Учет денежных средств в бюджетных учреждениях

Содержание

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Денежные средства учреждения. Порядок их учёта.

Введение 3

1.Понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения 5

2.Порядок учета денежных средств бюджетного учреждения 8

Заключение 18

Список использованных источников 21

Введение

Актуальность темы заключается в том, что денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом, и успех бюджетного учреждения, бюджетного учреждения во многом определяется способностью руководителя рационально распределять и использовать деньги. Поэтому изучение особенностей бухгалтерского учета имеет исключительно важное значение.

Денежные средства – аккумулированные в денежной форме на счетах в банках и в кассах организации доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые для собственных целей организации.

Бухгалтерский учет денежных средств обеспечивает полный и своевременный учет операций с денежными средствами; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; контроль за наличием денежных средств, сохранностью, законностью их использования.

На каждом бюджетном учреждении существует своя система учета и контроля за денежными потоками. Однако не всегда организации удается добиться эффективного управления денежными средствами.

Эффективное управление денежными средствами бюджетного учреждения может быть построено только после тщательного изучения системы учета денежных средств в организации.

Только после этого управление денежными средствами сможет обеспечить бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд бюджетного учреждения, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима; новые возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Цель выполнения данной контрольной работы – изучить особенности учета денежных средств бюджетного учреждения.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи контрольной работы:

— изучить понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения;

— рассмотреть порядок учета денежных средств бюджетного учреждения;

При написании контрольной работы были изучены и использованы нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также актуальные материалы статей в периодических изданиях.

1.Понятие и состав денежных средств бюджетного учреждения

Денежные средств — наиболее ликвидная часть текущих активов — являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»;

020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»;

020103000 «Денежные средства учреждения в пути»;

020104000 «Касса»;

020105000 «Денежные документы»;

020106000 «Аккредитивы»;

020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Охарактеризуем состав денежных средств бюджетного учреждения по их составу, степени ликвидности и оптимальному сочетанию.

Касса бюджетного учреждения. Наличные денежные средства как в основной, так и иностранной валюте и денежные документы, хранящиеся непосредственно в учреждении составляют кассу бюджетного учреждения. Касса должна обеспечивать текущие потребности бюджетного учреждения в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы и т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи бюджетного учреждения: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа бюджетного учреждения — владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

Расчетный счет считается наиболее оптимальной формой хранения необходимых в текущей деятельности денежных средств.

Депозит. Часто денежные средства, потребности в которых в данный момент не существует, либо же их сумма не соответствует целевому назначению этих средств и бюджетное учреждение считает необходимым накапливать определенную сумму денег, то бюджетного учреждения нередко выбирает такую форму как депозит, который обеспечивает как высокую степень ликвидности денежных средств, так и доход на них. За счет этого бюджетного учреждения может держать у себя деньги под рукой в то же время не имея значительных потерь не вкладывая эти деньги в производство.

К денежным средствам бюджетного учреждения относятся также ликвидные находящиеся в кассе бюджетного учреждения или в депозитарии банка. Функция выполняемая ценными бумагами аналогична функции депозита, однако имеет ряд существенных отличий по способу их обращения, степени ликвидности и доходности. Так, к примеру, досрочно изымая денежные средства с депозита бюджетное учреждение может потерять часть процентов, в то время как реализуя оно в зависимости от конъюнктуры рынка может даже выиграть. В свое время можно разделить на следующие виды: государственные ; субъектов федерации и местных органов власти; векселя и иные платежные обязательства.

Счет 020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» применяется для учета денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения (например, средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества; средств, полученных на ответственное хранение). Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

На счете 020103000 «Денежные средства учреждения в пути» учитывается движение денежных средств учреждения в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути являются денежные средства, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета в банке на другой счет.

На счете 020105000 «Денежные документы» учитываются различные денежные документы: оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки государственной пошлины и т.п.

Денежные документы хранятся в кассе учреждения.

На счет 020106000 «Аккредитивы» учитывается движение денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги.

На счете 020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»учитываются операции по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте в случае проведения указанных операций не через органы казначейства.

Также на счете учитываются операции со средствами в иностранной валюте, полученными от приносящей доход деятельности.

2.Порядок учета денежных средств бюджетного учреждения

Финансовые активы являются одним из основных элементов имущества предприятия, обеспечивающих ведение хозяйственной деятельности. Практически любая операция так или иначе влечет за собой изменения в этих активах. Велика и доля операций по их учету в общем объеме бухгалтерской работы. Поэтому особенно важно в учете правильное оформление финансовых активов.

Изменения, отраженные в приказе Минфина России от 10.02.2006 N 25н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н", в большей степени носят характер конкретизации ряда аспектов по учету финансовых активов. Далее представлено сравнение учета различных элементов финансовых активов: денежных средств.

Денежные средства в бюджетных учреждениях учитываются на счете 020101000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах" в том случае, когда проведение операций по ним осуществляется не через органы, которые правомочны осуществлять кассовое обслуживание бюджетов. На этом счете также отражаются операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Основными операциями по поступлению денежных средств являются:

Дебет счета 020101510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета".

Учёт по движению «Денежных средств учреждения, полученные во временное распоряжение» ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

Поступление денежных средств оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 020102510 «Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение» и кредиту счета 030401730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке отражается по кредиту счета 020102610 «Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение» и дебету счета 030401830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Учет операций по движению денежных средств на счете 020103000 «Денежные средства учреждения в пути» ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Операции по поступлению средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

перечисление средств на конвертацию отражается по дебету счета 020103510 «Поступления денежных средств учреждения в пути» и кредиту счетов 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов», 020107610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте»;

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Учет движения денежныхсредств и порядок его составления

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … и аудит» Кафедра «Бухгалтерского учёта, анализа и аудита» КУРСОВАЯ … 798 1205 78 151 Денежныесредстваучреждения, тыс.руб. 572 … денежныхсредств и их эквивалентов за период в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности. Порядок

  2. Учёт кассовых операций на предприятии (1)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … рыночных отношений. Порядок ведения кассовых операций в РБ. 8 1.2 Значение и задачи учёта кассовых операций … кредитных учреждений в установленные сроки; -обеспечение сохранности денежныхсредств, документов в кассе и других местах их выдачи …

  3. Учётденежныхсредств на предприятии (7)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … показателем их ликвидности. Денежныесредства организаций …

    Учет денежных средств в бюджетной организации

    свободные денежныесредства в учреждениях банков. … денежныхсредств в кассе предприятия регламентируются Инструкцией Центрального Банка РФ “Порядокучёту Федеральный закон «О бухгалтерском учёте»

  4. Учёт и анализ денежныхсредств и управление денежными потоками

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    учётаденежныхсредств: Проверка правильности документального оформления и законности операций с денежнымисредствами, своевременное и полное отражение их в учёте … сообщение учреждению банка. Учётденежных документов … Федерации «Порядок ведения кассовых …

  5. Денежныесредства, денежный кредит

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    денежныхсредств, каналы их поступления на предприятия, порядоких сохранения и использования. 1.1 Характеристика денежныхсредств предприятия. Денежныесредства … бюджете учреждениям и … А.Н. Отчёт о движении денежныхсредств. // Бухгалтерский учёт. 2002. — №5 …

Хочу больше похожих работ…

На основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработан и утвержден Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н «Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. Приказов Минфина РФ от 12.03.2009 N 25н, от 10.12.2009 N 128н, от 31.03.2010 N 27н, от 17.08.2010 N 92н, от 16.12.2011 N 176н).

Согласно п.4 и п.5 данного Порядка, уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник проверяет Заявку на кассовый расход на соответствие установленной форме, соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:

  1. кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру и номера соответствующего лицевого счета;
  2. кодов классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
  3. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;
  4. суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
  5. суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
  6. вида средств.

Для бюджетных и автономных учреждений такой порядок утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 72н от 16.07.2010 «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно п.20 которого органом Федерального казначейства осуществляется проверка Заявки по следующим направлениям:

  1. наличие указанного(ых) в Заявке кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
  2. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ, коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
  3. соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 150н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 01/844-АФ);
  4. соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
  5. непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
  6. соответствие информации, указанной в Заявке, Сведениям.

Несмотря на то, что платежные документы проходят вышеуказанный контроль, иногда возникают ситуации, когда после осуществления кассовой выплаты приходится уточнять код произведенного платежа.

Причинами данных уточнений могут быть не только ошибки при указании кода выплаты, но и внутренние приказы и распоряжения учреждения, когда, например, комиссионно при принятии к бухгалтерскому учету нефинансовый актив может быть признан основным средством, а не материальным запасом.

В таких случаях необходимо провести уточнение кода бюджетной классификации проведенной кассовой выплаты, которые могут касаться как непосредственно самого кода бюджетной классификации для казенных учреждений, так и только кода операции сектора государственного управления (КОСГУ) в случае бюджетных и автономных учреждений.

Рассмотрим, как отразить в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» восстановление кассового расхода, взяв за пример случай, когда восстановлению подлежат расходы, произведенные при выплате наличных денежных средств через кассу казенного учреждения.

Наиболее встречаемая ситуация, когда в кассу учреждения с лицевого счета приходуется сумма по ошибочному коду сектора государственного учреждения.

Итак, рассмотрим случай, когда в учреждении заработная плата персоналу, работающему по трудовым соглашениям, начисляется по КОСГУ 211, а выплата по договору гражданско-правового характера – по КОСГУ 226.

Документ «Отражение заработной платы в учете» выглядит следующим образом:

То есть, заработная плата начислена верно, но в момент формирования документа «Заявка на наличные» произошла ошибка, и наличные денежные средства были списаны с лицевого счета следующим образом:

Далее наличные денежные средства оприходованы в кассу учреждения документом «Приходный кассовый ордер» и выданы из кассы учреждения в соответствии с экономическим назначением кода КОСГУ документом «Расходный кассовый ордер».

 

При этом оборотно-сальдовая ведомость учреждения принимает следующий вид:

После того, как ошибка была обнаружена, необходимо произвести корректировку, как в бухгалтерском учете, так и сообщить в финансовые органы информацию о необходимости произведения уточнения кода. Операции по восстановлению кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Одним из основных нормативно-правовых актов, утверждающих вышеуказанные правила, является Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г.

Учет и контроль денежных средств в бюджетных учреждениях

N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (с изменения от 30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г).

Согласно ч.II п.2.2.2. и п.2.2.3. разъяснено, как производить восстановление кассового расхода, и какие и как должны заполняться документы, переданные в финансовый орган.

Таким документом является Заявка на кассовый расход, заполненная согласно п.2.2.3. приказа Федерального казначейства РФ № 8н от 10.10.2008.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Заявка на кассовый расход» существует хозяйственная операция «Восстановление ПБС кассового расхода с одного КБК на другой», которую можно использовать для восстановления кассового расхода с одного КОСГУ на другой. В Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) нет реквизита «Контрагент», поскольку будут указаны реквизиты учреждения, которое составляет данный документ. При этом табличная часть заполняется следующим образом:

По вышеуказанной Заявке орган Федерального казначейства проводит внебанковскую операцию без списания-зачисления средств на соответствующем банковском счете органа Федерального казначейства и для отражения ее на соответствующих лицевых счетах.

Поэтому после получения Выписки из лицевого счета Заявку на кассовый расход проводить не следует.

Для корректировки данных в бухгалтерском учете, в соответствии с п.18 Приложения №2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

То есть необходимо сторнировать целый ряд документов и создать корректировочные проводки, которые устранят найденную ошибку.

Проведем сторно следующих документов с одновременным созданием корректировочных проводок:

Заявка на наличные

Приходный кассовый ордер

Расходный кассовый ордер

Проверив оборотно-сальдовую ведомость учреждения, убедимся, что ошибка откорректирована верно.

По всем созданным документам «Сторно» следует распечатать Бухгалтерскую справку (ф.0504833), подписать и в дальнейшем подшить к необходимым Журналам операция (ф.0504071).

Исправлять ранее созданные документы является крайне неверным шагом, в таком случае Журналы операций (ф.0504071) не будут соответствовать первичным документам за прошедший период, что является грубым нарушением ведения бухгалтерского учета.

Количество показов: 26476

Возврат к списку

Учет денежных средств в бюджетном учреждении

Кассовый бюджет – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денеж­ных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры. Достоверность закладываемых в кассовый бюд­жет показате­лей зависит от субъективных оценок и прогнозов. В первую очередь, от про­гноза продаж и периода инкассации дебиторской задолженности.

Кассовый бюджет позволяет:

1. Получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средст­вах;

2. Принимать управленческие решения о рациональном использовании ресур­сов;

3. Анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влия­ние на финансовые показатели предприятия;

4. Своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета:

ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Бюджет текущих доходов (продаж);

2. Бюджет текущих расходов:

Учет операций по движению денежных средств в бюджетных учреждениях (Семенихин В.В.)

Бюджет закупок материалов;

2.2. Бюджет расходов на оплату труда;

2.3. Бюджет общепроизводственных расходов;

2.4. Бюджет коммерческих расходов;

2.5. Бюджет управленческих расходов;

2.6. Смета налоговых отчислений.

Бюджет общепроизводственных расходов отражает объем всех затрат, свя­занных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда (амортизация и аренда производственного оборудования, его стра­ховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и т.д.).

Бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, упаковка, транспортировка, страхование, хранение и складирование товаров) должен соотноситься с объемом продаж, поскольку при уменьшении мер, направленных на стимулирование сбыта, как правило, следует и сокращение объема продаж.

Поэтому большинство коммерческих расходов планируют в процентном отношении к объему продаж, причем вели­чина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции (исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения).

В бюджет управленческих расходов входят затраты, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции, а именно: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, ПЭО, АХО и других отделов, освещение и отопление сооружений непроиз­водственного назначения, командировки, услуги связи и т.д.

ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Бюджет инвестиционных доходов и затрат.

ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4. Проспект эмиссии;

5. Кредитный договор.

Факторы, учитываемые при подготовке кассового бюджета:

1. Результаты анализа движения денежных средств;

2. Результаты анализа инкассации дебиторской задолженности;

3. Результаты анализа кредиторской задолженности;

4. Законы, в том числе и о налогах;

5. Инфляция;

6. Кредитная ставка;

7. Дивидендная политика.

В качестве дополнительных источников информации предлагается использовать следующие учебные пособия:

1. И.А. Бланк «Финансовый менеджмент», стр. 32-49, 170-228, 251-379, стр. 469-521 (см. приложение 3).

2. И.А. Бланк «Управление прибылью» (см. приложение 5).

3. К.В. Щиборщ «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России» (см. приложение 10).

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Учетная политика государственных учреждений

В настоящее время учетная политика приобретает существенную роль. С 1 января 2013 года обязателен к применению новый закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Закон № 402-ФЗ распространяет свое действие на все экономические субъекты (в том числе в части формирования и применения учетной политики). Согласно ему учреждения государственного сектора обязаны формировать свою учетную политику в рамках уставной деятельности. Рассмотрим основные положения учетной политики, которые могут быть сформированы учреждением. Учетной политикой утверждаются:

  1. Рабочий план счетов
  2. Применяемая корреспонденция в учреждении при совершении хозяйственных операций согласно Уставу
  3. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
  4. Порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств
  5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации
  6. Порядок и сроки передачи первичных (сводных) документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота
  7. Формы первичных учетных документов, применяемых в учреждении, по которым законодательством не утверждены унифицированные формы
  8. Порядок организации внутреннего финансового контроля
  9. Иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

В новое «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее — Положение № 373-П), не вошли многие из ранее действовавших требований, направленных на обеспечение сохранности наличных денежных средств и денежных документов. Указанные нормы можно установить в рамках учетной политики учреждения.

В отношении учета денежных документов в рамках учетной политики можно дать более подробные разъяснения по составу объектов, классифицируемых как денежные документы, по сравнению с указаниями в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

По порядку учета расчетов с подотчетными лицами в учетной политике могут быть оговорены предельные сроки выдачи наличных денежных средств и денежных документов под отчет, а также особенности выдачи денежных средств под отчет перечислением.

В отношении бланков строгой отчетности следует однозначно определить методы оценки, поскольку Инструкция № 157н предлагает два возможных варианта. Также в рамках учетной политики будут уместны более подробные разъяснения по составу объектов, классифицируемых как бланки строгой отчетности, по сравнению с указаниями в Инструкции № 157н. Нужно предусмотреть решения для ряда вопросов, которые могут возникнуть при безвозмездном поступлении бланков строгой отчетности от других государственных (муниципальных) учреждений.

В отношении запчастей (к транспортным средствам), выданных на нужды учреждения, необходимо однозначно определить состав объектов, подлежащих учету на соответствующем забалансовом счете, поскольку этого требует Инструкция № 157н. Следует определить метод оценки запчастей, выданных на автотранспорт, ввиду того что базовая Инструкция № 157н содержит основные принципы методологии бухгалтерского (бюджетного) учета. В учетной политике нужно описать все возможные источники поступления и пути выбытия запчастей, выданных на автотранспорт, кроме описанных в Инструкции № 157н, и предусмотреть решения для ряда вопросов, которые могут возникнуть при безвозмездном поступлении автотранспорта.

А для основных средств до 3000 рублей включительно в эксплуатации однозначно определить метод оценки, поскольку Инструкция № 157н предлагает два возможных варианта.

Учет кассовых операций

Кассовая книга может оформляться с применением технических средств, предназначенных для обработки информации: персональных компьютеров и программ для автоматизации учета (указать наименование программы автоматизации учета).

Указать способ формирования Кассовой книги по наличным денежным средствам и денежным документам

Способ 1

Кассовая книга по наличным денежным средствам ведется отдельно от Кассовой книги по денежным документам.

Способ 2

Ведется единая Кассовая книга по наличным денежным средствам и по денежным документам со сквозной нумерацией листов. Операции с денежными документами отражаются на отдельных листах Кассовой книги

Способ 2.1

Приходные и расходные кассовые ордера по наличным денежным средствам имеют отдельную последовательную нумерацию от фондовых приходных и расходных кассовых ордеров.

Способ 2.2

Приходные и расходные кассовые ордера по наличным денежным средствам имеют общую последовательную нумерацию с фондовыми приходными и расходными кассовыми ордерами.

Кассовая книга сшивается (помесячно / поквартально / за год).

Кассовые отчеты (страницы кассовой книги) формируются только за рабочие дни, когда есть остаток денежных средств в кассе или движение.

Кассира необходимо ознакомить с Положением № 373-П под роспись.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

В случае необходимости временной замены кассира исполнение его обязанностей возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя учреждения (решению, постановлению). Этот работник должен быть под роспись ознакомлен со своими должностными правами и обязанностями, а также с Положением № 373-П.

В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера учреждения или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем учреждения. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.

Наличные деньги и денежные документы в учреждении хранятся в несгораемом металлическом шкафу, который по окончании рабочего дня закрывается ключом и опечатывается печатью кассира. Ключи от металлического шкафа и печати хранятся у кассира, которому запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Учтенные дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете хранятся у руководителя учреждения. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем учреждения, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель учреждения принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих учреждению, запрещается.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. Недопустимо нарушение последовательной нумерации приходных и расходных кассовых ордеров, повторение номеров, пропуск номеров.

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в ведомости, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход бюджета.

Выдача наличных денежных средств под отчет допускается только при отсутствии задолженности сотрудника по ранее выданным авансам.

Печатная форма «Отчета кассира» и «Вкладного листа кассовой книги» формируется кассиром по окончании рабочего дня или в течение дня при проведении внезапной ревизии.

Порядок проведения инвентаризации наличных денежных средств в кассе

При инвентаризации наличных денежных средств в кассе производится обязательный полистный пересчет банкнот по номиналам и монет по номиналам. Акт инвентаризации без акта пересчета считается недействительным.

Плановая инвентаризация наличных денежных средств перед составлением годового отчета производится не позднее _ .

По распоряжению руководителя учреждения, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Списание недостачи наличных денежных средств, выявленной при инвентаризации наличных денежных средств в кассе, отражается в учете на основании Справки (ф.0504833), заверенной подписью главного бухгалтера (уполномоченного лица) и руководителя (уполномоченного лица).

Учет операций с денежными документами

В составе денежных документов учитываются документы фиксированного номинала, служащие для оплаты услуг, работ, материальных ценностей:

  • почтовые марки, маркированные конверты, маркированные открытки, маркированные почтовые карточки — документы для оплаты услуг почтовой связи;
  • железнодорожные билеты, авиабилеты, междугородные автобусные билеты, билеты на речные и морские суда — документы для оплаты транспортных услуг;
  • проездные билеты для проезда в общественном транспорте — документы для оплаты транспортных услуг;
  • магнитные, электронные карточки фиксированного номинала для оплаты проезда в общественном транспорте — документы для оплаты транспортных услуг;
  • карты оплаты сотовой связи, Интернета, IP-телефонии — документы для оплаты услуг связи;
  • талоны на ГСМ, номинал которых зафиксирован в рублях, — документы оплаты ГСМ;
  • оплаченные путевки в санатории, дома отдыха;
  • другое (указать).

В случае приобретения денежных документов подотчетным лицом и последующего расходования им же без сдачи в кассу денежные документы в учете по фондовой кассе не отражаются. Когда денежные документы приобретаются одним сотрудником, а расходуются другим сотрудником, передача денежных документов отражается через фондовую кассу. Хранение денежных документов в учреждении допускается:

  • в кассе учреждения в порядке, аналогичном хранению наличных денежных средств;
  • у подотчетных лиц хранение денежных документов, полученных под отчет, в количествах, превышающих дневную потребность, допускается только в несгораемых металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов хранятся у сотрудника, которому запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанном сотрудником пакете хранятся у руководителя учреждения.
  • В случае приобретения карт оплаты сотовой связи, Интернета, IP-телефонии по цене выше номинала (например, карта оплаты сотовой связи номиналом 150 рублей приобретена за 160 рублей):

  • указанные карты оплаты отражаются в учете по номиналу;
  • расходы на приобретение сверх номинала (комиссия продавца) отражаются в учете как расходы на приобретение прочих услуг.

К денежным документам не относятся и в составе фондовой кассы не учитываются:

  • конверты и открытки без марок (учитываются в составе прочих материальных запасов);
  • бланки трудовых книжек и вкладышей к трудовым книжкам (учитываются в составе бланков строгой отчетности);
  • бланки квитанций на прием наличных денежных средств (учитываются в составе прочих материальных запасов);
  • пополняемые топливные заправочные карты;
  • талоны на ГСМ, номинал которых зафиксирован в единицах количества ГСМ;
  • путевки в санатории и дома отдыха неоплаченные, полученные безвозмездно (учитываются на забалансовом счете 08).

Фондовая Кассовая книга оформляется с применением технических средств, предназначенных для обработки информации: персональных компьютеров и программы для автоматизации учета _.

Указать способ формирования Кассовой книги по наличным денежным средствам и денежным документам

Способ 1

Кассовая книга по наличным денежным средствам ведется отдельно от Кассовой книги по денежным документам.

Способ 2

Ведется единая Кассовая книга по наличным денежным средствам и по денежным документам со сквозной нумерацией листов. Операции с денежными документами отражаются на отдельных листах Кассовой книги.

Способ 2.1

Приходные и расходные кассовые ордера по наличным денежным средствам имеют отдельную последовательную нумерацию от фондовых приходных и расходных кассовых ордеров.

Способ 2.2

Приходные и расходные кассовые ордера по наличным денежным средствам имеют общую последовательную нумерацию с фондовыми приходными и расходными кассовыми ордерами.

Фондовая Кассовая книга сшивается (помесячно / поквартально / за год).

Фондовые кассовые отчеты (страницы фондовой кассовой книги) формируются только за рабочие дни, когда есть остаток денежных документов в фондовой кассе или движение.

Порядок проведения инвентаризации денежных документов в кассе

При инвентаризации денежных документов в кассе производится обязательный полистный пересчет денежных документов по видам и номиналам. Акт инвентаризации без акта пересчета считается недействительным.

Плановая инвентаризация денежных документов перед составлением годового отчета производится не позднее ___.

По распоряжению руководителя учреждения, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежных документов, находящихся в кассе.

Списание недостачи денежных документов, выявленной при инвентаризации денежных документов в кассе, отражается в учете на основании Справки (ф.0504833), заверенной подписью главного бухгалтера (уполномоченного лица) и руководителя (уполномоченного лица).

Учет расчетов с подотчетными лицами

Денежные средства и денежные документы выдаются под отчет с распоряжения руководителя на основании заявления подотчетного лица. В заявлении указываются конкретные цели и сроки расходования денежных средств. В случае если в документах о выдаче денежных средств под отчет не указан предельный срок расходования, денежные средства или денежные документы должны быть израсходованы подотчетным лицом в день получения.

Работник бухгалтерии делает на заявлении о выдаче денег под отчет отметку об отсутствии задолженности за сотрудником, о ранее выданных суммах денежных средств.

Сотрудник обязан отчитаться о расходовании денежных средств /I денежных документов:

  • в течение _____ рабочих дней — при выдаче денежных средств на приобретение ГСМ;
  • в течение _____ рабочих дней — при выдаче денежных средств на приобретение иных материальных ценностей, работ, услуг;
  • в течение _____ рабочих дней — при выдаче денежных средств на командировочные расходы;
  • в течение _____ рабочих дней — при выдаче денежных документов со дня срока, на который выданы денежные средства / денежные документы.

Если срок, на который выданы денежные средства под отчет (кроме денежных средств на командировочные расходы), переходит через месяц, не позднее последнего рабочего дня месяца сотрудник обязан отчитаться о суммах расходов, произведенных по состоянию на последний рабочий день месяца.

Денежные средства под отчет могут выдаваться путем перечисления денежных средств на банковские счета работников с использованием дебетовых индивидуальных (и (или) по «зарплатному проекту») пластиковых карт. В случае перечисления денежных средств под отчет с использованием дебетовых индивидуальных (и (или) по «зарплатному проекту») пластиковых карт сотрудник должен представить заявление с указанием реквизитов перечисления денежных средств под отчет и должен быть в письменном виде уведомлен (под роспись) о суммах, назначении и сроках расходования перечисленных денежных средств.

Учет на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности»

В составе забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» подлежат учету бланки, то есть листы с нанесенным текстом и пустыми графами, подлежащими заполнению какой-либо официальной информацией.

В составе забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» не учитываются объекты, не являющиеся бланками, в том числе:

  • SIM-карты;
  • пополняемые топливные карты.

В соответствии с положениями пункта 118 Инструкции по учету № 157н, на забалансовом счете 03 учитываются только бланки:

  • форма которых утверждена органом власти;
  • изготовленные типографским способом;
  • имеющие уникальные серии и номера;
  • имеющие защиту в соответствии с законодательством об изготовлении защищенной типографской продукции (класс защиты должен быть указан в нормативном документе органа власти, утверждающего форму соответствующего бланка).

В составе забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» не учитываются бланки, не имеющие установленного класса защиты, в том числе:

При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений бланков, указанных передающей стороной как учитываемые в рамках забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности», но в соответствии с настоящей учетной политикой не подлежащие учету на указанном забалансовом счете, их (полученные бланки) следует отразить поступлением на счет

0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Применяются следующие методы оценки бланков строгой отчетности для отражения в учете:

  • Бланки (указать виды бланков или убрать абзац) — по учетной цене 1 рубль за 1 штуку — при любом варианте поступления в учреждение.
  • Бланки (указать виды бланков или убрать абзац) — по цене приобретения.

Бланки, подлежащие в соответствии с настоящей учетной политикой учету в рамках забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» и выявленные излишками в результате инвентаризации, а также полученные безвозмездно от государственных (муниципальных) учреждений по условной оценке 1 рубль за 1 штуку, принимаются к учету по цене аналогичных бланков, имеющихся на остатке. В случае получения бланков безвозмездно от государственных (муниципальных) учреждений с указанием фактических цен бланки отражаются в учете по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности» по цене, указанной во входящих документах.

Учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

Учету в рамках забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» подлежат крупные, не типизированные по марке автотранспорта съемные узлы и детали:

  • автошины;
  • колесные диски;
  • аккумуляторы.

Забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» отражает текущую актуальную комплектность автотранспортного средства. Аналитический учет по этому счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.

Поступление на счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» отражается:

  • при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих узлов, деталей, оборудования после списания с балансового счета 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;
  • при выявлении излишков по результатам инвентаризации;
  • при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

Внутреннее перемещение по счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» отражается:

  • при передаче на другой автомобиль;
  • при передаче другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.

Выбытие со счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» отражается:

  • при списании автомобиля по установленным основаниям;
  • при установке новых узлов взамен не пригодных к эксплуатации.

Зимние/летние автошины учитываются в рамках забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» с момента передачи в эксплуатацию и списания со счета 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», независимо от того, какой из комплектов (зимний или летний) установлен на автомобиль в текущий момент времени.

При поступлении автотранспортного средства в учреждение (в рамках сделки купли-продажи или безвозмездно) производится инвентаризация узлов и деталей, подлежащих учету в рамках счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Выявленные запасные части подлежат отражению в рамках указанного счета по ценам на основании настоящей учетной политики.

При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей, указанных передающей стороной как учитываемые в рамках счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», но в соответствии с настоящей учетной политикой не подлежащих учету на указанном счете, оприходование таких запчастей на счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» не производится.

Указать способ оценки установленных запасных частей

Способ 1

Учет запасных частей, установленных на автотранспорт, на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» ведется по условной оценке 1 рубль за 1 штуку при любых вариантах поступления в учреждение.

Способ 2

Учет запасных частей, установленных на автотранспорт, на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» ведется по фактической цене, по которой указанные запасные части были списаны со счета 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Запасные части, подлежащие учету в рамках счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» в соответствии с настоящей учетной политикой, выявленные излишками в результате инвентаризации, а также полученные безвозмездно от организаций (кроме государственных (муниципальных)) или физических лиц, принимаются к учету по рыночной цене, определенной в порядке установления рыночной цены бывших в употреблении материальных запасов. В случае получения автотранспортного средства безвозмездно от государственных (муниципальных) учреждений с указанным перечнем запасных частей в составе забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» с указанием цен запасные части отражаются в учете по указанному забалансовому счету по цене, указанной во входящих документах.

Порядок списания автошин

Автомобильные шины списываются в случае недопустимости их дальнейшего использования в соответствии с действующими нормативами эксплуатации автотранспорта (остаточная высота протектора, наличие порезов и других повреждений и т.

Service Temporarily Unavailable

д.). В случае необходимости в соответствии с действующими нормативами эксплуатации автотранспорта при замене одной вышедшей из строя автошины производится также замена другой автошины на той же оси или всех остальных автошин. При этом снятые исправные, но бывшие в употреблении автошины приходуются на баланс на счет 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» по рыночной цене, определенной в установленном порядке.

Учет на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»

Укажите способ оценки основных средств до 3000 рублей включительно в эксплуатации (если способ оценки в учетной политике прямо не указан, в соответствии с пунктом 373 Инструкции № 157н учет должен вестись по условной оценке)

Способ 1

Учет основных средств до 3000 рублей включительно в эксплуатации на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» ведется по условной оценке 1 рубль за 1 штуку при любых вариантах поступления в учреждение. При дооборудовании основных средств до 3000 рублей включительно в эксплуатации расходы на дооборудование списываются на текущие расходы учреждения.

Способ 2

Учет основных средств до 3000 рублей включительно в эксплуатации на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» ведется по фактической цене, по которой указанные основные средства были списаны со счета 0 101 00 000 «Основные средства». В случае получения безвозмездно от государственных (муниципальных) учреждений основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации основные средства отражаются в учете по цене, указанной во входящих документах. В случае проведения дооборудования основного средства стоимостью до 3000 рублей, учитываемого в рамках забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»:

  • если в результате дооборудования стоимость не превысит 3000 рублей, расходы на дооборудование списываются на текущие расходы учреждения, стоимость основного средства на забалансовом счете **21** «Основные средства стоимостью до **3000** рублей включительно в эксплуатации» увеличивается;
  • если в результате дооборудования стоимость превысит 3000 рублей, основное средство списывается с забалансового счета **21** «Основные средства стоимостью до **3000** рублей включительно в эксплуатации», восстанавливается на счете **0 106 01 000** «Вложения в основные средства», расходы на дооборудование также относятся на счет **0 106 01 000** «Вложения в основные средства», основное средство принимается к учету по сформированной фактической стоимости.

По материалам журнала "Бюджетный учет" №09(93) 2012, из статьи "Нужная всегда" Н.С. Матвеевой

Назад

Сформированный  отчет открывается в виде табличного документа, который затем может  быть выведен на печать. В отчете приводится перечень как проведенных, так и не проведенных кассовых документов, зарегистрированных в журнале "Касса" за заданный период. По кнопке "Обновить" можно обновить содержимое отчета. По кнопке "Настройка" — изменить параметры вывода отчета. Отчет можно  формировать также в журнале  документов "Касса" по кнопке "Отчеты по кассе", а также . в журнале  документов "Касса фондовая" по кнопке "Отчеты".

Таким образом, в результате автоматизации  кассовых операций сокращается объем  рутинной ручной работы и тем самым  высвобождается рабочее время для  анализа совершенных операций, предоставляется  возможность оперативно получать отчетные регистры и информацию об остатках средств в кассе и их целевом  использовании

2.3. Организация и проведение ревизии кассы и контроль  
за соблюдением кассовой дисциплины

Освоение  методики проверки кассовых операций в бюджетных учреждениях, и в  частности в учреждениях здравоохранения, является важным по нескольким причинам. Во-первых, денежные средства принадлежат  к числу наиболее подвижных и  легко реализуемых активов организации. Кроме того, денежные операции носят  массовый и распространенный характер. Все это делает данный участок  хозяйственной деятельности учреждения наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

Бухгалтерский учет движения денежных средств в бюджетном учреждении

Движение  наличных денег совершается посредством  кассовых операций. Среди них можно  выделить основные — выдачу средств  на оплату труда, на оплату административно-хозяйственных  расходов, подотчетным лицам и  др.

Проверка  учета кассовых операций — обязательный компонент программ ревизий и  проверок бюджетных учреждений. Ее цель — выявить нарушения и злоупотребления  в учете наличных денежных средств  бюджетного учреждения, не допустить  ошибок и недостоверной информации в отчетности.

Контроль  кассовых операций — проверка полноты, достоверности и точности отражения  в учете и отчетности расчетов за проверяемый период, а также  соблюдения законодательных и нормативных  документов, регулирующих правила ведения  учета и составления отчетности.

В ходе проверки кассовых операций контрольные  органы выявляют нарушения следующих  нормативных актов:

  • Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40;
  • Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П;
  • Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;
  • Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации меняются практически ежегодно, поэтому необходимо отслеживать происходящие изменения, утверждаемые приказами Минфина России);
  • Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н;
  • Приказа Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".

В отношении кассовых операций проверке подвергаются:

  • наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете;
  • полнота и правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовой книги, платежных ведомостей и т.д.;
  • соблюдение порядка поступления и выдачи денег из кассы;
  • соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе;
  • соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами;
  • наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;
  • правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций;
  • наличие в организации действующей системы проведения инвентаризаций кассы.

Состав  первичных кассовых документов, с  одной стороны, очень узок — это  приходные и расходные кассовые ордеры, Кассовая книга. С другой — кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, расчетами с подотчетными лицами, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами и др. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить  кассовые документы с прочими  первичными документами других разделов учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть  изучению при проверке кассовых операций, являются:

— Журнал операций по счету "Касса";

— Баланс исполнения бюджета (ф. 0503130);

— Отчет о финансовых результатах  деятельности (ф. 0503121);

— анализ счета 201 04 000 "Касса";

— Кассовая книга (ф. 0504514);

— отчеты кассира;

— Журнал регистрации приходных  и расходных кассовых документов (ф. КО-3 (0310003));

— приходные кассовые ордеры (ф. КО-1 (0310001));

— расходные кассовые ордеры (ф. КО-2 (0310002));

— инвентаризационные описи наличных  денежных средств (ф. 0504088);

— Ведомость на выдачу денежных  средств из кассы под отчет  (ф. 0504501);

— платежные ведомости;

— оправдательные документы к кассовым  документам;

— авансовые отчеты и др.

При проверке кассовой дисциплины в организации  проводятся следующие процедуры:

— инвентаризация кассы;

— осмотр (обследование) помещения кассы;

— просмотр документов;

— сравнение документов;

— инспектирование, которое представляет  собой проверку записей, документов  или материальных активов. В  ходе инспектирования записей  и документов ревизор получает  доказательства различной степени  надежности в зависимости от  их характера и источника, а  также эффективности средств  внутреннего контроля над процессом  обработки;

— наблюдение, которое представляет  собой отслеживания ревизором  процесса или процедуры, выполняемой  другими лицами;

— запрос и опрос, то есть поиск  информации у осведомленных лиц  в пределах или за пределами  проверяемого лица. Запрос может  быть как официальным письменным, адресованным третьим лицам, так  и неформальным устным вопросом, адресованным работникам учреждения;

— подтверждение, которое представляет  собой ответ на запрос об  информации, содержащейся в бухгалтерских  записях;

— пересчет, который представляет  собой проверку точности арифметических  расчетов в первичных документах  и бухгалтерских записях либо  выполнения ревизором самостоятельных  расчетов;

— аналитические процедуры. Они  представляют собой анализ и  оценку полученной ревизором  информации, исследование важнейших  финансовых и экономических показателей  проверяемого учреждения с целью  выявления необычных и (или)  неправильно отраженных в бюджетном  учете хозяйственных операций, выявление  причин таких искажений. Результатами  выполнения аналитических процедур  является выявление ревизором  наличия или отсутствия необычных  отклонений показателей бухгалтерской  отчетности.

Длительность  выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного  на получение доказательств. Для  выявления каждого из возможных  нарушений или злоупотреблений  разработан определенный набор контрольных  процедур. Все они построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства, необходимые для ее выполнения; техника исполнения процедуры; оформление результатов.

Основной  набор процедур, который используется контрольными органами при проверке кассовых операций включает:

1) для выявления хищения денежных  средств:

— инвентаризация кассовой наличности;

— проверка наличия на приходных  расходных кассовых ордерах подписи  главного бухгалтера или уполномоченного  лица;

— проверка наличия на расходных  кассовых документах подписей  руководителя учреждения или  уполномоченного лица;

— проверка наличия на расходных  кассовых документах подписей  получателей денег;

— устный опрос лиц, получивших  деньги по расходным кассовым  ордерам, но не подтвердившим  этот факт распиской;

2) для выявления случаев неоприходования  и присвоения поступивших денежных  сумм и, в частности, неоприходования  и присвоения поступивших денежных  сумм из банка:

— проверка чековой книжки учреждения  на полноту;

— проверка полноты оприходования  денежных средств в кассу учреждения, полученных из банка по чеку;

3) для выявления случаев неоприходования  и присвоения денежных сумм, поступивших  от различных физических и  юридических лиц по приходным  ордерам:

— проверка своевременности расчетов  сотрудников учреждения по командировочным  расходам;

— проверка своевременности расчетов  сотрудников по средствам, выданным  на хозяйственные нужды;

— проверка соответствия приходных  кассовых ордеров записям в  Журнале регистрации приходных  кассовых ордеров;

— проверка одновременности оформления  кассовых ордеров и движения  денег по ним;

4) для выявления случаев неоприходования  и присвоения поступивших денежных  сумм от различных юридических  лиц по доверенностям:

— проверка Журнала учета выданных  доверенностей;

— проверка правильности оприходования  сумм по доверенностям;

5) для выявления излишнего списания  денег по кассе путем повторного  использования одних и тех  же документов:

— проверка полноты первичных приходных  и расходных кассовых документов, сброшюрованных с Журналом операций  по счету "Касса";

— проверка правильности и своевременности  погашения приложений;

6) для выявления излишнего списания  денег по кассе неправильным  подсчетом итогов в кассовых  документах:

— проверка совпадения входящего  остатка по кассе на каждый  день с конечным остатком по  кассе за предыдущий день;

— проверка итогов кассовых отчетов;

7) для выявления излишнего списания  денег по кассе без оснований  или по подложным документам:

— проверка совпадения кассовых  ордеров с информацией о них,  содержащейся в журнале регистрации  расходных кассовых ордеров;