Валютный резидент

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В. Зубку, аудитор РК,

профессиональный бухгалтер РК, САР

РАЗРЕШЕН ЛИ НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ МЕЖДУ РЕЗИДЕНТОМ И НЕРЕЗИДЕНТОМ РК ЗА УСЛУГИ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ?

Компания оказала услугу по международной перевозке юр.лицу-нерезиденту на сумму 5200 евро, нерезидент оплатил 500 евро наличными нашему водителю и теперь просит чек или приходный кассовый ордер. Наличный расчет между резидентами и нерезидентами РК запрещен, но клиент говорит, что работает с казахстанскими компаниями и что они выдают им приходники. Разрешен ли наличный расчет между резидентами РК и нерезидентами? (Услуги по перевозке, есть договор)

Нормативная база. Согласно статье 14 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами резиденты вправе совершать в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством РК.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» при этом, платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов осуществляются через банковские счета в уполномоченных банках за исключением:

1) платежей и переводов денег физических лиц, а также платежей и переводов денег в их пользу в национальной валюте на территории Республики Казахстан;

2) переводов денег физических лиц, осуществляемых без открытия банковского счета в уполномоченных банках, в соответствии спунктом 3 настоящей статьи;

3) расчетов при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках;

4) платежей между физическими лицами и уполномоченными банками или уполномоченными организациями, осуществляемых через их обменные пункты;

5) выплаты юридическими лицами-резидентами заработной платы работникам-нерезидентам, а также юридическими лицами-нерезидентами заработной платы работникам — резидентам и нерезидентам в иностранной валюте;

Открыть лицевые счета в иностранной валюте может любое физическое или юридическое лицо. Государство как главный регулятор никаких ограничений не предусматривает. Данные услуги предлагает большое количество организаций как банковских, так и платежных.

Как открыть лицевой счет

Центробанк РФ лицензирует деятельность финансово-кредитных организаций по работе с иностранной валютой. Для открытия такого счета необходимо выбрать банк, имеющий лицензию на этот вид деятельности. Банк может как являться резидентом, так и не быть им. Иностранным банкам Центробанк также выдает лицензии.

Выбранная организация открывает счет физическому лицу в той валюте, в которой чаще будут проводить платежи, в евро или американских долларах. При сомнениях по поводу выбора валюты можно открыть мультивалютный счет, который позволяет конвертировать рубли, доллары и евро.

Стоимость банковского обслуживания в различных финансово-кредитных организациях различается. Часть банков ничего не берет за открытие, тогда как в других эта услуга платная. Услуги по обслуживанию, снятие наличных денег, переводы имеют разную стоимость.

Процедура открытия счета в иностранной валюте заключается в том, чтобы подать заявление и предъявить требуемые документы. Это займет от нескольких минут для физического лица до 1-2 дней – юридического.

Физическое лицо

Законодательство о валютном регулировании не налагает запретов для физических лиц в открытии счетов в иностранной валюте как в российских организациях, так и зарубежных. Любое физическое лицо имеет право открыть лицевой счет или депозит в иностранной валюте. Но существуют ограничения в размерах сумм, которые можно перевести за границу.

Перевод денежных средств родственникам при доказанном справками близком родстве не имеет ограничений. Резидент РФ может перевести нерезиденту неограниченную сумму как в рублях, так и иностранной валюте. Сумма, которую можно перевести резиденту за границу, ограничена 5 тыс. долларов в рублях по официальному курсу ЦБ на день списания в 1 операционный день из 1 уполномоченного банка.

Главным требованием является оповещение налоговой инспекции в течение 1 месяца об открытии, закрытии или смене реквизитов счета в иностранном банке. Российские финансовые учреждения сообщают эту информацию самостоятельно.

За игнорирование этого требования следует административный штраф. Кроме того, при проведении первой транзакции за рубеж необходимо предъявить из налоговой инспекции подтверждение о полученном ею уведомлении.

Юридическое лицо

Для осуществления внешнеэкономической деятельности юридическому лицу требуется переводить валюту для оплаты импортных закупок или получения экспортной выручки. Открытие и обслуживание счетов в СКВ осуществляется уполномоченными кредитно-финансовыми учреждениями, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Юридические лица нерезиденты имеют право открыть счет в иностранной валюте в уполномоченных банках на территории России без каких-либо ограничений. Российские юридические лица не имеют ограничений в выборе российских банков или банков других государств.

При открытии, закрытии, изменении реквизитов валютного счета на юридическое лицо налагается обязательство сообщить об этом в налоговую инспекцию. Административная ответственность за пренебрежение этим требованием для юридического лица выше, чем для физического. Для отправки оповещения существует специальный бланк Налоговой службы на официальном сайте.

Преимущества лицевого счета за рубежом

Открытие лицевого счета за границей защищает капиталы от риска обесценивания национальной валюты, проблем с банковским сектором, санкций, налагаемых на российские финансовые организации мировым сообществом.

Преимущества для физического лица:

  1. Возможность снять необходимую сумму наличной валюты за границей без ограничений.
  2. При необходимости оплачивать собственные траты в туристических поездках, за обучение детей, помогать родственникам, минуя этап конвертации и дополнительных расходов на нее.
  3. Можно переводить деньги на погашение займов. В этом случае сумма не ограничивается.
  4. Возможность открытия мультивалютного вклада и конвертирования валют без комиссии.
  5. Можно хранить деньги в евро или долларах на депозитах. Это выгодно при росте инфляции в России.

Процесс оформления документов

Для того чтобы открыть валютный счет, нужны:

  • паспорт лица, достигшего 18-летия;
  • заявление на предоставляемом бланке;
  • небольшая сумма для открытия – примерно 10 долларов.

Требуется выбрать ближайшее отделение банка, так как закрытие счета и получение, замену карты можно произвести только в нем.

Для открытия валютного счета российской организации необходимо предоставить:

  • регистрационные и учредительные документы;
  • заявление на бланке банка;
  • документы, подтверждающие полномочия директора;
  • карточка с подписями доверенных лиц, заверенными нотариально.

В случае, когда организация уже находится на обслуживании банка, требований будет меньше, так как все необходимые документы учреждению уже предоставлялись. Потребуется оформить еще один договор на обслуживание.

Какой счет выбрать?

Цели, преследуемые физическим лицом, определяют вид открываемого счета. При желании сохранить и увеличить средства можно открыть депозит в валюте. Это долгосрочный вклад с начислением процентов. Доходность по нему не превышает 3% годовых. При наличии комиссии за обслуживание доход будет еще меньше.

Большинство текущих счетов не предлагают начисление процентов на остаток, их используют только для осуществления платежей.

Мультивалютные вклады предлагают 3 основные валюты: рубль, доллар США, евро. Иногда могут предлагаться британский фунт или китайский юань. Эти счета позволяют произвольно определять пропорции валют самостоятельно, без участия банка. Конвертация происходит по внутреннему курсу, который ниже рыночного, на каждую транзакцию начисляется комиссия.

Порядок открытия

Открытие валютного счета частного лица происходит после предоставления всех требуемых документов, подписания договора и внесения минимальной суммы. Для окончания процедуры требуется проверить правильность заполнения договора и поставить подпись.

Порядок открытия счета для юрлица немного другой. В зависимости от ситуации требуется 1-2 дня, так как решение принимает управляющий банком.

Между финансово-кредитным учреждением и клиентом заключается договор. Главный бухгалтер делает специальную отметку на подлиннике устава хозяйствующего субъекта. В хранящиеся в архиве документы клиента заносится номер счета, и ставится печать.

Открытие валютного счета в Великобритании

Для открытия нерезиденту первого счета в Великобритании в соответствии с британским законодательством необходимо предъявить 2 вида документов:

  1. Удостоверение личности. Для россиян это загранпаспорт.
  2. Подтверждение адреса проживания (proof of address).

В качестве адреса проживания служат: договор аренды и подтверждение от владельца этого жилья, счет за оплату коммунальных услуг: свет, газ, воду, стационарный телефон.

В договоре обязательно должны содержаться имя нерезидента и адрес в Великобритании. Если в качестве плательщика за услуги выступает супруг или другой родственник, нужно обратиться в ресурсоснабжающую организацию с просьбой внести имя второго супруга в подтверждающие документы. Нужно учитывать, что первая оплата за коммунальные услуги будет начислена только через 3 месяца с начала срока аренды жилья.

Но наличие этих документов не гарантирует открытие счета, так как в большинстве банков руководствуются внутренними инструкциями относительно методов работы с нерезидентами.

Для чего нужен лицевой счет в валюте

Лицевой счет в валюте необходим юридическим фирмам, имеющим внешнеторговых контрагентов для осуществления торговых сделок. Через него проводят оплату за купленный товар и получают выручку за проданный.

Физические лица могут осуществлять перевод средств за границу, оплачивать учебу или лечение, покупать недвижимость, экономить в путешествиях на обменных курсах посредством валютного счета.

Как осуществляется валютный контроль

Меры по обеспечению законодательства, регламентирующего расчеты иностранной валютой в стране, называются валютным контролем.

Основными институтами валютного контроля в РФ являются:

  • Правительство Российской Федерации;
  • органы ВК – Центробанк (ЦБ), Федеральные налоговая и таможенная службы;
  • агенты ВК – коммерческие банки.

Экспортеры и импортеры подлежат проверке со стороны банка и таможни.

Но расчеты валютой по контракту с зарубежной компанией подлежат ВК только в том случае, если товар пересекает границу России.

Для осуществления ВК юридическое лицо ставит на учет свой международный контракт. Затем банк присваивает зарегистрированному договору номер, который проставляется в декларации на товар. После завершения сделки в финансовое учреждение предоставляется подтверждение исполнения обязательств, и контракт снимается с учета.

Выручка от продажи валюты в рублевом эквиваленте может быть использована для нужд хозяйствующего субъекта.

Необходимые документы

В банк представляют документы, имеющие отношение только к данной сделке.

При стоимости контракта до 200 тыс. руб. предъявлять договор не нужно. При этом валюта зачисляется на транзитный счет или списывается с текущего. Для упрощения процедуры контроля можно заключать каждый раз отдельный контракт.

Для договоров импорта на сумму 200 тыс. – 3 млн руб. и экспорта – до 6 млн руб. достаточно в банк отправить этот документ. Контракт на учет не ставится.

При превышении лимитов свыше 3 или 6 млн руб., соответственно, контракт необходимо поставить на учет в банке.

Справку о подтверждающих документах (СПД) нужно предъявить в течение 15 дней после получения валюты. СПД является описанием сделки и содержит товарную декларацию, акты приема и передачи, номера счетов, другую требуемую информацию. Регистрация контракта занимает 1 день.

Нормативные акты

Валютный контроль в РФ осуществляется на основании:

  1. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Дата 10.12.2003 (ред. от 25.12.2018).
  2. Нормативных актов и других документов банка России в сфере валютного контроля. Инструкции ЦБ №№ 181-И и 153-И.

Законы, регулирующие валютные отношения, постоянно меняются, рекомендуется внимательно отслеживать их актуальность и поправки.

Kristina KurkuliakFollow May 10, 2018 · 5 min read

Россиянам, которые большую часть времени проводят за рубежом, будет полезно узнать, что в Российской Федерации, в отличие от большинства иных государств, наряду с налоговым резидентством существует еще и валютное. И если с налоговым резидентством все более-менее ясно, то для чего существует валютное так сразу и не скажешь.

На первый взгляд, это просто: живешь в России — валютный резидент. Захотел открыть счет в иностранном банке — отчитайся перед родной налоговой. Но дальше начинаются сложности.

Живете вы, предположим, за рубежами родины уже некоторое время, руководите бизнесом или, скажем, просто много путешествуете, и вынуждены открыть счет в иностранном банке для удобства. И, предположим, что круглый год вы находитесь вне России, однако, на новогодние праздники родственники и друзья зовут в гости. В таком случае перед вами встает дилемма — либо ехать на родину и попасть под радар органов налогового контроля, либо отказаться от идеи посетить Россию в целом.

Ведь, на данный момент, как только вы пересекаете границу России, вы становитесь валютным резидентом РФ, и следовательно, лицом, на которое распространяются обязательства, налагаемые законодательством о валютном регулировании.

Налоговое законодательство Российской Федерации может быть признано «user friendly» с большой натяжкой — написано оно замысловато, оперирует большим количеством сложносоставных конструкций, понять его неспециалисту проблематично. Напоминает ситуацию с секретным знанием, выносить которое за пределы узкого круга посвященных нельзя.

Как нельзя, например, понять, почему годами живущий и работающий в Великобритании россиянин становится валютным резидентом РФ при нахождении в стране всего один день, и должен отчитаться перед налоговой о том, какие счета он не только открывает, но и закрывает в английских банках, как и куда двигаются средства на этих счетах. Или почему такой гражданин не может получить на свой счет более 5000 долларов США от другого такого же гражданина со счета в российском банке, но при этом обязан зачислять прибыль от продажи недвижимости, расположенной за рубежом, именно в российские банки и никакие другие.

Все мы также хорошо помним, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и Федеральная Налоговая Служба, в своем письме за июль этого года, любезно напоминает нам, чем чревато нарушение налогового законодательства вообще, а в частности, нарушения, допущенные при осуществлении валютных операций. А чреваты они штрафами от 3/4 до 100% размера суммы валютной операции, не понравившейся ФСН. Риски несоблюдения законодательства, таким образом, очевидны чуть более, чем полностью.

Но вот то, о чем так долго говорили, наконец-то свершилось! Более года спустя после начала работы над законопроектом No287822–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле”», он отправляется в Госдуму. Ожидается, что Госдума проголосует за него в текущем ноябре, и уже с 1 января 2018 нас ждет либерализация налогового законодательства. Пусть частичная, пусть запоздалая, но либерализация.

Как новый закон о валютных операциях повлияет на живущих за рубежом более полугода россиян?

Законопроект No287822–7 призван привести налоговое и валютное резидентство для физических лиц к единому знаменателю. В частности, будет установлено, что статус валютного резидента РФ будет возникать у физического лица, пребывавшего за рубежом более 183 дней одного календарного года — вне зависимости от количества въездов на территорию РФ. Еще одним приятным довеском следует то, что правило «183+1 день» будет распространяться и на наших граждан, проживших подобный временной отрезок вне родины еще в 2017 году.

С начала января 2018 года можно будет рассчитываться за приобретенные на территории РФ товары и услуги банковской картой, эмитированной заграничным банком за пределами нашей страны. Теперь законным станет и зачисление на свои зарубежные счета доходов от продажи нерезидентам, принадлежащих вам и зарегистрированных за границей авто, и недвижимости. Правда, в том, что касается недвижимости, вводится очередное ограничение, — такая недвижимость должна располагаться на территории страны-члена ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), либо ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), как и банк, на счет которого будут зачисляться средства.

Снимается запрет на взаиморасчеты в валюте и между российскими гражданами, прожившими за границей более 183 дней в году. Важно, что уведомлять ФНС об иностранных счетах и движении средств по ним для таких граждан теперь не является необходимым.

Предполагается еще и отмена штрафов за запрещенные валютные операции, а также за операции, совершенные до 31 декабря 2014 года, отчеты о которых так и не были предоставлены ФНС. Но давайте все же сперва дождемся голосования депутатов Думы.

Какие недостатки?

Отечественный законодатель, вероятно, боялся, что его сочтут мягкотелым, а потому на отмену ограничений не решился. И в виде изменений к закону нам достается по сути инструментарий, расширяющий возможности для их обхода. Не лишен он и недостатков другого рода.

Из текста законопроекта не ясно, каким образом будут исчисляться 183 дня, проведенные за рубежом, в нем нет конкретики касательно документов, необходимых для подтверждения такого пребывания. Памятуя о российских реалиях, следует ожидать, что чиновники сумеют сделать перечень таких документов довольно обширным.

Для тех же, кто пробыл за рубежом 183 дня и менее, в лучшую сторону не изменилось ничего. Они по-прежнему несут все бремя ответственности и им придется отчитаться о движении средств по иностранным счетам до 1 июня 2018 года.

Но и это еще не конец претензий. По-прежнему под запретом для зачисления остаются: средства, вырученные от продажи недвижимости в странах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ; от продажи ценных бумаг, погашение еврооблигаций, торговли деривативами; деньги, полученные в качестве прибыли от участия в фондах и трастах, но не являющиеся дивидендами; денежные средства, полученные в качестве оплаты за предоставленные услуги; погашение кредитов и процентов за пользование кредитами; продажа отличного от автомобилей транспорта и движимого имущества — техники, предметов искусств, яхт, самолетов.

Законопроект, таким образом, не решает иную, фундаментальную проблему, — отток обладающих деньгами граждан за рубеж и потенциальный отказ от гражданства РФ, что для современной России губительно. Отток граждан знаменует собой отток денежных средств и вливание их в иные экономики с прозрачными и понятными правилами. С сожалением можно констатировать, что законопроект No287822–7 является, в лучшем случае, полумерой, к тому же еще и запоздалой. Учитывая современные возможности для получения заинтересованными лицами второго гражданства, а также его полную анонимность, такая перспектива не теряет своей привлекательности для состоятельных господ, умеющих распоряжаться деньгами и знающих пути их преумножения.

Стоит также иметь в виду, что для того, чтобы иметь возможность проживать за пределами РФ и не считаться в глазах закона валютными резидентом, необходимо стечение определенных обстоятельств. Для этого потребуется ВНЖ в другой стране, рабочая или учебная виза, либо второе гражданство.

Сложно представить, что новеллы закона о валютных операциях существенно повлияют на обладателей второго паспорта. Как и прежде, под вывеской либерализации налогового законодательства мы получаем новый, еще более витиеватый механизм, разобраться в котором человеку, далекому от юриспруденции и банковского дела, будет просто не под силу. Наряду с по-настоящему ценными нововведениями этот законопроект, в своем нынешнем виде, содержит целый ряд дополнительных обременений для физических лиц, явно не способствующих преображению взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в доверительные.

Сейчас в мире существует более 20 стран, официально привлекающих деньги в собственные экономики путем предоставления гражданства или вида на жительство в обмен на инвестиции от иностранных граждан. Программы эти выгодны и легкодоступны для россиян, а количество плюсов, сопровождающих получение второго гражданства, существенно превышает потенциальные риски.

&nbsp Закон

Российской Федерации О Валютном регулировании и валютном контроле

Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее: 1. «Валюта Российской Федерации»: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену, рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории соответствующего государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства. 2. «Ценные бумаги в валюте Российской Федерации»: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях. 3. «Иностранная валюта»: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. 4. «Валютные ценности»: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Отнесение изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий осуществляется Правительством Российской Федерации. 5. «Резиденты»: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации; д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта. 6. «Нерезиденты»: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта. 7. «Валютные операции»: а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; в) осуществление международных денежных переводов. 8. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. 9. «Текущие валютные операции»: а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладами, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. 10. «Валютные операции, связанные с движением капитала»: а) прямые инвестиции, то есть вложение в уставный капитал предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; в) переводы в оплату зданий, сооружений, иного имущества, включая землю и ее недра, относимого по законодательству его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. 11. «Уполномоченные банки» — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
Раздел II. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Статья 2. Защита валюты Российской Федерации 1. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. 2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации. 3.Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. 4. Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Право собственности на валютные ценности 1. Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.
В Российской Федерации право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.
Виды валютных платежей государству определяются законами Российской Федерации. Всякие иные платежи, обязательные отчисления запрещаются и принудительному исполнению не подлежат. 2. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Внутренний валютный рынок Российской Федерации 1. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации. 2. Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. 3. Заключенные в нарушение положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными. 4. Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Статья 5. Счета резидентов в иностранной валюте 1.Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. 2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. 3. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Статья 6. Валютные операции резидентов в Российской Федерации 1. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. 2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. 3. Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.
Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам Российской Федерации, устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов и природных драгоценных камней, принадлежащих резидентам, определяет Правительство Российской Федерации. 4. Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Закона. 5. Порядок формирования государственных валютных резервов, а также порядок обязательной продажи поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации от резидентов устанавливаются Правительством Российской Федерации. 6. Физические лица — резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. 7. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Статья 7. Счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации 1. Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. 2. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Статья 8. Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации 1. Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. 2. Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. 3. Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Порядок вывоза, перевода и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Статья 9. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования 1. Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. 2. Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) проводит все виды валютных операций; в) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; г) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза, пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации; д) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; е) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам; и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
Раздел III. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ Статья 10. Цель и направления валютного контроля 1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. 2. Основными направлениями валютного контроля являются: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; г) проверка полноты и объективности учета и отчетности в валюте Российской Федерации.
Статья 11. Органы и агенты валютного контроля 1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.
Инспекция валютного контроля при Правительстве Российской Федерации действует на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации, и осуществляет координацию деятельности в области валютного контроля органов валютного контроля. 2. Агентами валютного контроля являются организации, которым органами валютного контроля делегированы функции по валютному контролю. 3. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов и агентов валютного контроля 1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции: а) осуществляют контроль за правомерностью проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютных операций, за соответствием этих операций условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля; б) проводят проверки внешнеэкономической деятельности резидентов, а также деятельности нерезидентов в Российской Федерации; в) устанавливают порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также внешнеэкономической деятельности.
Статья 13. Права и обязанности резидентов и нерезидентов 1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, имеют право: а) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; б) обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органами валютного контроля, а также действия органов валютного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. в) другие права, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации. 2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, подтверждающие правомерность проводимых валютных операций и необходимые для выполнения ими функции валютного контроля; б) представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения ими проверок, а также по их результатам; в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта; г) вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; д) выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений; е) другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность за нарушение валютного законодательства 1. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего Закона, несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам; б) взыскания в доход государства неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. 2. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона, несут ответственность в порядке, устанавливаемом Инспекцией валютного контроля Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации. 3. При повторном нарушении упомянутых в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и штрафа в пятикратном размере этих сумм, либо штрафа в размере, определяемом инспекцией валютного контроля Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации; б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. 5. Должностные лица юридических лиц — резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц — нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля. Обжалование действий должностных лиц органов валютного контроля 1. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право: а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства; б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации: в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, нерезидентов разрешений и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных операций; г) другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 2. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов. 3. Органы валютного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 7 мая 2019 г.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим валютные операции между резидентами и нерезидентами, является Закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В частности, резидентами являются граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Подробнее о том, в чем отличия между резидентом и нерезидентом, читайте в отдельной консультации.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений, но с учетом определенных требований, а именно: приобрести (продать) иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках и только по документам, оформленным в соответствии с указаниями ЦБ РФ (ст. 6, ст. 11 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при ведении валютных операций определен в Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И.

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев предусмотренных в ст. 9 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

В частности, операции в валюте между резидентами разрешены при расчетах в dutyfree, при расчетах с работником, находящимся в служебной командировке за пределами России, при покупке (продаже) иностранной валюты физическими лицами в уполномоченных банках.

Валютные операции между нерезидентами

Нерезидентам между собой разрешено осуществлять без каких-либо ограничений переводы в рублях и в иностранной валюте как со счетов в банках за рубежом, так и со счетов в банках в РФ, а также без открытия банковских счетов (ст. 10 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).