Управленческие технологии

Эффективность деятельности предприятия, его положения на рынке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их разн них сочетаний. Управленческие технологии — это набор управленческих средств и методов исследования поставленных целей организации, включающие:

o методы и средства сбора и обработки информации;

o приемы эффективного воздействия на работников;

o принципы, законы и закономерности организации и управления;

o системы контроля

Для фирм и предприятий, которые различаются по численности, организационно-правовой формой, организацией технологического процесса, могут быть эффективны разные типы управленческих технологий зависимости от конк конкретные набора средств различают несколько основных управленческих технологий:

o управления по целям;

o управления по результатам;

o управления на базе потребностей и интересов;

o управления на базе активизации деятельности персонала;

o управления в исключительных случаях;

o управления путем постоянных проверок и указаний;

o управления на базе»искусственного интеллекта»

Управление по целям применяют для средних и малых предприятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает простым, целевым, программно-целевым и регламентным. При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута совсем. Такой способ управления применяется в в основном в обществах с ограниченной ответственностью, имеют численность 3-5 мужскаік.

Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения цели. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ управления применяется, как правило, в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах всех типов, . Регламентное управления применяется на уровне экономики в целом. При этом определяются конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсами. Причем цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно

. Управление по результатам основан на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология эффективна в средних и малых организациях, где небольшое время между принятием решения и его результат том. Для реализации технологии необходимо создание в рамках отделов аналитических групп в области психологии, социологии и экономики, работает в рамках матричной структуры управления. Задача группы: анал из текущей информации, проведения опытов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стратегических решеень.

. Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, поддержании здоровья, социальные потребности в творческом труде, семье, пор строке и стабильности, интересы материальные, социальные и эстетические. Эту технологию управления рекомендуется использовать в локальном масштабе (малых городах, поселках и т.п.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

. Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования (морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основная задача такого рода управления заключается в воздействии на эмоциональное состояние человек ни. Применяется в организациях самых форрм.

. Управление в исключительных случаях заключается в четком распределены всех управленческих и производственных функций. Основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Управление в исключительных случаях применяется в орг организациях, работающих по жестко регламентированной технологии, где предполагается четкое разделение всех управленческих и производственных функций. Кроме того, эта технология эффективна в организациях с функциона. Высокоточный структурой управления, где основатели связаны между собой дружескими или семейными отношениями и где учредители или работники могут профессионально выполнять все виды деятельности. Технология реализуется путем наставничества, коллективных форм обучения с индивидуальным контролем, периодического контроля руководителя или специалиставцем.

. Управление путем постоянных проверок и указаний основанное на жестком планировании деятельности подчиненных и контроле руководителя за текущей деятельностью. Оно предусматривает линейную структуру управления и применяется в небольших организациях, д где авторитет и профессионализм руководителя беспрекословной.

. Управление на базе»искусственного интеллекта» реализуется на основе информационных систем с применением современных технических средств. Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных технологий. Главная требований га к управлению предприятием в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспособленности и гибкости) экономики предприятия к условиям хозяйствования. В рамках одного предприятия (организации) могут использоваться различные управленческие технологии, а также их различные сочетанияння.

2.1. Бюджетирования как технология управления предприятием

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений .

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами, как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.

Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам. Отчасти уже поэтому в высокоразвитых странах бюджет (финасовый план) — основа внутрифирменного управления. Соответственно бюджетирование — это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий внутрифирменного управления.

В сознании российских людей бюджет представляет собой категорию государственного управления, по поводу которой ведутся дебаты между Правительством и Государственной Думой. За рубежом бюджет является категорией прежде всего бытовой: бюджет семьи или финансовый план компании, т. е. утвержденный ее руководителями прогноз финансового состояния фирмы, в котором определены основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные целевые финансовые показатели. Бюджет — это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия их получения и т. п. Бюджет предприятия или фирмы — это финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или фирмы, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно бюджетирование — это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.