Указ 3

Содержание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 августа 2018 г. № 64

О Правилах медицинской этики и деонтологии

На основании абзаца восьмого подпункта 8.51 пункта 8, подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемые Правила медицинской этики и деонтологии.

2.Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр В.А.Малашко

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь

07.08.2018 № 64

ПРАВИЛА

медицинской этики и деонтологии

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящие Правила представляют собой совокупность правил, норм и принципов поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей.

2.Для целей настоящих Правил используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года

3.Настоящие Правила приняты для повышения ответственности и эффективности выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверия граждан к системе здравоохранения.

4.Настоящие Правила включают в себя морально-этические нормы поведения медицинских, фармацевтических работников, в том числе во взаимоотношениях с пациентами и иными лицами, коллегами, а также представителями государственных органов и организаций.

5.В случаях, когда вопросы медицинской этики и деонтологии не урегулированы законодательством, в том числе настоящими Правилами, медицинским, фармацевтическим работникам следует руководствоваться общепринятыми нормами этики и морали.

6.В целях защиты прав пациентов, а также рассмотрения вопросов, связанных с нарушением норм медицинской этики и деонтологии, в организациях здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии, порядок создания и деятельности которых определяется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 205 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии» .

ГЛАВА 2

ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

7.Профессиональная деятельность медицинских, фармацевтических работников основывается на принципах гуманизма, милосердия, сдержанности, профессионализма, конфиденциальности и толерантности.

Принцип гуманизма заключается в проявлении медицинскими, фармацевтическими работниками вежливости, доверия, сочувствия, уважения, сострадания, проявления эмпатии во взаимоотношениях с пациентами, коллегами и иными лицами.

Принцип милосердия выражается в чутком и внимательном отношении к потребностям пациента. Каждое действие медицинского, фармацевтического работника должно быть направлено на достижение благой цели.

Принцип сдержанности заключается в способности медицинских, фармацевтических работников управлять своими действиями, эмоциями, соблюдении тактичности в процессе взаимодействия с пациентами, коллегами и иными лицами.

Принцип конфиденциальности выражается в сохранении врачебной тайны, неразглашении информации о состоянии здоровья пациентов и иных сведений при оказании медицинской помощи.

Принцип толерантности заключается в проявлении понимания и терпимости к пациенту и иным лицам, уважении их взглядов и убеждений, в том числе в отсутствии дискриминации по религиозному и (или) национальному признакам, запрете привилегий и (или) ограничений по признакам расы, политическим и другим убеждениям, полу, возрасту, этническому и социальному происхождению, по языковым и другим признакам.

8.Принцип профессионализма включает в себя компетентность, исполнительность, дисциплинированность, стремление совершенствовать и приобретать профессиональные навыки, а также качественное и оперативное выполнение своих должностных обязанностей.

При выполнении должностных обязанностей недопустимы проявления формализма и бюрократизма, пренебрежительного отношения к пациентам, коллегам и иным лицам.

9.Медицинским, фармацевтическим работникам следует оказывать скорую медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения.

ГЛАВА 3

ОТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ПАЦИЕНТАМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ

10.Медицинские, фармацевтические работники соблюдают следующие нормы взаимоотношений с пациентами и иными лицами:

эффективно решают поставленные задачи, связанные с исполнением должностных обязанностей;

информируют пациентов и иных лиц о методах и целях предполагаемого лечения, медицинских вмешательств, существующих рисках, об особенностях применения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, их возможных побочных эффектах, о возможных альтернативных методах предлагаемого лечения;

информируют о неблагоприятном прогнозе при оказании медицинской помощи, где проявление взаимоотношений пациента с лечащим врачом излагается в форме, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии и доступной для понимания лицам, не обладающим специальными знаниями в области здравоохранения.

11.Медицинские, фармацевтические работники не допускают:

грубого, формального и нетактичного отношения к пациентам и иным лицам; разглашения врачебной тайны;

недостоверной информации при консультировании пациентов, посетителей организаций здравоохранения, аптек о применении лекарственных средств и их хранении; негативного влияния личных, семейных, общественных или других обстоятельств

на поведение медицинских, фармацевтических работников при осуществлении ими должностных обязанностей.

ГЛАВА 4

ОТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С КОЛЛЕГАМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

12.Взаимоотношения медицинских, фармацевтических работников с коллегами строятся на принципах профессиональной этики, взаимного уважения и доверия, которые выражаются в:

проявлении компетентности и требовательности к себе и коллегам;

уважении прав, чести, достоинства, личной и деловой репутации каждого члена коллектива, взаимном доверии;

создании и поддержании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

владении теоретическими и практическими навыками управления и разрешения конфликтных ситуаций;

обращении за помощью при возникновении профессиональных затруднений; развитии наставничества: передаче положительного опыта, знаний, умений, оказании профессиональной помощи молодым коллегам.

13.Медицинским, фармацевтическим работникам при выполнении должностных обязанностей не следует употреблять выражения, умаляющие честь, достоинства и деловую репутацию, комментировать или обсуждать профессиональные качества других коллег.

14.Медицинским, фармацевтическим работникам следует проявлять уважение к представителям государственных органов и иных организаций, быть корректными, сдержанными, ответственными и пунктуальными.

15.При выполнении должностных обязанностей медицинские, фармацевтические работники не вправе препятствовать уполномоченным должностным лицам государственных органов в осуществлении ими действий, предусмотренных законодательством.

Приложение 2

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Замечание 1.1. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов может меняться в связи с принятием новых актов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по данным вопросам в настоящем параграфе дается по состоянию на 1 января 1999 г. Отметим, что информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах КонсультантПлюс по федеральному законодательству в разделе «Справочная информация» (поле «Тематика») в виде отдельного документа.

Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Ныне действуют следующие акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:

  • 1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 78, 79);
  • 2) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
  • 3) Федеральный закон от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 31.07.98) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 6);
  • 4) Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 24, 30);
  • 5) Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
  • 6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);
  • 7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
  • 8) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (ред. от 16.05.97) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • 9) Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • 10) Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»;
  • 11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 (ред. от 06.11.98) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;
  • 12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»;
  • 13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395 (ред. от 24.06.98) «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»;
  • 14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836 «О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации».

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

  • 1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96 N 763);
  • 2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

1.1. Официальное опубликование

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска «Собрания законодательства Российской Федерации» не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты «Российской газеты» и «Собрания законодательства Российской Федерации» и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти») официальным опубликованием считалось опубликование в «Российских вестях» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» вместо газеты «Российские вести», как было ранее.

Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является «Вестник Банка России» (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 N 394-1). Для НПА ФКЦБ — «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263).

1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами».

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

  • 1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу после официального опубликования»;
  • 2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим и применяется:

  • — если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
  • — в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.

2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов исполнительной власти

Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

2.5. Особый порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.

Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.

Исключения составляют следующие случаи:

  • — если акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
  • — если акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836).

Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.

2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их официальной публикацией.

2.7. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ о «Центральном банке Российской Федерации», п. 6.4.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России «О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка России» от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

Текст Указа:

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Установить с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

2. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;

в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

3. Ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа.

4. Настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

5. Настоящий Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

6. Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов.

7. Государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов.

8. Организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих организаций.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Законопроект № 568029-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» направлен на совершенствование процесса официального опубликования текстов правовых актов. Сейчас официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 4 закона «О порядке опубликования…», согласно которому официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона предлагается считать также первую публикацию его полного текста на официальном интернет-портале правовой информации.

Действующий закон дополняется статьей 91, которой устанавливается, что портал www.pravo.gov.ru является официальным электронным периодическим изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. На нем публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ. Кроме того, на нем также могут быть официально размещены правовые акты Правительства РФ, других органов госвласти, законы и иные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

Начать публикацию правовых актов, подписываемых Президентом РФ, на официальном интернет-портале правовой информации планируется с 1 октября 2011 года.

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации;

образец бланка Почетной грамоты Президента Российской Федерации;

образец бланка благодарности Президента Российской Федерации;

описание нагрудного знака к Почетной грамоте Президента Российской Федерации;

рисунок нагрудного знака к Почетной грамоте Президента Российской Федерации.

2. Управлению делами Президента Российской Федерации по заявкам Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам:

осуществлять финансирование изготовления бланков Почетной грамоты Президента Российской Федерации и бланков благодарности Президента Российской Федерации, нагрудных знаков к Почетной грамоте Президента Российской Федерации, а также рамок и футляров к Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации;

размещать государственные заказы на изготовление нагрудных знаков к Почетной грамоте Президента Российской Федерации на федеральном государственном унитарном предприятии Центр «Русские ремесла».

3. Внести в пункт 6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 20, ст. 2112; N 26, ст. 2748; N 38, ст. 3781; 2001, N 6, ст. 551; 2004, N 15, ст. 1395; N 41, ст. 4021; 2005, N 13, ст. 1135), следующие изменения:

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;»;

в абзаце десятом после слов «государственными наградами Российской Федерации,» включить слова «Почетной грамотой Президента Российской Федерации и»;

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, почетные грамоты Президента Российской Федерации, а также объявляет о поощрении в виде благодарности Президента Российской Федерации;».

4. Правительству Российской Федерации:

представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Положение о Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации

1. Награждение Почетной грамотой Президента Российской Федерации и объявление благодарности Президента Российской Федерации являются формой поощрения за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

2. Почетной грамотой Президента Российской Федерации награждаются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные служащие Российской Федерации, видные деятели в области науки, культуры, искусства, воспитания, просвещения и спорта, авторитетные представители общественности и деловых кругов, граждане Российской Федерации, внесшие значительный вклад в реализацию государственной политики Российской Федерации и, как правило, имеющие широкую известность.

Благодарность Президента Российской Федерации объявляется гражданам Российской Федерации, имеющим заслуги, названные в пункте 1 настоящего Положения, а также коллективам предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности.

Почетной грамотой Президента Российской Федерации могут награждаться иностранные граждане и лица без гражданства, им может объявляться благодарность Президента Российской Федерации.

3. Ходатайства о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации могут возбуждаться органами местного самоуправления муниципальных образований, а также предприятиями, организациями и учреждениями независимо от формы собственности. Указанные ходатайства направляются соответствующим высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации или руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Порядок возбуждения ходатайств о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации работников федеральных государственных органов или их аппаратов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, судей, работников органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации определяется решениями соответствующих федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Представления о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации вносятся Президенту Российской Федерации руководителями федеральных государственных органов, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации, согласовывает направляемые Президенту Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации.

5. Представления к награждению Почетной грамотой Президента Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации производятся на общих основаниях.

Представления к награждению Почетной грамотой Президента Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации производятся Министерством иностранных дел Российской Федерации.

6. В представлениях о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации должны указываться сведения о названных в пункте 1 настоящего Положения заслугах этих лиц, а в представлениях об объявлении благодарности Президента Российской Федерации коллективам предприятий, организаций или учреждений — сведения о производственных, научных или иных достижениях этих коллективов.

7. К представлениям о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации прилагаются:

выписка из решения (постановления, распоряжения, приказа) федерального государственного органа или его аппарата либо органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

характеристика с указанием производственных, научных или иных достижений лица или коллектива, а также другие необходимые информационные и справочные материалы;

личный листок по учету кадров.

8. О награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации издается распоряжение Президента Российской Федерации.

9. К Почетной грамоте Президента Российской Федерации прилагается нагрудный знак, имеющий порядковый номер.

Лицам, коллективам предприятий, организаций или учреждений, удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, вручается благодарность Президента Российской Федерации.

10. Вручение Почетной грамоты Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или по его поручению Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе или по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации другим должностным лицом.

11. Подготовка проектов распоряжений Президента Российской Федерации и учет произведенных награждений Почетной грамотой Президента Российской Федерации и поощрений в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации осуществляются Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам.

12. Сведения о награждении Почетной грамотой Президента Российской Федерации и об объявлении благодарности Президента Российской Федерации вносятся в личное дело и трудовую книжку поощренных лиц.

13. Повторное награждение Почетной грамотой Президента Российской Федерации не производится. Дубликаты Почетной грамоты Президента Российской Федерации, благодарности Президента Российской Федерации и нагрудного знака к Почетной грамоте Президента Российской Федерации взамен утерянных не выдаются.