Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись

Самая доступная ЭЦП в настоящее время – простаяЭП. Но круг действий, для которых она применима, весьма ограничен. Поэтому зачастую требуется оформление более защищенной – усиленной подписи (неквалифицированной или квалифицированной).  

Усиленная неквалифицированная электронная подпись – это набор закодированных символов, в готовом виде представляющий собой аналог собственноручной подписи человека. Является идентификатором подписи конкретного лица. Помимо неквалифицированной, существует и квалифицированная ЭЦП.

Перед тем, как определить, какова же разница между квалифицированной и неквалифицированной электронными подписями, необходимо рассмотреть, чем они схожи. И та, и другая ЦП:

  • Устанавливают личность человека, подтверждают ее.
  • Позволяют проследить изменения документов, оформленных такой подписью.
  • Обладают определенной степенью защищенности при помощи электронных ключей.

 Подписанные документы и той, и другой подписью, имеют такую же юридическую силу, если бы они были подписаны от руки. Несмотря на это, квалифицированнаяЭЦП имеет больше преимуществ.

Выбрать подпись

Вопросы о том, как сделать усиленную неквалифицированную электронная подпись и где получить усиленную неквалифицированную электронную подпись мы рассмотрим ниже.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Усиленная НЭП в настоящее время применяется в основном только для налогового документооборота (отправки физическими лицами деклараций и иных бумаг в налоговые органы). Это, наверно, является главной особенностью УНЭП и одним из ответов на вопрос «чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной?» Направление документов в налоговые органы осуществляется через кабинет налогоплательщика на сайте службы. Там же и выдается сертификатключа на усиленнуюнеквалифицированную криптографическую подпись.

Отличие квалифицированной ЭЦП от неквалифицированной заключается также в том, что КЭП имеет более сложную процедуру создания. Для ее возникновения необходимо привлечение криптографических инструментов, которые подтверждены специальными государственно-властными органами, а именно — ФСБ России. Кроме того, сертификат электронно-криптографического ключа, необходимый для усиленной квалифицированнойЭЦП, должен выдаваться только удостоверяющим центром, прошедшим аккредитацию в соответствующем министерстве. В конкретном случае, министерством, проводящим проверки в УЦ, является Минкомсвязь РФ. Сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи не требует обращения в аккредитованные организации.

Если УНЭП ставится, в основном, при работе с налоговыми документами, то УКЭП имеет более широкую сферу применения. Квалифицированная криптографическая подпись используется в следующем спектре отношений:

  1. При работе с порталом госуслуг.
  2. При сдаче различных отчетностей в органы.
  3. При дистанционной отправке банковских и других документов.
  4. При исполнении государственных/муниципальных функций.
  5. Для участия в электронных торгах на электронных площадках.

Неквалифицированный сертификат электронной подписи также может использоваться для аукционов, но только если такие требования установлены самой электронной закупкой или эти торги входят в шестерку федеральных торгов, для которых ФЗ №44 «О контрактной системе» предусмотрел УНЭП. В данном случае получить сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи нужно в УЦ. Также можно воспользоваться услугой центров о предоставлении универсального сертификата, соответствующего нормам к выдаче как квалифицированного, так и неквалифицированного электронного ключа. Универсальный ключ дает его владельцу намного больше возможностей.

ЭЦП для торгов банкротов

Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись, несмотря на всех их различия, имеют одну общую и наиболее важную цель – дистанционное подписание документа от лица владельца электронного ключа.  

Разница между квалифицированной и неквалифицированной подписью

Как получить неквалифицированную электронную подпись?  НеквалифицированнаяЭЦП может быть применена для подписания файлов, которые в их бумажном эквиваленте не требуют наличие печати. Это:

  • Налоговые декларации.
  • Бухгалтерские документы.
  • Некоторые договоры.

В связи с этим (в отличие от КЦП, для которой необходимы дополнительные признаки защищенности), допускается применение сертификата неаккредитованного УЦ. В нем и можно оформить НЦП.

Неквалифицированная цифровая подпись зачастую нужна для подачи документов в налоговые органы. Существует определённый порядок, в результате которого выдается неквалифицированная ЭЦП для этих целей.

ЭЦП для Росаккредитации

Чтобы оформить такой ключ неквалифицированной электронной подписи ЭП необходимо:

  • Зайти на сайт ФНС (личный кабинет).
  • Ввести логин и пароль (если его нет, то пароль нужно получить в налоговой или зайти на сайт через портал «Госуслуги»);.
  • В разделе «Профиль» зайти на ссылку «Получение сертификата ключа…».
  • Сформировать запрос на получение ключа.

ЭЦП для Росреестра

После запроса, в течение нескольких минут ключ усиленной неквалифицированной электронной подписи будет готов.

Описанный выше способ отвечает на вопрос «как создать неквалифицированную электронную подпись» именно для налоговых процедур. Для других юридически значимых действий ключ неквалифицированной электронной подписи изготавливается в специальном центре. 

Письмо Министерства финансов РФ
№ЕД-4-15/3372 от 20.02.2018

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращения ЗАО от 29.01.2018 и от 30.01.2018 по вопросу правомерности оформления первичных учетных документов (актов приема-передачи прав на программное обеспечение) в электронном виде путем формирования документов через личный кабинет клиента, сообщает следующее.

Согласно пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 313 Кодекса данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в частности, первичными учетными документами (включая справку бухгалтера).

На основании части 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета (пункт 4 части 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).

До принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ) вид электронной подписи (письмо Минфина России от 05.05.2015 N 07-01-06/25701).

Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Как сделать усиленную неквалифицированную электронную подпись

Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

Таким образом, при организации электронного документооборота между хозяйствующими субъектами могут применяться виды электронных подписей в соответствии с Законом N 63-ФЗ. При этом электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозяйствующими субъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения, условия которого соответствуют требованиям Закона N 63-ФЗ.

Оценка правомерности применения конкретных технологий создания электронной подписи, в том числе на соответствие требованиям Закона N 63-ФЗ, к компетенции ФНС России не относится. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 976 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Что касается вопроса представления документов в ответ на требование налогового органа, то в соответствии с положениями пункта 2 статьи 93 Кодекса, в случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Создание документа в электронной форме, выполняющего функции акта приема-передачи прав на программное обеспечение, возможно по форматам, утвержденным следующими приказами ФНС России:

  • от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@ «Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме»;

  • от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@ «Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме».

  • Документы, составленные в электронной форме не по формату, установленному ФНС России, в случае истребования в рамках налоговых

проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

В случае если после получения настоящего письма необходимость в личном приеме остается, просим представить перечень вопросов, требующих разъяснения, а также контактные данные ответственных лиц ЗАО.

Контакты ответственных сотрудников ФНС России:

  • Лапина Ольга Гелиевна (советник заместителя руководителя ФНС России Д.В. Егорова): 8-495-913-03-56;

  •  Бочкарева Екатерина Владимировна (советник отдела налогового мониторинга Управления камерального контроля: 8-495-913-00-00, доб. 17-39.

    Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ

Комментарий эксперта

Разъяснение ФНС про электронные подписи

Что такое неквалифицированная электронная подпись?

Виды электронной подписи (ЭЦП)

Усиленная неквалифицированная электронная подпись