Влияние социальной среды на подростка

78

Известия ДГПУ, №4, 2013

УДК 574 (470.67) + 616

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ РАЙОНАХ И ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

THE ENVIRONMENTAL INFLUENCE ON CHILDREN’S AND TEENAGERS’ HEALTH IN DIFFERENT AREAS AND CITIES

IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2013 Османов О. Р., Омариева Э. Я.*, Османов Р. О.* Дагестанский государственный педагогический университет * Дагестанская государственная медицинская академия

© 2013 Osmanov O. R., Omarieva A. Y.*, Osmanov R. O.* Dagestan State Pedagogical University *Dagestan State Medical Academy

Резюме. В последние годы в обществе наиболее острой является проблема защиты детей и подростков от вредного воздействия факторов окружающей среды — климатических условий, экологических факторов, географической изменчивости, отходов производства, загрязняющих атмосферу, гидросферу и т. д.

Ключевые слова: социальное, экономическое, техногенное загрязнение, гидросфера, отходы производства.

Keywords: social, economic, technogenic pollution, hydrosphere, waste products.

Kljuchevye slova: social’noe, jekonomicheskoe, tehnogennoe zagrjaznenie, gidrosfera, othody proizvodstva.

Основную тревогу вызывают загрязнения вновь создаваемыми веществами. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что из известных элементов периодической системы Менделеева 90 используются в производственной практике, а на их базе получено более 500 новых химических соединений; из них почти 10% вредные или особо вредные с непредсказуемыми последствиями для организма человека, представителей растительного и животного мира . Особого внимания заслуживает состояние здоровья детского

населения, которое является индикатором загрязнения и степени опасности внешней среды в силу высокой реактивности организма. Дети раннего возраста являются наиболее ранимой возрастной группой и самой чувствительной к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, т. к. концентрация отработанных газов автотранспорта и пыль имеют наибольшую величину на расстоянии метра от поверхности автомагистралей .

Крайне опасной частью выхлопных газов являются соединения свинца, об-

Естественные и точные науки •••

разующиеся при сгорании в двигателе автомобиля — тетраэтилсвинца, добавляемого к бензину. Известно, что при сжигании 1л бензина в воздух поступает 200 — 700 мг свинца. Свинец попадает в почву, поверхностные и грунтовые воды, его активно аккумулируют растения: содержание свинца в придорожных растениях примерно в 100 раз больше, чем растениях, произрастающих в относительно незагрязненных районах. Свинец и кадмий — наиболее опасные загрязнители придорожной среды. Кадмий поступает в природную среду в результате износа шин и стирания асфальтобетона .

В последние десятилетия значительное место в загрязнении атмосферного воздуха стали занимать предприятия биотехнологии, эксплуатирующие уникальные возможности микроорганиз-мов-продуцентов. Воздушные выбросы таких производств содержат органическую пыль, представленную жизнеспособными микроорганизмами, а также конечными и промежуточными продуктами микробиологического синтеза (в том числе антибиотики, аминокислоты, белок и многие другие продукты .

Наша цивилизация вплотную столкнулась с проблемой биологического загрязнения, происходящего от предприятий промышленного биосинтеза. Патологический процесс заболеваемости органов дыхания у детей нередко протекает в виде острых респираторных или других заболеваний, которые протекают по типу стенозирующих ларенготрахи-тов, обструктивных бронхитов с последующей хронизацией процессов и развитием бронхиальной астмы. Явления бронхообструкции оказываются одними из первых признаков неблагополучной обстановки воздушной среды. Заболеваемость органов дыхания у детей оценена по обращаемости в ГУ «Республиканский Центр инфекционных болезней им. С. М. Магомедова» по данным журнала приема больных.

Основными веществами, загрязняющими атмосферу города Кизляр, Южно-Сухокумск являются окислы азота, диоксид серы и пыль.

Динамика среднего уровня загрязнений и выброс вредных веществ в г. Южно-Сухокумск за 2008 — 2012 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Примесь Характеристика Годы

2008 2009 2010 2011 2012

Взвешенные Qcp 0,2 0,1 0,3 0,2 0,3

П 1776 1835 1736 1751 1777

вещества М 11,84 12,29 11,84 5,39 5,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Qcp 0,04 0,04 0,04 0,05 0,06

Азота двуокись П 1668 1836 1736 1749 1756

М 6,03 6,03 6,09 2,03 2,07

Qcp 0,06 0,06 0,06 0,06 0,06

Азота окись П 1816 1841 1770 1752 1620

М 4,90 4,72 4,72 3,74 3,51

Qcp 0,100 0,110 0,090 0,050 0,039

Диоксид серы П 1816 1841 1764 1687 1620

М 0,04 0,03 0,03 0,03 0,02

Следует снижение роста загрязнителей атмосферы г. Южно-Сухокумска за последние 5 лет.

В городах кроме атмосферного загрязнения складывается неблагоприятная ситуация с водными объектами, которые сильно загрязнены промышленными и бытовыми стоками. Качество воды, используемой в России в питье-

вых целях, очень низкое. Всемирная организация здравоохранения рекомендует проводить контроль питьевой воды по 100 показателям, нарушение которых даже в малой степени сказывается на здоровье населения. В России контроль предусматривается всего лишь по 20 показателям, причем довольно часто этот стандарт нарушается .

Известия ДГПУ, №4, 2013

Основным источникам загрязнения водоемов является сброс в них сточных вод. За последние 10 лет количество сточных вод увеличилось почти на 1/3. Интенсивность загрязнения водоемов отрицательно сказывается на качестве водоснабжения. Около трети населения используют воду из децентрализованных источников, качество которых имеет отклонения от нормативов по химическим и микробиологическим показателям .

Сточные воды представляют собой бытовые, сельскохозяйственные, коммерческие и промышленные стоки. Суммарный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты России, распределяется между жилищно-коммунальным хозяйством (51%), промышленностью (35%) и сельским хозяйством (13%) .

Многие загрязняющие вещества, особенно стойкие органические соединения, в основном поступают в сточные воды из промышленных источников. Например, показано, что 75 % всех органических веществ поступает из нефтехимической и химической промышленностей.

Широкое использование различных удобрений и химических средств защиты растений (особенно хлорорганических — стойких длительно сохраняющихся в естественных условиях) приводит к загрязнению окружающей среды, воды в селах и городах, расположенных вблизи обрабатываемых полей.

Обеспеченность населения Кизляр-ского, Ногайского, Бабаюртовского районов водопроводной водой, в целом, составляет 40 %, в том числе городах Кизляр, Южно-Сухокумск 76%.

Гигиеническая характеристика водопроводной воды свидетельствует, что по бактериологическим показателям в 2010 году 13,5% проб (1566 из отобранных 1547 проб), а в 2011 году — 10,4% не отвечают санитарным требованиям. По химическим показателям процент проб,

не соответствующих санитарным нормам в 2009 -2011 годах составляет 21,2 % (130 из 612) и 17, 8% (154 из 664) соответственно.

В 2009 году регистрируется значительное улучшение качества водопроводной воды по бактериологическим (9,8% проб не отвечает санитарным нормам) и химическим показателям (13,5%).

Комплексное загрязнение атмосферного воздуха смесью химических веществ, приводит к увеличению концентраций азота, аммиака, нитратов, сульфатов и хлоридов в почве.

Наши исследования показали, что в отобранных пробах почвы не происходит существенного накопления концентрации азота, нитратов, нитритов, хлоридов. В то же время концентрации сульфатов в анализируемых пробах почвы имеют тенденцию к накоплению.

Промышленность Кизлярского, Ногайском, Бабаюртовском районов базируются, в основном, на обработке и переработке нефтегаза. Кроме того особо развиты энергетическая база, машиностроительная, строительная, пищевая, сельское хозяйство, виноградарство и виноделие.

Города — Кизляр, Южно-Сухокумск находятся в зоне высокого потенциала загрязнения. Основными источниками выбросов вредных веществ являются предприятия стройиндустрии: КСМиК, АБЗ, вино-коньячный завод.

Эколого-гигиеническая характеристика промышленных объектов Кизлярского, Ногайского, Бабаюртовского районов свидетельствует о том, что из 170 объектов -39 (38,6%) не отвечают действующим санитарно-техническим нормам.

Выводы

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что окружающая среда, вода влияют на здоровье детей и подростков в разных районах и городах Республики Дагестан.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беляев Е. Н., Платонова Л. Г. Факторы окружающей среды и здоровье детского населения Российской Федерации // Экология и здоровье детей основа устойчивого развития общества. Матер. III Всероссийского конгресса. СПб., 1997. С. 5-17. 2. Гасангаджиева А. Г., Абдурахманов Г. М., Га-бибова П. И. Эколого-географическая, социально-экономическая обусловленность и прогноз заболеваемости злокачественными новообразованиями населения районов республики Дагестан. Махачкала. Алеф, 2008. 112 с. 3. Денисов В. В. Экология города: учебное пособие / В. В. Денисов.

Естественные и точные науки

• ••

2004. 528 с.

Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г.

УДК 615.357

ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ АДИПОНЕКТИНА И ЦИТОКИНОВ У БОЛЬНЫХ МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ НА ФОНЕ ГИПОТЕНЗИВНОЙ МОНОТЕРАПИИ ТЕЛМИСАРТАНОМ И АМЛОДИПИНОМ

© 2013 Петросова В. Г. Дагестанская государственная медицинская академия

© 2013 Petrosova V. G. Dagestan State Medical Academy

Резюме. Автор задался целью оценить гипотензивные и противовоспалительные эффекты телмисартана и амлодипина у больных метаболическим синдромом. В исследование были включены 40 человек с МС. Определено, что пациенты, с МС имеют достоверно более высокие показатели инсулина, IR-НОМА, IL-6 и низкие значения адипонек-тина и IL-10. Кроме этого, телмисартан по гипотензивному эффекту уступает амло-дипину, но значительно превосходит по влиянию на показатели инсулинорезистентности и маркеры про- и противовоспалительного статуса у больных МС.

Понятие личности

Личность — одно из центральных понятий в социологии. В социологии личность — целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений ак-цент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Социализация личности. Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Но ни у кого, кроме человека, нет социализации — периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации. Детство и юность — начальная социализация, зрелость и старость — продолженная социализация. Самый важный — первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые — нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, — институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее «институтом» социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие «агенты».

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов.

Социальная роль и социальный статус

Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов. Как правило, в обществе определяет положение человека один главный (интегральный) социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль — норма поведения человека определенного статуса в конкретном об-ществе, общности, группе. Ролевое поведение — ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего » ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна.

Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также определенного структурирования системы личных ценностей, которая позволила бы более четко создать систему приоритетов на уровне конкретной личности.

Виды социальных статусов:

  1. Достигаемый социальный статус — это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.
  2. Приписываемый социальный статус — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.
  3. Смешанный статус — возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый.

Социологические теории личности

1. Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.

Т. Парсонс как представитель структурно-функционального направления в социологии рассматривал личность с точки зрения исполнения ею определённых ролей, которые задаются социальной позицией индивида в обществе, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Исполнение роли связано со стремлением индивида соответствовать принятым в обществе социальным нормам и ожиданиям окружающих. Неисполнение роли влечёт за собой конфликт с обществом и применение общественных санкций. Социальная роль задаёт общую направленность поведения, а стиль её выполнения — фактор вариативный.

Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.

2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.

3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.

Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.

4. Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Ч. Кули считал, что личность, со всеми присущими ей характеристиками, как «Я», возникает в процессе общения индивида с различными первичными группами, членом которых он является. В результате межличностного общения формируется самосознание индивида на основе совокупности представлений индивида о том, что думают о нём другие, что думает о себе он сам, каким ему представляется его образ в сознании другого. В зависимости от преобладания того или иного аспекта, формируются те или иные личностные характеристики, складывается «чувство личной определённости» — «зеркальное Я». «Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия с обществом.

Социальное поведение личности

Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реа-лизации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.

Социальная установка представляет собой предрасположенность человека к определенным действиям, обусловленную ценностным отношением к социальному объекту, и выступает в качестве механизма саморегуляции социального поведения личности.

Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:

  1. конформизм – приятие целей и средств данной социальной общности даже путем отказа от собственных убеждений. Поведение, ориентированное на достижение общественнозначимых целей, является основным условием стабильного развития общества;
  2. инновация выражается в приятии целей, но неприятии средств их достижения, что является результатом неадекватной реакции индивида на требования общества;
  3. ритуализм – выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей (деятельность бюрократа);
  4. ретритизм – вид адаптации индивидов в обществе, нормативно– ценностную систему которого они не приемлют, что проявляется в отстра-нении индивида от общества (уход в наркоманию, психическое заболевание, религию);
  5. мятеж– поведенческая реакция, характеризующаяся полным отри-цанием общественнозначимых целей и средств их достижения и попыткой ус-тановить новый социальный порядок.

Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение– поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.

Социальное действие

Динамика общественных процессов начинается с социального действия. Социальное действие — простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в социологию М.Вебером.

Социальное действие, согласно М.Веберу, есть действие человека, который по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.

Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкла-дывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.

М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собст-венного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.

1. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция це-лерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.

2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.

Два других типа социального действия – традиционное и аффективное — находятся на самой границе того, что осмысленно ориентировано, т.е. в виде «пограничного случая» социального поведения (традиционное), либо даже за пределом сознательно ориентированного человеческого действия (аффективное действие, обусловленное эмоциональным состоянием человека). «Пограничный характер» данных типов социального действия определяет меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестаёт быть социальным.

В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.

Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовле-творения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.

Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.

В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социаль-ные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.

Теории социального взаимодействия

1. Символический интеракционизм ( Дж.Г.Мид (1863-1931),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.

2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значи-мость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями на происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.

3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;

б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъ-ектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;

в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. Пространство воспринимается как единство, выражающее единство группы и наоборот (государство);

г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);

д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие она проходит этапы?
  2. Что такое первичная и вторичная социализация?
  3. Как зависит социализация от типа общества?
  4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности?
  5. Дайте определение социальному контакту.
  6. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма Дж.Г.Мида?
  7. Каким условиям должно отвечать социальное действие согласно тео-рии социального действия М.Вебера?
  8. Каковы принципы упорядочивания форм социального взаимодействия по Г.Зиммелю?
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Сабирова Р.Ш. 1 Игембаева К.С. 1 1 Карагандинский Государственный Университет имени Е.А. Букетова В настоящем исследовании приводятся результаты изучения взаимосвязи между личностными особенностями подростка и социальной средой. В исследовании участвовал 21 подросток. Исследование основывается на применении таких психодиaгностических методик как aнкетировaние и референтометрия. В результате исследования авторами было выявлено, что нa рaзвитие личности подросткa в рaзличной мере влияют все aспекты социaльной среды. Это зaвисит от того, в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое у него социальное окружение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о существенном влиянии социальной среды на личность подростка. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подростков имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение. 1473 KB подросток друзья близкое окружение социальная среда влияние 1. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с. 2. Обухова Л.Ф. Детская Психология. – Москва: Юрайт, 2013. – С. 359–390. – 460 с. 3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е издание. – Спб: Питер, 2012. – С. 492–556. – 940 с. 4. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологический словарь-справочник. – Караганда: КарГУ, 2014. – 200 с. 5. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.

Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности подростков. Это обусловлено важностью развития подростка и его адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. К тому же современная жизнь характеризуется большим количеством раздражителей стрессогенного характера, одним из которых является необходимость социального взаимодействия и контактов подростков, у которых еще не выработаны модели этих закономерных процессов. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние нa человекa и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли .

Наше исследование направлено на экспериментальное изучение влияния социaльной среды нa рaзвитие личности подростка.

Подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль .

Подросток, или тинэйджер (от английского teenager), – это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже – в студенческом возрасте. Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей происходят в разное время, в частности, у представителей южных народов раньше, чем у представителей северных .

Предметом настоящего исследования является рaзвитие личности подросткa в социaльной среде.

Для проведения исследовaния в рамках данной статьи были использовaны такие методы психодиaгностики как aнкетировaние и референтометрия . Дaнные методики были отобрaны с целью выявления влияния социaльной среды нa подросткa. Анкетирование предназначено для выявления более приоритетного кругa общения и деятельности испытуемого, a тaкже нa его отношение к окружaющим. Целью методики «Референтометрия» является определение основных референтных групп личности. Выборку нашего исследования составил 21 испытуемый.

Обратимся к представлению и интерпретации полученных в ходе исследования результатов. В ходе анкетирования испытуемым предлaгaлось 10 вопросов-ситуaций (1-A) и список людей, окружaющих их (1-В). Испытуемым нужно осуществить выбор по кaждому вопросу-ситуaции не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые знaчимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществленного школьникaми выборa у них зaбирaют список 1-Б и просят по пятибaлльной шкaле (5,4,3,2,1.) оценить кaждое из выбрaнных лиц. В процессе обработки, все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов. Эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого.

Aнaлиз результaтов проведенного aнкетировaния был осуществлен следующим обрaзом: был выполнен подсчет нaибольшего количествa выборов по предложенным критериям, результaты были переведены в процентное соотношение. После проведения aнaлизa aнкетировaния мы получили результaты, предстaвленные нa рис. 1-3.

Как видно на рис. 1, по категории «общий выбор испытуемых по всем предстaвленным критериям» испытуемые подростки в 55 % выборов отметили категорию «друзья», 38 % испытуемых отметили категорию «дом, семья», 5 % отметили «класс», 3 % отметили «кружок». Полученные результаты говорят о первостепенной значимости для личности подростка друзей как основной составляющей социального окружения подростков. Далее по степени важности предстает категория «дом, семья», которая играет большую роль для подростка. В этой связи стоит отметить, что привязанность детей к родителям, дающая им чувство защищенности, естественным образом преобразуется в дистанцию по мере того, как у подростка возникают разнообразные интересы.

Рис. 1. Общий выбор испытуемых по предложенным критериям

На рис. 2 покaзано процентное соотношение групп нaиболее понимaющих и увaжaющих их, по мнению испытуемых.

Рис. 2. Выбор по критерию «понимaние окружaющих»

Далее было рассмотрено процентное соотношение групп, чье мнение нaиболее вaжно для испытуемых и с кем бы они хотели проводить свое свободное время. Так, для 50 % подростков этими людьми оказались близкие друзья, для 38 % – члены семьи, для 10 % – одноклассники, 2 % отметили учителей.

Обратимся к рассмотрению процентного соотношения видов деятельности, в свободное время нaиболее предпочитaемых испытуемыми. 38 % подростков ответили, что хотят в свободное время развлекаться с друзьями, 36 % – общаться с родными, 20 % предпочли занятия спортом, 4 % – чтение художественной лиетратуры.

Aнaлиз результaтов референтометрии был осуществлен следующим обрaзом: все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов; эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого. После проведение aнaлизa референтометрии мы получили результaты, которые предстaвлены нa рис. 3.

Рис. 3. Референтные группы

Тaким обрaзом, в результaте проведенного исследовaния мы выявили, что нa рaзвитие личности подросткa влияют все aспекты социaльной среды, и кaждый из них влияет нa личность в рaзной мере, это зaвисит того в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое окружение людей нaходиться вокруг него: будь то блaгополучнaя или не блaгополучнaя семья; хорошaя компaния друзей или компaния хулигaнов и.т.д. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подросктов имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение. По результатам исследования можно сказать о существенном влиянии социальной среды на личность подростка.

Библиографическая ссылка

Сабирова Р.Ш., Игембаева К.С. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА: СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-4. – С. 640-642;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9468 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Понятие «социальная среда»

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят:

1. Микросреда.

2. Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида.

3. Макросоциальные структуры — макросреда.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком.

Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Отношения между людьми имеют широкий диапазон. Как в масштабах макросреды, так и в условиях микросреды они многократно опосредованы. Не всегда, например, дедушка или бабушка могут находиться рядом с ребенком. Но рассказ отца о дедушке, его качествах как человеке может оказать не меньшее воздействие на ребенка, чем прямой контакт с ним.

Л СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 316.342.6 ББК 60.5

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА (НА МАТЕРИАЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

B.C. Чулочников

Санкт-Петербургский государственный университет

Сервиса и экономики (СПбГУСЭ 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Предпринимательство, как любая социальная система, включено в общество, связано с ним множеством связей и отношений. Они, естественно, в значительной степени определяют и характер, и содержание, и специфику и эффективность предпринимательской деятельности. Этим определяется значимость социологического анализа факторов среды предпринимательства, особенно в сфере сервиса, где она практически не изучалась, для оптимизации его результативности.

Социальная среда предпринимательства является весьма широким понятием. В целом она характеризует конкретную ситуацию, которая сложилась в данной стране, регионе, населенном пункте для конкретной предпринимательской структуры. Эта ситуация отражает степень развития общества и общественных систем, среди которых важнейшими являются:

-^овень развития производительных

сил,

-зрелость производственных (экономических) отношений,

-формирование и функционирование рынка (как среды осуществления предпринимательской деятельности),

-общественная, государственная, духовно-культурная атмосфера,

— социальная структура общества. Роль социальной среды проявляется в том, что она обеспечивает в существенной мере реализацию предпринимательской деятельности или тормозит ее.

В общем случае социальная среда представляет собой совокупность обще-

ственных условий и факторов. Ввиду сложной структуры общества, эта совокупность может классифицироваться различным образом — по типам общества, по социально’-временным параметрам, по социально’-^острадственным парамет-

рам, по сферам общественной жизни, по «близости» к предпринимательству и др. Выбор классификации и совокупности факторов зависит от конкретных исследовательских и прикладных задач.

В экономической литературе широко используется классификация среды как «внешней» и «внутренней» (относительно конкретной экономической структуры, фирмы). При данном подходе выделяются две основные группы факторов -внешние и внутренние. «Внешняя среда», или макросреда, — это наиболее «удаленные», общие от предпринимательства общественные структуры и условия. «Внутренняя среда», или микросреда — это ближайшее окружение предпринимателя, в основном связанное с его предпринимательской организацией .

Макросреду характеризуют следующие особенности:

-создание наиболее общих условий, которые влияют прямо или косвенно на формирование и развитие предпринимательства;

-содержание разнообразных ресурсов, которые могут черпать предприниматели;

-ре^шзация результатов предпринимательской деятельности во внешней среде;

-фжторы и условия внешней среды являются для предпринимателей объективными, то есть существуют и действуют независимо от их сознания, желаний и стремлений.

В силу отмеченных свойств факторы внешней среды, как правило, имеют определяющее значение для становления и функционирования предприятий и фирм. Поэтому для успешной и эффективной деятельности предприниматели должен хорошо знать и учитывать в своей работе особенности влияния всех факторов внешней среды на свой бизнес.

Отметим особенности микросреды:

-ее составляют факторы, которые создают специфические конкретные условия и непосредственно воздействуют на предпринимательскую деятельность;

-фжторы и условия микросреды находятся в поле деятельности предпринимателя, зависят от него, в определяющей степени создаются им (использование и управление материальными, трудовыми и др. ресурсами), поэтому являются субъективными относительно предпринимателя.

Для достижения положительного эффекта в своей деятельности предпринимателю также необходимы систематическое внимание, изучение, анализ, контроль, оптимальный учет и изменение условий и факторов микросреды, управление ими.

Внешняя среда предпринимательства отражает специфику конкретного типа общества. В отечественной литературе разработан ряд структур внешней среды предпринимательства с определенной детализацией, применительно к российским условиям. Так, в экономической литературе сделан акцент на экономические факторы (экономическое положение в стране и регионах; социальноэкономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса потребителей, уровнем безработицы; институцио-нально-орг^изационная среда, характеризующая наличие организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих и деловых операций, фор-

мирование предпринимательства вообще). Наряду с этим среда включает: политическую ситуацию (отражает стабильность развития общества и государства); государственное регулирование и поддержку предпринимательства; правовую среду (права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики); культурную среду, которая обусловлена уровнем образования населения, обеспечивает возможность заниматься определенными видами предпринимательства; научно-техническую и технологическую среду; природную среду (факторы производства, климатические условия, влияющие на возникновение, функционирование и развитие конкретных видов предпринимательства) .

В приведенной классификации сделан акцент на благоприятную среду предпринимательства, экономические и политические факторы, а социальный аспект выражен значительно меньше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При другом экономическом подходе в описании условий и факторов развития предпринимательства отражены определенные социальные условия внешней среды, в которые включены стремление покупателей к модным товарам, изменение их потребностей; нравственные и религиозные нормы, зависящие от социаль-но-^льтурной среды и оказывающие влияние на потребительский спрос. Отмечено влияние социальных условий на отношение индивидов к труду, прежде всего к размеру заработка и условиям работы . Здесь, по нашему мнению, также недостаточно отражен социальный фактор внешней среды.

Имеются и более расширенные, всеобъемлющие классификации. Они включают, наряду с выделенными ранее экономической, политико-пр^овой, природной подсистемами общественного развития, также социальную составляющую (в общем виде — социальный строй и социальную сферу общества). В данном случае расширяются пространственные рамки общества за счет учета международной обстановки, отраслевого положе-

ния предпринимательства. Это позволяет проводить более глубокий анализ объективных факторов предпринимательской деятельности, так как выделенные факторы, очевидно, неоднозначно влияют на различные типы и виды предпринимательства, создавая им разные условия.

В социологической литературе приводится более укрупненная классификация подсистем внешней предпринимательской среды:

1. Экономическая среда, которая включает цены, конфигурации рынков, конкурентную ситуацию и т.п.

2. Социальная среда, в состав которой входят социокультурные условия, нормы и ценности, правовые рамки, деятельность государства.

3. Природная среда (полезные ископаемые, воздух, вода, свет).

Раскрывая социологический подход к выделенным составляющим социальным среды, мы можем отметить:

-природная среда, с точки зрения теории предпринимательства, ближе всего входит в предмет изучения экономической географии, поэтому она специально не рассматривается в социологии предпринимательства;

-в экономической среде предпринимательства для социологии наиболее общими факторами являются рынок, конкуренция, риски; остальные элементы, как правило, подробно не разбираются;

-социологическая среда в основном рассматривается в связи с этапами формирования российского предпринимательства, видами предпринимательства, предпринимательским потенциалом общества, высшей школой, государством, культурой и социальной ответственностью предпринимательства .

Представляется, что для более полного социологического анализа деятельности предпринимателей целесообразно синтезировать (в определенной мере) приведенные подходы. Необходим более полный учет социально-экономических элементов среды и больший акцент на социальную подсистему за счет включения в нее социальных характеристик на-

селения, как важнейшего ресурса предпринимательства, так и потребителей товаров и услуг, производимых предпринимательскими структурами. Необходимо также учитывать социальный аспект природной среды.

С этой точки зрения рассмотрим более подробно факторы внешней среды, каждый из которых создает условия, оказывает влияние на функционирование и развитие предпринимательской деятельности в сфере сервиса.

Главенствующую роль играют подсистемы и элементы экономической среды предпринимательской деятельности. Наиболее общим всеобъемлющим элементом является рынок. Рынок — это система товарно-денежных отношений производителей и потребителей (материальных и духовных благ и услуг), а также взаимодействия экономических субъектов. Состояние и специфика рынка, масштаб рынков и уровень их развития, проявление положительных и отрицательных сторон, развитость социальных институтов инфраструктуры рынка характеризуют социальную среду, а также черты предпринимательской власти -важнейший фактор развития конкретных видов предпринимательства. Кроме того, необходимое условие для получения положительного результата предпринимательской деятельности — свобода выбора направлений и действий предпринимателей и свобода действий потребителей в выборе потребляемых товаров и услуг . Рынок характеризуется также факторами конкуренции и риска. Конкуренция, как социальное явление, носит противоречивый характер. С одной стороны, она способствует развитию свободы, инициативы, творчества предпринимателей. С другой стороны, конкуренция может порождать и порождает кризисы, военные столкновения, социальные конфликты . Столкновение на рынке интересов предпринимателей и общества требует определенной регулирующей роли государства, особенно в процессе формирования цивилизованного рынка и

предпринимательства. В России это проявляется как в защите законных интересов предпринимателей, обеспечении свободы предпринимательской деятельности, так в ориентации предпринимателей на использование инноваций, развитие базовых отраслей народного хозяйства, необходимых для обеспечения национальной безопасности общества и государства.

С экономикой тесно связаны факторы научно-технической среды. Благоприятная научно-техническая среда обусловливает культуру производства, развитие социальной инфраструктуры (транспортные и информационные коммуникации, энергетические и санитарно-технические сети), способствует формированию инновационной предпринимательской деятельности.

Значительное влияние на успеш-ность/неуспешность деятельности сервисных фирм, организаций оказывает социальная среда. Она включает подсистемы, связанные с социальными характеристиками населения, работников, их отношениями к рыночному процессу вообще и его проявлениям в конкретных временных и пространственных условиях предпринимательской деятельности, содержанию и условиям труда в частных предпринимательских структурах. Основная составляющая социальной среды — население.

В социальном аспекте население -это совокупность людей, которые проживают на определенной территории (в стране, регионе, населенном пункте) в данный период времени. Это социальное единство, основанное на системе социальных связей и отношений, которому свойственны определенные социальные функции. Это, в целом, долговечная, устойчивая совокупность, которая постоянно обновляется на уровне отдельных людей . Среди множества социальных характеристик населения основное значение имеют конкретный демографический, территориальный, профессиональный, социальный, этнический со-

став в поле предпринимательского воздействия.

В демографической структуре важнейшие показатели — рождаемость и смертность, состояние здоровья населения, заболеваемость, территориальное распределение населения и миграционных потоков (отток, приток). Эти характеристики существенно влияют на обеспечение предпринимательства трудовыми ресурсами, на использование коренных жителей или мигрантов из других регионов и стран. Демографическая среда непосредственно воздействует на создание отраслевой специализации, размещение предприятий по регионам страны, возможности использования рабочей силы. Образовательная структура выражает распределение населения по уровню общего и профессионального образования. Профессионалъно-квтификаци-онная структура экономически активного населения включает совокупности людей, объединенных родом занятий и профессиональной трудовой деятельностью. Предприниматели рекрутируют кадры для своих предприятий в основном среди людей, имеющих необходимый уровень образования и профессии и проживающих на близлежащей территории. Наряду с отмеченными, социальная и этническая структуры создают основу для рынка труда и потребления, которые характеризуют систему социально-пудовых и потребительских отношений между предпринимателями, наемными работниками, потребителями материальных и духовных благ. Они также могут являться базой для различных социальных диспропорций, конфликтов, связанных с деятельностью предпринимателей.

Например, мониторинг трудоустройства выпускников СПбГУСЭ (2009-2012 гг.) зафиксировал значительную неравномерность их занятости в соответствии с полученной специальностью и уровнем образования в городах Северо-Зшадного и ряда других регионов РФ. Данные опроса 2010 г. (N=788) и 2011г. (N=511) показали, что около 45% респондентов ра-

ботали не по специальности; наиболее востребованными на рынке труда в 2010 г. были выпускники университета по специальностям — бухгалтерский учет, анализ и аудит, сервис транспортных и технологических машин и оборудования (соответствие составило около 60-70%). Наименее востребованными — по специальностям: финансы и кредит, менеджмент организации (соответствие всего в пределах 16-18%). Наименьшая занятость в соответствии с полученным высшим образованием (около 60%) — у выпускников специальностей: сервис транспорт-

ных и технологических машин и оборудования, финансы и кредит, автосервис. При этом основная часть занятых выпускников работала в характерных для университета отраслях сервиса и экономики (70-80%) . Выявленные моменты затрудняют эффективное использование выпускников в предпринимательских структурах. Для установления оптимума между профессионально-квадификационной структурой рабочих мест и выпускаемыми специальностями требуется координация работы учебных заведений с административными органами и работодателями, применение более гибких систем профессиональной подготовки.

Существенным социалъно-^лътур-ным показателем населения является его отношение к предпринимательству. Это отношение в существенной мере обусловлено культурно-историческими особенностями российского общества, спецификой реализации реформирования и образует своеобразную социальнокультурную атмосферу предпринимательства. Она отличалась «неправедной» приватизацией, расхищением общественной собственности и выделяемых государственных средств, борьбой за передел собственности; всеобщим распространением нечестных хозяйственных сделок и т.п. Сложившаяся нездоровая экономическая среда, деформирование моральных ценностей породили у населения двойственное отношение к предпринимательской деятельности. С одной сторо-

ны, население в основном позитивно воспринимает предпринимательство в негосударственном секторе; с другой -отношение ко многим крупным предпринимателям, которые разбогатели «неправедным» путем, ведут демонстративно расточительный образ жизни, на фоне всеобщего снижения жизненного уровня основной части населения, сложилось весьма негативное. Отношение к предпринимательству проявилось в результатах социологических исследований. Так, согласно материалам локального опроса, проведенного Институтом социологии РАН среди городских жителей г. Рязани (май 2006 г.), более 80% респондентов в целом положительно относится к людям, которые занимаются бизнесом. На негативное отношение к бизнесменам указали около 12% респондентов . Более дифференцированные результаты были получены при оценке мнения россиян о возможности заниматься предпринимательской деятельностью (2000-е гг.). Меньшая часть респондентов (36%) считают, что за годы реформ эти возможности увеличились для многих людей. Большая часть дала более скептические оценки — «увеличилась, но лишь для узкого круга людей» (39%), «для большинства сократилась» (8%), «остались прежними» (16%) .

Политическая среда включает подсистемы и факторы: политическая обстановка, правовая среда, регулирующая роль государства. Именно политическая среда создает необходимые условия для реализации предпринимательской свободы и оптимизации экономических и социальных отношений в обществе.

Политическая обстановка (ситуация) проявляется в механизме государственного управления и процедуре принятия общественно значимых решений, Развитие предпринимательства обеспечивается факторами устойчивости политических институтов, стабильности политической обстановки в стране и в отдельных регионах.

Правовая среда определяет правовое поле, которое необходимо и очень важно для формирования системы предпринимательства. Правовое поле определяется факторами действующего законодательства, законодательной защиты и правовыми гарантиями развития предпринимательства (право заниматься предпринимательской деятельностью, право равного доступа к различным ресурсам, единство экономического пространства, поддержка конкуренции, недопустимость дискриминации предпринимательской деятельности со стороны государственных органов, чиновников и др.), степенью регулирующего вмешательства государства в экономические процессы. Однако, как свидетельствует практика, реализация законов тормозится существующими административными барьерами, коррупцией чиновников, недостаточной четкостью ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов.

Регулирующая роль государства -разработка и принятие законов, обеспечение баланса интересов общества и предпринимателей. С одной стороны, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, с другой — государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы всех граждан, то есть в определенной мере ограничивать и регулировать предпринимательскую активность. Решение этой проблемы обусловлено конкретно-историческими и цивилизованными особенностями страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природная среда включает климатические условия, количество и качество земель, ландшафт, природные ресурсы, в том числе запасы полезных ископаемых и энергоносителей, воду и их качество, сырьевую базу. Природная среда создает природную основу развития экономики, формирует специализацию сервисных отраслей. Социальная составляющая воздействия природной среды — возможная миграционная подвижность населения, благоприятные или тяжелые климатические и другие природные условия для

труда и быта персонала предприятий и организаций.

Например, социологическое исследование социальной среды предпринимательства Санкт-Петербурга позволило выявить ряд ее общих базовых особенностей: природно-географических,

геополитических, экономических, законодательных, информационных. Среди геополитических условий были выделены близость города к европейскому рынку, возможности коммуникации и торговли со всеми государствами Европы, другими регионами мира, что влияет на развитие соответствующих направлений предпринимательства, в том числе высокие по России показатели товарооборота. Потребности населения мегаполиса, развитие российского и международного туризма обусловили значимые позиции сектора услуг в экономике города (торговля, транспорт, туристические фирмы, связь, шоу-бизнес, финансовый сектор, бытовое обслуживание и др.) .

Совокупность социальных факторов внешней среды в существенной мере определяется природой общественного строя (капитализм, социализм), этапом его развития, уровнем политического руководства страны. История свидетельствует о сложном, неоднозначном их влиянии на эффективность экономики, в том числе предпринимательскую деятельность (развитые страны, период НЭПа в СССР, КНР).

Для стран с переходной экономикой макросреда характеризуется, как правило, нестабильностью, формируется при активном участии государства, которое проводит важнейшие мероприятия. Тем самым формируются экономические, политические, правовые условия, которые определяют функционирование предприятий и предпринимателей .

Во «внутренней среде» можно выделить четыре функциональные сферы деятельности предпринимателя: производственную, управленческую (планирование, оперативное управление — организация, координация, мотивация, контроль

— бухгалтерский учет и отчетность, анализ), инновационно-фин^совую, социальную . Последняя включает формирование кадрового потенциала, со-циально-прадовые отношения предпринимателя с трудовым коллективом, условия труда, социальные отношения внутри самого коллектива предприятия (организации), взаимоотношения предпринимателей с профсоюзами.

Рассмотрим материалы ряда социологических исследований социальной среды предпринимательства в сервисных отраслях, проведенных на кафедре «Социология» СПбГУСЭ в 2011-2012 гг., которые позволили (при использовании рассмотренной выше классификации) выявить некоторые факторы социальной среды ряда организаций сервиса в Санкт-Петербурге.

1 .Комплексный анализ социальной среды малых автосервисных предприятий. На основе опроса предпринимателей (2011 г.) в макросреде наиболее существенная роль принадлежит следующим факторам:

-сезонность (как природный фактор), которая обусловливает колебания спроса на ряд автоуслуг;

-надичие горизонтальных производственных связей и личных знакомств предпринимателей (поставщики запчастей и автомобильной косметики, смежники по выполнению квалифицированных работ, другие автосервисные предприятиями города, Северо-Зададного и других регионов РФ);

-взммодействие с местными органами власти (различных форм);

-экономические факторы: благоприятный — развитие автотранспорта (вызывает рост спроса на автосервисные услуги); неблагоприятные, которые препятствуют развитию малого предпринимательства, — несовершенство общей экономической политики и слабая государственная поддержка малых предприятий, несовершенство налоговой системы, правовая незащищенность малых предпринимателей. Финансовый кризис последних лет привел к росту арендной платы, увеличе-

нию «нечестной конкуренции», трудностям с нахождением производственных площадей в жилой зоне;

-социальный фактор: обострение

внутрисемейных проблем предпринимателей из-за больших затрат рабочего времени и недостаточного внимания к семье.

В микросреде наибольшее значение в деятельности их предприятий имеют факторы:

-социальный — наиболее острая кадровая проблема: потребности предприятий в хороших, высококвалифицированных специалистах, но трудности их привлечения (из-за невозможности обеспечить высокую заработную плату на малых предприятиях);

-экономические — трудности внедрения новых технологий обслуживания (из-за недостатка специалистов); недостаток средств на развитие предприятия из-за дороговизны нового оборудования; трудности утилизации продуктов отходов автосервиса; небольшие доходы предпринимателей .

Таким образом, исследование позволило определить конкретную роль факторов среды для конкретного вида малого предпринимательства в условиях конкретного мегаполиса.

2. Сравнительное сопоставление характеристик стабильности кадров как социального фактора микросреды некоторых сервисных организаций.

Сравнение проведено для организаций сервиса:

-торговое предприятие «Утилита-2» сети «Компьютерный мир» (СПб., опрос 40 сотрудников, 2012 г.);

-сеть салонов красоты «Милана» (СПб., опрос 50 работников, 2012 г.);

-компания ООО «Артком» — оказание услуг по эксплуатации, проведению технического обслуживания и управлению объектами недвижимости (СПб., опрос 100 сотрудников, 2012 г.).

На торговом предприятии «Утилита-2» персонал состоит из торговых и офисных работников с относительно высоким уровнем образования (высшее и неполное высшее — 52,5%, среднее специальное —

В салонах красоты «Милана» персонал состоит из мастеров маникюра и педикюра, косметологов, массажистов и администраторов. Основная часть работников имеет начальное профессиональное образование (64%), остальные -высшее (36%). Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 35%. Большая часть респондентов (70%) склонны к сохранению места работы. Хотели бы перейти на другую работу, в том числе со сменой специальности — значительная часть (30%). То есть в составе работников также выявлена довольно нестабильная группа.

В компании ООО «Артком» сотрудники состоят из двух групп — оперативные работники (рабочие, сантехники, электрики, столяры, разнорабочие, инженеры и др.) и инженерно-технические работники (энергетики, главные инженеры, начальники отделов). Уровень образования сотрудников довольно высок — имеют высшее образование, ученую степень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 60%, незаконченное высшее — 5%, среднее специальное — 19%, профессионально-техническое — 12%. Молодежь до 30 лет составляет около 30%; сотрудники в возрасте старше 60 лет — 8%. Компания развивается — производится набор новых сотрудников для новых объектов. Большая часть сотрудников планирует оставаться на работе по достижении пенсионного возраста. То есть состав сотрудников этой молодой компании увеличивается при сохранении стабильности наличного персонала.

Кроме рассмотренных организаций приведем информацию о стабильности кадров сервисных организаций по уже опубликованным данным.

Рестораны холдинга «Ginza Project» (СПб., опрошены 12 менеджеров, 2011 г.). Около 60% респондентов хотели бы

сменить место работы, в том числе более половины из них по вполне осознанным мотивам .

При опросе выпускников СПбГУСЭ в городах Северо-Зшадного и соседних регионов, о котором упоминалось выше, выявлена значительная нестабильность респондентов, их потенциальная склонность к смене своей работы (около 40%) .

Как свидетельствуют материалы опросов, выявленные реальная текучесть кадров и желание респондентов сменить место работы, т.е. потенциальная нестабильность кадров, имеют значительное распространении в большей части рассмотренных организаций. Фактор нестабильности части персонала в существенной мере обусловлен комплексом причин — неудовлетворенностью заработной платой, условиями труда, желанием карьерного роста, а также стремлением перейти на работу по специальности в соответствии с полученным образованием. Эти моменты необходимо учитывать руководителям сервисных организаций при стремлении повысить стабильность своих трудовых коллективов.

3. Так же были выявлены и другие факторы микросреды предприятий, которые снижают эффективность их работы. Среди них:

-высокий уровень конфликтов разных видов (от межличностных до меж-подразделенческих), вызванных недостатками в управлении подразделениями и персоналом (торговое предприятие «Утилита-2»);

-пассивное сопротивление сотрудников нововведениям, как фактор риска, было обусловлено невключенносгью работников в инновационный процесс (СПб., сервисная компания в области общественного питания «Два берега», опрос 5 руководителей и менеджеров, 2011

г.);

-недостаточно высокий уровень владения компьютерными программами и оргтехникой, невысокая подготовленность к техническим инновациям (применение новых технологий), низкий

уровень мотивации сотрудников компании ООО «Артком», что требует активизации управленческой деятельности.

Учет конкретных проблемных факторов, выявленных в социологических исследованиях в конкретных организациях сервиса, будет способствовать повышению результативности предпринимательской деятельности, предпринимателей с потребителями товаров и услуг.

В заключение еще раз подчеркнем, что макро- и микросреда обе воздействуют на предпринимательскую деятельность, но воздействуют по-р^ному. На уровне макросреды предприниматель, как правило, приспосабливается к действию ее факторов, а на уровне микросреды он занимается активным их преобразованием, создает общественное мнение и др.

Следует отметить, что при социологическом анализе основное внимание следует уделять социальному аспекту внутренней среды — проблемам в работе с персоналом, решению организационноуправленческих вопросов, состоянию и конфликтам в социальной сфере, взаимоотношениям и конфликтам

Таким образом, социальные факторы среды предпринимательства играют огромную роль в его формировании, функционировании и развитии. Поэтому изучение (социологические, маркетинговые исследования) и учет конкретных факторов в конкретных условиях для конкретных видов предпринимательства имеют решающее значение в реализации конкретных предпринимательских проектов.

ЛИТЕРАТУРА

2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики) / М.К.Горшков. М.: Новый хронограф, 2011.

4. Покосов В.В. Трансформация российского общества: социологические аспекты. М.,2002.

5. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008.

6. Предпринимательство: Учебник / Под ред М.Г. Лапусты. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Рохмистров С.Н. Социологические концепции конкуренции. М.,2000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.