Упрощенная процедура банкротства

Банкротство ликвидируемого должника

Костоваров Алексей, юрист юридической фирмы "Линия права".

Закон о банкротстве, помимо общей процедуры признания юридического лица несостоятельным, предусматривает и целый ряд особенностей банкротства некоторых должников в зависимости от профиля их деятельности либо от их состояния. Каковы особенности процедуры банкротства юридического лица при его ликвидации?

Сегодня как никогда актуальной является защита законных интересов кредиторов в условиях, когда должник находится в ситуации неплатежеспособности. Механизмом, направленным на решение указанной задачи, является введение в отношении такого должника процедуры признания его несостоятельным (банкротом), направленной, как обоснованно заметил А. Пахаруков, на справедливое удовлетворение требований кредиторов путем применения организационно-имущественных ограничений <1>.

<1> См.: Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (Вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 89.

Однако в российской действительности процедура банкротства зачастую играет роль инструмента, при помощи которого достигаются иные цели, а именно передел собственности либо избегание привлечения к гражданско-правовой ответственности. Поиски оптимальных вариантов сохранения баланса интересов должника и его кредиторов в области законодательства и его применения ведутся довольно давно и с немалым успехом. Ярким примером этого является последняя реформа банкротного законодательства в первой половине этого года. Несмотря на это, при анализе законодательства о банкротстве по-прежнему присутствуют конструкции, которые возможно использовать в вышеобозначенных сомнительных целях.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), который занимает центральное место во всем банкротном законодательстве России, помимо общей процедуры признания юридического лица несостоятельным, предусматривает и целый ряд особенностей банкротства некоторых должников в зависимости от профиля их деятельности либо от их состояния.

Глава XI упомянутого Закона в число упрощенных банкротных процедур включает банкротство ликвидируемого должника. Как замечает С. Карелина, в этом случае упрощение вводится в целях более быстрого исключения такого должника из имущественного оборота, поскольку он практически прекратил свою деятельность <2>.

<2> См.: Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2006. С. 227.

Несомненно, состояние ликвидации организации оправдывает упрощение процедуры ее банкротства. Так, по мнению Л. Пуловой, "наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются, поскольку вопрос о решении ликвидации юридического лица… уже был рассмотрен и решен вне рамок дела о банкротстве" <3>. Действительно, незачем вводить в отношении организации, о ликвидации которой уже принято решение, процедуры, направленные на восстановление ее платежеспособности и продолжение ее функционирования. Хотя не все исследователи полностью согласны с таким утверждением. Например, М. Телюкина считает, что неприменение к ликвидируемому должнику восстановительных процедур является не вполне оправданным. По ее мнению, ничто не мешает участникам последнего передумать и принять решение о продолжении его деятельности. При введении же в его отношении процедуры банкротства такое решение невозможно. Исследователь предлагает включить в Закон о банкротстве положение о том, что если ликвидация была добровольной, то по решению учредителей (участников) юридического лица суд имеет право использовать восстановительные процедуры (включая мировое соглашение), коль скоро доказана обоснованность их применения в обычном порядке <4>.

<3> Пулова Л.В. Банкротство ликвидируемого должника // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. 2005. N 1.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<4> См.: Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". М., 2004.

Но при всем при этом необходимо обратить внимание на неоднозначность инструментария, который используется для упрощения процедуры банкротства ликвидируемого должника. Глава XI Закона о банкротстве указывает на следующие ее особенности:

  1. не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  2. требования кредиторов могут быть предъявлены в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом;
  3. установлена обязанность ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

На первый взгляд указанные признаки логично сочетаются с особым состоянием ликвидируемого должника: причина появления первой особенности нами была объяснена ранее; сам статус должника делает бессмысленным реабилитационные процедуры; сокращенный срок для предъявления требований кредиторами можно объяснить стремлением законодателя не способствовать затягиванию процедуры ликвидации; обозначенная же обязанность ликвидационной комиссии уже установлена ст. 9 Закона о банкротстве.

Детальнейший анализ указанных особенностей дает больше оснований для размышлений и конструктивных выводов.

Допустим, можно согласиться с тем, что не применяются процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Однако неясно, почему не используется процедура наблюдения: как известно, по своему характеру она не является реабилитационной, а направлена на совершение подготовительных действий по банкротству организаций. В ее рамках реализуются по меньшей мере две функции, важные для всей процедуры банкротства: определение всех кредиторов должника и, соответственно, размера подлежащих удовлетворению требований, а также определение имеющегося у должника имущества. И именно в ходе этой процедуры кредиторы имеют возможность влиять на кандидатуру арбитражного управляющего — лица, играющего иногда едва ли не решающую роль в банкротстве.

При банкротстве ликвидируемого должника функции, реализуемые в процедуре наблюдения, концентрируются в руках ликвидационной комиссии и осуществляются на добанкротной стадии (ликвидационная комиссия определяет кредиторов должника, размер их требований, указывает суду на имеющееся у должника имущество). Все это, несомненно, дает комиссии серьезные рычаги влияния, особенно при определении арбитражного (конкурсного) управляющего.

Второе замечание касается срока для заявления кредиторами своих требований. Общий срок для завершения их предъявления (закрытия реестра), установленный ст. 142 Закона о банкротстве, — два месяца. При банкротстве ликвидируемого должника такой срок составляет всего один месяц.

При исключительно математическом подходе к сравнению двух сроков в условиях динамичного торгового оборота мы увидим несущественную разницу. В действительности эта разница гораздо серьезней, поскольку при общей процедуре банкротства кредиторы ограничены двумя месяцами для предъявления своих требований лишь в конкурсном производстве и у них есть еще как минимум семь месяцев, в течение которых длится наблюдение.

При этом следует заметить, что и без того небольшой месячный срок для предъявления требований к ликвидируемому должнику является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению ни при каких обстоятельствах. На это прямо указал Президиум ВАС РФ в своем информационном письме от 26 июля 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве". И это находит свое отражение в правоприменительной практике <5>.

<5> См.: Определение ВАС РФ от 10.01.2008 N 17144/07, Постановление ФАС Московского округа от 24.10.2007 по делу N КГ-А40/10975-07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу N А56-35226/2007, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2006 по делу N Ф03-А51/06-1/2088.

Рассмотрим теперь обязанности ликвидационной комиссии по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Закон о банкротстве в гл. XI не устанавливает срока для ее исполнения. Однако его системное прочтение отсылает нас к ст. 9 данного Закона, в которой этот срок указан и составляет один месяц с момента обнаружения признаков банкротства, в настоящем случае — недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами. Учитывая, что недостаточность имущества может быть объективно установлена только после составления промежуточного ликвидационного баланса <6>, ликвидационная комиссия может не торопиться с исполнением указанной обязанности. Ответственность за несвоевременную подачу заявления о банкротстве в арбитражный суд, установленная ст. 10 Закона о банкротстве, вряд ли способна заставить этот орган действовать более добросовестно.

<6> На это указывают и суды. Например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2006 по делу N Ф04-1512/2006(22365-А46-21), Постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2006 по делу N Ф09-8126/06-С4.

Во-первых, п. 3 ст. 10 данного Закона указанная ответственность возложена на лиц, которые обязаны принимать решение о банкротстве. В рассматриваемой ситуации таким лицом является ликвидационная комиссия, которая как коллегиальный орган принимает решение голосованием; иного порядка законодательство РФ не предусматривает. Ликвидационная комиссия не является субъектом права, и поэтому привлечь ее к ответственности не представляется возможным.

Если же допустить возможность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и в этой ситуации возникает множество сложностей: от простого отсутствия оснований в виде деликта со стороны члена ликвидационной комиссии до элементарной невозможности выработать механизм определения ответственных, например, когда за принятие решения о подаче заявления о банкротстве проголосовало меньшинство членов комиссии.

Во-вторых, ответственность является субсидиарной, т.е. к ней можно привлечь только при невозможности исполнения обязательств должником.

В-третьих, ответственность установлена лишь по обязательствам, возникшим после истечения месячного срока подачи заявления о банкротстве. В связи с тем, что, как отмечалось, объективным моментом начала течения этого срока можно считать составление ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия имеет достаточно времени, чтобы совершить необходимые действия (например, направленные на отчуждение имущества должника), и при этом ничем не рискует, поскольку после истечения указанного срока не будет необходимости в совершении новых сделок.

Особое внимание стоит уделить последствиям неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве, каковым является основание для отказа во внесении записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако не вполне понятными остаются последствия такого отказа. Следует согласиться с М. Телюкиной, у которой вызывает недоумение ситуация, когда требования кредиторов соразмерно удовлетворены, но должнику отказывают в регистрации его ликвидации по мотивам ее проведения вне процедуры банкротства; даже при привлечении председателя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности регистрация ликвидации не произойдет <7>. Вследствие этого необходимо возвращать все, что передано кредиторам, и подавать заявление о банкротстве.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<7> См.: Телюкина М.В. Указ. соч.

Проведенный анализ показывает, что упрощенный механизм банкротства ликвидируемого должника слабее защищает интересы кредиторов и создает обширное поле для недобросовестного поведения первого. Представим ситуацию, когда должник, накопив долги, пытается избежать их возврата, что сегодня не редкость.

При общей процедуре банкротства его ждет по меньшей мере наблюдение и конкурсное производство, сложности с определением арбитражного управляющего (кредиторы будут лоббировать свою кандидатуру арбитражного управляющего), а следовательно, и опасность оспаривания сделок по отчуждению активов должника (не следует забывать, что, согласно ст.

61.9 Закона о банкротстве, право на оспаривание таких сделок принадлежит внешнему управляющему или конкурсному управляющему).

Упрощенная процедура банкротства должника более гибкая. Достаточно принять решение о ликвидации должника, уведомить об этом налоговый орган <8>, создать ликвидационную комиссию, обратиться в арбитражный суд и, указав нужных кредиторов, выбрать "сочувствующего" конкурсного управляющего. Все это в совокупности с небольшим сроком для предъявления требований кредиторами позволит должнику беспрепятственно достигнуть поставленной цели, причем используя для этого легальные средства.

<8> Правда, есть судебная практика, согласно которой для банкротства должника в упрощенном порядке достаточно, чтобы было принято решение о ликвидации без соответствующего уведомления налогового органа. Так, арбитражный суд кассационной инстанции, рассматривая кассационную жалобу кредитора на решение суда первой инстанции о признании ликвидируемого должника банкротом, в которой он ссылался на то, что судом первой инстанции не соблюдены требования ст. 63, 64 ГК РФ, предусматривающие порядок добровольной ликвидации юридического лица, указал, что "Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность должника до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) выполнять требования ст. 62, 63, 64 ГК РФ, а равно представлять доказательства производства этих действий" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2007 по делу N Ф08-6790/2006).

Таким образом, можно утверждать, что упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника при благой цели законодателя представляет собой удобный инструмент для высвобождения должников из-под многочисленных обязательств при умелом оперировании.

Представляется, что вряд ли возможно дать универсальные советы кредиторам по борьбе с должником, решившим банкротиться по упрощенной модели. Целесообразнее выработать некоторые рекомендации, которые позволят первым получить от второго причитающееся им.

Очевидно, первое, что необходимо делать любому кредитору, это ежедневно просматривать информацию о лицах, которые признаны банкротами. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р официальным изданием, публикующим такие сведения, является газета "Коммерсантъ". Своевременное получение кредитором информации о банкротстве своего контрагента позволит ему в срок заявить свои требования для включения их в реестр требований.

Несомненно, даже предъявление требований в срок далеко не гарантирует их удовлетворение. Имущество должником может быть заблаговременно передано "своим" кредиторам по "надуманным" обязательствам.

Подобная ситуация учтена положениями Закона о банкротстве, предусматривающими возможность оспаривания таких сделок.

Банкротство ликвидируемого должника.

Так, глава III.1 предусматривает целый ряд оснований для оспаривания сделок, совершенных должником до введения в отношении его процедуры (оспаривание подозрительных сделок; оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами) <9>. При этом следует учитывать, что право на оспаривание по указанным основаниям принадлежит исключительно внешнему или конкурсному управляющему, хотя инициировать оспаривание вправе и собрание кредиторов (комитет кредиторов, ст. 61.9 Закона о банкротстве).

<9> Следует заметить, что основания недействительности сделок, предусмотренные главой III.1 Закона о банкротстве, применимы к оспариванию лишь тех сделок, которые совершены после 05.06.2009 (ст. 3 Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Но все же наиболее полную защиту кредитор может получить лишь в случае, если инициатором банкротства должника выступит именно кредитор, а не сам должник. Во-первых, это исключит банкротство в упрощенном порядке. Во-вторых, позволит кредитору предложить "собственную" кандидатуру арбитражного управляющего. Следовательно, если кредитор располагает информацией, что принято решение о ликвидации должника, и у кредитора имеются требования, размер которых позволяет возбудить процедуру банкротства, ему желательно "воспользоваться услугами" Закона о банкротстве. Судебная практика допускает банкротство ликвидируемого должника в общем порядке, если заявление о банкротстве подано кредитором <10>.

<10> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 07.08.2007 по делу N КГ-А40/6493-07, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2007 по делу N Ф04-2421/2006(30132-А81-24), Постановление ФАС Поволжского округа от 23.05.2006 по делу N А06-6765Б/3-11/05.

Неудачное развитие бизнеса может привести к ликвидации или банкротству предприятия. Что представляют собой данные процедуры?

Что представляет собой банкротство?

Банкротство — процедура, предполагающая обеспечение условий для выплат предприятием долгов и выполнения имеющихся обязательств (при том, что при отсутствии данных условий соответствующие выплаты или выполнение обязательств невозможны). Банкротство может быть инициировано руководителем, владельцем фирмы, его кредиторами, государственными органами. Чаще всего начало рассматриваемой процедуры обусловлено наличием у фирмы долга перед тем или иным субъектом.

Банкротство, как правило, осуществляется при участии арбитражного суда. Заявление об инициировании соответствующей процедуры подается заинтересованным лицом именно туда. После того как арбитраж принимает соответствующий документ, собирается специальный комитет, задача которого — обеспечение защиты прав кредиторов и других управомоченных лиц.

Банкротство — процедура, состоящая из нескольких этапов: наблюдения, организации внешнего управления, оздоровления, инициирования конкурсного производства. И если в рамках них задачи по спасению бизнеса не решатся, то предприятие будет подлежать ликвидации.

На любом из отмеченных этапов банкротства может быть заключено мировое соглашение между кредиторами и иными управомоченными лицами, а также владельцами фирмы. Кроме того, арбитраж может прекратить рассматриваемую процедуру в случае, если предприятие рассчитается по долгам.

В период наблюдения — начального этапа — предприятие, как правило, продолжает функционировать, но его руководство осуществляет свои полномочия в ограниченном режиме. При этом в его деятельность прямо обычно никто не вмешивается.

Внешнее управление инициируется арбитражем по факту вынесения соответствующего решения специальным комитетом. Данный этап банкротства предполагает отстранение руководителя фирмы и его замену внешним менеджером. Основная его задача — восстановить платежеспособность предприятия в целях удовлетворения требований управомоченных лиц.

Если фирма под руководством внешнего управляющего выплачивает все долги, то процедура банкротства может быть прекращена судом. Если нет — инициируется оздоровление, или санация предприятия.

Соответствующая процедура может предполагать значительные изменения в организационной структуре фирмы, ее слияние с другими компаниями, разделение на несколько независимых юридических лиц.

При банкротстве ликвидируемого должника не применяются процедуры

Иногда в ходе санации создаются условия для привлечения третьими лицами дополнительных инвестиций в компанию — частных или государственных.

В случае если санация не привела к требуемым результатам, назначается конкурсное производство. Оно также инициируется арбитражем. Данная процедура предполагает назначение конкурсного управляющего предприятия. Он несет ответственность за управление имуществом и активами фирмы.

Основная цель конкурсного производства — продажа ресурсов, имеющихся у компании, на открытых торгах. Вырученные денежные средства предприятия направляются на погашение долгов. В первую очередь компенсацию получают те управомоченные лица, которым данное право гарантировано законом. Кроме того, преимущества могут иметь кредиторы, давшие заем под залог имущества фирмы.

Конкурсное производство обычно предшествует ликвидации — в данном случае конечному этапу банкротства. Рассмотрим его специфику подробнее.

Что представляет собой ликвидация?

Стоит отметить, что термин, о котором идет речь, может соответствовать нескольким процедурам. А именно:

  1. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие банкротства — последнему этапу данной процедуры;
  2. вынужденному прекращению работы фирмы вследствие признания ее деятельности незаконной или осуществляемой без разрешительного документа — например, лицензии;
  3. добровольному прекращению работы предприятия по решению собственника.

Если рассматривать ликвидацию в контексте банкротства, то она, как и прочие этапы соответствующей процедуры, осуществляется при участии арбитража. Как только завершается конкурсное производство, о котором мы сказали выше, суд, рассмотрев отчет управляющего и иные документы, выносит решение о ликвидации.

Вторая схема ликвидации предполагает, что фирма в силу закона теряет право заниматься хозяйственной деятельностью. Но у нее могут остаться обязательства — перед теми же кредиторами, государством — если, например, речь идет об уплате налогов. Их предприятие должно выполнить. Если имеющихся у него ресурсов не хватает, уплата долгов может быть реализована в порядке конкурсного производства с последующей ликвидацией компании.

Третья схема предполагает, что собственники принимают решение о закрытии фирмы в связи с тем, что прекращают бизнес. Однако данная процедура может быть осуществлена только в случае, если все долги фирмы — перед кредиторами, государством и иными управомоченными лицами — погашены.

Информация о прекращении фирмой деятельности по установленным каналам передается в Федеральную налоговую службу, и она вносит в Единый реестр юрлиц запись о том, что фирма ликвидирована.

Сравнение

Есть не одно отличие ликвидации от банкротства.

Во-первых, ликвидация всегда предполагает прекращение деятельности фирмы, а банкротство — только в том случае, если наблюдение, внешнее управление и санация не привели к созданию условий для расчета фирмы с кредиторами.

Во-вторых, ликвидация может не иметь никакой связи с долговыми обязательствами (но для этого у фирмы не должно быть непогашенных долгов), в то время как банкротство инициируется как раз таки по причине наличия у фирмы задолженностей перед кредиторами и иными управомоченными лицами.

В-третьих, ликвидация не может однозначно отождествляться с банкротством и в контексте обеспечения условий для погашения обязательств предприятия, поскольку является только лишь одним из этапов второй процедуры.

В-четвертых, ликвидация может быть осуществлена (в случаях, если она добровольна) без участия арбитража. Все, что нужно сделать фирме, если у нее нет долгов, — обратиться в ФНС.

Но во многих случаях ликвидация и банкротство тесно связаны и должны рассматриваться в одном контексте. Если у фирмы есть долги, то прекращение ее деятельности возможно, только если она по ним рассчитается. Иногда для этого необходимо банкротство — состоящее из рассмотренных нами выше этапов.

Определив, в чем разница между ликвидацией и банкротством, отразим выводы в таблице.

Таблица

Ликвидация Банкротство
Что общего между ними?
Для ликвидации фирмы с долгами может потребоваться инициирование процедуры банкротства
Ликвидация — один из этапов банкротства
В чем разница между ними?
Может быть не связана с долгами в принципе, равно как и с процедурой банкротства Практически всегда связано с долгами
Предполагает прекращение деятельности фирмы Не всегда предполагает прекращение деятельности фирмы (только если она не выплатит долгов до конкурсного производства или если не будет подписано мировое соглашение)
Может не требовать участия арбитража Требует участия арбитража
Ликвидация — один из возможных этапов банкротства, но не обязательный, до него может не дойти очередь Банкротство включает этапы, не связанные с ликвидацией предприятия

Банкротство ликвидируемого должника.

Федеральный Закон о несостоятельности (банкротстве), кроме стандартной процедуры банкротства должника предусматривает и некоторые особенности банкротства ряда должников. Это зависит от состояния в котором находится должник (ликвидация, отсутствие каких либо активов для погашения задолженности перед кредиторами) или от направления деятельности должника. Рассмотрим особенности банкротства должника при его ликвидации.

Защита законных интересов кредиторов включенных в реестр требований кредиторов должника, когда сам должник не в состоянии расплатиться с кредиторами является непростой задачей. Одним из решений может стать введение процедуры банкротства, направленной равнозначное удовлетворение требований кредиторов, применяя при этом организационные и имущественные ограничения должника.

К сожалению, в нашей стране процедура банкротства зачастую используется в целях передела собственности. Попытки сбалансировать интересы должника и интересы кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника между собой ведутся достаточно давно и безрезультативно. Таким примером являются регулярные изменения, вносимые в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И некоторые изменения приносят на практике положительные результаты. Тем не менее, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» до сих пор есть пробелы, которые используются в сомнительных целях.

Закон о банкротстве предусматривает общую процедуру признания должника несостоятельным (банкротом), а также некоторые особенности банкротства должников. К ним относится как банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

Речь пойдет об упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Данная процедура, по мнению некоторых банкротных юристов, необходима для ускорения процесса исключения должника из имущественного оборота, т.к. такой должник практически не ведет свою деятельность.

Безусловно, нахождение юридического лица в стадии ликвидации упрощает процедуру её банкротства. Закон устанавливает, что при банкротстве ликвидируемого должника не могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровления и внешнее управление. Невозможность их применения объясняется тем фактом, что решение о ликвидации должника уже принято вне рамок дела о банкротстве. И действительно нет никакого смысла во введении процедур в отношении такого должника, которые служат для восстановления его платежеспособности.

Некоторые исследователи полагают, что запрет на применение к должнику, находящемуся на стадии ликвидации, восстановительных мер не является логичным, т.к. участникам ликвидируемого должника могут в любой момент принять решение о продолжении (восстановлении) его деятельности. От исследователей поступают предложения о включении в Закон о несостоятельности положения о том, что в случае если к должнику применялась добровольная ликвидация, то по решению учредителей должника суд может использовать восстановительные процедуры, в том числе и мировое соглашение, при условии, что будет обоснованно их применение.

Также не совсем  однозначным является инструментарий, применяемый для упрощения процедуры банкротства ликвидируемого должника:

1) Не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
2) Требования кредиторов могут быть предъявлены в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
3) Установлена обязанность ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

И вроде бы все указанные признаки кажутся обоснованными. Так, первую причину мы обсудили ранее; сам статус должника делает бессмысленным реабилитационные процедуры; срок в один месяц для предъявления требований объяснятся стремлением не затягивать процедуру ликвидации; обязанность ликвидационной комиссии установлена ст. 9 Закона о несостоятельности.

Предположим, более менее понятно, почему не применяются процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, но совсем неясно, почему запрещено применять наблюдение: ведь данная процедура по своей сути не реабилитационная, как внешка и финансовое оздоровление, а в какой-то степени является предбанкротной и связана с подготовительными действиями. В ходе наблюдения определяются все кредиторы должника и, тем самым, размер их требований, а также устанавливается имущество должника. Именно в ходе процедуры наблюдения кредиторы могут избрать нового управляющего при переходе к следующей процедуре,  т.е. фактически влияют на него.

При упрощенной процедуре банкротстве ликвидируемого должника функции, применяемые в наблюдении сосредоточены в руках ликвидационной комиссии и реализуются на стадии до введения процедуры банкротства (так комиссия определяет кредиторов юридического лица, размер их требований, указывает суду на имеющееся у должника имущество). Это делает комиссию единоличным органом способным влиять на дальнейшее развитие событий в отношении должника.

Второй момент — это срок для включения в реестр требований кредиторов должника. В процедуре конкурсного производства указан общий срок — два месяца. В упрощенной процедуре ликвидируемого должника установлен срок в один месяц. Причем данные сроки являются пресекательными, т.е. закон не предусматривает возможности их восстановления ни при каких обстоятельствах и в случае пропуска срока требования кредиторов учитываются за реестром требований кредиторов (как штрафные санкции) и их погашение производится в последнюю очередь. (См. информационное письмо Президиум ВАС РФ от 26 июля 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве".)

Обязанности комиссия при бокротстве ликвидируемого должника

Что же касается обязанности комиссии обратится в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом,  Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен срок для обращения в 10 (десять) дней с момента выявления признаков банкротства (признаков неплатежеспособности и признаков недостаточности имущества юридического лица для расчета с кредиторами).

Прекращение банкротства ликвидируемого должника

Как известно, определить достаточность либо недостаточность имущ-ва можно только после составления так называемого промежуточного ликвидационного баланса, поэтому у ликвидационной комиссии предостаточно времени для обращения в АС. А привлечь ликвидационную комиссию к ответственности за несвоевременную подачу заявления не представляется возможным, т.к. она не является субъектом права

Если же допустить возможность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и здесь есть определенные сложности: от отсутствия оснований в виде деликта со стороны члена комиссии до простой невозможности определить ответственных, например, когда за решение о подаче заявления о признании должника банкротом проголосовало меньшая часть от общего числа членов ликвидационной комиссии.

Также необходимо учитывать то, что ответственность является субсидиарной, а к субсидиарной ответственности можно привлечь только при невозможности исполнения обязательств должником.
Последствием неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, может являться отказ во внесении записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Итак, рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо, накопив долги, предпринимает попытки избежать расплаты с кредиторами.

В случае стандартной процедуры банкротства в отношении должника будет введены, как минимум, процедуры наблюдения и конкурсное производство. При переходе к конкурсу кредиторы, в случае если их не устраивает кандидатура временного управляющего будут продвигать своего арбитражного управляющего в процедуре конкурсного производства, а следовательно возникает и опасность оспаривания сделок по отчуждению активов должника.

При упрощенной процедуре ликвидируемого должника достаточно принять решение о ликвидации должника, уведомить об этом федеральную налоговую службу, сформировать ликвидационную комиссию, обратиться в арбитражный суд и выбрать "своего" конкурсного управляющего. Учитывая указанное выше, а также небольшой срок, предусмотренный для включения в реестр требований кредиторов должника предоставляет должнику отличную возможность без особых трудностей легальным путем достигнуть цели.

Таким образом, при умелых действиях должника и абсолютно благой цели законодателя упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника являет собой отличный способ, позволяющий должнику высвободиться из-под обязательств перед кредиторами.

Итак, какие советы можно дать кредитору, дабы возвратить хотя бы часть долга.

Прежде всего необходимо еженедельно просматривать информацию о юридических лицах, в отношении которых вводятся процедуры банкротства. Подобного рода информация публикуется каждую субботу в газете "Коммерсантъ". Своевременное выявление информации о введении процедуры банкротства в отношении контрагента позволит соблюсти сроки при включении в реестр требований кредиторов должника и минимизировать риски не возврата долга, по крайней мере, включившись в третью очередь реестра требований кредиторов, а не за реестром.

Безусловно, даже если требования были заявлены вовремя – это вовсе не гарантирует их возврата. Хотя бы потому, что имущество может быть выведено еще до процедуры банкротства либо передано лояльным кредиторам.
При этом глава III.1 закона о банкротстве предусматривает ряд оснований для оспаривания сделок, совершенных должником до введения в отношении этого должника процедуры банкротства (оспаривание подозрительных сделок; оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами).

И всё-таки более надежную защиту кредитор получает только тогда, когда он сам или иной независимый от должника кредитор подает заявление о признании должника банкротом, а не сам должник выступает инициатором. Это позволит избежать введения в отношении юридического лица упрощенной процедуры ликвидируемого должника и назначить своего арбитражного управляющего

При этом, если кредитор располагает информацией о ликвидации должника и размер его требований позволит возбудить банкротное дело, ему стоит подать заявление о признании должника банкротом. Судебная практика допускает банкротство ликвидируемого должника в общем порядке, если заявление о банкротстве подано кредитором.

Последние статьи:

Услуги по взысканию задолженности от "Оракул"
Регистрация ООО в СПб "под ключ"
О регистрации юр. лиц и ИП

Все статьи →

В.Т. Батычко
Предпринимательское право в вопросах и ответах
Краткие ответы на контрольные вопросы. Таганрог: ТРТУ, 2005.

34. Процедуры применяемые при банкротстве

Типы применяемых по отношению к должнику процедур:

а) реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации:

•   санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

•   внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

б)  ликвидационные процедуры — процедуры, направленные на прекращение деятельности предприятия-должника:

•   принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

•   добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

в) мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Определение процедур преодоления банкротства и мер, направленных на повышение устойчивости финансового состояния предприятия, осуществляется по результатам анализа финансового состояния.

К реорганизационным процедурам относят внешнее управление и санацию.

Санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная 1 процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику.

Внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

2.  При рассмотрении вопросов введения внешнего управления следует обратить внимание на ряд его особенностей:

•   оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом;

•   при внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению;

•    внешнее управление носит черты коллегиальности — в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений;

•   план проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Основными правилами проведения санации являются:

•   состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом;

•   в соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть. За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность;

•   в процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию и добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда.

Добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов.

Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении один другого.

О решении уведомляются:

трудовой коллектив предприятия-должника;

соответствующие органы местного самоуправления;

местные финансовые органы;

банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

Решение публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

Основные этапы процедуры принудительной ликвидации предприятия-должника’.

•   арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации должника и открытии конкурсного производства;

•   арбитражный суд назначает конкурсного управляющего;

•   конкурсный управляющий управляет имуществом должника, созывает собрание кредиторов и проводит ликвидацию предприятия. Отчет о деятельности конкурсного управляющего утверждается арбитражным судом;

•   предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства:

•   запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств.

Ликвидация должника по упрощенной процедуре банкротства

При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также внеочередные платежи не приостанавливаются;

•   сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

•   прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника.

К результатам внесудебных процедур решения вопроса о несостоятельности относятся:

•   договоренность между должником и всеми или частью кредиторов об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

•   добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве);

•   продажа государственных предприятий-должников, их активов и находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий.

Добровольная ликвидация осуществляется в следующем порядке:

•   решение принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

•   собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

•   конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

•   предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Предприятия-должники продаются на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.

Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры и имущество специального назначения.

Банкротство фирмы, действующей в форме ООО представляет собой невозможность такого юридического лица расплатиться по долгам со своими кредиторами. Важной особенностью выступает тот факт, что лицо может быть признано банкротом только по решению судебных органов (Арбитражный суд). Дело о неспособности ООО выплатить все имеющиеся долги будет возбуждено только при наличии ряда обстоятельств:

  1. С того момента, как нужно было заплатить долги прошло больше чем 3 месяца.
  2. Требования кредиторов в общей сумме составляют более 10000 рублей.

Для того чтобы определить наличие признаков банкротства ООО с долгами, необходимо учитывать не только все имеющееся имущество и все долги, но также и суммы обязательных платежей, подлежащих уплате государству (налоги).

Кто может подать иск для признания ООО банкротом?

Заявление в судебные органы (а именно в Арбитражный суд) может быть подано одним из следующих субъектов:

  • Конкурсный кредитор – может подать на банкротство предприятия с тех пор, как вступит в силу решение судебных органов о необходимости взыскания долга.
  • Органы госвласти – также основанием для подачи иска будет служить решение суда о наличии задолженности.
  • Должник.

Законом разграничено право должника подать иск о банкротстве (когда есть обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что фирма не сможет расплатиться ни с налоговыми органами, ни с кредиторами) и обязанность.

Пошаговая инструкция по банкротству ликвидируемого должника

Императивное (обязательное) требование к должнику о необходимости подачи искового заявления наступает в следующих случаях:

  • Выплата долга одним лицам приведет к образованию задолженности перед другими.
  • Органами управления компании было принято решение о ликвидации ООО с кредитом и иными долгами.
  • Решение собственника имущества о наличии обстоятельств, свидетельствующих о банкротстве у унитарного предприятия.
  • Одновременно присутствуют как признаки несостоятельности так и признаки неплатежеспособности.

Этапы банкротства ООО

Процедура банкротства ООО состоит из нескольких этапов:

  1. На первом этапе данной процедуры водится лицо, которое будет заниматься изучением состояния компании и делать попытки восстановления платежеспособности ООО (в законе такое лицо названо «временный управляющий»). На данной стадии проводится анализ финансового состояния компании, анализ имеющихся долгов, проводятся собрания как для участников, так и для кредиторов.
  2. Далее руководством фирмы и административным управляющим делаются попытки восстановить для ООО способность оплаты долгов. Для этого изначально формируется план действий, а затем составляется график погашения имеющихся долгов.
  3. Если все же восстановить платежеспособность предприятия не удалось, то может быть введено управление компанией извне, т.е. действующее руководство фирмы временно отстраняется от своих обязанностей, управление фирмой передается «внешнему управленцу».
  4. Для осуществления расчетов с кредиторами может быть назначено конкурсное производство, в ходе которого распродается имущество ООО и начинается постепенное погашение долгов. Если по окончании данного этапа что-то остается, то между участниками производится распределение имущества ООО, как при ликвидации. Но практика показывает, что в большинстве случаев все до последней вещи уходит с молотка.
  5. На любой из стадий (этапов) в процессе ликвидации ООО путем банкротства, может быть заключено мировое соглашение между должником и кредиторами, на основании которого стороны регулируют вопрос об оплате долгов без судебного разбирательства. В таком случае, производство по вопросу банкротства в отношении ООО прекращается.

Для скорейшего завершения процедур ликвидации ООО или банкротства необходимо привлечь к делу грамотного юриста.

Рано или поздно, в любой фирме, компании или в частного предпринимателя, наступают не совсем хорошие времена в финансовой стабильности. Финансовые кризисы могут наступить в любой момент. Тогда на повестке дня стоит вопрос о способе банкротства или выбрать ликвидацию предприятия.

Рассмотрим вопрос о ликвидации предприятия

Этот термин предполагает полное приостановление деятельности фирмы или компании, предприятия. При этом не передаются права и обязанности другому юридическому лицу. Такой процесс может продолжаться около двух лет. Но как не странно, контакты с бюрократической точки зрения сведены до минимума, несмотря на большой срок.

Невозможно ликвидировать предприятие за двадцать рублей. Если вам кто-то предложит такие выгодные условия, вы можете сразу отвергнуть и пригрозить криминальной ответственностью. Шестьдесят первая статья Гражданского кодекса гласит, что есть некоторые варианты ликвидации. 1. При грубых нарушениях закона, решением суда. 2. Общим собранием и решением учредителей и органами управления.
Оптимальной является добровольная ликвидация для предприятий, которые не обанкротились и кредиторы не подали на компанию в суд. Для тех предприятий и фирм, у которых есть задолженность перед партнерами, и присутствует понятие черная бухгалтерия, подходящим вариантом было бы провести процедуру банкротства.

Некоторые понятия о процедуре банкротства

Признание судом, о том, что должник не способен финансово обеспечить запросы по кредитам перед теми, кто их выдал.

Предприятие признается банкротом только после проведения суда и подтверждения неплатежеспособности выполнения взятых обязательств. С помощью такой процедуры решается законное и цивилизованное разрешение споров по прекращению занятием бизнесом, того предприятия которое не может справиться с задолженностью перед кредиторами. Ликвидация предприятия и банкротство его отличается тем, что при банкротстве нужно оплачивать услуги арбитражного управления. Эту оплату производят от остатка имущества предприятия. Ликвидация предприятия путем Банкротства, это один из самых законных способов. В случае признания фирмы банкротом, обязанности руководителя, и дальнейшие связи с кредиторами будут выполняться арбитражным управляющим. Такая процедура позволяет меньше общаться с разного рода чиновниками и бюрократами, что в свою очередь, сэкономит время и Ваше здоровья.

Случаи из практики процедуры банкротства

Арбитражный суд направил дело на пересмотр, суды не смогли удовлетворить одному учредителю, оспорить выполнение обязательств должника.

Банкротство ликвидируемого должника

Они считали, что он не может, является совладельцем, и не имеет права на голос. Но здесь судьи подошли внимательно к этому делу и увидели корпоративный сговор. В результате чего суд принял противоположную позицию. Выводы здесь сами напрашиваются, они вполне очевидны и понятны. Предприятие, признанное банкротом, может оспорить это в суде.

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.