Центр технического обслуживания вагонов

«Основная задача весеннего комиссионного осмотра – приведение всего парка электроподвижного состава и рельсовых автобусов в нормальное эстетическое и технически исправное состояние, – говорит заместитель начальника Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Дмитрий Горбачёв. – В этом году осмотр пройдут все 478 электричек и 53 рельсовых автобуса. Особое внимание при этом – подготовке работы систем вентиляции и кондиционирования салонов электропоездов, кабин локомотивных бригад, санитарному состоянию парка».
Весенний комиссионный осмотр на МЖД завершается в субботу, 6 июня. В моторвагонном депо Москва-2-Ярославская, где в минувшую пятницу побывал корреспондент «МоЖ», производится текущий ремонт и техническое обслуживание электропоездов, курсирующих на ярославском направлении. «Весенний комиссионный осмотр стартовал в начале апреля. На сегодняшний день его прошли 46 электропоездов из 51, которые находятся на нашем балансе, – говорит начальник депо Дмитрий Клецков. – В ходе работ произведена замена смазочных материалов, выполнены необходимая диагностика основных механизмов и узлов, покраска вагонов».
Обслуживание систем обеспечения климата в вагонах электропоездов серии ЭД4М проводит в депо подрядная организация «Центр технического обслуживания вагонов – электропоезд» (ЦТОВ-ЭП). «Отопление и кондиционирование воздуха – это единая климатическая система, которая требует всесезонного обслуживания. К началу лета мы перевели с зимнего режима работы на летний системы кондиционирования и вентиляции воздуха во всех 18 поездах депо, которые ими оснащены», – говорит руководитель группы на транспорте ЦТОВ-ЭП Николай Дугушкин.
Перевод вентиляции в электропоездах на летний режим работы для поддержания в салонах комфортной температуры и притока свежего воздуха успешно завершён и в моторвагонном депо Куровская. Депо, на балансе которого находится 46 электропоездов и два рельсовых автобуса РА1, обслуживает радиальный участок Москва – Куровская – Черусти – Вековка (210 км) и участок Большого кольца (БМО) Куровская – Егорьевск – Воскресенск.
Несмотря на то что подвижной состав в депо далеко не новый, средний возраст электропоездов составляет 20–25 лет, и они не оснащены системами кондиционирования воздуха, все поезда по итогам осмотра находятся в надлежащем санитарно-техническом состоянии и полностью готовы к летним пригородным перевозкам, отметил в беседе с обозревателем «МоЖ» Дмитрий Горбачёв.
«Эпидемиологическая обстановка диктует свои особенности подготовки санитарно-технического состояния электропоездов, – говорит начальник моторвагонного депо Куровская Василий Баулин. – Особые требования предъявляются к чистоте санитарных кабин. Линолеум в этом году уже не востребован, под ним в прежние годы собирались нечистоты, источавшие неприятный запах. Во всех туалетных кабинах (а их в каждом поезде по две – в головном и хвостовом вагонах) на пол уложена керамическая плитка. Установлены новые экологически чистые биотуалеты и полностью отремонтированные клозеты незамкнутого типа. Тщательно проверены нижние баки-накопители, верхние водяные баки, фурнитура, краны и трубы. Кабины экипированы зеркалами, туалетной бумагой и бумажными полотенцами, перед каждым рейсом заправляются водой».
Эпидемиологическая ситуация повлияла на проведение комиссионного осмотра и требования, которые предъявляются к пригородному подвижному составу. Особое внимание в период пандемии уделяется ежедневной дезинфекции электропоездов. По словам Дмитрия Горбачёва, в общей сложности специалисты обрабатывают более 2500 вагонов в сутки специальными антибактериальными средствами, которые безвредны для человека. Если электропоезд стоит на стоянке более одного часа, то дополнительно производится его дезинфекция.
Во всех депо дирекции работает моечный комплекс по наружной натирке и обмывке кузовов. Специальными щётками на поролоновой основе кузова натираются в автоматизированном режиме и вручную. «Важно, чтобы электропоезда были чистыми – это влияет не только на качество обслуживания пассажиров, но и в целом на имидж компании», – замечает Дмитрий Горбачёв.
«После того как поезд убрали в депо, провели влажную уборку, проводится дезинфекционная обработка спецраствором «Оптимакс» на основе хлора всех вагонов, переходных площадок, тамбуров, протирка всех ручек на межвагонных дверях, сидений, подоконников, туалетных кабин, – рассказывает Василий Баулин. – Дезинфекцией в депо занимаются аутсорсинговые компании. При выдаче электропоезда соблюдаются новый специальный регламент и указания Роспотребнадзора. Перед каждой сменой локомотивной бригаде выдаются маски, резиновые перчатки, кожные гели для обработки рук, медицинские аптечки – всем этим депо обеспечила моторвагонная дирекция. Как и запасными частями, моющими и лакокрасочными средствами, дихлорами для дезинфекции электропоездов».
Прошлым летом в Мосузле были отдельные жалобы пассажиров на духоту в пригородных электропоездах старого типа с принудительно-приточной вентиляцией, где кондиционеров нет, а форточки кое-где оказались заблокированы. В ходе подготовки к нынешнему сезону сделан акцент на устранении этих недостатков. «Не секрет, что на зимний период форточки закрываются и блокируются, – поясняет начальник депо Куровская. – Весной мы всё это разблокируем, открываем и разрабатываем, проверяем, чтобы форточки двигались вверх-вниз. Промазываем направляющие ходы форточек, запорный механизм. Все жалюзи и заглушки сняты, чтобы в салон к пассажирам при включении мотор-вентилятора была максимально допустимая подача свежего воздуха».
Наряду с новыми в депо выполнены и традиционные виды работ по подготовке моторвагонного подвижного состава к летнему сезону. Сменены сезонные характеристики токоприёмников электричек, смазка и масла переведены с зимних сортов на летние. Произведено сезонное обслуживание тяговых двигателей, подготовлены кабины управления, приведён в порядок служебный и пожарный инвентарь, обновлена и выверена техническая документация. Сделана внешняя покраска поездов, особенно тщательно прокрашивается междурамное пространство, где оседает грязь, появляется ржавчина.
«Большое внимание в нынешнем цикле комиссионного осмотра мы уделили работе с локомотивными бригадами, там у нас 204 человека, почти половина списочного состава депо, – говорит Василий Баулин. – В ходе собеседований и инструктажа внимание машинистов и их помощников в этом году заострили на пассажирах с детьми, семьях с большим багажом, туристических группах, пожилых и маломобильных пассажирах. Оценить обстановку машинист обязан, ещё въезжая на платформу. При посадке пассажира в инвалидной коляске помощник машиниста в отдельных случаях должен выйти из кабины, оказать помощь, если надо – задержать отправление электропоезда. Особое указание, которое получили локомотивные бригады этим летом, – не спешить, во всех ситуациях исходить из интересов пассажира и требований безопасности».

Игорь Ленский
Валерий Павлов