ТЗР

Содержание

Как определять транспортные расходы (затраты) в сметах

А

Абажуры ламповые в ящиках

Автоматы торговые (для продажи воды, карандашей, газет, одеколона, масла, спичек, молока и др.)

Автомобили детские педальные

Аглопорит

Аккумуляторы электрические

Апатиты

Аппараты автогеносварочные, вулканизационные, газовые, гальванопластические

Аппараты водолазные, контрольные, кинематографические, локационные, медицинские, оптические, телеграфные, телефонные, физические, фотографические, хирургические и их части и др.

Асбест в кусках и порошке в таре

То же, навалом

Асфальт и асфальтит в плитках и кусках навалом

Асфальт и асфальтит жидкий в бочках

Б

Баки разные деревянные

То же, металлические

Баки аккумуляторные

Балки стальные и железобетонные всякие

Баллоны для газов всякие

Банки стеклянные (в ящиках деревянных)

Банки стеклянные (в ящиках полиэтиленовых)

Батареи гальванические

Бахчевые культуры (арбузы, дыни, тыквы) навалом

То же, в ящиках, контейнерах

Белье всякое в ящиках

То же, в пачках и коробках

Бензоколонки

Битум нефтяной, каменноугольный, сланцевый твердый

То же, жидкий (кроме перевозимого в автоцистернах)

То же, в автоцистернах

Блоки деревянные дверные, шкафные антресольные и воротные

Блоки деревянные оконные, балконные и фрамужные

Блоки гранитные, известково-песчаные, мраморные

Блоки керамические, шлаковые

Блоки стеновые и фундаментные всякие

Борулин

Бобы и бобовые (фасоль, горох, чечевица, соя и др.) в мешках

То же, навалом

Бризол

Борт (камень обработанный)

Брусья мостовые и переводные, пропитанные и непропитанные

Брусья швеллерные

Брусчатка мостовая каменная

Бумага всякая

Бутыли и бутылки стеклянные (в ящиках деревянных)

Бутылки стеклянные (в полиэтиленовых ящиках)

В

Валенки и другая обувь войлочная и фетровая

Ванны металлические

То же, фаянсовые

Варенье и джем в бочках, кадках

Вата и ватин в кипах

То же, в пачках

Велосипеды

Велоколяски инвалидные

Вентиляторы всякие

Ведра металлические

Вермикулит (слюда)

Веревки всякие

Весы всякие

Ветошь (концы обтирочные и др.)

Вещи домашние

Вина разные в бочках, бутылках (в ящиках деревянных)

Вина разные в бутылках (в ящиках полиэтиленовых)

То же, в автоцистернах

Винипласт листовой

Вода обыкновенная

Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках деревянных)

Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках полиэтиленовых)

Водо- и воздухоподогреватели

Войлок технический (асбестовый, шлаковый и др.) в свертках и кипах

То же, без упаковки

Волокно стеклянное

Волокно искусственное и синтетическое (анид, лавсан, нитрон, капрон, хлорин и др.)

Волокно растительное, кроме льна-волокна и хлопка — волокна

Волос всякий

Вулканит листовой и плиточный

Вулканит в порошке

Выключатели (карболитные, масляные)

Выпрямители ртутные и селеновые

Г

Гажа (землистый гипс)

Газ природный и попутный в баллонах, в сжатом и сжиженном состоянии

Газеты

Газогенераторы

Галантерея в ящиках

То же, в пачках и коробках

Галоши резиновые в ящиках

То же, без упаковки

Гвозди

Гидранты и гидрозатворы

Гипс строительный в мешках и навалом

Гипс формовочный

Глина разная

Гонт кровельный

Грабли металлические

Грабли конной тяги

Грабли тракторной тяги

Гравий керамзитовый

Гравий всякий, кроме легких заполнителей

Грампластинки

Гранит

Грибы сушеные

Грибы соленые, маринованные в бочках

То же, в стеклянных банках

Гудрон всякий

Д

Двигатели всякие, кроме электрических

Двигатели электрические и их части

Двери железные

То же, деревянные

Детали керамические для санитарных изделий и арматуры

Деготь в бочках

Деревья, кусты, саженцы

Дерн

Доломит природный

То же, обожженный

Дома деревянные стандартные и нестандартные в разобранном виде

Дощечки ящичные и бочарные

Доски паркетные

Доски подоконные гранитные, мраморные, известняковые, мозаичные и железобетонные

Доски подоконные из дерева

Дрань кровельная и штукатурная

Дрова всяких пород дерева

Дрожжи

Ж

Жесть всякая

Животные домашние крупные (лошади, коровы, волы и т.п.)

То же, на автомобилях-скотовозах

Животные домашние мелкие (овцы, козы, свиньи, птица разная и т.п.)

То же, на автомобилях-скотовозах

Жиры, масла животных, растительные и минеральные в ящиках и бочках

То же, в бутылках, стеклянных банках (ящиках, корзинах)

То же, в автоцистернах

Жмыхи

Жом

Журналы

З

Заготовка стальная всякая

Зелень огородная в решетках, корзинах, ящиках

То же, навалом

Земля всякая

Злаки (зерно, семена) всякие, кроме овса, кукурузы в початках и семян масличных (арахис, подсолнечник, конопля, лен, рыжик и др.)

Зола древесная, торфяная и прочая растительная

И

Игрушки и игры всякие в ящиках

Известняк молотый (мука известняковая)

Известь комовая негашеная

То же, гашеная (пушенка)

Изделия абразивные: бруски, головки, дуги шлифовальные, сегменты и др.)

Изделия асбестовые

Изделия алюминиевые в ящиках

То же, без упаковки

Изделия веревочные

Изделия войлочные в кипах, ящиках и мешках

То же, навалом

Изделия глиняные и керамические в упаковке

То же, без упаковки

Изделия деревянные всякие, кроме поименованных

Изделия жестяные

Изделия картонные

Изделия каменные

Изделия кожаные, кроме обуви, одежды и галантереи в ящиках, тюках

То же, без упаковки

Изделия кондитерские мучные (вафли, галеты, печенье, пряники и т.п.) в лотках, коробках, ящиках

Изделия кондитерские, кроме мучных, в ящиках, бочках

То же, в коробках, банках

Изделия сантехнические

Изделия стеклянные в ящиках

То же, без упаковки

Изделия майоликовые, фарфоровые, фаянсовые, хрустальные в ящиках

То же, без упаковки

Изделия меховые, кроме обуви, одежды и галантереи

Изделия мучные (макароны, лапша, вермишель и др.)

Изделия мясные (котлеты, пельмени, полуфабрикаты) в ящиках, коробках

Изделия рыбные (полуфабрикаты, кулинария)

Изделия парфюмерно-косметические

Изделия пластмассовые в ящиках

То же, без упаковки

Изделия резиновые, кроме обуви, в ящиках

То же, навалом

Изделия табачные

Изделия трикотажные, чулочные

Изделия тюлевые

Изделия фибролитовые

Изделия хлебобулочные (булки, баранки, сухари и пр.)

Изделия художественные, сувениры из пластмасс

Изделия шорные в ящиках, кипах, тюках

То же, без упаковки

Изделия из щетины в ящиках

То же, без упаковки

Изделия щеточные, кроме галантереи, в ящиках и связках

То же, без упаковки

Изделия ювелирные

Изоляторы в ящиках

То же, навалом

Изложницы (металлические формы)

Изразцы (кафель) всякие

Икра рыб всякая

Инвентарь садово-огородный

Инвентарь сельскохозяйственный мелкий

Инвентарь спортивный в ящиках, коробках

Инструмент абразивный

Инструменты музыкальные духовые, гармоники

Инструменты музыкальные электрические

Инструменты слесарные, столярные

Инструменты: астрономические, геодезические, локационные, математические, медицинские, механические, научные всякие, оптические, рисовальные, фотографические, хирургические, чертежные

Инструменты строительные моторизованные (электродрели, электромолотки, электроключи и др.)

К

Кабачки в ящиках и сетках

Кабели на деревянных катушках

Калориферы

Камень природный разный, включая камень-кубик

Камень ракушечник и туфовый

Камера холодильная

Камеры автомобильные, троллейбусные, мотоциклетные, велосипедные и др. (новые, вулканизированные, утильные)

Канаты всякие

Картон всякий

Картофель свежий

Катанка стальная

Каучук натуральный и синтетический

Кварц природный, пылевидный

Керамика фасадная облицовочная

Кинопленка, кинолента

Кипятильники

Кирпич, кроме пористого и пустотелого

Кирпич пористый и пустотелый

Кислоты в бутылках (ящиках)

Кислоты в автоцистернах

Клей всякий

Клинкер цементный

Книги всякие

Ковры чистошерстяные

Ковры и ковровые изделия полушерстяные и из химических волокон

Концентраты пищевые в коробках (ящиках)

Кожи всякие в ящиках и тюках

То же, без упаковки

Кокс и коксик разные

Колбасы и колбасные изделия

Колодки тормозные асбестовые

Колонки водогрейные

Колчедан серный

Коляски к мотоциклам

Комбикорм

Компрессоры всякие

Консервы всякие в жестяных банках (в ящиках)

То же, в стеклянных банках (в ящиках)

Коконы шелкопряда

Кость разная

Конденсаторы

Конструкции железобетонные

Конструкции металлические

Контейнеры железнодорожные, морские, речные, автомобильные, порожние

То же, груженые

Кора дубильная (дуба, ивы, лозы и др.)

Коробки деревянные воротные, балконные, оконные и др.

Котлы паровые и другие закрытые и их части

Кофе разный

Краски в деревянных и металлических бочках, фанерных барабанах, флягах

Кровати металлические

Крупа всякая

Кукуруза в початках

Краски в металлических банках, полиэтиленовой таре, в ящиках деревянных, ящиках из гофрированного картона)

Л

Лаки всякие в упаковке

Лед естественный и искусственный

Лента (подкат) стальная всякая

Лесоматериалы (бревна, пиломатериалы, жерди и т.д.)

Лес крепежный

Леса трубчатые инвентарные

Лестницы металлические

Лен-волокно прессованный

То же, непрессованный

Линолеум

Листы асбестоцементные волнистые и полуволнистые (шифер)

Литье (изделие) стальное и чугунное всякое, в том числе фасонное

Лифты и подъемники с принадлежностями к ним

Лом черных и цветных металлов, кроме бытового

Лом металлический бытовой

Люки металлические разного назначения

Люстры

М

Магнезит

Магнитофоны

Макулатура бумажная

Масса древесная

Мастика кровельная

Материалы абразивные в кусках и зерне: карбид бора, карбид кремния зеленый и черный, корунд природный, монокорунд, наждак, электрокорунд

Материалы изоляционные

Матрацы волосяные, перовые, травяные, ватные

Мачты железобетонные

Машины пишущие и их части в упаковке

То же, без упаковки

Машины стиральные

Машины строительные

Машины швейные всякие и их части

Мед всякий в бочках, кадках

Медикаменты в стеклянной посуде (в ящиках), пачках, коробках

То же, в бутылках (в корзинах)

Транспортные расходы сколько процентов. Договорной процент транспортных расходов

Последние:

  • Возмещение неиспользованного отпуска при увольнении
  • Налог на прибыль организации, ставка налога: виды и размер
  • Все про упрощённую систему налогообложения для ИП
  • Упрощенная система налогообложения для ип от а до я
  • Как правильно закрыть ип и что для этого нужно

Как показать в смете транспортные расходы?

Вопрос:

Как составить смету, чтобы были выделены транспортные расходы? Можно составить смету в оптовых ценах на материалы?

Алевтина
a*********************

Ответ:

Согласно МДС 81.35-2004 «Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» п. 4.59 — 4.62, существуют различные способы определения величины транспортных расходов.

Данные пункты относятся к расчету стоимости транспортировки оборудования.

Наиболее предпочтительно определять величину транспортных расходов по калькуляциям, но при отсутствии данных для расчета стоимость может приниматься в процентах от стоимости оборудования 3-6 %.

Формы калькуляций можно принять по МДС 81-2.99 «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» — данный документ утратил силу в связи с изданием приказа Минрегиона России № 248 от 07.11.2008!

Транспортные расходы входят в состав лимитированных затрат. Соответственно, для отображения их в смете, рассчитанное значение вводите в соответствующую область в используемой вами программе.

В Гранд-Смете это клавиша F6 (параметры) в открытой смете > Лимитированные затраты > Дополнительные затраты в текущих ценах > Добавить поле > Правой кнопкой мыши по новому полю > Снять галку «В процентах» > Ввести рассчитанную сумму.

или клавиша F6 (параметры) в открытой смете > Коэффициенты к итогам > Добавить новый > В значении МАТ ввести нужный % > В нижней области окна выбрать разделы для начисления коэффициента и способ начисления в итогах или в каждой позиции.

Ответ на второй вопрос о применении в смете оптовых цен на материалы.

Как учесть транспортные затраты в виде процента?

Транспортные затраты для материалов могут определяться исходя из фактической схемы доставки – тогда мы выполняем расчёт по имеющимся нормативам на перевозку строительных грузов для указанной массы груза и известного расстояния перевозки. Либо по согласованию с заказчиком строительства транспортные затраты для материалов могут быть учтены в смете поправочным коэффициентом к отпускной стоимости материалов. А размер заготовительно-складских расходов в процентах от стоимости материалов приводится, например, в технической части сборника сметных цен на материалы в нормативной базе.

Проценты транспортных и заготовительно-складских затрат для конкретного строительного предприятия более или менее постоянны. Их было бы удобно добавить в справочник коэффициентов, чтобы каждый раз заново не вводить нужное значение в локальную смету, а копировать в смету готовый коэффициент из справочника.

Вызываем в программе справочник коэффициентов. Кнопка Справочники расположена на панели инструментов на вкладке Документ, щёлкаем здесь левой кнопкой мыши по слову Справочники и выбираем из выпадающего списка справочник Коэффициенты.

Проблема в том, что на первый взгляд справочник коэффициентов не корректируется, все предназначенные для этого кнопки здесь неактивны. Но следует обратить внимание, что фактически мы имеем в программе «ГРАНД-Смета» два справочника коэффициентов: эталонный и пользовательский.

Эталонный справочник целиком сформирован на основании официальных методических документов, поэтому он и не доступен для каких-либо изменений со стороны пользователя программы. Зато после переключения на пользовательский справочник мы получаем возможность заполнить его своими коэффициентами.

Добавляем сюда новую группу коэффициентов (кнопка Добавить группу). Вводим наименование Для расчета материалов. И добавляем в эту группу две пустых строки. Заполняем: вводим наименования коэффициентов и их значения в колонку МАТ.

Теперь наша задача состоит в том, чтобы применить эти два коэффициента ко всем материалам в смете, которые введены по платёжным документам. Для этого давайте воспользуемся интересной возможностью программы «ГРАНД-Смета» – автоматически выделять в смете позиции с определёнными свойствами. Нужные кнопки расположены на панели инструментов на вкладке Выделение.

Кнопка для выделения позиций По условию позволяет автоматически выделить в смете сразу все позиции, которые представляют собой материалы. Нередко это бывает очень полезно, но сейчас мы так делать не будем – ведь тогда среди выделенных могут оказаться и те позиции, которые добавлены в смету в базисных ценах из сборника сметных цен на материалы.

Нам сейчас пригодится другой вариант автоматического выделения позиций – выделение По образцу. При этом образцом считается текущая позиция сметы, выделенная курсором. В программе реализована возможность автоматически выделить в смете все позиции, у которых совпадает с текущей либо вид работ, либо применённый индекс перевода в текущие цены, либо текст, указанный в обосновании позиции.

Выделяем курсором в смете одну из позиций с обоснованием, где указан счёт-фактура, и выбираем подходящий вариант в выпадающем меню кнопки для выделения позиций по образцу.

В результате у нас во всей смете выделились позиции с таким обоснованием. И теперь остаётся только перетащить мышью два выделенных коэффициента из справочника на группу выделенных позиций сметы.

Вот и всё, поставленная задача решена: коэффициенты применились – в результате транспортные и заготовительно-складские затраты теперь учтены в стоимости этих материалов.

Как учитываются транспортные расходы в смете?

При купле-продаже и поставке продукции, оборудования, материалов, используется термин «франко». Он обозначает пункт, до которого доставляется товар и оплачиваются транспортные расходы.

Особенности терминологии

Понятие «франко-завод» указывает на то, что приобретатель получает товар на складе поставщика. То есть имеет место самовывоз.

Термины «франко-вагон», «франко-ж/д станция отправления» указывает на то, что в транспортные расходы в смете включены затраты на доставку продукции в пункт отправления. В них входят издержки и на погрузку в вагон.

Понятие «франко-пункт отправления (либо вдоль борта)» предполагает, что поставщик оплачивает расходы до порта и выгрузку на причал.

Соответственно, затраты на доставку в пункт назначения выражаются термином «франко-судно». В них может входить только перевозка груза или его транспортировка со страховкой продукции от риска порчи или гибели.

Понятие «франко-склад» отражает транспортно-складские расходы в смете. Они включают в себя доставку груза от поставщика к потребителю.

Строительные грузы

В смете транспортные расходы на материалы до приобъектного склада отражаются по одноименной статье («Материалы»). В нее также включаются затраты на доставку деталей и конструкций, которые будут использоваться непосредственно при строительстве.

Во многих случаях материалы завозятся непосредственно на стройплощадку. Такие транспортные расходы в смете определяются в соответствии с тарифами Сборника сметной стоимости для доставки строительных грузов.

Нюансы отражения информации

При обосновании в смете транспортных расходов и сметной прибыли заработок водителей спецтехники (тягачей, самосвалов и пр.) не учитывается. В ценах они уже учтены.

Процент транспортных расходов на материалы в смете отражаются в размере 120 %, а прибыль – 65 % от ФОТ (фонда оплаты труда). Соответствующее положение закреплено в 5-м пункте технической части (ч. 1 разд. 1) Сборника.

Доставка от склада до рабочей зоны

Эти транспортные расходы в смете учитываются в составе элементных расценок и норм на строительно-монтажные работы и в составе ресурсных нормативов.

Обычно нормами и расценками учтены издержки на разгрузку конструкций и материалов на стройплощадку. В этой связи дополнительно могут включаться в смету транспортные расходы на разгрузку и последующую погрузку материальных ценностей в ТС только на временном перегрузочном участке. Он должен быть обоснован в плане.

В состав затрат на оплату труда не включается заработок рабочих, осуществляющих доставку материалов на приобъектный склад. Они включены в смете в процент транспортных расходов на доставку материальных ценностей и отражаются в стоимости деталей, конструкций и материалов.

Издержки на перевозку строительного мусора и грунта при формировании сметных расчетов (локальных смет) относят в прямые затраты по «эксплуатации машин». Заработок водителей ТС, отраженный в тарифах на транспортировку грузов, в документации не выделяется.

Дополнительная оплата пробега

Она учитывается до участка производства работ от гаража автотранспортного предприятия до пункта первой разгрузки либо возвращение транспортных средств после завершения работ от места последней разгрузки до гаража, если оба этих пункта расположены за границами населенного пункта, в котором работает автотранспортное предприятие. Из суммы должна вычитаться стоимость 10 км, учтенных в провозной оплате доставки грузов.

При отправке автотранспорта для производства работ вне места постоянного их пребывания, дополнительно оплачивают:

  • Пробег ТС от автотранспортного предприятия (гаража) до пункта назначения и обратно.
  • Затраты по перевозке спецтехники и обслуживающего персонала водным или железнодорожным транспортом.
  • Размер заработка водителям и прочим работникам, командируемым в пункт назначения, за время транспортировки машин водным или ж/д транспортом.
  • Суточные водителям и другому персоналу за период нахождения в командировке.
  • Затраты на наем жилых помещений. Они устанавливаются в размере, определенном в законодательстве.
  • Фактические затраты на доставку топлива и ГСМ, если получить их на месте производства работ невозможно.

Повышение ставок на транспортировку грузов по грунтовой дороге в период бездорожья в сметной стоимости не учтено.

При расчете оплаты за доставку материальных ценностей неполная половина километра не учитывается, а полкилометра и больше считаются за 1 км.

Важный момент

Стоимость перевозки грузов самосвалами в карьерах отражается в смете при транспортировке объектов в карьеры, из них и внутри них, если обеспечивается выполнение погрузочно-разгрузочных операций в пределах временной нормы. Для самосвалов она составляет 0,2 мин/тонну груза. Нормативное время может обеспечиваться экскаваторами, оснащенными ковшами большой вместимости.

Если приведенные условия не выполняются, расчет осуществляется исходя из тарифов (сметных цен) на транспортировку грузов самосвалами, работающими за пределами карьеров.

Транспортно-заготовительные расходы в смете

Их определяют исходя из расчетов, основанных на условиях, сложившихся в конкретном регионе. По строительству объектов, финансируемых на средства федерального бюджета, расходы принимают по нормам СНиП в процентах от цены материалов:

В сметной стоимости на материальные ресурсы учитывается:

  • Цена реквизита, упаковки, тары, комплекта запчастей.
  • Расходы на погрузку.

Непосредственная стоимость ресурсов определяется как средняя от двух поставщиков и складывается из:

  • Сметной цены.
  • Заготовительно-складских расходов (в процентах, приведенных выше).
  • Затрат на доставку.

Транспортировка мусора

Издержки, связанные с вывозом материальных ценностей от разборки конструкций, отражаются в локальных сметах на капремонт/реконструкцию объектов.

Если в документации масса строительных отходов учитывается в соответствии с объемом разбираемых железобетонных элементов, то есть в плотном теле, расходы на его вывоз исчисляются исходя из веса конструкции с объемной массой в 2,5 тыс. кг/м3.

В состав накладных затрат входят издержки, связанные только с уборкой и очисткой (вывозом отходов) с территории строительной площадки и уличной полосы, прилегающей к ней.

Средства на оплату за транспортировку тяжеловесного груза необходимо отнести в стоимость конструкций, материалов, изделий. Тарифы за его провоз по дорогам федерального значения определяются Минтрансом по согласованию с Минфином.

При использовании оборачиваемых конструкций издержки на внутрипостроечные автотранспортные средства от одного рабочего участка до другого, включая погрузочные и разгрузочные мероприятия на ТС, необходимо учитывать дополнительно. При этом исходить следует из условий проекта.

Не учитываются и дополнительно не оплачиваются расходы, связанные с подвозкой элементов внутренних и наружных лесов с центрального складского помещения на объект или приобъектный склад, со стройплощадки на центральный склад или на приобъектный участок хранения, относящийся к другому строительному объекту. Эти издержки необходимо отражать непосредственно в локальных сметных расчетах.

Заключение

Формирование сметы – процесс довольно трудоемкий. Им должны заниматься высококвалифицированные специалисты. При составлении сметы должны приниматься во внимание конкретные условия местности, цены на материалы, сложившиеся в регионе. Отдельная строка должна быть посвящена непредвиденным расходам. При этом все издержки должны иметь обоснование.

Если осуществляется строительство объекта, финансируемое за счет бюджетных средств, при формировании сметы используются положения нормативных актов, в том числе СНиП и Методик расчета.

Сметный расчет, по условиям договора, подлежит согласованию с заказчиком.

Расценки по видам работ с расшифровкой

Транспортные расходы в смете. Как их учесть и что делать если их стоимости не хватает на доставку?

Например, есть материалы или оборудование которое необходимо доставить на объект строительства или ремонта, то необходимо заказать доставку транспортом, а иногда еще необходимо сопровождение этого груза.

В локальных сметах, как правило закладываются транспортные расходы в виде фиксированных процентов от текущей цены на доставку. Для каждого региона величина этих процентов отличается, связано с особенностями региона. Если груза много в объеме, но он достаточно дешевый, то доставка до объекта строительства получается невыгодной из-за стоимости материалов от которой вычисляется доставка.

  • 1,012 — заготовительные расходы: приемка, учет, хранение, ревизия и передача в монтаж; Величина определена для строек с привлечением средств из государственного бюджета всех уровней. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом на основании МДС
  • 1,03 — транспортные расходы могут приниматься от 3 до 6 процентов от отпускной цены на оборудование
  • 1,005 до 1,01 — расходы на комплектацию оборудования от отпускной цены по поручению Заказчика подрядчику

Если не хватает средств на доставку:

  • Необходимо запросить счета или коммерческие предложения от транспортных компаний, которые делают эту работу.
  • Произвести сравнительный анализ цен на транспортные расходы сформированные методом вычисления процентной стоимости доставки и фактических издержек по счетам. Сделать таблицу.
  • Оформить это официальным письмом и направить Заказчику на согласование. При объективном подходе будет принято соответствующее решение.

Как быть если заказчик уверен, что доставка учтена в стоимости материалов и оборудования в счете?

Иногда, заказчик считает, что стоимость транспортных расходов учитывается в текущих ценах счета на материалы. В этом случае, просите поставщика чтобы он указал в счете: что цена не учитывает доставку.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

  • стоимость доставки;

  • стоимость страхования;

  • таможенные пошлины;

  • вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

  • другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка

Операция

Д 10 (41) — К 60 (76)

ТЗР включены в стоимость МПЗ

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

Проводки будут такие:

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

N п/п

Стоимость материалов (счет 10)

ТЗР (счет 15)

Остаток на начало месяца

12 000

1 800

Поступило за месяц

30 000

4 000

Итого (п. 1 + п. 2)

42 000

5 800

Списано за отчетный месяц всего

40 000

Остаток на конец месяца

2 000

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

13,81%

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

5 524

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».

В отчете о финансовых результатах ТЗР:

  • если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;

  • если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 1 февраля 2017 г.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации, которые непосредственно связаны с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). О бухгалтерском учете ТЗР расскажем в нашем материале.

Что включается в ТЗР

К ТЗР относятся следующие расходы:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
  • наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • таможенные платежи;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

ТЗР наряду со стоимостью материалов по ценам поставщиков и расходами по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, образуют фактическую себестоимость материалов (п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Как учитываются ТЗР

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают 3 варианта учета ТЗР (п.п. 83, 85 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н):

1) ТЗР относятся на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

2) ТЗР списываются на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) ТЗР включаются в фактическую себестоимость материалов, учитываемых на счете 10.

Последний вариант рекомендуется в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

У тех, кто может вести упрощенный бухучет, есть еще один вариант: списывать ТЗР на расходы сразу в момент их возникновения (п. 13.1 ПБУ 5/01).

При этом важно учитывать, что конкретный порядок учете ТЗР каждая организация определяет самостоятельно с учетом своей специфики и закрепляет это в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

К примеру, при учете ТЗР на субсчете к счету 10 бухгалтерские записи будут следующие:

Дебет счета 10, субсчет «ТЗР» — Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Проводки по списанию ТЗР

Если ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов на счете 10, списание ТЗР происходит в составе стоимости списываемых материалов автоматически:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. – Кредит счета 10

В остальных случаях списывать ТЗР нужно отдельной бухгалтерской записью.

ТЗР ежемесячно списываются на те же счета бухгалтерского учета, на которые была отнесена стоимость списываемых материалов (п. 86 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Для списания ТЗР по отдельным видам или группам материалов рассчитывается средний процент ТЗР (ТЗР%):

ТЗР% = (ТЗРН + ТЗРМ) / (МН + ММ) * 100%,

где ТЗРН – сумма остатка ТЗР на начало месяца;

ТЗРМ – ТЗР за месяц;

МН — сумма остатка материалов на начало месяца;

ММ – сумма поступивших материалов за месяц.

Соответственно, умножив ТЗР% на стоимость списываемых материалов по учетной стоимости, получаем часть ТЗР, подлежащих списанию в этом месяце.

При учете ТЗР на счете 16 такими записями могут быть:

Дебет счетов 20, 23, 26, 91 и др. – Кредит счета 16.

Учет поступления материалов в бухгалтерии. Проводки, примеры

Учет материалов – является одним из основных бухгалтерских операций в организации. Материалы необходимо принять к учету и составить необходимые проводки. В статье рассмотрено, как правильно организовать бухгалтерский учет поступления материалов, приведены таблицы с проводками, которые при этом нужно отразить в бухгалтерии. Для более удобного восприятия информации приведены примеры.

В бухгалтерии для учета материалов используется счет 10 «Материалы». По дебету этого счета отражается поступление ТМЦ, по кредиту их списание.

Материалы могут поступить на склад предприятия несколькими способами:

  • покупка материалов;
  • безвозмездная передача материалов;
  • в виде вклада в уставный капитала;
  • могут быть изготовлены собственными силами.

Стоимость материалов при поступлении может учитываться двумя способами:

  1. По фактической себестоимости (учет происходит непосредственно на счете 10).
  2. По учетным ценам (в качестве учетной цены может быть плановая себестоимость, средние покупные цены), в данном случае учет себестоимости материалов формируется с помощью дополнительных счетов 15 и 16.

Учет поступления материалов по фактической себестоимости (проводки, пример)

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Если ТМЦ принимаются к учету по фактической себестоимости, то их приходуют сразу в дебет счета 10 по стоимости, указанной в документах поставщика. Если организация является плательщиком НДС, то сумма налога выделяется для возмещения из бюджета на отдельный субсчет. Проводки при учете материалов по фактической себестоимости выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Название операции
60 51 Оплачена стоимость полученных ТМЦ поставщику
10 60 ТМЦ приняты к учету по фактической себестоимости без НДС
19 60 Выделен НДС из стоимости ТМЦ

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) при покупке материалов в бухгалтерии могут учитываться по-разному:

  1. Могут включаться в фактическую себестоимость материалов на счете 10.
  2. Могут отражаться на отдельном субсчете счета 10.
  3. Могут учитываться на счете 15.

Организация выбирает один из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов и отражает это в приказе по учетной политике

Пример учета поступления материалов при покупке

Организация ООО «Альфа” приобрела 5000 кубометров паркета за 600 000 руб. в том числе НДС 91 525. За доставка отдали 6000 в том числе НДС 915 рублей. В производство было отпущено 3000 кубометров паркета.

Необходимо отразить данные операции в балансе.

Примечание: (Как считается НДС из суммы можно посмотреть в статье: «Как рассчитать НДС. Налоговые ставки НДС».). Транспортно-заготовительные работы учитываются на счете 10 субсчет ТЗР.

Проводки по учету поступления материалов при покупке

Сумма Дебет Кредит Название операции
600000 60 51 Оплачена стоимость паркета
508475 10 60 Оприходован паркет без учета НДС
91525 19 60 Выделен НДС
6000 60 51 Оплачена доставка
5085 10 субсчет ТЗР 60 Учтены затраты по доставке паркета
915 19 60 Выделен НДС
360000 20 10 Списаны материалы в производство
360000 20 10 субсчет ТЗР Списаны ТЗР в производство

ТЗР списываются раз в месяц одной проводкой. Для определения суммы списания транспортно-заготовительных расходов определяется следующее отношение:

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет материалов по учетным ценам с использованием счетов 15, 16 (проводки, пример)

Если для учета материалов используется не фактическая себестоимость, а учетная цена, то в бухгалтерии используются дополнительно счета 15 и 16. В дебет сч.15 ТМЦ поступают по фактической стоимости, а в дебет сч.10 уже по учетной цене. Разница между фактической и учетной ценой называется отклонением и отражается на сч.16. Превышение учетной цены над фактической отражается по кредиту сч.16, превышение фактической цены над учетной – по дебету сч.16. Проводки приведены в таблице ниже.

Проводки по учету материалов по учетным ценам

В таблице ниже приводятся основные проводки по учету поступления материалов (ТМЦ).

Дебет

Кредит Название операции
60 51 Оплачена стоимость ТМЦ поставщика
15 60 Учтена стоимость ТМЦ по документам поставщика без учета НДС
19 60 Выделен НДС
10 15 Оприходованы ТМЦ по учетной цене
15 16 Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью
16 15 Списано превышение фактической цены над учетной себестоимостью

Рассмотрим данный вариант учета материалов на конкретном примере.

Пример бухгалтерского учета поступления материалов

Организация ООО «Альфа” приобрела материалы в количестве 1000 штук общей стоимостью 240000 в том числе НДС 40000 рублей. Материалы приходуются по учетной цене 250 руб. за 1 штуку. В производство было отправлено 400 штук.

Необходимо отразить данные операции.

Проводки по учету покупки материалов в производство

Сумма Дебет Кредит Название операции
240000 60 51 Перечислена оплата поставщику
200000 15 60 ТМЦ учтены по фактической себестоимости без НДС
40000 19 60 Выделен НДС
250000 10 15 Оприходованы материалы по учетной цене
50000 15 16 Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью
100000 20 10 Списано в производство 400 штук

В случае если закупочная цена превышает учетную на счете 16 образуется дебетовое сальдо, это сальдо в конце месяца списывается на те счета, куда были списаны материалы пропорционально по формуле:

(дебетовое сальдо на начало месяца по счету 16 + дебетовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10).

В случае если закупочная цена меньше учетной, то на счете 16 кредитовое сальдо, которое в конце месяца списывается по формуле:

(кредитовое сальдо на начало месяца счета 16 + кредитовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10)

В нашем примере закупочная цена меньше учетной, на счете 16 кредитовое сальдо, определим вышеуказанное соотношение:

В конце месяца проводкой Д20 К16 списываем сумму в размере 20 000.

Помимо покупки материалы могут поступить на предприятие и другими способами:

  1. Изготовление материалов собственными силами: проводка Д10 К20 (23) — оприходованы материалы, изготовленные основным или вспомогательным производством.
  2. Поступление материалов в виде вклада в устав предприятия: проводка Д10 К75.
  3. Дарение (безвозмездная передача материалов): безвозмездное поступление материалов оформляется проводкой Д10 К98, затем счет 98 закрывается на 91 проводкой Д98 К91.

Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Бухучет: способы учета ТЗР В бухучете транспортно-заготовительные расходы учитывайте одним из следующих способов:

  • непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
  • обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Складские и транспортно-заготовительные расходы

Сергей, на материалы, взятые по ФССЦ (ТССЦ) — транспортные и заготовительно-складские расходы — не начисляются. Их стоимость уже учтена в стоимости материальных ресурсов. Посмотрите Техническую часть к сборнику ФССЦ(ТССЦ) — пункты 3,4.
3. Сметные цены учитывают все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства. Транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 20 километров, за исключением следующих строительных материалов, а именно: щебень из природного камня, отсев до 35 километров. При расчете транспортных затрат расходы по доставке материалов определены с учетом массы брутто.
4. Заготовительно-складские расходы приняты в процентах от стоимости материалов, в том числе: по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2%; по металлическим строительным конструкциям — 0,75%.
Согласно п.4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) стоимость материальных ресурсов может определяться в текущем уровне цен по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительско-складских расходов.
Заготовительско-складские расходы принимаются в процентах от стоимости материалов с учетом транспортных затрат. Заготовительско-складские расходы учитывают не только затраты на хранение материалов, но и расходы, связанные с трудноустранимыми потерями и порчей материалов при их транспортировке.
Транспортные расходы согласно МДС81-35.2004 п.4.60 При отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3-6% от отпускной цены оборудования. На позиции по прайс листам применяем: 1,03 — материалы, 1,06 — оборудование ( по опыту работы Минобороны РФ пропускает транспортные расходы 1,05).
Заготовительско-складские расходы на позиции по прайс листам применяем: 1,012 — оборудование (МДС 81-35.2004 п.4.64), 1,02 — материалы (МДС 81-2.99 п.3.3.12)
Посмотрите извлечение из письма №28269-ДШ/08 от 17.10.2011 Минрегион Развития.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. Для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Суть записи

Дт

Кт

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

60, 71, 76

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

60, 71, 76

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

20, 23

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

20, 23

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2,

где

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Суть записи

Дт

Кт

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

60, 71, 76

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

10, субсчет «ТЗР»

60, 71, 76

Списываем материалы в производство

20, 23

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

20, 23

10, субсчет «ТЗР»

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Заготовительные расходы