Содержание
- Общие сведения
- Что входит в структуру электронного авиабилета?
- Учет авиабилетов в бухгалтерском учете
- При покупке авиабилета обязательно нужно указать следующие документы:
- Пример отражения данной операции в бухгалтерском учете
- Записи, которые делают в бухгалтерском учете:
- Когда и как нужно записывать приобретенные авиабилеты в бухгалтерском учете?
ИА ГАРАНТ
Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:
1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;
2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.
Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).
По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).
Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).
Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.
Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.
В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).
Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.
Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также знакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
— Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 7, июль 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
Новаторство в мире электронных возможностей коснулось и такой области деятельности, как бухгалтерский отчет. В наши дни, почти все авиакомпании, выдают определенной организации, электронные авиабилеты, которые дают возможность быстро и мобильно передвигаться между пунктами назначения. Они предназначены для тех работников, которые отправляются в командировку за границу. О том, что же представляет из себя данный вид документа, мы расскажем в этой статье, для того, чтобы предприниматель знал, как составить правильный учет авиабилетов в бухгалтерском учете.
Общие сведения
Электронный авиабилет – это документ, который удостоверяет договоренность воздушного перемещения между клиентом и авиакомпанией. В отличии от стандартного авиабилета, электронный является цифровой записью в базе данных авиакомпании. Каждая организация должна вести учет билетов в бухгалтерском учете, так, как это тоже значительные затраты, которые необходимо фиксировать и записывать все данные.
Каждый электронный билет имеет свою структуру, и включает в себя несколько пунктов, которые помогут пассажиру добраться до места назначения.
В билете указаны:
- Время отъезда;
- Время прибытия;
- Место, из которого выезжает клиент;
- Место, в которое въезжает клиент.
Непосредственно сам электронный билет можно распечатать в агентстве по продажам авиабилетов. Для этого у них есть специально созданный бланк на английском языке. В том случае, если билет был приобретен в Интернете, то через электронную почту самого покупателя, можно получить подтверждение, которое покупатель может распечатать самостоятельно. На самом деле, в этом нет ничего сложного, просто нужно правильно все заполнить, а сама распечатка не занимает много времени.
Что входит в структуру электронного авиабилета?
- Электронный купон – одна из самых важных частей билета, которая располагается в базе данных системы перевозчика;
- Распечатка маршрута – это определенный документ, в котором есть вся нужная информация (информация о клиенте, рейсе, уведомления, а также цена билета);
- Посадочный талон – такой вид документа, который клиент получает на регистрации. Он является подтверждением для посадки на самолет.
Следственно для того, чтобы подтвердить учет авиабилетов сотрудника, который уезжает в командировку за границу, он обязан принести в бухгалтерию своей организации распечатанный маршрут и талон для посадки в транспорт.
Учет авиабилетов в бухгалтерском учете
Теперь рассмотрим все правила и инструкции касательно налогового и бухгалтерского учетов при покупке электронного авиабилета.
В инструкции назначено, что пока сотрудник пребывает в командировке за границей, то ему будут возмещены:
- Расходы на поездку;
- Предварительный заказ авиабилетов;
- Оплата аэропортовых сборов;
- Провоз багажа в обе стороны.
Все эти условия могут быть выполнены только в том случае, если у работника есть все оригиналы документов, которые должны подтвердить все расходы в виде квитанций, чеков и т. д.
Таким образом получается, что электронный билет – это полноправный билет на транспортные средства, но со своими незначительными нюансами. Он обязательно должен быть показан в оригинале в том случае, если работник хочет, чтобы ему вернули все его потраченные средства за его время отлучения в командировку. Как писалось выше, распечатанный маршрут, который вмещает в себя всю необходимую информацию о стоимости билета, клиенте, и представляет из себя подтверждение того, что хозяйственная операция была совершена, а сам посадочный талон показывает полученные транспортные услуги.
Кроме всего этого, рекомендовано приложить к авансовому счету какой-либо документ расчетов (квитанции, чеки и т. д.), это делается с целью убеждения.
При покупке авиабилета обязательно нужно указать следующие документы:
- Документ про то, что оплата самого билета была проведена;
- Непосредственно сам факт поездки.
Важно! Как уже было сказано, если в наличии есть все вышеперечисленные документы, то это дает предпринимателю все данные и расходы в бухгалтерский учет в том случае, если командировка сотрудника была связана с хозяйственной деятельностью организации.
Пример отражения данной операции в бухгалтерском учете
Компания купила электронный билет для отправки своего сотрудника, который был командирован в Стокгольм (Дания). Цель такой командировки – договор с иной компанией об открытии торговых путей. Согласно сведениям агента по продажам авиабилетов вся стоимость такого авиабилета составляет 5000 рублей.
Сюда также входят все расчеты в случае приобретения авиабилета с оплатой таких видов:
- С расчетного счета;
- С кредитного счета;
- За наличку.
Также, в отдельные колонки записывается Дт счета, Кт счета, сумма, налоговый учет, а также примечания. На самом деле, составление данных в бухгалтерском учете не принесет никакого труда, потому, что там все расписано. Важно запомнить, что факт самой поездки показывает распечатанный электронный билет в бумажном виде вместе с тем же предъявлением талона для посадки на транспорт.
Следует отметить, если сотрудник может представить все документы о том, что он направляется в командировку, достаточным будет наличие одного из документов: только распечатанный электронный билет или же талон на посадку в транспортное средство.
Записи, которые делают в бухгалтерском учете:
- Дебет 60 Кредит 51 – это все перечисленные средства для того, чтобы приобрести авиабилет;
- Дебет 50 «Денежные документы» Кредит 60 – это отражение получения билета в сумме всех фактических затрат с учетом НДС, такая процедура делается на основе накладной того, кто платит;
- Дебет 71 Кредит 50 «Денежные документы» — это уже выданный сотруднику электронный билет;
- Дебет 20 Кредит 71 – это показанная в расходах сумма за цену электронного билета;
- Дебет 19 Кредит 71 – это предъявленный НДС;
- Дебет 68 Кредит 19 – принят к выдаче НДС.
Полностью все операции, которые были совершены, должны быть подкреплены и аргументированы документацией, ибо в противном случае, это может привести к плохим последствиям для организации. Все вышеперечисленные документы являются самыми первыми показателями для составления бухгалтерского учета авиабилетов, которые приобрела организация. Выдачу электронных билетов из кассы нужно обязательно записать в определенный реестр, для того, чтобы в будущем их можно было быстро найти и у предпринимателя не было никаких проблем с заполнением бухгалтерского учета.
Когда и как нужно записывать приобретенные авиабилеты в бухгалтерском учете?
Следует взять во внимание! Во всех бухгалтерских учетах купленные билеты, в том числе и электронные нужно отражать на счете 50-3 «Денежные документы» сразу же в тот момент, когда они поступили в организацию.
Согласно ст.166 Трудового Кодекса Российской Федерации, служебная командировка – это поездка сотрудника в то или оное место, для выполнения определенного поручения, которое определяет сам предприниматель, при этом сотрудник выезжает за место постоянной работы. Также, работодатель должен возместить все затраты сотрудника, которые были необходимы для выполнения задания (если есть все оригиналы документов). При этом размеры и порядок возмещения принимается коллективным договором сотрудников организации. После чего, все необходимые данные будут занесены в бухгалтерский учет, для того, чтобы можно было наблюдать расходы и в будущем не было никаких проблем.
Важно! На тот момент, когда организация уже приобрела билет, она не может быть уверена в том, что в результате данной операции будет произведено уменьшение ее экономической выгоды. Также нельзя определить сумму этого расхода, так, как билет может быть возвращенным, но в таких случаях все средства организации будут возвращены за минусом сборов и штрафов.
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право
Задать свой вопрос 20.11.2019
Вопрос:
Наша компания купила ж/д билеты через компанию посредника для командированных сотрудников. Приобретая билеты у агента, организация не отражает их как денежные документы при передаче подотчетному лицу, а списывает их сразу в расходы на дату получения акта. На поезд обратно из командировки они опоздали по своей вине. Билеты были сданы. Куплены новые за наличные. Акт на приобретение билетов от компании посредника проведен и оплачен на общую сумму.
Как нам отразить операции в бухучете? Вопрос именно в том, что списывают их сразу в расходы на дату получения акта. Как это отразить в бухучете и НДС.
Пример: организация оплатила и приобрела билеты стоимостью 4 280,00 в том числе НДС и списала сразу в расходы и оплатила. На поезд обратно из командировки сотрудник опоздал и вернул билет в кассу РЖД, купив новый за наличные. Стоимость возврата билет составила 2500,90. Сумма нового билета 8 001,00.
Ответ:
Проездные документы, передаваемые сотрудникам, являются денежными документами и отражаются с использованием субсчета 50-3. За подотчетным лицом отражается задолженность по выданным билетам. Если речь идет об электронной форме проездного документа, в организации может быть установлено, что такие документы отражаются без использования субсчета 50-3. В этом случае при направлении работников в командировку за ними не отражается задолженность в виде стоимости выданных билетов. Вместе с тем списывать стоимость билетов в расходы ранее даты поездки, на наш взгляд, необоснованно. Если в учете обнаружены некорректные записи, следует внести соответствующие исправления.
Обоснование:
Расчеты с агентом по приобретенным железнодорожным билетам отражаются с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Приобретенные организацией железнодорожные билеты являются денежными документами, поэтому в соответствии с Инструкций по применению Плана счетов бухгалтерского учета они учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
Передача билета работнику, направляемому в командировку, отражается по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредиту счета 50, субсчет 50-3. Таким образом, за подотчетным лицом отражается задолженность по выданным билетам при направлении его в командировку.
При этом считаем, что электронная форма документа не препятствует отражению такого документа на субсчете 50-3 в качестве денежного документа, соответственно, для электронных билетов рекомендует ту же схему проводок. Вместе с тем существует подход о том, что такие билеты можно учитывать на счетах учета расчетов с перевозчиком (агентством) в качестве дебиторской задолженности (как предоплаченные услуги по проезду). При таком варианте при направлении работников в командировку за ними не отражается задолженность в виде стоимости железнодорожных билетов (аналогично с услугами гостиницы, оплаченными организацией в безналичном порядке). Однако по возвращении из командировки сотрудник представляет первичные документы, подтверждающие свершившуюся поездку, на основании которых организация списывает расходы.
Считаем, что в любом случае признавать расходы на приобретенные билеты ранее даты поездки некорректно. Расходы признаются при выполнении условий, установленных п.16 ПБУ 10/99 «Расходы организации». В частности, должна быть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Поскольку до начала командировки существует неопределенность в том, состоится поездка или нет, считаем, что существует неопределенность в уменьшении экономических выгод организации. Если расходы были списаны, рекомендует сделать сторнировочную запись.
Что касается расходов на возврат билетов (2500,90 руб.), то поскольку работники опоздали на поезд по своей вине, по смыслу указанные расходы являются прямым материальным ущербом, причиненным работодателю.
В силу ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст.241 ТК РФ). До принятия решения о возмещении ущерба работодатель должен провести проверку для установления размера ущерба и истребовать от работников письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба (ст.247 ТК РФ).
Однако в силу ст.240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст.240 ТК РФ).
Таким образом, если в данном случае будет установлено, что работники опоздали по своей вине (для этого рекомендуется запросить объяснительные записки с целью установления причин опоздания), но работодатель откажется от возмещения материального ущерба, считаем, что соответствующие расходы на возврат билетов приобретают характер прочих расходов и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По мнению Минфина, подобные суммы не образуют объекта налогообложения по НДФЛ и страховым взносам (Письмо Минфина России от 20.10.2017 N 03-04-06/68917).
Вместе с тем у организации сохраняется обязанность возмещать расходы на проезд при совершении командировок (ст.168 ТК РФ). Поэтому считаем, что стоимость новых билетов (8001,00 руб.), по которым работники фактически вернулись из командировки, учитывается в расходах в общем порядке.
С учетом сказанного, конкретная схема бухгалтерских проводок будет зависеть от того, какие факты хозяйственной жизни имели место и их документального оформления. При этом если речь идет об электронных билетах, в организации может быть принято решение не отражать их в качестве денежных документов. До конца поездки такие документы образуют дебиторскую задолженность. Рассмотрим возможные варианты проводок.
Вариант 1: Билеты отражаются как денежные документы, в учет вносятся исправительные проводки:
Дебет 76 субконто «Агент» Кредит 51 — 4280,00 руб. — компания оплатила железнодорожные билеты.
Дебет 20 (24, 44) Кредит 76 субконто «Агент» — 4280,00 руб. — стоимость билетов списана;
Дебет 20 (24, 44) Кредит 76 субконто «Агент» — СТОРНО — 4280,00 руб. — скорректированы бухгалтерские записи;
Дебет 50-3 Кредит 76 субконто «Агент» — 4280,00 руб. — приняты к учету приобретенные билеты (в порядке исправления записей);
Дебет 71 Кредит 50-3 — 4 280,00 руб. — отражена выдача билетов подотчетному лицу (в порядке исправления записей);
По возвращении из командировки:
Дебет 91.2 Кредит 71 — 2500,90 руб. — отражены расходы на возврат билетов (документы, выданные при возврате билета);
Дебет 26 (26, 44) Кредит 71 — 8001,00 руб.* — отражены расходы на проезд (новый билет);
Дебет 71 Кредит 50 — 6221,90 руб. (4280,00 — 2500,90 — 8001,00) — выдан перерасход.
Вариант 2: В том случае, если в части проездных документов в электронной форме в организации принято решение не отражать их в качестве денежных документов, схема проводок, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:
Дебет 76 субконто «Агент» Кредит 51 — 4280,00 руб. — компания оплатила железнодорожные билеты.
Дебет 20 (24, 44) Кредит 76 субконто «Агент» — 4280,00 руб. — стоимость билетов списана;
Дебет 20 (24, 44) Кредит 76 субконто «Агент» — СТОРНО — 4280,00 руб. — скорректированы бухгалтерские записи;
По возвращении из командировки:
Дебет 71 Кредит 76 субконто «Перевозчик» — 1779,10 руб. (4280,00 — 2500,90) — отражен возврат денежных средств по возвращенным билетам через подотчетное лицо (документы, выданные при возврате билета);
Дебет 76 субконто «Перевозчик» Кредит 76 субконто «Агент — 4280,00 руб. — отражен возврат билета через перевозчика.
Дебет 26 (26, 44) Кредит 71 — 8001,00 руб.* — отражены расходы на проезд (новый билет);
Дебет 71 Кредит 50 — 6221,90 руб. (1779,10 — 8001,00) — выдан перерасход.
* В части НДС отметим следующее:
При реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (за исключением услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ) налогообложение производится по ставке 0% (пп. 9.3 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0% применяется в отношении билетной и плацкартной составляющих стоимости проездного или перевозочного документа. В отношении дополнительных сборов, включая стоимость сервисных услуг (пользование постельными принадлежностями и питание), ставка 0% не применяется (Письмо ОАО «РЖД» «О порядке применения ставок НДС в отношении стоимости услуг, включенных в проездные документы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в 2017 году»).
Таким образом, в железнодорожных билетах может быть выделен НДС со стоимости дополнительных сборов и сервисных услуг.
Суммы НДС, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, организация вправе принять к вычету (п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
При приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются железнодорожные билеты с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, Письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-11/11033, Письма Минфина России от 11.09.2018 N 03-07-09/64798, от 11.09.2018 N 03-07-07/64805, от 07.09.2018 N 03-07-11/63996).
Таким образом, если в представленных работниками билетах выделен НДС, он отражается следующим образом:
Дебет 19 Кредит 71 — выделен НДС в проездных документах;
Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету.
Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право
Задать свой вопрос
Обложение НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации в дальнем сообщении производится по ставке 0 процентов. К остальным сборам и сервисным услугам, в том числе к услугам за предоставление постельных принадлежностей и питания, применяется ставка НДС 18%. При этом указанная ставка выделяется в билете отдельной строкой.
Таким образом, на проездных документах при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом дальнего следования, сумма налога отражается в разрезе ставок НДС:
— по ставке НДС 0 процентов в отношении билетной и плацкартной составляющим стоимости проездного или перевозочного документа;
— по ставке НДС 18 процентов в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг (включая пользование постельными принадлежностями и питание).
В письме Минфина России от 06.10.2016 № 03-07-11/58108 отмечается, что выделенные в железнодорожном билете суммы оплаты сервисных услуг (питания) не учитываются в расходах при налогообложении прибыли, а следовательно, НДС по ним к вычету не принимается.
При этом в случае, если в билете цена дополнительных сервисных услуг не выделена отдельно, то она формирует единую стоимость проезда по железной дороге. И поэтому для целей налога на прибыль организация вправе включить в состав командировочных расходов всю стоимость билета вместе с дополнительными услугами.
Однако в отношении НДС чиновники отметили, что «сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, вычету не подлежит».
Таким образом, по мнению чиновников, в том случае, если стоимость дополнительных сборов и сервисных услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, то НДС по ставке 18%, выделенный отдельно в железнодорожном билете, вычету не подлежит.
Конечно же налогоплательщик вправе предъявить сумму НДС по сервисным услугам (в том числе предоставление питания) к вычету, поскольку перечень командировочных расходов не является исчерпывающим. Кроме того, детализирование сервисных услуг с целью определения стоимости питания и суммы НДС, включенной в эту стоимость, невозможно.
Однако, учитывая правовую позицию контролирующих органов по рассматриваемому вопросу, принятие к вычету сумм НДС, предъявленных в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, может повлечь риски возникновения налогового спора.
В бухгалтерском учете не принятая к вычету сумма НДС относится к прочим расходам организации, а для целей налогообложения прибыли не учитывается. В связи с чем в бухгалтерском учете возникают разницы, которые образуют постоянные налоговые обязательства:
Дебет 91 Кредит 19 — сумма НДС, не принимаемая к вычету, учтена в составе прочих расходов;
Дебет 99 Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство.