Виды налоговых правоотношений

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право в целом призвано стабилизировать кон­фликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогооб­ложением право способно не только реагировать на соответст­вующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении.

Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-иму­щественный характер и выражающие публичные интересы.

Будучи урегулированными нормами права, налоговые отно­шения систематизируются, приобретают устойчивость и начи­нают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятель­ность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых пра­воотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.

Таким образом, налоговые правоотношения — это централь­ное звено механизма налогово-правового регулирования, основ­ной канал реализации налогового права.

Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в каче­стве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государствен­ным принуждением. С этих позиций правовое регулирование на­логообложения является социально необходимым. Налоговые пра­воотношения возникают только как правовые и в другом каче­стве существовать не могут.

Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессу­альными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в оди­ночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых право­отношений являются юридические факты и налоговая право­субъектность.

Признаки налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.

Обще­правовые признаки:

  • формальная определенность;
  • связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;
  • устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точ­ки зрения закона) сторонами;
  • волевой характер (воз­никают только на основе нормы налогового права, которая уста­навливается по воле государства);
  • индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);
  • охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи­ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме­сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Структура налоговых правоотношений

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон­трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе­цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

  • субъектов;
  • объекта;
  • содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

Содержанием налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. Содержание налогового право­отношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 16 марта 2017 г.

Если говорить о понятии и видах налоговых правоотношений, то прежде всего необходимо обратиться к нормам НК РФ, определяющим отношения, которые регулируются законодательством о налогах и сборах. Это отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов, а также отношения, возникающие в рамках налогового контроля, при обжаловании актов налоговиков, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 НК РФ).

В связи с этим выделяют две большие группы налоговых правоотношений:

  • регулятивные, к коим относится все, что касается установления и введения в действие налогов, сборов, взносов;
  • охранительные. Это отношения, возникающие в процессе налогового контроля, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

Но, конечно, это не единственно возможная классификация налоговых правоотношений.

Виды налоговых правоотношений в зависимости от разных критериев

Все налоговые правоотношения по характеру налоговых норм можно разделить на:

  • материальные. Под ними подразумеваются отношения, касающиеся исчисления и уплаты налога (сбора, взносов);
  • процессуальные. Имеются в виду отношения, возникающие при назначении и осуществлении налоговых проверок, при привлечении организаций и ИП к ответственности и т.д.

У всякого налогового правоотношения есть субъект, объект и содержание. Так вот по субъектному составу правоотношения делят на:

  • отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ, между РФ и муниципальными образованиями, между субъектами РФ и муниципальными образованиями (по поводу установления и введения налогов и сборов, в первую очередь региональных и местных);
  • отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений.

В свою очередь отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, подразделяют на основные и дополнительные (сопутствующие). К основным относят, к примеру, отношения, связанные с уплатой налогов, сборов, взносов, а к дополнительным – допустим, отношения, возникающие при постановке на учет ККТ и др.

Налоговые правоотношения

В Налоговом кодексе РФ не дается толкование термина «налоговые правоотношения», а определяются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Очевидно, что данное определение строится на основе перечисления тех групп отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, но не выделения признаков этих отношений.

В литературе дается множество дефиниций данного института налогового права. Налоговые правоотношения определяют как:

отношения, возникающие при уплате налогов предприятиями, организациями и гражданами, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных законом ;

общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов ;

разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права ;

общественные отношения, возникающее на основе реализации норм налогового права ;

обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных актом налогового законодательства ;

урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций ;

урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности ;

отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет ;

общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, основанные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) ;

существующие исключительно в правовой форме публично-правовые общественные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения ;

юридическая взаимосвязь между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также по осуществлению налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности, закрепленные в налоговых правовых нормах и возникающие на основе фактов, содержащихся в данных нормах ;

охраняемые государством общественные отношения, урегулированные налоговым правом и характеризующиеся наличием субъективных прав и обязанностей у его участников ;

урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах имущественно-организационные публичные властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которых является публично-правовое образование ;

вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права, возникающих в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ;

публичные отношения, урегулированные нормами налогового права, имеющие властный характер и выражающие публичные интересы государства и муниципальных образований ;

общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах .

Структура налогового правоотношения, как у любого правоотношения, представляет триаду элементов — субъекты налоговых правоотношений, объект налогового правоотношения и содержание налогового правоотношения, под которым понимаются как права и обязанности субъектов правоотношения, так и реализация прав и обязанностей в поведении субъектов.

Наиболее полно описал признаки данного вида правоотношений Н.П. Кучерявенко:

опосредованность их движением публичных денежных фондов;

их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;

исключительно денежный характер;

их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;

специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;

необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;

уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);

целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета .

Что касается видов налоговых правоотношений, то они классифицируются по следующим основаниям:

в зависимости от функций, выполняемых нормами права — регулятивные и охранительные отношения;

по характеру правовых норм — материальные и процессуальные налоговые отношения;

по структуре юридического содержания — простые и сложные правоотношения;

в зависимости от их юридического объекта — основные и производные налоговые отношения;

по субъектному составу — отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

по структуре межсубъектных связей — относительные и абсолютные;

по времени: временные и постоянные ;

в зависимости от функций, выполняемых нормами права, — общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные ;

общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) ;

имущественные и неимущественные .

Список литературы

1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003.

2. Евтушенко В.Ф. Понятие и признаки налогового правоотношения в аспекте современного налогового права // Финансовое право. 2005. N 9. С. 2-4.

3. Казаков В.В. Налоговая политика, налогообложение, налоговые правоотношения — основополагающие категории в системе налогового права // Финансовое право. 2011. N 7. С. 26-28.

5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

8. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

9. Налоговое право: учебник. Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2012.

10. Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Карасева М.В.). М., 2004.

11. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

12. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М., 1997.

13. Тютин Д.В. Налоговое право. Курс лекций.

14. Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева (автор главы Химичева Н.И.). М., 2003.

15. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М., 2000.

16. Финансовое право. Учебник. Под ред. И.И. Кучерова (автор главы Кобзарь-Фролова М.Н.). М., 2010.

17. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955.

18. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2003.

Налоговые правоотношения — это специфическая разновидность финансовых отношений, урегулированная налогово-правовыми нормами. В статье расскажем, каковы законодательное понятие и виды налоговых правоотношений Также вы узнаете, какие признаки есть у названных отношений, а также какова их структура. Данные вопросы очень важны для бухгалтеров. Да и любому другому человеку может быть интересно расширить свой кругозор.

Законодательное понятие и признаки налоговых правоотношений

В ст. 2 НК РФ закреплено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также Налоговый кодекс РФ регламентирует правоотношения по налоговому контролю, обжалованию актов налоговиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций и привлечению к ответственности после совершения налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения характеризуются следующими признаками:

  • обычно финансовый плюс властно-публичный формат, поскольку государство непосредственно (либо с помощью уполномоченных органов) обязательно участвует в налоговых правоотношениях (НПО);
  • так как участники рассматриваемых отношений не могут свободно устанавливать, прекращать или менять их определенно-категоричную форму, возникновение, корректировка и окончание обозначенных отношений происходит через нормативно-правовые акты (императивная природа);
  • порождение в результате фискальной деятельности, обращенной на создание, направление, перенаправление и применение различных денежных фондов (государственных и муниципальных), попадающих в бюджет вследствие того, что с плательщиков взимаются разные виды налогов и сборов.

Структура НПО

Наряду с любым другим, рассматриваемое правоотношение обладает собственным строением из следующих элементов:

  1. Субъекты.
  2. Объекты.

Субъекты (их список полностью приведен в ст. 9 НК РФ) — лица с юридической связью между собой. Среди них в роли одной стороны присутствуют налогоплательщики, плательщики сборов, прочие лица с обязанностями, а роль другой исполняют фискальные органы (их должностные лица) как государственные представители, муниципалитеты.

Объекты — то, по поводу чего соответствующие правоотношения образуются. В том числе это могут быть налоги, сборы, чья размерность определяется фискальным законодательством. Здесь же указаны особенности их взимания, уплаты, воплощение объединенного с этим контроля, наложение надлежащей ответственности, обжалование актов фискальщиков, действий (бездействий) чиновников соответствующих инстанций.

Содержание — права плюс обязанности субъектов, подробнее можно узнать в гл. 3, 5 НК РФ.

Виды налоговых правоотношений

Для выделения тех или иных видов НПО существуют различные квалифицирующие признаки (сразу оговоримся, что, помимо приведенных нами, существуют и другие разграничивающие критерии):

  1. Нацеленность: дифференцирует правоотношения на основные и обеспечительные. Ключевые права и обязанности участников (установление уплаты обязательного платежа) вводятся первыми, а вторые способствуют использованию прав и исполнению обязанностей (постановка на налоговый учет, проведение соответствующих проверок).
  2. Сущность: группирует виды отношений следующим образом: обжалования актов налоговиков, а также действия (бездействия) служащих соответствующих инстанций, привлечение к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения, фискальный контроль, введение, взимание налогов и сборов.
  3. Характер связей участников: разграничивает виды правоотношений на абсолютные и относительные. В первых четко установлен только один участник (введение обязательных платежей), здесь уполномоченный орган принимает подобающий, обязывающий неопределенное число лиц нормативный акт. Во второй группе у конкретных налогоплательщиков одновременно есть и определенные обязанности, и соответствующие права (фискальный контроль).
  4. Субъектный состав: подразделяет виды НПО на начинающиеся между:
    • государством (уполномоченными им органами) и налогоплательщиками, плюс иными участниками НПО (привлечение к налоговой ответственности, оспаривание действий (бездействий) служащих ФНС и актов фискальщиков, осуществление фискального контроля, взимание обязательных платежей;
    • РФ и ее субъектами; РФ и муниципалитетами; российскими субъектами и муниципалитетами (введение налогов и сборов).
  5. Материальные и процессуальные виды: рассматриваемые отношения разделяет природа фискальных норм. Через первые реализуются те или иные материальные права и обязанности (подсчет, уплата налога либо сбора и др.). Через вторые действуют различные порядки (привлечение к фискальной ответственности, обжалования актов налоговиков, предписание, осуществление ими проверок и т. д.).
  6. Функциональность правовых норм: выделяет регулятивные и охранительные виды НПО. Первые позволяют устанавливать, взимать налоги и сборы, вторые — налагать фискальную ответственность.

9.8. Налоговые правоотношения и их особенности

Юридической формой выражения и закрепления налогообложения являются налоговые правоотношения. Право осуществляет свою социальную функцию лишь в процессе реализации его норм в общественных отношениях. Налоговые правоотношения не могут быть сведены только к отношениям по поводу установления и взимания налогов. Налоговые правоотношения — это особый вид финансовых отношений, урегулированных нормами права, содержание которых касается установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования неправомерного поведения участников этих отношений, привлечения к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о налогах и предпринимательстве. Все содержащиеся в определении виды налоговых правоотношений реализуются в рамках только финансовых, а не каких-либо иных отношений. Следует четко разграничивать присущее налоговому праву понятия «субъект права», «субъект правоотношения». Субъект права — это потенциальный участник налоговых отношений, субъектом налогового правоотношения он становится в результате реализации своих субъектных прав и юридических обязанностей. Такое понимание указанного отношения означает, что субъект правоотношения и участник — идентичные понятия. Однако субъект налогового правоотношения не идентичен понятию «сторона налогового правоотношения», так как каждая сторона может быть представлена несколькими субъектами, а, во-вторых, возможны ситуации, когда один и тот же субъект выступает как властвующая и обязанная сторона. Всех субъектов налоговых правоотношений в силу универсальности общеправовых начал можно подразделить на: индивиды, организации, общественные (общественно-территориальные) объединения. Государство выступает в качестве властвующей стороны, что обусловлено его суверенитетом, организаторской и собственнической функциями. Индивиды и организации являются обязанной стороной, их статус воплощен в понятии «налогоплательщик». Каждый субъект налогового права в силу действия налогового законодательства, т.е. не зависимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает комплексом прав и обязанностей, которые составляют содержание понятия «налоговая провосубъектность». В содержание налоговой правосубъектности входят налоговая дееспособность, налоговая деликтоспособность и налоговая сделкоспособность. Согласно НК РБ субъектами налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками; организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами; Министерство по налогам и сборам (МНС) и его местные инспекции; Государственный таможенный комитет (ГТК) и региональные таможни; Министерство финансов и местные финансовые органы; сборщики налогов; органы внебюджетных фондов; Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (КГК).