Участники финансового рынка 2017

Содержание

Традиционно представляем вашему вниманию ежегодный аналитический обзор (статистику) участников финансового рынка и рынка микрофинансирования России в 2020 году, по состоянию на 10.01.2020. Только «сухие» цифры, ничего лишнего. Часть № 2: основные тенденции развития и регулирования российского финансового и микрофинансового рынка.

В первой части статьи мы провели количественный анализ всех участников финансового рынка и рынка микрофинансирования России на начало 2020 года, результатом чего стала сводная таблица с указанием общего количества участников в каждом его сегменте и разделение их по месту нахождения.

Анализируя представленные данные и сравнивая их с данными предыдущих обзоров от 17.01.2014, 30.01.2015, 05.02.2016, 17.02.2017 и 02.02.2018 подготовленных ЮК «ДЕКАРТ», можно сделать следующие выводы об основных тенденциях развития и регулирования российского финансового рынка и рынка микрофинансирования:

1. Начиная с мирового финансового кризиса 2007 — 2008 гг., последствия которого коснулись и Россию, происходит консолидация участников финансового рынка практически в каждом его сегменте: банки, инвестиционные компании, управляющие компании ПИФ, страховые организации, НПФ, МФО, КПК, ломбарды и т.д. Во многом это происходит по следующим причинам:

  1. ужесточение надзора за участниками рынка и регулирования самого рынка со стороны надзорных органов, в первую очередь, Банка России, и, как следствие, увеличение операционных расходов для выполнения всех установленных законодательством РФ требований и ограничений. Данная мера направлена на повышение уровня надежности участников финансового рынка, защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также своевременное выявление недобросовестных участников и их вывод с финансового рынка;
  2. высокая конкуренция между участниками рынка, что увеличивает расходы на каждого привлеченного клиента и, как следствие, снижает маржинальность бизнеса;
  3. оптимизация расходов, связанных с содержанием как отдельных участников рынка, входящих в крупные финансово-промышленные холдинги, так и государственного аппарата, обеспечивающего надзор и регулирование финансового рынка;
  4. действующий до сих пор экономический кризис и наложение международных санкций на Россиию привели к снижению ВВП, следствием чего стало снижение покупательской способности (спроса) и уровня жизни населения страны в целом. Результатом данного процесса является сжатие рынка, иными словами, сокращение объема рынка и отсутствие перспектив для его дальнейшего роста.

Под действием указанных факторов снижается рентабельность бизнеса всех участников финансового рынка и рынка микрофинансирования, что вынуждает многих из них объединяться друг с другом через слияния и поглощения или уходить с рынка самостоятельно или под давлением Банка России в результате проводимых им надзорных мероприятий.

2. Количественные изменения основных участников финансового и микрофинансового рынка за 2014-2020 гг. представлены в таблице ниже.

Категория участников

финансового

рынка

2014 г.(17.01.2014)

2015 г.

(30.01.2015)

2016 г.

(05.02.2016)

2017 г.

(17.02.2017)

2018 г.

(02.02.2018)

2020 г.

(10.01.2020)

Брокеры 885 803 616 436 380 290
Дилеры 888 811 633 469 420 319
Форекс-дилеры 1 1 6 8 4
Управляющие (ДУ) 783 708 520 328 272 202
Инвестиционные советники 69
Депозитарии 616 573 492 389 347 276
Регистраторы 37 39 39 35 35 32
Управляющие компании ПИФ 402 395 371 330 303 269
НПФ 120 120 101 71 66 47
МФО 3 865 3 992 3 675 2 497 2 216 1 774
КПК 3 288 3 226 3 462 2 183 1 844 1 525
СКПК 1 617 1 661 1 714 1 182 927 673
Ломбарды 4 787 3 599
ЖНК 69 66 62 56 45 50
БКИ 25 26 21 16 17 11
Коллекторские агентства 177 294
Специализированные депозитарии 44 38 39 39 31 26

Субъекты страхового

дела (страховые организации и страховые брокеры)

н/д 566 478 358 308 255

Кредитные организации (КО)

838 820 706 598 561 439

Зарегистрированные инвесторы на фондовом рынке (юр. и физ. лица)

874 443 983 968 1 046 049 1 160 914 1 373 463 3 933 152

Активные инвесторы на фондовом рынке

(юр. и физ. лица)

60 850 74 867 83 268 108 397 117 321 412 527

Активные инвесторы на срочном рынке

(юр. и физ. лица)

27 243 40 278 41 043 38 860 65 520

Кредитные рейтинговые агентства (КРА) и их филиалы

9 9 9 2 5 7

3. Ужесточение надзора за участниками финансового рынка и проведение мероприятий по «зачистке» рынка со стороны Банка России также подтверждает статистика по количеству аннулированных Банком России аттестатов специалиста финансового рынка всех серий (с 1.0 по 7.0) у физических лиц за неоднократное или грубое нарушение законодательства РФ в сфере финансовых рынков: в 2019 году — 111 аттестатов, в 2018 — 98 аттестатов, в 2017 году — 235 аттестатов; в 2016 году — 630 аттестатов; в 2015 году — 150 аттестатов; в 2014 году — 76 аттестатов. Как правило, это происходит в случае аннулирования лицензии у участника финансового рынка в связи с допущенными нарушениями законодательства РФ или выявления факта манипулирования рынком.

4. В тоже время, в связи с действием Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — ФЗ № 238) и в силу ст. 11 данного закона с 01.07.2019 квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка не могут быть использованы для проведения оценки квалификации лица и требование к их наличию при осуществлении допуска должностных лиц финансовых организаций и осуществлении контроля за их деятельностью неприменимо. Фактически это означает следующее:

  • успешно существовавшая несколько десяток лет система аттестации специалистов финансового рынка прекращает свое действие;
  • на ее замену должна прийти новая система независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка, которую будут проводить учебные центры, аккредитованные Банком России;
  • стоимость прохождения оценки квалификации специалистов финансового рынка будет значительно выше, от 6 тыс. руб. (для лиц, ранее уже получивших аттестат специалиста финансового рынка, в целях признания аттестата. Такая оценка квалификации в любом случае будет действовать до 01.01.2021) и от 12 тыс. руб. (для лиц, впервые проходящих оценку квалификации);
  • срок действия выданного свидетельства по итогам пройденной оценки квалификации составляет 3 года;
  • ранее выданные квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка теряют свой смысл, так как требования о наличии квалификационного аттестата специалиста финансового рынка, установленные нормативными актами Банка России, не могут противоречить положениям ФЗ № 238;
  • Банком России до сих пор разрабатывается концепция, определяющая профессиональные требования к участникам финансового рынка взамен ранее установленных требований о наличии квалификационных аттестатов. Не смотря на это, Банком России не приведены нормативные акты в соответствие с ФЗ № 238, а нормативные акты Банка России, устанавливающие квалификационные требованиями к сотрудникам участников финансового рынка в части наличия квалификационных аттестатов до сих пор продолжают действовать. Кроме этого, Банк России продолжает исправно аннулировать квалификационные аттестаты, наличие которых уже не является обязательным, у работников участников финансового рынка в случае аннулирования у них лицензии за допущенные нарушения законодательства РФ или установления факта манипулирования рынком.

В целом, такой непрофессиональный подход Банка России — мегарегулятора финансового рынка по смене системы аттестации на систему оценки квалификации специалистов финансового рынка, когда одна система отменяется, но ничего не предлагается взамен, создает правовой вакуум и несет в себе правовые риски в деятельности участников финансового рынка.

5. С 21.12.2018 вступил в силу Федеральный закон от 20.12.2017 № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», который ввел новый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляемый инвестиционными советниками — инвестиционное консультирование. В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ № 39) деятельность по инвестиционному консультированию — оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Как следует из п. 2 ст. 6.1 ФЗ № 39, инвестиционным советником может быть юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством РФ, или индивидуальный предприниматель (ИП), являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО) в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников, который ведет Банк России. В настоящее время действует два СРО инвестиционных советников (НАУФОР и НФА). С уверенностью можно сказать, что за 2018-2019 гг. рынок инвестиционных советников уже сформировался. В единый реестр Банком России включено 69 инвестиционных советников, большая часть из которых уже являлись участниками финансового рынка (профучастники рынка ценных бумаг, УК ПИФ, кредитные организации).

6. В конце 2015 года новым игроком финансового рынка России стал форекс-дилер. Первую лицензию форекс-дилера Банк России выдал ООО «ФИНАМ ФОРЕКС» (Москва, дочерняя компания крупного российского брокера АО «Финам»). Выдача первой лицензии форекс-брокера обусловлена вступлением в силу в 2015 году целого пакета нормативных правовых актов, включая изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», регламентирующих деятельность форекс-дилеров. Фактически участники рынка смогли осуществлять деятельность форекс-дилера только с появлением саморегулируемой организации форекс-дилеров и вступлением в ее члены. Такой СРО стала Ассоциация форекс-дилеров («АФД») с 12.10.2016. Однако, если в предыдущие годы наблюдалась тенденция к увеличению числа форекс-дилеров, то к 2020 году их количество сократилось в два раза – с 8 до 4. Это связано с тем, что Банк России провел «зачистку» рынка форекс-дилеров, результатом которой стало аннулирование 27.12.2018 лицензий сразу у 5 форекс-дилеров по причине неоднократного в течение 1 года нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах. В результате лицензии лишились компании, которые были тесно аффилированы с финансовыми холдингами, зарегистрированными в офшорах и предлагающими в России услуги на рынке форекс уже многие года без соответствующих на то лицензий: ООО «Альпари Форекс», ООО «Телетрейд Групп», ООО «Форекс Клуб», ООО «Трастфорекс» и ООО «Фикс Трейд». Тем не менее, 20.12.2018 Банк России выдал лицензию форекс-дилера ООО «Альфа-Форекс».

7. Из года в год наблюдается положительная динамика увеличения количества как зарегистрированных, так и активных инвесторов на фондовом рынке основной торговой площадки России — ПАО Московская Биржа (MOEX), что подтверждает интерес инвесторов к инвестициям в инструменты фондового рынка. Это вызвано, в первую очередь, действием двух факторов:

  • в 2015 году начали действовать законодательные нормы в отношении льготного налогообложения индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которые вправе открывать только брокеры и управляющие своим клиентам — физическим лицам, что является одним из ключевых драйверов роста числа частных инвесторов на фондовом рынке. Основные условия инвестирования с использованием ИИС: максимальная сумма — 1 млн. руб.; минимальный срок — 3 года; два способа получения налогового вычета по НДФЛ (вычет в размере 13% на сумму ежегодного взноса до 400 тыс. руб. (в таком случае возвращается до 52 тыс. руб. в год) или освобождение от уплаты налогов на все доходы, полученные от инвестирования, по истечении 3-х лет при закрытии счета); ИИС открывают физическому лицу только брокер или управляющий; может быть открыт только один ИИС; инвестировать средства с ИИС можно только в финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (как правило, инвесторы выбирают консервативные стратегии (покупка высоконадежных облигаций, в том числе государственные ОФЗ), обращающихся на Московской Бирже (MOEX). По данным ПАО Московская Биржа, по состоянию на 01.10.2019, количество зарегистрированных ИИС составило 1,17 млн., при этом на 22.05.2019 их количество составляло 801 тыс., на конец 2018 года – 598 тыс., а на конец 2017 года – 302 тыс.;
  • также способствует притоку инвестиций на фондовый рынок планомерное снижение Банком России ключевой ставки до 6,25% (с 16.12.2019), что приводит к одновременному снижению коммерческими банками процентных ставок по депозитам (вкладам). Таким образом, интерес населения постепенно переключается от банковского депозита к альтернативным инструментам инвестирования с повышенной доходностью.

8. Пятый год подряд уменьшается количество МФО. Это вызвано ужесточением со стороны Банка России регулятивных и надзорных мер в отношении МФО в связи с участившимися случаями грубого нарушения прав и законных интересов заемщиков — физических лиц при возврате просроченной задолженности. Сюда можно отнести и всевозможные ограничения, установленные Банком России в отношении МФО, в части суммы займа, процентных ставок и начисления пени (штрафа) в случае возникновения просроченной задолженности. При этом количество жалоб в отношении МФО только увеличивается. Так, по данным Банка России, за первые 9 месяцев 2019 года количество жалоб, поступивших в отношении МФО, выросло на 33,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Кроме этого, Банк России проводит «зачистку» и среди микрофинансовых компаний (МФК), которых осталось всего 38 к началу 2020 года. При этом с 06.06.2017 по настоящее время Банк России внес сведения в реестр МФО только об одной МФК (микрофинансовой компании).

9. Количество МФО в 2019 году также уменьшилось в связи с установлением с 01.11.2019 запрета на предоставление займа физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является РФ, субъект РФ, муниципальное образование) (пп. 11 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»):

  • жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;
  • доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;
  • права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Введенный запрет привел к тому, что владельцы бизнеса стали регистрировать вместо МКК кредитные потребительские кооперативы (КПК), так как в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» с 01.10.2019 КПК вправе предоставлять займы своим членам — физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Максимальный размер процентной ставки по таким займам устанавливается Советом директоров Банка России.

10. К сожалению, происходящие на рынке микрофинансирования и кредитования процессы (сокращение числа МФО, КПК, СКПК, ломбардов, банков) приводят к дальнейшему сокращению количества его участников и созданию «серого» рынка (увеличения количества хозяйствующих субъектов, неподнадзорных Банку России — альтернативных площадок по выдаче и привлечению займов, например, комиссионных магазинов, лизинговых компаний или юридических лиц, выдающих займы физическим лицам в рамках гражданского законодательства (фактически, такая деятельность, осуществляемая на постоянной основе, в настоящее время также находится вне закона). В этом случае остаются незащищенными права и законные интересы физических лиц, выступающих как заемщиками, так и инвесторами.

11. Не смотря на сокращение числа участников рынка кредитования и микрофинансирования (банков, МФО, КПК, СКПК и ломбардов), значительно увеличивается количество коллекторских агентств, сведения о которых подлежат внесению ФССП России реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Их деятельность была узаконена только с конца 2016 года, но уже к 10.01.2020 насчитывается 294 коллекторских агентства. Можно предположить, что такая тенденция связана с ростом размера просроченной задолженности по выданным займам (кредитам).

12. С вступлением в силу с 01.01.2020 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на финансовом рынке появляется новый участник — операторы инвестиционных платформ (так называемые «краудфандинговые платформы»). В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона:

  • оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
  • инвестиционная платформа — информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы.

Как следует из определения, надзорным органом для операторов инвестиционных платформ является Банк России. Кроме этого, операторы инвестиционных платформ попадают под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 5).

13. В связи с вступлением в силу требования об обязательном членстве участников финансового рынка в саморегулируемой организации (СРО) соответствующего типа, а также нормы об ограничении таких СРО в количестве не более 3 (трех) на рынке СРО финансового рынка в 2017 — 2020 гг. также сформировалась тенденция к консолидации посредством:

  • объединения СРО (например, Ассоциация управляющих компаний «Национальная лига управляющих» — НЛУ (Москва) присоединилась к Национальной ассоциации участников фондового рынка — НАУФОР (Москва);
  • исключения Банком России недобросовестных СРО финансового рынка. К таким СРО относятся: НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» (Санкт-Петербург, дата исключения 23.08.2018), Межрегиональный союз кредитных кооперативов (МСКК) (Чувашская Республика, г. Чебоксары, дата исключения 21.03.2019), СРО Союз «Народные кассы — Союзсберзайм» (Москва, дата исключения 25.04.2019). Основанием для принятия Банком России решений об исключении указанных СРО из единого реестра СРО в сфере финансового рынка послужило неоднократное неисполнение требований законодательства РФ в сфере финансовых рынков. Таким образом, в настоящее время на рынке остается 5 СРО КПК, со временем на рынке должно остаться не более 3 СРО КПК.

Отдельно отметим появление на рынке в 2019 году трех новых СРО сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК).

14. С 01.01.2018 отдельные группы участников финансового рынка (профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании ПИФ, микрофинансовые организации (МФО) и др.) уже перешли на единый план счетов (ЕПС) и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ), утвержденные Банком России. Теперь указанные участники финансового рынка имеют свой план счетов бухгалтерского учета, свои бухгалтерские проводки, свою отчетность, учитывающую специфику работы каждой группы участников финансового рынка и отличающуюся от той, что предусмотрена для обычных организаций. Как следствие, это привело к значительным расходам участников рынка на покупку специализированного программного обеспечения, его настройку и обучение персонала. Для каждой группы участников финансового рынка предусмотрен свой срок перехода на ЕПС и ОСБУ, например, для КПК, СКПК, ЖНК и ломбардов этот срок был перенесен на 01.01.2022.

15. Как уже отмечалось в предыдущих обзорах ЮК «ДЕКАРТ», большая часть участников финансового рынка, в том числе инфраструктурные организации, территориально находятся в Москве — финансовом центре России. Однако, исключением являются ЖНК, КПК, СКПК, МФО, ломбарды и коллекторские агентства. В связи с низким уровнем жизни, большей потребностью населения в кредитовании и развитием коллективных систем взаимного кредитования количество ЖНК, КПК, СКПК, МФО и ломбардов в регионах значительно больше, чем в столичных Москве и Санкт-Петербурге. В тоже время, многие из заемщиков имеют просроченную задолженность по займам, что объясняет большое количество коллекторских агентств, зарегистрированных в регионах.

  • Треть опрошенных заявили, что за последний год их доверие к оценкам рейтинговых агентств выросло. Меньше доверять стали 9%. В прошлом году респонденты чаще говорили о снижении доверия к рейтингам (27%), чем о его росте (8%). 43% опрошенных связывают укрепление доверия с усилением госконтроля за деятельностью рейтинговых агентств в России.

  • Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще, хотя все еще не столь широко, как рейтингами по международной. Объясняется это в основном тем, что компании корпоративного сектора и органы государственной власти стали чаще использовать рейтинги по национальной шкале.

  • Более половины респондентов недовольны степенью охваченности российского рынка кредитными рейтингами. Прошлогодний же опрос продемонстрировал прямо противоположные результаты: участники в большинстве своем были удовлетворены степенью охваченности. Наибольшее недовольство выразили те, кто использует рейтинги, присваиваемые только по международной шкале. Удовлетворенность тех, кто ориентируется только на национальную шкалу, напротив, выросла.

  • Для эмитентов главный стимул к получению рейтингов — повышение инвестиционной привлекательности компании. Результаты опроса 2016 года показали: большинство респондентов принимали решение получить кредитный рейтинг, поскольку планировали осуществить выпуск облигаций. При выборе рейтингового агентства для участников опроса одинаково важна его репутация как на национальном, так и на международном рынках.

Доверие к рейтинговым агентствам выросло, особенно у финансистов

См. исследование АКРА от 16 июня 2016 года «Регулирование повысило доверие к рейтингам в России».

На вопрос о том, доверяют ли они рейтингам, которые присваивают агентства, работающие на российском рынке, большинство (57%) респондентов ответили «да» (11%) или «скорее да» (46%) (см. Приложение, вопрос 7). За последний год доверие выросло у 30% участников. Результаты же прошлогоднего опроса говорят о повышении доверия лишь у 8%
(cм. Рисунок 1). В целом в этом году по сравнению с предыдущим все категории участников рынка стали больше доверять оценкам российских рейтинговых агентств. Наибольший рост доверия к оценкам рейтинговых агентств отмечается со стороны представителей финансового сектора и участников, которые не отнесли себя ни к одной из предложенных категорий. Год назад среди всех групп именно представители финансового рынка продемонстрировали наименьший рост доверия — всего 5%. Доля тех, у кого доверие не изменилось, стабильно высока (62%), а вот тех, чье доверие снизилось, упала с 27 до 9%.

Основными факторами, которые способствовали росту доверия, являются усиление госконтроля за деятельностью рейтинговых агентств в России и случаи корректной оценки рисков рейтингуемых эмитентов (см. Рисунок 2). Отрицательно же повлияли на доверие случаи недооценки кредитного риска, запоздалая реакция агентств и расхождение присвоенных рейтингов с индикаторами рынка капитала (см. Рисунок 3). Cнижение конкурентности не являлось основным фактором, который вызвал у них сомнения в объективности рейтинговых оценок, хотя и доля тех, кто считает, что российский рынок кредитных рейтингов монополизирован, выросла за прошлый год с 57 до 78% (см. Приложение, вопрос 15). Скорее всего, это временное явление из-за затянувшегося процесса признания регулятором рейтинговых агентств и связанной с этим неопределенностью, обусловленной применением Федерального закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации…».

Рисунок 1. За последний год Ваше доверие к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке…

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 2. Какие события за последние 12 месяцев способствовали росту доверия к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 3. Какие события за последние 12 месяцев могут вызвать сомнение в объективности оценок рейтинговых агентств, работающих на российском рынке? (допускается несколько вариантов ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще

В 2015 году был принят Федеральный закон № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации…», согласно которому 13 июля 2017 года заканчивается переходный период реформирования рейтинговой отрасли России и переход в регулировании от международной шкалы к национальной.

Национальная шкала отражает относительную оценку кредитоспособности эмитентов на национальном рынке.

Примерно 69% респондентов при принятии инвестиционных решений ориентируются на кредитные рейтинги. Более половины (58%) отдают предпочтение рейтингам и по международной, и по национальной шкале, 36% используют только рейтинги по международной шкале (см. Рисунок 4).

Доля опрошенных, которые при принятии решений используют рейтинги и по международной, и по национальной шкале, оказалась самой высокой. Это говорит о том, что данные рейтинги воспринимаются скорее не как взаимозаменяемые, а как дополняющие друг друга. То есть респонденты склонны анализировать относительное кредитное качество организации, в которую хотят инвестировать, чтобы понять, насколько эффективно она работает и на международном, и на национальном рынках.

Доля тех, кто полагается исключительно на рейтинги по национальной шкале, за последний год выросла с 3 до 7%. В прошлом году этими рейтингами пользовались только представители финансового сектора и участники, которые не отнесли себя ни к одной из предложенных категорий. Вероятно, это связано с использованием национальной шкалы в банковском регулировании и с переходным периодом. Как показывают результаты этого года, все группы участников стали пользоваться рейтингами по национальной шкале. Исключение составляют частные инвесторы.

Рейтингами по национальной шкале стали пользоваться чаще, однако доля тех, кто отдает однозначное предпочтение рейтингам по международной шкале, по-прежнему высока. Как следует из результатов опроса, 36% сделали выбор в пользу международной шкалы.

Рисунок 4. Вы используете кредитные рейтинги…

Источник: расчеты АКРА

Недовольство степенью охваченности российского рынка кредитными рейтингами увеличилось

Доля тех, кто считает, что российский рынок недостаточно охвачен кредитными рейтингами, за последний год увеличилась с 47 до 61%
(см. Рисунок 5). При этом 43% опрошенных негативно оценивают тот факт, что кредитные рейтинги присваиваются только наиболее крупным эмитентам. Больше всего недовольны участники рынка, пользующиеся рейтингами только по международной шкале. Среди тех, что ориентируется на рейтинги только по национальной шкале, степень удовлетворенности, напротив, немного выросла.

Такой фактор, как прозрачность деятельности рейтинговых агентств, оценивается участниками все более положительно. Согласно результатам опроса, доля тех, кто доволен или скорее доволен уровнем раскрытия информации агентствами, выросла с 49 до 66% (см. Рисунок 6).

Рисунок 5. Удовлетворяет ли Вас степень охваченности российского рынка кредитными рейтингами?

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 6. Удовлетворяет ли Вас уровень раскрытия информации рейтинговыми агентствами?

Источник: расчеты АКРА

Повышение инвестиционной привлекательности компании — основной стимул к получению кредитного рейтинга

Как следует из результатов опроса, в этом году, в отличие от предыдущего, выпуск публичного долга не являлся основным стимулом к получению кредитного рейтинга (см. Рисунок 7). Значительно увеличилась доля респондентов, чье решение получить кредитный рейтинг было продиктовано стремлением повысить инвестиционную привлекательность организации. С 22 до 27% увеличилась доля опрошенных, назвавших необходимость соответствовать нормативным требованиям в качестве причины, побудившей их воспользоваться услугами рейтинговых агентств.

Для эмитента при выборе рейтингового агентства важнее всего его репутация. Причем в этом году респонденты отметили, что репутация на российском рынке столь же важна, как и репутация на глобальном: оба показателя получили по 4,2 балла по шкале от 0 до 5 (см. Рисунок 8).

Рисунок 7. Если у Вашей организации есть кредитный рейтинг, то стимулом к его получению стало… (допускается несколько ответов)

Источник: расчеты АКРА

Рисунок 8. Какие критерии являются наиболее важными для выбора рейтингового агентства (5 — максимальная значимость фактора, 0 — минимальная)

Источник: расчеты АКРА

Приложение. Результаты опроса «Оценка рейтинговой отрасли России»

Свободно ли Вы ориентируетесь в теме кредитных рейтингов? Например, понятно ли Вам, чем международная рейтинговая шкала отличается от национальной?

Корректная оценка рисков в будущем

Доверяете ли Вы рейтингам агентств, работающих на российском рынке?

В опросе 2016 года не было этого вопроса.