Содержание
- Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?
- Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?
- Как определяется цена металлолома и макулатуры?
- Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?
- Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?
- Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?
- Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?
В бюджетном учреждении регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы, в результате которых в распоряжение учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы (аккумуляторы, выработавшие ресурс, шины, лампы и др.). Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета с указанием АнКВД и КОСГУ проводок по начислению доходов?
13 июня 2019
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету счета 010500000 и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами». Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету счета 010500000 «Материальные запасы» в корреспонденции со счетом 040110199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и относятся на соответствующие подстатьи статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Обоснование вывода:
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
В соответствии с п. 34 Инструкции N 174н порядок отражения в учете операций по оприходованию материальных запасов зависит от обстоятельств, при которых получены такие матзапасы. Так, принятие к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами». При этом принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе работ по демонтажу экспериментальных устройств, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» и кредиту счета 040110199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
В соответствии с положениями п. 150 Инструкции N 174н начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров по кредиту счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами». Доходы от реализации материальных запасов в соответствии с п. 12.2.4 Порядка N 132н отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и относятся согласно п. 12.4 Порядка N 209н на соответствующие подстатьи статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Таким образом, для отражения операций по оприходованию прочих материальных запасов следует сделать следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 105 36 346 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули) Кредит 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
— отражено принятие к учету прочих материальных запасов, полученных в результате списания основного средства;
2. Дебет 2 105 36 346 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули) Кредит 2 401 10 199 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
— отражено принятие к учету прочих материальных запасов, полученных в результате ремонтных работ.
Для отражения операций по начислению доходов от реализации прочих материальных запасов, независимо от обстоятельств, при которых изначально были получены материальные запасы, оформить следующие бухгалтерские проводки:
1. Дебет 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440) Кредит 2 105 36 446 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-17 разрядах нули)
— списана стоимость прочих материальных запасов, реализованных по цене реализации;
2. Дебет 2 205 74 56Х (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440) Кредит 2 401 10 172 (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
— отражено начисление доходов, полученных от реализации прочих материальных запасов;
3. Дебет 2 201 11 510 (в 1-17 разрядах нули) Кредит 2 205 74 66Х (в 1-4 разрядах код раздела, подраздела, в 5-14 разрядах нули, в 15-17 разрядах АнКВД 440)
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 446)
— отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Богословская О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами в последнее время стоят довольно остро. В этой связи актуально рассмотреть особенности принятия к учету и реализации некоторых видов отходов (например, металлолома и макулатуры). В консультации речь идет о том, как оприходовать полученные активы, отразить в учете учреждения реализацию и доходы от данной операции.
Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры и металлолома?
Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.
Для списания материальных ценностей применяются:
-
акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
-
акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
-
акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
-
акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.
Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:
Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.
Кто принимает решение о списании активов и оформляет документы?
Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.
Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:
-
казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;
-
бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.
Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.
Как определяется цена металлолома и макулатуры?
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).
Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).
Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).
При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).
Какими проводками отражается принятие к учету металлолома и макулатуры?
Принятие к учету металлолома и макулатуры отражается в учете в зависимости от типа учреждения следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Пункт инструкции |
|
Казенное учреждение |
|||
Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС |
1 105 3х 34х |
1 401 10 172 |
Пункт 23 Инструкции № 162н* |
Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ |
1 105 3х 34х |
1 401 10 199 |
|
Бюджетное и автономное учреждения |
|||
Принятие к учету материалов, остающихся после ликвидации ОС |
0 105 2х 34х |
1 401 10 172 |
Пункт 34 инструкций № 174н и 183н |
Принятие к учету материалов, остающихся после ремонтных работ |
0 105 2х 34х |
1 401 10 199 |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
Как отражаются в учете реализация металлолома и макулатуры и поступление доходов?
При реализации металлолома и макулатуры их стоимость списывается с учета.
Обратите внимание, что средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).
В учете казенного учреждения операции по списанию металлолома и макулатуры и поступлению доходов отражаются следующим образом:
Дебет |
Кредит |
|
Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации |
1 401 10 172* |
1 105 36 446 |
Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры |
1 205 74 564** |
1 401 10 172 |
Казенное учреждение является администратором дохода бюджета |
||
Поступление денежных средств в доход бюджета |
1 210 02 446 |
1 205 74 664 |
Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету поступления платежей в бюджет |
||
Отражение задолженности по перечислению в бюджет денежных средств |
1 304 04 446 |
1 303 05 731 |
Поступление в доход бюджета денежных средств |
1 303 05 831 |
1 205 74 664 |
* Начисление доходов от реализации металлолома отражается в учете по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (Порядок № 209н).
** О том, что начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов, и т. п.) подлежит отражению на счете 20574000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами», сказано в Письме Минфина РФ от 16.07.2019 № 02-07-10/52723.
В учете бюджетного и автономного учреждений аналогичные операции отразятся следующим образом:
Дебет |
Кредит |
|
Списание стоимости металлолома и макулатуры при их реализации |
2 401 10 172 |
2 105 36 446 |
Начисление дохода от реализации металлолома и макулатуры |
2 205 74 564 |
2 401 10 172 |
Поступление денежных средств от реализации в кассу учреждения |
2 201 34 510 |
2 205 74 664 |
Поступление денежных средств от реализации на лицевой счет учреждения |
2 201 11 510 |
2 205 74 664 |
Бюджетные и автономные учреждения вправе получать доходы от иной приносящей доход деятельности (в том числе от реализации имущества, полученного в результате ликвидации объектов основных средств), которые поступают в их собственное распоряжение.
Облагаются ли налогом на прибыль доходы, полученные от реализации металлолома и макулатуры?
Стоимость оприходованного металлолома и макулатуры является внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, уменьшается на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385.
Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?
При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.
Обратите внимание: макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.