ВЭД 2018

Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.); Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств

Регулирование ВЭД в России

Внешнеторговая деятельность предполагает заключение внешнеторговых контрактов, которые должны обладать рядом признаков:

1. Присутствие в сделке иностранного элемента в качестве её стороны.

2. Необходим переход товара через таможенную границу РФ.

3. Платежи за товар производятся в иностранной валюте (данный признак может присутствовать не всегда).

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Внешнеторговый контракт должен заключаться в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечёт недействительность такой сделки (ст. 161 и 162 ГК РФ). Особое внимание при заключении внешнеторговых сделок следует уделять следующим элементам: предмет контракта; базис поставки товара; сроки и дата поставки; количество товара; ассортимент товара; качество товара; тара и упаковка; форс-мажорные обстоятельства; прочие условия.

При заключении внешнеторговых сделок необходимо учитывать не только нормы международного права, но и национальное законодательство РФ, регулирующее вопросы международного частного права.

В статье 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики.

2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

3. Единство политики экспортного контроля.

4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенно-правовое регулирование

Он регулирует: порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств: определяет какие предметы запрещены к ввозу на территорию РФ и вывозу с территории РФ; виды таможенных режимов и платежей – выпуск товаров для свободного обращения, реимпорт, транзит, временный ввоз и вывоз, экспорт, реэкспорт, уничтожение товаров, отказ в пользу государства и т.д.; порядок производства таможенного оформления; осуществление таможенного и валютного контроля; определяет виды и случаи таможенных льгот; регулирует правовой статус таможенных органов; правоохранительную деятельность (таможенные преступления и правонарушения); порядок проведения дознания и оперативно-розыскной деятельности при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Участник ВЭД – это лицо физическое, юридическое или индивидуальный предприниматель, перемещающий товар (товары) через государственную границу (Таможенного союза, ЕАЭС) в сопровождаемом или не сопровождаемом багаже. Товары могут перемещаться участниками внешнеэкономической деятельности любыми видами транспорта: автомобильным, воздушным, морским или железнодорожным как для личного пользования, так и для коммерческого.

Оказание услуг участникам ВЭД

Нашей компанией оказываются услуги абсолютно всем участникам ВЭД по международной перевозке грузов (товаров), таможенному оформлению, сертификации и страхованию.

Данные услуги предоставляются как в комплексе (возможно в виде аутсорсинга), так и по отдельности.

Таможни для участников ВЭД

Выбор места таможенного оформления – таможни участником ВЭД может происходить на его усмотрение с точки зрения удобства и целесообразности транспортной логистики. Например для товаров доставляемых воздушным транспортом оформление происходит в аэропорту, редко бывают исключения, когда для определенных категорий товаров оформление возможно только на определенных таможнях.

Таможенное оформление товаров участников ВЭД может осуществляться:

Регистрация участника ВЭД в таможне

При регистрации участника ВЭД в таможне предоставляются копии уставных документов в момент таможенного оформления товаров, после чего участник ВЭД считается зарегистрировавшимся в таможенном органе. Для физических лиц: как правило паспорт с пропиской и ИНН, для юридических лиц и ИП — документы по приложенным спискам.

Документы и информация для регистрации
участника ВЭД в таможне

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Товары могут перемещаться участниками таможенной внешнеэкономической деятельности как в сопровождаемом багаже, так и не сопровождаемом, т.е. перевозчиком. Все услуги внешнеэкономической деятельности любым участникам ВЭД предоставляются как в комплексе, так и по отдельности. Более подробную информацию можно получить в интересующих Вас разделах или связавшись с нами любым удобным для Вас способом указанных на сайте компании.

Функции классификации участников внешнеэкономической деятельности

Классификация участников ВЭД зависит от нужных функций среди которых можно выделить следующее:

  • Международные компании (организации) осуществляющие нужное влияние во внешнеэкономической деятельности, они могут выполнять нужные операции при экспорте и импорте;
  • Государственные структуры – это органы исполнительной, а так же законодательной власти, осуществляющие нормативное регулирование во внешнеэкономической деятельности страны, а также на межгосударственном и межправительственном уровне, в соответствии с установленными полномочиями;
  • Валютные агенты осуществляющие валютный контроль – это банки, уполномоченные банками, участники рынка ценных бумаг, держатели реестра, федеральные органы исполнительной власти рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Осуществляющие контроль за соблюдением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования резидентами и нерезидентами;
  • Экспортёры осуществляющие экспорт (физические или юридические лица);
  • Импортёры осуществляющие импорт (физические или юридические лица);
  • Посредники, которые оказывают содействие, и осуществляют экспорт или импорт (физические или юридические лица, органы власти).

Как проходит процедура регистрации в качестве участника внешнеэкономической деятельности?

На сегодняшний день регистрация участника ВЭД в России, осуществляющего какие-либо внешнеэкономические операции, при первичном оформлении является обязательной. В таможню в момент оформления товаров, помимо коммерческих — товаросопроводительных документов участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) прилагает копии уставных (регистрационных) документов, после чего на данной таможне он уже будет зарегистрирован. В нашей компании при оформлении груза в таможне регистрация участника ВЭД осуществляется бесплатно!

Мы поможем Вам зарегистрироваться в качестве участника ВЭД на таможне!

Узнать стоимость услуг участнику ВЭД

Одна из основных задач при декларировании товаров – правильно определить код по ТН ВЭД.

ТН ВЭД ТС (с 2017 года ТН ВЭД ЕАЭС) – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций специалистами по таможенному оформлению и сотрудниками таможенных органов.

Классификатор ТН ВЭД поделен на разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Таблица кодов включает в себя таможенное наименование товара и 10-значный код. В нашем сервисе ТН ВЭД ЕАЭС онлайн помимо этого пользователям доступна следующая информация: ставка таможенной пошлины, НДС, акциз, меры тарифного и нетарифного регулирования, также мы приводим нормативные правовые акты, регулирующие оформление конкретной продукции.

Классификация по ТН ВЭД – дело непростое. Для установления правильного кода необходимо определить совокупность классификационных признаков товара. Неверный подбор кода может повлечь за собой значительные финансовые, репутационные и другие виды потерь. Именно поэтому опытные таможенные представители очень внимательно относятся к выбору правильной позиции товарной номенклатуры.

База ТН ВЭД онлайн, представленная на нашем сайте, – это бесплатный комплекс сервисов, используемых для определения кодов. С помощью поиска по классификатору или по дереву ТН ВЭД вы можете подобрать верный код товара. «Пояснения», как вспомогательный материал, содержат подробную информацию, с помощью которой можно конкретный товар отнести к определенной позиции по ТН ВЭД. С помощью сервиса «Товары и коды» легко определить, какой код присваивался ранее аналогичному товару, и, таким образом, затратить меньше времени для решения этой задачи – к Вашим услугам опыт специалистов в таможенном деле.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Садовская, Надежда Михайловна, 2003 год

1. Абалкин Л. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капиталов из России // Вопросы экономики. 2000. — № 12.

2. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

3. Анализ и прогнозирование экономики региона / Отв. Ред. В.П.Чичканов, П.А.Минакир. М.: Наука, 1984.

4. Андрианов В. Всемирная торговая организация и Россия // Общество и экономика. 2001. — №3-4.

5. Андрианов В. Место и роль иностранного капитала в России // Общество и экономика. 2001. — №1.

6. Андрианов В.Д. Россия в мировой экойомике: Учеб. Пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

7. Антология экономической классики. М.: Экономика, 1992.

8. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М.: SvR — Аргус, 1995.

9. Афонцев С. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. № 5. — 2001.

11. Ближнее и дальнее зарубежье геоэкономической стратегии России. -М., 2001.

12. Богомолов О. Российской нормой , должна стать социально-ориентированная экономика // Экономическая наука современной России. 2000. — № 5.

13. Бочарников И. Россия в условиях глобализации//Власть. 2002. — № 3.

14. Брауниг П. Современные экономические теории буржуазные концепции: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1987.

15. Бужинская Н.И. Роль налогового и тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России. Автореф. дис. к-та эконом, наук Москва, 1999.

16. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Ростов н/Д.: «МарТ», 2000.

17. Быков А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал. 2001. — № 7.

18. Вардомский Л.Б. Внешнеэкономические факторы и состояние экономикирегионов России // Внешняя торговля. 1995. — № 12.

20. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и международные отношения. -2001. № 12.

21. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга, 1998.

22. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия //Менеджмент. 2001. — № 3.

23. Водянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. -2000. № 5-6.

24. Войтоловский Ф. Идейно-политические процессы внутри антиглобалистских движений // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 2.

25. Волошин Н.Н. Современное состояние экономики и внешнеэкономической деятельности регионов России и проблемы их развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 9.

26. Вольский А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость // Экономист. 1999. — № 4.

28. Всемирная торговая организация: документы и комментарии. М.: АНО «Издательский дом НР», 2001.

29. Глазьев С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России? (Прогнозные соображения в контексте отечественного и зарубежного реформационного опыта) // Российский экономический журнал. 2000. — № 7.

30. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. — №11.

31. Глазьев С. Российская реформа и новый мировой порядок // Российский экономический журнал. 1997. — № 7.

32. Голдман М. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1.

33. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2002. — № 2.

35. Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов // Вопросы статистики. 1998. — № 9.

36. Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. — № 1.

37. Дадаян B.C. Применение эконометрических методов для анализа и моделирования социально-экономического развития регионов. М.: Наука, 1987.

38. Долгов С. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998.

40. Евтеев B.JI. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и ее региональная специфика. Авторред. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Ростов н/Д., 2001.

43. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д.: МарТ, 1998.45.Известия. 1998. 29 мая.

44. Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-№1.

45. Инвестиционный климат Ставрополья. Ставрополь: ОАО «Полиграфсервис», 2001.

46. И не друг, и не враг, а так. // Экономика и жизнь. 2002. — № 13.

47. История экономических учений. М.: Ин-т экономики АН СССР, 1963.

48. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:1. Экономика, 1992.

49. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэскиз, 1960.

51. Кисилев Б.Н., Ляпина С.Ю. Инвестиционные аспекты стратегического развития России в XXI веке // Финансы и кредит.- 2000. № 12.

52. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№1,2.

53. Комисаров А.В. Роль субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 6.

54. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 1996.

55. Конституция Российской Федерации. — М.’: Проспект, 1997.

56. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. // Российская газета. 2000. 18 января.

58. Концепция стратегического развития России до 2010 года. — М.: Издательство BCGY, 2001.

59. Краевой закон от 6 декабря 2002 г. № 61-кз. » О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае». В Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края № 1 (103), январь 2003.

60. Краевой закон от 10 ноября 2002 г. № 49-кз «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» // Ставропольская правда. 2002. 13 ноября.

62. Крупнейшие инвестиционные проекты в Российской Федерации сучастием иностранного капитала: региональные и отраслевые предпочтения // Инвестиции в России. 2000. — № 10.

63. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — N 5.

64. Куровская О. Кто будет инвестировать Ставрополье? // Бизнес пятница.2002. 28 февраля.

65. Кушлин В. Задачи экономического роста /’/ Экономист. 2001. — №1.

66. Ларина Н.И., Кисельникова А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. Пособие. М.: Экономика, 1998.

67. Леонтьев В. Исследования структуры американской экономики. М.: Госстатиздат, 1958.

68. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Россия и ВТО альянс в условиях глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002. — № 2.

69. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.

70. Линник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 2003. № 2.

71. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Изд-во ABF, 1996.

72. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. / Академия народного хозяйства при правительстве РФ. М.: Дело, 1996.

73. Малышева Д. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты // Мировая экономика и международные отношения. -2001.- №2.

74. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 года и особенности экономической политики в преддверии выборов // Вопросы экономики.2003.-№2.

75. Милль Дж. С. Основы политической экономии. В 3 т. М., 1980, 2 т.

76. Михеева Н.Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М., 1987.

77. Монэген Т. Процессы глобализации и российский бизнес (в изложении) // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 5.

78. Муртузалиева С.Ю. Внешнеэкономические связи регионов России на современном этапе. Автореф. дис. к-та эконом, наук Москва, 2000.

79. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2001.

80. На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. Всемирный банк. М., 2000.

81. Некипелов А. От квазирынка к рынку (концептуальные вопросы стратегии экономического развития России в начале XXI века) // Российский экономический журнал. — 2001. — № 2.

82. Некипелов А. Процесс глобализации и выбор странами СНГ сценариев социально-экономического развития // Общество и экономика.-2002.-№ 2.

83. Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

84. Обзор экономики России И Информационный бюллетень БЭА.- март 2003. № 36.

85. Оболенский В. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 2.

86. Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.920 валютном регулировании и валютном контроле // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. март 2003. — № 35.

87. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2001 г. //Деньги и кредит. 2000. — №12.

88. Основы таможенного дела: Учебник/Под общ. ред. В.Г.Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.-М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

90. Портер M. Международная конкуренция. M.: Инфра, 1993

91. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. Антология экономической мысли. В.2 т. Т. 1. М., 1991.

92. Постановление Губернатора Ставропольского края от 23.05.2000 г. №98.п «Об утверждении порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями» // Ставропольская правда. 2000. 25 мая.

93. Постановление Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации». В Собрании законодательств РФ. № 24 1994 г., ст. 2637.

94. Постановление Правительства РФ «О введении в действие Положений, регулирующих проведение экспортно-импортных операций». В Собрании законодательств РФ. № 6 1996, ст. 5250.

95. Постановление Правительства РФ «О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» от 26 ноября 1995 г. № 1267 // Российская газета. 1995. 2 декабря.

96. Постановление Правительства РФ от 20.01.1996 г. № 295 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» // Российская газета. 1996. 26 января.

97. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» от 31 октября 1996 г. № 1300. В Собрании законодательств РФ. № 46 1996, ст. 5250.

98. Постановление Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 г. № 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» // Ставропольская правда. 2001. 22 апреля.

99. Постановление Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. № 1063 «О федеральной программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1993. 27 октября.

100. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. М.: РИО РТА, 1997.

101. Приоритеты государственного регулирования экономики / Колл. Авторов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 1998.

102. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

103. Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование // Государство и право. 1994. -№7.

104. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. Авт. Колл. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999.

105. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // Федерализм. 1997. — № 1.

106. Рекомендации парламентских слушаний «О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» // Российский экономический журнал. 2001. — № 4.

107. Реуэль А.П. История экономических учений. М.: Высшая школа, 1972.

108. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. / Соч. вЗт.-М., 1955. Т. 1.

109. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2002. 19 апреля.

110. Российская экономика: прогнозы и тенденции. М.: Издательство ООО «МАКС Пресс». Центр анализа данных. — 2002. — № 10 (115), 12 (117).

112. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.

113. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.,1999.

114. Селезнев А. К оценке управления экономикой в свете результатов реформ 90-х годов // Экономист. 2000. — №9.

115. Семернев A.M. О некоторых возможностях развития и регулирования внешнеэкономических межрегиональных связей // Внешняя торговля. -2000. № 2-3.

116. Сенчагов В.К. Глобализация и позиция России // ЭКО.- №2.

117. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 5 кн. М.: Наука, 1993.

118. Солодкова И.Г. Системное единство форм и функций государственного регулирования экономики: Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2000.

119. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2002 году. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2003.

120. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы экономики. 2003. — № 1.

121. Стратегия развития государства на период до 2010 года // Российский экономический журнал. 2001. — № 1. ,

122. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Утвержден Президентом РФ 18 июня 1993 г. № 5221-1. — В полном сборнике кодексов Российской Федерации. — М.: Информэкспо. — 1999.

123. Теория переходной экономики. Т. 2 / Под ред. Е.В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998.

125. Указ Президента от 23 мая 1994 года N 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на цены экспортируемых товаров» от 26 декабря 1995 г. №1267 // Российская газета. 1995. 30 декабря.

126. Указ Президента РФ «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18 августа 1996 г. № 1209. В Собрании законодательств РФ. № 35 1996 г., ст. 4141.

127. Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1229 «О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод» // Ставропольская правда. 1994. 17 июня.

128. Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» // Российская газета. 1995. 2 декабря.

129. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». В собрании законодательств РФ. № 48 1995 г., № 4654.

130. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 11 июня.

131. Указ Президента РФ от 17.05.1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Экономика и жизнь. 1995. -№ 12.

132. Федеральная программа развития экспорта. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 г. № 123, В Собрании законодательств РФ. №8 1996 г., №770.

133. Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. 3 марта.

134. Федеральный закон » от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 14 июля.

135. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» В Собрании законодательств РФ. № 19 1999 г., ст. 1035.

136. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» В Собрании законодательств РФ. № 42 1995 г., №3923.

137. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 16 января.

138. Федеральный закон «О лизинге» // Российская газета. 1998. 5 ноября.

139. Федеральный закон № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 21 июля.

140. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» // Российская газета. 1998. 22 апреля.

141. Федеральный закон «О таможенном тарифе» // Российская газета. 1993. 16 сентября.

142. Федеративный договор: Сб. норм. Актов и договоров. М.: БЕК, 1996.

143. Федоренко Н. Вопросы экономической теории. М.: Наука, 1994.

144. Филатов И.В. Концепции «открытой экономики». М., 1991.

145. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.

146. Шалашова Н.Т. Определение стратегии развития внешнеэкономической деятельности России в процессе интеграции в мировое хозяйство // Внешнеэкономический бюллетень/- 2002. № 9.

148. Эконометрическое моделирование / Под ред. Ю.П. Иванилова. М.: ВЦ РАН, 1992.

149. Эльянов А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — №10.

150. Юсупов И.В. Российская практика и зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне // Внешнеэкономический бюллетень. — 2000. № 5.

153. Corden W.M. The Theory of Protection. Oxford: Clarendon Press, 1971.

154. Cordon W.M. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford: Clarendon Press, 1974.

156. David Ricardo. The principles of Political Economy and Taxation. Homewood, IL: Irwin, 1963. ,»

157. Dicken P. Global Shift. Transforming the World Economy. N. Y., 1998.

159. Drucher P. The Unseen Revolution. N. Y. 1975.

160. Galbraith J.K. Economic in Perspective: a Critical History. Boston, 1987.

161. Financial times. 3.05.1997.

162. Information Technology and Global Interdependence. N.Y., 1993.

163. Paul Samuelson «International Trade and the Equalization of Factor Prices.», Economic Journal 58 (1948).

164. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. The Free Press. N.Y., 1990.

166. Stonier T. The Wealth of Information: Profile of a Postindustrial Economy. London, 1983.

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Гуменюк, Елена Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках настоящей диссертационной работы были поставлены задачи по комплексному теоретическому осмыслению административно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и внести некоторые предложения по развитию и усовершенствованию административно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

В развитии внешнеэкономической деятельности главную роль играет государство. Именно качественное административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельностью позволит добиться, главной цели современной России — интеграции в мировую экономику.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предполагает выработку правовых установлений и определение юридических средств обеспечения самого регулирования, тем самым формируется необходимые условия для административно-правового регулирования ВЭД. В связи с этим необходимо оперировать четкими понятиями. С точки зрения правового регулирования теоретические комплекс понятий, входящих во внешнеэкономическую деятельность не выявлен четко, хотя и юристами-практиками и теоретиками в оборот давно уже введены такие категории, как «внешнеэкономическое законодательство» и даже «внешнеэкономическое право». Правовая литература в настоящее время оперирует такими категориями, как «международные экономические отношения», «внешнеэкономические связи», «внешнеэкономическая деятельность». Действующие в настоящее время законодательство регулирующие ВЭД определяет лишь понятие «внешнеторговая деятельность» и дает общее определение внешнеэкономической деятельности. Однако существующие определение ВЭД ничего не говорит об отношениях, возникающих в процессе реализации перечисленных мероприятий, а это неверно, так как любая деятельность всегда осуществляются посредством деятельности ее участников или субъектов. В случае упоминания об внешнеэкономических отношениях, возникающих в процессе внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности. Следовательно, в указанное определение необходимо внести изменения путем включения в него понятие «внешнеэкономические отношения», и тогда данное понятие будет восприниматься в целом виде и определяться как хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Таким образом, административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предполагает выработку правовых установлений и определение юридических средств обеспечения самого регулирования, формируя тем самым необходимый юридический инструментарий, представляющий комплекс мер по административно-правовому регулированию внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность основывается на определенной организационной системе, основу которой составляет исполнительная власть. В сложившихся условиях ее регулирование должно соответствовать международным стандартам. При этом, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, то необходима скорректированная и действующая в одном направлении программа действий по реализации возможностей субъектов Российской Федерации, в особенности в приграничных территориях.

Анализ соотношения взаимодействия субъектов Российской Федерации и самой Федерации по поводу внешнеэкономической деятельности позволяет отметить отсутствие однозначности и единого восприятия формулировок нормативно-правовых актов, недостаток в разрабатываемых механизмах взаимодействия. Поэтому в настоящий момент существует необходимость в систематизации и упорядочении нормативно-правовых актов в сфере внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. При этом перечисленные процедуры должны осуществляться с учетом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Необходимо уяснить, что административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от внешнеэкономической политики. В современных условиях для реализации многих положений в области внешнеэкономической деятельности, необходимо вступление в ВТО. Однако однозначно положительно этот процесс воспринимать нельзя, бесспорно появится ряд структурных, политических и иных качественных изменений, которые могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий. Будут использоваться принципы режима наибольшего благоприятствования и национального режима, обеспечивающие реализацию принципа не дискриминации. Эти принципы позволяют улучшить условия доступа на внешние рынки, с одной стороны, а с другой -поощряют развитие конкуренции на внутреннем рынке. Появится возможность к получению информации о мерах государственного регулирования и применения любых мер регулирования только после их опубликования. К единообразному применению мер регулирования, к возможности обжалования действий властей. Таким образом, произойдет улучшению условий предпринимательской деятельности, повышение репутации властей и росту деловой и инвестиционной привлекательности. А совершенствование законодательства на основе принципов ВТО приведет к росту инвестиционных потоков, снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке.

Изменяющейся мир влияет на политику государства в области внешнеэкономической деятельности, с течением времени, возможно, применение не только административных механизмов при регулировании внешнеэкономической деятельности, но и передачи ряда функций министерств ответственных за внешнеэкономическую деятельность к общественным организациям. Такого рода практика накоплена в зарубежных странах. Принятие федерального закона об общественных организациях в данном секторе позволило бы реально функционировать такой структуре.

В Российской Федерации применяются два основных метода регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифный метод и нетарифный метод регулирования ВЭД.

Исследование внешнеэкономической деятельности позволило выявить, что современное таможенное регулирование Российской Федерации построено на базе правовых норм, содержащихся в соглашениях ВТО, в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, с учетом практики таможенного регулирования, преобладающей в мире.

Несмотря на актуальность проблемы и достаточный опыт в данной сфере, законодатель и ныне действующие нормативно-правовые акты не привел к единой системе, а это порождает конкуренцию норм, содержащихся в различных законах и иных правовых актах, по сходным правоотношениям и правовые пробелы. Из-за неправильного толкования возникают проблемы при рассмотрении споров в судах, так как суды применяют методы аналогии закона и аналогии права. Требуется переломить негативную судебную практику по делам с участием таможенных органов, искоренять предпосылки принятия таможенниками неправомерных решений.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, во-первых, вмешательство в сферу частного предпринимательства, а потому нуждается в четкой нормативно-правовой регламентации, а во-вторых, согласование национальной внешнеторговой политики с общепринятыми стандартами международной торговли, сформулированными, прежде всего, в документах ВТО. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать применение ведомственного контроля, но не в произвольном порядке посредством различных резолюций и указаний, а в правовой форме путем вынесения соответствующих правовых решений, принимаемых по определенной форме и направляемых для исполнения в таможенные органы, а также участникам внешнеэкономической деятельности.

Говоря об усовершенствовании таможенно-тарифного регулирования, необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, таможенное законодательство должно применяться в едином варианте. Тем самым создаются равные условия для всех лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Во-вторых, принципиально важно обеспечить единообразие понимания и применения таможенного законодательства. Таможня — это правовая служба. Но ее деятельность не сводится только к пониманию Таможенного кодекса и подзаконных актов построчно. Ситуация сегодняшнего дня такова, что существует конфликт интересов между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенниками. Участники внешнеэкономической деятельности зачастую направляют в несколько региональных таможен запросы с просьбой дать разъяснения по каким-либо проблемам. Получив разные ответы и сравнив их, они используют различия в своих целях. Тем самым у них появляется возможность переместить товары по заниженной стоимости в одной таможне, следующую поставку отправить через другую и добиться желаемого, занижая платежи в разы, а то и в десятки раз. Единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами — это не только создание равных условий для всех лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Это минимизация «субъективного фактора» в решениях и действиях, принимаемых таможенными органами и их должностными лицами.

Единообразное применение таможенного законодательства может обеспечиваться посредством:

— нормативного регулирования (четкие, подробные правила деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих перемещение товаров через таможенную границу, исключающие их «двойное толкование»);

— единообразного толкования законодательства;

— правоприменения на основе единых регламентов и стандартов для должностных лиц таможенных органов.

Относительно нетарифных методов регулирования в современном административном праве не сложилось единого мнения. Используется классификация выработанная ВТО. К тому же целесообразно было бы расширить это понятие, применяемое в законе № 164-ФЗ, дополнением о том, что нетарифный метод включает различные распоряжения центральных и местных властей, а так же различные методы реализации законов и других нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. Данное же в законе № 164-ФЗ определение нетарифного регулирования как метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемого путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, не позволяет уяснить главного, что нетарифное регулирование определятся по двум основным направлениям административному и процедурному.

Применяемая система нетарифных методов обеспечивает сильное прямое государственное воздействие на внешнеэкономическую деятельность, что объективно необходимо в условиях современной России. Но со временем система нетарифного регулирования должна дополниться активностью государства в тор-гово-политическом обеспечении внешнеэкономической деятельности.

При использовании административных ограничений импорта необходимо предусмотреть разработку системы мер, не только контролирующих, но и стимулирующих процесс достижения поставленной цели, а также своевременного устранения негативных явлений в экономике и социальной сфере, вероятность которых в данном случае объективно больше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном случае административные меры могут стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции России в мировое хозяйство.

Неотъемлемой, составной частью внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование, поскольку денежные средства, участвующие во внешнеэкономической деятельности, становятся валютой. Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляются в соответствии с принципами, которые при их точном соблюдении способны сформировать достаточно стройную систему валютного регулирования и контроля в Российской Федерации. Но, к сожалению, в правоприменительной практике они минимальны. И еще в законодательстве нет четкого закрепления действия институтов по реализации принципов. В целях эффективности применения закона № 173-ФЭ необходимо дополнить имеющиеся принципы, в частности:

— принципом толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля в пользу резидентов и нерезидентов (статья 4 часть 6 закона № 173-ФЭ), этот принцип позволил бы предпринимателям более действенно бороться с произволом чиновников;

— принципом запрета придания обратной силы актам валютного законодательства Российской Федерации, и органов валютного регулирования, устанавливающим новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающим их положение (статья 4 часть 4 закона № 173-Ф3).

Закон № 173-Ф3 заложил новую основу для развития и перестройки валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Однако ее проведение невозможно без дальнейшего углубленного изучения теоретических основ правового регулирования валютных отношений, опираясь как на отечественный, так и на зарубежный опыт.

Административная реформа, которая уже несколько лет осуществляется в Российской Федерации, по сути, только началась, и, безусловно, в дальнейшем потребуются новые схемы для усовершенствования административно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Но в нынешний период необходимо общая воля и общая заинтересованность в деле по совершенствованию регулирования ВЭД. В настоящий момент сущность административно-правового регулирования внешнеэкономической деятельностью состоит в том, что, интегрируя основные элементы управления ВЭД, административно-правовое регулирование выступает в качестве организационного средства, своеобразного инструмента принятия и реализации управленческого решения. В значительной степени именно неэффективность механизма государственного управления обусловила необходимость проведения административной реформы в России.

Таким образом, административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности сводится к тому, чтобы создать, обеспечить условия для функционирования общества, живущего по существующим нормативно-правовым актам.

Основой для реализации этих процессов должно стать понимание значения, нового наполнения, которое придается внешнеэкономической деятельности как правовой, экономической, социальной категории в свете происходящих изменений в России.