях:
— несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, указанным в Паспорте;
— представление договора мены, оформленного с нарушением требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 и иными актами законодательства Российской Федерации;
— несоответствие оттиска печати уполномоченного МВЭС России в регионе образцам оттисков, полученных от ГТК России;
— представление Паспорта и иных документов, используемых при осуществлении контроля за исполнением бартерных сделок, оформленных с нарушениями установленных требований.
Информацию о представленных Паспортах и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, направляет в ГТК России.

15. При отсутствии расхождений между документами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию Паспорта и удостоверяет свою подпись личной номерной печатью. Подписанные должностным лицом таможенного органа копии Паспортов вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможенного органа.

16. Информация о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, содержащаяся в ГТД, передается таможенными органами в ГНИВЦ ГТК России.

17. ГТК России с целью учета и контроля исполнения российскими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в части совершения бартерных сделок, обеспечивает формирование общего массива данных о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, его централизованную обработку и анализ в отношении каждого Паспорта.

18. В целях обеспечения контроля ВЭК России за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, ГТК России направляет в ВЭК России информацию о ввозе товаров по бартерным сделкам в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Порядок и регламент представления в ВЭК России указанной информации определяются двусторонним соглашением между ГТК России и ВЭК России.

19. ГНИВЦ ГТК России осуществляет автоматизированный контроль сведений, указанных в электронной форме ГТД на товары, перемещаемые по бартерным сделкам, данных электронной формы Паспорта, полученных от МВЭС России, проводит сопоставительный анализ данных ГТД о ввозе и вывозе товаров по каждому подписанному Паспорту и в случае выявления информации о нарушении установленных сроков или об неэквивалентных по стоимости встречных поставках товаров формирует информационные массивы возможных нарушений нормативных актов в области регулирования бартерных сделок по каждой экспортной отгрузке. Данную информацию с целью осуществления ее дальнейшей проверки ГНИВЦ ГТК России направляет в таможенный орган Российской Федерации, в регионе деятельности которого находится российское лицо, заключившее бартерную сделку.

20. На основании полученной из ГНИВЦ ГТК России информации о предполагаемом неисполнении российским лицом требования таможенного режима экспорта в части обеспечения ввоза товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, в установленные сроки таможенные органы осуществляют проверку полученных данных.
При обнаружении в ходе проверки признаков нарушений таможенных правил, выразившихся в несоблюдении требования об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо требования об обязательном зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке таможенные органы принимают решение о заведении дела о нарушении таможенных правил.

21. При наличии заключения МВЭС России, предусмотренного п.10 настоящего Положения, лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, обязано представить его таможенным органам. Указанное заключение оценивается должностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, наряду с другими доказательствами по делу о нарушении таможенных правил.

22. ГТК России направляет в МВЭС России информацию о всех Паспортах и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, для проведения проверок по данным фактам.

IV. Контроль ВЭК России за исполнением бартерных сделок

23. ВЭК России и уполномоченные им органы осуществляют контроль за исполнением бартерных сделок при проведении проверок российских лиц на основе имеющейся информации об оформленных в МВЭС России Паспортах на бартерные сделки, предусматривающие экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в обмен на ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также информации, получаемой из ГТК России о ввозе товаров в счет исполнения бартерных сделок, предусматривающих ввоз товаров в обмен на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, и о возможных нарушениях со стороны российских лиц.
Порядок и регламент представления в ВЭК России указанной информации определяются соглашениями с ГТК России и МВЭС России.

24. При проведении проверок российских лиц ВЭК России проверяет соответствие сведений, содержащихся в Паспорте, сведениям, указанным в иных документах, подтверждающих ввоз товаров, факт выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также соответствие оттиска печати уполномоченного МВЭС России в регионе на Паспорте образцам оттисков печатей, полученных от МВЭС России. Контроль за исполнением российскими лицами требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, осуществляется в соответствии с порядком, установленным ВЭК России совместно с ГТК России и МВЭС России по согласованию с Банком России.
При выявлении фактов оформления Паспортов и иных документов с нарушениями установленных требований ВЭК России направляет информацию об этом в МВЭС России для проведения проверок по данным фактам.

25. В случае подтверждения в результате проводимых проверок информации о неисполнении российскими лицами требования об обязательном ввозе в установленные сроки на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, ВЭК России принимает решение о привлечении российских лиц к ответственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

26. Для подготовки аналитических материалов, предусмотренных пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок», ВЭК России направляет в ГТК России информацию о результатах контроля, осуществляемого в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения. Порядок и регламент представления информации в ГТК России определяются двусторонним соглашением между ГТК России и ВЭК России.

V. Заключительные положения

27. ГТК России совместно с ВЭК России и МВЭС России не реже одного раза в полугодие представляют в Правительство Российской Федерации аналитические материалы о состоянии и результатах контроля за исполнением бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации В.А.Максимцев
Заместитель Министра
внешних экономических
связей и торговли
Российской Федерации М.А.Сарафанов
Заместитель
Руководителя
Федеральной службы
России по валютному
и экспортному
контролю А.В.Соболев
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
27 мая 1997 года
Регистрационный N 1315
Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Бартер – это такая форма безналичного расчета, при котором каждая сторона по договору выступает одновременно в роли продавца и покупателя. То есть бартер – это товарный обмен объемами товаров, равными по цене в соответствии с заключенным договором бартера.

Отметим, что в импортно-экспортном бартере товарообмен между сторонами сделки по договору производится без перерасчета денежных средств.

При бартере оплата за поставляемые товары осуществляется обязательно в товарной форме.

Когда нужны бартерные отношения

Бартер для предприятий и организаций – это форма взаимоотношений, где денежные средства остаются в обороте, но при этом не страдают бизнес-процессы.

Во многих ситуациях бартерная сделка гораздо привлекательнее денежных отношений. Например, затаривание складов компании вынуждает избавляться от излишков по заниженной цене, но при возможности обмена готового товара на сырье предприятие значительно выиграет.

Количество бартерных операций возрастает в период кризиса экономики, когда предприятиям необходимо поддерживать производственные циклы, но нет притока денежных средств. Фактически предприятия и компании переходят на взаимозачетные отношения, что позволяет совершать товарные операции без зависимости от скачков цен на энергоносители, курсы валют и прочие показатели. В этом случае кризисные издержки мало влияют на товарный (сырьевой) обмен. Бартер удобен для компаний-партнеров, состоящих в давних взаимоотношениях. Таким образом, минимизируются финансовые потери, особенно в системе мультивалютных операций.

Минусы бартерных сделок

К минусам относится сложность взаимных оценок товаров при обмене, товар оценивается не по самой прибыльной стоимости.

Бартер и Гражданский кодекс РФ

Бартер, бартерный обмен является гражданско-правовым договором, согласно которому одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне определённое имущество взамен обязательства другой стороны передать первой стороне имущество одинаковой стоимости.

Бартер и переход права собственности

Под бартерным обменом или бартером подразумевается такой договор мены, согласно которому происходит переход права собственности на объекты договора между сторонами сделки без использования средств платежа (например, денег).

Под бартерным обменом понимается обмен правом собственности на вещи; услуги, товары между юридическими лицами.

Виды бартеров

На практике различаю следующие виды бартера:

  • Закрытый бартер

  • Открытый бартер

  • Электронный бартер

Закрытый бартер

В закрытом бартере (закрытом обмене) в сделке участвуют две стороны; товар/услуга участника X обменивается исключительно на услугу/товар участника Y. Участники сделки связываются между собой по времени и ограничиваются обменом фиксированного объёма сделки.

Например: завтра меняем 100 кг бумаги на 10 окон.

Открытый бартер

В открытом бартере (открытом обмене):

  • может принимать участие больше 2 сторон;

  • услуга/товар Х может обмениваться на услуги/товары Y, Z,.. N в различных пропорциях;

  • обмен может проводиться в различное время.

Электронный бартер

Электронный бартер — производство бартерных сделок при помощи интернет сервисов, которые автоматизируют подбор бартерных предложений, подходящих взаимно друг другу по одному или нескольким параметрам.

Виды бартерных сделок

Бартерная сделка разделяется на два вида:

  • Закрытая бартерная сделка;

  • Открытая бартерная сделка.

Закрытая бартерная сделка

Два участника сделки заключают договор, согласно которому, каждый из них получает (отдает) строго определенный товар (услугу).

Например, издательство получает определенное количество бумаги от типографии в обмен на размещение рекламы типографии на страницах газеты издательства. Это обмен товара на услугу.

Участники сделки обязуются предоставить определенное количество тонн бумаги в обмен на рекламную площадь в газете на строго определенный срок размещения, например на год.

Принцип «товар – товар» еще проще, например, обмен кубометра леса на равнозначное по стоимости количество гвоздей.

Как только обмен завершен, сделка считается состоявшейся.

Договоры такого рода совершаются без пролонгации.

По этой же схеме может проводиться бартер услуг между организациями.

Открытая бартерная сделка

Участниками открытой бартерной сделки могут становиться несколько сторон.

Например, выставив на бартерный обмен несколько кубометров древесины, компания может частями обменять его в нескольких организациях на запасные части машин, гвозди и услуги перевозчиков.

Виды бартерных договоров

Договариваться о взаимозачете по системе бартерного обмена можно разными способами.

На практике различают такие виды бартера:

  • Встречные закупки;

  • Встречные поставки;

  • Бартерная аренда;

  • Бартер «сырье-товар» (толлинг).

Встречные закупки по договору бартера

Встречные закупки осуществляются между двумя субъектами хозяйствования на условиях, когда одна сторона поручает второй реализовать продукцию и на вырученные деньги приобрести сырье и осуществить его поставку первой стороне.

Встречные поставки по договору бартера

Встречные поставки – бартерная сделка, при которой первая сторона поставляет второй оборудование.

Вторая по взаимозачету поставляет первой товар, произведенный на оборудовании, или материалы для изготовления оборудования.

Бартерная аренда по договору бартера

Бартерная аренда – один из участников договора предоставляет второму в аренду помещение, средства производства.

Второй участник договорных отношений поставляет в счет стоимости аренды произведенный товар (услуги).

Вариантом взаимоотношений в арендном бартере могут быть ремонтные работы помещения, оборудования и т. д.

Бартер «сырье-товар» (толлинг)

Бартер «сырье-товар» (толлинг) – один из участников договора предоставляет сырье для производства продукции, второй перерабатывает сырье и возвращает готовую продукцию по взаимозачету стоимости.

Налогообложение бартерных сделок

Согласно Гражданскому и налоговому законодательству Российской Федерации договор бартера для целей налогообложения и регулирования приводит к двум договорам купли-продажи.

В соответствии с этими договорами купли-продажи каждая сторона сделки выступает в роли покупателя приобретаемого имущества и продавцом передаваемого имущества.

Другими словами, считается, что любой договор мены возможно представить как два договора купли-продажи, прибавив к отношениям сторон два обязательства, тождественные друг другу, которые направлены друг против друга.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ. (ред. от 28.07.2012). «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» даёт следующее определение внешнеторговой бартерной сделки:

Внешнеторговая бартерная сделка – сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Таким образом, бартерной может считаться не только сделка, в ходе которой отсутствует движение валютных средств, но и сделка в которой оплата производится частично деньгами, а частично путём взаимозачёта товаров или услуг.

Любопытно, что каждая из сторон бартерной сделки признается одновременно и продавцом, и покупателем.
Можно выделить два вида бартера: прямой (двусторонний) и опосредованный (многосторонний). Под прямым бартером понимается взаимный обмен товарами/услугами между двумя сторонами. Опосредованный бартер предполагает наличие более чем двух контрагентов, которые совершают несколько обменов пока каждая сторона не получит желаемый товар.

Стороны внешнеэкономической бартерной сделки обычно стремятся к обмену равнозначными по стоимости товарами или услугами. Однако данное условие труднодостижимо, поэтому товары и услуги должны быть, по крайней мере, близки по цене, а если разница в их стоимости достаточно значительна, то она должна быть компенсирована соответствующей стороной. Чтобы обеспечить равнозначность обмена требуется стоимостная оценка предмета договора, она также необходима для таможенного оформления, определения страховой суммы и суммы штрафов в случае нарушения условий договора.
При совершении бартерной сделки российское лицо обязано оформить «Паспорт бартерной сделки». Выдачу данных паспортов осуществляет Минпромторг РФ. Причём документ должен быть оформлен до экспорта и до начала таможенного оформления на границе РФ. Подробно процесс выдачи описан в документе под названием «Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок» от 03.12.1996 г.

Аутсорсинговая компания «Интерсолюшен» – это профессиональная команда менеджеров по внешнеэкономической деятельности. Компания оказывает полный спектр услуг по сопровождению импортных и экспортных операций, а также консультирование на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Импорт Экспорт Консультации по ВЭД Сертификация

К особенностям бартерной сделки следует отнести её разовый характер, необходимость определения окончательной спецификации и объёма сделки до подписания контракта, а также небольшой срок исполнения – не более 2 лет.

Международные бартерные сделки используются вследствие некоторых преимуществ такого способа торговли:

  • снижение валютных рисков;
  • возможность осуществлять торговые операции даже при отсутствии денежных средств;
  • возможность для более развитых стран войти на менее развитые рынки испытывающие нехватку валютных средств.

Однако при заключении международной бартерной сделки экономические агенты должны учитывать ряд недостатков подобного способа торговли, а именно:

  • достаточно высокая степень риска;
  • несопоставимость многих товаров и услуг;
  • более низкая ликвидность товаров по сравнению с валютой;
  • ограниченность круга возможных операций.

При осуществлении бартера обе стороны должны хорошо понимать как будут использоваться полученные по контракту продукты, т.к. в отличие от денежных средств товары и услуги менее ликвидны.
Кроме того, следует учитывать, что риски утраты или повреждения товаров значительно выше, чем при использовании простого контракта купли-продажи. Это объясняется тем, что указанные риски исходят от всех сторон контракта.
Участники внешнеэкономической бартерной сделки зачастую оговаривают условие об одновременной поставке товаров или услуг.
Следует отметить, что на практике данная форма торговли используется довольно редко.

Бартер в законе называется меной

Об обмене между физлицами — статья 567 гражданского кодекса

В законе нет определения бартерной сделки, но есть глава о договоре мены. Она об обмене между физическими лицами, а вот отдельной статьи для компаний нет, но никто не запрещает компаниям обмениваться товарами, ориентируясь на закон для физлиц.

По бартеру можно обменивать:

  • товары на товары;
  • товары на услуги;
  • услуги на услуги;
  • интеллектуальную собственность на товары или услуги.

Иногда бартером называют взаимозачет — это поставка товара на сумму долга. Например, компания А должна компании Б сто тысяч рублей, но вместо денег расплачивается красной икрой: двести банок по 500 рублей — как раз сто тысяч. Отличие взаимозачета в том, что есть денежный долг и нужно оформлять акт взаимозачета.

Три проблемы бартерных сделок

С бартерными сделками есть три проблемы: налоги, риск доначисления налогов и сложности с поиском партнеров для обмена.

С бартерных сделок нужно платить налоги — пункт 2 статьи 154 налогового кодекса

Налоги. Налогообложение для бартерных сделок не отличается от налогообложения для сделок купли-продажи. И из-за этого смысл бартера может потеряться: обычно компании идут на бартер, когда нет денег, — но полностью в натуральном виде провести сделку не получится, потому что нужно найти деньги на налоги.

ИП Лососев и ИП Рыбаков работают на упрощенке 6%. У Лососева типография, а у Рыбакова пекарня. Они обмениваются: один получает рекламный банер, а другой трехэтажный торт для промоакции. Сумма сделки — 10 000 рублей.

Оба должны заплатить налог — 600 рублей, это по 6% с дохода.

Можно не платить налоги с бартерной сделки, если учесть ее в расходах на бизнес. Так могут делать ИП на упрощенке доходы минус расходы и ООО.

Читать в Деле

Расходы для упрощенки 15%

Налоговая вправе проверять цены в бартерных сделках — статья 40 налогового кодекса

Доначисление налогов. Налоговая с подозрением относится к бартерным сделкам, потому что компании могут занизить цену товаров и заплатить меньше налогов. Она вправе проверить договор бартерной сделки, и, если докажет, что цена в договоре отличается от рыночной на 20% в любую сторону, доначислит налоги.

ИП Рыбаков отдает блесны по бартеру за 20 рублей, хотя другие продавцы ставят цену от 90 до 100 рублей. Получается, что цена Рыбакова меньше средней на 79%.

Сложности с поиском партнеров. Для бартерных сделок нужно найти партнера, отвечающего одновременно двум критериям: у него есть нужный вам товар, и он готов поменять его на ваш товар.

Если готовы платить налоги и нашли подходящего партнера, нужно заключить договор.

Пример договора для бартерной сделки

Шаблон договора бартерной сделки в гугл-документах — чтобы его использовать, нужно создать копию и сохранить в своих документах

В договоре бартерной сделки указывают:

  • кто обменивается;
  • чем обмениваются. Пишут название товара или услуги, количество и общую стоимость;
  • кто платит за доставку товара. Может платить принимающая или отправляющая сторона;
  • в какой момент переходит право собственности на товар;
  • в какие сроки стороны должны поставить товар.

И стандартные пункты: номер договора, дата, реквизиты и подписи сторон, форс-мажор, урегулирование споров.

Важный пункт в договоре бартера — переход права собственности. Выделенная желтым фраза в переводе с юридического значит, что сторона 1 становится владельцем товара стороны 2, когда передает свой товар. Если же свой товар она не передала, то и права собственности на товар другой компании не получает. Даже если товар уже лежит на ее складе.

В пункте «разрешение споров» можно указать город, в котором компании будут судиться. Например, споры должны передаваться в арбитражный суд города Москвы.

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРИ БАРТЕРНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

Г. Б. ПОЛИСЮК, доктор экономических наук, профессор Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова С. С. ЧИСТОПАШИНА Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ-РГТУ)

Бартер по классическому определению

— товарообменная сделка, при которой один товар обменивается на другой, равный по стоимости. Отличительной чертой бартера является отсутствие в сделке платежа за поставляемые и получаемые товары в денежном выражении. Стоимость поставляемого товара компенсируется равной стоимостью встречных поставок товара. Бартер — это своего рода купля-продажа, но с оплатой не денежными средствами, а встречной поставкой товара равной стоимости.

В соответствии с действующим законодательством товарообменные сделки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамкахдоговора мены.

В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) бартеру или договору мены посвящена гл. 31 «Мена». Согласно ст. 567 «Договор мены» ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен надругой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 «Мена» ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Если в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно

до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором (п. 2 ст. 568 «Цены и расходы по договору мены» ГК РФ).

К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.

Порядок учета хозяйственных операций по договорам мены зависит от следующих факторов:

1) принятого организацией варианта учетной политики по продаже продукции для целей налогообложения (по моменту оплаты или по отгрузке);

2) порядка передачи товара (товары передаются одновременно или в разное время, следствием чего является предоплата или последующая оплата);

3) наличия в договоре условий о переходе права собственности на обмениваемые товары;

4) вида обмениваемых товаров (основные средства, продукция собственного производства и другие, обусловливающие различия в исчислении налога на добавленную стоимость, документальном оформлении и т. п.);

5) равноценности или неравноценности обмениваемых товаров;

6) налогового статуса субъектов по договору (освобожденные от уплаты налогов организации, малые предприятия и др.);

7) налогового статуса обмениваемых товаров (товары, освобожденные от налога на добавленную стоимость, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке 20 или 10 %, и др.).

1. Согласно письму Минфина России от 30.10.1992 № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе» порядок ведения бухгалтерского учета товарообменных операций зависит от утвержденного учетной по-

литикой метода определения выручки: по моменту ее оплаты либо по моменту отгрузки товара.

Однако с момента выхода указанного письма Минфина России произошли изменения в законодательстве, регулирующем товарообменные операции. С марта 1996 г. введена вторая часть ГК РФ, и необходимость применения положения письма Минфина России от 30.10.1992 № 16—05/4 о ведении бухгалтерского учета бартера по моменту оплаты стала проблематичной.

Так, в данном письме регламентировано определение финансового результата от бартерных операций. В нем предусмотрено, что указанный результат выявляется при условии фактической отгрузки товаров взамен полученных, т. е. по дебету счета 90 «Продажи» должна быть отражена стоимость отгруженных товаров, а по кредиту счета 90 «Продажи» — сумма полученных взамен изделий.

Следует подчеркнуть, что п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» определено, что факты хозяйственной деятельности организации относят к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражают в бухгалтерском учете), в котором они имели место.

При этом не имеет значения дата поступления или выплаты денежных средств. Таким образом, в бухгалтерском учете с 01.01.1995 определение выручки от бартерных операций производят по моменту передачи товаров другой стороне.

2. Пунктом 9 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым реализация товаров на счетах бухгалтерского учета отражается в момент перехода права собственности на него к покупателю.

Таким образом, при бартерных операциях исполнение встречных обязательств, по сути, является оплатой товара контрагентом, поэтому момент перехода собственности на товар и момент его оплаты совпадают.

3. В товарообменных операциях очень важным моментом является определение порядка перехода права собственности на обмениваемые товары. В соответствии со ст 570 «Переход права собственности на обмениваемые товары» ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обеими сторонами обязательства передать соответствующие товары (если иное не установлено законом или договором мены). Вместе с тем в договоре может быть определен и особый порядок перехода права собственности.

4. Поступление товаров оформляют следующими бухгалтерскими проводками: дебет счета 41

«Товары» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Списание же передаваемых в обмен товаров фиксируют так: дебет счета 90 «Продажи» кредит счета41 «Товары».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно отражают оборот по кредиту счета 90 «Продажи» с дебетованием счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Последний должен закрываться счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

5. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. Однако особенность заключается в том, что договор купли-продажи предусматривает обязанность продавца передать товар в собственность покупателя и обязанность покупателя уплатить за товар определенную денежную сумму. В то же время договор мены не предполагает денежные обязательства (при обмене равноценными товарами).

Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. До 01.01.2000 при выполнении договора мены выручка определялась на основании положений по бухгалтерскому учету ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97. С 01.01.2000 выручка определяется в соответствии сп. 6.3 ПБУ 9/99. С этого времени выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т. е. исходя из рыночной цены).

Если невозможно установить рыночную стоимость полученных ценностей, выручку определяют по стоимости своей продукции (товаров), подлежащей передаче другой организации (контрагенту). Стоимость своей продукции устанавливают исходя из обычной отпускной цены на свою такую же или аналогичную продукцию (ранее исходили из балансовой стоимости своей продукции).

Расходы, связанные с приобретением имущества по договору мены (оплата консультационных и информационных услуг, таможенные и пошлинные сборы и др.), включаются в себестоимость приобретенного имущества.

В соответствии со ст. 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными. Если обмениваемые по договору мены товары неравноценны, то сторона, передающая более дешевый товар, должнадоплатить покупателю разницу в ценах.

6. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно — для средних предприятий;

б) до ста человек включительно — для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 145 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если затри предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей

(в редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ, от22.07.2005 № 119-ФЗ).

7. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

2) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);

3) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);

4) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ);

5) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

6) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ).

При совершении бартерных сделок с товарами (работами, услугами), облагаемыми налогом на добавленную стоимость по разным ставкам, к вычету принимается сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная исходя из той ставки, по которой облагаются приобретаемые товары (работы, услуги).

Если, например, организация приобретает товары (работы, услуги), облагаемые налогом надо-бавленную стоимость по ставке 18%, а передает в их оплату товары, облагаемые налогом надобавленную стоимость по ставке 10 %, то сумма налога надобавленную стоимость, принимаемая к вычету, исчисляется исходя из балансовой стоимости переданных товаров с применением расчетной ставки 18/118 (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 № Ф04-2687/2006(22257-А67-34).

В заключение следует отметить, что товарообменные операции контролируются со стороны налоговых органов (ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ).

Так, согласно п. 2ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по следующим операциям:

— сделка между взаимозависимыми лицами;

— товарообмен (бартер);

— экспорт, импорттоваров (работ, услуг);

— сделка при отклонении цены сделки более чем на 20 % (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены.

Поэтому бухгалтер должен проверить, не отклоняется ли выручка от продаж, показанная в бухгалтерском учете, от рыночных цен, действующих в регионе, более чем на 20%. Если обнаружится такое отклонение, то для целей исчисления налога на добавленную стоимость принимается рыночная цена сделки. Как правило, сведения о ценах, действующих в данном регионе, запрашиваются в местном органе статистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка заключается в расчете процента отклонений (Пткл), который определяется следующим образом:

Лткл = (ВЛб-РЦ):РЦх 100%, где: ВПб — выручка от продажи по данным бухгалтерского учета;

РЦ— рыночная цена.

Если полученный процент находится в пределах 20%, то налог на добавленную стоимость начисляется исходя из выручки, показанной в бухгалтерском учете. Если процент отклоняется более чем на 20 % в ту или иную сторону, то налог на добавленную стоимость следует исчислить исходя из рыночной стоимости переданного имущества.

С01.01.2007 вступила в силу новая редакция п. 4ст. 168 НК РФ. Согласно новой норме при товарообменных операциях сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком (поставщиком) покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, должна быть уплачена поставщику денежными средствами на основании платежного поручения: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит счета 51 «Расчетные счета» — отражено перечисление налога на добавленную стоимость согласно счету-фактуре поставщика.

Однако в новой редакции п. 4ст. 168 НК РФ не указан срок, в течение которого следует произвести оплату: дебет счета 51 «Расчетные счета» кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — отра-

*

жено поступление налога на добавленную стоимость от покупателя согласно его счету-фактуре.

При использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации), переданного в счет их оплаты (п. 2ст. 172 НК РФ).

На взгляд авторов, к вычету следует принять сумму «входного» налога на добавленную стоимость, которую указал поставщик в счете-фактуре и оплатил. Однако на момент принятия нормативных документов Минфин России не дает никаких указаний на этот счет: дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит счета 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — предъявлена к вычету сумма «входного» налога на добавленную стоимость.

Если на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» остается несписанной часть налога, то ее относят на финансовый результат как прочие расходы: дебет счета 91/2 кредит счета 19/1 — отражено списание части налога на добавленную стоимость, не подлежащей налоговому вычету.

Для целей налогообложения прибыли этот расход не предусмотрен.

Таким образом, возникает постоянная разница, которая приведет к образованию постоянного налогового обязательства.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от24.07.2007 № 209-ФЗ.

4. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе: письмо Минфина России от30.10.1992№ 16-05/4.

5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М. : Инфра-М, 2001.

6. КамышановП. И., КамышановА. П. , Камы-шановаЛ. И. Практическое пособие по бухгалтер-скомуучету. М. : Омега-Л, 2001.

7. Н. П. Кондраков. Бухгалтерский учет. М. : Инфра-М, 2003.

* *