Учетная политика НДС, образец

В деятельности субъектов хозяйствования постоянно происходят изменения, касающиеся либо нововведений в законодательстве, либо экономической ситуации в стране. При этом изменения могут быть и внутри предприятия. К внутренним изменениям можно включить расширение или свертывание производства, изменение вида деятельности и пр. Все эти события — как внутренние, так и внешние — влияют и на учетную политику предприятия, а в отдельных случаях вызывают потребность в ее изменении. Итак, сейчас речь пойдет об изменениях учетной политики

Один из принципов бухучета — «последовательность» — предусматривает постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной учетной политики . Соблюдение данного принципа — это предпосылка сопоставимости, которая в соответствии с п.п. 4, 5 НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» является качественной характеристикой финансовой отчетности, предоставляющей возможность пользователям сравнивать:

  • финансовые отчеты предприятия за разные периоды;
  • финансовые отчеты разных предприятий.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете), п. 6 р. ІІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и п. 3.1 р. ІІІ Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методрекомендации № 635).

Поэтому, чтобы не нарушить возможность сопоставимости финотчетности, ст. 4 Закона о бухучете и п. 6 р. ІІІ НП(С)БУ 1 настаивают на том, чтобы изменение учетной политики было обосновано и раскрыто в финансовой отчетности.

Случаи изменения учетной политики

В Законе о бухучете (ст. 4) прописано, что изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными стандартами. Эти случаи определены в п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», а также в п. 3.3 р. ІІІ Методрекомендаций № 635.

Так, учетная политика может изменяться в случаях, если:

  • изменяются на предприятии уставные требования;
  • изменяются требования органа, осуществляющего госрегулирование методологии бухучета и финотчетности (т.е. вносятся изменения в П(С)БУ);
  • изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финотчетности.

Международные стандарты также определяют случаи, когда субъект хозяйствования может изменить учетную политику. Согласно § 14 МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», субъект хозяйствования должен изменить учетную политику, только если изменение:

  • требуется МСФО;
  • приводит к тому, что финансовая отчетность предоставляет надежную и более уместную информацию о влиянии операций, других событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты деятельности или денежные потоки субъекта хозяйствования.

Как видим, изменения в учетной политике могут быть обязательными и добровольными. При этом чтобы осуществить последние, нужно будет их обосновать.

Заметим

Руководствуясь п. 10 П(С)БУ 6, не считается изменением учетной политики установление учетной политики для:

  • событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий либо операций;
  • событий или операций, не происходивших ранее.

Аналогичная норма прописана также в § 16 МСФО 8.

На заметку

Поводом для внесения изменений в учетную политику в этот раз стал еще и Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» от 05.10.2017 г. № 2164-VIII (далее — Закон № 2164). Ведь он значительно расширил круг лиц, которые должны составлять и представлять финансовую отчетность по международным стандартам (подробнее читайте в статье «Изменения в Закон о бухучете: приближение к евротребованиям» газеты № 215/2017).

Такие предприятия обязали обеспечить и ведение бухучета в соответствии с учетной политикой по международным стандартам после представления первой финотчетности или консолидированной финотчетности согласно МСФО (пп. 4 п. 10 Закона № 2164). Следовательно, предприятия, которые перейдут на МСФО, должны будут переписать и свою учетную политику (изменить принципы оценки и методов учета статей отчетности).

Учитывая переходные правила Закона № 2164, для вновь прибывших МСФОшников первым отчетным периодом, за который предприятия, которые обязаны применять международные стандарты, представляют финансовую отчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме, является 2019 год. Хотя и предприятия имеют право представлять финансовую отчетность, составленную по таксономии финансовой отчетности, ранее — начиная с отчетного периода, в котором вступает в силу Закон № 2164 (2018 года).

То есть если предприятие впервые представит финотчетность по международным стандартам по результатам 2019 года, то уже с начала 2020 года оно должно будет, соответственно, изменить и свою учетную политику. Как это сделать — расскажем далее.

Влияние изменений в учетной политике на бухучет

Изменения в учетной политике в бухучете могут отражаться:

  • перспективно — это значит, что пересчитывать показатели финансовых отчетов за предыдущие отчетные периоды не нужно. То есть учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики. Это действенно, только если невозможно ретроспективное применение изменений учетной политики. Об этом указано в п. 13 П(С)БУ 6;
  • ретроспективно — отражение изменений учетной политики относительно событий и операций должно осуществляться с момента их возникновения (п. 11 П(С)БУ 6). То есть применение новой учетной политики к событиям и операциям должно осуществляться таким образом, как будто бы такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента ее принятия.

Согласно п. 12 П(С)БУ 6, влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов при ретроспективном подходе отражается в отчетности путем:

  • корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если нет остатка нераспределенной прибыли, но при этом имеются непокрытые убытки, то придется откорректировать непокрытые убытки (см. письмо Минфина Украины от 23.02.2010 г. № 31-34000-20-10/3939). Например: если был пересмотрен метод оценки выбытия запасов, то в бухучете следует отражать проводку в корреспонденции со счетами класса 2 и счета 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)»;
  • повторного предоставления сравнительной информации относительно предыдущих отчетных периодов: финансовую отчетность за предыдущие периоды составляют так, как будто в ней уже применялась измененная учетная политика; в финотчетности за отчетный период указывают пересчитанные показатели.

Таким образом обеспечивается сравниваемость (сопоставимость) данных финотчетности за текущий и прошлые отчетные периоды.

Когда же сумму корректировки нераспределенной прибыли прошлого отчетного периода достоверно определить невозможно, то учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики — осуществляется перспективное отражение изменения учетной политики (п. 13 П(С)БУ 6). В свою очередь, при таких обстоятельствах никаких корректировок показателей предыдущих периодов делать не нужно.

К тому же если вы не вносите изменения в учетную политику, а только дополняете ее в связи с появлением новых событий или операций, то никаких корректировок финансовой отчетности за прошлые периоды осуществлять не нужно. Ведь согласно п. 10 П(С)БУ 6 дополнение не считается изменением учетной политики.

Что касается международных стандартов, то порядок отражения изменений в учетной политике определен в §§ 19–27 МСБУ 8. Так, по международным стандартам изменения в учетной политике субъект хозяйствования должен учитывать следующим образом:

  • изменения в учетной политике, являющиеся следствием первого применения МСФО, необходимо отражать в соответствии с конкретными переходными положениями (если они есть в таком МСФО) (здесь необязательно применять ретроспективный подход);
  • изменения учетной политики после первого применения МСФО, не содержащих переходных положений, отражаются ретроспективно;
  • добровольные изменения в учетной политике отражаются ретроспективно.

Вместе с тем в §§ 23–27 МСБУ 8 четко определено как действовать, когда ретроспективное применение изменений учетной политики невозможно, в частности:

  • если невозможно определить влияние на один или несколько предыдущих периодов, то субъект хозяйствования должен применять новую учетную политику на начало самого первого периода, относительно которого возможно ретроспективное применение. Это может быть и текущий период;
  • если в начале текущего периода невозможно определить кумулятивное воздействие применения новой учетной политики ко всем предыдущим периодам, то субъект хозяйствования должен корректировать сравнительную информацию и применять новую учетную политику перспективно с наиболее ранней возможной даты.

Следовательно, как в украинском законодательстве, так и в международном, существует немало возможностей для неприменения трудоемкого ретроспективного метода для отражения изменений учетной политики.

Кроме того, от лишних хлопот освобождает и тесная связь между учетной политикой и учетной оценкой. Если невозможно отличить изменение учетной политики и изменение учетных оценок, то это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок (п. 14 П(С)БУ 6 и §35 МСБУ 8).

Примером учетной оценки являются, в частности, установление срока полезного использования объектов необоротных активов, определение ликвидационной стоимости необоротных активов, классификация дебиторской задолженности и пр. Кроме того, к изменениям учетных оценок Минфин приписывает и изменение метода амортизации необоротных активов (см. письмо Минфина Украины от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708), а также изменение стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (п. 2.6 Методрекомендаций № 635).

В то же время изменения в бухгалтерских оценках отражаются только перспективно — изменение применяется к операциям, другим событиям или условиям с даты изменения в оценке.

Внесение изменений в приказ об учетной политике

При наступлении случаев, предусмотренных п. 9 П(С)БУ 6, предприятие должно внести изменения в приказ об учетной политике. Согласно п. 3.4 Методрекомендаций № 635, сделать это можно одним из способов:

  • внести изменения в действующий (базисный) приказ об учетной политике;
  • составить приказ об учетной политике в новой редакции, если изменения охватывают большую часть текста распорядительного документа или существенно влияют на его содержание.

Вместе с тем стоит обратить внимание на момент относительно сроков изменения учетной политики. На данный момент действующее законодательство по этому поводу не предусматривает никаких ограничений. Ни Закон о бухучете, ни П(С)БУ не устанавливают периодичности внесения изменений (дополнений) в приказ об учетной политике. Хотя почему-то распространено мнение, что учетную политику можно изменять только с начала года.

На самом деле это не так. К примеру, в §15 МСФО 8 указано:

«…как правило, одинаковые учетные политики применяются в течение каждого периода и в промежуток времени от одного периода к другому, если изменение в учетной политике не соответствует критериям, изложенным в пункте 14».

Даже в Методрекомендациях № 635 говорится: «учетная политика может быть изменена, как правило, с начала года».

То есть четкого руководства касательно изменения учетной политики с начала отчетного года нет. Это всего лишь рекомендация.

Среди прочего применение учетной политики должно осуществляться ретроспективно, т.е. задним числом. Поэтому предполагаем, что дата изменения учетной политики не так уж и важна. Ведь ретроспективный подход предусматривает применение учетной политики с самого давнего периода. Таким образом, менять учетную политику можно в любой момент, а не только с 1 января нового отчетного финансового года.

Алевтина ПОЛИЩУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Что должно быть в учетной политике по НДС

Учетная политика по НДС может включать:

  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
  • технологию документооборота по учету НДС;
  • перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
  • формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
  • порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формулы и алгоритмы раздельного учета НДС;

Как описать методику ведения раздельного учета по НДС в учетной политике, детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
  • перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
  • список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС;
  • алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
  • иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).

Как выглядит образец учетной политики по НДС на 2021 год

НДС не относится к разряду обязательных налоговых платежей, уплачиваемых всеми без исключения фирмами и предпринимателями.

Например, если ИП или компания применяет спецрежим и не исполняет обязанности налогового агента по НДС, уделять внимание вопросам налога на добавленную стоимость в учетной политике не требуется.

Учитывая специфичность работы с НДС разных компаний и предпринимателей, информация о порядке, способах учета, отчетных и иных связанных с НДС нюансах может быть оформлена по-разному, например:

  • отдельной учетной политикой — такой вариант может применяться налогоплательщиками НДС при наличии многочисленных нюансов исчисления этого налога (сложной структуре филиалов, работе с иностранными контрагентами, совмещении режимов налогообложения и др.);
  • приложением к учетной политике — обычно в таком виде оформляется методика раздельного учета НДС, без которой затруднительно подтвердить правомерность налоговых вычетов при осуществлении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности и в иных случаях;

Оформить грамотно такую методику поможет наш раздел про раздельный учет НДС.

  • специальной главой (разделом, подразделом) учетной политики — если обязанность по уплате НДС необходимо выполнять в силу требований НК РФ и при этом применяются стандартные учетно-расчетные подходы (отсутствует необходимость раздельного учета НДС, нет льгот и пр.).

Посмотрите образец учетной политики по НДС на нашем сайте:

Скачать образец

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2021 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2019 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2019 году должен был предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте .

Внести изменения в учетную политику с 2021 года (или с любого нового налогового периода 2020-2021 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Образец учетной политики по НДС на 2021 год есть и в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и изучите нюансы составления данного документа.

Итоги

Учетная политика по НДС может оформляться в разнообразных видах: как отдельный документ, в форме раздела или приложения основной УП. Детализация информации об НДС в учетной политике зависит от потребностей налогоплательщика и может включать разнообразные учетно-отчетные аспекты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учетная политика ЕСХН

ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для применяющих ЕСХН коммерсантов, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.

При этом от коммерсанта потребуется:

  • разработать УП еще до начала своей работы;
  • утвердить УП приказом руководителя;
  • применять последовательно из периода в период;
  • корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).

Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.

В п. 8 указанной статьи сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:

  • фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
  • ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.

Таким образом, применяющие ЕСХН фирмы должны формировать УП двух видов:

  • для целей бухучета;
  • налоговую УП.

Оформить их можно в виде утвержденных руководителем двух отдельных документов или в форме единой УП, в которой нюансам бухгалтерского и налогового учета отведены отдельные разделы.

Для ИП на ЕСХН, отражающих доходы и расходы в специальной книге, форма и порядок заполнения которой утверждены законодательно, УП для целей бухучета не нужна — им позволено этот вид учета не осуществлять (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете).

Однако УП для целей налогового учета ИП лучше оформить. Для чего? Расскажем в следующем разделе.

О составлении учетной политики при УСН читайте в этой статье.

Учетная политика ИП на ЕСХН

На первый взгляд, требование к оформлению УП для предпринимателя на ЕСХН кажется избыточным по той причине, что гл. 26.1, посвященная вопросам ЕСХН, не предусматривает многовариантности способов и методов учета доходов и расходов, а переписывать в УП один к одному нормы НК РФ законодательство не требует.

Однако в действительности все не совсем так. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусматривает, что данные налогового учета должны подтверждаться:

  • первичными учетными документами;
  • аналитическими регистрами налогового учета;
  • расчетами налоговой базы.

Это означает, что ИП в своей УП обязаны предусмотреть следующие важные аспекты:

  • формы применяемых для оформления хозяйственных операций первичных документов;
  • алгоритмы документооборота и процедуры обработки учетной информации;
  • иные важные для целей налогового учета решения.

Поскольку ИП на ЕСХН вправе вести учет своих доходов и расходов как на бумаге, так и в электронном виде, избранный способ также необходимо закрепить в УП.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы составили учетную политику для ИП на ЕСХН. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Кроме того, любой коммерсант заинтересован в сохранности своего имущества, поэтому в УП должны найти отражение вопросы проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также аспекты внутреннего контроля за учетным процессом.

Другим важным нюансом, требующим непременного отражения в УП, является детализация такой учетной процедуры, как раздельный учет — если ИП совмещает ЕСХН с другим режимом налогообложения.

ВАЖНО! На основании п. 1 ст. 346. 1 НК РФ применяющие ЕСХН налогоплательщики вправе совмещать данный спецрежим с иными (предусмотренными НК РФ) режимами налогообложения.

А совмещение режимов — это необходимость ведения раздельного учета, регламент которого в законодательстве не описан. Его необходимо разработать самостоятельно и отразить в УП.

ВАЖНО! Основное требование к применяемому коммерсантом способу раздельного учета — возможность однозначного отнесения тех или иных показателей к разным видам предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-11-11/296).

Учетная политика фирмы на ЕСХН

Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все нюансы своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.

«Налоговую» УП они могут формировать с учетом рекомендаций, описанных в предыдущем разделе.

ВАЖНО! Правила формирования «бухгалтерской» учетной политики определены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регламент и частоту проведения инвентаризаций;
  • график документооборота;
  • иные необходимые для организации бухучета решения.

В «бухгалтерской» УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.

К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:

  • организационный регламент «командировочной» процедуры;
  • размер суточных;
  • перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
  • иные «командировочные» нюансы.

В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные нюансы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.

Какие особенности учета имущества коммерсанта на ЕСХН отразить в учетной политике?

Применение ЕСХН отличается строгой регламентацией доходов и расходов, учитываемых при расчете сельхозналога. В том числе это касается и учетных тонкостей в отношении используемого в сельхоздеятельности имущества.

Однако и в таких строгих условиях остаются отдельные вопросы, требующие самостоятельного решения (в том числе отражения в УП) со стороны применяющего ЕСХН коммерсанта.

Рассмотрим, например, нюансы отражения в УП алгоритма учета стоимости земельных участков. Действия коммерсанта при покупке земли регламентированы п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ и предусматривают учет стоимости земли в расходах:

  • после фактической оплаты «земельных» прав;
  • при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанного права;
  • равномерно в течение определенного периода (не менее 7 лет).

Законодатель установил минимальную временную границу в 7 лет, и с ее учетом сельхозтоваропроизводитель в УП прописывает свой временной период. Он может быть равен как минимально разрешенному, так и любому временному отрезку, превышающему эту границу (8, 9, 10 и более лет).

Помимо земельных участков, в УП могут найти отражение особенности установления сроков полезного использования ОС и НМА сельхозкоммерсанта.

Это актуально для следующих сельхозтоваропроизводителей на ЕСХН:

  • перешедших на ЕСХН с иного налогового режима;
  • имеющих на момент перехода ОС и НМА с остаточной стоимостью.

Поскольку списание указанного имущества не может производиться единовременно, а зависит от сроков полезного использования ОС и НМА, в УП необходимо закрепить порядок его определения — если в общеприменяемой классификации (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) такая информация отсутствует.

Общий механизм оформления УП см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Фирмы и ИП на ЕСХН при составлении учетной политики должны исходить из основных требований НК РФ и ПБУ 1/2008.

Основное предназначение учетной политики для коммерсантов на ЕСХН — закрепить применяемые учетные способы, позволяющие достоверно сформировать налогооблагаемую базу по сельхозналогу и рассчитать его.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Когда понадобится: при формировании учетной политики в организации, которая осуществляет деятельность в сфере услуг. Образец поможет выбрать оптимальные варианты определения налоговой базы или уплаты конкретного налога из тех, что допускаются налоговым законодательством.

Заполненный образец

r />

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 85
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. Москва 28.12.2015

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

Приложение 1
к приказу от 28.12.2015 № 85

Учетная политика ООО «Альфа» для целей налогообложения

на 2016 год

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам).

Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

13. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

14. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

15. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

16. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

– все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;

– расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;

– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

17. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

18. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

19. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается.
Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

20. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 4.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

21. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

22. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по стоимости единицы.

Основание: пункт 23 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами и расходами.

Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 5.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 6.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91″Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.

19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

В каждой организации должна быть учетная политика (УП). И не одна, а две: для целей бухгалтерского и для целей налогового учета. Но прежде чем начать работать в соответствии с этим документом, его надо утвердить приказом руководителя. Как составить такое распоряжение, расскажем в статье.

Для чего необходима учетная политика

Ни для кого не секрет, что положения по бухгалтерскому учету предусматривают свои правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

— на величину себестоимости продукции, работ и услуг;

— на ее финансовые показатели;

— на размер налогов.

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учета. Требование о составлении такого документа регламентируется:

— для целей бухучета: пунктом 2 ПБУ 1/2008 и частью 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— для целей налогообложения: ст. 11 НК РФ.

Как утвердить, изменить или дополнить документ

Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Приказом об учетной политике руководитель определяет дату начала ее применения. Положения об УП можно оформить одним из двух способов:

— в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение должно быть утверждено своим распоряжением;

— одним документом с двумя разными разделами: один — по бухгалтерскому, второй — по налоговому учету. Тогда приказ об утверждении УП будет один.

Рассмотрим образцы распорядительной документации, касающейся УП.

Об утверждении УП

В процессе хозяйственной деятельности организации может возникнуть необходимость внесения дополнений и (или) изменений в бухгалтерскую или налоговую УП, которые также утверждаются распоряжением руководителя.

О внесении изменений в УП

О внесении дополнений в УП

Следует учитывать следующее:

— дополнения в УП вносятся в случае появления у организации новых фактов хозяйственной деятельности, например, помимо оптовой торговли, она начала осуществлять услуги по перевозке грузов. Следовательно, в УП следует отразить порядок учета доходов и расходов в отношении нового вида деятельности. Дополнения в УП вносятся в любое время года и применяются с момента их утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008; ст. 313 НК РФ);

— изменения в УП организация может внести по двум причинам: если она решила изменить применяемый ранее способ учета фактов своей хозяйственной жизни или же если в законодательство внесены соответствующие изменения. Внесенные изменения применяются только с начала года или с момента вступления в силу нормативного акта, который внес коррективы в нормы бухгалтерского и налогового законодательства.