Влэк требования

Сегодня не существует профстандарта для пилотов гражданской авиации. Этот нормативный акт в настоящее время находится на стадии разработки и по некоторым данным будет утвержден осенью этого года. Тем не менее, требования к персоналу авиации содержатся в главе 7 Воздушного кодекса РФ, а также в Приказе Минтранса России от 31.07.2009 № 128, Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50, Приказе Минтранса России от 12.09.2008 № 147 и других нормативных актах.

Требования для пилотов гражданской авиации

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку и осуществляющие деятельность, связанную непосредственно с выполнением перевозок, обеспечением безопасности и обслуживанием воздушного транспорта. Перечень специалистов авиационного персонала содержится в Приказе Минтранса России от 04.08.2015 № 240.

ВК РФ предусматривает следующие требования для авиационного персонала, в том числе и летчиков:

  • пилоты и другие специалисты авиации не могут иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • лица из числа специалистов должны проходить предварительные и периодические медицинские обследования;
  • на должности персонала авиации не принимаются лица, подвергавшиеся административному наказанию за употребление наркотических и психотропных веществ без предписания врача, также страдающие алкоголизмом и другими психическими расстройствами;
  • наличие свидетельства, дающего право на осуществление летных функций и т.д.

Это далеко не полный список требований, остальные перечислены в других нормативных актах, в частности в Постановлении Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Основной документ, дающий право работать пилотом – летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти четыре длительных и весьма затратных этапа:

  • получить профильное образование;
  • сдать теоретические и практические экзамены;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • налетать необходимое количество часов.

Получение летного свидетельства

Обучение в профильном ВУЗе или училище не является гарантией того, что выпускник непременно станет летчиком. Ведь на протяжении обучения к курсантам предъявляются самые высокие требования, они подвергаются различным проверкам и экзаменам. В том числе уделяется значительное внимание физическому и психическому здоровью. Если студенту все же удалось успешно пройти обучение, он становится кандидатом на получение летного свидетельства.

Правила проведения проверки лиц, претендующих на получение этого документа, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 670.

Теоретический экзамен

В первую очередь проводится проверка соответствия знаний кандидата. Ее проводит специально сформированная Федеральным агентством воздушного транспорта комиссия. Ее состав и порядок формирования определятся Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 33.

Проверка знаний проводится на основании обращений образовательных организаций, а также самих кандидатов на получение свидетельства. Экзамен проходит в форме тестирования. Чтобы проверка знаний считалась успешно пройденной, экзаменуемый должен правильно ответить как минимум на 75 % вопросов. Если количество правильных ответов меньше, то минимум через 14 дней можно пройти повторное тестирование.

По результатам экзамена составляется протокол, в который вносятся основные сведения о кандидате, полученная оценка, тип свидетельства, на которое претендует экзаменуемый, а также дата, место и время проведения оценки. Документ заверяется подписью председателя комиссии и печатью. Оригинал протокола передается кандидату, а копия отправляется в орган по выдаче свидетельства в течение 24 часов по электронным каналам связи.

Проверка практических навыков

После сдачи теоретического экзамена, кандидат должен пройти проверку практических навыков. Она осуществляется специалистом, имеющим право на проведение подобных проверок, на воздушном судне той модификации, которая соответствует требуемому типу свидетельства. По результатам практического оценивания, кандидату выдается справка, в которой содержатся сведения о кандидате, экзаменаторе, тренажере или самолете, на котором осуществлялась проверка, дата, время и место оценивания, тип свидетельства. Этот документ в течение 24 часов отправляется в орган по выдаче свидетельства по электронным каналам связи.

ВЛЭК для пилотов гражданской авиации: требования

Предъявляемые ВЛЭК требования для пилотов весьма строгие. Ознакомиться с ними в полном объеме можно в Приказе Минтранса России от 22.04.2002 № 50. Проходить ВЛЭК должны все специалисты, осуществляющие управление воздушным судном, кабинный экипаж, а также абитуриенты и курсанты учебных заведений. По результатам медицинского освидетельствования выдается заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.

Медицинское заключение для пилота гражданской авиации имеет срок годности 12 месяцев.

Что касается непосредственно требований к состоянию здоровья, то все показатели жизнедеятельности пилота должны находиться в норме или иметь некоторые незначительные отклонения. Внимание уделяется всем системам и органам, в особенности сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, пищеварительной системам. В Приложении № 3 к Приказу Минтранса России от 22.04.2002 № 50 имеется перечень патологий, являющихся препятствием для работы в авиации.

ВЛЭК для бортпроводников: требования

Медицинские требования ВЛЭК для бортпроводников также содержаться в Приложении № 3 к Приказу № 50. Изучив их, можно сделать вывод, что к бортпроводникам применяются несколько более лояльные требования. Тем не менее, лица, имеющие психические расстройства, проблемы с сердечно-сосудистой системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом не могут рассчитывать на полеты.

Сколько нужно налетать

Согласно пункту 4.3 Приложения к Приказу Минтранса России от 12.09.2008 № 147, коммерческий пилот должен налетать как минимум 200 часов или 150 часов в ходе прохождения подготовительного курса. Из них:

  • 100 часов в качестве командира воздушного судна;
  • 20 часов в качестве командира по маршрутам не менее 540 км с посадками до полной остановки в двух аэродромах;
  • 10 часов в процессе обучения, из них не более 5 часов на тренажерах;
  • 5 часов ночью в качестве командира + 5 взлетов и посадок.

УДК 796.012.26

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-86-94

О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Дмитрий Александрович КАДЯШКИН1-, Алексей Александрович ЧАСТИХИН2)

1)1 ФГКВОУ ВО «Военный институт физической культуры»

Министерства обороны Российской Федерации 194044, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 63

E-mail: Lesnik-79@mail.ru

2) Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А» E-mail: aleksey5445@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены особенности организации физической подготовки летного состава к профессиональной деятельности, сделана попытка научного обоснования эффективности применения средств физической подготовки в процессе боевой подготовки летчиков через изучение накопленного теоретического опыта. Одной из важнейших составляющих процесса становления профессионала, наряду с формированием знаний, навыков и умений, является развитие профессионально важных качеств, наличие которых для тех или иных видов деятельности общепризнано. Как правило, под профессионально важными качествами понимаются отдельные черты личности, психические и психомоторные, а также физические качества, способствующие овладению определенной профессией и совершенствованию в ней. В результате проведенных исследований были выделены наиболее важные личностные профессионально важные качества: общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координация движений, долговременная мотивация на профессию военного летчика, способность к правильной самооценке, способность к психической адаптации к различным условиям, устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям, черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость, нравственные качества: честность, порядочность, чувство долга, товарищество, социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству. На протяжении всего времени программы физической подготовки постоянно дополнялись и претерпевали изменения. Данное обстоятельство связано с непрекращающимся процессом совершенствования авиационной техники, а также с изменением требований к военным летчикам.

Ключевые слова: физическая подготовка; летный состав; профессиональная деятельность; физические качества; устойчивость к перегрузкам; специальные спортивно-игровые упражнения

На современном этапе развития технического прогресса роль и значение авиационной техники как в целях народного хозяйства, так и в плане укрепления обороноспособности страны переоценить весьма затруднительно.

В процессе ведения боевых действий при возникновении вооруженных конфликтов различных масштабов и напряженности применению авиационной техники отводится одно из важнейших мест.

Проведенный анализ применения авиации в годы Великой Отечественной войны и в локальных войнах и военных конфликтах последних лет является тому ярким примером. Поэтому проводятся непрерывный и постоянный процесс развития летной техники, совершенствование профессионализма боевых экипажей.

Необходимость наличия у летчиков высокоразвитых физических качеств определяется, прежде всего, уровнем развития военной авиационной техники.

С точки зрения современных ученых, с уровнем развития профессионально важных летных качеств, а также с проявлением непосредственно человеческого фактора в значительной мере связываются различные аварии. Ввиду этого повышение устойчивости к проявлению различных неблагоприятных факторов является актуальным .

Идеи о возможности использования физических упражнений с целью преодоления этих факторов возникли у исследователей уже в 20-х гг. ХХ столетия. В 1920-1930-е гг. ученые П.И. Егоров, Копа и Х.Д. Андерсон, А.А. Сергеев давали рекомендации о целесообразности занятий физическими упражне-

© Кадяшкин Д.А., Частихин А.А., 2018

ниями летным составом, однако, данные рекомендации ими научно не обосновывались.

Бурное развитие военной авиации началось после окончания Первой мировой войны. В связи с повышением технических характеристик военной авиации, разработкой более прогрессивных средств вооружения назрела необходимость проведения глобальной реорганизации авиационных частей. В это же время происходит и деление авиации на различные виды, а также на летные профессии. Проводится углубленная специализация летчиков в зависимости от требований к виду их деятельности. Активизируется работа по обоснованию средств, способствующих повышению устойчивости летчиков к воздействию отрицательных факторов летной деятельности.

В трудах А.Я. Канторовича, Я.Ф. Самте-ра, В.В. Стрельцова и других подробно освещаются вопросы использования средств физической подготовки для совершенствования вестибулярной устойчивости летчиков.

Значительное количество научных работ этого времени затрагивает вопросы психофизического обоснования специфики профессиональной деятельности военных летчиков.

Вместе с этим научно обосновать эффективность применения средств физической подготовки в процессе боевой подготовки летчиков не представилось возможным по ряду причин:

— отсутствие тесно установленных связей между ведущими учеными и специалистами военно-воздушных сил по физической подготовке;

— недостаточное привлечение специалистов по физической подготовке к исследовательской деятельности.

Значение военно-воздушных сил в ведении боевых действий существенно повысилось в годы Второй мировой войны. Развитию авиации в этот период отводилось значительное место. Так, опыт боевого применения авиации, а также успехи ученых способствовали существенному улучшению технико-тактических характеристик летательных аппаратов. Однако внимание вопросам применения физической подготовки в целях повышения уровня профессионального мастерства летчиков в этот период практически не уделялось.

Вместе с этим опыт боевых действий убедительно свидетельствовал о необходимости повышения физической подготовленности летчиков и развития у них важных качеств и способностей противостоять экстремальным факторам полета.

В 1945 г. А.И. Микоян с членами своего коллектива создает турбореактивный самолет. С этого периода берет старт новый этап в развитии военно-воздушных сил. На данном этапе оборудование военных самолетов претерпевает существенные изменения: увеличивается количество приборов, совершенствуются средства навигации, появляются более эффективные средства огневого поражения, увеличивается скорость.

Увеличение скорости самолетов до скорости звука выдвигает на передний план необходимость изучения требований к уровню развития физических качеств летчиков.

Данное обстоятельство послужило толчком к активизации исследований, связанных с обоснованием методики физической подготовки военнослужащих военно-воздушных сил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительное количество работ в этот период посвящено вопросам:

повышения устойчивости к укачиванию ;

— устойчивости к перегрузкам ;

устойчивости организма к гипоксии

Наряду с теоретической разработкой вопросов и проведением лабораторных экспериментов многие исследователи разрабатывали рекомендации, вытекающие из практики летного труда.

В этот период формируются два вектора научный работ: повышение боевых качеств летчиков средствами физической подготовки, обоснование физической подготовки летного состава в различных условиях.

В работах, проведенных в 1960-х гг., достаточно широко были освещены вопросы обоснования требований для различных видов авиации, методики физической подготовки в различных условиях, повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, развития профессионально важных качеств летчиков.

Разработка учебника «Физическая подготовка летчика» (1958) и учебного пособия по построению специальной тренировки лет-

чиков явилась результатом данных исследований.

Существенное влияние на особенности летной деятельности оказал научно-технический прогресс в авиации.

Специфика летной деятельности на данном этапе заключалась в объективной опасности для жизни и здоровья, высокой эмоциональной деятельности, значительном нервно-психическом напряжении, негативном влиянии неблагоприятных факторов полета.

Большая насыщенность рабочего места инженера-штурмана техническими средствами управления, сложность циркулирующей информации значительно повлияли на характер деятельности летчиков .

Данные обстоятельства выдвигают на передний план наличие у летчиков отменного здоровья, высокого уровня физической подготовленности, психологической устойчивости, высокого уровня развития всех систем организма.

Ввиду этого активизируется работа по проведению новых исследований.

Так, В.Л. Марищуком проводится разработка специализированного комплекса упражнений, выполняемых при совершении длительных полетов непосредственно в самолете.

Т.Т. Джамгаров обосновывает эффективность применения средств физической подготовки в целях противодействия неблагоприятным факторам летной деятельности.

Повышению устойчивости летчиков к эмоциональному напряжению уделяется особое внимание в данном периоде. Активную работу в данном направлении проводили В.Л. Марищук и Т.Т. Джамгаров.

Также Т.Т. Джамгаровым и В.Л. Мари-щуком по результатам проведения многолетних исследований была убедительно доказана взаимосвязь летного обучения с уровнем физической подготовки курсантов.

В настоящее время физическая подготовка летного состава способствует развитию морально-боевых и физических качеств (рис. 1).

£

развитие высоких морально-боевых качеств

п

совершенствование важных психологических качеств

повышение устойчивости организма к перегрузкам, укачиван ию,

гипоксии, дыханию под избыточным давлением, вибрация м, воздействию высоких

развитие высокого уровня физических качеств и общей физической работоспособности

Рис. 1. Направленность физической подготовки летного состава Военно-воздушных сил Воздушно-космических сил России

Применение современных научных достижений по вопросам обоснования специфики организации и проведения физической подготовки летного состава является характерной особенностью настоящего времени. Сейчас в научной литературе имеется значительное количество научных статей, затрагивающих различные стороны профессиональной деятельности военных летчиков. Значительную проработку получили проблемы развития и совершенствования физических качеств летчиков, их психологических качеств, разработана методика проведения профессионального отбора .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость планирования физической подготовки в соответствии с периодами профессионального обучения военных летчиков была убедительно доказана целым рядом проведенных работ А.А. Горелова, Н.Н. Дробутуна, Р.М. Кадырова и др.

Т.Т. Джамгаров и другие относят летный труд к «движению без смены места». Выполнение такого вида работы отличается необходимостью находиться в «вынужденной позе».

Появление избыточного веса является следствием особенностей летной военно-профессиональной деятельности. Исследованиями было доказано, что способность к перенесению укачивания и различных видов перегрузок существенно ниже у летчиков, имеющих избыточный вес. Также у лиц с избыточным весом уровень развития силы отдельных мышечных групп существенно ниже.

В связи с продолжающимся развитием и совершенствованием военной авиации, которая выдвигает повышенные требования к функционированию всех систем организма летчика, физической подготовке отводится все более значимое место. Воздействие отрицательных факторов существенно осложняется еще и необходимостью управлять самолетом продолжительное время.

Физическая подготовка предполагает всестороннее развитие физических качеств, способствует всестороннему их развитию.

Выполнение любых двигательных действий, так или иначе, связано с выносливостью.

В учебниках по физической культуре и физиологии выносливость определяется как «способность противостоять утомлению». Выносливость совершенствуется в результате систематических занятий физической подготовкой.

Одним из важнейших качеств человека выступает сила — «способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему».

Быстрота — способность выполнять действия в минимально короткий отрезок времени.

Наиболее эффективные методы развития быстроты нашли подтверждение в экспериментальных работах целого ряда ученых, таких как И.П. Волков, Б.Р. Голощапов, С.Ф. Сериков и др.

Учеными А.В. Коробковым, Р.Е. Моты-лянским, К.П. Субботиным, В.П. Филиным было доказано, что в качестве эффективных средств физической подготовки возможно использовать различные силовые упражнения и др.

Одной из важнейших составляющих процесса становления профессионала, наряду с формированием знаний, навыков и умений, является развитие профессионально важных качеств (далее — ПВК), наличие которых для тех или иных видов деятельности общепризнано. Как правило, под ПВК понимаются отдельные черты личности, психические и психомоторные, а также физические качества, способствующие овладению определенной профессией и совершенствованию в ней .

В результате проведенных исследований были выделены наиболее важные личностные ПВК:

— общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координация движений;

— долговременная мотивация на профессию военного летчика;

ФИЗИЧЕСКИЕ

Общее физическое развитие: сила, быстрота, выносливость, координация движений, физическая подготовка к неблагоприятным факторам деятельности_

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Нервно-эмоциональная устойчивость, устойчивость к летному утомлению, устойчивость к монотонии и работе в вынужденном темпе_

ЛИЧНОСТНЫЕ

Долговременная мотивация на профессию военного летчика, способность к правильной самооценке, способность к психической адаптации к различным условиям, устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям, черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость, нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, товарищество, социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству_

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Вестибулярная устойчивость, устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности, устойчивость к специфическим факторам полета_

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

Развитость ощущений и восприятий (летное чувство), яркость, четкость и контролируемость пространственных представлений, продуктивность и помехоустойчивость мышления, быстрота, точность и прочность памяти, большой объем, быстрое переключение и устойчивость внимания, способность к ориентировке в сложном пространственном окружении и непредвиденных ситуациях, способность к действиям в условиях дефицита времени и навязанного темпа работы, развитость понятийного и образного типов мышления_

Рис. 2. Профессионально важные качества военного летчика

— способность к правильной самооценке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способность к психической адаптации к различным условиям;

— устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям;

— черты характера: целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость;

— нравственные качества: честность, порядочность, чувство долга, товарищество;

— социальные качества: склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству.

Однако в последнее время наряду со снижением общеобразовательной и физической подготовленности наблюдается снижение мотивации к обучению, а также наличие у абитуриентов, поступающих в военные вузы, неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей .

Для того чтобы правильно, на уровне существующих требований проводить физическую подготовку летного состава, необходимо хорошо знать ее задачи, вытекающие из особенностей современного боя и современ-

ной авиационной техники. Летчика необходимо научить владеть всеми средствами и методами физической подготовки, разработанными исходя из опыта боевых действий войск и подтвержденными научными исследованиями последних лет, практически проверенных в передовых летных частях и подразделениях.

Разработанный нами комплекс специальных спортивно-игровых упражнений проверялся (апробировался) на эффективность использования в образовательном процессе курсантов Федерального государственного военного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» (КВВАУЛ) (фото 1).

Для проверки методики были организованы две группы — экспериментальная группа и контрольная группа из числа курсантов факультета, проходящих обучение по специальности летчик истребительной авиации.

Задачи и содержание исследования изложены в табл. 1.

Фото 1. Апробация специальных спортивно-игровых упражнений

Таблица 1

Задачи и содержание исследования влияния физической подготовки на развитие профессионально важных качеств летного состава

Задачи исследования

Исследовать Исследовать Разработать

Особенности образовательного процесса курсантов КВВАУЛ и уточнить требования к направленности и содержанию их физической подготовки Эффективность физической подготовки курсантов в процессе обучения и определить содержание физической подготовки Специальные спортивно-игровые упражнения и экспериментально проверить их эффективность

Изучить организацию планирования образовательного процесса КВВАУЛ и определить роль и место физической подготовки Изучить направленность и содержание программы физической подготовки курсантов и требования войск Проверить эффективность применения специальных спортивно-игровых упражнений

Содержание исследования

Исследовать направленность и объем физических нагрузок, испытываемых курсантами в процессе обучения Изучить динамику физической подготовленности курсантов в 5-летнем цикле обучения

Уточнить требования к направленности и содержанию физической подготовки курсантов в 5-летний период обучения Определить пути совершенствования физической и профессиональной подготовки курсантов КВВАУЛ

Изучение широкого спектра литературных источников и проведения анкетирования курсантов-летчиков и преподавателей кафедры физической подготовки позволило сформулировать следующее заключение.

Применение общеразвивающих и специальных упражнений включается в построение общей физической подготовки.

К средствам общей физической подготовки относятся различные упражнения, способствующие развитию координации, ловко-

сти и т. д. Различные разделы физической подготовки составляют основу курса физической подготовки военных летчиков.

На протяжении всего времени программы физической подготовки постоянно дополнялись и претерпевали изменения. Данное обстоятельство связано с непрекращающимся процессом совершенствования авиационной техники, а также с изменением требований к военным летчикам.

Список литературы

2. Дробутун Н.Н. Средства физической тренировки в системе пролонгированного отбора и индивидуальной психофизиологической подготовки курсантов летных училищ: дис. … канд. пед. наук. Кировоград, 1985. 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Товт В.А. Физическая подготовка молодых летчиков в период профессионального становления: дис. … канд. пед. наук. Л., 1987. 205 с.

9. Назаренко А.Л.Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 19-21.

11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

12. Мальчинский Ф.В. Профессионально-психологический отбор и профессионально-психологическое обеспечение обучения летного состава // Вестник МНАПЧАК. 2013. № 3. С. 41-48.

14. Симонов С.Н., Копаев О.В. Синергетический подход в педагогике // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 29-31.

Поступила в редакцию 15.12.2017 г. Отрецензирована 10.01.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Кадяшкин Дмитрий Александрович, адъюнкт. Военный институт физической культуры Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: Lesnik-79@mail.ru

Частихин Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. начальника кафедры физической подготовки. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: aleksey5445@yandex.ru Для корреспонденции: Частихин А.А., e-mail: aleksey5445@yandex.ru

Для цитирования

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-86-94

ON THE IMPACT OF PHYSICAL TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE AIRCREW

Dmitry Aleksandrovich KADYASHKIN1), Alexey Alexandrovich CHASTIKHIN2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 15 December 2017 Reviewed 10 January 2018 Accepted for press 2 April 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

For correspondence: Chastikhin A.A., e-mail: aleksey5445@yandex.ru

For citation

Документы

1. Справка по форме № 086-у. (если справка 086-у получена не в поликлинике по месту жительства, а в другом учреждении, то при себе обязательно нужно иметь амбулаторную карту)

  1. Обязательные требования к оформлению справки:
    — в справке должны быть заполнены ВСЕ строки и графы;
    — штамп медиц. организации в верхнем левом углу;
    — круглая печать и подпись каждого специалиста;
    — круглая печать, ФИО, подпись врача, выдавшего справку;
    — ФИО, подпись главного врача медиц. организации;
    — круглая печать медиц. организации.

2. Для абитуриентов с пропиской г. Новосибирска справка от врача-нарколога, ул. Владимировская 2 или ул. Коммунистическая 48а.

Для иногородних справка от врача-нарколога по месту прописки из областных/краевых диспансеров.
Для абитуриентов не достигших 18 лет справки:
— Нарколог — ул. Планировочная 3/2
— Психиатр — ул. Инская 65

Обязательные требования к оформлению справки:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу;
· круглая печать и подпись врача-нарколога;
· запись – «на диспансерном учете в наркологическом диспансере не состоит»;
· запись – «наркологических заболеваний не выявлено»;
· справка действительна 3 мес.

!!! Не допускается запись «данная справка не несет юридической силы…» или аналогичная по смыслу.

3. Для абитуриентов с пропиской г. Новосибирска справка от врача-психиатра, ул. Владимировская 2 или ул. Коммунистическая 48а.

Для иногородних справка от врача-психиатра по месту прописки из областных/краевых диспансеров.

Обязательные требования к оформлению справки:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу;
· круглая печать и подпись врача-психиатра;
· запись – «на диспансерном учете в психо-неврологическом диспансере не состоит»;
· запись – «психиатрических заболеваний не выявлено»;
· справка действительна 3 мес.

!!! Две отдельные справки от психиатра и нарколога.

4. Паспорт.
5. 6 (шесть) фото 3х4 см.
6. Военный билет (при ограничении годности — справка из военкомата с номером статьи и документы, подтверждающие диагноз!!!).
7. Амбулаторная карта из поликлиники (желательна).
8. !!! В случае наличия в анамнезе оперативного вмешательства, в том числе эксимер-лазерной коррекции зрения, предоставить в ВЛЭК выписки об оперативном лечении (при полостных операциях необходимо предоставить протокол операции).

Специалисты

1. Стоматолог. Справка от врача-стоматолога с указанием следующих данных:

· прикус;
· формула зубов;
· все зубы должны быть вылечены;
· число отсутствующих зубов — менее 6 (шести)!)

Обязательные требования к оформлению справки (заключения) врача-стоматолога:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу;
· круглая печать и подпись врача-стоматолога;
· круглая печать медиц. организации.

Исследования

Обязательные требования к оформлению анализов:

· штамп медиц. организации (лаборатории) в верхнем левом углу;
· круглая печать медиц. организации (лаборатории);
· подпись врача-лаборанта;
· срок годности анализов 1 месяц.

5. ФЛГ/ Rg органов грудной клетки (описание + снимок, срок действия — 1 год)

6. ФЛГ/ Rg придаточных пазух носа (если сделаны в течение 1 месяца, описание + снимок)

Обязательные требования к оформлению результатов рентгенологического исследования:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу;
· круглая печать и подпись врача-рентгенолога;
· круглая печать медиц. организации.

ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.

В настоящее время издан указ об обязательном прохождении комиссии на территории России и других государств. ВЛЭК можно пройти только в тех учреждениях, которые имеют разрешение, а также все необходимые документы на свою деятельность. Прежде чем начать проходить ВЛЭК, вам придётся пройти собеседование, на котором проверят ваш паспорт и выдадут соответствующую анкету вместе со списком необходимых медицинских справок, которые вам предстоит собрать.

Требования к здоровью: справки, врачи и анализы

Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.

Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.

ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.

Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Распространенные вопросы по ВЛЭК

Стоимость

Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.

Список основных центров прохождения ВЛЭК

Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации».

Срок, на который выдается заключение ВЛЭК

Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.

Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово

  1. Перед приходом во ВЛЭК необходимо подготовить следующие документы и анализы, которые должны быть свежими: ФЛГ, анализ мочи, крови, крови на сахар и резус фактор. В поликлинике узнайте ответ заранее, чтобы в случае чего можно было пересдать и не тратить лишнее время, своё и представителей ВЛЭК. Анализы важно делать накануне перед посещением ВЛЭК, иначе вас могут попросить их переделать.
  2. Делаем ЭКГ, дожидаемся отличного результата и консультации специалиста. Если возникают проблемы, возможно, придётся прислушаться к рекомендациям кардиолога или пройти дополнительное обследование. Будьте готовы к этому.
  3. Необходима выписка из амбулаторной карты, где терапевт обязан выписать все ваши болезни и недомогания. Без этой справки ВЛЭК вас не примет. Должны быть подписи и печати на документах. Справка действительна неделю, придётся поторопиться с походом во ВЛЭК.
  4. Едете во ВЛЭК по нужному адресу, стоите очередь, к председателю, который проверяет наличие всех документов. С его разрешения идёте дальше, где вам оформят медицинскую карту и дадут направления в психиатрический и наркологический диспансеры. Здесь придётся потратить время, очереди достаточно большие, стоит отправляться туда к самому открытию.
  5. По полученным направлениям отправляетесь в данные инстанции и проходите освидетельствование, ждёте заключения и с результатом отправляетесь во ВЛЭК. Если на этом этапе возникают трудности, придётся их решать. Дальнейшее ваше продвижение отодвигается.
  6. Проходим ЛОРа, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта, женщинам дополнительно придётся пройти гинеколога. Невропатолога необходимо проходить строго после окулиста. На основании всех заключений вы направляетесь к терапевту. Врачи-специалисты должны записывать все факторы и изменения в здоровье пациента, оставлять свои рекомендации по устранению недомоганий и ставить статус: пригоден или нет. Любое заключение вы можете опровергнуть и пройти его повторно, а также имеете возможность обратиться в ЦВЛЭК для разъяснения разногласий.
  7. Если у вас всё в порядке и терапевт с этим согласен, то он подпишет вам все необходимые справки и даст заключение.
  8. Получаете квитанцию на оплату ВЛЭК в размере 2800 рублей и идёте к председателю за окончательным заключением. Как правило, заключение выдаётся на два года, но требуется через год посетить терапевта.
  9. Пройти ВЛЭК можно достаточно быстро, как правило, всё заведения, где вам необходимо получить заключение находятся в ближнем радиусе. Многие кандидаты умудряются пройти комиссию за один день, это скорее исключение из правил, чем закономерность, но, тем не менее, такое может быть. Большая часть пилотов проходит комиссию за 3-4 дня. Если вы будете действовать оперативно и у вас всё как говориться, срастётся, то шансов получить ВЛЭК в минимально короткие сроки у вас предостаточно.

Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать

У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.

Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.

Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.

Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.

Работа пилотов гражданской авиации сопряжена с огромной ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров. Кроме того, пилот должен суметь вовремя среагировать на изменение обстановки, чрезвычайные ситуации. Неудивительно, что к их подготовке и состоянию здоровья и психики предъявляются самые жесткие требования.

Основные требования для авиационного персонала

Согласно нормативным актам РФ, в данную категорию входят все лица, обеспечивающие обслуживание и безопасность самолетов, летчики и бортпроводники. К ним предъявляются следующие требования:

  • обязательные профосмотры при поступлении на работу и плановые по графику;
  • наличие документов, подтверждающих квалификацию и право пилотировать самолеты;
  • практика в виде летных часов с инструктором и без;
  • отсутствие не снятой или не погашенной уголовной судимости.

Нарушение одного или нескольких пунктов автоматически влечет отстранение от полетов до устранения проблемы или даже увольнение. Лица, не прошедшие медосмотр, имеющие противопоказания, к работе в гражданской авиации не допускаются.

Каковы медицинские требования к работникам авиации?

Допуск к работе дает медицинская комиссия. Медосмотры проводятся перед устройством на работу и регулярно в установленные сроки, с проставлением отметок в медкнижке. А также, осуществляется предполетный контроль. Прохождение врачебно-летной комиссии возможно как в государственных поликлиниках, так и в частных лицензированных мед. центрах, по аналогии с водительской комиссией. Обычно процедура занимает от 1 до 14 дней, в зависимости от организации, которая ее осуществляет. Список ограничений при допуске к работе в авиации:

  • слишком большой рост и ожирение, дистрофия, недостаток роста;
  • серьезные травмы и операции в течение полугода до обследования;
  • проблемы с сердцем и сосудами – угроза инфаркта, сосудисто-мозговая недостаточность и др.;
  • психозы, депрессии, психопатии, астенический синдром;
  • алкоголизм, наркомания, постановка на учет в психоневрологическом и наркологическом диспансерах;
  • переломы за последние несколько лет, с осложнениями и плохо сросшиеся;
  • пониженное или повышенное давление;
  • хронические и инфекционные заболевания, которые могут препятствовать исполнению обязанностей или представлять угрозу здоровью окружающим;
  • состояние наркотического или алкогольного опьянения;
  • сильная близорукость или дальнозоркость, дальтонизм, ахроматопсия.

Это только основные пункты противопоказаний по состоянию здоровья. В ряде случаев решение принимается составом комиссии индивидуально, судя по состоянию человека. Заключение ВЛЭК выдается лицам до 40 лет на год, а после этого возраста – на 6 месяцев, после чего обследование необходимо пройти заново.