Валютный контроль таможенными органами

Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с ВЭД без активного участия в этой работе таможенных органов. Справедливость такого положения подтверждает тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе, валютного.

Понимание этого послужило основанием для определения функций и полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ТК РФ: таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль над перемещением лиц через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

С получением ФТС России статуса органа валютного контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных операций в торговом обороте впервые появилась реальная возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ФТС России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения внешнеторговых договоров купли-продажи.

Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ФТС России было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в РФ валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты РФ.

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

Вне зоны действия рассматриваемых контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап — применение к нарушителям установленных санкций. В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки, таможенные органы заводят и принимают к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил ТК РФ.

Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введение в действие совместной Инструкции ЦБ России и ФТС России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”. Необходимость введения контрольной системы обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента импортеры-резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара. Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

На уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Положительные тенденции в действии системы — это переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы: отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать эту технологию на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ); необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок; неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта; недостаточная эффективность завершающего этапа, прежде всего — применение мер воздействия к нарушителям.

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в ТК и Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля.

Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 805 | Нарушение авторского права страницы

Функции, полномочия таможенных органов РФ в системе валютного контроля.

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с ФЗ от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

В ФЗ определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

Ø приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

Ø исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции

Ø единство внешней и внутренней валютной политики РФ

Ø единство системы валютного регулирования и валютного контроля

Ø обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

«Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, ФТС РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля). Не которыми функциями и полномочиями обладают также Министерство финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Гохран.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Внешэкономбанк» и некоторые другие агенты.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

Законом регламентируется право физических и юридических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ в уведомительном порядке;

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля, и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 94 ТК ТС).

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля:

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и ТК ТС применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами РФ в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК ТС.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами РФ, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу РФ предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу РФ валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.

Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции.

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации

С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

Ø в ФТС России – Управление валютного контроля;

Ø в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

Ø в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

Ø в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

Важную роль в системе валютного контроля играют таможенные органы. В международных экономических отношениях значительная часть всех валютных операций связана с перемещением через таможенные границы стран материальных и нематериальных объектов. Одним из главных «контролеров» перемещения материальных ценностей, а равно и связанных с этим валютных операций, являются таможенные службы данных государств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в рамках таможенного контроля. Обладая первичной достоверной информацией, применимой как для таможенных целей, так и для целей валютного контроля, таможенные органы являются одним из основных участников системы валютного контроля. Наряду с этим таможенные органы обладают кадровыми, организационными, финансовыми, техническими ресурсами для проведения валютно — контрольных операций. В этой связи активное участие таможенных органов в осуществлении валютного контроля не теряет актуальность в настоящее время.

— предотвращается утечка капитала из страны или противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, требуется усиление контроля за валютными операциями хозяйствующих и иных субъектов, актуализируется потребность в поиске и внедрении в систему управления внешнеэкономической деятельностью новых контрольных механизмов.

— не отрицается факт, что валютный контроль, являясь по существу «жестким» административным регулятором, становится серьезным ограничителем ВЭД и негативно отражается на деловой активности в стране.

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемую таможенную процедуру товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров в случае непредставления паспорта сделки.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 183; Нарушение авторских прав

Валютный контроль в таможенных органах

Валютный контроль в таможенном союзе

В связи с наличием определенных особенностей при оформлении сделок между компаниями — резидентами государств Таможенного союза часто возникают вопросы, как правильно оформить документы валютного контроля и предусмотрены ли льготы или послабления в валютном законодательстве для таких сделок.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Но таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов ТС.

Как известно, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Подпунктом 13 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что таможенный орган вправе потребовать документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза. А это значит, что при оформлении сделок между компаниями государств — членов Таможенного союза необходимо руководствоваться положениями Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ).

Первоочередным документом, который необходимо оформить для осуществления операций между компаниями государств — членов Таможенного союза, является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, а именно при осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Несоблюдение установленных правил оформления паспорта сделки либо нарушение установленных сроков его представления на основании ч.

2 Таможенные органы в системе валютного контроля

6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Таким образом, представить документы для оформления паспорта сделки необходимо не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту. Для оформления паспорта сделки необходимо представить в банк два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 117-И, и контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту.

Оформлять паспорт сделки не нужно, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в Приложении 3 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:

  • паспорте сделки;
  • справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
  • справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации.

Ни Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", ни Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств — членов Таможенного союза.

Таким образом, своевременное оформление и представление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и исполнение обязательств по поставкам.

О.Мыльникова

Старший бухгалтер,

менеджер

группы Acsour

311. Оптимизация взаимодействия участников ВЭД в целях повышения эффективности логистического обеспечения внешнеторговых поставок (на примере распределительно-логистических центров).

312. Анализ влияния условий внешнеторговой сделки на системы таможенной оценки ввозимых товаров.

313. Анализ практики применения резервного метода определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

314. Формирование и применение системы таможенной оценки ввозимых товаров в страны ЕАЭС.

315. Анализ практики корректировки таможенной стоимости товаров (на примере таможни или РТУ).

316. Анализ порядка определения таможенной стоимости товаров в различных таможенных процедурах (на примере таможни).

317. Анализ расширения торгово-экономических отношений России со странами СНГ.

318. Совершенствование логистической системы доставки товаров автомобильным транспортов в международном сообщении.

319. Внешняя торговля услугами и развитие механизма ее регулирования.

320. Применение в таможенной практике критериев достаточной переработки товара.

321. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами государств – членов ЕАЭС, как составная часть экономической безопасности РФ.

322. Анализ проблем защиты товарных знаков таможенными органами и пути их решения.

323. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах – членах ЕАЭС на основе зарубежного опыта.

324. Совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности ЕАЭС.

Ввоз контрафактной продукции и анализ мер по его предотвращению, принимаемых таможенными органами ЕАЭС.

326. Анализ влияния мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на ввоз алкогольной продукции на таможенную территорию ЕАЭС.

327. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ.

328. Таможенные пошлины, налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности.

329. Организация работы таможенных органов по контролю уплаты таможенных платежей.

330. Развитие электронных платежных систем в России и их применение в ходе совершения таможенных операций.

331. Анализ практики применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах.

332. Сравнительный анализ фискальной деятельности таможен или региональных таможенных управлений (за последние 5 лет).

333. Доказывание и доказательства по делам о нарушении таможенных правил на воздушном транспорте.

334. Совершенствование порядка администрирования таможенных платежей.

335. Организационно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в таможенном деле при международном информационном обмене.

336. Электронное декларирование – (ЭД-2, электронная подпись, предварительное информирование) приоритетное направление развития таможенных служб государств – членов ЕАЭС.

337. Контроль таможенной стоимости и пути его совершенствования.

338. Таможенный контроль применения таможенных платежей в таможенной процедуре реимпорта.

Валютный контроль в таможенных органах

Анализ влияния условий внешнеторговой сделки на определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

340. Практика применения таможенной пошлины при ввозе отдельных товаров (на примере отдельных товарных групп или товарных позиций по выбору).

341. Организация выявления нарушений валютного законодательства таможенными органами.

342. Анализ влияния таможенного регулирования на структуру внешней торговли Российской Федерации.

343. Анализ влияния Единого таможенного тарифа ЕАЭС на динамику объемов импорта государств – членов ЕАЭС.

344. Анализ предоставляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации (или на примере таможни).

345. Анализ влияния льгот по уплате таможенных пошлин и налогов на развитие экономики Российской Федерации.

346. Особенности применения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС.

347. Порядок предоставления тарифных льгот в условиях функционирования ЕАЭС.

348. Организация информационного обеспечения контроля таможенной стоимости.

349. Таможенно-тарифное регулирование как фактор развития международных экономических отношений.

350. Анализ практики применения таможенными органами процедуры корректировки таможенной стоимости.

351. Сравнительный анализ систем таможенно-тарифного регулирования (на примере Европейского экономического союза, США, Китая, Индии).

352. Совершенствование порядка организации контроля таможенной стоимости в ЕАЭС.

353. Развитие системы таможенной оценки товаров и анализ практики ее применения на примере (название иностранного государства по выбору студента).

354. Способы определения и роль таможенного контроля страны происхождения товаров для целей декларирования.

355. Сравнительный анализ мирового и российского опыта проведения валютного контроля за внешнеторговыми операциями.

356. Совершенствование порядка применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС.

357. Совершенствование порядка учета таможенных платежей в таможенных органах государств – членов ЕАЭС.

358. Администрирование поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета России и льгот по их уплате.

359. Совершенствование порядка уплаты таможенных платежей и контроля их поступления в федеральный бюджет Российской Федерации.

360. Анализ применения форм обеспечения уплаты таможенных платежей в таможенных процедурах.

361. Совершенствование контроля применения акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

362. Анализ взаимосвязи мировых цен на нефть и нефтепродукты и поступления вывозных таможенных пошлин в федеральные бюджеты государств – членов ЕАЭС.

363. Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федеральных бюджетов государств – членов ЕАЭС.

364. Организация таможенного контроля уплаты вывозной таможенной пошлины при перемещении энергоносителей через таможенную границу ЕАЭС.

365. Особенности таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС.

366. Порядок применения таможенных сборов в условиях ЕАЭС.

367. Таможенный контроль уплаты таможенных платежей в таможенной процедуре временного ввоза (допуска).

368. Таможенные платежи в таможенных процедурах переработки.

369. Таможенные платежи и их администрирование таможенной службой.

370. Анализ уплаты НДС при ввозе товаров на таможенной территории ЕАЭС, порядок его установления и применения.

371. Анализ уплаты НДС при экспорте товаров из РФ, порядок его установления и применения.

372. Задолженности по уплате таможенных платежей, причины ее образования и меры принудительного взыскания.

373. Тема, предложенная студентом, согласованная с научным руководителем и заведующим кафедрой.

⇐ Предыдущая123456



Введение

. Общие положения проведения валютного контроля

. Полномочия таможенных органов по противодействию утечки капитала за рубеж

. Процедура привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение

валютный контроль таможенный

Вывоз капитала за рубеж контролируют большинство государств мира. В экономически развитых странах ограничения на вывоз капитал неоднократно вводились в период, когда такой вывоз противоречил национальным интересам. В России в последнее время утечка капитала приобрела большие объемы путем нелегального вывоз за границы. В рамках внешнеэкономической деятельности большинство операций, направлены на незаконный вывоз капитала за рубеж. Все более сложные схемы используются для перемещения капитала за границу в настоящее время, из которые направлены на сокрытие импортных контрактов, неисполнение встречных обязательств по бартерным сделкам.

Виды валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

Создание единой эффективной системы валютного контроля, становится очевидным, может стать надежной защитой от незаконного вывоза капиталов за рубеж экономических интересов государства. На едином комплексе правовых норм валютного законодательства такая система должна основываться. Должны проводиться для создания такого комплекса норм серьезные исследования проблем применения действующего валютного законодательства, анализировать современные тенденции, которые сложились во внешнеэкономической деятельности.

Для России имеет важное значение проблема пресечения нелегального вывоза капитала за границу, в том числе существующая система валютного контроля, которая ориентирована на решение этой проблемы.

В Российской Федерации существующая на сегодняшний день система валютного регулирования система устанавливает специальный порядок проведения операций резидентов и нерезидентов валюте Российской Федерации, операций резидентов и нерезидентов в иностранных валютах на территории Российской Федерации и операций резидентов в иностранных валютах за пределами Российской Федерации, операций и сделок с другими валютными ценностями, а также торговых и других экономических отношений резидентов с нерезидентами.

Любая другая система государственного регулирования, валютное регулирование воздействует на лиц, которые участвуют в валютных правоотношениях, с помощью которых вводится специальные ограничения. Соблюдение таких ограничений, дают возможность осуществлять препятствия возникновению фактов их нарушения, обеспечивается особым комплексом административно-правовых норм, для которых является обеспечение законности при проведении валютных операций и реализация которых поручена специально уполномоченным государственным органам или организациям. Такой комплекс норм формирует государственную систему валютного контроля. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютных ограничений и тем самым является способом поддержания правопорядка в валютной сфере.

Обеспечение реального действия системы валютного контроля в стране возложено на органы и агентов валютного контроля. Практическое значение реализации таможенными органами предоставленных им полномочий в сфере валютного контроля, в том числе, и полномочий по пресечению нелегальной утечки капитала за рубеж очень велико. Полномочиями органа валютного контроля наделен и ГТК России. Функции агентов валютного контроля осуществляют региональные таможенные управления и таможни.

Целью итоговой работы является изучение валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, как составной части экономической безопасности страны.

Предметом исследования выступает валютный контроль РФ, осуществляемым таможенными органами.

Объектом исследования — валютный контроль.

Задачами исследования выступает изучение:

понятия, сущность валютного контроля;

история валютного контроля;

общие положения проведения валютного контроля;

понятия утечки капитала за рубеж и способы утечки капитала;

контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров;

полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля за операциями по импорту товаров;

валютного контроля, осуществляемого таможенными органами за проведением внешнеторговых бартерных операций;

проблемы применения мер ответственности, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

процедуры привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства.

Итоговая работа состоит из 3-х частей, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Общие положения проведения валютного контроля

В РФ контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов РФ, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц (ст.

52 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ). Данное положение распространяется на все направления внешнеторговой политики, в том числе на валютно-финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в пункте 10 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: «таможенные органы осуществляют контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Нормативно-правовая база валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности — это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ.

К числу основных относятся:

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 07.02.2011);

инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами;

«Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации», утвержденное ГТК России 11.04.1997 г. № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 г. № 10-83/1335, ВЭК России от 02.04.1997 г. № 07-26/768;

нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей реализации технологии валютного контроля.

Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:

контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);

лица, чья деятельность является объектом контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 07.02.2011).

Основные документы, представляемые в банк для валютного контроля:

·паспорт сделки;

·документы, обосновывающие осуществление в/о;

·справка о валютных операциях;

·справка о подтверждающих документах; подтверждающие документы;

·справка о поступлении валюты РФ;

·справка о расчетах через счета за рубежом.

Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки, который используется в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержат документально подтвержденные сведения об этих операциях.

Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде. Порядок оформления паспорта сделки определен Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Подтверждающие документы — это документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

. Полномочия таможенных органов по противодействию утечки капитала за рубеж

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов:

. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, налоговым Кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

. Должностные лица таможенных органов выполняют обязанности, предусмотренные статьей 33 налогового Кодекса РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена в ст. 25 Закона, которая гласит, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем ст.

25 Закона носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

. Процедура привлечения к ответственности за административные правонарушения в области валютного законодательства

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести лишение свободы или штраф.

Особый интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Центральный банк РФ в отношении уполномоченных банков предусматривает следующие меры финансовой (валютной) ответственности: а) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет; б) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет; в) ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации); г) ограничение права совершать сделки по продаже иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации)

Заметим, что финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

В заключение следует отметить следующее. Из Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что ответственность, предусмотренная этим нормативно-правовым актом, направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, произошедшего в результате валютного правонарушения.

Ответственность за нарушения валютного законодательства является разновидностью финансовой ответственности. Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.

Следовательно, основной целью государственного принуждения в валютном праве является упрочение режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций

Заключение

На основе вышесказанного, мы можем подвести итог, основываясь на общих выводах:

. В России в сфере валютных отношений деятельность осуществляется на правовой основе, а именно Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Примером этому можно привести отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

. В стране создана разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля оказалась громоздкой, мало управляемой и недостаточно эффективной.

На перекрестке противоречивых отношений находится валютный рынок, который трудно совместим для различных целей участников экономической деятельности, а именно государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

Неупорядоченность мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями и о недостаточной эффективности говорит целый ряд негативных процессов. К таким процессам можно отнести высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Для того, чтобы выяснить возможности совершенствования регулирования валютного рынка в России необходимо определиться с задачей воздействия на финансовые рынки, с помощью которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

Все эти правила не используется как самоцель. Главными задачами экономической политики в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю.

В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования. Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, которые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

В проведении политики курсообразования, основной идеей контролирующего режима является не допускающей отклонение от выбранных параметров заранее, которые обеспечиваются ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Часто создается жесткий порядок расходования валютных средств для резидентов. Кроме того, такой режим решает две задачи, а именно, сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов (например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золотовалютных резервов).

На эффективность рыночных механизмов при дирижстском режиме государство перераспределяет финансовые ресурсы, снимая по текущим операциям прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золотовалютных резервов.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "основной проблемой валютного регулирования в настоящее время является направленность происходящих изменений, которая нацелена на совершенствование решения преимущественно административных, а не экономических задач".

Список использованных источников

1.Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ);

2.Федеральный закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » (ред. 05.07.2007);

.Федеральный закон от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. 22.07.2005);

.Положение от 01.06.2004 № 258-П. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. ЦБ России (ред. от 26.09.2008);

.Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И (ред. от 12.08.2008);

.«КонсультантПлюс» Статья: К вопросу об ответственности за нарушение валютного законодательства Н.А.Саттарова;

.Таможенный кодекс таможенного союза (от 27.11.2009.

Теги: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами  Контрольная работа  Таможенное право