Устав военной полиции

(в ред. от 24.10.2018 N 597)

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

В. ПУТИН

Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

от 25 марта 2015 г. N 161

204. Прокурорские работники органов военной прокуратуры при осуществлении полномочий в пределах своей компетенции, руководители военных следственных органов, следователи или должностные лица органов дознания при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственно входить в помещения гауптвахты и в камеру для задержанных военнослужащих на гауптвахте. Защитник допускается на гауптвахту и в камеру для задержанных военнослужащих на гауптвахте начальником гауптвахты по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

269. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье автор анализирует административно-юрисдикционные полномочия военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Ключевые слова: административное право, административная юрисдикция, военная полиция, полномочия военной полиции.

I. A. AKHREM,

ADMINISTRATIVE-JURISDICTIONAL ACTIVITY OF MILITARY POLICE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Илья

Александрович АХРЕМ,

аспирант кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В современной России административная деятельность органов государственного управления является достаточно разнообразной, при этом в науке административного права до сих пор не выработано единое понятие «административная юрисдикция».

«Юрисдикция (лат. jurisdictio — судопроизводство, от jus — право + dico — говорю; англ. Jurisdiction) — установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иногда субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям»1.

Существует ряд точек зрения на определение понятия «административная юрисдикция».

Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 504.

01 У

I >

□ Л

и

у x

УЧЕНЫХ Ъ

© И. А. Ахрем, 2015

Так, А. П. Шергин, являясь одним из основоположников разработки данного вопроса, считал, что административная юрисдикция — «это самостоятельный вид правоохранительной деятельности, обладающий присущими ему признаками, назначением, обособленностью нормативной регламентации и системы органов»2.

По мнению Ю. Н. Старилова, «правоохранительная, юрисдикционная или деликтная теория административного процесса имеет право на существование и может развиваться согласно идее, что административный процесс представляет собой правоприменительную, правоохранительную и контрольно-надзорную административную деятельность, которая осуществляется в нормативно установленном порядке… Она реализуется многочисленными должностными лицами с целью применения меры принуждения к физическим и юридическим лицам или для разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере публичного управления и поэтому не относится к административному процессу, понимаемому как административное судопроизводство»3.

И. В. Панова рассматривает административно-юрисдикционный процесс как вид «административно-процессуальной деятельности, регламентирующий правоприменительную деятельность юрисдикционного, принудительного характера широкого круга субъектов исполнительных органов публичной власти по разрешению споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного), осуществляемой в административно-процессуальной форме»4.

Таким образом, нельзя сводить административную юрисдикцию только к рассмотрению органами исполнительной власти административных споров. Требуется трактовать это понятие несколько шире, рассматривать как часть исполнительно-распорядительной деятельности исполнительных органов публичной власти подзаконного, правоприменительного, правоохранительного характера, осуществляемую в рамках таких законодательно закрепленных административно-юрисдикционных производств, как: разбирательство споров, применение мер административного принуждения, деятельность по исполнению государственного принуждения, выполняющую охранительную, воспитательную и регулятивную функцию. Ведь органы исполнительной власти (должностные лица) рассматривают не только вопросы, которые связаны с административными спорами, но и те, по которым не наступает административная ответственность.

Особые полномочия военной полиции закреплены Федеральным законом от 03.02.2014 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации». Так, согласно ст. 25.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» военная полиция Вооруженных

Шергин А. П. Административная юрисдикция. М. : Юридическая литература, 1979. С. 30.

Старилов Ю. Н. Российское административное право: к вопросу о соотношении материальных и процессуальных норм // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 53.

Панова И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001. С. 210—211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЗЕСТНИК А^хсрем И. А.

l ) УНИВЕРСИТЕТА Административно-юрисдикционная деятельность 237

/ -У имени o.e. кугафина(мгюА) военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации

Сил РФ предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил РФ, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах РФ, обеспечения в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил РФ, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» военная полиция наделяется следующими административно-юрисдикционными полномочиями: требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими.

При получении сообщений о совершаемых или совершенных военнослужащими административных правонарушениях патруль устанавливает и записывает фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, место, время, способ совершения правонарушения и другие обстоятельства, данные (приметы) правонарушителя, были ли очевидцы, что известно о них, и другую информацию об административном правонарушении, немедленно докладывает об этом дежурному по отделу военной полиции и принимает меры к пресечению административного правонарушения, выявлению и задержанию военнослужащих, совершающих или совершивших административное правонарушение, установлению свидетелей.

Военная полиция также имеет право требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части.

Военнослужащие военной полиции могут проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения. _|

При этом военную полицию наделили правом задерживать и (или) достав- ^

лять в военную полицию военнослужащих в следующих случаях: т

— подозреваемых в совершении преступления, а также в отношении ко- 1 торых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основа- ^ ниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным д законодательством Российской Федерации, до передачи их в военные след- д ственные органы; д

— совершивших побег из-под стражи, находящихся в розыске, само- Е вольно оставивших воинские части (места службы) — до передачи их соот-

1 X

УЧЕНЫХ Ъ

ветствующим должностным лицам воинских частей, учреждений, в военные следственные органы;

— совершающих или совершивших преступление, административное правонарушение или грубый дисциплинарный проступок;

— оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям военнослужащего военной полиции;

— при отсутствии документов, удостоверяющих личность;

— проходящих военную службу по призыву, при отсутствии документов, подтверждающих законность их нахождения вне пределов воинской части, или прибывших по увольнительным запискам из другого гарнизона.

Срок задержания военнослужащего исчисляется с момента его доставления в отдел военной полиции, а военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, — со времени вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест, — 48 часов. Если личность задержанного военнослужащего из-за отсутствия у него документов не может быть установлена в течение трех часов, начальник отдела военной полиции немедленно сообщает об этом военному прокурору. Решение в отношении этого военнослужащего должно быть принято не позднее чем через 48 часов с момента его задержания. Задержанному военнослужащему разъясняются причины и основания задержания, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Сотрудники военной полиции вправе осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов правонарушения либо предметов, сохранивших на себе следы правонарушения, а также при наличии данных о том, что военнослужащие имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, оружие, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; обеспечивать охрану места правонарушения и сохранность указанных документов, оружия, предметов, средств и веществ.

Военнослужащие, доставленные в отдел военной полиции за совершение правонарушения, принимаются дежурным по отделу военной полиции. Принимая указанных военнослужащих, дежурный по отделу военной полиции записывает их в книгу учета задержанных военнослужащих, производит телесный осмотр и личный досмотр, досмотр их вещей и обмундирования, изымает поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в комнатах (камерах) для задержанных военнослужащих, а также все служебные документы. Оружие и боеприпасы у задержанных военнослужащих изымаются.

Допустимо направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения,

^) УНИВЕРСИТЕТА Административно-юрисдикционная деятельность

L_^ имени o.e. кугафина(мгюА) военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации

а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае жалоб задержанного военнослужащего на ухудшение состояние здоровья или при явных признаках у него заболевания (травмы), а также при наличии достаточных оснований полагать, что военнослужащий находится в состоянии опьянения, дежурный по отделу военной полиции организует проведение его медицинского осмотра (освидетельствования).

Устав военной полиции Вооруженных Сил РФ наделил военную полицию компетенцией требовать от военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц соблюдения пропускного режима и режимов, установленных на охраняемых военной полицией объектах Вооруженных Сил.

Охраной и защитой объектов, осуществляемыми военной полицией на территории военного округа, руководит начальник регионального органа военной полиции, а на территории района ответственности — начальник отдела военной полиции. Исходя из складывающейся обстановки на подразделение военной полиции возлагаются следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— усиление охраны объекта;

— охрана документов, ценностей и материально-технических средств в местах эвакуации;

— ограничение или полное прекращение доступа сотрудников объекта и иных лиц на охраняемую территорию, в режимные здания и помещения;

— участие в эвакуации пострадавших (при наличии личного состава, свободного от несения службы).

Сотрудники военной полиции имеют право беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов Вооруженных Сил, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты Вооруженных Сил, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, а также имеют право требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо для обеспечения их безопасности и (или) проведения следственных действий, выяснения обстоятельств и сохранения следов совершения правонарушения.

В рамках своих полномочий у военной полиции существует возможность вносить командирам воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, производство по делам о которых входит в компетенцию военной полиции, а также об устранении нарушений в области _

безопасности дорожного движения. Кроме того, военная полиция наделена ^

правом вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужа- т

щих и лиц гражданского персонала по вопросам проводимых разбирательств и 1

находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, ^

а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке за- д

явлений и сообщений о преступлениях, об административных правонаруше- д

ниях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции военной д

полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии).

УЧЕНЫ.

Еще одним немаловажным полномочием военной полиции является возможность составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях и по основаниям, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военная автомобильная инспекция Вооруженных Сил РФ (ВАИ), являясь подразделением военной полиции, по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции может временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования и маршрутах движения транспортных средств при проведении мероприятий с участием войск (сил) в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.

Сотрудники ВАИ вправе останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях предотвращения, пресечения и при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, проверять у водителей документы на право их использования и управления ими, а также на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ВАИ обладает полномочиями осуществлять в установленном порядке административное задержание и личный досмотр водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

Еще одним немаловажным полномочием является право отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опья-

в

МШН1Ж Ахрем И. А. а/|л

УНИВЕРСИТЕТА Административно-юрисдикционная деятельность

имени o.e. кугафина(мгюА) военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации

нения, а также совершивших административные правонарушения, а также вызывать в ВАИ водителей и должностных лиц воинских частей, других войск и воинских формирований по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии).

Устав военной полиции предоставил возможность привлекать подразделения военной полиции для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения, проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными законами, данным Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военная полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов на территориях воинских частей, а в районе ответственности — за территориями воинских частей после уведомления соответствующих органов при участии в соответствии с Указом Президента РФ в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций и при оказании содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение об оцеплении (блокировании) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов принимается начальником органа военной полиции в порядке, определяемом совместным актом Минобороны РФ и МВД РФ.

Военной полиции отводится в данной системе место с учетом необходимости освобождения от несвойственных функций органов военной прокуратуры и предоставления им более широких полномочий по выполнению своих прямых надзорных обязанностей.

Таким образом, изложенные в Уставе полномочия военной полиции таковы, что она способна оказывать реальное воздействие на преступность в Вооруженных Силах РФ посредством проведения мероприятий по розыску, задержанию и привлечению к ответственности правонарушителей, недопущению преступных проявлений и проведению воспитательной профилактической работы в войсках.

Материалы посвященные безопасности дорожного движения

Главное управление военной полиции Министерства оборо­ны Российской Федерации предназначено для защиты жизни, здо­ровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персона­ла, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законодательством Российской Федерации правоотношений в обла­сти обороны.

Основные задачи:

  1. обеспечение в Вооруженных Силах правопорядка и воин­ской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осу­ществление в пределах своей компетенции противодействия пре­ступности;
  2. обеспечение безопасности дорожного движения в Воору­женных Силах, координация деятельности войск и воинских фор­мирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного дви­жения;
  3. организация осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
  4. организация обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, в том числе служебных помещений военных прокуратур и во­енных следственных органов, а также мест проведения специаль­ных мероприятий с участием руководства Министерства обороны в пределах своей компетенции;
  5. организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также со­действия в установленном порядке органам внутренних дел Рос­сийской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, совершивших преступление, и воен­ного имущества Вооруженных Сил;
  6. организация обеспечения исполнения уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и за­держанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, а также охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и во­инских формирований, к месту отбывания наказания на гауптвахту или в дисциплинарную воинскую часть или содержащихся на гаупт­вахте или в дисциплинарной воинской части;
  7. осуществление в пределах компетенции мер по противо­действию незаконному обороту наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров в Вооруженных Силах;
  8. организация обеспечения в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участ­ников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, су­дей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следствен­ных органов, а также других защищаемых лиц;
  9. сбор, обобщение и анализ информации по направлениям деятельности военной полиции, необходимой для выполнения Главным управлением военной полиции своих функций;
  10. разработка проектов законодательных актов, актов Прези­дента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, правовых актов Министерства обороны и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции;
  11. осуществление мероприятий по строительству и развитию военной полиции, подготовке личного состава военной полиции, методическому руководству военной полицией;
  12. руководство подчиненными органами военной полиции и контроль за их деятельностью;
  13. организация в пределах компетенции работы по формиро­ванию государственных закупок на поставку (выполнение работ, ока­зание услуг) вооружения, военной и специальной техники, военно­технического имущества, специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движе­нии и несения дорожно-патрульной службы, а также других мате­риальных средств по закрепленным номенклатурам и направлениям деятельности военной полиции;
  14. участие в пределах предоставленных полномочий в меро­приятиях по комплектованию военной полиции военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в мирное и военное время, прогнозирование и планирование потребностей военной по­лиции в военных кадрах;
  15. организация производства в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведения разбирательств по дисциплинарным проступкам.

В настоящее время проводится отбор кандидатов на службу в военную полицию на должности рядового и сержантского состава на контрактной основе. По указанным контактным адресам и телефонам будет предоставлена интересующая информация о имеющихся вакантных должностях, условиях прохождения военной службы и другие необходимые сведения.
Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту: гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он:
— является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
— осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости;
— представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу;
— состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником военной полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— имеет гражданство иностранного государства.

Адреса и контактные телефоны органов управления военной полиции, осуществляющих набор граждан:

23.09.2020 На полигоне Ашулук в рамках учения «Кавказ-2020» военная полиция и спецназ ЮВО защитили колонну от условных диверсантов Для обеспечения связи между подразделениями впервые были применены радиостанции последнего поколения «Намотка-КС», которые позволяют выходить в эфир через беспроводную гарнитуру дистанционного управления на дальности до 100 м.Все новости