Центробанк финансовая грамотность

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1)

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)

В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей

Материалы для родителей

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся
Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя
Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Центральный банк запустил информационно-образовательный ресурс Finlit.uz. Сайт включает в себя самые необходимые понятия в сфере финансовой грамотности, затрагивая различные социально-возрастные группы: от школьников и студентов до начинающих предпринимателей и пенсионеров, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Ресурс разработан отечественной компанией Pixelcraft. Он подробно расскажет о методах составления семейного бюджета, о правилах безопасности использования платёжной карты, о банковских кредитах, какие права имеют потребители финансовых услуг и многом другом.

Главной целью создания проекта является повышение финансовой грамотности населения. Но его особенность в том, что он содержит не только образовательные статьи и различные информационные материалы, но и сервисные функции. Как например, кредитный и депозитный калькуляторы.

Универсальный кредитный калькулятор поможет не только рассчитать ежемесячный платеж по кредиту, но и посмотреть детальный график по общему результату, который покажет все затраты по кредиту. С помощью депозитного калькулятора можно рассчитать доход от размещения в банке вклада на различные сроки и условия выплаты процентов.

Информация, приведенная в материалах, носит рекомендательный характер и направлена на приобретение навыков и формирования поведения финансово-грамотного человека. Контент сайта находится на начальной стадии, и в дальнейшем будет дополняться и совершенствоваться на постоянной основе.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

С 2011 года Министерство финансов Российской Федерации реализует Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

В рамках Проекта Минфина и реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы АНО «Национальный центр финансовой грамотности» при поддержке Фонда развития моногородов и Российского союза промышленников и предпринимателей реализует инициативы по проведению бесплатных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения на рабочих местах.

Как показывает международный и российский опыт, включения данного инструмента в практику социальной защиты сотрудников и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности на рабочем месте позволяет поднять уровень знаний сотрудников в области управления личными финансами, формирует рациональное финансовое поведение и способствует:

  • снижению количества рабочего времени, которое сотрудники тратят на решение личных финансовых проблем;
  • лучшей экономической защищенности и улучшению эмоциональной обстановки;
  • снижению уровня стресса, улучшению благосостояния и здоровья;
  • увеличению продуктивности, профилактике воровства;
  • повышению лояльности сотрудников и снижению текучки кадров;
  • значительному уменьшению количества звонков банков и коллекторов, что так же снижает нагрузку на финансовые подразделения компании.

Приглашаем Вас к участию в реализации Проекта Минфина России
и предлагаем рассмотреть возможность проведения бесплатных просветительских мероприятий по финансовой грамотности на рабочем месте. Мероприятия проводят в очном и онлайн-формате опытные тьюторы по финансовой грамотности на основе материалов, разработанных экспертами Проекта Минфина России.

Подробная информация о возможностях проведения мероприятий находится
в Приложении.По вопросам планирования и организации образовательных мероприятий, пожалуйста, обращайтесь: +7 (499) 501 11 73; +7 (963) 573 76 27, e-mail: zvs@ncfg.ru. Контактное лицо: Зинзирова Валерия, администратор программы.

Приложение:

1. Презентация Программы «Повышения финансовой грамотности на рабочем месте» (или ONEPAGE).

2. Форма для заявки на проведение мероприятий на территории работодателя.

Минфин реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 2011 года. Его цели — повысить финансовую грамотность граждан, научить их разумному финансовому поведению и ответственному отношению к личным финансам и семейному бюджету.

Проект софинансируется Всемирным банком (в лице его основного кредитного учреждения — Международного банка реконструкции и развития, МБРР). Его первоначальная цена составляла 113 миллионов долларов (доля заема МБРР — 25 миллионов), позднее она выросла почти в два раза — до 209,7 миллиона долларов. Рост произошел за счет доли софинансирования проекта со стороны России, срок реализации также увеличился — с 5 до 9,5 года.

Однако ежегодно в проект вкладывали меньше денег, чем планировалось, говорится в отчете Счетной палаты. В частности, в 2011 году было использовано только 14,7 процента средств от годового плана, в 2017 году — 70,5 процента (и это максимум за время действия проекта). Такое использование средств займа МБРР и софинансирования РФ, по мнению Счетной палаты, создает риски для достижения целей проекта. В пресс-службе минфина указывают, что утвержденные планы на 2019 год позволяют рассчитывать на то, что все предусмотренные контракты выполнят в полном объеме.

Счетная палата также указала в отчете, что созданные по инициативе минфина просветительские сайты либо не обновлялись, либо некоторые их разделы были не активны, и, следовательно, бесполезны для потребителей. Речь идет о сайтах хочумогузнаю.рф и 50plus.ru. В минфине же делают ставку на расширение функционала ставшего куда более популярным ресурса вашифинансы.рф., «чтобы он обеспечивал комплексное информационно-образовательное, сервисное и коммуникационное обслуживание широких целевых аудиторий различных возрастных групп». Также обновляется и портал хочумогузнаю.рф, на «заброшенность» которого указывала Счетная палата, добавляют в минфине.

В отчете Счетной палаты говорится также о недочетах в координации и контроле за работой проекта по финграмотности в регионах (в проекте участвуют девять субъектов РФ — Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области). Эти проблемы минфин связывает в основном с организационными изменениями в региональных администрациях. При этом сейчас взаимодействие уже налажено, настаивают в ведомстве. В том числе в Краснодарском крае в 2019 году должен появиться региональный центр финансовой грамотности, аналогичный запустят и в Татарстане.

В ведомстве подчеркивают, что основные индикаторы проекта по повышению финансовой грамотности уже достигнуты. Это принятая на 2017-2023 годы национальная стратегия повышения финансовой грамотности, создание образовательных программ, формирование кадрового потенциала (уже обучены более 30 тысяч тьюторов и преподавателей), работа с Роспотребнадзором и проведение информационной кампании.

Проект на протяжении всего срока его реализации 15 раз оценивался экспертами Всемирного банка удовлетворительно (это наивысшая оценка по методологии организации) или умеренно удовлетворительно в части достижения его целей, а также 11 раз получал такие же отзывы в части оценки хода его реализации, добавляют в минфине.

14 февраля 2019 года в рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи состоялась сессия «Финансовая грамотность как основа финансовой стабильности», в которой принял участие Первый заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов Антон Силуанов.

В мероприятии также приняли участие директор Департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев, первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов, директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии Всемирного банка Андраш Хорваи, генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

«Большая работа проводится в субъектах Российской Федерации. Знаю, что прошел конкурс среди регионов. Знаю, что отобраны лучшие. Впервые у нас такая практика и ее нужно обязательно продолжать. Региональные власти должны быть заинтересованы и быть ближе к гражданам, которым нужно оказывать помощь, поддержку, рассказывать о финансовой грамотности. Я сам неоднократно был в центрах по повышению финансовой грамотности в субъектах и вижу эффект от их работы», – отметил Антон Силуанов.

В ходе сессии был представлен рейтинг финансовой грамотности регионов – результат первого в стране исследования уровня финансовой грамотности населения, проведенного в каждом из 85 субъектов Российской Федерации в июле 2018 года.

В исследовании приняли участие 85 000 респондентов, в каждом регионе было опрошено 1000 человек. Опрос проводился методом личного интервью по месту жительства респондента. Исследование было проведено в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». С ключевыми результатами исследования можно ознакомиться на сайте вашифинансы.рф (karta.vashifinancy.ru).

Андрей Бокарев подчеркнул, что Стратегия на 2017-2023 годы по повышению финансовой грамотности и план мероприятий по ее реализации предполагают активное участие регионов. Поэтому важно, чтобы все участники процесса имели полноценную и наглядную картину текущей ситуации с финансовой грамотностью и ее динамики.

«Исследование и рейтинг, которые сегодня представят коллеги из НАФИ, являются в этом плане уникальным инструментом. Мы первая страна в мире, которая измеряет уровень финансовой грамотности взрослого населения не только на уровне страны или отдельных программ, но и на уровне всех субъектов Российской Федерации. Мы рассчитываем, что это позволит более детально посмотреть на актуальные проблемы в этой сфере с учетом огромной территории нашей страны и разнообразия регионов, выявить наиболее уязвимые социальные группы, посмотреть какие факторы наиболее влияют на уровень финансовой грамотности, выбрать приоритетные задачи», — отметил Андрей Бокарев и добавил, что планируется сделать рейтинг ежегодным.

Согласно результатам исследования уровень финансовой грамотности во многом определяется социально-демографическими характеристиками опрошенных, а также их вовлеченностью в пользование финансовыми продуктами/услугами. Наиболее финансово грамотные жители России – это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, работающие, семейные с 1-2 детьми, проживающие в городах-миллионниках и активно пользующиеся финансовыми продуктами и услугами.

Как пояснила в ходе сессии Гузелия Имаева, исследование показало, что на уровень финансовой грамотности населения влияет множество факторов – от количества используемых финансовых продуктов до уровня урбанизации региона.

«И это важно учитывать при разработке конкретных образовательных программ и мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности. Мы рассчитываем, что результаты исследования помогут регионам определить приоритетные направления работ по повышению финансовой грамотности населения. Первостепенная задача регионов – не конкурировать и сравнивать себя с друг другом, а скорее соревноваться самим с собой и отслеживать собственный прогресс», — подчеркнула гендиректор Аналитического центра НАФИ.

Наиболее высокий уровень финансовой грамотности отмечен в Калининградской, Кировской, Костромской, Курской областях и Республике Коми.

Антон Алиханов на сессии РИФ рассказал, как происходила реализация программы повышения финансовой грамотности в Калининградской области, которая подключилась к Проекту в 2011 году в качестве одного из девяти пилотных регионов и имеет один из самых высоких уровней по финансовой грамотности. Процесс шел в несколько этапов и в данный период в регионе не только наблюдается положительная динамика в самооценке населения как финансово грамотного, но и эффективность программы проявляется на практике.

«Если посмотреть на данные за последние три года, то явно видна положительная динамика, мы вышли на устойчивый уровень развития. Результаты социологии подтверждаются динамикой статистических показателей Центрального банка – средний объём просроченной задолженности по кредитам на одного жителя Калининградской области с 2016 до 2018 года снизился в 2,5 раза», — сообщил губернатор Калининградской области.

Завершилась сессия вручением наград представителям регионов, которые показали высокий уровень финансовой грамотности в России.

Справка о Проекте: Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель Проекта – повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория Проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода – активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем – экономически активное население).