Учет в ЖКХ

Содержание

Как вести бухучет в управляющей компании ЖКХ?

Деятельность управляющей компании чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жальцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Удобнее всего ведение бухгалтерского учета управляющей компании представить в виде последовательных этапов.

Составление учетной политики

В бухгалтерском учете учетная политика – это своеобразный свод правил, которые определяют тонкости учета отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

Обратите внимание! Чем точнее и полнее будут прописаны в учетной политике вопросы учета, тем проще будет бухгалтерам в процессе практической деятельности.

Зачем нужна учетная политика понятно, однако что она должна в себе содержать? УК должна вести точный учет в таких сферах своей деятельности:

  • учет расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных ресурсов;
  • учет материалов;
  • учет расчетов с покупателями – собственниками жилья;
  • учет доходов и расходов;
  • учет начислений по оплате труда;
  • учета расчетов по налогам;
  • учет расчетов с другими контрагентами.

Для грамотного составления учетной политики, нужно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политики организации». Кроме учетной политики для использования в бухгалтерском учете, управляющая компания должна также составить учетную политику для ведения налогового учета.

Круг вопросов, отражаемых в данном документе, аналогичен вышеизложенному, единственный нюанс – вопросы учета должны соответствовать положениями Налогового Кодекса РФ.

Составление рабочего плана счетов

План счетов – это основа ведения бухгалтерского учета, поэтому к данному вопросу нужно отнестись серьезно. Рабочий план счетов составляется на основе плана счетов, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ №94н от 31.10.2000.

Совет! Целесообразно включить в рабочий план только те счета, которые будут использоваться управляющей компанией, при этом такие счета, как, например, счет 11 «Животные на взращивании и откорме» и подобные им лучше исключить.

Утверждение форм первичной учетной документации

Зачастую управляющие компании, так же, как и большинство коммерческих организаций, применяют унифицированные формы, утвержденные различными приказами Госкомстата, несмотря на то, что с 1 января 2013 года они необязательны к применению.

Какой бы вариант вы не выбрали – утвердить свои формы или воспользоваться существующими – формы первичных документов необходимо закрепить в учетной политике управляющей компании ЖКХ.

Учетная политика, рабочий план счетов и формы учетной документации оформляются единым приказом, который должен быть подписан руководителем управляющей компании и ее главным бухгалтером.

Данный документ лучше обновлять ежегодно, так как законодательство часто меняется, и положения учетной политики в течение года зачастую теряют актуальность.

Ведение бухгалтерского учета

Данный этап основной во всей деятельности бухгалтерской службы управляющей компании. Бухгалтерский учет УК не отличается от действий бухгалтеров обычной коммерческой организации: учет ведется непрерывно, каждый факт хозяйственной деятельности оформляется первичным документом и отражается в регистрах учета двойной записью – или, проще говоря, проводкой, о которых более подробно будет рассказано позже.

Составление отчетности

Бухгалтерская отчетность, которая составляется управляющей компанией, совпадает с пакетом отчетности любой коммерческой организации: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и др. Состав отчетности утвержден Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Важно! Кроме бухгалтерской отчетности, необходимо также вовремя составлять и сдавать статистическую отчетность.

Перечисленные этапы составляют целостный процесс ведения бухгалтерского учета в управляющей компании. Однако есть еще один вопрос, который значительно влияет на учет – это режим налогообложения. Выбор управляющей компании стоит между двумя режимами: общая система налогообложения (ОСНО) и упрощенная система (УСН). Расскажем подробнее о бухучете в управляющей компании на УСН.

УСН или ОСНО – какой режим налогообложения выбрать управляющей компании?

Общая система налогообложения может применяться любыми организациями и, с точки зрения простоты, наиболее приемлема.

Однако налоговое бремя, которое ложится на компанию в данном случае, достаточно высокое – организации нужно уплачивать налог на прибыль по ставке 20% и налог на добавленную стоимость.

При уплате последнего, управляющие компании имеют преимущество перед другими коммерческими организациями: согласно положениям статьи 149 Налогового Кодекса РФ, коммунальные услуги, оказываемые населению и услуги ремонта, оказываемые УК с привлечением сторонних подрядчиков, освобождаются от налогообложения НДС.

Однако данные законодательные нормы на практике практически не дают экономии: в первом случае это невозможно, так как коммунальные услуги оплачиваются по единым тарифам, и управляющие компании фактически на них не зарабатывают (поэтому налоговая база по НДС равна 0).

Во втором случае арбитражная практика такова: налоговые органы считают, что не подлежит обложению НДС только тот доход от ремонта, сумма которого равна расходу – суммам, уплаченным сторонним организациям.

Такая точка зрения поддерживается судами, поэтому теоретическая экономия на практике оборачивается только лишними спорами с регулирующими органами.

Справка! Вследствие вышеперечисленного можно сделать вывод, что для управляющей компании зачастую выгоднее применение УСН.

Упрощенная система налогообложения УК может применяться в следующих случаях:

  • доходы компании за период не превышают 60 млн рублей;
  • в штате организации не должно быть больше 100 человек;
  • балансовая стоимость основных средств компании – менее 100 млн рублей.

На практике для управляющей компании данные условия выполнимы.

Перейти на УСН можно, написав соответствующее заявление в налоговую инспекцию до 31 декабря.

Организации, применяющие данный режим, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, вместо этого они перечисляют в регулирующие органы налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Ставка составляет 6% для объекта обложения «доходы» и 15% для объекта обложения «доходы минус расходы». Особенность налогового учета при применении данного специального режима заключается в определении доходов и расходов кассовым методом, то есть по моменту поступления денежных средств и списания их с расчетного счета.

Чтобы выбрать, какой режим налогообложения экономически целесообразен для вашей управляющей компании, обратите внимание на ее финансовые результаты.

Совет! Если компания чаще всего находится в убытке, то, скорее всего, наиболее выгодно будет применение УСН «доходы минус расходы», так как платить придется только так называемый минимальный налог: 1% от доходов за период.

Учитывайте, что финансовые результаты, исчисленные по кассовому методу, могут значительно отличаться от прибыли/убытка по методу начисления.

Проводки в бухгалтерском учете управляющей компании

Далее разберем проводки, которые чаще всего встречаются в учете управляющих компаний. Для удобства распределим их на 2 участка учета, обозначенных ранее:

  1. Приобретение ресурсов:
    • Д20 К60 – приобретена электроэнергия, водные ресурсы и др. у поставщиков;
    • Д19 К60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
    • Д68 К19 – НДС принят к вычету;
    • Д60 К51 – перечислены денежные средства в счет оплаты приобретенных ресурсов;
  2. Оказание услуг жилищно-коммунального характера:
    • Д62 К90/1 – выставлены счета собственникам жилья;
    • Д 90/2 К20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
    • Д90/3 К68 – начислен НДС;
    • Д51 К62 – поступили средства от собственников;
    • Д60 К62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Указанные проводки применимы для бухгалтерского учета тех управляющих компаний ЖКХ, которые находятся на ОСНО. В учете в УК при УСН, проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 не будет.

Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом — Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости (проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 при этом также не будет).

Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

Хотите узнать, какая управляющая обслуживает дом? Перейдя по , узнаете, как это можно сделать! Также у нас есть статьи о том, как отказаться от УК и сменить ее, может ли сама УК отказаться от обслуживания дома, как зарегистрировать УК в ГИС после передачи дома от застройщика, а также о предоставлении и раскрытии информации. Наверняка полезными для вас станут и публикации на тему:

  • имеет ли право УК отключать электроэнергию за долги;
  • кто проверяет управляющие организации;
  • ежегодный отчет перед собственниками;
  • деятельность и полномочия УК;
  • обязанности УК и услуги.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

>
Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Особенности бухучета в ТСЖ

Итоги

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2019)?».

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

Подразделение 1

МКД 1

1. Канализация

2. Водоснабжение

3. Отопление

4. Электроэнергия

5. Озеленение

7. Газоснабжение и т. д.

МКД 2

Подразделение 2

МКД 3

МКД 4

МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

20 (25)

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Начислен НДС

Списаны издержки

50 (51)

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Бухгалтер в ЖКХ: требования, права и обязанности

Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухучета. Сотрудник, осуществляющий деятельность в ЖКХ, должен знать свои права и обязанности. Для этого организацией составляется должностная инструкция. В ней содержится список требований, которым должен соответствовать работник. Должностные инструкции отличаются в зависимости от требований конкретной компании.

Бухгалтер обязан:

  • рассчитывать и осуществлять начисление заработной платы работникам организации;
  • вести строгий учет денежных средств, которые поступают на счет компании;
  • рассчитываться с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные услуги;
  • отчитываться за проведение операций перед налоговой службой;
  • перечислять налоги на счет соответствующих государственных органов.

На этом список обязанностей не заканчивается. Полный их перечень может быть различным и зависит от организации.

Кроме обязанностей, бухгалтер имеет целый ряд прав:

  • представление интересов компании, связанных с финансовой деятельностью, при работе с другими организациями;
  • подписание документов, которые находятся в компетенции бухгалтера;
  • проведение инвентаризации с целью выявления факта недостачи материального имущества;
  • контроль над рациональным использованием средств;
  • повышение своей профессиональной квалификации.

Важно! Список прав сотрудника может быть различным в зависимости от конкретной должностной инструкции.

Бухгалтерия в ЖКХ для начинающих: от А до Я

Работа бухгалтером имеет ряд нюансов, и человеку необходимо пройти обучение, чтобы стать специалистом в этой сфере. При работе в УК важно понимать базовые вещи, с которыми работнику придется постоянно иметь дело.

Учетная политика

Учетная политика несет в себе учет зарплаты, расходов компании, доходов, налогов, а также содержит сведения о расчетах с организациями, осуществляющими поставку ресурсов. Разрабатывается политика согласно налоговому кодексу и положению о бухгалтерском учете. Нюансы, которые не регламентированы законодательством, разрабатываются самостоятельно управляющими компаниями. Обязательным условием при разработке учетной политики является указание в ней системы налогообложения.

Учет доходов

Управляющая компания в ЖКХ, как и другие коммерческие организации, имеет определенные доходы, по которым необходимо вести бухгалтерский учет. К ним относятся:

  • средства, поступающие на счет компании от потребителей ЖКУ;
  • оплата от предприятий или организаций, получивших услуги;
  • государственные субсидии гражданам, нуждающимся в поддержке;
  • дотации;
  • возврат средств согласно предоставленным льготам.

Учет расходов

Кроме средств, поступающих на счета, у компании есть также и расходы. К ним относятся:

  • средства, потраченные на заработную плату работникам;
  • затраты на содержание территории и многоквартирного дома;
  • расходы на канцелярию.

Отчет перед налоговой

Управляющие организации могут самостоятельно выбирать метод уплаты налогов. Делать это можно как в обычном порядке, так и по упрощенной системе. Компании оплачивают два налога: на добавленную стоимость и на прибыль.

Внимание! Сдавать отчет по упрощенной системе могут только небольшие организации со штатом сотрудников не более 100 человек.

Для проведения учета бухгалтерии ЖКХ законодательством не предусмотрены особые правила. УК имеют право самостоятельно решать, как будет проводиться учет. Права и обязанности сотрудника прописываются в должностной инструкции, которая в разных организациях может незначительно отличаться.

В этом видео, профессор кафедры экономики и предпринимательства Фельдман И.А. подробно расскажет о том, как производится бухучет коммунальных платежей:

>Как происходит расчет квартплаты и ведение бухгалтерии в управляющей компании ЖКХ: особенности учета и отчетности

Работа бухгалтера в жилищно-коммунальном хозяйстве

Бухгалтер в сфере ЖКХ – отдельная специализация бухгалтера. Сотруднику важно знать свои права, обязанности и полномочия. Управлением организации утверждается должностная инструкция. Локальный нормативный акт оформляют, опираясь на законодательство, принимая во внимание особенности работы бухгалтера в этой организации.

Права

Список прав должен в обязательном порядке быть внесен в должностную инструкцию. Возможный список прав бухгалтера в организации:

  • Бухгалтер ЖКХ имеет право предлагать на обсуждение управления организации предложения по оптимизации бухгалтерии или других отделов компании.
  • Получать необходимые для выполнения обязанностей данные от других сотрудников, в том числе выше по должности.
  • Представлять бухгалтерию и ее интересы при взаимодействии с другими отделами компании.

Обязанности

Прорабатывать этот список необходимо наиболее тщательно. Сотрудник в праве не выполнять те обязанности, которые не зафиксированы в должностной инструкции.

Пример списка обязанностей бухгалтера ЖКХ:

  • Проведение и разработка мероприятий, организованных для улучшения финансового благополучия компании.
  • Осуществление контроля над расходом различных ресурсов и организация бухгалтерского учета в рамках фирмы.
  • Ведение и разработка документации, в которой отражена хозяйственная и финансовая деятельность организации.
  • Расчет себестоимости различных услуг, которые оказывает организация.
  • Оптимизация учета и формирование учетной политики фирмы.
  • Разработка и внедрение мер по улучшению и оптимизации финансовой деятельности компании.
  • Выполнение профессиональных указаний и поручений от руководителя организации.

Список может включать в себя несколько десятков пунктов, в зависимости от объема предполагаемых работ.

Требования

К основным компетенциям сотрудника бухгалтерии в ЖКХ обычно относят:

  • Владение ПК хотя бы на пользовательском уровне.
  • Владение иностранным языком хотя бы на базовом уровне.
  • Профессиональная подготовка бухгалтера.
  • Навыки коммуникации в коллективе.
  • В крупной организации – управленческие навыки.
  • Находчивость.

Частично эти навыки сотрудник получает или развивает уже в процессе работы, обладать ими в полной мере может лишь идеальный работник.

Общие правила и особенности ведения учетных документов в Жилкомхозе

Управляющая компания является коммерческой организацией, созданной для управления многоквартирным домом и его содержания в надлежащем состоянии. Чаще всего УК также осуществляет посредничество между собственниками жилья и организациями, снабжающими ресурсами.

Собственники жилья сами выбирают форму управления УК или ТСЖ. Бухгалтерский учет в организациях ЖКХ не имеет специальной законодательной базы. Организации сами составляют локальный нормативный документ – учетную политику компании на основе норм ПБУ, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов.

МПЗ

Учет МПЗ производят в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляют с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

Учет расходов производят на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Затраты на ремонт и обслуживание домового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). Если подразделений в УК несколько, то расходы учитывают для каждого подразделения и каждого дома.

Затраты, которые относятся к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр. Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Взаиморасчеты

Поскольку видов взаиморасчетов несколько: с владельцами жилья, с фирмами, снабжающими различными ресурсами, их бухгалтерский учет различается. Самый часто встречающийся из них закреплен в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В таком случае все средства, поступающие от владельцев квартир, относят к выручке организации, а выплаты за услуги и ресурсы сторонних фирм – к затратам.

Если компания получает целевые денежные средства из бюджета, например, на капитальный ремонт, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Бухгалтерия для начинающих от А до Я

Разрабатывая учетную политику УК ЖКХ, ориентируются на ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ. Учетные политики бухгалтерского и налогового учета не совпадают, однако имеют общий подход:

  • Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо.
  • Руководитель вводит политику в действие указом.
  • Предполагается последовательность использования от периода к периоду.
  • Предполагаются требования о подаче учетных данных своевременно и в полной мере.
  • Имеются и иные допущения – имущественной обособленности, непрерывности деятельности, сохранение учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
  • Обязательные атрибуты: рабочий план счетов, формы первичных документов и учетных регистров.

В учетную политику могут быть включены иные организационные аспекты: применяемые для учета программные продукты, инструкция о порядке хранения и защиты учетных данных.

При учете имущества и обязательств ЖКХ нужно вести раздельный учет расходов и доходов по видам. Доходы предприятия ЖКХ получают в виде оплаты за квартиру и коммунальные услуги. Эти поступления учитываются на отдельных аналитических счетах и начисляются на владельцев квартир проводкой Дт 76 Кт29.

Затраты по ЖКХ надо учитывать не как общехозяйственные, а как основные. Собирательно-распределительный счет №26 применяется в УК как счет для учета расходов по иной деятельности.

Затраты на управление домом следует отразить на счете №20, это позволяет сэкономить на НДС. Для этого в учетной политике фирмы прописывают пункт о том, что управление домом – обособленная услуга.

Расходы предприятия группируются:

  1. Заработная плата с отчислениями на социальные нужды, Дт 29/1 Кт 70,69.
  2. Обслуживание хозяйства: уборка мусора и снега, очистка территории и крыш, места общего пользования (освещение, отопление, уборка), затраты на безопасность и т.д.
  3. Ремонт.
  4. Другие затраты.

Организации в сфере ЖКХ могут работать как по общей, так и по упрощенной системе налогообложения. Наиболее проста в применении ОСНО, однако, применение такой системы учета повлечет за собой довольно высокое налоговое бремя. Фирма выплачивает налог на прибыль и НДС.

Основной массе фирм больше подходит УСН. При такой системе учета компания не платит налог на прибыль и НДС, но облагается налогом, предусмотренным УСН и составляющем 15% при обложении доходов и расходов, либо 6% при обложении только доходов.

Этот вариант предпочтителен если:

  • Сотрудников в организации не более 100.
  • В отчетном периоде доходы не более 60 млн. рублей.
  • Стоимость фондов на балансе организации не более 100 млн. рублей.

Финансовый учет для ЖКХ не регламентирован специальными законами. Организация, особенно начинающая свою деятельность, должна сама разработать порядок бухучета, основываясь на общих принципах ПБУ, поясняющих письмах Минфина и ФНС.

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ

Источники доходов управляющей организации при управлении МКД можно представить в следующем виде:

Доходы от оказания обязательных услуг и выполнения обязательных работ.

Доходы от дополнительно оказываемых услуг и выполняемых работ.

Доходы от использования общего имущества.

Доходы от привлечения средств.

К доходам от оказания обязательных услуг и выполнения обязательных работ следует отнести обязательные платежи граждан, а именно: текущие ежемесячные платежи, платежи по осуществлению текущего и капитального ремонта общего имущества МКД, а так же разовые платежи за дополнительные работы и услуги. Под текущими ежемесячными платежами понимаются платежи за предоставление ЖК-услуг (водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, вывоз мусора и пользование лифтом). В рамках капитального ремонта осуществляются работы по устранению физического износа и разрушения, восстановлению исправности и замены соответствующего общего имущества. Текущий ремонт предполагает проведение работ по предупреждению преждевременного износа общего имущества (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Разовые платежи за иные обязательные работы и услуги устанавливается собственниками помещений на общем собрании. Решение принимается по конкретным работам и услугам, не входящим в перечень взятых обязательств.

К доходам от дополнительно оказываемых услуг и выполняемых работ относятся жилищные услуги внутри помещений, предоставляемых по факту обращения в управляющую организацию: ремонт, замена внутриквартирного водопроводного, сантехнического, электрического оборудования, а так же ремонт дверей, полов, оконных рам и замена стекол. Выполнение иных дополнительных работ и услуг может включать в себя : парковка транспортных средств, юридические и услуги, согласование переустройства и перепланировки, осуществление пропускного режима, услуги по обслуживанию инженерных систем(системы противопожарной защиты, комплекс системы безопасности, домофоны, системы озвучивания, кондиционирования), сбор макулатуры.

Доходы от использования общего имущества МКД включают в себя следующие направления: предоставление в пользование жильцам общего имущества МКД (например, чердаков и подвалов), аренда помещений общего пользования, размещение рекламы и оборудования.

Доходы от привлечения средств могут быть представлены внедрением и продвижением технологий ресурсосбережения, например, внедрением общедомовых приборов учета с автоматической системой съема показаний, что исключает перерасход электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла и точно вести расчеты с поставщиками и жильцами домов.

Таким образом, при грамотном подходе к организации производственного процесса руководство управляющей компании обеспечивает ее дальнейшее эффективное и всестороннее функционирование.

Использованная литература:

Учетная политика управляющей компании ЖКХ.

Многие многоэтажные дома сегодня содержатся и эксплуатируются управляющими компаниями, которые должны предоставлять качественные коммунальные услуги и проводить косметические и капитальные ремонты. Бухгалтерский учет в управляющей компании осуществляется со специфическими особенностями, о которых пойдет речь ниже.

Как провести бухучет в управляющей компании

Проводки бухгалтерского учета в УК ЖКХ зачастую касаются только двух действий:

  1. Покупка ресурсов у снабжающих компаний.
  2. Продажа ресурсов жителям домов.

При первом действии бухгалтеры формируют кредиторскую задолженность и расходы УК, при втором – дебиторскую задолженность и прибыль. Поэтому бухучет в ЖКХ лучше вести следующим образом – создать учетную политику. Под таковой подразумевается нюансы учета активов и обязательств, прибыли и убыли. Чем правильнее и вернее будут составлены проводки учета, тем элементарнее будет работа бухгалтеров. Зачем это нужно – ясно, а вот что она должна в себя включать немного подробнее. Это учет следующих операций:

  • расчеты с компаниями, предоставляющими ресурсы;
  • расход материалов;
  • расчеты с жильцами-покупателями КУ;
  • доходов и расходов;
  • зарплаты исполнителям;
  • расчеты налогов;
  • расчеты по другим контрагентским договорам.

Все основные положения, которые помогают правильно вести политику бухучета в управляющей компании ЖКХ при расходах и доходах, есть в Положении по бухгалтерскому учету 1/2008. Помимо бухучета управляющая компания ведет и налоговый учет в коммунальном хозяйстве, политика которого соответствует критериям Налогового Кодекса России.

План счетов необходим непосредственно для осуществления бухучета, потому к такой деятельности подходят со всей ответственностью. Рабочий план создают на основе законодательного акта министерства финансов. Необходимо вводить в план лишь счета, которые в реальности используются УК. А, например, проводки, касающиеся животных и другие подобные, не включать.

Во многих случаях управляющие компании для ведения бухучета используют унифицированную форму, которая согласована с Госкомстатом. Но с 2013 года ее можно и не использовать. В любой ситуации УК утверждают свои формы в учетной политике. Образцы можно бесплатно найти в интернете.

Учетную политику, план счетов и формы учета необходимо оформить одним приказом, который подписывает руководство УК и главбух. Подобный акт следует каждый год переписывать, поскольку законы меняются и учетная политика устаревает.

Вестись бухгалтерская отчетность предприятий должна без перерывов, регулярно, все действия отражаются проводками, о которых будет рассказано ниже, и первичных документах. Бухгалтерами должна составляться отчетность в соответствии с необходимым стандартом, который записан в ФЗ «О бухгалтерском учёте». Помимо этого подсчитывается и статистика. Описанные выше процессы учетной политики в обязательном порядке ведутся в бухгалтерии УК.

ОСНО или упрощенка

Общая система налогообложения (ОСНО) больше подходит из-за своей простоты для всех управляющих компаний. Но довольно большой размер налога на доход – 20 процентов и НДС делают подобный вид не очень выгодным. При выплатах НДС на ОСНО УК имеют льготы в сравнении с другими организациями коммерческого толка, поскольку в соответствии с налоговым законодательством КУ, которые предоставляют жильцам, и ремонтные работы с нанятым учетным персоналом не облагается НДС.

Но нормативы законодательства в реальности не предоставляют никаких экономических выгод управляющим организациям коммунального хозяйства. При покупке ресурсов это невозможно, поскольку приобретение осуществляется по единому тарифу, поэтому налоговая база на НДС равняется нулю. При предоставлении платных услуг собственникам и нанимателям не взимается НДС лишь в ситуации, когда прибыль равна расходам подрядчикам.

Поэтому часто выгодно применять упрощенную систему налогообложения, но есть и ограничение на ее использование:

  • если прибыль превышает 60 млн. рублей, то упрощенка невозможна;
  • если коммунальная компания имеет в штатном расписании более 100 человек, то подобное УСН также невозможно;
  • нельзя воспользоваться упрощенкой и при стоимости основных средств меньше чем 100 млн. рублей.

Но в реальности большинство УК соответствуют данным для УСН. Сделать упрощенку основной формой при налогообложении можно в налоговой службе, необходимо только написать надлежащее заявление до конца года. При УСН компании освобождают от НДС и налога на прибыль, но при этом уплачивается налог, который необходим для этого режима.

Для раздела «доходы» размер этого налога равен 6 процентам, а для раздела «доходы минус расходы» – 15 процентов. Особенностью этой формы налогообложения является установление прибыли кассовым методом, это значит, что доход определяется только по приходу денег и их убытию со счета УК.

Для выбора системы следует учитывать и сопоставить доходы и расходы управляющим компаниям по коммунальным услугам бухгалтерской службой. Когда они зачастую находятся в минусе, то выгоднее использование налогообложение УСН «доходы минус расходы», потому что оплачивать нужно будет лишь минимальные сборы в размере одного процента от прибыли за конкретный промежуток времени. Но также стоит учесть, что подобные цифры могут и сильно разниться с доходами-расходами по методу начисления.

Проводки в бухучете УК

Теперь рассмотрим бухгалтерские проводки, число которых превышает другие расчеты в управляющей компании. Чтобы было удобнее, разделим их на два подраздела, которые обозначили ранее:

  • Д20 К60 – приобретение электричества, воды и газа у ресурсоснабжающих организаций;
  • Д19 К60 – воспроизведен НДС по купленным ресурсам;
  • Д68 К19 – НДС пропущен к вычету;
  • Д60 К51 – переведены деньги в счет платежей за купленные ресурсы.

Предоставление услуг жильцам многоквартирных домов:

  • Д62 К90/1 – выставление счета коммунальных организаций;
  • Д 90/2 К20 – отображена себестоимость предоставленных КУ;
  • Д90/3 К68 – компанией рассчитан НДС;
  • Д51 К62 – оплата от жителей;

Д60 К62 – перечисление денег, которые зачислились от жителей к ресурсоснабжающим компаниям.

Этот пример проводок действенен в управляющих компаниях, которые пользуются ОСНО. При бухучете из проводки по упрощенке исключаются третий и седьмой пункты. Льготы на НДС при общей системе отображаются в расчетах следующим путем:

  • Д20 К19 – НДС по купленным ресурсам отображен в себестоимости.

Третий и седьмой пункты также исключаются. Все эти операции чаще, чем другие бывают у УК, но случаются и другие проводки. Если возникли такие случаи, то обращайтесь к инструкции к плану счетов, которая входит в приказ №94н Министерства финансов.

Когда УК регистрируется, то нужно выбрать код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это нужно, чтобы контролирующие органы знали о занятиях компании. Для УК это код 70.32.1 (Управление деятельностью жилого фонда). Но часто УК ставят значение 70.32 (По управлению недвижимостью), что соединяет три подвида деятельности.

Резюмируя, скажем, что учетная политика управляющей компании ЖКХ не вызывают затруднений при расчетах, поскольку являются однотипными операциями. Основное – это соблюдать порядок и вести жилищно-коммунальное хозяйство и учет на предприятиях регулярно без перерывов, а также действовать согласно нормативам и действующим законам. Тогда контролирующие организации не зададут никаких вопросов.

Что является прибылью управляющей компании жкх.

#1 Сообщение batrakovatyu » 16 июн 2014, 14:17

Re: Определение выручки в ЖКХ

#2 Сообщение burmistr » 16 июн 2014, 15:30

Насколько горит вопрос? Я просто сел писать статью по раздельному учету НДС.

Если очень срочно — накидаю краткий ответ тут, если не горит чуть позже (до конца недели выложу статью).

#3 Сообщение batrakovatyu » 17 июн 2014, 13:36

#4 Сообщение batrakovatyu » 23 июн 2014, 09:59

#5 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 05:15

#6 Сообщение batrakovatyu » 24 июн 2014, 08:14

#7 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 13:23

#8 Сообщение burmistr » 24 июн 2014, 13:36

Выручку определяют по факту оказания услуг, то есть собирают 20 счет на эту сумму делают проводку на 90-й

Дт 62 Кт 76а — начисления (100 рублей)

Дт 20 Кт 60 — фактические затраты (80 рублей)

Дт 76а Кт 90.1 — реализация (оформляется бухгалтерской справкой).

#9 Сообщение Ялиса » 24 июн 2014, 14:06

#10 Сообщение burmistr » 24 июн 2014, 14:10

Готов поспорить. Такие требования устанавливают налоговики и ФАСы для применения льготы.

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2727/12 по делу N А60-18770/11

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2012 по делу N А55-1577/2012

ПИСЬМО МИНФИНА от 15 марта 2013 г. N АС-3-3/904
Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом нормами Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.

Постановление ФАС Центрального округа от 24.04.2013 по делу N А36-2123/2010
Капитальный ремонт входит в состав услуги управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, что позволяет отнести его в целях налогообложения НДС к операциям по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в силу положений подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, при условии что работы (услуги) приобретаются управляющей компанией у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), и реализуются собственникам квартир в многоквартирном доме по той же стоимости.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 августа 2013 г. N ВАС-10685/13 ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N А36-2123/2010

Для применения льготы требуется выполнение следующих условий в совокупности:
— выполнение всего комплекса работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приобретается управляющей организацией у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
— операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны осуществляться управляющей организацией по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

RosInvest.Com

Тарифы на ЖКХ растут
Объем финансирования отрасли в стране ежегодно составляет порядка 230 миллиардов рублей. Согласно официальной статистике с 2000 г.тарифы на услуги ЖКХ в среднем по России возросли в 13,6 раза. Уровень оплат коммунальных услуг в среднем составлял по России 75,5%, в некоторых регионах (Москва, Тверская и Воронежская области, Карелия, Приморский и Ставропольский край) – 90%. Сегодня стоит задача довести этот уровень до 100% к 2014 г.
Только в Москве, к примеру, за период 2001-11 г.г. тарифы на газ выросли в 7,2 раза, отопление – 7,9 раза, горячая вода – 65,8 раза, квартплата выросла в 9,8 раза. Рост тарифов существенно бьет по бюджету российских граждан. К примеру, если в начале 2000-х годов москвичи тратили на оплату услуг ЖКХ примерно 15% своего месячного дохода, то в нынешнее время – 25%.
Откуда деньжата в кармане у них
Управляющие компании ЖКХ зарабатывают большие деньги. Чтобы это увидеть достаточно, рассмотреть конкретный пример и провести несложный расчет. Такие расчеты убедительно показывают, что доход с одного многоквартирного дома в месяц может составлять в пределах 1 000 000 рублей.
Сначала определяется общая сумма за потребляемые коммунальные услуги. Самый простой способ: из квитанции коммунальных платежей берется статья – общее домовое потребление по отдельному виду услуг. Этот показатель умножается на тариф каждого вида услуг (электроэнергия, вода – горячая, холодная, водоотведение общего объема холодной и горячей воды). Из собранной суммы примерно 60-70%, по мнению специалистов, управляющая компания обязана перечислить поставщикам услуг, чего она не всегда своевременно выполняет, ратуя на неоплату платежей населением.
Чтобы рассчитать статью – содержание и ремонт, достаточно взять тариф этой статьи за 1 м2 и умножить на общее количество площади жилья во всем доме. Из этой статьи часть полученных средств выделяется на зарплату.
Расчет средств на зарплату определяется путем умножения заработной платы одного специалиста на число работающих, и деления этой суммы произведения на общее количество домов, обслуживающихся этой компанией.
Незначительная сумма примерно 5 000 рублей в месяц идет на замену лампочек, краску, инструменты, посадку и уход за кустами, деревьями и т.д. Обслуживание лифтов зависит от типа лифта, этажности дома и стоит по-разному. Обычно, по мнению специалистов самих управляющих компаний, это может стоить в пределах 35-50 тысяч рублей в месяц. По остальным расходам, указанным в квитанции, расчет проводится умножением тарифа на число квартир или по учету квадратных метров жилья в доме.
Далее из набранной суммы дохода вычесть сумму расхода управляющей компании. Итогом будет примерная прибыль, которая составляет более 50% суммы от содержания дома. И если таких домов у компании десять, то легко представить, как живут такие компании, в основном его руководство. Многое зависит от активности собственников жилья при грамотной постановке взаимоотношения можно найти взаимовыгодную позицию. Примерный расчет за месяц (тарифы могут быть другие) показывает, что за свои услуги средняя управляющая компания от дома в 220 квартир получает 584 823,07 рублей. Если дом 330 квартирный, то – 888 881,69 рублей.
Основные доходы управляющих компаний:
— плата собственников за содержание жилья, в среднем в месяц собственник жилья выплачивает 480 рублей (но подъезды не убираются, лампочек нет, дворников не хватает);
— капитальный ремонт, средняя сумма с квартиры составляет 200 рублей (но ремонт фактически не проводится, хотя в отчетах стоят конкретные объемы работ);
— плата за тепловые ресурсы, управляющие компании не заинтересованы в установке приборов учета тепла и берет плату согласно средним нормативам потребления, а выплату поставщикам тепла проводит по магистральному счетчику, что в 2-4 раза обходится меньше для компании, разница оседает на счетах управляющих компаний.
«Левые» доходы
Многие муниципальные власти в стране, имея некоторую свободу в сборах средств за ЖКХ услуги, проявляют чудеса в разработке всевозможных схем своего личного обогащения. Целые цепочки фирм-однодневок участвуют в этом процессе. Способов обмана существует не мало.
К примеру, в Москве самым распространенным считают схему расчета тарифа на воду. Жильцам квартир выставляют расчет за повышенную норму расходования, а с Мосводоканалом расчеты производятся по усредненному тарифу. Разница в этих суммах обычно составляет в пределах 3-5 раз.
Следующую возможность заработать левые деньги коммунальной мафии предоставляют услуги за отопление. Расчет здесь прост: квартирная площадь умножается вначале на норматив потом на тариф за тепло. Главная заковырка в значение норматива, который вычисляется по непонятной формуле. И совсем странно, что его величина в разных областных центрах и районах столицы, но находящихся в одинаковом климатическом поясе, отличается. К примеру, в Жуковском норматив равен 0,03, Алабино – 0,009, Щелкове – 0,015. По таким расчетам порой москвичи платят за тепло, как и жители Урала.
Некоторые ЖКХ воруют по счетам за электроэнергию. Коммунальщики снимают данные счетчика и выставляют счет, который житель оплачивает. После нескольких месяцев жильцы получают извещение о перерасчете тарифа и просьбе оплатить по сути уже оплаченную энергию. К примеру, москвичи получают такие извещения в начале года, в итоге они переплачивают ежегодно 50-80% за электроэнергию.
Часты случаи, когда в статью за оплату пользованием придомовой территорией вписывают не существующие расходы как, например, – вывоз мусора, таких «мелочей» набирается целый воз. Достаточно много набегает денег и по таким переплатам по «мелочам». В среднем столичная семья из трех человек, проживающая в обычной квартире из двух комнат ежегодно переплачивает дополнительно за два месяца. То, что все выплаты населения в систему ЖКХ не доходят до своего назначения говорят официальные цифры: износ жилья составляет примерно 20%, инженерные сети – 42,5%. В тоже время эксперты утверждают, что фонды в России изношены от 70 и выше процентов. В некоторых регионах эта цифра составляет 90 и выше процентов. Причина столь ужасного состояния коммуникаций результат воровства и коррупции в этой отрасли.

МЕТОДИКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СМЕТЫ РАСХОДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ
I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика по составлению сметы расходов по управлению многоквартирным домом (далее — Методика) разработана с целью установления единых подходов к формированию расходов управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
1.2. Предлагаемая Методика носит рекомендательный характер и определяет перечень основных расходов, учитываемых при расчете затрат по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома исходя из их экономически обоснованной стоимости (фактической), а также принцип расчетов за коммунальные услуги.
1.3. Методика предназначена для определения цены договора управления многоквартирным домом, которым предусматривается оказание управляющей организацией собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома за плату услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (ст. 162 ЖК РФ).
1.4. Настоящая Методика разработана в отсутствие Регламента работ управляющей организации и предполагает, что перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, предоставление которых обеспечивает управляющая организация, определяются договором управления многоквартирным домом. Предлагаемая Методика не предполагает наличие закрытого (всеобъемлющего) перечня расходов управляющей организации, связанных с управлением многоквартирным домом. При этом виды расходов по оказанию услуг, поименованных в пп. 1.1.1-1.1.6 раздела II Методики, определены нормативными правовыми документами Российской Федерации и являются обязательными для управляющей организации, собственников и пользователей помещений, в интересах которых указанные услуги предоставляются.
1.5. Управляющая организация независимо от ее организационно-правовой формы, выбранная на конкурсной основе исполнительным органом власти, обязана при составлении сметы расходов на управление многоквартирным домом руководствоваться Методикой формирования сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда, утвержденной первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю.В. Росляком и согласованной с первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.Н. Аксеновым 03.09.2004. Указанная Методика используется для формирования сметы доходов и расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с учетом последних изменений налогового и иного законодательства, а также нормативных правовых актов города Москвы.
Смета расходов на управление многоквартирным домом, включая расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в обязательном порядке подлежит ежегодному утверждению на собрании собственников помещений этого дома или в случаях, установленных статьями 156 (п. 3), 158 (п. 4), 161 (п. 4) Жилищного кодекса РФ, — в установленном Правительством Москвы порядке.

II. Смета расходов на управление многоквартирным домом

1. Материальные расходы.
1.1. Расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
1.1.1. Расходы по технической эксплуатации и текущему ремонту внутридомового оборудования, относящиеся к общему имуществу, включая расходы по осмотрам его технического состояния.
1.1.2. Расходы по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
1.1.3. Расходы по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию лифтового оборудования в домах, оборудованных лифтами.
1.1.4. Расходы по обеспечению мер пожарной безопасности.
1.1.5. Расходы по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
1.1.6. Расходы по содержанию и уходу за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
1.1.7. Расходы по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, за исключением вышеперечисленных.
1.2. Расходы по договорам с ресурсоснабжающими организациями за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в случае его наличия), отопление (теплоснабжение).
Примечание. Статья применяется по мере готовности управляющей организации обеспечивать предоставление коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Материальные расходы управляющей организации.
2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды управляющей организации.
3. Амортизация оборудования и инвентаря управляющей организации, используемых в процессе предоставления услуг по управлению многоквартирным домом.
4. Прочие расходы, связанные с предоставлением услуг по управлению многоквартирным домом.

III. Составление расходной части сметы управления многоквартирным домом

1.1. Расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По статье «Расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» отражается общая сумма расходов по оплате услуг специализированных подрядных организаций, выполняющих по договору с управляющей организацией работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Договор должен содержать перечень услуг, оказываемых подрядной организацией, или выполняемых ею работ по содержанию общего имущества жилого многоквартирного дома, в том числе работ, связанных с его текущим ремонтом. При этом перечень дополнительных работ и услуг сверх работ и услуг по пп. 1.1.1-1.1.6 сметы, должен быть утвержден решением общего собрания собственников или определен по результатам конкурсного отбора.
В договоре между управляющей компанией и специализированной подрядной организацией должны указываться: перечень оказываемых услуг и выполняемых работ, стоимость оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок расчетов за выполненные работы и оказанные услуги; порядок приема управляющей организацией выполненных работ и оказанных услуг и расчетов за них; порядок оформления актов сдачи-приема выполненных работ и оказанных услуг; ответственность сторон за ненадлежащее выполнение договорных обязательств.
Неотъемлемой частью договора являются перечень и описание передаваемых подрядчику для эксплуатации объектов и оборудования (жилых и нежилых строений, данные о площади придомовой территории и объектах, расположенных на ней, и т.п.), а также акты их технического состояния.
1.2. Расходы по договорам с ресурсоснабжающими организациями за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в случае его наличия), отопление (теплоснабжение).
Порядок определения объема предоставляемых ресурсоснабжающими организациями услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) зависит от наличия или отсутствия приборов учета.
Если в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета, стоимость предоставляемых коммунальных услуг определяется как произведение установленного для определенной категории потребителей тарифа на объем потребленных им коммунальных услуг (в натуральных единицах — куб. м воды, Гкал тепловой энергии, 1 кВтч электрической энергии и т.д.) по показаниям приборов учета. При этом в смету расходов на управление многоквартирным домом включается стоимость коммунальных услуг, рассчитанная исходя из объема коммунальных услуг, потребленных за период, предшествующий планируемому, с последующим уточнением сметы по фактическим показаниям приборов учета.
Если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые приборы учета, стоимость предоставленных коммунальных услуг определяется исходя из тарифов, установленных РЭК г. Москвы для определенного вида потребителей, нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами города Москвы, и количества пользователей.
1.3. Материальные расходы управляющей организации.
В составе материальных расходов управляющей организации учитываются расходы на:
— приобретение сырья, материалов, топлива, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, используемых в процессе предоставления услуг по содержанию многоквартирного дома;
— оплату аренды нежилых помещений, занимаемых управляющей организацией;
— коммунальные услуги, потребляемые управляющей организацией;
— транспортные услуги;
— другие расходы.
2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников управляющей организации.
В расходах управляющей организации на оплату труда работников с отчислениями учитываются затраты на оплату труда сотрудников управляющей организации, занятых заключением договоров с подрядными, специализированными и ресурсоснабжающими организациями, начислением и сбором платежей, ведением претензионной работы, выполнением других функций по управлению многоквартирным домом, в соответствии с утвержденным штатным расписанием (иным документом, определяющим численность и оклады (ставки) работников), а также отчисления на уплату единого социального налога с учетом начислений на пенсионное обеспечение.
При этом в расходы на оплату труда включаются средства на оплату труда персонала управляющей организации, занятого начислением и сбором платежей в случае, если управляющая организация не передала эту функцию ГУ ЕИРЦ АО.
3. Амортизация оборудования и инвентаря управляющей организации, используемых в процессе предоставления услуг по управлению многоквартирным домом.
В составе расходов на амортизацию оборудования и инвентаря управляющей организации, используемых для нужд управления многоквартирным домом, учитываются амортизационные отчисления по указанным объектам основных средств, числящимся на балансе управляющей организации, начисляемые одним из возможных способов.
4. Прочие расходы.
В прочих расходах управляющей организации отражаются расходы, не вошедшие в перечисленные:
— оплата услуг банка;
— платежи по кредитам банков;
— оплата консультационных, информационных, консалтинговых и аудиторских услуг;
— расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
— платежи по обязательному страхованию имущества, гражданской ответственности, отдельных категорий работников в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ;
— налоги, сборы, платежи и другие отчисления, установленные законодательством РФ;
— другие расходы.
Примечание. В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме создано объединение собственников, которое получает доходы от коммерческого использования нежилых помещений, находящихся в совместной собственности (сдача в аренду помещений, использование общего имущества в рекламных целях и т.д.), то на основании решения общего собрания собственников помещений дома стоимость услуг по управлению многоквартирным домом, предъявляемая к оплате собственникам помещений, может быть уменьшена на сумму получаемых доходов.

Cодержание общего имущества многоквартирного дома
Автоматизированный учет тепла поквартирно
Учет воды
Доходы ТСЖ
Договор на содержание и ремонт общего имущества МКД

Доходы

Организации ЖКХ имеют следующие виды доходов:

  1. Платежи, которые собираются с собственников жилплощади. На всех, кто владеет квартирой на праве собственности, лежит обязанность по содержанию и ремонту общедомового имущества. Плата за это и собирается организациями ЖКХ ежемесячно.
  2. Доходы от деятельности посредника. УК заключают соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые поставляют коммунальные услуги жильцам, о сборе с жильцов платы за такие услуги. В последующем УК перечисляют собранные средства на счета ресурсоснабжающей организации, а последняя за это выплачивает УК агентское вознаграждение.
  3. Иные платежи, оплачиваемые жильцами. Организация ЖКХ может по заявке жильца выполнить в его квартире ремонтные работы за плату. Например, заменить сантехнику, испорченную по вине жильцов.
  4. Арендная плата – это доходы от сдачи в аренду подвальных или чердачных помещений.
  5. Вознаграждение. Организации ЖКХ в большинстве своём являются коммерческими, то есть основная их цель – это извлечение прибыли.

    Поэтому закон позволяет им получать за свою работу вознаграждение.

    Такое вознаграждение не может превышать десять процентов от тарифа, который утверждён к оплате за содержание и текущий ремонт МКД. Конкретный размер вознаграждения определяют собственники квартир.

    Это решение принимается ими на собрании и оформляется протоколом.

    Управляющая компания причитающееся ей вознаграждение удерживает из платежей, уплачиваемых собственниками.

Что такое выпадающие доходы?

СПРАВКА. Выпадающие доходы – это недополученные доходы при установлении тарифов ниже экономически обоснованных, а также в связи с оказанием услуг по льготным ценам отдельным категориям потребителей.

В сфере ЖКХ поставщики услуг не вправе самостоятельно определять свободные цены за предоставляемые ими услуги. Эта сфера находится под контролем государства. Все цены (тарифы) устанавливают органы, специально уполномоченные на то законом.

Кроме того, поставщики обязаны предоставлять услуги целому ряду потребителей с учётом установленных законом льгот. Это социально незащищённая категория потребителей, в которую входят пенсионеры и инвалиды, ветераны войны и труда, многодетные семьи и прочие.

Компенсировать же эти потери за счёт других потребителей, устанавливая для них повышенные цены на услуги, запрещено.

Поэтому работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из-за жёсткого контроля цен и обязанности предоставлять льготы связана с убытками, поставщики получают так называемые выпадающие доходы.

Для того, чтобы компенсировать такие убытки, государство выделяет из бюджетных средств субсидии. Чтобы получить их, УК необходимо предоставить требуемый пакет документов.

Для получения субсидий, которые предоставляются единовременно, организация ЖКХ заключает с государственным органом договор.

ВНИМАНИЕ. Субсидия используется только на возмещение имеющихся у неё убытков, в подтверждение чего необходимо предоставлять отчёты. Расходование на другие цели недопустимо.

Затраты

  • расходы на текущий ремонт. Общедомовое имущество нуждается в постоянном содержании и ремонте со стороны организации ЖКХ.

    УК контролирует работу систем водоснабжения, канализации, отопительных систем. Также производится ремонт фасадов и кровли, лестниц и козырьков при входе в подъезды.

    Вышеуказанные работы оплачиваются собственниками жилплощади. Размер платы зависит от площади квартиры. Если возникает необходимость в замене или ремонте инженерного оборудования, это производится также за счёт собственников;

  • расходы на содержание подъездов. УК поддерживает в должном состоянии подъезды (лестницы и почтовые ящики в них), мусоропроводы, а также лифтовое оборудование. Также есть обязанность производить уборку подъездов и лифтов, дезинфекцию мусоропровода, заменять битые стёкла и перегоревшие лампочки.

По содержанию придомовой территории

Разумеется, около каждого дома есть участок земли, который непременно нуждается в хорошем уходе. УК обязано следить за его озеленением, спиливать погибшие и сухостойные деревья, подстригать кустарник.

В обязательном порядке обеспечивается уборка придомовой территории дворником. Помимо этого, на организации ЖКХ лежит обязанность по облагораживанию территории – сооружение детских игровых площадок, зон отдыха со скамейками и прочее.

Общеэксплуатационные

СПРАВКА. Общеэксплуатационными расходами называют затраты по обслуживанию, управлению, содержанию и ремонту для жилищного фонда.

К общеэксплуатационным относятся следующие расходы:

  • затраты на заработную плату работников аппарата управления;
  • отчисления на соцнужды от оплаты труда;
  • командировочные работникам;
  • средства на содержание помещений организации ЖКХ;
  • затраты на канцелярию, почтовые и телефонные расходы;
  • консультационные, аудиторские, информационные и др. услуги;
  • амортизационные отчисления на восстановление и затраты на капремонт сооружений и зданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудования, а также иного имущества, которое отнесено к основным средствам.