Учет произведений искусства

Музейный предмет, его свойства

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, И. Бенеша, К. Шрайнера А.М. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический кон-текст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, — информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы — внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными — название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. п. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара В.С. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой — все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» — музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятником.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработка критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Неравнозначна и ценность самих музейных предметов, что выражается понятиями «типичность» и «уникальность».

Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандартные промышленные изделия, типовые документы. Такой предмет, даже если он хранится в музее в единственном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют типичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные орудия эпохи неолита.

Вместе с тем, если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном экземпляре или в очень небольшом количестве, то он считается уникальным музейным предметом, потому что содержащаяся в нем информация приобретает исключительный характер. Другие уникальные предметы являются таковыми в силу своеобразия и неповторимости. Таковы высокохудожественные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, научные приборы оригинальной конструкции, единичные экземпляры памятников письменности.

Например, в коллекции фотоаппаратов Государственного Политехнического музея, которая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеются как типовые конструкции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малютка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленности. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предметы — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со знаменательными событиями. Среди них выделяют особую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся, например, реликвии, связанные с именем донского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, стала причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул. С именем Ермака Тимофеевича связано также знамя с изображением Архангела Михаила и коленопреклоненного Иисуса Навина под стенами библейского города Иерихона. Как свидетельствуют документы, знамя «было при завоевании Сибири с Ермаком в царствование царя Ивана Васильеви-ча».

Реликвия — понятие аксиологическое, поэтому с изменением идеологической и ценностной ориентации общества предметы могут становиться реликвиями или переставать ими быть, как это произошло, например, с еще недавно почитаемыми знаменами, под которыми сражались революционные отряды в октябре 1917г.

Итак, уникальными считаются единственные в своем роде предметы, отличающиеся особой научной, исторической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохранившиеся в одном экземпляре или в очень ограниченном количестве.

Музейные предметы связаны между собой многими признаками: принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, лицу, автору, типу источников. Их может объединять общая тема, сюжет, время создания, среда бытования, материал и техника изготовления. Эти связи очень важно учитывать, ведь информация, которую сообщает группа взаимосвязанных предметов, полнее и ценнее той, что несет отдельный предмет.

источник: Музееведение. Краснокутская Л.И.

Произведения искусства (картины, скульптуры и всевозможные украшения) можно нередко встретить в приемных и кабинетах менеджеров, торговых залах, отелях и прочих местах, где по тем или иным причинам это уместно и выгодно для бизнеса.

Возможно, обратив внимание на картину в одном из таких мест, вы задумывались: как следует отражать ее в учете и финансовой отчетности по МСФО?

МСФО не предусматривают отдельных стандартов или правил, специально установленных для произведений искусства, и поэтому в этом вопросе нужно опираться на то, что есть.

Первое, что нужно сделать, прежде чем применять к данному объекту учета какие либо стандарты и правила, — ответить на вопрос:

Что представляет собой произведение искусства с точки зрения бухгалтерского учета?

Произведения искусства — это очень широкая категория, которую нельзя рассматривать в целом. Чтобы разобраться с учетом какого-либо произведения искусства, следует выяснить такие вопросы учета активов, как:

  • Срок полезного использования этого актива.
  • Подвержен ли этот актив износу?
  • Есть ли у актива рыночная цена? Можно ли его в любой момент продать по этой цене?
  • Ликвидационная стоимость актива.
  • Связан ли этот актив с другим активом физически (например, рисунок на стене здания)?
  • Имеет ли это произведение искусства какую-то историческую или культурную ценность?
  • Увеличивается ли ценность этого произведения искусства со временем, или, наоборот, уменьшается?
  • Существенен ли этот актив для финансовой отчетности данной компании?

Все эти вопросы позволяют классифицировать произведения искусства. Используя их, выделим 4 основных класса произведений искусства:

Классификация произведений искусства.

Класс 1: Ценные произведения искусства.

Ценные произведения искусства — это первоклассные произведения искусства, которые приобретаются с целью последующего увеличения стоимости капитала, хотя эстетическая цель (украшение интерьера или экстерьера) также не исключается.

Аукцион произведений искусства Sotheby’s

В этот класс могут входить шедевры мирового искусства, все виды коллекционных произведений искусства или отдельные предметы, в том числе различные картины, статуи и скульптуры, возможно (но не только), приобретенные на аукционах искусства и предназначенные в первую очередь для хранения ценности.

Эти активы обычно имеют некоторую культурную или историческую ценность, что не в последнюю очередь влияет на их финансовую ценность.

Обычно основной целью приобретения художественных работ являются финансовые инвестиции, и многие люди приобретают предмет искусства подобно финансовому инструменту с целью сохранения ценности.

К сожалению, МСФО не содержат каких-либо указаний относительно такого рода активов. Они не попадают в сферу действия МСФО (IAS) 16 «Основные средства», поскольку ценные произведения искусства не соответствуют определению PPE (из-за того, что цель их покупки — рост стоимости капитала).

К ним также неприменим стандарт МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», поскольку он распространяется только на земельные участки и здания.

Тем не менее, стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» содержит указания о том, как поступить в такой ситуации.

Разработка собственной учетной политики в отношении ценных произведений искусства.

В параграфе IAS 8:10 конкретно указывается на то, что в отсутствие стандарта МСФО, который применяется конкретно к сделке, другому событию или условию, руководство компании должно вынести собственное суждение о разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая является как уместной, так и надежной.

Приобретение произведения искусства, имеющего историческую ценность, с целью сохранения ценности, — это именно та операция, которая специально не рассматривается в МСФО, поэтому для нее необходимо разработать свою собственную учетную политику.

Как?

Вы не можете просто взять учетную политику из воздуха, поскольку нужно следовать иерархии IAS 8.

В МСФО (IAS) 8 предписывает рассматривать и ссылаться на следующие источники в порядке убывания (отсюда и название «иерархия IAS 8»), при разработке учетной политики:

  1. Требования МСФО, касающиеся аналогичных и смежных вопросов;
  2. Определения, концепции, критерии признания и оценки для активов, обязательств, доходов и расходов в «Концептуальных основах финансовой отчетности»; и наконец,
  3. Последние положения регулирующих и законодательных органов, которые используют аналогичную концептуальную основу для разработки стандартов бухгалтерского учета, другую бухгалтерскую литературу, если это не противоречат источникам пунктов 1 и 2.

Например, вы можете обратиться к МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», в отношении вопросов, касающихся имущества, приобретенного для увеличения стоимости капитала или дохода от аренды, поскольку цель покупки вашего произведения искусства весьма схожа.

Для учета этих активов наиболее всего подходит модель справедливой стоимости (‘fair value model’), поскольку для них характерен неопределенный срок полезной службы, а их справедливая стоимость в большинстве случаев со временем увеличивается, и они удерживаются в качестве ценных активов.

Также не лишним будет обратиться к другим принципам бухгалтерского учета, например, британскому стандарту UK GAAP для активов культурного наследия FRS 30 Heritage Assets, который был создан для решения аналогичных вопросов. Если вы ознакомитесь с ним, вы узнаете, что FRS 30 также устанавливает для этих активов что-то вроде модели справедливой стоимости МСФО (IAS) 40.

Модель справедливой стоимости согласно МСФО (IAS) 40.

В соответствии с моделью справедливой стоимости имущество первоначально оценивается по себестоимости, включая накладные расходы. Впоследствии имущество переоценивается в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

Прибыль или убытки, возникающие в результате изменения справедливой стоимости объекта инвестиций, должны включаться в чистую прибыль или убыток в период их возникновения.

Это то, что нужно. И нет никакой амортизации.

В конце концов, это вопрос личных суждений, но скорее всего, модель, использующая для оценки справедливую стоимость, — наиболее подходящая для действительно ценных произведений искусства, ценность которых увеличивается со временем.

Класс 2: Офисные украшения.

Произведения искусства, выставленные на обозрение в офисах, представляют собой отдельные предметы, то есть они не привязаны к другим предметам, таким как стены. Они предназначены главным образом для использования в бизнесе (а не для прироста ценности), но со временем их можно перепродать.

Картины в корпоративном зале совещаний.

К этому классу относятся: все виды картин, скульптур, копии мировых шедевров и другие предметы. Их главная цель — украшение рабочего пространства.

Стоимость этих произведений искусства обычно можно оценить, поскольку их изготавливают специально под заказ или для продажи в художественных галереях. Т.е., это кустарный (авторский) продукт, а не товары серийного промышленного производства.

Эти произведения действительно делают ваше рабочее место или офис приятным и удобным местом, они создают атмосферу, которая нужна вашему бизнесу. Т.е., выражаясь бухгалтерскими терминами, они нужны для ведения операционной деятельности.

Таким образом, мы можем считать, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к основным средствам в соответствии с МСФО (IAS) 16, поскольку они используются в производственных или административных целях.

Как учитывать офисные украшения?

Поскольку мы можем классифицировать эти произведения искусства как ОС в соответствии с МСФО (IAS) 16, у нас есть возможность выбора одной из двух моделей:

  • Модель первоначальных затрат (‘cost model’), в соответствии с которой активы учитываются по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и любых накопленных убытков от обесценения; или
  • Модель переоценки (‘revaluation model’), в соответствии с которой активы учитываются по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом последующей накопленной амортизации и последующих накопленных убытков от обесценения.

Более подробно эти модели .

Какая модель оценки наиболее подходящая?

Модель переоценки по справедливой стоимости подходит, если у данных произведений искусства есть рыночная цена, что позволяет регулярно переоценивать эти активы. В остальных случаях подойдет модель затрат.

Как учитывать амортизацию произведений искусства?

Вероятно, вы сразу подумаете: мы не можем рассчитать амортизацию наших произведений искусства, поскольку мы не можем определить срок их полезного использования, и, кроме того, они всегда будут представлять собой какую-то ценность!

Тем не менее, некоторые произведения искусства имеют определенный полезный ресурс, поскольку компании знают заранее, когда они собираются заменить интерьеры. Кроме того, некоторые предметы просто изнашиваются из-за ненадлежащего ухода или просто из-за их физических свойств. В этом случае не должно быть проблем с оценкой срока полезного использования и ликвидационной стоимостью актива.

Предметы искусства с неопределенным сроком полезной службы, которые вы можете продавать, когда захотите, можно не амортизировать, если остаточная стоимость равна или даже превышает стоимость приобретения. Но вы должны это доказать.

Поэтому, если вы приобрели авторские картины высокого класса и выставили их в офисе вашего финансового директора, вам не нужно амортизировать их, если их остаточная стоимость поддерживается на равном или превышающем себестоимость или справедливую стоимость (в зависимости от модели, которую вы применяете).

Класс 3: Неотъемлемая часть другого актива.

Иногда компании нанимают уличных художников, чтобы нанести рисунки прямо на стены здания.

Современный офисный настенный рисунок.

В этом случае учитывайте произведение искусства как расходы, капитализирующиеся в себестоимости основных средств в соответствии с МСФО (IAS) 16.

Если эти произведения искусства принесут некоторые будущие экономические выгоды, стоимость которых можно надежно оценить, тогда их можно учитывать не в качестве отдельного актива, а в себестоимости основных средств, неотъемлемой частью которых они являются.

Например, необычное изображение на стене торгового центра может вызвать у людей живой интерес, и количество посетителей торгового цента быстро увеличится. В результате оборот и выручка от основной деятельности также увеличился.

Компания определенно должна амортизировать такое произведение искусства в течение его срока полезной службы. Если компания собирается убрать или заменить произведение искусства через несколько лет, она должна амортизировать его течение этих лет.

Если же произведение искусства останется неотъемлемой частью здания до тех пор, пока здание не будет разрушено или до конца срока его аренды, то его также нужно амортизировать в течение данного срока.

Однако, такое произведение искусства следует списать на прибыли и убытки как затраты на ремонт или техническое обслуживание, если оно не приносит в будущем экономическую выгоду и, соответственно его нельзя капитализировать в себестоимости здания. Несмотря на то, что вы вряд ли наймете художника для проведения ремонтных работ в здании.

Класс 4: Промышленный продукт.

Произведения искусства этого класса представляют собой любые элементы декора с незначительной закупочной стоимостью, которые приобретаются не для целей прироста капитала. Эти предметы используются сугубо в административных целях, для них характерна незначительная ликвидационная стоимость (или ее отсутствие), и они подвержены износу.

Офисная статуэтка в юридической конторе.

К этому классу можно отнести всевозможные плакаты, дешевые репродукции в красивых рамках или без, бюсты и миниатюрные скульптуры, керамическая посуда и прочие предметы интерьера, которые можно легко приобрести в торговом центре.

Классическим примером таких предметов можно считать ассортимент мебельной сети IKEA или сувенирную продукцию, продающуюся в музеях или картинных галереях.

Тем не менее, эти предметы тоже являются произведениями искусства, и их следует учитывать в соответствии с IAS 16 точно так же, как активы, которые относятся к Классу 2.

Стоимость этих предметов в большинстве случаев незначительна и они используются в основном более 1 года. Поскольку МСФО (IAS) 16 не содержит ограничений порога стоимости ОС, их можно списывать на прибыль или убыток подобно канцелярским принадлежностям.

Но нужно проявлять осторожность, поскольку в некоторых случаях совокупная стоимость этих предметов может быть довольно большой, если их много.

Что делать в этом случае?

В МСФО (IAS) 16 нет предписаний на счет единицы учета. Поэтому, в этом случае может быть целесообразно объединить их в один актив и учитывать их по совокупной стоимости.