Участие в семинаре

Владимир Пахомов 2212 4 года назад к. ф. н., научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.ру», член Экспертного совета Тотального диктанта Пользователю можно задать вопрос

Сейчас будет долгое, но необходимое предисловие, а потом ответ на ваш вопрос. Вопрос выбора предлогов «в» и «на» интересный, о нем стоит поговорить подробнее.

Начать надо с того, что употребление предлогов «в» и «на» – объективно сложное место в русской грамматике. Вопрос выбора предлога нередко ставит в тупик не только иностранцев, изучающих русский язык, но и носителей русского как родного. Общая закономерность: предлог «в» связан с представлением об ограниченном пространстве («машины стоят во дворе»), предлог «на» употребляется при отсутствии такого значения («на дворе холодно»). Некоторые сочетания с предлогами «в» и «на» можно объяснить, зная историю. Почему, например, мы говорим «на почте», «на заводе», «на фабрике»? Потому что раньше почта, завод, фабрика не связывались с представлением о замкнутом пространстве, о помещении или здании: почта была на почтовой станции, где содержали ямщиков и меняли лошадей, завод и фабрика могли занимать открытую территорию и состоять из нескольких сооружений.

Однако во многих сочетаниях такое объяснение работает с натяжкой, дело здесь скорее в устоявшейся традиции. Ср.: «в переулке», но «на улице», «в учреждении», но «на предприятии», «в деревне», но «на хуторе», «в полицейском участке», но «на избирательном участке». С новыми словами, где нет давней традиции употребления, могут сочетаться оба предлога. Например, допустимо «на фирме» (как «на предприятии») и «в фирме» (как «в учреждении, в организации»). Язык пока не сделал выбор.

При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: «в театре», «в кино», «в цирке» (имеется в виду опять же помещение), но «на концерте», «на выставке».

Традиция, связанная с выбором предлога в определенном сочетании, необыкновенна сильна, иногда она оказывается сильнее всех остальных факторов. Ямщики ушли в прошлое, почта давно перестала связываться в нашем сознании с почтовой станцией, а мы по-прежнему говорим «на почте». Традиция сильнее современных реалий. (Именно поэтому такие ожесточенные споры ведутся вокруг вариантов «на Украине» – «в Украине». Филологи последовательно отвечают, что нормативно для русского языка «на Украине» – просто потому, что такова традиция, так сложилось в русском языке. Мы не можем резко начать говорить «в Украине» вместо «на Украине», как мы не можем внезапно начать говорить «в почте», «в заводе» вместо «на почте», «на заводе».)

Итак, сама по себе сочетаемость предлога с существительным может вызывать затруднения. Однако сочетания «предлог + существительное» используются в речи не изолированно, а в сочетании с другими словами, в том числе глаголами. И здесь мы подходим к ответу на ваш вопрос. Разные глаголы требуют употребления с одними и теми же словами разных предлогов. Глагол «участвовать» требует после себя предлога «в», поэтому нормативно: «участвовать в выставке», «участвовать в семинаре», «участвовать в конкурсе». Но тот факт, что в других сочетаниях нам нужен предлог «на» («побывать на выставке», «выступить на семинаре», «занять первое место на конкурсе»), и сбивает говорящих и пишущих. Так что это не неграмотность, не изменение нормы, а объективно существующая грамматическая трудность, с которой не всем удается быстро и легко справиться.

Владимир Пахомовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 4 0

В практике работы организаций нередко возникают ситуации, когда отдельных работников необходимо направить в другой город для участия в семинарах, конференциях. Относится ли к служебным командировкам участие работников в семинарах, конференциях? На эту тему рассуждает автор материала.

Сначала рассмотрим, относится ли участие в семинаре к профессиональной подготовке, повышению квалификации, стажировке и переподготовке работников.

Участие в семинаре связано с повышением квалификации?

Наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяется нанимателем (часть первая ст. 2201 Трудового Кодекса Республики Беларусь, далее – ТК).

При повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке работников по направлению нанимателя за работником сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, установленные Положением № 101 (ст. 102 ТК).

Положение о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее – Положение № 101) устанавливает следующие гарантии нанимателя для работников в период переподготовки в заочной форме обучения во время их нахождения на сессиях:

– сохранение средней заработной платы по месту работы;

– выплата работникам из числа руководящих работников и специалистов, направленных для обучения в другой населенный пункт, суточных до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в течение каждого учебного года пропорционально продолжительности обучения.

При наличии у работников, направленных на обучение в другой населенный пункт, возможности ежедневно возвращаться к месту жительства суточные по согласованию с работником выплачиваются нанимателем по нормам командировочных расходов, установленным для однодневных командировок, осуществляемых в пределах Республики Беларусь;

– другие гарантии по оплате расходов на наем жилого помещения и проезд к месту обучения и обратно.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» утверждены:

– Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов;

– Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих.

Эти два Положения регулируют порядок переподготовки руководящих работников и специалистов и рабочих (служащих);

– Положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых (далее – Положение о курсах).

Образовательная программа (ОП) обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) – ОП, направленная на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний (п. 10 ст. 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании, далее – КоО).

Образовательный процесс при реализации ОП обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) организуется в соответствии с КоО и Положением о курсах (п. 7 ст. 250 КоО).

Положением о курсах определяется порядок организации образовательного процесса при реализации ОП обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов).

Тематический семинар – образовательное мероприятие, включающее теоретические и (или) практические учебные занятия по отдельной теме.

Освоение содержания ОП обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников, специалистов, рабочих (служащих) (п. 2 Положения о курсах).

Документом, подтверждающим освоение слушателем содержания ОП обучающих курсов, является справка об обучении установленного образца (п. 13 Положения о курсах).

Таким образом, участие в семинаре не является профессиональной подготовкой, повышением квалификации, стажировкой или переподготовкой, в связи с чем не подпадает под сферу действия законодательства о труде. Следовательно, при направлении работников на семинар нормы ст. 102 ТК и Положения № 101 не применяются.

Основные признаки командировки

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).

Таким образом, основные признаки служебной командировки:

– выполнение работником служебного задания (служебного поручения) вне места постоянной работы;

– выполнение работником указанного задания по распоряжению нанимателя;

– направление работника в другую местность для выполнения служебного задания на определенный срок.

На основании приведенных норм законодательства направление нанимателем работника на семинар не является служебной командировкой, в связи с чем нормы ст. 92, 93 и 95 ТК не применяются.

Участие работника в семинаре не является непосредственно выполнением трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. В связи с этим регулирование вопросов, связанных с участием и направлением работников на семинары, относится к компетенции нанимателя.

С учетом изложенного полагаем, что вопросы, связанные с участием работников в освоении содержания ОП обучающих курсов, в т.ч. в других населенных пунктах (вне места постоянной работы), нанимателю следует решать на основании локального нормативного правового акта.