Учет нефинансовых активов

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Под нефинансовыми активами в бюджетном учете понимаются все средства бюджетного учреждения, имеющие материально-вещественную форму, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы (рис. 1).

В План счетов бюджетного учета введен отсутствующий ранее в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений счет 010600000 «Капитальные вложения в нефинансовые активы», на котором осуществляется аккумулирование всех затрат учреждения, связанных с формированием первоначальной стоимости соответствующих нефинансовых активов.

Из Плана счетов бюджетного учета исключены субсчета учета малоценных предметов и мягкого инвентаря. Указанное имущество согласно Инструкции № 25н классифицируется в новой системе бюджетного учета как основные средства стоимостью не более 1000 руб. и материальные запасы, соответственно.

Нефинансовые активы
Непроизводственные активы
Материальные запасы

Жилые помещении Нежилые помещения Сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Производственный и хозяйственный инвентарь Библиотечный фонд Драгоценности и ювелирные изделия Прочие основные средства   Патенты Свидетельства Договора уступки патента, товарного знака Секреты производства (ноу-хау) и др.     Земля Ресурсы недр Прочие непроизведенные активы     Медикаменты и перевязочные средства Продукты питания Горюче-смазочные материалы Строительные материалы Мягкий инвентарь Прочие материальные запасы Готовая продукция

Рис.

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

1. Состав нефинансовых активов

В соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету вместо начисления износа на стоимость основных средств на их стоимость начисляется амортизация, рассчитанная исходя из срока полезного использования данных активов. Такой же порядок списания затрат учреждения установлен и в отношении его нематериальных активов, в то время как ранее нематериальные активы бюджетных учреждений вообще не подлежали износу.

Таким образом, принципы ведения бюджетного учета несколько сближены с бухгалтерским учетом в коммерческих организациях.

Учет нефинансовых активов осуществляется на синтетических счетах, которые занимают 19—21-е разряды:

101 «Основные средства»;

102 «Нематериальные активы»;

103 «Непроизведенные активы»;

104 «Амортизация»;

105 «Материальные запасы»;

106 «Вложения в нефинансовые активы»;

107 «Нефинансовые активы в пути»;

109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнения работ, услуг».

В свою очередь синтетические счета делятся на подгруппы, названные аналитическими счетами, и занимают 22—23-й разряды.

По классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которые показываются на 24—26-м разрядах, увеличение нефинансовых активов отражается по коду 300; уменьшение — по коду 400.

Более подробно рассмотрим структуру счетов на примере учета основных средств и материальных запасов.

В составе внеоборотных активов впервые в отдельную группу выделены непроизведенные активы.

По экономическому содержанию внеоборотные активы классифицируются на основные средства, нематериальные и непроизведенные активы.

Учитывая преимущественно некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений, понятие нефинансовых активов для целей бюджетного учета не включает обязательности их использования для получения экономической выгоды. В табл. 1 отражена классификация нефинансовых активов в бюджетных учреждениях.

Таблица 2.1 Классификация нефинансовых активов бюджетных учреждений

Состав нефинансовых активов Критерии отнесения к нефинансовым активам Нормативная база
Основные средства (здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измери-тельные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь) Использование в процессе деятельности при выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нужд, находящиеся в запасе, на консервации, сданные в аренду, имущество казны РФ, независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 мес. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н
Нематериальные активы (исключительное право патен-тообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право автора на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микро-схем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекци-онные достижения) Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; •возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества; •использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; •использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес; •не предполагается последующая перепродажа данного имущества; •наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны Тоже
Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр. )   Активы, используемые в процессе дея-тельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права соб-ственности на которые должны быть установлены и законодательно закреп-лены  
Амортизация Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов  
Материальные запасы (сырье, материалы, топливо, медикаменты и другие необходимые предметы для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг; готовая продукция; товары) •Предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес, независимо от их стоимости; •предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 мес, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ЮКОФ); •готовая продукция Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н
Вложения в нефинансовые активы Учет вложений в объемы фактических затрат учреждения в объекты нефинан-совых активов при их приобретении, строительстве, модернизации, изготов-лении, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов  
Нефинансовые активы в пути Учет стоимости объектов основных средств, нематериальных активов, материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение  

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, а списываются по остаточной стоимости, в том числе и по нулевой. В течение срока полезного использования могут отражаться по первоначальной или восстановительной стоимости, если проводилась их переоценка. Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы».

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов формируется на счете учета капитальных вложений. При выбытии объектов нематериальных активов независимо от причин предварительно определяется остаточная стоимость активов посредством списания начисленной амортизации, а затем остаточная стоимость списывается на счет учета доходов с последующим возмещением за счет соответствующих источников.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот. Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы». Списываться с учета непроизведенные активы могутпо первоначальной, если переоценка не производилась, или по восстановительной стоимости, если переоценка была произведена.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Нефинансовые активы в бюджетных учреждениях играют одну из первостепенных ролей в обеспечении нормальной их деятельности, надлежащего качества оказываемых услуг и выполняемых работ.

Полное и своевременное обеспечение учреждений нефинансовыми активами является важным условием выполнения ими своих функций, создания необходимых предпосылок для воспроизводства работ.

Date: 2015-08-06; view: 1981; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Нефинансовые активы. Учет основных средств

Нефинансовые активы. Учет основных средств

Согласно Инструкция по бюджетному учету (далее — Инструкция N 25н) к нефинансовым активам относятся следующие объекты бюджетного учета:

— основные средства;

— нематериальные активы;

— непроизведенные активы;

— амортизация;

— материальные запасы;

— вложения в нефинансовые активы;

— нефинансовые активы в пути.

Основные средства

Что в бюджетном учете признается объектом основных средств?

“Объекты основных средств — материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 мес.“ (п. 10 Инструкции N 25н).

Таким образом, для признания объекта основных средств в бюджетном учете должны быть соблюдены пять критериев:

— объект материален;

— объект предназначен для использования в процессе деятельности учреждения, которая состоит в выполнении работ, оказании услуг (либо для управленческих нужд учреждения);

— объект может находиться: в эксплуатации, запасе, на консервации, быть сданным в аренду арендатору (бюджетное учреждение — арендодатель) или представлять имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

— объект может иметь любую стоимостную оценку;

— объект предполагается использовать более 12 мес.

Рассмотрим отдельные нюансы перечисленных критериев признания объекта основным средством в бюджетном учете:

— второй критерий в определении объектов основных средств не включает такую деятельность бюджетного учреждения, как производство продукции (функции бюджетного учреждения заключаются в выполнении работ, оказании услуг);

— третий критерий в определении объектов основных средств допускает, что объект основных средств может находиться “в запасе“. Это означает, что эксплуатация объекта основных средств не начата (при этом объект основных средств не обязательно должен находиться “на складе“).

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Признание объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. в бюджетном учете не увязывается с вводом объектов в эксплуатацию;

— третий критерий в определении объектов основных средств допускает консервацию основных средств как временное бездействие объектов, ранее находившихся в эксплуатации;

— четвертый критерий в определении объектов основных средств указывает, что стоимостная оценка не может являться причиной непризнания объекта в качестве основного средства;

— пятый критерий в определении объектов основных средств оперирует потенциальной возможностью использования объекта основных средств в деятельности учреждения (использование объекта основных средств менее 12 мес. как следствие его низкого качества — не является критерием непризнания его в качестве основного средства).

Заметим, что в критерии объектов основных средств не включено положение, что объект основных средств не является неотделимой (сочлененной) частью комплекса объектов, а может осуществлять функции, для которых он предназначен, самостоятельно, являться отделимой частью комплекса объектов (далее в разъяснениях Инструкции N 25н это положение имеет место).

Тест N 1. Бюджетное учреждение намерено приобрести: — молоток; — винчестер к ПК; — картридж;

— внешний съемный диск к ПК; — программу для ПК.

Выберите, что из перечисленного в бюджетном учете будет признано объектом основных средств.

В результате каких операций объекты основных средств поступают в
бюджетное учреждение?

Операции поступления объектов основных средств получателю средств бюджета (в бюджетное учреждение) классифицируются бюджетным учетом следующим образом:

— приобретение, сооружение, изготовление за счет средств бюджета, выделенных учреждению в соответствии с лимитами бюджетных обязательств;

— поступление по централизованным поставкам внутри ведомства;

— поступление от бюджетных учреждений, находящихся в ведении одного главного распорядителя средств бюджета (внутри ведомства), — безвозмездное получение;

— поступление от бюджетных учреждений, находящихся в ведении разных главных распорядителей бюджетных средств одного уровня бюджета, — безвозмездное получение;

— поступление от бюджетных учреждений, состоящих на другом бюджете Российской Федерации, — безвозмездное получение;

— поступление от государственных и муниципальных организаций — безвозмездное получение;

— поступление от организаций, кроме государственных и муниципальных организаций — безвозмездное получение, дарение, пожертвование.

В какой стоимостной оценке принимаются к учету объекты основных
средств?

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 12 Инструкции N 25н).

Первоначальной стоимостью объектов основных средств являются:

— по операциям, приведенным в п. 2, пп. “а“ (приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств за счет средств бюджета, выделенных учреждению в соответствии с лимитами бюджетных обязательств) — сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств (с учетом НДС — по бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности, “не облагаемой“ НДС (согласно нормам Налогового кодекса РФ); без НДС — по приносящей доход деятельности, “облагаемой“ НДС (согласно нормам Налогового кодекса РФ).

При этом Инструкция N 25н (п. 12) приводит перечень затрат учреждения, которые формируют первоначальную стоимость объектов основных средств (являются составляющими вложений в объекты основных средств):

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

— затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

По операциям, приведенным в п. 2, пп. “б-е“ (безвозмездное получение от любых бюджетных учреждений бюджетной системы Российской Федерации и государственных, муниципальных организаций) — стоимость объектов, указанная в документах передающей стороны, плюс стоимость услуг получающего бюджетного учреждения (в случае их наличия), связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.

По операциям, приведенным в п. 2, пп. “ж“ (безвозмездное получение от организаций коммерческого сектора) — текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.

Внимание! До момента признания объекта основным средством на счетах учета основных средств первоначальная стоимость не формируется, а осуществляется предварительная аккумуляция затрат по объекту “Капитальные вложения в основные средства“. Такой порядок применятся независимо от способов поступления объектов основных средств: приобретение, сооружение, изготовление собственными силами или безвозмездное получение.

В случае, если бюджетное учреждение является арендатором, законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты учитываются в составе собственных основных средств арендатора в сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (п. 11 Инструкция N 25н).

Тест N 2. Акционерное общество безвозмездно передало школе 5 мониторов одинаковой марки. Балансовая стоимость каждого — 8 000 руб.

Органы местного самоуправления безвозмездно передали школе 5 системных блоков. Балансовая стоимость каждого — 9 000 руб.

Из них было скомплектованы 5 рабочих мест.

Школа заплатила за перевозку компьютерной техники — 2 000 руб.

На вторичном рынке: стоимость подобного монитора — 4 000 руб.; стоимость системного блока — 3 000 руб.

Бухгалтер школы сформировал первоначальную стоимость и принял на бюджетный учет ____ объектов основных средств с первоначальной стоимостью ____ тыс. руб.; ___ тыс. руб. и т.д. Заполните пробелы.

Возможно ли изменение первоначальной стоимости объектов основных
средств?

Инструкцией N 25н (п. 13, п. 16) определено, что изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств и указан порядок отражения операций по переоценке.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный учет, не дают определение достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. 257, п. 2):

— достройка, дооборудование, модернизация — работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

— реконструкция — работы по переустройству существующих объектов основных средств, связанные с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое в целях увеличения производственных мощностей.

Что является единицей бюджетного учета основных средств?

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект:

— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

Если составные части, входящие в объект, имеют разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если составные части (по зданиям и сооружениям — надворные постройки: сарай, колодец, забор):

— обеспечивают функционирование нескольких объектов (зданий), — они считаются самостоятельными инвентарными объектами;

— обеспечивают функционирование одного объекта (здания), — они составляют со зданием один инвентарный объект.

Объектам основных средств (за исключением: объектов стоимостью до 1 000 руб. включительно; объектов библиотечного фонда — независимо от стоимости; драгоценностей и ювелирных изделий — независимо от стоимости) присваивается уникальный инвентарный номер.

Уникальный инвентарный номер должен быть обозначен на самом объекте (на всех составляющих его составных частях).

Процедура проводится комиссией, состоящей из 3 человек:

— руководитель бюджетного учреждения (заместитель руководителя);

— материально-ответственное лицо;

— работник бухгалтерии.

Инвентарный номер объекта основных средств сохраняется за ним на весь период нахождения в бюджетном учреждении и после списания объекта не присваивается вновь принятым к бюджетному учету объектам основных средств.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный учет, не прописывают порядок присвоения инвентарных номеров объектов основных средств, как было предписано Инструкцией N 107н.

Данный порядок может быть определен главным распорядителем средств бюджета по согласованию с Минфином России.

Ответы на тесты:

Тест N 1 — 1 (молоток); 4 (внешний съемный диск с ПК). Тест N 2 — 5 объектов, первоначальной стоимостью 13,4 тыс. руб. каждый (4,0 + 9,0 + 0,4).

М.И. Проказина,

бухгалтер-консультант

“Ваш бюджетный учет“, N 1, январь 2008 г.

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Под нефинансовыми активами в бюджетном учете понимаются все средства бюджетного учреждения, имеющие материально-вещественную форму, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы (рис. 1).

В План счетов бюджетного учета введен отсутствующий ранее в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений счет 010600000 «Капитальные вложения в нефинансовые активы», на котором осуществляется аккумулирование всех затрат учреждения, связанных с формированием первоначальной стоимости соответствующих нефинансовых активов.

Из Плана счетов бюджетного учета исключены субсчета учета малоценных предметов и мягкого инвентаря. Указанное имущество согласно Инструкции № 25н классифицируется в новой системе бюджетного учета как основные средства стоимостью не более 1000 руб. и материальные запасы, соответственно.

Нефинансовые активы
Непроизводственные активы
Материальные запасы

Жилые помещении Нежилые помещения Сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Производственный и хозяйственный инвентарь Библиотечный фонд Драгоценности и ювелирные изделия Прочие основные средства   Патенты Свидетельства Договора уступки патента, товарного знака Секреты производства (ноу-хау) и др.     Земля Ресурсы недр Прочие непроизведенные активы     Медикаменты и перевязочные средства Продукты питания Горюче-смазочные материалы Строительные материалы Мягкий инвентарь Прочие материальные запасы Готовая продукция

Рис. 1. Состав нефинансовых активов

В соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету вместо начисления износа на стоимость основных средств на их стоимость начисляется амортизация, рассчитанная исходя из срока полезного использования данных активов. Такой же порядок списания затрат учреждения установлен и в отношении его нематериальных активов, в то время как ранее нематериальные активы бюджетных учреждений вообще не подлежали износу.

Таким образом, принципы ведения бюджетного учета несколько сближены с бухгалтерским учетом в коммерческих организациях.

Учет нефинансовых активов осуществляется на синтетических счетах, которые занимают 19—21-е разряды:

101 «Основные средства»;

102 «Нематериальные активы»;

103 «Непроизведенные активы»;

104 «Амортизация»;

105 «Материальные запасы»;

106 «Вложения в нефинансовые активы»;

107 «Нефинансовые активы в пути»;

109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнения работ, услуг».

В свою очередь синтетические счета делятся на подгруппы, названные аналитическими счетами, и занимают 22—23-й разряды.

По классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которые показываются на 24—26-м разрядах, увеличение нефинансовых активов отражается по коду 300; уменьшение — по коду 400.

Более подробно рассмотрим структуру счетов на примере учета основных средств и материальных запасов.

В составе внеоборотных активов впервые в отдельную группу выделены непроизведенные активы.

По экономическому содержанию внеоборотные активы классифицируются на основные средства, нематериальные и непроизведенные активы.

Учитывая преимущественно некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений, понятие нефинансовых активов для целей бюджетного учета не включает обязательности их использования для получения экономической выгоды. В табл. 1 отражена классификация нефинансовых активов в бюджетных учреждениях.

Таблица 2.1 Классификация нефинансовых активов бюджетных учреждений

Состав нефинансовых активов Критерии отнесения к нефинансовым активам Нормативная база
Основные средства (здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измери-тельные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь) Использование в процессе деятельности при выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нужд, находящиеся в запасе, на консервации, сданные в аренду, имущество казны РФ, независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 мес. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н
Нематериальные активы (исключительное право патен-тообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право автора на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микро-схем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекци-онные достижения) Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; •возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества; •использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; •использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес; •не предполагается последующая перепродажа данного имущества; •наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны Тоже
Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр. )   Активы, используемые в процессе дея-тельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права соб-ственности на которые должны быть установлены и законодательно закреп-лены  
Амортизация Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов  
Материальные запасы (сырье, материалы, топливо, медикаменты и другие необходимые предметы для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг; готовая продукция; товары) •Предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес, независимо от их стоимости; •предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 мес, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ЮКОФ); •готовая продукция Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н
Вложения в нефинансовые активы Учет вложений в объемы фактических затрат учреждения в объекты нефинан-совых активов при их приобретении, строительстве, модернизации, изготов-лении, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов  
Нефинансовые активы в пути Учет стоимости объектов основных средств, нематериальных активов, материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение  

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, а списываются по остаточной стоимости, в том числе и по нулевой. В течение срока полезного использования могут отражаться по первоначальной или восстановительной стоимости, если проводилась их переоценка. Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы».

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов формируется на счете учета капитальных вложений. При выбытии объектов нематериальных активов независимо от причин предварительно определяется остаточная стоимость активов посредством списания начисленной амортизации, а затем остаточная стоимость списывается на счет учета доходов с последующим возмещением за счет соответствующих источников.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот.

Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении (Беспалов М.В.)

Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы». Списываться с учета непроизведенные активы могутпо первоначальной, если переоценка не производилась, или по восстановительной стоимости, если переоценка была произведена.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Нефинансовые активы в бюджетных учреждениях играют одну из первостепенных ролей в обеспечении нормальной их деятельности, надлежащего качества оказываемых услуг и выполняемых работ.

Полное и своевременное обеспечение учреждений нефинансовыми активами является важным условием выполнения ими своих функций, создания необходимых предпосылок для воспроизводства работ.

Date: 2015-08-06; view: 1988; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Под нефинансовыми активами в бюджетном учете понимаются все средства бюджетного учреждения, имеющие материально-вещественную форму, в том числе основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы (рис. 1).

В План счетов бюджетного учета введен отсутствующий ранее в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений счет 010600000 «Капитальные вложения в нефинансовые активы», на котором осуществляется аккумулирование всех затрат учреждения, связанных с формированием первоначальной стоимости соответствующих нефинансовых активов.

Из Плана счетов бюджетного учета исключены субсчета учета малоценных предметов и мягкого инвентаря. Указанное имущество согласно Инструкции № 25н классифицируется в новой системе бюджетного учета как основные средства стоимостью не более 1000 руб. и материальные запасы, соответственно.

Нефинансовые активы
Непроизводственные активы
Материальные запасы

Жилые помещении Нежилые помещения Сооружения Машины и оборудование Транспортные средства Производственный и хозяйственный инвентарь Библиотечный фонд Драгоценности и ювелирные изделия Прочие основные средства   Патенты Свидетельства Договора уступки патента, товарного знака Секреты производства (ноу-хау) и др.     Земля Ресурсы недр Прочие непроизведенные активы     Медикаменты и перевязочные средства Продукты питания Горюче-смазочные материалы Строительные материалы Мягкий инвентарь Прочие материальные запасы Готовая продукция

Рис. 1. Состав нефинансовых активов

В соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету вместо начисления износа на стоимость основных средств на их стоимость начисляется амортизация, рассчитанная исходя из срока полезного использования данных активов. Такой же порядок списания затрат учреждения установлен и в отношении его нематериальных активов, в то время как ранее нематериальные активы бюджетных учреждений вообще не подлежали износу.

Таким образом, принципы ведения бюджетного учета несколько сближены с бухгалтерским учетом в коммерческих организациях.

Учет нефинансовых активов осуществляется на синтетических счетах, которые занимают 19—21-е разряды:

101 «Основные средства»;

102 «Нематериальные активы»;

103 «Непроизведенные активы»;

104 «Амортизация»;

105 «Материальные запасы»;

106 «Вложения в нефинансовые активы»;

107 «Нефинансовые активы в пути»;

109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнения работ, услуг».

В свою очередь синтетические счета делятся на подгруппы, названные аналитическими счетами, и занимают 22—23-й разряды.

По классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которые показываются на 24—26-м разрядах, увеличение нефинансовых активов отражается по коду 300; уменьшение — по коду 400.

Более подробно рассмотрим структуру счетов на примере учета основных средств и материальных запасов.

В составе внеоборотных активов впервые в отдельную группу выделены непроизведенные активы.

По экономическому содержанию внеоборотные активы классифицируются на основные средства, нематериальные и непроизведенные активы.

Учитывая преимущественно некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений, понятие нефинансовых активов для целей бюджетного учета не включает обязательности их использования для получения экономической выгоды. В табл. 1 отражена классификация нефинансовых активов в бюджетных учреждениях.

Таблица 2.1 Классификация нефинансовых активов бюджетных учреждений

Состав нефинансовых активов Критерии отнесения к нефинансовым активам Нормативная база
Основные средства (здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измери-тельные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь) Использование в процессе деятельности при выполнении работ или оказании услуг, или для управленческих нужд, находящиеся в запасе, на консервации, сданные в аренду, имущество казны РФ, независимо от стоимости со сроком полезного использования более 12 мес. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г.

Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях

№148н

Нематериальные активы (исключительное право патен-тообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право автора на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микро-схем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекци-онные достижения) Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; •возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества; •использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд; •использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес; •не предполагается последующая перепродажа данного имущества; •наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны Тоже
Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр. )   Активы, используемые в процессе дея-тельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права соб-ственности на которые должны быть установлены и законодательно закреп-лены  
Амортизация Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов  
Материальные запасы (сырье, материалы, топливо, медикаменты и другие необходимые предметы для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг; готовая продукция; товары) •Предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 мес, независимо от их стоимости; •предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 мес, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ЮКОФ); •готовая продукция Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н
Вложения в нефинансовые активы Учет вложений в объемы фактических затрат учреждения в объекты нефинан-совых активов при их приобретении, строительстве, модернизации, изготов-лении, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов  
Нефинансовые активы в пути Учет стоимости объектов основных средств, нематериальных активов, материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение  

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, а списываются по остаточной стоимости, в том числе и по нулевой. В течение срока полезного использования могут отражаться по первоначальной или восстановительной стоимости, если проводилась их переоценка. Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы».

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов формируется на счете учета капитальных вложений. При выбытии объектов нематериальных активов независимо от причин предварительно определяется остаточная стоимость активов посредством списания начисленной амортизации, а затем остаточная стоимость списывается на счет учета доходов с последующим возмещением за счет соответствующих источников.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот. Первоначальная стоимость формируется на счете «Вложения в нефинансовые активы». Списываться с учета непроизведенные активы могутпо первоначальной, если переоценка не производилась, или по восстановительной стоимости, если переоценка была произведена.

Непроизведенные активы отражаются по первоначальной стоимости в момент их вовлечения в экономический оборот.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Нефинансовые активы в бюджетных учреждениях играют одну из первостепенных ролей в обеспечении нормальной их деятельности, надлежащего качества оказываемых услуг и выполняемых работ.

Полное и своевременное обеспечение учреждений нефинансовыми активами является важным условием выполнения ими своих функций, создания необходимых предпосылок для воспроизводства работ.

Date: 2015-08-06; view: 1980; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Поиск Лекций

Операции с нефинансовыми активами

В этой группе отражаются операции, которые приводят к изменению запасов нефинансовых активов органов государственного управления. Такие активы классифицируются по следующим категориям: основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы.

Чистое приобретение нефинансовых активов равно валовому накоплению основного капитала минус потребление основного капитала плюс изменения в запасах материальных оборотных средств и операции с другими нефинансовыми активами.

Операции с финансовыми активами и обязательствами

В этой группе отражаются финансовые операции, которые приводят к изменению авуаров финансовых активов и обязательств органов государственного управления. Финансовые активы представляют собой главным образом требования к другим институциональным единицам, и потому активам соответствуют определенные пассивы.

Операции с финансовыми активами могут классифицироваться самыми разнообразными способами. Первая классификация основана на типе финансовых инструментов, участвующих в операциях. Выделяются следующие категории инструментов: монетарное золото и СДР; валюта и депозиты; кредиты и займы, ценные бумаги, кроме акций; акции и другие формы участия в капитале; страховые технические резервы; производные финансовые инструменты и прочая дебиторская/кредиторская задолженность. Вторая классификация проводится по знаку принадлежности контрагента по финансовому инструменту к тому или иному сектору. Это означает, что обязательства классифицируются соответственно тому, является ли текущий держатель финансового актива финансовой корпорацией, ‚нефинансовой корпорацией, домашним хозяйством и т. д.

В общем случае операции с обязательствами могут классифицироваться так же, как и операции с финансовыми активами. Еще одна дополнительная классификация, которая может быть использована, основана на том, не просрочены ли платежа по данному обязательству и не является ли оно просроченной задолженностью. Показывая сокращение обязательства, по которому наступает срок платежа, и соответствующий прирост другого обязательства, накопление просроченных обязательств по погашению долга может отражаться как источник финансирования.

Еще один возможный подход к классификации финансового актива основан на том, приобретен ли он или реализован для достижения целей государственной политики или в целях управления ликвидностью. Подобное разделение не производится в отчете об операциях органов государственного управления, но используется для определения общего сальдо. Активы, связанные с проведением государственной политики, могут приобретаться для самых различных целей, например для содействия росту новых отраслей, оказания помощи испытывающим финансовые трудности государственным корпорациям (организациям) или помощи конкретным фирмам, оказавшимся в неблагоприятной экономической ситуации. Подобные операции могут принимать самые различные формы, в том числе форму кредитов и займов, ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, и долговых ценных бумаг. Учитывая, что в таких операциях чаще всего присутствует компонент субсидий, полезно выделять эти операции в самостоятельную категорию, с тем, чтобы при проведении не которых видов анализа их можно было рассматривать как потоки с характеристиками аналогичными характеристикам доходных и расходных операций. Все остальные операции с финансовыми активами считаются проводимыми для целей управления ликвидностью. Это означает, что активы приобретаются для того, чтобы получать доход по рыночной ставке, одновременно сохраняя в своем распоряжении достаточное количество средств для финансирования ежедневных операций.

Как уже было отмечено ранее, изменения в объеме активов называются другими изменениями в объеме активов, а изменения стоимости активов называются холдинговой прибылью или убытками. Во всех случаях, когда речь идет об изменении в объеме или стоимости актива, это относится также к изменениям обязательств.

Другие изменения в объеме активов охватывают широкий спектр событий. Эти события могут быть разделены на три группы. Первая группа включает события, которые приводят к добавлению в баланс или выведению из баланса существующего актива или обязательства без его количественного или качественного изменения. Вторая группа включает события, которые ведут к количественному или качественному изменению активов. Последнюю группу составляют изменения в классификации активов.

2. В отчёте о других экономических потокахв табличной форме отражаются изменения в запасах активов, обязательств и чистой стоимости активов, источником которых не являются операции; при этом соблюдается равенство (6.2):

Изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков = Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме нефинансовых активов + Изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков = Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме финансовых активов — Холдинговая прибыль и другие изменения в объёме обязательств. (6.2)

Т. о, в отчете о других экономических потоках представлены факторы, оказывающие влияние на чистую стоимость активов органов государственного управления, но не являющиеся результатом государственных операций. Они классифицируются как изменения либо в стоимости, либо в объеме активов, обязательств и чистой стоимости активов. Балансирующей статьей данного отчета является изменение в чистой стоимости активов в результате других экономических потоков.

3. В балансе активов и пассивов представлены запасы активов, обязательств и чистая стоимость активов сектора государственного управления на конец каждого отчетного периода. В балансе также отражается чистая стоимость активов, определяемая как разность совокупных активов и совокупных обязательств. Именно изменение в чистой стоимости активов является рекомендуемым количественным показателем для оценки степени устойчивости деятельности в налогово-бюджетной сфере.

По некоторым государственным нефинансовым активам трудно по учить оценку рыночной стоимости, и потому при проведении некоторых видов анализа во внимание принимаются только финансовые активы сектора государственного управления, а не все его активы.

Активы, включаемые в баланс активов и пассивов сектора государственного управления, представляют собой активы, в отношении которых единицы сектора государственного управления осуществляют права собственности и от которых они могут получать экономическую выгоду за счет владения ими или использования их в течение некоторого периода времени. В данную категорию не включаются активы, которые не принадлежат единицам сектора государственного управления и не контролируются ими, а также активы, не имеющие экономической стоимости.

Активы классифицируются так же, как в операции с активами. Активы могут быть нефинансовыми или финансовыми. Нефинансовые активы затем подразделяются на основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы. Финансовые активы классифицируются по резидентной принадлежности контрагента и по виду инструмента. Финансовые активы могут также классифицироваться по принадлежности контрагента к тому или иному сектору.

4. В отчёте об источниках и использовании денежных средств отражаются поступления и выплаты денежных средств с использованием классификации, которая аналогична применяемой в отчёте об операциях органов государственного управления.

Для характеристики состояния финансов государства проводится ежегодная разработка сводного финансового баланса, который составляется в целях прогнозирования социально-экономического развития РФ и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете" на будущий год. Сводный финансовый баланс охватывает часть финансовых средств, которые аккумулируются, распределяются и расходуются субъектами РФ на осуществление социально-экономических программ, совершенствование производства и НЕ включает в себя денежные средства населения. В отличие от государственного бюджета Сводный финансовый баланс охватывает также средства предприятия в виде прибыли и амортизационных отчислений, а также средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Сводный финансовый баланс фиксирует только годовые остатки ресурсов и не предназначен для отображения величины их остатков на начало и конец года.

Сводный финансовый баланс составляется в текущих ценах, строится по методу двойной записи и представляет собой взаимосвязанный комплекс четырёх разделов:

I раздел – Доходы;

II раздел – Расходы;

III раздел – Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-);

IV раздел – Источники финансирования дефицита бюджета.

6.3 Статистика государственного долга

Важное место в статистике государственных финансов занимает статистика государственного/муниципального долга.

Государственный долг – это совокупность дефицита бюджета за определённый период времени, а с юридической точки зрения – это долговые обязательства органов власти перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний. В РФ рублёвые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. В международной практике применяется другое определение: внутренний долг – совокупный долг резидентам, внешний долг – совокупный долг нерезидентам.

Согласно требованиям российского законодательства сумма государственного долга не включает в себя суммы начисленных процентов, а в международной практике суммы процентов включаются в сумму долга.

По уровням управления выделяют государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг.

По срокам долговые обязательства бывают:

— краткосрочными (до 1 года);

среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Система показателей статистики государственного долга не только характеризует масштабы и структуру заимствования государством, но и служит информационно-методологической основой для управления государственным долгом.

Эффективность государственных кредитных операций (Э г. кр.) характеризует показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений (П г. кр.) над расходами (Р г.

Состав и группировка нефинансовых активов государственных (муниципальных учреждений)

кр.) по системе государственного кредита (6.3):

Э г. кр. = (П г. кр. — Р г. кр.) / Р г. кр. * 100%. (6.3)

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долгарассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (коэффициент определяется в %). Коэффициент обслуживания внешнего государственного долгане ниже 25% является безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга.

В целом формирование отчётности по принципам статистики государственных финансов является первым этапом составления статистики сектора государственного управления в национальных счетах.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных