Упрощение процесса

Теория Проектный менеджмент Диаграмма Ганта Бутылочное горлышко — как не дойти до дна в бизнесе? Пять фокусирующих шагов Теории ограничений систем И. Существует два типа узких мест: Это характеристика поможет найти главное бутылочное горлышко процесса производства. Полная мощность Большинство производственных линий отслеживают процент загрузки каждой единицы оборудования. Такое оборудование сдерживает процент использования мощности другого оборудования. Блокирование производства:

Типичные проблемы регламентации бизнес-процессов

Эти показатели помогут найти критерии для измерения наиболее важных для достижения успеха контрольных точек процесса. Выявление»узких мест» потерь Оптимизация процесса Узкие места процесса — операции и связи, снижающие эффективность процесса, увеличивая его трудоемкость и стоимость. Для выявления и устранения таких узких мест проводят оптимизацию бизнес-процессов. Деминга нажмите, чтобы открылся список В соответствии с принципами управления Э. Деминга, для оптимизации каждого процесса необходимо выполнить последовательно 14 шагов: Описать сферу действия процесса.

Запустите бизнес-процессы и протестируйте на практике. Выявите «узкие места» и быстро устраните, не привлекая к работе программистов и.

Основным преимуществом такого подхода является достижение самосовершенствования процессов. Поскольку большинство инструментов не требуют серьезных вложений, при правильном донесении информации о подходе рабочим, инструменты начинают применяться по их инициативе . Таким образом, производственная система эволюционирует на всех её стадиях. Несмотря на то, что анализ процесса практически отсутствует при реализации инструментов бережливого производства, при правильном понимании сути японского подхода, эффективность процесса может многократно возрасти.

Причиной этого является детальное описание инструментов с точки зрения разработки мероприятий корректировки процессов. Рабочий может не знать о функционировании системы в целом, однако может улучшить подпроцесс, задачи которого он решает. Если каждый подпроцесс будет улучшен, эффективность всей системы возрастет. При этом временные и финансовые затраты практически отсутствуют.

Аналогично оценке очереди проводится оценка среднего состояния ресурсов как входных, так и выходных по отношению к определенной операции или правилу агента. Вершины графа имеют следующие обозначения: Пунктирные линии переходов графа соответствуют решениям для нулевой и малой очередей заявок к операции, сплошные линии — решениям в оставшихся случаях. В результате проведения эксперимента формируется статистика выполнения операций, функционирования агентов, расходования и формирования ресурсов и заявок и использования средств в операциях процесса МППР.

Системы управления бизнес-процессами для бизнеса. работа всех подразделений и департаментов, отсутствие «узких мест» даже в самых сложных.

Безопасность и администрирование Управление бизнес-процессами Автоматизируйте любые бизнес-процессы вашей компании: Используйте лучшие практики и мировые стандарты, чтобы обеспечить максимальную эффективность в управлении процессами вашей компании. Управление кейсами Используйте технологии для управления динамическими процессами, пути достижения которых определяются в ходе выполнения и зависят от ситуации и принятого решения.

Благодаря простоте настройки и гибкому подходу к исполнению процессов позволяет автоматизировать даже неструктурированные процессы. Добавьте ключевые этапы процесса и вероятные шаги на каждом этапе — и процесс готов к работе! Для настройки последовательности шагов процесса используйте готовые элементы для создания активностей, работы с интерфейсными страницами, обработки данных, вызова внешних сервисов. Простой интерфейс настройки, а также встроенные инструменты для поиска и валидации элементов помогут не только быстро построить схему процесса в нотации , но и отладить ее с учетом всех нюансов выполнения.

Библиотека процессов Используйте лучшие практики для повышения эффективности работы вашей компании. Эталонные процессы уже заложены в систему, однако могут быть вами изменены с учетом уникальной специфики вашего бизнеса. Мониторинг процессов и аналитика Отслеживайте любые метрики исполнения процессов: Визуализируйте данные о ходе выполнения процессов на дэшбордах. Отслеживайте узкие места процессов с помощью удобного журнала процессов.

Как теория ограничений помогает устранить узкие места в бизнес-процессах

Свяжитесь с нами Мы умеем понимать Ваши бизнес процессы. Мы умеем преобразовывать их в удобный и информативный софт. Вам понравится работать с нами! Что такое система? В привычном понимании англ.

Автоматизация бизнес-процессов и разработка программного обеспечения для . Реализация: Анализ бизнес-процессов, выявление «узких мест» и их .

Сжато рассмотрим ключевые аспекты расчета окупаемости проекта: Оценка бизнес-выгод: Аксиома из теории ограничений -«любая система работает со скоростью своего самого»узкого» места». Бизнес-выгоды от внедрения будут только в том случае, если автоматизация процессов компании прямо сейчас является самым»узким местом». Другие возможные»узкие» места компании — нехватка свободных оборотных средств, культура труда, квалификация персонала, система мотивации персонала, степень изношенности производственного парка, банальное воровство и т.

То есть практически любой значимый аспект развития бизнеса. Когда системы только появились на рынке — было очень много реально успешных внедрений, так как было много готовых к автоматизации компаний — уже выстроивших исполнительскую дисциплину, регламентировавших процессы и т. Эти компании ждали только мощного ИТ-решения. Внедрение реально давало эффект в ускорении и повышении точности операций. Пример из моей практики крупного фармакологического холдинга летней давности — до внедрения данные по отчетному периоду подготавливались за 40 дней, после внедрения — всего за 5 дней.

А новых зрелых компаний появляется не так много. И основная цель внедрения — регламентировать деятельность за счет внедрения строгого ИТ-инструмента. Риски на этапе реализации проекта: При этом, стоимость услуг специалистов по внедрению и стоимость выбранной -платформы также влияют на вероятность успеха внедрения.

Узкие места в процессе, время цикла и время такта: разбираемся с определениями

Мобильность Отчеты и инструменты аналитики Мы добавили набор отчетов, который позволяет руководителям увидеть полную картину активностей по всем задачам и проектам, выполняемым в компании. Инструменты аналитики помогают принимать правильные управленческие решения и помогут в оптимизации бизнес-процессов. Обзор активностей Чтобы понять:

Анализ бизнес-процессов помогает нам выявить «узкие места»: где идет повторное согласование, какие подразделения выполняют.

Давайте разберем каждый из этих видов подробнее. Экспресс-диагностика В этом случае заказчик высылает или озвучивает перечень задач, которые с точки зрения исполнителя являются типовыми. Максимум, что может потребоваться в процессе экспресс-диагностики, это проведение интервью с заказчиком или руководителем подразделения, с которым будет проводиться работа, для уточнения тех или иных особенностей работы компании.

Например, может понадобиться уточнить, с какой учетной системой работает компания, на какой реализован сайт, кто является телефонным провайдером или уточнить еще какие-то моменты, способные повлиять на методы реализации и, как следствие, на общую стоимость работ. Этот вид диагностики можно применять в случаях, когда заказчику требуются какие-то виды типовых услуг, которые будут проводиться по шаблону.

Длительность этого вида диагностики — до 1 рабочего дня чаще часа. Результат — калькуляция для клиента или выставленный счет к оплате. Разработка технического задания ТЗ В некоторых случаях клиент высылает готовое ТЗ, тогда диагностика и даже планирование сводятся к минимуму. Но часто специалистам приходится составлять техзадание самостоятельно, на основе интервью с заказчиком и анализа проблем.

Консалтинговые проекты

Как определить узкие места компании, которые не дают ей расти Каждый руководитель пытается сделать все возможное, чтобы устранить проблемы компании и привести ее к финансовым упехам. Даже основатель компании Джефф Безос, чье состояние оценивается в 66 млрд. Проблемы роста универсальны Расширение бизнеса — такой же обязательный тезис для компании, как и извлечение дохода.

Выявление и детальный анализ проблем и слабых мест бизнес-процессов. Перечень и результаты анализа проблем и узких мест бизнес-процессов.

Быть может вы не уделяете должного внимания развитию, поэтому в плане прибыли стоите на месте? Или же чрезмерные налоги так и тянут ваше любимое дело вниз. А может у вас проблемы с позиционированием товара и слабая клиентская база? Как у вас обстоят дела с центральным хранилищем данных? Попробуйте поразмыслить над этими вопросами. Почему нужно заказывать аналитику и диагностику бизнес-процессов?

Выстоять в конкурентной борьбе в мире инноваций не так уж и просто. Поэтому каждому руководителю следует вооружиться смекалкой, аналитическим мышлением и умением приспосабливаться к конъюнктуре рынка. Разумеется, все это достаточно сложно, особенно в том случае, когда вы еще ни разу не сталкивались с оптимизацией. Другое дело — обратиться за помощью к компетентным специалистам, которые проведут диагностику БП и смогут направить их в нужное русло.

Оценка эффективности БП Главная цель предприятия — получение прибыли.

В узком смысле информационное пространство — совокупность реалий (как материальных, так и нематериальных, то есть, как предметов, так и, например, мнений) способных стать предметом отображения в тексте. В этом отношении можно сказать, что с развитием современных технологий информационное пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации. Если рассматривать информационное пространство более широко, то в качестве его субъектов будут представлены конкретные СМИ и даже отдельно журналисты в сложной системе взаимоотношений как внутри системы СМИ, так и за ее пределами. До развития рыночных отношений рынка информации в нашей стране не существовало. В настоящее время информационные отношения характеризуются, главным образом, взаимодействием субъектов информационного поля.

Его компоненты:

  • Рынок ресурсов (бумага, техника, человеческие ресурсы)

  • Рынок информации (поставщики — информационные агентства)

  • Рынок изданий (порождает необходимую для рыночных отношений конкуренцию)

  • Рынок распространителей и т.д.

Оптимизация информационных отношений в условиях рынка возможна при наличии прочной законодательной и материальной базы: первая является гарантом необходимого для демократического общества плюрализма мнений и здоровой конкуренции, вторая обеспечивает выпуск многообразной информационной продукции.

Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета”, «Телескоп”, «Современник”).

Журналистская деятельность П. началась еще в 1820-е гг. (выступал как поэт и публицист в журналах «Сын отечества”, «Московский телеграф”, в альманахе «Полярная звезда” — стихотворения и публицистические выступления против консервативного «Вестника Европы” Каченовского). Еще в южной ссылке мечтал о своем журнале или газете, но долго не мог реализовать это по политическим причинам.

В течение 1825 П. участвует в «Московском телеграфе” Полевого (журнал защищает романтизм) — несколько стихотворений и статья о баснях Крылова. Борьба не только против «Вестника Европы”, но и против Булгарина и Греча.

В 1827 П. участвует в организации журнала «Московский вестник” (философы-любомудры — поэт Д. В. Венивитинов, С. П. Шевырев и др., официальный редактор — М. П. Погодин). Со смертью Венивитинова в 1827 журнал теряет влияние, в 1830 закрывается.

«Литературная газета” выходила в 1830 — 31 гг.,1 раз в 5 дней, под редакцией А. А. Дельвига. Кроме Пушкина, участвовали О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. Борьба против «продажной” журналистики Булгарина и Греча. П. редактировал «ЛГ” в 1830, пока Дельвига не было в Пб. «ЛГ” была литературным и литературно-критическим изданием, соответственно имелись литературный и критический отделы. Газета стояла на позициях романтизма. Но уже критически оценивала его крайности. «ЛГ” выступала против «ВЕ”, «Северной пчелы” и «Сына отечества”. Вяземский и П. вели полемику и с Полевым.

В № 3 «ЛГ” — заметка П. с отрицательной оценкой романа Булгарина «Иван Выжигин” (после этого Булгарин написал донос на «ЛГ”). В «ЛГ” — эпиграммы П. на Булгарина и памфлет «О записках Видока” (под видом рецензии на книгу французского сыщика П. клеймит Булгарина, который играет полицейскую роль в литературе, уподобляет его тайному полицейскому агенту). В 1830 «ЛГ” запрещают за публикацию четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 во Франции. Позже газету разрешили возобновить, но при условии отказа Дельвига от редактирования — редактором стал О. Сомов. П. печатается в «ЛГ” все реже и реже, а само издание прекращается в 1831 из-за цензурных стеснений.

Сотрудничая в «ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале «Телескоп”. В 1831 — две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча: «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов” (П. приравнивает творчество Булгарина к творчеству бездарного бульварного писателя Орлова, который писал подделки под роман «Иван Выжигин”, сравнивает с издевкой «сии два блистательные солнца нашей словесности” и высмеивает самовосхваление Булгарина и Греча, в котором они уподобляются Орлову; П. воспользовался отрицательным отзывом Булгарина об Орлове, чтобы спросить: «Чем же он хуже вас?” и таким образом дискредитировать Булгарина в глазах читателей) и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем” (написана в духе сатирического фельетона и построена на высказывании Греча, который, намекая на П., утверждал, что в одном мизинце Булгарина ума больше, чем в головах некоторых литераторов; П. снова дискредитирует Булгарина как писателя и дает в конце статьи план якобы своего будущего романа «Настоящий Выжигин”, пронизанный намеками на неблаговидность поведения Булгарина, на его аморальность). Обе статьи перекликаются с басней Крылова «Кукушка и Петух”, тоже направленной против Булгарина и Греча, против их восхваления друг друга.

Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету «Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный журнал — «Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью — 4 номера в год). В первом номере «С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания. В редакционной статье говорилось: «издатель «С” не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение”. Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке «Несколько слов о «Современнике”” («Телескоп”) доброжелательно отозвался о выходе нового журнала, во главе которого стоял П. Однако второй № «С” вызвал критические замечания Белинского за «салонный”, «аристократический” тон некоторых статей и литературных произведений Вяземского, Одоевского (Белинский критически оценивал окружение П.). П. сосредоточил основное внимание на литературной части «С”. Он решил платить твердый гонорар за литературную работу (200 р., как у Сенковского), хотя журнал не давал значительного дохода. В «С” почти нет переводов (в отличие от «Полярной звезды” Бестужева и Рылеева), редактор предпочитает печатать русских литераторов. Пропаганде отечественной литературы П. уделял огромное внимание. Исключительное внимание к творчеству Гоголя (+ послесловия, примечания П. к отдельным произведениям Гоголя, критические заметки, в том числе о «Вечерах на хуторе близ Диканьки” — доброжелательная рецензия, в которой высоко оценивается талант Гоголя; П. дает в «С” специальное сообщение о постановке «Ревизора” на Пб. сцене, предсказывает успех пьесы). В № 1 «С” — статья Гоголя «О движении журнальной литературы” (взгляды молодого Гоголя на журналистику, оценка журналистики его времени, требования внутреннего единства журнала, подчинения всех его материалов одной главной цели; Гоголь выступает против монопольного положения «Библиотеки для чтения” и «Северной пчелы” в журналистике и т. д.). Многие читатели приняли статью Гоголя за программную. Это обеспокоило П., и в № 3 «С”, признавая достоинства статьи, П. отверг ее программность. Кроме Гоголя, в «С” печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. П. старался привлекать и молодежь, малоизвестных авторов, в том числе участников Отечественной войны 1812 (Н. Дурова, Д. Давыдова и др.). Отдел прозы пополнялся воспоминаниями и документальными материалами, отражавшими интерес П. к русской истории. Были напечатаны не только «Капитанская дочка” и «Скупой рыцарь”, но и «Путешествие в Арзрум” (один из первых очерковых циклов в русской журналистике, фактичность воспроизведения и стремление охватить злободневные вопросы — элементы публицистики, изображая события на Кавказе, П. оправдывал присоединение этого региона к России; изображение войны «буднично”, лишено романтизации, читатель видит ужасы войны, но вместе с тем П. высоко оценивает исторический смысл побед русского оружия), статья «Джон Теннер” (рецензия на книгу американского автора, резко порицает североамериканское общество за отношение к индейцам; в предисловии к книге П. обратил внимание на негативную оценку автором американской демократии в целом) и др. П. в 1836 хотел реорганизовать свой журнал, пригласить Белинского в отдел критики и других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни П. вышло 4 номера «С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев.

На этой странице кратко рассказывается об упрощении процедур торговли и даются рекомендации относительно того, как страны могут начать работу в этом направлении.

Упрощение процедур торговли: принципы и выгоды

Упрощение процедур торговли становится важным фактором для международной торговли и экономического развития стран. Так происходит в силу влияния упрощения процедур на конкурентоспособность и рыночную интеграцию и в силу того, что упрощение процедур торговли играет все большую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций. За последнее десятилетие вопрос упрощения процедур торговли занял важное место на международной политической повестке дня в качестве составляющей части непрекращающихся многосторонних переговоров по торговле в ВТО также упрощению процедур торговли отводится важное место в крупномасштабных международных программах технической помощи странам с развивающейся и переходной экономикой.

Введение

За несколько последних десятилетий государства достигли значительного прогресса в снижении торговых тарифов и ликвидации систем квотирования. Международная торговля увеличилась и приобрела более глобальный характер, а страны с развивающимися и переходными экономиками имеют доступ к цепям поставок. Глобальное разделение производственных циклов наряду с логистическими методами «точно в срок» и возникновением электронного бизнеса привели к тому, что эффективное, быстрое и надежное движение товаров приобрело большую важность для компаний. Такой ход событий заставил осознать необходимость эффективного управления торговыми сделками. Отсутствие прозрачности в отношении правил и регламентов, избыточные и длительные процессы таможенной очистки, множество документальных требований (при этом требуются документы в различных форматах и с различными элементами данных) ‒ все это увеличивает расходы и время, необходимые для ведения торговли. Сегодня считается, что эти препятствия представляют собой большие барьеры в торговле, чем барьеры, связанные с тарифами и квотами. Они как бы «утолщают» государственные границы (Уилсон, Норберт 2007). Таким образом, сейчас гораздо важнее, чем когда бы то ни было, добиться упрощения процедур торговли, чтобы повысить административную эффективность и результативность, снизить издержки и уменьшить время от начала разработки товара до выхода его на рынок, повысить прогнозируемость мировой торговли.

Что такое упрощение процедур торговли

Основная цель упрощения процедур торговли. ускорение и удешевление международной торговли с обеспечением при этом безопасности и гарантий. Если говорить более конкретно, то упрощение процедур торговли. это упрощение формальностей, процедур и соответствующий обмен информацией и документами между различными партнерами в цепи поставок. Согласно определению ЕЭК ООН и Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), упрощение процедур торговли. это «упрощение, стандартизация и гармонизация процедур и сопутствующих информационных потоков, необходимых для движения товаров от продавца к покупателю и для осуществления оплаты». Такое определение подразумевает, что не только физическое перемещение товаров имеет важность в цепи поставок, но и сопутствующие информационные потоки. Упрощение процедур торговли также касается как всех государственных органов, которые вмешиваются в транзит товаров, так и различных коммерческих организаций, которые ведут бизнес и перемещают товары. Все это обсуждается на переговорах по упрощению процедур торговли, которые ведутся в настоящее время в ВТО.

Почему это важно

Огромные потенциальные выгоды от упрощения процедур торговли имеются как для государства, так и для делового сообщества. Выгоды от упрощения процедур торговли для государственных учреждений будут состоять в увеличении размеров торговых налоговых поступлений, в более рациональном использовании ресурсов и в лучшем соблюдении субъектами торговли законодательных требований.
Более эффективное и прозрачное оказание государственных услуг позволит ведомствам поддерживать высокий уровень безопасности и осуществлять действенный государственный контроль, снизив при этом возможности для коррупции. Выгоды для субъектов торговли будут заключаться в более высокой степени предсказуемости и повышении скорости деловых операций, а также более низких транзакционных издержках, что сделает экспорт товаров на глобальный рынок более конкурентоспособным.
Если говорить о пользе для стран в целом, то уменьшение необязательных задержек и издержек позволяет привлечь инвестиции, благоприятствует экономическому росту и содействует созданию рабочих мест. Меры по упрощению процедур торговли могут, в частности, принести большую пользу развивающимся странам, где экспорт зачастую требует в три раза больше времени, чем в развитых странах. Экспорт из развивающихся стран требует почти в два раза больше документов и в шесть раз больше подписей (Всемирный банк: «Ведение бизнеса 2012»).
Реализация программ реформирования, направленных на упрощение процедур торговли, безусловно, недешевое удовольствие и необходимо решать, какие меры по упрощению процедур торговли являются более приоритетными, чтобы максимизировать выгоды от их реализации. Тем не менее, многие исследования и отчеты, в частности, исследования и отчеты Всемирного Банка и ОЭСР. свидетельствуют о широких возможностях для получения разнообразных выгод. Так, на макроуровне очевиден положительный эффект в отношении торговой среды и объемов торговли. Каждый дополнительный день, необходимый для подготовки товаров для импорта и экспорта снижает объемы торговли приблизительно на 4,5% (ОЭСР 2011). Для региона АТЭС реформы в странах, показатели которых ниже средних по региону, могли бы увеличить торговлю внутри региона АТЭС на 245 миллиардов долларов США. Недавнее исследование Всемирного банка (Хелбле, Манн, Уилсон 2012) по результативности помощи выявило, что 1 доллар США помощи, потраченной на упрощение процедур торговли, позволяет получателям такой помощи получить 70 долларов США от экспорта.
Что касается микроуровня (уровня компаний), такие исследования направлены на оценку простоты ведения торговли и экспортных показателей компании: интенсивности и диверсифицированности экспорта. Исследования показали, что экспортеры в африканских странах с более эффективными таможенными органами продавали за границу больше товаров (Йошино, 2008).

Что требуется для упрощения процедур торговли

Основополагающими принципами упрощения процедур торговли являются прозрачность, упрощение, гармонизация и стандартизация.

Рисунок 1. Четыре базовых элемента упрощения процедур торговли (источник: Национальный совет по торговле, Швеция)

Прозрачность деятельности правительства способствует открытости и подотчетности действий правительственных и административных органов. Прозрачность предполагает раскрытие информации способом, обеспечивающим легкий доступ для общественности к информации и беспрепятственное пользование данными. К такой информации можно отнести законы, регламенты и административные решения общего действия, решения и заседания касательно распределения бюджетов и закупок. По возможности нормативно-правовая информация должна быть опубликована и распространена до вступления документа в силу, что позволит затрагиваемым сторонам принять информацию к сведению и осуществить необходимые изменения. Кроме того в законодательном процессе следует обеспечить участие соответствующих заинтересованных сторон и общественности, предоставив им возможность выразить свое мнение о рассматриваемом законе и свое видение закона до его принятия.

Упрощение представляет собой процесс устранения всех ненужных элементов и дублирования в торговых формальностях, процессах и процедурах. Оно должно быть основано на анализе текущей, «реальной» ситуации.

Гармонизация предполагает унификацию национальных процедур, операций и документов с международными конвенциями, стандартами и практиками. Одним из способов достижения гармонизации является принятие и внедрение стандартов, действующих в странах-партнерах, как в рамках процесса региональной интеграции, так и в результате принятия решений в бизнес-сфере.

Стандартизация представляет собой процесс разработки утвержденных на международном уровне форматов практик и процедур, информации и документов. Затем стандарты применяются для унификации и, в конечном итоге, для гармонизации практик и методов.

Обязательным условием для осуществления данных принципов является тесное сотрудничество правительственных органов и представителей делового сообщества.

Видение с позиции цепочки поставок

Зачастую действия, поощряемые и осуществляемые под лозунгом упрощения процедур торговли, сосредоточены на таможенных органах. Несмотря на то, что таможенные органы играют первостепенную роль в упрощении процедур торговли, недостаточно принимать во внимание только эти органы и их процессы. Упрощение процедур торговли должно охватывать всю сферу торговой деятельности, ее участников и процессы, являющиеся частью торговой сделки. Поэтому упрощение процедур торговли необходимо рассматривать в ракурсе всей международной цепочки поставок.

Цепочка поставок включает в себя все действия и мероприятия, необходимые для производства товаров и их поставки конечному потребителю. К ним относятся подбор источников сырья, подготовка к транспортировке, получение разрешения на импорт, подготовка документации для таможенной очистки, очистка, платежи и поставка конечному потребителю. Цепочка поставок включает, как минимум, две стороны: продавца и покупателя. На практике в состав цепочки поставок входит гораздо большее количество сторон.

К таким сторонам можно отнести участников торговой деятельности, относящихся к частному сектору, перевозчиков, посредников в сфере услуг или регулирующие органы, относящиеся к государственному сектору. Рассмотрение упрощения процедур торговли с учетом всей цепочки поставок позволяет увидеть и понять все возможные процессы и взаимосвязь между ними. Такое видение позволяет логически соединить различных участников, процедуры и требования в одно целое и получить четкое представление о торговой деятельности. Если помнить о взаимозависимости элементов в цепи поставок, то становится очевидным, что усовершенствование цепи поставок дело непростое, так как усилия по внедрению изменений в одной области, могут привести к тупиковым ситуациями в других областях.

Существуют разнообразные цепочки поставок. Поэтому применение подхода, предполагающего рассмотрение ситуации через призму цепочки поставок, требует использования теоретического шаблона, который упрощает этот сложный подход и может выступать в качестве эталонной модели. Примером такого эталона может служить разработанная СЕФАКТ ООН модель «покупка-перевозка-оплата» Модель представляет цепочку поставок как последовательность бизнес-процессов, которые могут быть сгруппированы по таким группам верхнего уровня, как «Покупка», «Перевозка», «Оплата». Приведенный ниже рисунок иллюстрирует применение модели «Покупка-Перевозка-Оплата». Для каждой сферы выделяются ключевые виды деятельности, например, «страхование груза» на этапе «подготовки к экспорту» для сферы «Перевозка». Существует несколько способов применения модели, к примеру, для понимания задействованных процессов и участников, для определения рамок конкретного проекта или для оценки эффекта от реализации инициатив по упрощению процедур торговли и от применения инструментов упрощения процедур торговли.

Рисунок 2. Модель СЕФАКТ ООН «Покупка-Перевозка-Оплата» (Источник: Эталонная модель международной цепи поставок СЕФАКТ ООН)

Как осуществить упрощение процедур торговли на практике

Упрощение процедур торговли рассматривается и обсуждается на трех уровнях: национальном, региональном и международном. Упрощение процедур торговли на национальном уровне представляет собой процесс реформирования, требующий сильной политической поддержки и включающий различные виды вмешательства и действий, которые можно разделить на следующие категории:

  • Нормативные реформы, направленные на создание четких, последовательных и прозрачных правовых условий
  • Институциональное развитие, консультирование частного сектора, а также межведомственное сотрудничество
  • Внедрение и модернизация инфраструктуры для электронной обработки торговых документов и обмена соответствующими данными, включая ИТ-системы
  • Изменения бизнес-процессов и процедур,
  • Наращивание потенциала руководителей и сотрудников, внедряющих инициативу.

Данные действия могут быть осуществлены как в рамках одного ведомства, так и при участии нескольких органов, также они должны включать различные способы привлечения представителей частного сектора и делового сообщества.

Поскольку все страны находятся на разных этапах развития и осуществляют деятельность в различных правовых и административных условиях, каждая страна должна в индивидуальном порядке решать, какие меры по упрощению процедур торговли требуют реализации, в каком масштабе и в какой последовательности. В этом заключается цель политического процесса, стартовой точкой которого является всесторонняя оценка потребностей, затем идет анализ способов и решений по реализации, а также планирование, контроль и оценка фактической реализации инициатив по реформированию.

Помимо национального уровня, все большее внимание упрощению процедур торговли уделяется в рамках международного и регионального сотрудничества. Международная гармонизация обеспечивается различными региональными соглашениями, обычно вопрос международной гармонизации затрагивается в региональных торговых соглашениях, соглашениях о транзитных перевозках и транспортных соглашениях. В результате Дохинского раунда торговых переговоров упрощение процедур торговли также стало предметом разработки правил в ВТО. Начиная с 2004 г. страны-члены ведут переговоры касательно свода правил, который может быть включен в законодательство ВТО.

Национальный, региональный и международный уровни дополняют друг друга. Страны при планировании своих реформ должны руководствоваться имеющимися инструментами. упрощения процедур торговли. К ним относятся международные конвенции, региональные или двусторонние соглашения, стандарты и рекомендации, подготовленные международными организациями, ассоциациями или региональными органами, а также передовые практики и ситуационные исследования. Преимущество использования таких инструментов, в частности, международных правил и стандартов, заключается в том, что это нейтральные, разработанные экспертами правила, внедрение которых во многих странах и сферах деловой активности представляет собой высокоэффективный способ достижения гармонизации. Международный и национальный уровни дополняют друг друга и по другой причине. Обмен опытом и знаниями, которому содействуют многие международные организации, способствует повышению политической грамотности и углублению технических знаний в сфере упрощения процедур торговли. Такие организации являются ключевыми партнерами для многих стран, стремящихся к еще большему упрощению процедур торговли, поскольку они разрабатывают и управляют этими инструментами, а также оказывают техническое и финансовое содействие по их применению.

Общий подход к реализации мер по упрощению процедур торговли

представляет собой упрощенный процесс сравнения и описания того, как планировать реформы по упрощению процедур торговли и отслеживать возможные сложности.