Внедрение тоир

Решение предназначено для специалистов по организации ремонтов и обслуживания промышленного оборудования, а также для всех подразделений, имеющих какое-либо отношение к управлению активами, ремонтам и обслуживанию.

Программный продукт содержит ряд возможностей, позволяющих повысить эффективность работы различных служб предприятий и предоставляет:

  • руководству предприятия и управленцам, отвечающим за развитие бизнеса: широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами предприятия для повышения конкурентоспособности, обеспечивается «прозрачность» производственных активов;

  • руководителям подразделений, менеджерам и сотрудникам, непосредственно занимающимся производственной, сбытовой, снабженческой и иной деятельностью по обеспечению процесса производства: инструменты, позволяющие повысить эффективность ежедневной работы по своим направлениям;

  • работникам ремонтных служб: возможность использования продуктов как основы для управления работами — ведется архив всей нормативной и технической документации, рассчитываются графики ППР, выписываются наряды на ремонтные работы, ведется учет ремонтных работ;

  • работникам учетных служб предприятия: средства для автоматизированного ведения учета в полном соответствии с требованиями законодательства и корпоративными стандартами предприятия.

При разработке редакции 1.3 были учтены результаты внедрения и эксплуатации конфигурации «ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» более чем на 70 предприятиях различных отраслей, среди которых: «СКОМИ ОЙЛТУЛЗ(РУС)», «ЕК Кемикал», «Пешеланский гипсовый завод», «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», «AES Согринская ТЭЦ», «AES Экибастуз», «Новорязанская ТЭЦ», «Лианозовский электромеханический завод», «Брянский Машиностроительный Завод», «Петербуржский Тракторный Завод», «Новочеркасский Электровозостроительный завод», «Московский государственный институт международных отношений» и многие другие.

Информационное письмо о выпуске редакции 1.3 №13998 от 01.09.2011.

Для организации системы управления ремонтами и обслуживанием оборудования на предприятиях различных отраслей, в том числе с учетом требований стандарта ISO 55000 по управлению активами предназначен продукт «1С:ТОИР 2 КОРП». Решение относится к классу EAM-систем (Enterprise Asset Management — управление основными фондами и активами предприятия).

Продукты линейки решений «1С:ТОИР»:

  • 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования
  • 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП

Подробное описание продукта >>

Комплект методической документации для «1С:ТОИР»

Методика внедрения 1С:ТОИР

Мы систематизировали свой опыт и разработали авторскую методику внедрения процессов ТОиР. Описание различных вариантов внедрения, примеры и и шаблоны проектных документов, план проекта и многое другое. Специально для ИТ-специалистов — отдельный вводный раздел в тему ТОиР.
Всем купившим у нас 1С:ТОиР Методика внедрения в подарок!

Компания «Деснол Софт» предоставляет Вам авторскую методику внедрения процессов управления ремонтами и ТО на базе системы «1С:ТОИР»* и блока управления ремонтами в системе «1С:УРП»**.

Преимущества использования методики при внедрении:

  • Вы пользуетесь передовым опытом! Знакомитесь с различными вариантами внедрения;
  • Сокращается время и затраты на внедрение;
  • Снижаются риски внедрения: методика станет Вашим навигатором и укажет правильный путь, предостерегая от ошибок!
  • Сокращается время на подготовку документов: методика содержит примеры ключевых документов: план проекта внедрения, обязанности и роли, типовые риски, примеры инструкций по планированию и исполнению ремонтов;
  • Для не специалистов в области «1С:ТОИР» методика содержит раздел «Введение в управление ремонтами», словарь терминов. Это облегчает участие в проекте ИТ специалистам, специалистам кадровых, финансовых и других служб.

В книге рассмотрены вопросы организации и оптимизации бизнес-процессов «1С:ТОИР» и внедрения системы «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Материалы, изложенные в ней, позволят максимально быстро получить отдачу от внедрения системы «1С:ТОИР»* или блока управления ремонтами в системе «1С:УРП»**.

Основываясь на отечественных стандартах и лучших методологиях процессного управления в области «1С:ТОИР» (также представленных в Методике), а также опыте успешно выполненных проектов, Компания «Деснол Софт» разработала оптимальные подходы к организации процессов «1С:ТОИР» для отечественных предприятий. Описанная в методике процессная модель включает ключевые процессы управления, которые позволяют наладить эффективное управление техническим обслуживанием и ремонтами с использованием информационной системы «1С:ТОИР»* или блока управления ремонтами системы «1С:УРП»**.

Наша Методика внедрения станет настольной книгой для руководителя проекта внедрения системы. Это оптимальное руководство для компаний как самостоятельно внедряющих «1С:ТОИР»*, так и выполняющих проект с участием внешних консультантов. Экономьте время и деньги – используйте наш опыт и знания.

Внимание! Всем, кто приобретает систему «1С:ТОИР» или «1С:УРП» в нашей Компании, Методику внедрения мы предоставляем бесплатно!

С другими продуктами и вариантами внедрения продуктов нашей Компании Вы можете ознакомиться в прайс-листе.
Система «1С:ТОИР»* лидер российского рынка по количеству продаж среди отечественных EAM-решений для малых и средних предприятий.
За подробностями обращайтесь к нам по тел. +7 (499) 271-30-78 и toir@desnol.ru

—-
* — «1С:ТОИР — Упраление техническим обслуживанием и ремонтами»
** — «1С:УРП – Управление ремонтным предприятием»

Оглавление методики внедрения
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ
3. ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И РЕМОНТАМИ
3.1 УЧЕТ ОБОРУДОВАНИЯ И НОРМАТИВОВ
3.1.1 Цели, рамки и роли процесса «Учет оборудования и нормативов»
3.1.2 Описание функций процесса «Учет оборудования и нормативов»
3.1.2.1 Ведение списка оборудования
3.1.2.2 Учет перемещений оборудования
3.1.2.3 Классификация оборудования
3.1.2.4 Ведение классификатора нормативных ТО и ремонтов
3.1.2.5 Ведение технологических карт ремонтов
3.1.2.6 Формирование и ведение базы нормативов
3.1.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Учет оборудования и нормативов»
3.1.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.2 УЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
3.2.1 Цели, рамки и роли процесса «Учет показателей эксплуатации»
3.2.2 Описание функций процесса «Учет показателей эксплуатации»
3.2.2.1 Учет осмотров оборудования
3.2.2.2 Учет контролируемых показателей
3.2.2.3 Ведение журнала дефектов
3.2.2.4 Учет наработки
3.2.2.5 Учет простоев оборудования
3.2.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Учет показателей эксплуатации»
3.2.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.3 ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТОВ
3.3.1 Цели, рамки и роли процесса «Планирование ремонтов»
3.3.2 Описание функций процесса «Планирование ремонтов»
3.3.2.1 Формирование графиков ППР оборудования
3.3.2.2 Формирование заявок на проведение ремонтов
3.3.2.3 Планирование потребности в запасных частях, материалах и инструментах
3.3.2.4 Планирование потребности в трудовых ресурсах
3.3.2.5 Формирование бюджетов на ремонты
3.3.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Планирование ремонтов»
3.3.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.4 УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РЕМОНТОВ
3.4.1 Цели, рамки и роли процесса «Управление материально-техническим обеспечением ремонтов»
3.4.2 Описание функций процесса «Управление материально-техническим обеспечением ремонтов»
3.4.2.1 Ведение первичного учета МТО
3.4.2.2 Контроль неснижаемого остатка
3.4.2.3 Перерасчет плановых затрат
3.4.2.4 Формирование и контроль выполнения внутренних заказов
3.4.2.5 Контроль затрат МТО
3.4.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Управление материально-техническим обеспечением ремонтов»
3.4.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.5 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
3.5.1 Цели, рамки и роли процесса «Управление персоналом»
3.5.2 Описание функций процесса «Управление персоналом»
3.5.2.1 Определение необходимых компетенций
3.5.2.2 Формирование списка работников
3.5.2.3 Аттестации и допуски
3.5.2.4 Контроль трудозатрат
3.5.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Управление персоналом»
3.5.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.6 УПРАВЛЕНИЕ НАРЯДАМИ И РАБОТАМИ
3.6.1 Цели, рамки и роли процесса «Управление нарядами и работами»
3.6.2 Описание функций процесса «Управление нарядами и работами»
3.6.2.1 Регистрация и обработка внеплановых заявок на ремонты
3.6.2.2 Формирование и контроль нарядов на выполнение ремонтных работ
3.6.2.3 Подготовка наряд-допусков
3.6.2.4 Учет выполненных работ
3.6.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Управление нарядами и работами»
3.6.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.7 УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
3.7.1 Цели, рамки и роли процесса «Управление документацией»
3.7.2 Описание функций процесса «Управление документацией»
3.7.2.1 Хранение исторических данных о ремонтах оборудования
3.7.2.2 Ведение базы данных текстовых и графических документов
3.7.3 Ключевые показатели эффективности процесса «Управление документацией»
3.7.4 Выполнение процесса в системе «1С:ТОИР»
3.8 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
3.8.1 Цели, рамки и роли процесса «Анализ эффективности и формирование отчетности»
3.8.2 Описание функций процесса «Анализ эффективности и формирование отчетности»
3.8.3 Выполнение процесса в системе
4. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ
5. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «1С:ТОИР»

Владимир Иорш Генеральный директор НПП «СпецТек»
Игорь Антоненко Руководитель отдела маркетинга НПП «СпецТек»
Журнал «Управление производством», №5-6 за 2009 год

Для фондоемких предприятий очень важно добиться управляемости процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР) производственной базы. Среди первоочередных мер: оптимизация затрат на ТОиР, повышение коэффициента использования оборудования и его надежности, полная загрузка персонала. Решение всех этих задач заключается в создании единой информационной системы управления ТОиР в масштабе предприятия (ИСУ ТОиР).

Кто принимает решение о покупке?

Необходимость информатизации ТОиР, то есть потребность в информационном обеспечении управления и операций в сфере ТОиР, становится очевидной в силу проблем, с которыми на определенном этапе сталкивается предприятие. Например, в течение ряда лет накапливаются неликвиды запчастей, которые в свое время были куплены, но почему-то не востребованы. Или в компании нет человека, отвечающего за необоснованную закупку той или иной товарно-материальной ценности (ТМЦ), а план закупок формируется приблизительно — от показателей прошлого года плюс некоторый запас.

Также довольно распространенная проблема — отсутствие точной информации, каким оборудованием владеет компания (количество, номенклатура, текущая конфигурация, где установлено), но при этом владелец (да и просто логика рыночных отношений) требует наладить учет. Это может иметь место, к примеру, на предприятии электрических сетей, где подразделения удалены от офиса на сотни километров. В процессе ремонтов меняются схемы сетей и состав установленного оборудования, но все изменения остаются на бумажных носителях, а их количество постоянно растет и найти некоторые документы бывает весьма непросто.

Еще один отрицательный пример — когда на предприятии отсутствует оперативная информация о дефектах. В этом случае реакция на возникшие дефекты запаздывает, и в итоге возникают отказы с соответствующими последствиями в виде внеплановых простоев и повышенных затрат на ремонты, проводимые по факту отказа.

Если эти и подобные им проблемы, которых может быть не один десяток, актуализированы и осознаны руководством предприятия, то можно считать, что оно находится в начале пути по внедрению ИСУ ТОиР. Пора проводить анализ имеющихся на рынке программных продуктов, искать подрядчиков работ, собирать информацию об опыте реализации таких проектов.

Есть ряд критериев, на которые нужно ориентироваться при выборе программного обеспечения (ПО) и поставщика услуг по внедрению ИСУ ТОиР. Предложение должно быть:

а) приемлемым по цене,

б) охватывать текущие задачи в сфере ТОиР, в том числе специфические отраслевые,

в) иметь перспективу развития (новые задачи обязательно возникнут),

г) иметь позитивную ретроспективу в виде реализованных проектов.

При этом в процессе оценки потребительских свойств ПО решающее слово должно быть за потребителем, то есть за теми службами, которые в итоге будут пользоваться системой — структурами, подчиненными главному инженеру, главному механику, главному энергетику. Отстранение или вытеснение этих специалистов на периферию губит идею автоматизации ТОиР в корне. Другая крайность, когда к выбору привлекают главного инженера, а он собирает «низы» и задает им такой вопрос: «Ну что, нужна вам такая система?». Естественно, рядовые сотрудники ответят ему отрицательно. Им ведь придется приложить усилия для ее изучения и использования. Главный инженер или главный механик должны понимать, что система нужна лично ему и еще ряду руководителей для решения задач управления. Поэтому он должен не спрашивать, а принимать решение: система нужна, и она будет внедряться. Точка.

Грамотный руководитель понимает, что возможен определенный саботаж и сопротивление такому решению со стороны подчиненных. Для его преодоления необходимо терпеливо и настойчиво разъяснять исполнителям позитивные следствия внедрения:

1) автоматизация предприятия, как это ни странно на первый взгляд, ведется не для того, чтобы работать меньше, а для того, чтобы работать эффективнее,

2) сотрудник, который станет работать эффективнее, почувствует соответствующую оценку своего труда,

3) сотруднику придется в определенные моменты тратить свое время на работу с системой, но зато в другие моменты он сэкономит время за счет автоматического формирования документов и отчетов, оперативного поиска информации и т.д.

На большинстве предприятий, конечно же, есть дирекция по информационным технологиям или отдел АСУП. Работники этих подразделений как никто другой на предприятии разбираются в технологических тонкостях ПО и информационных систем. Но кто лучше главного механика сможет оценить возможности ПО в таких специфических и важных моментах, как, например, классификация отказов и дефектов, их регистрация и обработка или удобство работы с электронным планом-графиком ремонтных работ? Кроме того, технические службы успешно могут курировать работу нарядно-допускной системы, вести учет данных по условиям безопасного выполнения работ, выписывать распоряжения на ремонты, когда это действительно необходимо.

Два подхода к внедрению ИСУ ТОиР

Конечно, чтобы руководить процессом выбора ПО и услуг по внедрению ИСУ ТОиР, необходимо владеть соответствующей терминологией, иметь представление о тенденциях, основных технологических направлениях в этой области. Далее представлены некоторые ключевые позиции, которые помогут руководителю ориентироваться в этой проблематике.

Тенденции автоматизации

Можно выделить два подхода к внедрению информационной системы.

Первый подход: используется один программный продукт, который позволяет автоматизировать все службы: бухгалтерию и финансы, закупки, отдел продаж, склад, отдел кадров, отдел главного механика, производственно-технологический отдел, цеха и т.д.; при этом за ту или иную службу отвечает соответствующий модуль программного продукта.

Универсальный и всеобъемлющий продукт не может одинаково хорошо поддерживать все перечисленное, но это с лихвой компенсируется следующими выгодами:

  • продукт — от одного разработчика, в его основе лежат единые стандарты организации данных, поэтому для информационных связей между модулями нет необходимости в специальных программах-конвертерах. Потенциально проблемные «стыки» в ПО отсутствуют;
  • при работе в системе снижаются трудозатраты отдела АСУП по поддержке сотрудников предприятия, так как все они пользуются одним и тем же программным продуктом;
  • систему проще развивать, потому что компания взаимодействует с одним разработчиком, обновление версий происходит в едином технологическом процессе.

Второй подход: используется несколько программных продуктов, лучших в своем классе (возможно, от разных разработчиков). Каждый продукт автоматизирует свою сферу деятельности, а вместе они объединяются информационными связями в единую систему.

Например, один продукт может использоваться для управления персоналом, другой — для управления складом, третий — для управления сбытом, четвертый — для управления ТОиР и т.д. При объединении этих продуктов в единую систему организуются взаимные информационные потоки. Например, из системы управления персоналом в систему управления ТОиР передается штатное расписание, из системы управления складом в систему ТОиР — наименования (номенклатура) товаров (запчастей), а в обратном направлении — заявки на запчасти, информация о списании ТМЦ на выполненные работы и т.д.

Аналитики и практики признают, что реализация первого подхода далеко не всегда возможна. Опыт показывает, что на крупном промышленном предприятии даже самый мощный программный продукт охватывает не более 70% потребностей. Словом, от интеграции нескольких ПП не уйти, придется сочетать системы и программы, а не пытаться вписаться в монолитный программный продукт. Эту тенденцию подтверждают некоторые поставщики ПО1 и руководители ИТ-служб промышленных предприятий. Так, директор департамента информационных технологий ОАО «СИБУР — Русские шины» Марина Аншина считает, что «невозможно представить более-менее развитую компанию, которая удовлетворялась бы одним программным продуктом, пусть это даже самая современная ERP‑система. Она не решит всех задач, хотя бы уровня автоматизации технологических процессов. Приходится «сшивать» лоскутки систем интеграционными «нитками». Только в таком случае компания сможет получить существенную выгоду от автоматизации»2.

Тем не менее оба подхода продолжают существовать. По-видимому, речь идет о применимости того или иного подхода к конкретному предприятию, к определенной отрасли. Сфера ТОиР весьма значима и в то же время очень сложна на фондоемких предприятиях. Речь идет о металлургии, энергетике, химии, транспорте, добывающей отрасли. Здесь нельзя автоматизировать ремонтную деятельность «по остаточному принципу» и пожертвовать ею ради указанных выше выгод. По нашему мнению, в этих отраслях первый поход будет контрпродуктивен, по крайней мере в отношении поддержки и автоматизации ТОиР. Попытаемся пояснить это с общих позиций.

Программные продукты и поставщики

Указанным двум подходам соответствует предложение следующих программных продуктов, автоматизирующих управление ТОиР:

1) ERP — Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия,

2) EAM — Enterprise Asset Management, управление основными фондами предприятия.

Многие системы класса ERP имеют в своем составе модуль ТОиР, однако, как правило, эти модули появились у них относительно недавно. Можно ли с помощью этих модулей управлять процессами ТОиР? Необходимо иметь в виду, что когда ERP-система используется для управления ТОиР, она используется не по своему назначению. Концептуально данные системы разрабатывались для автоматизации стандартных повторяющихся процессов производства типа «продажи-закупки-склад» с задачей улучшить выполнение каких-то работ, и с этими задачами они справляются весьма успешно. Для ТОиР же характерно не только стремление «улучшить», но и в не меньшей степени «исключить», «изменить» или «добавить» выполнение тех или иных работ. Само содержание деятельности в сфере ТОиР изменяется из месяца в месяц, из квартала в квартал, из года в год, как изменяются параметры и состав оборудования, его возраст и наработка, характер и параметры отказов и дефектов. На предприятии возникают нестандартные проблемы выбора стратегии ТОиР и метода планирования работ для различных групп оборудования, комплексирования и увязывания в одном плане-графике нескольких таких методов.

ERP-системы «выросли» из программных продуктов финансового учета. Соответственно модуль ТОиР также несет на себе отпечаток продукта для «белых воротничков», его возможности отличаются от видения потребностей, которого придерживается ремонтно-эксплуатационная служба. Естественно, что в разных системах недостатки выражены в большей или меньшей степени. Например, анализ стоимостных показателей эксплуатации в модуле ТОиР может быть ограничен только разрезом счетов Главной книги и невозможен в разрезе единиц оборудования или их местоположений. В то время как ремонтной службе необходимо иметь определенную степень свободы для учета по факту, модуль ТОиР может не обладать достаточной гибкостью. Модуль ТОиР, как правило, подчинен потребностям бухгалтерского учета, осуществляет непрерывные транзакции данных в бухгалтерию, что создает значительные трудности в случае, если понадобится «откатить» назад. Возможности ERP-системы по созданию справочников и каталогов оборудования могут устраивать бухгалтера, но могут совершенно не устраивать механика, которому требуется иное представление и иная детализация. В модулях ТОиР некоторых ERP-систем отсутствуют такие необходимые функции, как обработка дефектов, учет и классификация отказов, мониторинг технического состояния оборудования, автоматический учет наработки. В целом для модулей ТОиР в ERP-системах характерен доминирующий акцент на финансы, сбор стоимостных данных об оборудовании и ТОиР для их консолидации в управленческой отчетности.

Необходимо оценивать и наличие соответствующего опыта у поставщиков ERP-систем. При внедрении ИСУ ТОиР важна способность работать с контингентом ремонтных служб предприятий, обучать его, разрабатывать для него документацию. Как подчеркивает Александр Васильев, первый заместитель главного инженера Смоленской АЭС, «в системе ТОиР должны работать сотни сотрудников, которые больше привыкли «кувалдами забивать гвозди», чем стучать по клавишам ПК. Многие сотрудники, которые должны работать в системе, никогда не работали за компьютером. Поэтому при автоматизации ТОиР вопросы полноценного обучения персонала приоритетны. То же самое касается и инструкций для всех категорий пользователей: они должны быть достаточно подробны и наглядны. При автоматизации бухгалтерии таких проблем не может быть в принципе. Для автоматизации ТОиР требуется создание протяженной сети и оснащение рабочих мест, расположенных в производственных зонах. Это иногда трудно реализуемо технически из-за недостатков существующих сетей электропитания и связи. Особенно это касается удаленных объектов. При автоматизации «кабинетных» бизнес-процессов таких проблем, как правило, не возникает».

Системы ЕАМ и CMMS: базовые отличия и применение

Развитие ПО класса EAM берет начало из так называемых систем CMMS (Computerized Maintenance Management System), ориентированных на поддержание технической готовности оборудования посредством планово-предупредительных ремонтов. Потребности в повышении эффективности производственных фондов и персонала, оптимизации затрат на ТОиР, оптимизации длительности жизненного цикла оборудования по критериям рентабельности и прибыльности привели к совершенствованию CMMS-систем и разработке продуктов класса EAM. Некоторый водораздел3 между CMMS- и EAM-системами представлен в таблице.

Таблица. Сравнение возможностей CMMS- и EAM-систем

Возможности

Состав и иерархическая структура оборудования

+

+

Склад запасных частей и материалов

+

+

Трудовые ресурсы

+

+

Формирование и обработка заявок на снабжение

+

+

Планирование предупредительного обслуживания

+

+

Учет и контроль затрат

+

+

Учет и контроль выполнения работ

+

+

Стандартная и специальная отчетность

+

+

Поддержка всего жизненного цикла оборудования

+

Сервисное обслуживание

+

Прогнозируемое обслуживание (по состоянию)

+

Выбор стратегии обслуживания

+

Управление физическими рисками владения активами

+

Обслуживание, ориентированное на надежность

+

Анализ коренных причин отказов

+

Анализ стоимости жизненного цикла активов

+

Управление технической документацией

+

Анализ эффективности использования активов

+

Планирование развития производственных активов

+

Как некоторое подмножество EAM-систем выделяют так называемые системы класса MRO (Maintenance, Repair and Overhaul) — в том случае, если в качестве объектов ТОиР выступают транспортные средства и другая сложная техника (например, военная).

Таким образом, CMMS- и EAM-системы имеют базовое отличие, заключающееся в направленности на решение задач различного уровня. Это отличие не означает, что CMMS-системы во всех случаях хуже. В каких-то случаях их возможностей будет достаточно на все времена, а в каких-то они могут использоваться как временные решения. Например, временное использование простого CMMS-продукта позволит предприятию «пощупать» технологию управления ТОиР, подобраться к ней как бы издалека, получить представление, о чем идет речь, и на этой основе понять свои потребности в сфере автоматизации ТОиР, подойти к полномасштабному проекту с продуманными требованиями к системе и с подготовленной группой специалистов. Александр Васильев, осуществляющий руководство проектом внедрения на Смоленской АЭС, отмечает, что, действительно, в начале проекта на предприятии «как правило, нет полной ясности, какие процессы ТОиР действительно надо автоматизировать, какова их логика. Например, сейчас очевидно, что при принятии решения об автоматизации ТОиР на нашем предприятии мы совершили ошибку, исключив автоматизацию процессов МТС на 1-м этапе. А может, и наоборот, если бы замахнулись сразу на все, то могло ничего не получиться. Но АСУ МТС, как составную часть системы ТОиР, мы обязательно запустим в этом году».

Экономический кризис также актуализирует потребности в простых и временных CMMS-решениях, которые в будущем могут быть заменены на EAM-системы. Это позволит заняться самыми насущными проблемами уже сегодня, не откладывая их на окончание проекта внедрения EAM-системы. Длительность же «временного» использования системы зависит от того, когда система выполнит ту задачу, для которой она приобреталась. Формально длительность жизненного цикла может быть определена через амортизацию, когда затраты на систему полностью перейдут в себестоимость продукции.

Другие основания сделать выбор в пользу CMMS (по крайней мере, временно):

  • перед предприятием стоят тактические задачи — наладить учет оборудования, автоматизировать рутинные операции по планированию работ, формированию заявок на запчасти и т.д., навести порядок в отчетности и учете затрат;
  • предприятие организационно не готово к внедрению EAM-системы — происходит реорганизация, кадровые изменения в руководстве, выделение ремонтных подразделений. В таком случае внедрение CMMS-системы будет готовить хороший задел для будущего EAM-проекта в части сбора и систематизации данных. Например, можно провести паспортизацию оборудования, собирать статистику отказов и дефектов;
  • решается задача автоматизации не всего предприятия, а отдельного подразделения, цеха. Здесь возможностей CMMS-системы, как правило, достаточно. Она может использоваться для учета эксплуатационных состояний оборудования в цеху (отказ, резерв, работа), автоматического подсчета наработки, итоговой оценки за период длительности работоспособного состояния оборудования и определения на этой основе качества и стоимости услуг сервисной организации и т.д.

Итак, на наш взгляд, при использовании модуля ТОиР для создания ИСУ ТОиР имеется риск получить систему, которой будут довольны все сотрудники, кроме тех, кто занят в ремонтах. Пользователи из ремонтной службы будут избегать работы с модулем ТОиР, данные будут вводиться в него эпизодически, что в итоге сделает такую систему бесполезной.

Андрей Исаев, директор производственного филиала ООО «Окуловская бумажная фабрика», отмечает: «Мы изначально выбрали вариант двух отдельных программных систем — бухгалтерской и управления ТОиР. В настоящее время база системы ТОиР постоянно наращивается в соответствии с меняющимся составом оборудования и работает параллельно с системой бухучета, при этом необходимыми данными системы обмениваются посредством конвертера».

По словам Александра Васильева, «какую систему внедрять, зависит от того функционала, который может предоставить система по требованию предприятия. Если модуль ТОиР в ERP-системе полностью удовлетворяет требованиям предприятия, то почему бы не использовать его, если речь идет об автоматизации предприятия в целом? Хотя мне не известны такие ERP-системы, которые имеют ТОиР-функционал, сравнимый с ЕАМ-системами, и которые могли бы быть использованы для автоматизации ТОиР на предприятии, подобном нашему. При выборе системы для автоматизации ТОиР мы руководствовались следующими основными критериями: функциональность, стоимость, российский разработчик (имеем негативный опыт внедрения зарубежной системы)».

При решении вопроса об использовании модуля ERP-системы для автоматизации управления ТОиР руководителю необходимо учитывать следующее.

1) Это целесообразно, если требуется автоматизировать только базовые операции: учет основных средств, учет финансовых показателей ТОиР, получение основных отчетных форм по затратам и планам затрат на ТОиР, планирование планово-предупредительных ремонтов по календарю и учет выполнения работ.

2) Модули ТОиР в ERP-системах медленно развиваются, их новые версии выходят редко, раз в несколько лет. Поэтому внедрение модуля ТОиР, как правило, означает, что он будет поставляться на условиях «как есть», удовлетворяя часть текущих потребностей. Будущие потребности предприятия в сфере управления ТОиР также могут остаться не охваченными.

3) Модуль ТОиР в ERP-системе является вспомогательным, зависимым. Поэтому внедрение ERP-системы начинается, как правило, не с него, а с ключевых модулей, необходимых для его работы. Например, в таком порядке: главная книга, дебиторы, кредиторы, денежные средства, управление закупками, управление складами, управление основными средствами, управление ТОиР. Подождать очереди модуля ТОиР можно, если процессы ТОиР на предприятии не являются основными.

Участники процесса разработки и внедрения информационной системы ТОиР как внутри предприятия, так и вне его, имеют собственные представления о том, какой должна быть эта система. Также они имеют собственные приоритеты в этом вопросе, подчас противоречивые. Решение коллизий, на наш взгляд, должно основываться на положениях ГОСТа Р ИСО/МЭК 15288–2005 «Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем», в частности приложения D. Цитируем: «Системы, рассматриваемые в настоящем стандарте, … созданы и используются с целью предоставления функциональных возможностей в заданных условиях для удовлетворения потребностей пользователей и иных заинтересованных лиц». Это возможно только путем интеграции программных продуктов и информационных систем, обеспечивающих соответствующие потребности компании.

1 В России много иллюзий относительно мировых тенденций развития ИТ // Intelligent enterprise. — № 6 (162), 2007.

2 О. Мельник. ERP‑системы в условиях кризиса: возможности и перспективы // Intelligent enterprise. — № 1 (196), 2009.

Оптимизация программы технического обслуживания и ремонта производственных активов позволит сократить затраты на обеспечение их бесперебойной деятельности.

Тему автоматизации управления предприятием, начатую в «БР» №4, 6, 11, 15/2011, продолжает руководитель центра поддержки и консалтинга управления разработки ПО OOO «Топ Софт», ведущий эксперт-консультант, кандидат технических наук Игорь Шатохин.

Многие промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью оптимизировать свою систему управления ремонтами и техническим обслуживанием производственных активов. При этом во главу угла ставится задача обеспечить бесперебойную и надежную работу оборудования – при минимально возможных затратах на его содержание, при максимальном сокращении потерь от простоев оборудования и внеплановых ремонтных работ.

Традиционно для решения этих задач использовалась система планово-предупредительных ремонтов (ППР). Она основана на простой закономерности: чем старше оборудование, чем активнее оно эксплуатируется, тем выше вероятность возникновения дефекта. Следовательно, анализ статистики использования оборудования позволяет выбрать в календаре оптимальные сроки профилактических работ – как раз перед началом периода, когда вероятность отказов резко возрастет. На большинстве предприятий этот подход используется до сих пор, хотя система ППР имеет большую трудоемкость профилактических работ и требует значительной численности ремонтного персонала для управления ремонтами.

Новые подходы к организации ремонтов основаны на том, что большинство дефектов, которые могут возникнуть в процессе работы оборудования, имеют свои диагностические признаки и параметры, информирующие о том, что дефекты присутствуют, развиваются и могут привести к отказу работы оборудования. Контроль и прогноз изменения диагностируемых параметров позволяет прогнозировать возможные неисправности и управлять ремонтами. Обслуживание по техническому состоянию предполагает, что для групп производственных активов определены контрольные параметры, значения которых замеряются в процессе мониторинга или при снятии показаний датчиков. Для каждого контролируемого параметра прописаны «критические» точки, при достижении которых требуется начинать ремонтные работы.

Переход со схемы ППР на ремонты по техническому состоянию (либо применение комбинированной стратегии) значительно снижает объем ремонтных работ и увеличивает межремонтный ресурс. А это, в свою очередь ведет к внушительному сокращению стоимости обслуживания активов.

Система управления ремонтами RCM

В настоящее время в теории управления процессами ТОиР очень популярно применение методики обслуживания, ориентированной на надежность работы оборудования (для отдельных групп активов). Эта методика известна в мире как RCM (Reliability-centered Maintenance). Она основана на постулате, согласно которому поддержание всех единиц оборудования в безупречном состоянии – не самоцель. Целью же является обеспечение надежности работы отдельных объектов (например, оборудования или узлов), выход из строя которых повлечет за собой критические последствия. И чем весомей урон для предприятия, тем более пристальное внимание должно уделяться обслуживанию данных объектов.

Этот подход предполагает классификацию узлов и компонентов производственных активов в соответствии с критичностью последствий в случае отказа. При оценке последствий учитываются различные риски, например, срыв производственных планов, не соблюдение норм качества продукции, экологическая катастрофа и т.п. В результате определяется набор действий для каждого класса, основанный на соответствующих концепциях обслуживания и управления ремонтами.

Таким образом достигается снижение затрат в системе управления ремонтами по малозначительным объектам с одной стороны, а с другой – максимально возможная надежность работы значимых объектов.

Внедрение методологии RCM приводит к сокращению бюджета предприятия по ТОиР и управлению ремонтами на 20% и более при сохранении надежности оборудования, а главное – снижает вероятность крайне нежелательных событий, будь то техногенная катастрофа или длительная остановка производства.

Автоматизированные системы управления ремонтами и техническим обслуживанием оборудования

На рынке программного обеспечения присутствуют три класса автоматизированных систем управления ремонтами и техническим обслуживанием оборудования:

  • модули ТОиР в составе ERP-систем. Как правило, они имеют достаточно развитый функционал по автоматизации решения специфических задач в области ТОиР и управления ремонтами, глубокую интеграцию со всеми остальными задачами, решаемыми в рамках ERP-системы. Из-за этого их невозможно внедрить без базовой ERP-системы;
  • EAM-системы (Enterprise Asset Management) – системы управления производственными активами предприятий. Имеют обширную функциональность в области ТОиР и управлении ремонтами, позволяют автоматизировать всю цепочку в системе управления ремонтом оборудования – как собственно ТОРО, так и обеспечивающие процессы (снабжение, управление ремонтным персоналом, финансы и др.). В ряде случаев такие системы могут требовать интеграции с ERP-системами;
  • CMMS – системы (ComputerizedMaintenanceManagementSystem) – автоматизированные системы управления ТОиР. Достаточно простые информационные системы, которые нацелены на управление только процессами ТОиР.

Наиболее перспективными из вышеперечисленных считаются EAM-системы, которые позволяют эффективно управлять такими процессами, как:

    • паспортизация активов, их детальное описание, мониторинг состояния оборудования;
    • техническое обслуживание и управление ремонтами (управление заявками на обслуживание, осуществление предупредительных ремонтов, составление расписаний и смет на работы);
    • материально-техническое обеспечение (управление заказами на закупку, регистрация поступлений или списания комплектующих и деталей, ведение спецификаций на материалы);
    • складские запасы (поступление МТР на склад и учет их остатков, отпуск в ремонт, возврат на склад);
    • управление трудовыми ресурсами при планировании ремонтов и проведении техобслуживания;
    • финансовый и производственный учет, анализ затрат на содержание оборудования, связанных с техобслуживанием и ремонтами;
    • документооборот ТОиР (настройка маршрутов движения и согласования документов);
    • интеграция со смежными системами (совместная работа с ERP-системами, АСУТП и системами диагностирования).

За рубежом, по данным агентства A.T.Kearney, использование автоматизированных систем управления ремонтами и техническим обслуживанием способствует сокращению затрат на обслуживание оборудования на 30%, повышению коэффициента готовности оборудования на 17%, снижению количества аварийных работ на 31%. При этом на 29% увеличивается производительность ремонтных бригад, на 21% снижаются складские запасы, на 29% уменьшается количество простоев по причине несвоевременной поставки материалов, доля плановых ремонтов в общем объеме работ вырастает до 78%. Что касается сроков окупаемости, то, согласно западной статистике, такие системы оправдывают себя за 1-2 года.