Учет расчетных операций

Расчетное взаимоотношение

Cтраница 1

Многообразие расчетных взаимоотношений между предприятиями и организациями вызывает необходимость применять различныг формы расчетов для погашения возникающих взаимных обязательств.  

При постоянных расчетных взаимоотношениях между определенными предприятиями и хозяйственными организациями погашение их взаимной задолженности, как правило, производится путем зачета взаимных требований в установленном порядке.  

Для учета расчетных взаимоотношений по поводу арендной платы в практике используется счет 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, который предназначен для отражения состояния задолженности по арендной плате у арендаторов и арендодателей.

Бухгалтерский учет расчетных операций на предприятии

В зависимости от расчетных взаимоотношений между предприятиями для учета расчетов применяют счета: Расчетов с доставщиками и подрядчиками, Расчетов по авансам и частичной оплате заказов, Расчетов с покупателями.  

Обязательства по распределению возникают из расчетных взаимоотношений предприятия с рабочими и служащими по заработной плате, с профсоюзными органами по отчислениям на социальное страхование и финансовыми органами по платежам в бюджет. Так образуется неснижающийся остаток задолженности, равный примерно 5 — 10-дневному заработку.  

Система управления должна проявлять интерес к расчетным взаимоотношениям, так как наличие дебиторской и кредиторской задолженности сверх разумных пределов, резко ухудшает финансовое состояние предприятия. Так, при большой дебиторской задолженности значительные средства отвлекаются из оборота. Может быть просрочка платежей из-за того, что на расчетном счете нет денег.  

Контроль за запасами тесно связан с расчетными взаимоотношениями с поставщиками. Нередко запасы колеблются из-за нарушений сроков поставки материалов. Такой учет поставок, как правило, отсутствует, а контроль со стороны администрации не введен в полном объеме.  

Для управления важно владеть информацией о расчетных взаимоотношениях с дебиторами и кредиторами. Эта задолженность отражается в разделе III актива и пассива баланса.  

Расчетные счета предназначены для учета и контроля расчетных взаимоотношений организации с другими организациями, учреждениями и лицами. Расчетные взаимоотношения могут образовать задолженность в пользу данной организации ( дебиторская задолженность), в пользу других организаций ( кредиторская задолженность), а также переход одного вида задолженности в другую. Исходя из этого расчетные счета по отношению к балансу подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.  

АКТИВНО-ПАССИВНЫЕ СЧЕТА — бухгалтер cmro счета, предназначенные для учета расчетных взаимоотношений по таким операциям, в результате к-рых возникает попеременно то дебиторская, то кредиторская задолженность. При этой форме расчетов одни покупатели, к-рым в течение месяца отпущено продукции на сумму, превы-шавяцую сумму произведенных ими плановых платежей, будут дебиторами, другие же, наоборот — кредиторами; в след, месяце бывшие дебиторы могут стать кредиторами, и наоборот.  

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА в бухгалтерии — счета, применяемые для учета расчетных взаимоотношений предприятия с другими предприятиями, орг-циями или лицами. Служат для аналитического учета, осуществляемого отдельно но каждому юридич. При механизации учета используются вместо карточек табуляграммы.  

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА в бухгалтерии, счета, применяемые для учета расчетных взаимоотношений предприятия с др. предприятиями, организациями или лицами.  

В разделе III учитывается также дебиторская задолженность, которая образуется из расчетных взаимоотношений предприятия с хозяйственными организациями и отдельными лицами. Дебиторская задолженность является важной частью оборотных средств. При наличии конкуренции и сложностей сбыта продукции предприятия могут продавать ее, используя формы не только предварительной, но и последующей оплаты. Дебиторская и кредиторская задолженность отражается в балансе в суммах, подтвержденных данными сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.  

В современных условиях хозяйствования и экономически обоснованного руководства работой организации нужна объективная и достоверная информация о ходе и результатах производства, себестоимости продукции ( работ, услуг), расчетных взаимоотношениях с клиентами, объемах реализации и других важнейших показателях.  

К основным задачам учета денежных средств, расчетов и кредитных операций относятся систематический учет и контроль за сохранностью денежных средств и целесообразным их использованием; своевременное, правильное отражение и контроль расчетных взаимоотношений с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, финансовыми органами, профсоюзом, рабочими и служащими, дебиторами и кредиторами; учет и контроль за получением банковских кредитов, использованием их по назначению и своевременным погашением; систематический учет и контроль внутрихозяйственных и внутриведомственных расчетов, а также операций по финансированию и целевым поступлениям денежных средств. При решении этого комплекса задач непрерывно учитывается и контролируется движение наличных денег в кассе предприятия, на его счетах в банках, ведется систематический учет и контроль расчетных отношений с предприятиями, учреждениями, организациями и лицами для того, чтобы в любой момент времени можно было оценить состояние расчетов с каждым дебитором и кредитором по каждому виду долгов и обязательств.  

Страницы:      1    2

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее — исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

2.3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИИ

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее — исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования

Основными нормативными документами по организации учета расчетных операций в Республике Беларусь являются: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (регламентирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности предприятиями Республики Беларусь независимо от форм собственности); «Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применения» (устанавливает порядок отражения по счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций на предприятиях и организациях всех форм собственности).

Основными литературными источниками по теме исследования являются учебные пособия белорусских (Н.И. Ладутько, В.Ф. Бабин, Т.И. Панов, И.Н. Ковалевич, Т.И. Василевская, В.А. Стасенко, Н.В. Мартынво, и др.), российских (В.И. Семашко, С.Л. Ефимов, И.Л. Мельникова, С.Р. Ефименко др.) авторов. В пособиях изложены основы теории бухгалтерского учета, методика ведения бухгалтерского учета в организациях (предприятиях) различных форм собственности. Материал дается в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Республики Беларусь.

1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях перехода к рыночной экономике

Основными задачами учета и анализа расчетных операций являются:

обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

обеспечение контроля за правильностью соблюдения форм расчетов между субъектами рынка;

правильное отражение операций в первичных документах и регистрах синтетического и аналитического учета по расчетным операциям;

своевременное выполнение расчетов с организациями, предприятиями, учреждениями и физическими лицами;

ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.

Методологические основы организации учета расчетов устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

2. Организация учета расчетных операций

2.1 Учет расчетов с поставщиками

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками:

за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а равно по доставке или переработке материальных ценностей, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате через банк;

за полученные товарно-материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

за полученные товарно-материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

за все виды услуг связи и другие;

по выданным авансам под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Подрядные строительные, монтажные, научно-исследовательские и другие аналогичные организации, если они являются генеральными подрядчиками, расчеты со своими субподрядчиками также учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, находят отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, принятых работ, услуг в корреспонденции непосредственно с дебетом счетов учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а равно по переработке материалов на стороне, записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» также производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство, расходов на реализацию и т.п.

На суммы НДС, подлежащие последующей оплате поставщикам материальных ценностей, работ, услуг, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется согласно первичным учетным документам поставщика в корреспонденции с дебетом счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

Счета, с которыми корреспондирует счет «60» представлены в Приложении 1.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется:

на суммы оплаты счетов, включая авансы и предварительную оплату, — в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств;