УПК поручение следователя

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Нагоева М.А. 1 1 ФГКОУ ВПО Краснодарский университет, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Рассмотрены вопросы процессуальных и тактических правил подготовки и исполнения отдельных поручений следователя. С учетом анализа следственной и судебной практики рассматриваются проблемы по порядку направления и исполнения отдельных поручений следователя. В целях быстроты, полноты и всесторонности расследования уголовного дела перед следователем нередко возникает необходимость в проведении разнообразных следственных действий в различных районах страны. Иногда их требуется провести одновременно. Этому способствует отдельное поручение следователя. Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела. Особое внимание в исследовании уделено разделению труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего. При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствия. Материал статьи основан на детальном анализе исполнения отдельных поручений при участии защитника в производстве следственных действий. 144 KB следователь руководитель следственного органа отдельное поручение следственные действия 1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознаватель: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2011. — С. 34–39. 2. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 2008. — С. 86–89. 3. Кочаров Г. И., Токарев А. И. Применение научно-технических средств при расследовании хищений государственного и общественного имущества: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1995. — С. 116–121. 4. Нагоева М.А. Некоторые аспекты производства отдельных следственных действий при расследовании терроризма // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 10. — С. 168–170. 5. Сорокин Н.С. Обнаружение и фиксация следов на месте происшествия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1966. – С. 110–112. 6. Теребилов И.С. Первоначальные следственные действия: учеб. для вузов. — М.: Проспект, 1969. — С. 136–137. 7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) 8. Чуркин А.В. Еще раз к вопросу об объяснениях как новых доказательствах // Российский следователь. — 2015. — № 3. — С. 45–47. Расследование преступлений иногда ставит следователя перед необходимостью выполнения определенных процессуальных действий и вне района производства расследования по делу. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток. Обращение следователя одного района к следователю другого района с поручением о выполнении следственных или розыскных действий получило название отдельного поручения следователя.

Направление отдельного поручения следователя и его исполнение должно осуществляться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом .

Отдельное поручение следователя имеет своей целью разделение труда по проведению предварительного следствия между несколькими следователями, с тем чтобы максимально сократить время между фактом преступного деяния и наказанием лица, его совершившего.

Закон определяет, что следователь по расследуемому делу вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Они даются в письменном виде и являются обязательными.

На практике, например, возникает вопрос о том, распространяется ли правило ст. 61 УПК РФ об отводе на следователя, которому поручено исполнение отдельного поручения. Закон регламентирует порядок отвода любого следователя, принимающего участие в расследовании, а не только того, в производстве которого находится дело. Следователь же, выполняющий отдельное поручение, участвует в расследовании дела и поэтому при наличии оснований, предусмотренных ст. 67 УПК РФ, не может выполнять отдельное поручение и обязан устраниться от его выполнения .

В тех же случаях, когда следователь выполнил отдельное поручение, а отвод заявлен в стадии окончания расследования по делу, этот вопрос в соответствии со ст. 67 УПК РФ разрешается руководителем следственного органа. Если отвод обоснован, то он подлежит удовлетворению, а следственное действие, произведенное по отдельному поручению, не имеет процессуального значения и должно быть осуществлено вновь другим следователем.

Отвод следователя, которому передано на исполнение отдельное поручение, может быть заявлен и при производстве следственных действий, указанных в отдельном поручении . В этих случаях отвод разрешается руководителем следственного органа по месту исполнения отдельного поручения, и в случае его удовлетворения отдельное поручение передается другому следователю.

При исполнении отдельных поручений возникает вопрос и об участии защитника в производстве следственных действий. Как известно, по действующему законодательству (ст. 51 УПК РФ) защитник с момента допуска к участию в деле может с разрешения следователя присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых по его ходатайству или ходатайству обвиняемого, а по делам о преступлениях несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, защитник может с согласия следователя присутствовать при производстве следственных действий и задавать с разрешения следователя вопросы свидетелю, потерпевшему и эксперту.

Иногда следственные действия по ходатайствам защитника выполняются в другом районе путем направления отдельного поручения. В этих случаях следователь должен разъяснить защитнику, что по его ходатайству просимое им следственное действие будет выполнено следователем другого района, куда направляется отдельное поручение. При этом нужно выяснить у защитника, желает ли он присутствовать при выполнении следственного действия в том районе, где оно будет исполняться. При положительном ответе следователь в отдельном поручении уведомляет исполнителя, что данное следственное действие выполняется по ходатайству защитника и последний изъявил желание присутствовать при его выполнении. Следователь — исполнитель этого отдельного поручения должен известить защитника о времени и месте выполнения следственного действия, с тем чтобы последний мог реализовать свое право и присутствовать при проведении следственного действия.

Что касается присутствия защитника при выполнении по отдельным поручениям следственных действий, не связанных с заявленным им ходатайством, то представляется, что от следователя зависит, уведомить или нет защитника о направлении отдельного поручения и выполняемых по нему следственных действиях .

Во всех случаях, когда присутствие защитника при выполнении по отдельному поручению того или иного следственного действия необходимо, следователь извещает об этом защитника и выясняет его мнение, в зависимости от которого и составляет отдельное поручение. Такое решение вопроса о присутствии защитника при выполнении следственных действий по отдельным поручениям содействует реализации права обвиняемого на защиту и гарантирует исполнение защитником его обязанностей по использованию всех указанных в законе средств и способов защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность.

При исполнении отдельных поручений иногда возникает вопрос и о соблюдении установленных законом правил о языке, на котором ведется судопроизводство. Статья 18 УК РФ установила, что уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. Это значит, что и следственные действия по отдельным поручениям должны выполняться на языке места исполнения, поручения. Однако в случаях, когда лицо, с которым необходимо провести то или иное следственное действие, владеет языком места расследования дела, при выполнении отдельного поручения следственные документы могут быть исполнены на этом языке .

Закон не регламентирует, какие следственные или розыскные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие он может просить выполнить следователя или орган дознания другого района путем направления отдельного поручения. Не регламентирована законом и процессуальная форма отдельного поручения, порядок подготовки, направления и исполнения его.

При направлении отдельного поручения следователи должны учитывать следующее. Нельзя поручать другим следователям выполнение основных процессуальных действий по уголовному делу . В частности, как правило, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен лично выполнять следующие действия: предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого, производить все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, производить допрос подозреваемого и осмотр места происшествия, назначать экспертизу, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела.

Помимо этого, как правило, не следует прибегать к направлению отдельных поручений о производстве таких следственных действий, как допросы очевидцев совершенного преступления и проведение очных ставок между свидетелями, в показаниях которых имеются существенные противоречия, касающиеся наиболее важных моментов совершенного преступления. Не следует поручать другим следователям и выполнение таких действий, которые по имеющимся уже в деле материалам могут дать в распоряжение следователя важные фактические данные о совершенном преступлении. Естественно, что перечень всех таких действий привести невозможно. Это могут быть и допрос свидетелей, и обыск, и следственный эксперимент, и другие следственные действия. Подчеркнем лишь, что, если следователь по разрабатываемой им версии и плану расследования надеется получить от того или иного следственного действия важные для установления истины по делу данные, он должен стремиться осуществить эти следственные действия лично . Конечно, из этого общего правила могут быть исключения, но отдельные поручения в таких случаях должны направляться лишь тогда, когда, например, необходимо срочно в другом районе провести одно из названных следственных действий, а осуществить их самому следователю невозможно, или когда такие действия необходимо произвести в отдаленном районе, куда выезд затруднителен, а иногда, в зависимости от обстоятельств (времени года, погодных условий и др.), и невозможен.

При определении следственных действий, которые могут быть выполнены путем направления отдельного поручения, нужно руководствоваться еще и тем, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, несет полную ответственность за раскрытие преступления, качество и сроки следствии. Тот же следователь, которому направлено для исполнения отдельное поручение, персонально отвечает лишь за своевременное и доброкачественное исполнение поручения. Поэтому любое отдельное поручение и те следственные действия, которые указаны в нем, должны быть согласованы со всем ходом следствия и его результатом .

Приведенные соображения, конечно, не исчерпывают всех случаев, когда следователь может давать задания следователям другого района, а когда не может. И это понятно, так как каждое уголовное дело имеет свои особенности. Поэтому изложенные рекомендации носят ориентировочный характер, тем более что уголовно-процессуальный закон не содержит на этот счет никаких указаний. Основываясь на общих положениях о характере тех следственных действий, выполнение которых возможно по отдельному поручению, и проанализировав 512 отдельных поручений, можно сделать следующие выводы о характере тех заданий, которые даются при направлении отдельных поручений.

Самый большой удельный вес занимают отдельные поручения по выполнению следственных действий по собиранию и проверке доказательств. К ним относятся отдельные поручения о допросе свидетелей (386, или 72,7%), о производстве дополнительных допросов потерпевших (44, или 8,4%), о производстве экспертиз (6, или 1,2%), о предъявлении для опознания (по фотокарточкам) 4 и об отобрании образцов почерка для проведения экспертизы 2 случая. Таким образом, почти 84,6% всех отдельных поручений из числа изученных связано с получением новых доказательств или проверкой имеющихся в деле фактических данных. Далее идут отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности. Таких отдельных поручений среди изученных оказалось 40, или 7,8%. К ним относятся поручения об объявлении постановления о признании тех или иных лиц потерпевшими, гражданскими истцами по делу, разъяснении им их процессуальных прав и ознакомлении с материалами законченного расследованием уголовного дела. Следующую группу составляют отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения. К ним относятся отдельные поручения о наложении ареста на имущество, об отобрании подписки о явке к следователю или в суд и о производстве выемки. Таких отдельных поручений оказалось 12, или 2,3%. Остальные отдельные поручения касались выполнения розыскных действий или истребования различного рода справок, характеристик и иных документов.

Все изученные отдельные поручения с учетом их характера и распространенности можно разделить на следующие группы.

1. Отдельные поручения по собиранию и проверке доказательств.

2. Отдельные поручения по реализации прав отдельных участников уголовно-процессуальной деятельности.

3. Отдельные поручения о принятии мер процессуального принуждения.

4. Отдельные поручения о производстве розыскных действий.

5. Отдельные поручения по выполнению процессуальной обязанности следователя о принятии мер к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В дальнейшем при характеристике работы следователей как по подготовке и направлению, так и по исполнению отдельных поручений следователя мы будем придерживаться этой классификации, тем более что, как об этом будет сказано, любая из приведенных групп отдельных поручений с точки зрения их подготовки и исполнения имеет много общего между собой и в то же время значительно отличается от других групп .

Переходя к вопросу о процессуальной форме отдельного поручения следователя, прежде всего подчеркнем, что любое такое задание должно быть дано в письменном виде.

Письмо, содержащее отдельное поручение следователя, должно состоять из трех частей.

В первой, вводной, части должен быть точно обозначен адресат отдельного поручения, его исполнитель. Заместитель Генерального прокурора РФ указывает, что отдельное поручение направляется непосредственно в прокуратуру или отделение милиции того города или района, где необходимо произвести соответствующие следственные или розыскные действия. Это указание обязательно и для следователей органов внутренних дел. Вопрос о правильном определении исполнителя отдельного поручения имеет большое значение.

Заместитель Генерального прокурора РФ обращает внимание следователей и прокуроров на то, что нередко отдельные поручения при наличии у следователя конкретных сведений о городе или районе, где они должны выполняться, направляются в следственные отделы прокуратур республик, краев и областей. Это приводит к тому, что получение необходимых результатов затягивается и нарушаются сроки следствия.

При изучении отдельных поручений в прокуратурах ряда районов установлено, что и в настоящее время этот недостаток продолжает иметь место. Так, из изученных отдельных поручений 52, или 10,0%, были направлены не по месту исполнения, и их переотправка заняла от 3 до 7 дней! Представляется, что, прежде чем направить отдельное поручение, необходимо определить его исполнителя с учетом территориальной и предметной подследственности уголовных дел.

Что касается территориальной подследственности, то этот вопрос достаточно ясен. Исполнителем отдельного поручения должен быть следователь или орган дознания места производства следственных или розыскных действий.

Более сложным является вопрос об определении исполнителя отдельного поручения исходя из предметной подследственности уголовных дел. Например, на практике нередко возникает такая ситуация, когда по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя военной прокуратуры, отдельные поручения для исполнения направляются следователю территориальной прокуратуры или следователь прокуратуры направляет поручение следователю органов внутренних дел. Иногда отдельные поручения следователи направляют органу дознания. Исходя из требований закона о предметной подследственности уголовных дел при определении исполнителя отдельного поручения нужно руководствоваться следующим:

1) по общему правилу отдельное поручение адресуется следователю того же ведомства, в котором работает следователь, направляющий поручение, т.е. следователи органов внутренних дел по находящимся в их производстве делам направляют для исполнения отдельные поручения следователям органов внутренних дел, следователи прокуратуры — следователям прокуратуры другого района. Исключение может быть сделано лишь для следователей военной прокуратуры, которые вправе направлять свои отдельные поучения соответствующему следователю либо следователю органов внутренних дел, либо следователю прокуратуры, так как часто в районе, где должно выполняться отдельное поручение, военной прокуратуры нет;

2) отдельные поручения для исполнения могут быть адресованы соответствующему органу дознания любым следователем.

Определяющим в этих случаях является характер тех следственных или розыскных действий, которые придется выполнять исполнителю отдельного поручения. Как правило, органу дознания должны адресоваться отдельные поручения о выполнении розыскных действий и таких следственных действий, для исполнения которых потребуются оперативно-розыскные меры;

3) окончательно вопрос об исполнителе отдельного поручения решает руководитель следственного органа того района, куда направлено для исполнения отдельное поручение. Он вправе поручить исполнение отдельного поручения, адресованного следователю, органу дознания.

На практике иногда возникает вопрос и о том, вправе ли следователь, которому адресовано для исполнения отдельное поручение, переадресовать его другому следователю, если он считает, что по предметной или территориальной подследственности полученное им отдельное поручение выходит за пределы его компетенции.

Здесь нужно различать два аспекта. Иногда направляющий отдельное поручение следователь полагает, что производство необходимых следственных действий, например допросов свидетелей, должно состояться именно в том районе, куда адресовано отдельное поручение, а потом оказывается, что эти свидетели проживают в другом районе, т.е. отдельное поручение ошибочно направлено не тому следователю. В таких случаях следователь, получивший для исполнения отдельное поручение, вправе переадресовать его для исполнения надлежащему следователю.

Говоря о вводной части отдельного поручения следователя, следует обратить внимание и на то, что должен быть точно указан почтовый адрес исполнителя.

Во второй, описательной, части отдельного поручения должны быть изложены обстоятельства дела в объеме, необходимом для доброкачественного исполнения отдельного поручения. При этом важно иметь в виду, что описательная часть во многом предопределяется характером того задания, которое дается в отдельном поручении. Но есть и некоторые общие положения, которым должна соответствовать описательная часть. Прежде всего в ней, по возможности, лаконично и четко должна быть изложена фабула уголовного дела. При этом следует указать, когда возбуждено уголовное дело и имеются ли подозреваемые или обвиняемые, содержащиеся под стражей, с указанием срока их ареста. Это дисциплинирует исполнителя отдельного поручения.

В заключение подчеркнем, что, как и вся деятельность следователя, работа по исполнению отдельных поручений должна осуществляться при строгом и неукоснительном соблюдении принципа законности. И поэтому, если на исполнение к следователю поступило отдельное поручение, содержащее задание о выполнении действий, противоречащих закону, то такие отдельные поручения не должны исполняться, о них немедленно надлежит доложить руководителю следственного органа.

Рецензенты:

Маремкулов Р.Н., д.ю.н., профессор, руководитель государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской республике, Государственный советник Российской Федерации 3-го класса, г. Нальчик;

Халифаева А.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

Нагоева М.А. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПРАВИЛА И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНОГО ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21137 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

К оглавлению 1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

1. Комментируемая статья устанавливает правила территориальной подследственности. Место производства расследования правомерно обозначать термином «подследственность», в силу прямого указания на данный термин в ч. 5 комментируемой статьи.

Территориальная подследственность призвана разграничить компетенцию органов расследования одного уровня и ведомства. Место производства расследования определяется для обеспечения оптимального режима всесторонности, объективности и полноты расследования.

В отличие от УПК РСФСР (ст. 41 УПК) в настоящем Кодексе место производства предварительного расследования не определяет территориальную подсудность уголовного дела (ст. 32 УПК). Однако влияние подследственности на подсудность остается на практике (см. комм. к ст. 32) и закреплено в некоторых международных нормах (ст. 77 Минской Конвенции 1993 г. — см. комм. к ст. 33).

2. По общему правилу предварительное расследование производится в том месте, где окончено деяние вне зависимости от места наступления преступных последствий. Место окончания деяния определяется территорией органа расследования, на которой совершено последнее действие, входящее в объективную сторону состава преступления; или на которой должны были быть совершены действия при преступном бездействии.

Например, преступник с территории участка № 1 произвел выстрел в потерпевшего, который находился на территории участка № 2. Несмотря на место нахождения трупа потерпевшего (последствия) предварительное следствие должно производится в участке № 1.

Об исключениях см. комм. к ч. 4-5 ст. 152.

Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления.

В начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). При установлении иной подследственности применяются правила ч. 5 ст. 152 УПК.

3. Часть 1 комментируемой статьи содержит норму о производстве следственных или розыскных действий вне места предварительного расследования.

Поскольку сам термин «следственные действия» в Кодексе точно не определен, представляется возможным применять данную норму и для некоторых процессуальных действий (с учетом п. 4 ч. 2 ст. 38; п. 32 ст. 5 УПК).

Для производства действий вне места расследования предусматривается два способа: выезд в другую местность самого следователя или дознавателя либо направление в другую местность поручения. Выбор способа определяется самим следователем (дознавателем) так, чтобы не происходило отчуждение своих исключительных процессуальных полномочий (переложение своих функций на другого). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности (см. комм. к ст. 240), поэтому его пределы должны быть ограничены. Иначе институт подследственности теряет всякий смысл — можно все поручить другому органу, которому дело неподследственно.

Следователь обязан лично выполнить процессуальные действия (и не имеет право поручить их выполнение другому), когда:

а) необходимо произвести большой объем следственных действий;

б) следственные или иные процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, т. е. с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела (ознакомление с материалами оконченного расследования).

4. Поручение следователя или дознавателя (отдельное поручение) — это его письменное обращение к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.

Кодекс предусматривает два вида поручений следователя: поручения органу дознания по месту производства следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и поручение органу дознания или другому следователю вне места следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). При этом вне места следствия поручение может быть дано как следователю, так и органу дознания.

Поручено может быть производство процессуальных действий или розыскных действий.

При поручении производства процессуальных действий следует учитывать, что:

1) на исполнителя поручения распространяются правила об отводе (ст. 61, 67 УПК);

2) необходимо обеспечивать права участников процесса на их присутствие при исполнении поручения. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого) то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Не обеспечение права на участие защитника является существенным нарушением УПК (ч. 3 ст. 7 УПК) и влечет недопустимость полученных доказательств;

3) кроме следственных действий (в узком смысле этого слова) может быть поручено выполнение иных процессуальных действий:

а) по ознакомлению лиц с постановлением о признании их участником уголовного процесса и разъяснений ему прав и обязанностей;

б) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

в) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158 УПК). Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например, поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

Поручение о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий может преследовать цель установления личности преступника или места его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Однако оперативные подразделения самостоятельно выбирают конкретные средства и методы для исполнения поручения и перечень ОРМ.

Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые ему целесообразно выполнить лично, например, получить сведения из криминалистических учетов.

Форма поручения следователя предусмотрена приложением 45 к ст. 476 УПК. Оно должно быть мотивированным, учитывая общие требования к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7 УПК). К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

Десятисуточный срок выполнения поручения может быть изменен самим поручителем или продлен. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209). Розыскные действия (не сопряженные с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

5. В Кодексе не решен вопрос о том, какой орган по территориальности должен давать разрешение на принудительные процессуальные действия при выполнении поручений. В тех случаях, когда решение принимается без участия обвиняемого или подозреваемого целесообразно получать разрешение прокурора и суда по месту производства расследования (ч. 2 ст. 165). Когда в заседании необходимо обеспечить участие самого обвиняемого или подозреваемого, разрешение дает суд по месту производства процессуального действия (ч. 4 ст. 108).

6. Части 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают исключения из общего правила территориальной подследственности. Для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения его сроков предварительное расследование может производится по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений (а не последнего), по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Вопрос об изменении общего правила территориальной подследственности решается прокурором. По смыслу п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе передать уголовное дело другому органу расследования и вообще без соблюдения территориальной подследственности (разумеется, если эта передача обеспечивает лучшие условия для всесторонности, полноты объективности расследования).

7. Часть 5 комментируемой статьи содержит общее правило передачи дела по подследственности как территориальной, так и предметной (так как термин «подследственность» явно относится к называнию ст. 151 УПК).

Передача дела происходит через прокурора и только при отсутствии неотложной ситуации (приложение 166 к ст. 476 УПК). В противном случае следователь или дознаватель выполняет неотложные следственные действия. Об этом см. комм. к ст. 157, ч. 5 ст. 165.

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ, ОН ЖЕ СЛЕДОВАТЕЛЬ?

Еще раз к вопросу о недопустимости доказательств, полученных с нарушением порядка их собирания и закрепления

В № 23 (160) «АГ» за 2013 г. опубликована статья коллеги Бориса Абушахмина «Ненадлежащее лицо», в которой мотивированно, со ссылкой на УПК РФ и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», доказана недопустимость производства следственных действий по делу оперативными сотрудниками правоохранительных органов. Практически полностью соглашаясь с доводами уважаемого автора, полагаю необходимым дополнить их и поделиться своими наработками и практикой.
Случаи допустимого участия
Наверное, всем юристам, участвующим в досудебном производстве по уголовному делу, известен непроцессуальный термин «оперативное сопровождение». Ни для кого не секрет, что за этим понятием скрывается использование возможностей оперативного аппарата правоохранительных органов в формировании доказательной базы по делу.
Однако порядок сбора и оценки доказательств строго регламентирован главами 10 и 11 УПК РФ, статьи которых не предусматривают такой возможности для должностного лица правоохранительного органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия.
Статья 89 УПК РФ обязывает проверять результаты оперативно-розыскных мероприятий в досудебном производстве путем осуществления следственных действий, причем проверке следственными действиями подлежат в первую очередь результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных до возбуждения уголовного дела. На практике данное требование влечет за собой обязательный допрос в качестве свидетелей лиц, осуществлявших эти мероприятия.
Как известно, после возбуждения уголовного дела результаты оперативно-розыскных мероприятий рассекречиваются и передаются следователю в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными инструкциями. В переданных следователю материалах содержатся данные о конкретных штатных сотрудниках правоохранительных органов, лично проводивших оперативно-розыскные мероприятия или непосредственно участвовавших в них.
Дальнейшее взаимодействие следователя и должностного лица правоохранительного органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия, определяется содержанием п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
Согласно этой норме следователь имеет право давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Таким образом, в данной части придерживаюсь несколько иного мнения, нежели Борис Абушахмин, говорящий о полной невозможности проведения следственных действий оперативными работниками, являющимися сотрудниками органа дознания. Как мы видим, указанная норма ст. 38 УПК РФ позволяет сотруднику органа дознания произвести следственные действия по отдельному поручению следователя. А ст. 157 УПК РФ прямо обязывает орган дознания в определенных случаях проводить неотложные следственные действия. Полагаю, существо вопроса несколько в другом.
Борис ЗОЛОТУХИН,
адвокат АП Белгородской области
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 5 за 2014 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ

НА ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

А.С. ЕСИНА,

заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России, полковник милиции, кандидат юридических наук, доцент

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: esina-alla@list. ru

Аннотация. Рассматривается вопрос об объеме и о содержании поручения следователя органу дознания на производство следственных действий, определяется значимость критерия допустимости доказательств, полученных не следователем.

Ключевые слова: поручение следователю, орган дознания, следственные действия.

TO A QUESTION ON EXECUTION OF COMMISSIONS OF THE INSPECTOR ON MANUFACTURE OF INVESTIGATORY ACTIONS

A.S. ESINA,

Keywords: the commission to the inspector, inquiry body, investigatory actions.

Расследуя преступление, следователь вправе воспользоваться помощью органов дознания. В соответствии со ст. 38, 152 УПК следователь имеет полномочия давать письменные поручения органу дознания о производстве отдельных следственных действий, в том числе в другом городе или районе.

Наличие подобных поручений в уголовном деле является важным документом с точки зрения допустимости доказательств, полученных не следователем. Известно, что доказательства по уголовному делу должны быть получены только надлежащим субъектом расследования, а именно тем следователем, в чьем производстве находится уголовное дело. Когда следователь поручает выполнить следственные действия другому

участнику процесса, например органу дознания, орган дознания должен приобрести статус «надлежащего субъекта» сбора доказательств по уголовному делу. Поручение следователя в этом случае является как бы своеобразной доверенностью, по которой орган дознания приобретает полномочия по производству следственных действий в качестве надлежащего субъекта по сбору доказательств. Несмотря на то что в законе нет указания на необходимость приобщения к материалам уголовного дела поручения следователя, представляется целесообразным рекомендовать подобные поручения обязательно приобщать к материалам уголовного дела. Это действие необходимо с той точки зрения, что иные участники процесса при ознакомлении с материалами

НАУКИ

уголовного дела могли бы видеть поручение и оценивать полученное доказательство иным субъектом как допустимое.

Большое значение имеет содержание поручения следователя. Важно указывать в поручении о том, какое именно следственное действие поручается провести органу дознания. Конкретное указание на перечень дозволенных действий определяет пределы полномочий органа дознания, который начинает действовать вместо следователя.

В уголовно-процессуальном законе отсутствуют перечень и объем тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю самому определять тот необходимый перечень следственных действий, которые он намерен поручить. Представляется, что такое положение вещей не всегда оправданно. Следователи зачастую злоупотребляют своими полномочиями в этой части и поручают выполнение таких действий, которые могли бы осуществить сами. В специальной юридической литературе по этому поводу исследователями высказываются разные суждения относительно тех критериев, которых следует придерживаться, поручая следственные действия1. Так, Г.В. Дроздов, Г.Д. Луковников полагают, что следователь не вправе поручать производство наиболее важных действий2. Однако что понимать под наиболее важными следственными действиями, авторы не разъясняют. В.М. Быков относит к важным следственным действиям такие, в ходе производства которых могут быть получены важные доказательства3.

Однако при расследовании преступлений следователь не всегда имеет возможность предугадать результат следственного действия. Насколько доказательство оказалось ценным, можно судить после его оценки, сопоставляя с другими доказательствами. В любом случае это можно сделать только после совершения следственного действия.

Самый заурядный допрос может неожиданно обернуться получением очень важного, весомого доказательства. Недопустимо делить следственные действия на важные и не важные. Такой критерий, как «важность» следственного действия, нельзя признать удачным при решении вопроса о возможности поручения производства следственного действия органу дознания.

Другие исследователи полагают, что не может поручаться органу дознания выполнение таких действий,

которые следователь обязан во всех случаях выполнять сам4. Однако по смыслу уголовно-процессуального закона только следователь должен производить следственные действия по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, поскольку именно он является надлежащим субъектом расследования. Однако в силу разных причин следователь не всегда может сам выполнить все необходимые следственные действия по уголовному делу. Учитывая это обстоятельство, законодатель предусмотрел для следователя право обратиться за помощью к органу дознания. Критерий «во всех случаях сам» как бы исключает возможность воспользоваться этой помощью.

Вместе с тем в уголовно-процессуальном законе нет каких-либо указаний или запретов на этот счет. Следователь сам определяет необходимость поручения производства того или иного следственного действия (или следственных действий). Представляется, что давая поручение о производстве следственных действий, следователь должен исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.

Возникают ситуации, когда по каким-либо причинам следователь не может произвести следственное действие самостоятельно. Это может быть удаленность местонахождения следователя от места предполагаемого производства следственного действия (например, в другом городе), большая загруженность следователя по другим уголовным делам, может возникнуть необходимость производства нескольких следственных действий одновременно. Очевидно одно — исключается возможность производства следственного действия самим следователем. Только при этом условии будет оправданным поручение следователя о производстве следственных действий другим лицам. Поручать какие-либо следственные действия следователь вправе тогда, когда в силу каких-либо причин он не может их произвести самостоятельно.

3 Быков В.М. Указ. соч. С. 47.

4 Белозеров Ю.Н., Чугунов В.Е., Чувилев А.А. Указ. соч. С. 86; Михайлов А.И. Указ. соч. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУКИ

Структура и содержание поручения следователя должны содержать следующие данные:

• указание того органа дознания, которому направляется поручение. Поручение следует адресовать начальнику органа дознания, а не тому конкретному сотруднику, который по предположению следователя может быть назначен исполнителем поручения. Применительно к системе ОВД и на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 и п. 17 ст. 5 УПК начальником органа дознания в ОВД является начальник ОВД, в том числе его заместитель, либо начальник полиции;

• поручение должно содержать указание на обстоятельства расследуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства совершенного преступления, т.е. дать исходную информацию для исполнителя);

• необходимо указать правовую основу поручения, т.е. 38, 152 УПК. В заключительной части поручения следователь указывает конкретно те следственные или розыскные действия, которые он поручает провести, либо указывает, что или кого необходимо установить, определив цель и срок исполнения поручения.

Поручение следователя является обязательным для исполнения (ст. 38 УПК) для органов дознания. Не исполнить поручение следователя орган дознания не вправе.

В поручении следователь должен указать срок его исполнения. В уголовно-процессуальном законе не определен срок исполнения поручений следователя, исполняемых по месту производства предварительного следствия. В практической деятельности органов предварительного следствия считается устоявшимся мнение о том, что срок исполнения такого поручения определяется в 10 суток. Однако этот срок упоминается законодателем применительно к исполнению поручений следователя, данных им в порядке ст. 152 УПК, т.е. когда поручается произвести действие в другом городе, районе (не по месту производства расследования).

Использование положений ст. 152 УПК по аналогии применительно к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 возможно и оправданно. Однако

возникает вопрос о целесообразности установления такого срока применительно ко всем поручениям.

Некоторые исследователи полагают, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действительно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем, например, когда запланировано одновременное производство нескольких обысков в разных местах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с исполнением такого следственного действия может привести к бесполезности его производства.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, наоборот, требует длительной работы органа дознания, который может не уложиться в рамки 10-дневного срока, например проведение таких розыскных мероприятий, как проверка камер хранения железнодорожных вокзалов с целью установления похищенного, или отработка жилого сектора с целью выявления очевидцев происшедшего, или организация засад с целью задержания подозреваемого5.

Целесообразным представляется введение в закон такого правила, по которому срок исполнения поручения определялся бы самим следователем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела, а также с учетом оставшегося для расследования процессуального срока.

Исполняя поручение, сотрудник органа дознания должен будет указать в вводной части протокола свою должность, звание и иные анкетные данные. Он же должен разъяснить права участникам следственного действия, а по окончании действия — подписать протокол, фиксирующий его ход и результат. Исполнив поручение следователя, сотрудник должен отправить протокол следственного действия следователю вместе с сопроводительным письмом. Следователь приобщает к материалам уголовного дела и сопроводительное письмо, и протокол следственного действия. Только в этом случае доказательство, полученное не следователем, может сохранить свойство допустимости и использоваться стороной обвинения в процессе доказывания.

5 Дознание в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. А.А. Чу-вилева. М., 1986. С. 138.

8.Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение — это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

— указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону — это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, — обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон — исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах — непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

К формам взаимодействия такого рода относятся:

•совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

•составление согласованных планов следственных и опера­тивно-разыскных мероприятий;

• обмен получаемой информацией о совершаемых преступле­ниях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя.

Содержание, структура и сроки исполнения

Прежде всего, необходимо определиться с тем, каково содержа­ние понятия «поручение следователя». На законодательном уровне разъяснение содержания данного понятия отсутствует, в связи, с чем отдельные ученые-процессуалисты вкладывают разное смысло­вое значение в его содержание.

Некоторые авторы предлагают понимать под поручением следо­вателя предложение органу дознания осуществить следственное или разыскное действие. Представляется, что данное определение не совсем точно отражает суть «поручения».

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требо­вании, которое подлежит обязательному исполнению.

В этой связи более предпочтительной представляется позиция А.М. Ларина, который определил поручение как требование следова­теля о производстве разыскных и следственных действий. Таким об­разом, следует признать, что употребление в законе термина «пору­чение» фактически тождественно понятию «требование» следователя. Поручение следователя является обязательным к исполнению (ст. 38 УПК). Данный документ должен содержать следующее.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется.

Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п. 17ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник
ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному
сотруднику подразделения.

Относительно других правоохранительных органов, обладающих статусом органа дознания (ч.1 ст. 40 УПК), следует заметить, что поручения следует адресовать начальникам оперативных подразде­лений тех ведомств, которые перечислены в ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства рас­следуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить
обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства со­вершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнителя.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь изла­гает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

Надо заметить, что в уголовно-процессуальном законе не опре­делен срок исполнения поручений следователя. В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения со­ставляет 10 суток. Однако этот срок установлен законом примени­тельно к исполнению поручений следователя, данному им в поряд­ке ст. 152 УПК, т.е. когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом го­роде, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применитель­но к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразно­сти установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действи­тельно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано од­новременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с ис­полнением такого следственного действия может привести к беспо­лезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, тре­бует длительной работы органа дознания, для которой десятиднев­ный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в за­коне такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом кон­кретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приме­ты и перечень похищенного, приметы преступника, которые долж­ны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключение необходимо отметить, что в ходе совместной дея­тельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача, как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывает на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следователя с органом дознания регламентировано и совместном межведомственном приказе №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013, которым утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, которая определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятии по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

В данном документе указана и правовая основа представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье). Кроме Инструкции указаны следующие источники:

— Конституция Российской Федераций;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций;

— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Поручения следователя. Содержание, структура и сроки исполнения.

Макет учебного уголовного дела (образец составления)

ШТАМП

следственного отдела при ОВД

02.06.2008 исх. № 1/3 – 467

Начальнику УР КМ

С.И. Громову

о производстве следственных действий оперативно-розыскных и розыскных мероприятий

В производстве СО ОП-3 УМВД России по г. Энску находится уголовное дело № 876543, в ходе расследования по которому установлено, что в период с 20 часов 00 минут 1 июня до 7 часов 30 минут 2 июня 2008 года неустановленные лица при неустановленных следствием обстоятельствах тайно похитили стоявшую возле дома № 30, корпус № 2 по улице Судовой в городе Энске автомашину марки «Тайота Авенсис», черного цвета, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) ХХ2244668800, номер кузова 668800, номер двигателя ZZ2345, принадлежащую на праве собственности Петрову Андрею Андреевичу 1953 года рождения, зарегистрированному по адресу: г. Энск, ул. Дубовая, д. 18, кв. 55.

28 мая 2004 года автомашина поставлена на регистрационный учёт в ГИБДД ОВД г. Энска, где Петрову А.А. были выданы документы: свидетельство о регистрации транспортного средства № 73 НК 987654; паспорт транспортного средства № 51 СМ 345678 и государственный регистрационный знак Т 062 СА 177 РУС (копии приобщаю).

При осмотре места происшествия 02.06.2008 установлено, что автомашина «Тайота Авенсис» похищена с участка проезжей части по улице Судовая, стоявшая возле бордюрных камней по направлению движения в сторону Иксового проспекта, расположенного в 10,2 м от левого края здания дома № 30, корпус № 2 со стороны Иксового проспекта и 6 м от фасадной стены здания указанного дома. В ходе осмотра участка и прилегающей к нему территории каких-либо следов, предметов, которые могут иметь отношение к происшествию, не обнаружено. Рядом с осмотренным участком были припаркованы автомашины «ВАЗ-2106», г.р.з. М 231 ОП 77 РУС и «Газель», г.р.з. С 750 РП 90 РУС.

Между подъездами № 1 и № 2 указанного дома над козырьком входной двери филиала Сбербанка России на фасадной стене установлена камера видеонаблюдения.

Справа от дома № 30, корпус № 2 по улице Судовая расположена общеобразовательная школа № 5.

При допросе потерпевший Петров А.А. показал, что автомашина снабжена центральным электронным замком и штатной сигнализацией. Других противоугонных устройств он не устанавливал. Дополнительной скрытой маркировки не наносил. Пользовался автомашиной только он. В январе 2005 года в результате ДТП был повреждён слой краски левой половины переднего бампера и образовались трещины на двух верхних крепёжных скобах левой передней фары. Замена номерных узлов и агрегатов не производилась. В ходе восстановительных работ был нанесён слой черной краски на переднюю часть бампера с левой стороны, отчего он кажется чуть матовым, и склеивались при помощи синтетических прозрачных смол две верхних крепёжных скобы левой передней фары. В багажном отсеке машины находились: саперная лопата из нержавейки; новый домкрат (копию эскиза приобщаю). В перчаточном ящике лежали три CD с записями музыкальной группы «Куин». На дисках маркером зелёного цвета нанесены надписи названия группы и годы выпуска сборников, соответственно: «1995», «1996», «1997». Документы на похищенные вещи не сохранились.

Особенностью, характеризующей кузов машины, является: царапина шириной примерно 5 мм и длиной 7 см на пороге под левой передней дверью, а особенностью салона автомашины, является наличие чехлов на заднем сидении из искусственной кожи серого цвета с прорезями для ремней безопасности и на заднем стекле, в левом нижнем углу (если смотреть, находясь в салоне машины), имеется наклейка в форме треугольника красного цвета высотой 15см шириной основания 15см, в середине которого на белом фоне изображена голова волка.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ,

Осуществить мероприятия, направленные на розыск похищенной автомашины и лиц, причастных к её хищению, для чего:

1. Установить анкетные данные и допросить в качестве свидетелей:

– начальника службы безопасности филиала Сбербанка России, расположенного по адресу: г. Энск, ул. Судовая, д. 30, корп. 2, на предмет режима работы камеры видеонаблюдения, возможности получения информации, способствующей раскрытию преступления (срочно);

– сторожа (охранника) школы № 5 по ул. Судовая об обстоятельствах дежурства в ночь с 1 на 2 июня 2008 года (срочно);

2. Проверить информацию, накопленную при помощи аппаратно-программных комплексов «Поток», установленных в местах предположительного маршрута движения похищенной автомашины, о задержанных на стационарных постах ДПС автомашинах за различные правонарушения (в срок до 3 суток);

3. Проверить автосалоны (автомагазины) на предмет обращений к ним с просьбами замены замков дверей, замков зажигания, на автомашинах соответствующей марки, приема на реализацию номерных агрегатов (деталей) автомашины;

4. С учётом установленных примет похищенной автомашины, личного имущества, находившегося в автомашине, особенностей кузова и салона автомашины отработать: автостоянки, авторынки, железнодорожные станции (перегоны);

5. Проверить таможенные посты, на предмет пересечения похищенной автомашиной таможенной границы (прохождения оформления);

6. Получить и проанализировать сведения о соединениях телефонных аппаратов пользователей связи, накопленных с помощью телефонной аппаратуры, в частности «биллинг» – местонахождение аппарата в конкретный момент времени с привязкой к местности по базовым станциям, в целях установления причастности конкретных лиц к совершению преступления и связей между членами группы (в срок до 1 августа 2008 г.);

7. Проверить на причастность к хищению автомашины лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за аналогичные преступления.

Приложение: 1. Копия приложения к протоколу допроса потерпевшего Петрова А.А. от 02.06.2008 «Изображение предметов, находившихся в похищенной автомашине» на 1 л., в 1 экз.;

2. Копии документов на похищенную автомашину на 1 л. в 1 экз.

Важно отметить, что по смыслу УПК РФ производство следственных действий является процессуальной обязанностью следователя. Поэтому поручение их производства органу дознания возможно лишь в случаях, когда у следователя отсутствует реальная возможность сделать это лично. Такая ситуация может быть обусловлена различными причинами, например, значительной удаленностью следователя от места производства следственного действия, перегруженностью следователя по причине большого количества уголовных дел, находящихся единовременно в его производстве, необходимостью производства нескольких следственных действий одновременно и др.

Сущность данной процессуальной формы взаимодействия следователя и органа дознания состоит в оказании органом дознания помощи следователю путем эпизодического выполнения его процессуальных обязанностей но производству следственных действий.

Результаты изучения уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, показывают, что чаще всего органы дознания производят по поручениям следователей:

Следует отметить, что в последние годы количество поручений следователей органу дознания о производстве отдельных следственных действий стало увеличиваться.

2. Поручение следователя органу дознания о производстве иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Определение понятия процессуального действия содержится в п. 32 ст. 5 УПК РФ. Таковым является любое действие, предусмотренное УПК РФ.

Некоторые виды процессуальных действий, которые следователь вправе поручить органу дознания, указаны в законе. Это исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте. Однако перечень этот является открытым, о чем свидетельствует указание на возможность поручать производство «иных процессуальных действий».

3. Оказание органом дознания содействия следователю при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 cm. 38 УПК РФ).

Закон не ограничивает следователя по количеству и видам процессуальных действий, при производстве которых он вправе рассчитывать на содействие со стороны сотрудников органа дознания. Следовательно, таковыми могут являться любые процессуальные действия, указанные в УПК РФ.

Необходимость в совместном производстве отдельных следственных или иных процессуальных действий может возникнуть, когда следователь нуждается в организационной или технической поддержке со стороны сотрудников органа дознания, если, например, требуется произвести обыск большой территории, при производстве иных трудоемких следственных действий с большим количеством участников, таких как опознание, следственный эксперимент и др.

Как правило, конкретная помощь сотрудников органа дознания следователю выражается в организации участия в следственном действии понятых, использовании технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, обеспечение участников следственного действия автотранспортом, конвоирование и др.

4. Поручение следователя органу дознания о производстве оперативно- розыскных мероприятий (п. 4 4.2 cm. 38, ч. 4 cm. 157 У ПК РФ).

Производство оперативно-розыскных мероприятий поручается органу дознания следователем в случаях, когда получить необходимые для расследования данные процессуальными средствами невозможно или нецелесообразно. Посредством таких поручений, например, устанавливаются очевидцы преступления, которые впоследствии будут допрошены следователем в качестве свидетелей, местонахождение предметов, которые затем будут изъяты следователем в установленном УПК РФ порядке в ходе обыска (выемки), осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, лица, совершившие преступление, которые в дальнейшем будут привлечены следователем в качестве обвиняемых по уголовному делу, и др.

Как уже отмечалось, производство оперативно-розыскных мероприятий является исключительной компетенцией специально уполномоченных на то органов, перечень которых содержится в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 14 этого Закона.

Важно отметить, что при составлении таких поручений следователь вправе поставить только общую задачу, которую необходимо решить органу дознания (например, установить круг знакомых подозреваемого и проверить их на причастность к совершению преступления), и не может указывать органу дознания, как именно это сделать. Оперативные сотрудники самостоятельно решают, какие именно оперативно-розыскные мероприятия и в каком объеме произвести в целях исполнения поручения следователя.

5. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных мероприятий (п. 38 cm. 5 УПК РФ).

Розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК РФ). Данное законодательное определение розыскных мер не является исчерпывающим.

К розыскным мерам относятся объявление в розыск лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, направление запросов в различные учреждения и организации, изучение архивных уголовных дел и др.

В отличие от следственных действий, розыскные меры могут осуществляться как до, так и после приостановления производства по уголовному делу (ст. 209 УПК РФ). В отличие от оперативно-розыскных мероприятий розыскные меры могут осуществляться и следователями.

Среди розыскных мер, поручаемых следователем органу дознания, важное место занимает поручение органу дознания розыска подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

Поручение следователя об объявлении в розыск оформляется его постановлением. При этом если розыск объявляется до приостановления предварительного следствия, то выносится отдельное постановление. Если розыск объявляется одновременно с приостановлением производства по делу, то об этом решении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. В последнем случае документ будет называться «Постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении розыска».

Розыск может быть местный, региональный, федеральный, международный. Следователь не определяет вид розыска. Он просто объявляет розыск и поручает его органу дознания. Орган дознания, получив соответствующее постановление следователя, самостоятельно решает вопрос о том, какой вид розыска применить вначале.

Постановление о розыске, справка о личности и, возможно, некоторые другие документы (копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения) направляются следователем в орган дознания.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами орган дознания не позднее 10 суток с момента получения соответствующего постановления следователя заводит розыскное дело, по которому в плановом порядке осуществляются розыскные действия. Это местный розыск, который осуществляется после проведения первоначальной проверки.

По истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением начальника органа дознания объявляется федеральный розыск. Начальник органа дознания вправе объявить федеральный розыск и до истечения указанного срока, если есть основания полагать, что местный розыск нс даст положительных результатов.

Международный розыск объявляется в случае, когда федеральный розыск не дал положительных результатов или есть сведения о том, что разыскиваемый покинул пределы страны. Ответственными за объявление в международный розыск являются розыскные подразделения МВД России, УВД, НЦБ Интерпола России 1 .

6. Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ч. 4 cm. 157 УПК РФ).

Речь идет о ситуациях, когда орган дознания возбуждает уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в течение 10 суток производит по нему неотложные следственные действия, и, так и не установив лицо, совершившее преступление, направляет уголовное дело прокурору для направления по подследственности.