Твердые ставки налога могут быть установлены

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Желающих покупать дорогую легальную водку больше пока не становится. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru

Производители алкоголя просят Минфин поднять минимальную розничную цену водки в следующем году на 18 руб. за бутылку для компенсации увеличения акциза. Последние исследования показывают, что политика увеличения цен на водку уже сократила на четверть объем легального производства за последнее десятилетие. Увеличение акцизов и минимальных розничных цен на алкоголь ведет к расширению теневого рынка, считают исследователи их школы управления «Сколково».

В следующем году правительство РФ увеличит акциз на крепкий алкоголь с 523 до 544 руб. за литр чистого этилового спирта. В связи с этим ожидается и увеличение минимальной розничной цены (МРЦ) водки, которая сегодня составляет 215 руб. за пол-литра. Ценовая прибавка пока правительством еще не утверждена. Но Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) просит Минфин установить минимальную цену поллитровки в 2020 году на уровне 233 руб. Об этом сообщил президент союза Игорь Косарев.

«Какая это будет цифра, я пока сказать не могу, но СПАП, проговорив со всеми членами, направил в Минфин цифру – 233 руб. за пол-литровую бутылку», – сказал он. Кроме повышения акциза основанием для подъема цены называют повышение цен на пшеницу и бутылочное стекло.

Игорь Косарев рассказал также, что за последние три года объем производимой легальной алкогольной продукции вырос более чем на 30%, По его словам, в 2015 году было произведено 62 млн декалитров легального алкоголя, а в 2018 году – 83 млн. При этом он отметил, что производители контрафактного алкоголя приспособились к ситуации, сформировав «полностью заново всю систему как производства, так и сбыта, абсолютно не напоминающую ту, которая была до 2015 года».

В связи с этим, по словам Косарева, Союз производителей алкогольной продукции поддерживает принятие законопроектов об учете медицинского спирта в ЕГАИС, о маркировке стеклянных бутылок и об онлайн-торговле алкоголем.

Между тем в новом исследовании теневого алкогольного рынка Московской школы управления «Сколково» утверждается, что меры борьбы с участниками нелегального производства и оборота оказались в целом неэффективными.

Последние 10 лет алкогольный рынок развивается на фоне ужесточения регулирования со стороны государства: повышение акцизов; введение минимальных цен производителя, опта и розницы, внедрение ЕГАИС в производстве, в оптовом и розничном звеньях. Результатом такой политики стало сокращение объема производства в 2008–2018 годах крепкой алкогольной продукции на 24%, слабой алкогольной продукции на 84% и пива на 32%.

«Ужесточение мер регулирования алкогольного рынка создает стимулы для развития нелегального производства и продажи нелегальной алкогольной продукции. Чем выше доля акциза в стоимости на легальном рынке, тем более рентабельна деятельность недобросовестных производителей и продавцов», – утверждают эксперты «Сколково».

Точной статистики по объемам нелегального рынка алкогольной продукции в России не существует. Поэтому в качестве ориентира используются различные оценки. По данным исследования Высшей школы экономики, объем нелегального рынка крепкой алкогольной продукции в 2015 году составлял 59% от всей потребляемой крепкой алкогольной продукции. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что около 40% потребляемой крепкой алкогольной продукции – нелегальная. Согласно исследованию Международного альянса за ответственное употребление алкоголя (IARD), в 2014 году в России объем нелегального рынка алкогольной продукции составлял 38% производимого алкоголя.

«Ошибочно считать, что целевой группой теневого рынка являются только маргинализированные слои населения, злоупотребляющие алкоголем», – утверждается в исследовании школы «Сколково». От покупки легального алкоголя отказываются, в частности, сторонники домашнего производства самогона. Услугами теневого рынка пользуются также те, кто экономит, а также «загулявшие компании, которым алкоголь потребовался в ночное время».

«Единожды попав на теневой рынок, покупатель с большой вероятностью на нем остается», – утверждают эксперты. Поэтому в условиях нового подорожания и падающих доходов населения на сокращение теневого рынка можно не рассчитывать.

Эксперты школы «Сколково» описывают три точки входа на расширяющийся теневой рынок. Для многих точкой попадания в теневую зону стало введение запрета на продажу в ночное время. Это сформировало опыт, сняло часть страхов, познакомило с точками продажи алкогольной продукции.

Второй мотив – это решение экономить на фоне очередного подорожания. «Обычно в этой ситуации кто-то из знакомых давал совет, приводил на точку продажи нелегальной алкогольной продукции и знакомил. Эти люди не относятся к маргинальным слоям, но разница в стоимости в 100 руб. для них чувствительна, особенно в ситуации покупки на компанию более одной бутылки», – отмечается в отчете «Сколково». Наконец, третья, растущая группа потребителей нелегального алкоголя – это те, кто просто стал чаще пользоваться нелегальными точками продажи, сокращая потребление подакцизной продукции.

Минимальные цены на алкоголь Минфин устанавливает с 2009 года. В настоящее время минимальные цены устанавливаются на водку, коньяк, бренди и шампанское. На водку цена составляет 215 руб., на коньяк – 388 руб., на бренди – 307 руб. за бутылку (0,5 л).

Москва. 5 июня. INTERFAX.RU — Снижение акцизов на бензин и дизельное топливо на три тысячи рублей и две тысячи рублей с тонны будет действовать только до конца 2018 года. Дальнейший рост акцизов на бензин и дизельное топливо в 2019 году, заложенный в бюджет, может быть компенсирован компаниям за счет «возвратного» акциза на нефть, следует из протокола совещания у вице-премьера РФ Дмитрия Козака.

«Принять к сведению согласованные предложения Минфина, Минэкономразвития и Минэнерго о снижении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо в соответствии с принятым 22 мая решением правительства на период до декабря 2018 года с учетом введения с января 2019 акциз года компенсаторных мер в виде «возвратного» акциза на нефть», — говорится в протоколе.

«Возвратный» акциз на нефть будет вводиться с 2019 года в рамках процесса завершения налогового маневра, при котором пошлина на нефть постепенно снижается до нуля, а НДПИ постепенно растет.

Механизм «возвратного акциза» на нефть будет использоваться «для сглаживания колебаний цен на нефтепродукты на внутреннем рынке при изменении мировых цен на нефть», отмечается в протоколе. «Источником «возвратного» акциза на нефть являются нефтегазовые доходы бюджета РФ», — подчеркивается в документе.

В совещании у вице-премьера приняли участие руководители «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Русснефти», «Татнефти», «Газпром нефти», «Газпрома» и «Иркутской нефтяной компании». Федеральной антимонопольной службе (ФАС) на совещании было поручено принять меры «по реализации компаниями четырехсторонних соглашений в части исполнения обязательств по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок, а также к увеличению объемов биржевых продаж нефтепродуктов».

На основе анализа выполнения компаниями обязательств по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и увеличению их продаж на бирже вице-премьер поручил Минэнерго, Минфину и ФАС «проработать вопрос об увеличении вывозных таможенных пошлин на моторное топливо».

Одновременно ведомствам поручено «обеспечить стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо на текущих по состоянию на 30 мая уровнях» с учетом всех обязательств нефтяных компаний.

Как сообщалось, на фоне безостановочного роста цен на нефтепродукты на бирже и в розничном сегменте с середины февраля правительство уже с 1 июня решило снизить акцизы на бензин на три тысячи рублей с тонны и на дизельное топливо на две тысячи рублей с тонны от действующих ставок. Также было решено отказаться от планового повышения акцизов на 700 рублей, которое было предусмотрено в бюджете РФ с 1 июля 2018 года.

Правительство определилось с источниками компенсации выпадающих доходов бюджета из-за корректировки демпфирующего механизма. Как и ожидалось, было принято решение о введении акцизов для неподакцизных жидких нефтепродуктов, а также изменении НДПИ.

Согласно сообщению, размещенному на сайте Кабмина, по итогам совещания с участием главы Минфина Антона Силуанова и вице-премьера правительства Дмитрия Козака были определены «источники компенсации «демпфирующего механизма» в его новых параметрах». Ранее Минфин оценил выпадающие доходы бюджета в 60-200 млрд рублей в зависимости от цены на нефть.

В первую очередь будут установлены акцизы «по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты»: «суррогаты» средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. По приблизительным оценкам, это может дать бюджету порядка 60 млрд рублей.

Для нефтепродуктов, используемых для бункеровки судов, а также производства тепло- и электроэнергии, предусмотрены налоговые вычеты.

Также компенсировать выпадающие доходы бюджета государство будет за счет введения фиксированной надбавки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Надбавка будет установлена в размере 75 рублей за тонну при цене на нефть $55-80 за баррель. В случае, когда цена нефти превысит $80 за баррель, надбавка будет возрастать по формуле с 75 до 204 рублей за тонну. Потенциально это может принести бюджету около 100 млрд рублей.

Минфину, Минэнерго, МЭР и ФАС было поручено внести в правительство проект соответствующего федерального закона, «предусмотрев нераспространение повышающих коэффициентов по НДПИ на компании (недропользователей), в отношении которых заключены отдельные адресные межправительственные соглашения, предусматривающие положения о неухудшении условий налоговых режимов, которые «зеркально» отражаются на проекты, реализуемые за рубежом».

Также правительство рекомендовало принять к сведению обязательства нефтяных компаний с учетом сезонности использования дизельного топлива «обеспечить снижение цен на дизельное топливо до уровня октября 2018 года с учетом инфляции и увеличения ставки налога на добавленную стоимость».

Ранее утром газета «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщила, что корректирующий коэффициент в формуле демпфера будет повышен с 0,6 до 0,75. Это сразу же приведет к выпадающим доходам бюджета. Ключевое разногласие между министерствами было связано с использованием корректирующего коэффициента 0,75 не только в 2019 году, но и в 2020–2021 годах. По действующему законодательству, с 2020 года размер корректирующего коэффициента должен снижаться с 0,6 до 0,5. Соответственно, ранее утвержденные источники финансирования не покрывают возникающую разницу, которая оценивается на уровне 45 млрд рублей.

Демпфер представляет собой субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать 60% разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». Последняя определена в 56 тыс. рублей на тонну для бензина и 50 тыс. рублей — для дизельного топлива. В случае, когда экспортная цена топлива становится ниже «условной внутренней цены», нефтекомпании обязаны производить выплаты в бюджет. Механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от «условной внутренней цены».

После января, когда данный механизм только начал действовать, а нефтяные компании были вынуждены перечислить 10 млрд рублей бюджету за бензин, началась дискуссия о необходимости корректировки механизма. Заинтересованные стороны предлагают условную внутреннюю цену для расчета демпфера на дизтопливо снизить с 50 до 46 тыс. рублей за тонну, на бензин — с 56 до 51 тыс. рублей за тонну.