УПК РФ таможенные органы

ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ТЕЛЕГРАММ

Приложение 1 (к УПК РФ). Рапорт об обнаружении признаков преступления

Приложение 2 (к УПК РФ). Протокол принятия устного заявления о преступлении

Приложение 3 (к УПК РФ). Протокол явки с повинной

Приложение 4 (к УПК РФ). Протокол осмотра места происшествия

Приложение 8 (к УПК РФ). Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству

Приложение 26 (к УПК РФ). Протокол допроса свидетеля

Приложение 125 (к Приказу ГП РФ, 2002 г. N 15). Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Приложение 190 (к Приказу ГП РФ, 2002 г. N 15). Постановление о направлении уголовного дела прокурору

Телеграмма (запрос о судимости в информационный центр УВД области)

Телеграмма (запрос о судимости в ГИЦ МВД РФ)

Телеграмма (запрос о представлении в военную прокуратуру личного дела и копии карты призывника).

Приложение 1

РАПОРТ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Приложение 2

ПРОТОКОЛ ПРИНЯТИЯ УСТНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Приложение 3

ПРОТОКОЛ ЯВКИ С ПОВИННОЙ

Приложение 4

ПРОТОКОЛ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Часть 2 ст. 150 УПК РФ определяет перечень преступлений, уголовные дела о которых расследуются в форме предварительного следствия. По общему правилу, такие уголовные дела возбуждаются следователями, которые осуществляют по ним расследование в форме предварительного следствия до принятия итогового решения по делу (составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении дела).

Вместе с тем на практике иногда возникают ситуации, когда совершается преступление, по уголовному делу о котором производство предварительного следствия является обязательным, а следователь не может приступить к работе, например, в виду значительной удаленности следственного подразделения от места совершения преступления. Однако отсутствие следователя не является основанием к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления, поскольку могут быть утрачены следы преступления, скрыться лицо, его совершившее, наступить иные негативные последствия, способные существенно затруднить или даже сделать невозможным успешное расследование уголовного дела.

В таких случаях, согласно ст. 157 УПК РФ уголовное дело возбуждает орган дознания в порядке ст. 146 УПК РФ (при этом постановление о возбуждении уголовного дела утверждается начальником органа дознания) и в течение 10 суток осуществляет по нему неотложные следственные действия.

В п. 19 ст. 5 УПК РФ законодатель сформулировал понятие неотложных следственных действий — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Поскольку ч. 1 ст. 150 УПК РФ прямо указывает, что предварительное расследование по уголовным делам может осуществляться только в двух формах — дознания и предварительного следствия, производство органами дознания неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ нельзя считать формой предварительного расследования. Это самостоятельный процессуальный институт, отдельное направление уголовнопроцессуальной деятельности органов дознания. Согласно ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы являются легитимными субъектами производства неотложных следственных действий по отнесенным законом к их компетенции уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В целом надо сказать, что сравнительный анализ положений ст. 40 и 157 УПК РФ показывает, что правом производства неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ обладают все государственные органы и должностные лица, которым в соответствии с УПК РФ предоставлены полномочия органа дознания.

Установленный ч. 3 ст. 157 УПК РФ 10-суточный срок производства органом дознания неотложных следственных действий исчисляется с момента возбуждения уголовного дела и продлению не подлежит. Однако орган дознания при наличии такой возможности вправе передать дело по подследственности и досрочно, т.е. до истечения 10 суток.

По окончании производства неотложных следственных действий ст. 149, 157 УПК РФ предписывают органу дознания направить уголовное дело с постановлением о передаче по подследственности руководителю следственного органа. Данное законодательное предписание не корреспондируется со ст. 151, п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Дело в том, что в ст. 151 УПК РФ законодатель установил правило, согласно которому определение подследственности отнесено к компетенции прокурора, ап. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ также наделяет именно прокурора правом передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому. Установив, что по окончании производства неотложных следственных действий орган дознания должен направить дело руководителю следственного органа, законодатель тем самым передает указанные полномочия прокурора органу дознания в лице его начальника и позволяет ему самому определять предметную, персональную, территориальную и иную подследственность уголовного дела и передавать уголовное дело по подследственности напрямую. Такая ситуация может повлечь возникновение спора о подследственности, т.е. руководитель следственного органа может не принять уголовное дело, поступившее непосредственно от начальника органа дознания, сочтя, что оно не относится к его подследственности. И это его право. Органы дознания и органы предварительного следствия ни организационно, ни процессуально не зависимы друг от друга. А споры о подследственности разрешает опять-таки прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

Законодательное противоречие между ст. 157 и ст. 151, п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по нашему мнению, следует разрешить в пользу последних, т.е. орган дознания в лице его начальника должен направить уголовное дело прокурору с постановлением о направлении его по подследственности, а уже прокурор, определив подследственность, направить уголовное дело в конкретный следственный орган, руководитель которого уже не имеет права отказаться его принять и обязан поручить производство предварительного следствия подчиненным следователям.

Закон не установил перечня следственных действий, которые орган дознания вправе производить при работе по уголовному делу, подследственному следователю. Таким образом, этот вопрос относится на усмотрение органа дознания и диктуется условиями конкретной следственной ситуации.

Более того, с содержательной точки зрения понятие «производство неотложных следственных действий» нужно толковать расширительно, фактически понимания под таковым производство неотложных процессуальных действий. Согласно п. 32 ст. 5 УПК РФ процессуальным является любое действие, предусмотренное УПК РФ. Так, например, прежде чем орган дознания приступит к работе по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия является обязательным, необходимо вынести постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. Данное действие является процессуальным, но не является следственным, так как не направлено на получение, закрепление и проверку доказательств.

После возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия является обязательным, у дознавателя, например, может возникнуть обоснованная необходимость задержания подозреваемого в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, применения иных мер процессуального принуждения, направленных на обеспечение нормальных условий дальнейшего производства по делу, в том числе и после принятия следователем уголовного дела к своему производству.

После принятия следователем уголовного дела, по которому органом дознания производились неотложные следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ, к своему производству, полномочия органа дознания существенно сужаются. Объем данных полномочий зависит от того, удалось ли установить лицо, совершившее преступление или нет.

Если такое лицо установлено, то после передачи уголовного дела по подследственности орган дознания вправе работать по нему только в рамках поручения следователя о производстве оперативно-розыскных, розыскных и отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то орган дознания обязан проводить розыскные и оперативно-розыскные мероприятия и без поручения следователя, уведомляя его о результатах своей работы.

Общественная безопасность традиционно является одним из наиболее значимых объектов правовой охраны и представляет собой стержневой элемент национальной безопасности, понятием которой согласно Закону РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» охватывается состояние защищенности не только жизненно важных интересов всего общества, но и соответствующих интересов личности и государства как от внутренних, так и внешних угроз.
Важная роль в обеспечении общественной безопасности отводится таможенным органам Российской Федерации, которые согласно п. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
Между тем, несмотря на столь обширный перечень социально значимых функций таможенных органов как основных направлений их деятельности в сфере защиты различных сегментов национальной безопасности российского общества и государства, можно утверждать, что таможенные органы еще не обладают необходимым арсеналом правовых средств и юридических механизмов, которые позволяли бы им успешно решать стоящие перед ними задачи. Наглядным свидетельством того являются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), определяющие подследственность уголовных дел таможенным органам как органам дознания.
Так согласно п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели таможенных органов проводят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы наделены правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий в случаях выявления признаков преступлений, предусмотренных ч. 2 – 4 ст. 188, ст. 189, ст. 190 и ст. 193 УК РФ.
В теории уголовного права преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов как органов дознания, принято объединять в группу преступлений в сфере таможенного дела или таможенных преступлений, которая, таким образом, охватывает собой следующие уголовно наказуемые деяния:
— контрабанда (ст. 188 УК РФ);
— незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
— невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
— уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Названные пять составов таможенных преступлений отнесены законодателем к числу преступлений в сфере экономической деятельности и помещены в одноименную главу 22 УК РФ. Поскольку для данной группы преступлений характерен единый объект криминального посягательства – нормальный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, постольку можно заключить, что существующие положения УПК РФ, определяющие уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов, направлены на обеспечение средствами уголовно-правового и уголовно-процессуального принуждения их деятельности по защите именно экономической безопасности российского общества и государства. Между тем, экономическая безопасность, несмотря на всю ее значимость, является лишь одним из элементов системы национальной безопасности, а обеспечение экономической безопасности – важнейшим, но не единственным, как это следует из ст. 403 ТК РФ, направлением деятельности таможенных органов.
Так, например, В.Я. Потапов помимо экономической безопасности, в структуре национальной безопасности выделяет такие ее элементы, как военная, научно-технологическая, экологическая безопасность. В соответствии же со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности отнесены также и духовные ценности общества.
Другим официально-юридическим свидетельством признания российским государством национальных интересов в духовной сфере элементом общественной безопасности является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». В Концепции особо подчеркивается, что «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны», что «углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний».
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. также официально признает обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны первой составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Приведенные выше положения Закона РФ «О безопасности», Концепции национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности являются убедительным свидетельством признания на государственном уровне особой значимости вопросов обеспечения духовной безопасности российского общества. Вместе с тем, они указывают и на чрезвычайно высокий уровень общественной опасности тех угроз, которым подвергается сегодня данное социальное благо. К числу таких наиболее серьезных угроз относятся: 1) противоправные ввоз, вывоз, невозвращение из-за границы культурных ценностей, а также незаконный переход права собственности на них, их уничтожение или повреждение; 2) деятельность оккультных, деструктивных, экстремистских и им подобных организаций, паразитирующих в области духовно-религиозной жизни граждан; 3) посягательства на общественную нравственность, связанные с пропагандой насилия, проституцией, порнографией и иными проявлениями контркультуры и др.
И хотя зачастую в социально-политической, юридической и иной литературе термин «духовная безопасность» используется в контексте религиозной безопасности личности и общества, мы все же находим справедливым утверждение о том, что «понятие Духовность шире понятия Религиозность, и нельзя подменять общечеловеческие духовные ценности ценностями, заключенными в какие-либо узкие, религиозные рамки». В свете сказанного духовная безопасность как элемент национальной безопасности может быть определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере духовной культуры от внутренних и внешних угроз.
С философской точки зрения к основным явлениям духовной жизни общества относятся искусство, литература, наука, мораль, религия и др. Поэтому, говоря о правовой охране духовной безопасности, следует иметь в виду следующие ее основные элементы:
1) безопасность (защищенность, сохранность) историко-культурного наследия общества как совокупности материальных носителей его духовности;
2) научно-техническая безопасность;
3) безопасность и свобода творческой деятельности;
4) безопасность нравственных устоев общества;
5) религиозная безопасность.
Функцию уголовно-правовой охраны духовной безопасности от преступных посягательств выполняют в настоящее время следующие нормы уголовного закона:
1) нормы, призванные обеспечить сохранность культурных ценностей как артефактов, материальных воплощений или выразителей духовности российского и других народов для настоящего и последующих поколений:
— хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ);
— контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ);
— невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
— уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ);
2) уголовно-правовые нормы, обеспечивающие охрану результатов творческой деятельности как объектов интеллектуальной собственности:
— нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ);
— нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ);
— незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
3) нормы, устанавливающие преступность деяний, посягающих на общественную нравственность, в том числе нормы определяющие условия уголовной противоправности некоторых проявлений так называемой контркультуры:
— вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ);
— организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ);
— незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ);
— изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ);
— надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ);
— жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ);
4) нормы УК РФ о преступных посягательствах в сфере религиозных отношений:
— нарушение прав и свобод человека и гражданина (дискриминация) в зависимости от его отношения к религии (ст. 136 УК РФ);
— воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ);
— организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ);
— преступления экстремистской направленности в части действий, сопряженных с разжиганием религиозной ненависти и вражды и им подобных деяний (ст. ст. 282 – 282.2 УК РФ);
— другие преступления, совершаемые по мотивам религиозной ненависти или вражды.
Полагаем, что предусмотренные указанными уголовно-правовыми нормами составы преступлений характеризуются общностью их объекта, в роли которого выступает совокупность общественных отношений в сфере культуры (духовной сфере), которые должны рассматриваться как весьма существенный элемент общественной безопасности современного цивилизованного человеческого сообщества. Примечательно, что два из указанных выше преступлений, а именно предусмотренные ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ, относятся к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), поскольку именно на таможенные органы возложены обязанности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, пресечению незаконного оборота через таможенную границу культурных ценностей (п. 6 ст. 403 ТК РФ). Кроме того, как было указано выше, к функциям таможенных органов сфере обеспечения духовной безопасности можно также отнести осуществляемую ими защиту прав интеллектуальной собственности и пресечение незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности (п. 5 и 6 ст. 403 ТК РФ).
Отмечая значительную роль таможенных органов и их должностных лиц в деле обеспечения духовной безопасности российского общества, представляется все же важным указать, что не только возможно, но и социально оправдано дальнейшее организационно-правовое совершенствование данного направления их деятельности. Так мы полагаем, что в качестве самостоятельной функции таможенных органов в ст. 403 ТК РФ следует закрепить также и защиту общественной нравственности путем пресечения незаконного оборота через таможенную границу государства порнографических материалов и предметов, как предусмотренных в ст. 242 УК РФ и ограниченных в гражданском обороте, так и указанных в ст. 242.1 УК РФ и запрещенных к перемещению через Государственную границу РФ. Одновременно представляется необходимым внести соответствующие дополнения в УПК РФ, направленные на наделение таможенных органов правом возбуждения уголовных дел по ст. 242 и ст. 242.1 УК РФ и производства по ним неотложных следственных действий.
Помимо этого, предлагается расширить уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов РФ как органов дознания с целью предоставления им дополнительных юридических возможностей для осуществления возложенной на них законом функции защиты прав интеллектуальной собственности. Для этого необходимо дополнить перечень преступлений, предусмотренный п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, указанием на ст. 146, 147 и 180 УК РФ.
Таким образом, на основании изложенного предлагается следующая редакция п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ:
«3) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 147, 180, 188 частями второй – четвертой, 189, 193, 242, 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Реализация данных предложений позволила бы таможенным органам значительно повысить эффективность своей работы в сфере обеспечения духовной безопасности в частности и национальной безопасности в целом. Это стало бы возможным благодаря тому, что дознаватели таможенных органов своевременно, то есть незамедлительно, сразу же по выявлении признаков соответствующих уголовно наказуемых деяний могли бы возбуждать уголовные дела о преступлениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также незаконным перемещением через границу порнографических материалов и предметов, оперативно фиксировать обстановку совершения этих преступления, собирать другие доказательства «по горячим следам», задерживать подозреваемых, производя неотложные следственные действия по таким делам с последующей их передачей по подследственности. Предлагаемое расширение уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов как органов дознания позволило бы по-новому взглянуть и на возможности оперативно-розыскных подразделений таможен страны, которые могли бы быть направлены на решение гораздо большего круга задач по защите интересов национальной безопасности от разного рода преступных посягательств, в том числе и от преступлений против духовной безопасности.
Между тем, справедливости ради, следует отметить, что обеспечением экономической и духовной безопасности деятельность таможенных органов не исчерпывается. Поэтому и в сфере борьбы с преступностью дознаватели таможен не должны ограничиваться на уровне УПК РФ возбуждением и расследованием уголовных дел лишь по указанным выше пяти составам таможенных преступлений.
Дело в том, что многие из преступлений в сфере таможенного дела зачастую образуют совокупность с другими уголовно наказуемыми деяниями, которые не отнесены к подследственности таможенных органов как органов дознания, хотя объективно они не могут быть расследованы в отрыве от таможенных преступлений, с которыми имеют непосредственную связь. Так любой из простых или квалифицированных видов контрабанды может быть сопряжен с подделкой документов (ст. 327 УК РФ), идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ), незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ) и др. Другими преступлениями, которые, как показывает практика, бывают часто сопряжены с совершением контрабанды, являются преступные посягательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 – 226 УК РФ), наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 – 229, 231 УК РФ), ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 220, 221 УК РФ).
Очевидно, что такого же рода проблемы, связанные со столь ограниченной подследственностью, встают не только перед таможенными, но и перед другими органами дознания. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 157 УПК РФ положением, позволяющим органам дознания возбуждать уголовные дела о преступлениях, сопряженных с преступлениями, отнесенными к их компетенции, и образующими с ними совокупность, производить неотложные следственные действия по таким делам с последующей их передачей по подследственности.
Таким образом, в современных условиях должностные лица таможенных органов Российской Федерации фактически ведут борьбу не только с таможенными преступлениями, хотя наделены соответствующими процессуальными правами и обязанностями только в отношении последних. Поэтому выдвинутые нами предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства о компетенции таможенных и иных органов дознания направлены на то, чтобы узаконить и активизировать их усилия по борьбе с преступлениями, посягающими на экономическую, духовную и иные элементы национальной безопасности.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 1 (8) 2009

< предыдущая