Валютная декларация

Вопрос: Белорусская организация, применяющая УСН с уплатой НДС, взяла в аренду у резидента Франции выставочное оборудование для участия в выставке на территории Франции. Следует ли исчислять НДС при перечислении арендной платы нерезиденту?

Ответ: Белорусская организация обязана исчислить НДС при перечислении резиденту Франции арендной платы за выставочное оборудование, находящееся на территории Франции.

Обоснование: При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и, если иное не установлено ст. 141 НК, индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21 и 22 НК <*>.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав по сделкам с резидентами иностранных государств, кроме резидентов государств — членов ЕАЭС, определяется на основании ст. 117 НК.

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Вышеуказанное положение применяется в отношении аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, за исключением транспортных средств <*>.

Поскольку выставочное оборудование относится к движимому имуществу, то при его аренде белорусской организацией у резидента Франции местом реализации признается Республика Беларусь. Следовательно, белорусская организация обязана исчислить НДС при перечислении арендной платы резиденту Франции.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

есть статья , правда за 2013 г.
декларирование валютных ценностей и другого имущества резидентов, находящихся за пределами Украины
———————————————————————————
Необходимость декларирования резидентами валютных ценностей и иного имущества, находящихся за пределами Украины, определена ст. 9 Декрета КМУ № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее — Декрет № 15-93). При этом согласно п. 5 ст. 1 этого документа резидентами являются:
— физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе временно пребывающие за границей;
— юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т. п.), с местонахождением на территории Украины, которые осуществляют свою деятельность на основании законов Украины;
— дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за границей, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности.
Согласно требованиям Указа Президента Украины от 18.06.94 г. № 319/94 «О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» (далее — Указ № 319) декларирование проводится только при наличии валютных ценностей и другого имущества резидентов за пределами Украины.
При определении понятия имущества следует руководствоваться ст. 139 ХКУ, а валютных ценностей — ст. 1 Декрета № 15-93.
В соответствии с п. 1 Указа № 319 декларирование осуществляется субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Аналогичное требование содержит и приказ Минфина от 25.12.95 г. № 207 (далее — Приказ № 207), утверждающий форму декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами (далее — декларация). Иного документа, утверждающего форму декларации для других субъектов (не осуществляющих предпринимательскую деятельность), на сегодняшний день нет. Все это позволяет сделать вывод о том, что граждане, у которых находятся валютных ценностей за границей, осуществлять их декларирование не должны.
ГНАУ в этом вопросе, по всей видимости, придерживается иной точки зрения. Так, в письме от 18.11.2004 г. № 8413/К/17-3115 главный налоговый орган отмечает, что наличие у резидента Украины валютных ценностей и имущества, которое находится за пределами таможенной территории Украины, подлежит обязательному декларированию. Причем из контекста этого письма следует, что под резидентами ГНАУ подразумевает и физических лиц. Безусловно, если за границей находятся валютные ценности и имущество частного предпринимателя, каковой является физическим лицом, но в тоже время и субъектом предпринимательской деятельности, то декларировать ему их необходимо.
Следует отметить, что в отношении постоянных представительств нерезидентов главный налоговый орган занял лояльную позицию. В своем письме от 15.03.95 г. № 22-112/10-1773 ГГНИУ, основываясь на ст. 1 Закона о прибыли, делает вывод, что постоянные представительства нерезидентов не обязаны осуществлять обязательное декларирование валютных ценностей.
На сегодняшний день по-прежнему одним из злободневных остается вопрос необходимости представления декларации при отсутствии за границей валютных ценностей. Напомним, что вышеуказанные ст. 9 Декрета № 15-93 и Указ № 319 предусматривают, что обязательному декларированию подлежат валютные ценности и другое имущество резидентов, находящиеся за пределами Украины. То есть если за пределами Украины у субъекта предпринимательской деятельности отсутствуют валютные ценности и другое имущество, то представлять декларацию о валютных ценностях не надо. При этом если такой субъект в течение отчетного периода осуществлял внешнеэкономическую деятельность, однако на конец периода у него нет за рубежом валютных ценностей (иного имущества), то в представлении декларации, на наш взгляд, нет необходимости.
Порядок представления декларации и получения справки о декларировании валютных ценностей
Декларирование валютных ценностей и иного имущества, находящегося за пределами Украины, осуществляется путем представления декларации в налоговый орган и региональное отделение НБУ по месту нахождения субъекта предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что поскольку на основании декларации не осуществляется начисление (уплата) налогового обязательства, то она, соответственно, в понимании НКУ (см. п. 46.1) не является налоговой декларацией, в связи с чем большинство требований данного кодекса к этой декларации не применяется.
Обязательное декларирование валютных ценностей осуществляется субъектами предпринимательской деятельности ежеквартально в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности (п. 3 Приказа № 207). В свою очередь, Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, предусмотрено, что квартальная или годовая финансовая отчетность подается предприятиями органу государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для представления декларации по налогу на прибыль предприятий. Подробнее данный вопрос освещен в теме Сроки представления финансовой отчетности.
Таким образом, и в соответствии с п. 49.18 ст. 49 НКУ декларация о валютных ценностях представляется в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода (см. также письмо ГНСУ от 12.03.2012 г. № 6994/7/22-3317).
ГНАУ в письме от 12.10.2009 г. № 4776/С/22-5015 разъясняет, что исходя из названия и содержания декларации, отражению в ней подлежат валютные ценности, доходы и имущество, принадлежащие резиденту Украины и на отчетную дату (1 число каждого квартала) находящиеся за ее пределами. Из этого главный налоговый орган делает вывод, что сумма финансовых вложений, стоимость имущества и товаров за границей, содержащаяся в разделах 2 и 3 декларации, подлежит пересчету по курсу НБУ на отчетную дату, то есть на 1 число.
В письме от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 ГНАУ разъясняет, что сведения о предварительной оплате расходов, связанных с командировкой, относятся к неторговым операциям, носят информативный характер, в связи с чем не должны отражаться в валютной декларации.
Суммы просроченной дебиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности на убытки предприятия, по мнению ГНАУ (письмо от 05.12.2005 г. № 24181/7/22-1017), подлежат обязательному декларированию субъектами внешнеэкономической деятельности Украины до момента зачисления средств на валютный счет экспортера в уполномоченном банке при осуществлении экспортной операции и до момента осуществления поставки товара в Украину при осуществлении импортной операции.
Поскольку формой декларации предусмотрена обязательность декларирования финансовых вложений, в частности взносов в уставный капитал иностранных предприятий, то, как считает НБУ, резиденты обязаны осуществлять такое декларирование (письмо НБУ от 28.07.2005 г. № 13-122/3484).
Минфин в письме от 08.12.2009 г. № 31-20030-03-10/33455 сообщает, что если нерезидент в связи с признанием его банкротом не может погасить признанную судом задолженность перед резидентом, то последний такую задолженность может не отражать в декларации о валютных ценностях. При этом факт отсутствия каких-либо источников погашения задолженности должен быть подтвержден уполномоченным органом страны расположения нерезидента-должника.
Порядок представления субъектами предпринимательской деятельности декларации определен в совместном письме НБУ и ГНАУ от 17.04.2003 г. № 28-311/1929-2823, 3368/5/23-5316 (см. также письмо ГНАУ от 17.07.2006 г. № 13485/7/22-5017).
Согласно данному порядку субъект предпринимательской деятельности, валютные ценности (иное имущество) которого находятся за пределами Украины, должен представить в государственную налоговую службу (инспекцию) по своему местонахождению декларацию в 2 экземплярах:
— один экземпляр остается в государственной налоговой службы (инспекции) для учета и контроля;
— на втором — проставляется штамп государственной налоговой службы (инспекции) и подпись ответственного лица государственной налоговой администрации (инспекции), после чего данный экземпляр представляется в территориальное управление НБУ по своему местонахождению.
После получения декларации территориальное управление НБУ выдает справку о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами» (далее — справка), заверенную подписью начальника (заместителя начальника) территориального управления НБУ и оттиском печати соответствующего территориального управления. Стоимость услуг, связанных с выдачей справки, приведена в письме Главного управления НБУ г. Киева и Киевской области от 06.08.2007 г. № 10-106/19555.
Полученная справка представляется субъектом предпринимательской деятельности в государственную налоговую службу (инспекцию) по своему местонахождению (куда ранее была представлена декларация) для заверения подписью начальника государственной налоговой службы (инспекции) или его заместителя и оттиском печати.
Справка, заверенная и скрепленная печатями территориального управления НБУ и государственной налоговой службы (инспекции), является основанием для осуществления внешнеэкономической деятельности, например, для:
— проведения расчетов через уполномоченные банки Украины по внешнеэкономическим договорам;
— принятия к таможенному оформлению экспортно-импортных грузов.
Сроки представления справки о декларировании валютных ценностей приведены в письме ГТСУ и ГНАУ от 20.03.2001 г. № 11/3-16-2171, от 29.03.2001 г. № 4137/7/22-2116, которое применяется с учетом положений письма ГТСУ от 22.05.2012 г. № 18/15-20-3271-ЕП.
Основанием для осуществления внешнеэкономической деятельности является также Справка об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества. Ее форма приведена в письме НБУ, ГНАУ и ГТСУ от 09.01.98 г. № 13-226/53-188, № 206/10/22-0117, № 11/3-247. Справка оформляется непосредственно субъектом хозяйствования и регистрируется в налоговом органе по местонахождению субъекта. После ее регистрации справка является основанием для принятия к таможенному оформлению экспортно-импортных грузов, проведения банковских операций с валютными ценностями уполномоченными банками Украины, а также осуществление других видов внешнеэкономической деятельности. Справка действует в течение календарного квартала (Единая база налоговых знаний).
С целью повышения уровня обслуживания налогоплательщиков при предоставлении административных услуг ГНСУ в письме от 25.01.2012 г. № 2351/7/22-3317 обязала подчиненные налоговые органы в течение 5 рабочих дней выдавать справки:
— о проведении декларирования валютных ценностей;
— об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества.
Порядок предоставления услуг по заверению справки о проведении декларирования валютных ценностей и регистрации справки об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества определен приказ ГНСУ от 30.11.2011 г. № 187 «Об утверждении стандартов предоставления административных услуг».
Отдельные вопросы, связанные с представлением справки таможенным органам, рассмотрены в письме ГТСУ от 13.04.2001 г. № 3/16-1899-ЕП.
Ответственность за нарушение сроков и порядка декларирования валютных ценностей
Согласно п. 2 ст. 16 Декрета № 15-93 за невыполнение резидентами требований по декларированию валютных ценностей (иного имущества), предусмотренных ст. 9 Декрета № 15-93, на них налагается штраф в размере, установленном НБУ.
Размер штрафных санкций за нарушения порядка и сроков декларирования НБУ определил в п. 2.7 Положения о валютном контроле, утвержденном постановлением НБУ от 08.02.2000 г. № 49 (далее — Положение о валютном контроле), в соответствии с которым:
— нарушение сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества влечет наложение штрафа в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждый отчетный период;
— нарушение порядка декларирования влечет наложение штрафа в размере 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Непосредственно сам порядок применения указанных санкций определен приказом ГНАУ от 04.10.99 г. № 542 (далее — Приказ № 542), п. 2.3 которого предусмотрено, что нарушением порядка декларирования является представление недостоверной информации или искажение данных, указанных в декларации, если такие действия свидетельствуют о сокрытии резидентами валютных ценностей и имущества, находящегося за пределами Украины.
Обращаем внимание, что поскольку нарушением порядка декларирования является представление недостоверной информации или искажение данных, указанных в декларации, если такие действия свидетельствуют о сокрытии резидентами валютных ценностей и имущества, находящегося за пределами Украины, то, например, такая ошибка как завышение в декларации суммы валютных ценностей или имущества, находящихся за границей, не влечет за собой применение штрафных санкций. Также не влечет за собой применение штрафных санкций и ошибка, допущенная при заполнении V раздела декларации, так как содержащиеся в нем данные носят информационный характер (см. также письмо ГНАУ от 12.10.2009 г. № 4776/С/22-5015).
Если резидент самостоятельно выявил ошибку в представленной декларации, то, как считает НБУ, имеет место нарушение порядка декларирования валютных ценностей, что влечет за собой наложение на резидента штрафных санкций, предусмотренных п. 2.7 Положения о валютном контроле, то есть 340 грн. (письмо НБУ от 28.07.2005 г. № 13-122/3484). Из этого можно сделать вывод, что в этом случае лучше ничего не исправлять, а ждать проверки, при которой такое нарушение может быть выявлено.
К наиболее распространенным нарушениям, допускаемым налогоплательщиками при декларировании валютных ценностей, можно отнести непредставление или несвоевременное представление декларации при наличии на последнюю дату отчетного периода валютных ценностей за рубежом. Порядок применения штрафных санкций за такие нарушения с условными числовыми примерами подробно изложен в письме ГНАУ от 29.07.2004 г. № 14170/7/23-5317 (дополнительно см. п. 7 письмо ГНАУ от 30.10.2007 г. № 22095/7/25-0017).
Согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанном письме, расчет штрафа начинается со дня, следующего за днем окончания срока представления декларации и заканчивается днем окончания проверки при условии, что предприятие имело на последнюю отчетную дату валютные ценности, имущество или товары, которые находятся за границей с превышением законодательно установленных сроков, и которые на дату проведения проверки не были возвращены.
Если субъект предпринимательской деятельности имел валютные ценности за пределами Украины в течение отчетного года и не осуществлял их декларирования на каждую отчетную дату, то расчет штрафных санкций осуществляется за каждый отчетный период отдельно.
В данном письме главный налоговый орган также признает, что штрафные санкции за непредставление или несвоевременное представление декларации применяются только в том случае, если валютные ценности находятся за рубежом с нарушением установленных законодательством сроков.
Кроме этого, ГНАУ подтверждает, что непредставление или несвоевременное представление резидентами Украины декларации при отсутствии валютных ценностей и имущества за пределами Украины (в декларации подлежит заполнению только V раздел «Информационные сведения») не влечет за собой применение штрафных санкций. Аналогичное мнение ГНАУ было высказано в письмах от 29.07.2004 г. № 14170/7/23-5317 и от 08.10.2003 г. № 15657/7/23-5317.
Отметим также письмо ГНАУ от 22.02.2005 г. № 3309/7/23-5317, в котором отмечается, что если субъект представил декларацию в налоговый орган в установленный срок, а в территориальное управление НБУ с нарушением срока, то к нему применяется штраф в размере, определенном п. 2.7 Положения о валютном контроле.
Позиция ГНАУ в отношении возврата в Украину валютных ценностей и имущества, которые незаконно находятся за ее пределами, и недопущения их оттока из Украины, приведена в приказе от 03.10.2007 г. № 559. Однако ввиду явно декларативного характера этого документа, применить его положения на практике налоговым органам не представляется возможным.
Аверс-Бухгалтерия, июнь 2013 года

DCC (Dynamic Currency Conversion) — мгновенная конвертация валюты — проведение за рубежом операции в валюте страны-эмитента карты (для Украины это гривна).

Другими словами при снятии или покупке за рубежом банкомат или продавец предлагает мгновенно конвертировать сумму операции с местной валюты в UAH. При этом в банкомате клиент получает местную валюту или покупка происходит в местной валюте.

Операции с мгновенной конвертацией валюты могут проводиться при:

  • Снятии наличных за рубежом в банкомате или кассе;
  • Расчетах за рубежом в торговой сети;
  • Расчетах на иностранных интернет-ресурсах.

Правила конвертации валюты при использовании технологии DCC:

Сначала банк-эквайер (то есть банк, который обслуживает иностранный банкомат, магазин или сайт) конвертирует сумму покупки в UAH по собственному курсу. Такой курс в большинстве случаев значительно хуже для клиента, чем курс платежной системы или UKRSIBBANK.

Поскольку расчеты между банком и платежной системой происходят в USD, сумма в UAH, рассчитанная по курсу банка-эквайера, конвертируется в USD по курсу платежной системы.

Далее сумма в USD конвертируется в валюту счета клиента по курсу UKRSIBBANK. Полученная сумма блокируется на счете клиента в момент осуществления операции. При списании средств со счета сумма в USD, которую платежная система выставила к списанию со счета клиента (по своему курсу на день обработки транзакции), конвертируется в валюту счета клиента по курсу UKRSIBBANK и списывается со счета.

Фактически происходит несколько этапов конвертации. Это вызывает существенную разницу между суммой операции, отражаемой в банкомате, кассе или в интернет-магазине, и фактической суммой блокировки и дальнейшего списания со счета.

Мгновенно конвертировать валюту предлагают банкоматы, выводя на экран сообщение о конвертации по указанному курсу, иностранные интернет-магазины1, продавцы в торговой сети при расчете картами.

1 — примеры популярных иностранных сайтов, использующих технологию DCC: Google Adwords, PayPal, Wargaming, сайты покупки авиабилетов, аренды автомобилей и другие иностранные сайты, предлагающие стоимость товаров или услуг в UAH.