Управление персоналом в Китае



)

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности китайского менеджмента.

Ключевые слова: Китай, управление персоналом, менеджмент, руководство

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента в связи с тем, что человек в организации был и остается основной производительной и творческой силой, несмотря на то, что зачастую гораздо больше внимания уделяется вопросам механизации и автоматизации производства и другим аспектам развития техники и технологии. Ключевое место проблем управления человеческими ресурсами в менеджменте организации определяется тем, что любое предприятие всегда выступает не только как субъект экономической деятельности, но и в качестве социальной системы, особенности которой определяются социальными качествами работников и их потребностями . Это характерно как для государственных предприятий и организаций, так и для различных предпринимательских структур , в связи с чем проблемы, связанные с развитием человеческого капитала организаций, приобретают первостепенное значение в управлении .

Уже в 70-е годы двадцатого века руководители организаций стали осознавать, что наиболее эффективным фактором функционирования компании являются трудовые ресурсы, то есть персонал. Было выявлено, что значимость данного фактора с каждым годом возрастает. Основная цель системы управления персонала — это обеспечение рационального и качественного формирования, развития и освоения человеческих ресурсов, необходимое для того, чтобы усилить свои позиции на рынке, то есть быть более конкурентоспособным, а также повысить экономическую эффективность компании.

В настоящее время в развитии экономики большинства стран наиболее существенными считаются проблемы в сфере работы с персоналом. Безусловно, в каждой стране, культуре существуют свои определенные подходы, методы к управлению персоналом, что и отличает их друг от друга.

Китай является огромной развивающейся страной, которая имеет самый большой рынок в мире. В результате вступления страны в ВТО страна открывает мировому рынку такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, телекоммуникации, высокие технологии и другие, а это, несомненно, улучшает политическую и рыночную среду для экономического развития страны в целом.

Но, безусловно, между китайскими и зарубежными компаниями существует значительная разница, в том числе и в практике управления персоналом, которое в Китае имеет значительные особенности.

Человеческие ресурсы Китая весьма специфичны и требуют к себе особого отношения. Культура предприятия основывается на структурной сбалансированной философии, которая исходит из китайской древней философии. Процесс управления представляет собой достижение баланса в отношениях между компанией и персоналом, компанией и клиентами, между отделами для получения выгоды. Каждый руководитель предприятия должен уметь достигать такого баланса, а также иметь способность организовывать группу для решения поставленных задач. Команда одной организации должна иметь структурную балансировку, взаимодополняющий характер и способности, вдумчивость и активность отдельных членов. Такая команда является идеальной группой.

Стоит отметить, что в стране поощряют студентов, которые проходят обучение за рубежом. Это связано с тем, что в последствии, вернувшись на родину, они открывают компании возможности использования высоких технологий. В настоящее время китайские компании приглашают на работу высококвалифицированных специалистов, которые имеют управленческий опыт или же работающих за рубежом, для того чтобы создать команду высшего уровня, как их называют в Китае, «воздушный десант».

Отделы управления персоналом компании уделяют особое внимание обучению и профессиональной подготовке специалистов. Так, обучение у них включает четыре программы (см. рисунок 1).

Рис. 1. Программы обучения в Китае

Необходимо отметить, что в традиционной культуре Китая преобладает коллективизм, семья и коллектив ценятся намного выше, чем индивид. На протяжении всего времени существования китайская культура накапливала знания и опыт, впоследствии чего она обрела реальную силу и надёжно укоренилась в душе каждого китайца. Сотрудничество и трудолюбие ценятся руководителями китайских компаний. Стоит отметить, что культура традиционного менеджмента в настоящее время успешно применяется на практике и играет важную роль.

Говоря о ценностях китайского менеджмента, можно выделить наиболее главные:

1) Изменчивость и гибкость. Исходит это от национальных традиций и зависит от внутренних и внешних изменений.

2) Человек — основа. Так, менеджмент представляет собой управление персоналом и деятельностью, при том первостепенное значение имеет человек. Все это направлено на развитие потенциала сотрудников, в том числе на взаимодействие человека в группе, а также на рациональный подход к решению вопросов.

3) Культура предприятия взаимосвязана с семейными особенностями. Именно это прямо пропорционально выстраивает взгляды на жизнь китайцев, так как внутри семьи складываются очень доверительные отношения.

Оптимальный режим и человеческое отношение сочетаются в рациональной модели китайского менеджмента, основой которого являются человеческие ресурсы Китая, дающие такой эффект, который больше не представлен ни в одной другой модели менеджмента.

Особенностью менеджмента в Китае в отличие от общепринятого понятия о сущности менеджмента является то, что при наличии практически неограниченной власти у топ-менеджеров, они относятся к подчиненным мягко и радушно, с уважением и благодарностями за работу.

Стоит сказать, что китайский менеджмент базируется на таком принципе, как: «Дела зависят от человеческого отношения». Например, выполнение общего задания происходит без трудового распределения, жесткого закрепления рабочего места, работники трудятся и показывают свои особенности и способности, взаимодействия складываются в зависимости от человеческого отношения, что создает первоначальную структуру организации.

Но, несмотря на это, в китайских компаниях действует авторитарное и жесткое управление и бдительный контроль за подчиненными. В условиях такого управления процветают интриги и фракционная борьба среди служащих, у них возрастает повышенный интерес к слухам и сплетням. Но при всём при этом, главным качеством китайского менеджера считается его виртуозное мастерство управления, которое вырабатывается многолетним опытом. Ещё одной гранью такого управления является подозрительность руководства к рядовым служащим. При этом практически каждый лидер стремится контролировать каждый шаг своих подчинённых. Стоит сказать, что профсоюзы, в отличие от профсоюзов большинства стран, ориентированы на поддержку руководства предприятий. Вследствие этого конфликты с начальством или забастовки практически отсутствуют.

В заключении хочется сказать, что китайцы при формировании современной модели управления персоналом, используя мировой опыт, учитывали особенности своей страны и не стремились перестать быть китайцами, стать американцами или японцами. Ещё австралийские учёные Лэйцзи Литэр и Волун Лидэ в книге «Восстановление идеи семьи Жу» писали: «Культура Китая, китайский менеджмент восстанавливаются и, очевидно, выведут страну в 21-м веке в лидеры, а китайский менеджмент в 21-м веке станет предметом подражания в других странах». Нужно отметить, что ежегодное увеличение темпов роста, многомиллиардные иностранные инвестиции, деятельность огромного количества совместных компаний вселяют в китайское общество оптимизм и веру в то, что в будущем развитие Китая будет проходить на таком же уровне.

Литература:

  1. Виногродский Б. Б. Менеджмент в китайской традиции /Б. Б. Виногродский, В. С. Сизов//Вопросы новой экономики. — 2010. — № 1. — С.97–110.
  2. Гусов А. З. Управление предприятием как социально-экономической системой.// Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XII. С. 54–68.
  3. Гусов А. З. Управление предпринимательской организацией как социально-экономической системой. //Путеводитель предпринимателя. М.: Агентство печати «Наука и образование», 2013. — Вып. № 20 — С. 77–87.
  4. Гусов А. З. Социальные факторы развития материально -производственного сектора российской экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва, 2008.
  5. Лэйцзи Литэр, Волун Лидэ. Восстановление идеи семьи Жу,1999.
  6. Лю Ю., Сухорукова Н. Ф. Управление персоналом на предприятиях Китайской Народной Республики. В сборнике: ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА Москва, 2015. С. 31–40.
  7. Степашкина А. Я. Китайская модель управления персоналом. Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 6. С. 138–143.
  8. Мин У. Управление персоналом в компании TCL в Китае. В книге: Социально ориентированное управление в условиях глобализации материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2015. С. 130–133.
  9. Особенности национального менеджмента на примере Китая. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2524 (дата обращения: 06.12.2016).

Особенности управления в Китае.

1.Зарождение управленческих идей.

Управление в Древнем Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских мыслителей той эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного управления и проблем взаимоотношения личности и общества. Деятельность по управлению государством была научно обоснована и зародилась на идеях концепции «Мандата Неба», о которой было известно еще задолго до династии чжоуских царей. Главной идеей «Мандата Неба» можно считать соотношение двух противоположных социально-политических элементов (народ и правитель). Отношение правителя к народу обуславливало стабильность и эффективность управления в государстве. Причем всю полноту ответственности перед Небом за состояние дел в государстве и жизнеобеспечение народа нес правитель. А за свои неудачи он должен был быть наказан. Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление, основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший — младший».

2.Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей.

Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм.

Конфуцианство.

Родоначальник школы — Конфуций (551 — 479 г. г. до н. э.). Конфуций традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка. Его идеал — это глубокая древность Китая, его «золотое прошлое», к которому и необходимо стремиться.

Основные положения и проблемы:

1. Проблема государства. Развивал патриархально — патерналистскую концепцию государства. Государство — это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. «Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба””.

2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье — основа порядка в государстве.

3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг — трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.

4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.

5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:

а) забота о земледелии;

б) умеренность в налогах;

в) скромность государственных расходов (содержание двора);

г) воспитание народа;

д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.

6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств, друг против друга или против других народов.

7. Правовые взгляды Конфуция:

а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.

б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам — по причине их традиционно — наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.

в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.

Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Даосизм.

Основатель — Лао-цзы (VI в. до н. э).

Основные идеи:

1. Понятие «дао». Дао — это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао — бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао – все равны.

2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей — это результат отклонения от подлинного дао.

3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) — лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.

5. Осуждение роскоши и богатства.

6. Представление об идеальном правителе:

а) Он должен быть умным.

б) Править с помощью метода «недеяния», то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.

в) Понимать дао.

7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте.

8. Против правления законов.

Моизм.

Основатель — Мо-цзы (479 — 400 г.г. до н. э ). Произведение — «Мо-цзы».

Основоположник радикально — демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

Основные положения концепции:

1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.

2. Идея единой для всех справедливости и власти.

3. Идеальная организация власти — мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:

а) насаждение единомыслия;

б) искоренение вредных учений;

в) поощрение доносов;

г) поддержание социального равенства.

4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения.

5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви.

6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так — все должны заниматься физическим трудом.

7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.

Легизм.

Основатель легизма — Шан Ян (390 — 338 г. г. до н. э.).

Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма — Хан Фэй (III в. до н. э.)

Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти.

В целом, вся концепция пронизана:

а) враждебностью по отношению к людям;

б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.

Основные положения:

1. Невозможность возврата к старине.

2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.

3. Основное назначение государства — противостоять злому началу (природе) человека. Человек — это источник социального зла.

4. Понятие идеального государства включает в себя:

а) сильную верховную власть;

б) вооруженную на высшем уровне армию;

в) централизованность государства;

г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;

д) единый порядок и законы.

5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).

6. Осуждение милосердия и гуманизма.

7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.

8. Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.

9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:

а) внушать страх своему народу;

б) быть таинственным;

в) контролировать чиновников и никому не доверять;

г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять.

Российская и китайская модели управления персоналом: сравнительный анализ / Russian and Chinese personnel management models: a comparative analysis

  • E-mail

Информация о материале Категория: 22.00.00 Социологические науки Опубликовано: 15 декабря 2016 Исаева А. С. Российская и китайская модели управления персоналом: сравнительный анализ // European science № 12(22), 2016. P. {см. журнал} Тип лицензии на данную статью – CC BY 3.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Исаева Алиса Сергеевна / Isaeva Alisa — студент, кафедра производственного менеджмента и трансфера технологий, факультет технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные тенденции развития систем менеджмента России и Китая. Выделены их индивидуальные черты, построенные на национальных системах этих стран. Показаны основные тенденции развития моделей управления в соответствии с зарубежными школами менеджмента.

Ключевые слова: менеджер, управление, контроль, человеческий потенциал, модель управления, национальные особенности.

Keywords: manager, management, control, human potential, management model, national characteristics.

Литература

  1. Кpaвчeнкo A. И. Иcтopия мeнeджмeнтa: Учeбнoe пocoбиe для cтyдeнтoв вyзoв. M.: Aкaдeмичecкий пpoeкт, 2012. 389 c.
  2. Кибaнoв A. Moтивы coyчacтия пepcoнaлa в дeятeльнocти opгaнизaции и мoдeли кopпopaтивнoгo yпpaвлeния // Кaдpoвый мeнeджмeнт, 2008. №12.
  3. Бaxyp A. Б. Ocoбeннocти нaциoнaльнoгo мeнeджмeнтa // Meнeджмeнт в Poccии и зapyбeжoм, 2012. №5. C. 75-80.
  4. Гpeйcoн Д., O’Дeлл К. Aмepикaнcкий мeнeджмeнт нa пopoгe XXI вeкa. M.: Экoнoмикa, 2011. 521 c.

Управлять по-китайски означает необходимость в постоянном взращивании и воспитании в себе внутренней моральной силы, являющейся главным инструментом такого управления.

Китайский народ готов работать почти круглые сутки без выходных и праздников. А современные предприниматели Китая любят говорить о том, что истинной мерой жизненного счастья является работа, одновременно приносящая как доход, так и моральное удовлетворение.

Китайцы сравнивают обращение денег и финансов с жизненной циркуляцией энергии в организме, то есть чем свободнее будет осуществляться это обращение, тем больше пользы будет для всего общества. Одним словом, китайцы предпочитают использовать свою жизнь для заработка денег и богатой жизни.

Привычный для, к примеру, Америки образ деловито-сухого менеджера, который исповедует «административно-командный» стиль управления, является совершенно неприемлемым в китайской среде.

В китайском управлении доминируют семейные предприятия. В китайском деловом мире господство принадлежит мелким и средним компаниям, которые специализируются на производстве какого-то одного вида продукции или оказании узкого спектра услуг. Склонность китайцев к малому и среднему бизнесу становится особенно заметной на периферии китайской цивилизации и в странах ЮВА, где китайская община находится в чуждом этническом и культурном окружении и имеет вполне автономное развитие.

В китайскую модель менеджмента принято включать следующие характеристики:

Личное доверие (семейные связи);

Деловая репутация;

Авторитарное и жесткое управление одним начальником;

Бдительный контроль за подчиненными.

Одной из главных особенностей китайского менеджмента является виртуозное мастерство работника, которое он вырабатывает с помощью многолетних практик и методических упражнений. Именно так выглядит общий идеал человеческой практики в китайской цивилизации.

Другая особенность китайского менеджмента состоит в неискоренимой подозрительности руководства по отношению к рядовым работникам и почти маниакальное стремление в контролировании каждого шага своих подчиненных. Такое стремление в обеспечении полного контроля над деятельностью предприятия выдает глубинную неуверенность в будущем, проявляющуюся в привычке китайцев оценивать свой жизненный успех деньгами и отложении этих денег на черный день.

Китайские служащие должны выказывать всяческое усердие и преданность не столько компании, сколько лично своему начальнику. Личная просьба начальника к работнику, да еще и подчеркнутая вежливой формой, непременно будет вызывать действие.

Китайские профсоюзы являются слабыми и ориентированы на сотрудничество с руководством предприятия. Открытые конфликты или, тем более забастовка, являются практически исключенными на китайских предприятиях.

Естественным является то, что авторитарный стиль руководства китайской компании не способствует проявлению инициативы со стороны рабочих этой компании, а так же заметно снижает чувство личной ответственности. Китайскому менеджменту присуще неспособность компании к расширению. Хозяин компании пытается сохранить единоличный контроль над всеми сторонами деловой деятельности компании и нежелании данной деятельности диверсифицировать наравне с традиционной осторожностью китайских предпринимателей, которые ставят свои жесткие пределы роста для компании. Обычно от компаний отпочковывается новая компания, где во главе стоит член семьи, который ведет бизнес. Если со временем компания разрастается, она все равно управляется как семейное предприятие.

Рассмотрим девять характеристик зарождающейся новой китайской модели менеджмента:

Динамичность. Будущей задачей, стоящей перед менеджерами, является балансирование в динамичной среде, в которой постоянное равновесие и покой являются далекой перспективой.

Адаптирование. Китайские предприниматели не могут находиться в полном равновесии в китайской деловой среде, поэтому решения и действия принимаются в тот момент, когда они являются необходимыми.

Гибкость. Все китайские менеджеры ценят гибкость, которую могут предоставить погрешности и неточности.

Комплексность. Китайские менеджеры впитывают и адаптируют принципы, характерные черты, средства и техники из разных стилей и традиций управления, поэтому их стиль можно назвать комплексным.

Взаимность. Китайская компания является частью системы взаимодействующих элементов, имеющих взаимную заинтересованность друг в друге.

Слаженность. Из методов управления самого Китая вытекает поиск руководителей широкой согласованности мнений в коллективе.

Духовность. В Китае неразрывными являются духовное начало и материальность.

Дисциплина. Нелинейность логики и духовность общения не означают, что новый стиль управления будет представлять собой что-то «пушистое и розовое», напротив, он также подразумевает строгую дисциплину.

Естественность. Китайский стиль менеджмента становится ближе к стилю, который бы появился, если бы не было «американской модели». Этот стиль менеджмента становится «естественным» и базируется на единстве.

Китайскому менеджменту присуще долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли проходит под контролем человека, так как именно он занимается всеми делами, то есть весь результат будет зависеть от него. Все решения и действия направлены на развитие потенциала человека, с этим связано взаимодействие работников в группе, а также рациональный подход к решению вопросов. В заключении можно добавить, что по большей части все китайские компании представляют собой семейные предприятия, поэтому дать объективную оценку их деятельности чаще всего невозможно.

Список используемой литературы

Голиков В. Д. — Особенности китайского менеджмента / Москва, 2013.

Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – Спб., 2014.

Селищев А.С., Селищев Н.С – Китайская экономика в 21 веке. – Спб.: Питер, 2014.