Учет бесхозяйного имущества

Приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и наследование выморочного имущества

Основными законодательными нормами регламентирующими приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и наследование выморочного имущества, являются статьи 225 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности, на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В тоже время, категория наследственных дел является одной из самых распространенных в судебной практике. Это связано с тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) существенно расширил круг наследников, оставляя при этом государство в числе участников наследственных правоотношений. Вследствие этого граждане широко пользуются предоставленными им наследственными правами, прибегая в том числе к судебной защите этих прав.

В связи с увеличением круга наследников государство утратило ведущую роль основного приобретателя имущества наследодателя, принадлежавшую ему на протяжении длительного времени.

Статья 1151 ГК РФ «Наследование выморочного имущества» является единственной статьей, прямо предусматривающей право государства получать имущество умерших лиц. Согласно вышеуказанной статье, в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество считается выморочным. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

1. жилое помещение;

2. земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

3. доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Полагаем, что предложенный в настоящей статье аспект изучения источников наследственного права (как системы) можно рассматривать в качестве одного из перспективных направлений исследования, отвечающего, прежде всего, потребностям правоприменительной практики.

Библиографический список

1. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Наследственное право: учебник для магистров / отв. ред. В.А. Белов. М.: Юрайт, 2013. 423 с.

2. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. М.: Статут, 2016. 511 с.

2. Civil law: textbook: in 2 parts / edited by B.M. Gongalo. Part 1. Moscow: Statut, 2016. 511 p.

О

УДК 347.218.31:247.231.1 £

т

О.Ф. Фаст 1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ £

НА ОТДЕЛЬНЫЕ БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ I

КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ е

(D

Ведение: на территории нашего государства появилось значительное количество • брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной S инфраструктуры). В течение многих лет органы местного самоуправления повсе- 8 местно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия ) по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность. В статье 7 рассматриваются проблемы признания прав на бесхозяйные объекты коммуналь-

© Фаст Ольга Фёдоровна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fastolga@mail.ru © Fast Olga Fyodorovna, 2017

Candidate of Law, Associate professor of the Department of Civil and Family Law (Saratov State law Academy) 119

ной инфраструктуры, встречающиеся на практике, отмечается различный подход законодателя в признании бесхозяйными некоторых таких объектов. Цель: выработать единый подход в процедуре признания прав на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры на основе анализа гражданского законодательства. Методы: системный подход, методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ действующего гражданского законодательства показал, что в нормативных актах федерального и регионального значения встречаются разные термины, которыми обозначаются инженерные инфраструктуры, выявлены различные критерий для признания бесхозяйными некоторых объектов коммунального обслуживания. Выводы: постановка на учет бесхозяйных объектов коммунально-бытового назначения (газо -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) имеет важное практическое значение, т.к. участники сложного процесса снабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйные участки и это, несомненно, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей газа -, тепло -, электро -, водоснабжения.

Ключевые слова: бесхозяйные объекты, коммунальная инфраструктура, муниципальная собственность, органы местного самоуправления, приобретение прав, бесхозяйные тепловые сети, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик коммунальных услуг.

O.F. Fast

SEVERAL ASPECTS OF ACQUISITION OF RIGHTS FOR DETACHED UNMANAGED OBJECTS OF UTILITIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одно из правил приватизации унитарных предприятий на основании пп. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 17 января 2017 г.)1 — отсутствие возможности приобретения частной собственности на объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей многоквартирных и других жилых домов, которые ранее входили в состав унитарного предприятия как имущественного комплекса. Законодатель императивно определил вид собственности в силу прямого указания закона для сетей коммунально-бытового обслуживания, инженерной инфраструктуры, отнеся их к объектам муниципальной собственности. В случаях неправомерного включения в план приватизации перечисленных объектов, а также по причинам банкротства организаций, на балансе которых находились эти объекты, на территории нашего государства появилось значительное количество брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной инфраструктуры). Но, несмотря на это, как показывает практика, уже в течение многих лет органы местного самоуправления (далее — МСУ) повсеместно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность, о чем свидетельствуют многочисленные примеры судебной практики2. Причина, из-за которой органы местного самоуправления препятствуют передаче объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, обусловлена известными внешними обстоятельствами и связана главным образом с недостаточностью объема материально-финансового ресурса для содержания объектов инженерной инфраструктуры.

Хотелось бы подробнее остановиться на основаниях приобретения прав на брошенные объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания населения, определить круг субъектов, которые, прежде всего, при наличии права (собственности или иного вещного права) на эти объекты должны нести и определенные обязанности (обслуживания, содержания и др.) в отношение этих объектов.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) вещь признается бесхозяйной, если у нее отсутствует собственник или его невозможно определить (собственник неизвестен), либо собственник отказался от права собственности на нее. На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи могут быть признаны в установленном порядке муниципальной собственностью по характерным признакам недвижимого имущества, к которому можно отнести объекты инженерной инфраструктуры. Мы уже отмечали нежелание органов МСУ совершать необходимые действия для приобретения прав на бесхозяйные инженерные сети и наряду с этим гарантирующие поставщики коммунальных услуг обязаны обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей через бесхозяйные инженерные сети. Такое столкновение интересов пытаются решить на региональном уровне. Так, Экспертный совет при Саратовской областной Думе

1 См.: Парламентская газета. 2002. 26 янв.; Российская газета. 2017. 4 июля.

2 См.: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2016 г. № Ф03-2785/2016 по делу № А73-14697/2015; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2016 г. № Ф04-28944/2015 по делу № А45-7301/2015; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2016 г. № 06АП-776/2016 по делу № А73-14697/2015; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. по делу

№ 33-11542/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 121

(далее — Совет) в мае 2016 г. рассматривал законопроект о внести изменения в п. 3 ст. 225 ГК РФ, дополнив его правом гарантирующего поставщика коммунальных услуг самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных инженерных сетей в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Эксперты сделали ряд замечаний, например, отсутствие законодательно закрепленного определения «инженерные сети», что может повлечь неоднообразное, ошибочное применение правоприменительной практики. В разных нормативных актах федерального и регионального значения встречаются следующие термины, которыми обозначаются инженерные инфраструктуры: «инженерные сети и коммуникации»3, «системы инженерной инфраструктуры и благоустройства»4, «объекты инженерной инфраструктуры»5, «объекты коммунального хозяйства»6, «объекты инженерного и коммунального хозяйства»7, «системы газоснабжения»8! «системы водоснабжения»9, «системы теплоснабжения»10, «объекты электросетевого

3 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 5; Российская газета. 2013. 10 июля; Федеральный закон от 19 декабря

4 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 2015. 17 июля; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.

^ pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2016).

S 5 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования

~ отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объ-Д ектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных

Ln для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и

f объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском

I и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

¥ 6 См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении при-

¡1 мерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и | иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обра° ботка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, | предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания ä граждан» (в ред. от 23 сентября 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, 8 ст. 5352; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. >g ru (дата обращения: 27.09.2016).

S 7 См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной

° системе жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собр. законода-

10 См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 29 июля

хозяйства»и!Конечно, такое многообразие определено техническими особенностями объектов, встречающихся в технической документации.

В соответствии с пп. 20, 21 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»12 раскрыты понятия «сеть инженерно-технического обеспечения» и «система инженерно-технического обеспечения»:

сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудале-ния, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

На Совете предлагалось объединить эти дефиниции понятием, которое уже используется в ГК РФ — бесхозяйные «линейные объекты»13, под которыми понимаются сооружения или иные вещи, неразрывно связанные физически или технологически (ст. 133.1). Возможно, стоит принять во внимание такой подход, т.к. единообразное понимание дефиниции «инженерные сети» и применение объединяющего понятия «линейные объекты» устранит недобросовестное поведение участников правоотношений при постановке на учет данных объектов как бесхозяйных и впоследствие обеспечит признание за ними права муниципальной собственности или приобретения на них права собственности частными лицами на основании приобретательской давности.

Хотелось бы обратить внимание на различие критерий для признания бесхозяйными некоторых объектов коммунального обслуживания. В качестве примера рассмотрим «бесхозяйные тепловые сети» и «бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства».

Основываясь на положениях п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» некоторые авторы под бесхозяйной теплосетью понимают «совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и не имеющих эксплуатирующей организации» и на основании толкования нормы выделяют признак отнесения теплосети к бесхозяйной — отсутствие эксплуатирующей организации14.

Приведенный подход вызывает сомнения, т.к. бесхозяйные сети в основном составляют часть или участок теплосети, обеспечивающий бесперебойное обе-

13 Предложение внесено экспертом Совета А.И. Зинченко, доцентом кафедры гражданского права и процесса, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС.

Дата размещения статьи: 30.05.2015. 123

спечение потребителей тепловой энергией. Эксплуатация бесхозяйных тепловых сетей таким или иным образом осуществляется организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями. Таким образом, основополагающими признаками признания тепловых сетей бесхозяйными следует считать признаки, указанные в п. 1 ст. 225 ГК РФ: отсутствие собственника или собственник неизвестен, или собственник отказался от права собственности.

В отношении электрической энергии, предоставляемой на рынке для личных и бытовых нужд, ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет для признания бесхозяйных электросетей применение общих признаков п. 1 ст. 225 ГК РФ, т.к. ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями, энер-гопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, не имеющим собственника, чей собственник не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к чьим электрическим сетям такие объекты присоединены.

Подводя итог, стоит отметить, что постановка на учет бесхозяйных объектов коммунально-бытового назначения (газо -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) имеет важное практическое значение, т.к. хозяйственное значение объектов коммунально-бытового назначения сохраняется, поскольку многие потребители присоединены к ним. И как следствие, при такой ситуации участники сложного процесса снабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйные участки, и это, несомненно, послужит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей газо -, тепло -, электро -, водоснабжения.

УДК 347.45.47

М.В. Шмелева

РАЗРАБОТКА НОВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Введение: актуальность и особую научно-практическую значимость исследования государственных закупок продуцирует тот факт, что за последние годы наблюдается стремительный рост государственного регулирования экономики большинства стран мира. Основными причинами такого роста выступают стремление государств и международных организаций к проведению экономически эффективных закупок, стимулированию развития рыночной экономики, недопущению возникновения ситуаций расточительства бюджетных средств и борьба с коррупцией. Цель: определение признаков, характеризующих государственные закупки в России и выявление способов для совершенствования действующей системы закупок. Методологическая основа: диалектический и логический, системный методы исследования. Формально-

1. Заявление органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, о принятии на учет данного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного (п.1 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 (далее – Положение)).*
2. Нотариально удостоверенная доверенность представителя органа местного самоуправления на представление интересов муниципального образования в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, документ, удостоверяющий его личность (п.4 ст.16 Закона о регистрации).
3. Документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.1 ст.17, п.4 ст.18 Закона о регистрации, абз.2 п.5 Положения). **
4. Документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе (абз.2 п.5, абз.2, 3 п.7 Положения):
— выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества;
— выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по регистрации прав, документы, подтверждающие, что права на данный объект недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
либо документы, подтверждающие отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества (абз.2 п.5, п.п.8, 9 Положения):
— заявление собственника (собственников общей долевой собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества, представленное в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества,
с приложением копий правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности ***.
Все документы (за исключением заявления о государственной регистрации) представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй – помещен в дело правоустанавливающих документов (абз.3 п.5 Положения).
* В случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости, не зарегистрировано в ЕГРП, в заявлении органа местного самоуправления должны быть указаны данные о правообладателе.
** Не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п.1 ст.17 Закона о регистрации, п.6 Положения).
*** Представляются в случае, если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости, не зарегистрировано в ЕГРП.
Копии указанных правоустанавливающих документов могут быть удостоверены нотариально либо должностное лицо органа местного самоуправления должно сделать надпись об их соответствии подлинникам и указать дату заверения, свою фамилию и инициалы. Надпись заверяется подписями указанного должностного лица и собственника, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, а также печатью органа местного самоуправления (абз.2 п.9 Положения).

Утверждено

решением Совета депутатов

Чеховского муниципального района

Московской области

от 19 марта 2004 г. N 12/3

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕХОВСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящее Положение определяет основные цели и порядок формирования и ведения Реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования Чеховский район Московской области (далее — Реестр), состав и перечень информации об объектах учета, порядок ее сбора и обработки, полномочия организаций, участвующих в создании Реестра.

1.1. Положение разработано на основании:

— Гражданского кодекса РФ;

— Земельного кодекса РФ;

— Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю»;

— Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

— постановления Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;

— постановления Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 N 3020-1;

— Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп;

— постановления Правительства РФ «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 07.03.1995 N 235;

— постановления Правительства РФ «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» от 06.10.1999 N 1131;

— Закона Московской области «О местном самоуправлении в Московской области»;

— Закона Московской области «Об организации учета и ведения реестра собственности Московской области»;

— Устава Чеховского района;

— Положения о муниципальной собственности Чеховского района;

— Положения об Управлении имущественных отношений администрации Чеховского района.

1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

— учет объектов муниципальной собственности — сбор, регистрация и обобщение информации о муниципальной собственности;

— объект учета — объект муниципальной собственности, в отношении которого осуществляется учет и сведения о котором подлежат внесению в Реестр объектов муниципальной собственности;

— Реестр объектов муниципальной собственности (далее — Реестр) — информационная система, содержащая перечень объектов учета и сведения, характеризующие эти объекты;

— ведение Реестра — внесение в Реестр сведений об объектах учета, обновление этих сведений и исключение их из Реестра.

1.3. Учет и ведение Реестра осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации, необходимой органам местного самоуправления Чеховского района при осуществлении ими полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

1.4. Собственником Реестра является муниципальное образование Чеховский район Московской области. Право собственности в отношении Реестра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, Уставом муниципального образования Чеховский район Московской области и настоящим Положением.

Глава 2. ОРГАН, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ

2.1. Держателем Реестра является Управление имущественных отношений администрации Чеховского района (далее — Управление), которое осуществляет организацию учета и ведения Реестра.

Глава 3. СТРУКТУРА РЕЕСТРА И ОБЪЕКТЫ УЧЕТА

Реестр представляет собой утвержденный и оформленный в порядке, определенном настоящим Положением, перечень объектов муниципальной собственности. Все объекты муниципальной собственности, за исключением денежных средств местного бюджета и внебюджетных фондов, подлежат пообъектному учету в Реестре.

3.2. Объектами учета являются:

3.2.1. Муниципальные унитарные предприятия.

3.2.2. Муниципальные учреждения.

3.2.3. Объекты, находящиеся в хозяйственном ведении.

3.2.4. Объекты, находящиеся в оперативном управлении.

3.2.5. Объекты, находящиеся в пользовании органов местного самоуправления и их структурных подразделений.

3.2.6. Объекты, находящиеся во владении и/или пользовании коммерческих и некоммерческих организаций (кроме организаций, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящего пункта) на основании соответствующих договоров или по иным основаниям.

3.2.7. Объекты, входящие в состав муниципальной имущественной казны Чеховского района.

3.2.8. Объекты, находящиеся в долевой собственности муниципального образования Чеховский район Московской области и иных субъектов гражданских прав.

3.2.9. Объекты, вновь создаваемые (возводимые) за счет средств муниципального образования Чеховский район Московской области.

3.2.10. Акции или доли в уставных капиталах хозяйственных обществ.

3.2.11. Объекты движимого имущества.

3.2.12. Земельные участки.

3.2.13. Иные объекты.

3.3. Объекты учитываются в Реестре независимо от их фактической стоимости.

3.4. По движимому имуществу ведется учет объектов муниципальной собственности, минимальная балансовая стоимость которых составляет не менее 100 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), установленного федеральным законом для исчисления определенных выплат и расчетов на день внесения в Реестр.

3.5. Объекты недвижимого имущества вносятся в Реестр на основании постановления главы Чеховского района.

3.6. Перечень объектов, вошедших в Реестр, утверждается нормативным правовым актом (решение Совета депутатов Чеховского района, постановление главы Чеховского района) на 1 января текущего года.

Глава 4. СВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ УЧЕТА

4.1. Сведения об объектах учета в Реестре представляют собой основные характеристики муниципального имущества.

4.2. В Реестр в обязательном порядке подлежат внесению следующие сведения об объектах учета:

4.2.1. В отношении муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения:

— наименование организации (полное, сокращенное, фирменное);

— местонахождение, почтовый и фактический адрес;

— данные о государственной регистрации организации;

— предмет и цели деятельности;

— когда утвержден устав (положение) организации;

— идентификационный код, коды признаков;

— реквизиты договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;

— реквизиты контракта с руководителем предприятия, учреждения.

4.2.2. В отношении объектов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, или переданных во владение и/или пользование организаций или органов местного самоуправления, или составляющих казну муниципального образования Чеховский район Московской области:

— наименование объекта учета;

— местонахождение;

— сведения об основном балансодержателе (полное наименование, организационно-правовая форма, адрес, фамилия, имя и отчество руководителя, номер телефона руководителя);

— основание передачи объекта во владение (пользование) организации или соответствующего органа (реквизиты договора);

— сведения об основании, времени, способе и финансовых источниках получения имущества в муниципальную собственность;

— инвентарный номер, дата и номер паспорта бюро технической инвентаризации;

— год ввода в эксплуатацию;

— балансовая (первоначальная и остаточная) стоимость;

— общая площадь, протяженность, иные технические характеристики;

— сведения о государственной регистрации права хозяйственного ведения, права оперативного управления на объект учета;

— сведения о государственной регистрации права собственности муниципального образования Чеховский район Московской области на объект учета;

— другие сведения, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

4.2.3. В отношении объектов, находящихся в общей собственности муниципального образования Чеховский район Московской области и других субъектов гражданских прав:

— наименование объекта учета;

— местонахождение объекта учета;

— балансовая стоимость объекта учета (первоначальная и остаточная);

— сведения о балансодержателе объекта учета;

— доля муниципального образования Чеховский район Московской области в праве долевой собственности;

— основания приобретения доли в праве общей собственности;

— сведения о представителях муниципального образования Чеховский район Московской области, участвующих в решении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектом, находящимся в долевой собственности.

4.2.4. В отношении акций или долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также в отношении некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является муниципальное образование Чеховский район Московской области:

— наименование организации (полное, сокращенное, фирменное);

— данные о государственной регистрации;

— организационно-правовая форма организации;

— предмет и цели деятельности организации;

— сведения об имуществе, внесенном в уставный капитал хозяйственного общества или переданном некоммерческой организации в качестве вклада муниципального образования Чеховский район Московской области (вид имущества, стоимость);

— количество акций, размер доли в уставном капитале хозяйственного общества, находящихся в собственности муниципального образования Чеховский район Московской области;

— сведения об иных учредителях (участниках) хозяйственного общества.

4.2.5. В отношении объектов движимого имущества:

— наименование объекта;

— дата ввода в эксплуатацию;

— балансовая стоимость (первоначальная и остаточная стоимость);

— балансодержатель и его адрес.

4.2.6. В отношении земельных участков:

— кадастровый номер;

— местонахождение земельного участка;

— площадь земельного участка;

— категория земельного участка;

— за кем закреплен земельный участок;

— цель выделения земельного участка;

— реквизиты договора о закреплении земельного участка.

4.3. Дополнительные сведения, характеризующие объект, подлежащие занесению в Реестр, могут быть установлены постановлением главы Чеховского района.

4.4. Сведения об объектах учета приводятся в единицах измерения, установленных законодательством Российской Федерации для ведения бухгалтерского, статистического или технического учета имущества.

4.5. В случае невозможности получения информации в соответствии с перечнем сведений, подлежащих внесению в книги Реестра, в данных пунктах ставится прочерк. При поступлении информации данный пункт заполняется.

Глава 5. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕТА И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА

5.1. Ведение Реестра означает выполнение следующих процедур:

— включение объекта учета в Реестр;

— исключение объекта учета из Реестра;

— внесение в Реестр изменившихся сведений об объекте учета.

5.2. Ведение Реестра осуществляется на бумажном и магнитном носителях.

При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе. Формы ведения Реестра утверждаются постановлением главы Чеховского района.

5.3. Включение объекта учета в Реестр означает первичное внесение в Реестр сведений, предусмотренных главой 4 настоящего Положения.

5.4. Исключение объекта учета из Реестра означает прекращение наблюдения за объектом учета в связи с изменением его собственника или списанием имущества. Сведения об исключаемых из Реестра объектах учета сохраняются в архиве Реестра с указанием на нового собственника, основание, время и способ получения им объекта учета в собственность либо на время и основание списания имущества.

5.5. Внесение иных изменений в Реестр производится по факту изменений характеристик объекта учета или юридического лица, за которым закреплено или которому передано право пользования (владения и пользования; владения, пользования и распоряжения) муниципальным имуществом, а также по факту движения муниципального имущества (изменение балансовой принадлежности, заключение, изменение и расторжение договоров о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, дарения, залога и пр., а также приобретение, переоценка).

5.6. Внесение в Реестр сведений об объектах учета, внесение изменений и дополнений в эти сведения, а также исключение этих сведений из Реестра осуществляются на основании подлинных правоустанавливающих документов или копий этих документов (далее — документы), оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и нормативно-правовыми актами, в том числе:

— закон или иной законодательный акт РФ;

— указ или распоряжение Президента РФ, постановление Правительства РФ или иной принятый надлежащим образом акт исполнительно-распорядительного федерального органа государственной власти;

— закон или иной законодательный акт Московской области;

— постановление Правительства Московской области или иной принятый надлежащим образом акт исполнительно-распорядительного областного органа государственной власти;

— решение Совета депутатов Чеховского района;

— постановление или распоряжение главы Чеховского района;

— вступившее в законную силу решение арбитражного суда, суда общей юрисдикции, мирового судьи;

— акт ввода в эксплуатацию;

— акт Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципального образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю;

— заключенные в установленном порядке договоры о приобретении или отчуждении объектов муниципальной собственности;

— данные бухгалтерской и статистической отчетности соответствующих организаций;

— акт об инвентаризации имущества.

5.7. Документы, служащие основанием для включения в Реестр сведений об объектах учета, внесения изменений и дополнений в эти сведения или исключения этих сведений из Реестра, должны направляться в Управление в течение пяти дней со дня их принятия или вступления в силу, если законодательством не установлен иной срок представления.

5.8. Сведения об объектах учета и подтверждающие их документы предоставляются Управлению бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

5.9. При проведении в муниципальных унитарных предприятиях и учреждениях инвентаризации имущества руководитель организации направляет в Управление уведомление о сроке ее проведения. Уведомление направляется не позднее чем за месяц до начала проведения инвентаризации. Управление и иные органы местного самоуправления вправе направить своего представителя для участия в проведении инвентаризации. Отчет о результатах инвентаризации направляется в Управление в трехдневный срок после ее завершения.

5.10. В целях обеспечения достоверности сведений, включенных (включаемых) в Реестр, Управление вправе назначить и проводить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, местными нормативными правовыми актами, данным Положением и/или соответствующим договором об использовании объекта учета.

5.11. Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения обязаны представлять до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о состоянии закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления муниципального имущества по формам, утвержденным постановлением главы Чеховского района.

5.12. Внесение в Реестр сведений об объекте учета, изменений и дополнений в них или исключение сведений из Реестра осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня получения необходимых документов. Сведения об объектах учета, исключенные из Реестра объектов муниципальной собственности, хранятся в Управлении. Документы, на основании которых осуществляется ведение Реестра, являются неотъемлемой частью Реестра и хранятся в Управлении.

5.13. Управление осуществляет:

а) методическое, организационное и программное обеспечение работ по учету и ведению Реестра;

б) организацию защиты информации, содержащейся в Реестре, объектов муниципальной собственности;

в) учет сведений об объектах муниципальной собственности, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации с ограниченным доступом.

5.14. Идентификация объекта учета в Реестре осуществляется по специально присваиваемому данному объекту номеру.

СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

6.1. Информация, содержащаяся в Реестре (далее — информация), предоставляется Управлением по запросам (заявлениям) заинтересованных лиц.

6.2. Бесплатно информация предоставляется по письменному запросу:

а) органов государственной власти;

б) органов прокуратуры, суда, милиции, иных правоохранительных органов по находящимся в их производстве делам;

в) органов местного самоуправления;

г) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

д) организаций, в пользовании которых находятся объекты, информация о которых запрашивается;

е) организаций, осуществляющих учет объектов недвижимости;

ж) депутатов государственной власти и органов местного самоуправления.

6.3. Лицам, не перечисленным в пункте 6.2 настоящей главы, информация предоставляется за плату (категория лиц, которым информация предоставляется за плату, утверждается постановлением главы Чеховского района) по их письменному заявлению.

Вместе с заявлением для физического лица предоставляется документ, удостоверяющий личность, для юридического лица — документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица и полномочия его представителя.

6.4. Информация либо отказ в ее предоставлении выдаются заявителю в письменной форме с указанием причин отказа или невозможности предоставления такой информации.

Отказ в предоставлении информации возможен только в случаях:

а) отнесения запрашиваемой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области, к информации с ограниченным доступом;

б) если запрашиваемые сведения не содержатся в Реестре;

в) если не предоставлены документы, предусмотренные пунктом 6.3 настоящей главы.

6.5. Плата за предоставление информации об одном объекте учета устанавливается постановлением главы Чеховского района.

6.6. Плата за предоставление информации перечисляется заявителем в бюджет муниципального образования Чеховский район Московской области.

6.7. Порядок предоставления информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) устанавливает Управление в соответствии с требованиями настоящего Положения.

6.8. Информация либо отказ в ее предоставлении направляются заявителю в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления.

ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В РЕЕСТРЕ

Нарушение порядка учета и ведения Реестра муниципальной собственности, а также порядка предоставления информации, содержащейся в Реестре объектов муниципальной собственности, установленного настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение и в соответствии с настоящим Положением, влечет для лиц, занимающих муниципальные должности, ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Московской области.

Возмещение убытков, причиненных муниципальному образованию Чеховский район Московской области в связи с предоставлением недостоверных сведений об объектах муниципальной собственности или непредоставлением этих сведений, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующими договорами.

Глава 8. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящее Положение вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Глава 9. ЛИКВИДАЦИЯ РЕЕСТРА

9.1. Ликвидация Реестра осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и нормативными актами.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: телеграфный столб по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Положение об организации учета и ведения Реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования Чеховский район Московской области
Скачать: Положение об организации учета и ведения Реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования Чеховский район Московской области

В наши дни значительное количество муниципальных образований имеет на своей территории брошенные и бесхозяйные объекты недвижимости. В качестве таких объектов могут выступать здания и сооружения. Одной из главных задач для муниципалитетов в сфере управления имуществом было и остается выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А в отношении объектов инфраструктуры — это еще и жизненная необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности населению, окружающей среде, а также располагающимся в непосредственной близости от них иным объектам недвижимости.

Действующее законодательство Российской Федерации в качестве бесхозяйной вещи определяет вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Право на бесхозяйную недвижимую вещь возникает на основании решения суда.

Выступающий в качестве бесхозяйной вещи объект недвижимости подлежит постановке на учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В настоящее время в качестве такого органа выступает Росреестр и его территориальные органы.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931.

Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, либо исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территории которого они находятся с приложением установленных законодательством документов. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, Росреестр направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. В случае принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него Росреестр направляет заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался.

Впоследствии право муниципальной или государственной собственности на такую вещь может быть приобретено при условии, что со дня постановки такой вещи на учет пройдет не менее одного года. Признание права собственности осуществляется через суд в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным или государственным имуществом. В случае, если суд откажет в признании права муниципальной или государственной собственности на такую вещь, например, если объявится собственник такой вещи, или если бесхозяйная недвижимая вещь была принята на учет с нарушением порядка принятия на учет таких вещей, то такая вещь может быть вновь приобретена оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, приобретение бесхозяйного имущества в собственность позволит не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в оборот, тем самым пополняя доходную часть местного бюджета.

Не стоит забывать и о разрешении такого важного вопроса как обслуживание и содержание бесхозяйных объектов недвижимости. Чем быстрее будет установлен собственник, тем меньшую угрозу окружающим будут представлять такого рода объекты.