Цена франко станция

    Содержимое

Введение

Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров занимает особое место, так как она широко применяется не только на внутренних, но и на внешних рынках, в практике международной торговли.В основе классификации лежат способы и порядок включения транспортных расходов в цену продукции в зависимости от того, кто (покупатель или продавец) берет на себя их оплату и в каком объеме. Термин «франкирование» применяется при оплате перевозки груза от производителя к потребителю.

Доставка товаров от продавца к покупателю является важным звеном при совершении сделок купли-продажи. При этом доставка может быть организована как транспортом сторонней транспортной организации, так и транспортом либо продавца, либо покупателя. Однако вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется доставка, расходы по транспортировке несет та сторона, на которую договором купли-продажи (поставки) возложены такие расходы.

Транспортные расходы — это дополнительные затраты для организации, за счет которой они осуществляются. Поэтому в ряде случаев такие затраты могут быть учтены при формировании цен.

В контрольной работе рассмотрим порядок формирования цен с учетом условий франкировки субъектами хозяйствования, осуществляющими различные виды деятельности.

Франкирование цен

Система франкирования – комплексное использование разных вариантов включения транспортных расходов в цену товара.

Термин «франко» показывает, до какого пункта транспортные расходы включаются фирмой в цену товара (итал. «франко»-свободный)

Система франкирования лежит в основе группировки цен с учетом базисных условий.

Базисные условия поставки — условия, определяющие обязанности продавца и покупателя по доставке товаров и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки, является перечень международных правил «Инкотермс-2000» ( International commercial terms).

Транспортные расходы продавца могут включать расходы по подготовке товаров к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату перевозки товара от пункта отправления до промежуточных пунктов погрузки, оплату расходов по погрузке, основной перевозке груза, экспортной и импортной таможенной очистке груза, страхование.

Зависимости от доли расходов на доставку продукции (погрузочно-разгрузочные работы, транспортные, страхование), которые включаются в цену, они делятся по различным видам франко. Термин «франко» буквально означает «свободный», а о коммерческой деятельности трактуется как «свободный от оплаты». Поэтому тот или иной вид франко, предоставленный цене, указывает, до какого пункта на пути продвижения товара к потребителю транспортные расходы несет поставщик. Эти расходы по продвижению товара, до указанного места входят в состав цены будут компенсированы поставщику покупателем после оплаты стоимости приобретенной продукции.

Франкирования цен широко используется как во внутренней, так и в международной торговле.

Для определения распределения прав и обязанностей сторон по транспортировке продукции существуют 6 видов цен «франко».

Международная система франкирования при морских перевозках грузов включает в себя следующие виды цен:

Цена «франко-завод» (ЕXW, ex works)

+ оплата поставщиком всех расходов до порта с выгрузкой груза на причале перед судном (доставка до порта назначения, в порту — перевалка, складирование, портовые сборы, дополнительные расходы (связь)

+ экспортные пошлины

= цена «франко вдоль борта судна» (FAS, free along side ship)

+ расходы по погрузке товара с причала на борт судна

= цена «франко-борт» (FOB, free on board,)

+ расходы до порта назначения (морской фрахт)

= цена «стоимость и фрахт» (CFR, cost and freight,)

+ страхование от риска гибели и порчи товаров при перевозке

= цена «стоимость, страхование и фрахт» (CIF, cost,insurance, freight)

+ оформление документов, позволяющих получить товар с судна

=цена «поставка с судна в порту назначения» (DES,delivered ex ship)

+ стоимость выгрузки

= цена «поставка с пристани» (DEQ, delivered ex quay)

+ импортная пошлина

+ оплата всех расходов по доставке товаров потребителю

= цена «поставка с оплатой пошлины » (DDP, delivered duty paid,)

Международная система франкирования при перевозках по железной дороге состоит из следующих видов цен:

Цена изготовителя «франко-завод» (ЕXW)

+ доставка от завода до станции отправления

+ экспортные пошлины

= Цена «франко-перевозчик» ( FCA, free carrier)

+ стоимость погрузки в вагон

= Цена «перевозка оплачена до…» ( CPT,carriage paid to…)

+ cтрахование

= Цена » перевозка и страхование оплачены до…» ( CIP, carriage and insurance paid to…)

+ все расходы по доставке товара до государственной границы

=Цена «поставка до границы в поименованном пункте» (DAF, delivered at frontier)

+ оплата всех расходов по доставке товаров потребителю

= цена «поставка с оплатой пошлины » (DDP, delivered duty paid,)

Формирование цен по базисным условиям, принятое в России:

Цены «франко – отправления» – цены, которые включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза (уголь от шахты до ж.д. станции).

К ним относятся:

— франко- склад поставщика

— + расходы по поставке продукции на станцию отправления

= франко-станция отправления

+ расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления

=франко-вагон станция отправления

Цены «франко-назначения» – цены, включающие расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления.

К ним относятся:

франко- вагон станция отправления

+ расходы по транспортировке груза до станции назначения

=франко-вагон станция назначения

+ расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения

= франко-станция назначения

+ расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя

= франко-склад потребителя.

Транспортный фактор оказывает большое влияние на формирование внешнеторговых цен. Однако типовые условия поставки продукции по-разному регламентируются законодательством разных стран. Стороны, заключающие международные контракты, не всегда осведомлены о подобных нюансах. Для того чтобы устранить этот недостаток внешнеторговой деятельности, Международная торговая палата в 1936 г. ввела в действие перечень международных правил торговли «Инттермс1936» (базисные условия поставки — БУП), в которых, в частности, оговаривались единые условия транспортировки товаров и обязанности продавца и покупателя при распределении между ними транспортных и других расходов.

В «Инкотермс 2010» выделены четыре группы видов контрактов. В основу этой классификации положены следующие принципы:

— определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара;

— увеличение обязанностей продавца.

Выделяют следующие термины базисных условий поставок и какой вид термина следует использовать для определенного вида транспорта.

EXW — Ex works (франка-завод) — продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на заводе, фабрике, складе).

Продавец не отвечает за: погрузку товара на транспортное средство; таможенную пошлину по этому товару для экспорта.

Покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения. Таким образом, этот способ установления цены предусматривает минимальные расходы и риски продавца.

FCA ~ Free carrier (франка-перевозчик). В обязанности продавца входит установление цены товара, прошедшего таможенную очистку, указанной покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, то продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

FAS ~ Free alongside ship (франке вдоль борта судна). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски потерь или повреждения товара должен нести покупатель. На продавца возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для экспорта.

Покупатель должен: заключить договор перевозки, т. е. зафрахтовать судно; внести провозную плату; заблаговременно известить продавца о месте подачи груза; погрузить товар на судно.

FOB — Free on board (франко-борт). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар перешел через поручни судна в назначенном порту отгрузки. На продавца возлагаются обязанности: по таможенной очистке товара для экспорта; передаче документов, включая коносамент, покупателю.

Покупатель обязан: зафрахтовать судно; известить продавца: о названии судна; месте погрузки; дате поставки.

CFR — Cost and freight (стоимость и фрахт). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара,переходят с продавца на покупателя. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. При этом расходы по выгрузке товара в порту назначения несет покупатель.

CIF — Cost, insurance and freight (стоимость, страхование и фрахт)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят от продавца к покупателю. На продавца возлагается также приобретение морского страхования в пользу покупателя против риска и повреждения товара во время перевозки. Продавец должен заключить договор страхования и оплатить взносы.

СРТ — Carnage paid to (фрахт (перевозка) оплачены до).

Продавец обязан: заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного с покупателем пункта в месте назначения и оплатить провозную плату перевозчику; передать товар первому перевозчику; оплатить фрахт и нести все расходы по погрузке товара и любые издержки при выгрузке товара в пункте назначения; предоставить покупателю транспортный документ (коносамент, накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком; выполнить и оплатить таможенные процедуры для ввоза товара; получить экспортную лицензию за свой счет.
Покупатель обязан своевременно указать выбранный пункт назначения и нести риски в процессе транспортировки. Риск гибели или повреждения товара переходит от продавца к покупателю при передаче товара распоряжение первого перевозчика.

DAT – Поставка в месте назначения… (название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в указанное место. У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования.
Данное условие поставки используется с 1 января 2011 вместо DEQ
DAP – Поставка на терминале (…название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в указанном порту или в месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. «Терминалом» считается любое место, закрытое или открытое: причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиакарго-терминал.
Данное условие поставки используется с 1 января 2011 г. вместо DAF, DES и DDU

DDP — Delivered duty paid (поставка с уплатой пошлины). Данные условия предусматривают максимальные обязанности продавца, который должен предоставить: товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения в стране-импортере в срок, обусловленный в договоре, и передать покупателю документ (складское или транспортное свидетельство), чтобы покупатель мог принять товар; лицензию или разрешение на импорт и нести расходы при уплате импортных пошлин или налогов, подлежащих уплате в месте назначения на момент вывоза товара; обязан за свой счет и на свой риск заключить договор перевозки товара и нести все транспортные расходы до пункта назначения.

В свою очередь покупатель обязан принять поставку товара, как, только продавец передаст товар в указанном месте назначения. Риск случайной гибели или порчи товара переходит от продавца к покупателю с момента передачи товара в его распоряжение в пункте назначения.

Самыми низкими по уровню ценами из перечисленных и наиболее выгодными предприятию-производителю, являются цены франко- склад поставщика, а самыми высокими – франко-склад покупателя и определенным образом выгодные для покупателя. Под выгодностью в данном случае понимается не отвлечение дополнительных средств на транспортировку и трата времени, которой сопровождается организация поставки товара. В любом случае расходы по доставке продукции несет покупатель, только в первом случае (франко-склад поставщика) они не включаются в цену, а во втором (франко-склад покупателя) они в полном объеме войдут в отпускную цену предприятия-поставщика. Помимо вышеуказанных причин, включение транспортных расходов в цену приводит к повышению ее уровня, косвенные налоги и неналоговые платежи пропорционально увеличивают ее размеры, что может сделать данную продукцию неконкурентоспособной.

Использования того или иного вида франко-цен обуславливается:

1. особенностями продукции, ее химическими и физическими характеристиками;

2. сложившимися торговыми традициями по поставке данного вида товара.

Так, например, на сложно-техническую продукцию и продукцию химической промышленности обычно используются франко-станция отправления, франко-склад поставщика. На виды продукции, которые используюся в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива применяются цены франко-станция назначения.

Наиболее часто используемым является условие франко-станция назначения. Поставщик выбирает определенную станцию в качестве базисного пункта и устанавливает одну цену для всех близко расположенных покупателей. В данную цену включаются усредненные транспортные расходы по доставке продукции, сложившиеся в предшествующий период времени (в процентах к отпускной цене).

Задача 1

На основе приведённых данных (таблица) необходимо рассчитать статьи калькуляции себестоимости и цену единицы продукции.

Исходные данные для расчёта:

№ п/п Наименование статей Условные

обозначения

Значения

показателя

1 Сырьё и материалы, руб. См 123 005
2 Вспомогательные материалы, руб. Св 6 466
3 Электроэнергия на технологические цели, руб. Сэ 426
4 Основная зарплата производственных рабочих, руб. Зр 16 192
5 Отчисления на основную зарплату, % Ротч 35,6
6 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, % к основной зарплате рабочих Рсод 40
7 Общехозяйственные расходы, % к основной зарплате рабочих Робщ 180
8 Коммерческие расходы, % к производственной себестоимости Рком 20
9 Рентабельность, % к полной себестоимости Рс 20
10 Налог на добавленную стоимость, % Рндс 18

Решение

Для начала найдем статьи расходов:

Отчисления на основную зарплату = 16192*35,6% = 5764,4 руб.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования = 16 192*40% = 6476,8 руб.

Общехозяйственные расходы = 16 192*180% = 29 145,6 руб.

Найдем производственную себестоимость:

Производственная себестоимость = См + Св + Сэ+ Зр + Ротч + Рсод + Робщ =123 005+6 466+426+16 192+5 764,4+6 476,8+29 145,6 = 187 476 руб.

Коммерческие расходы (Рком) = 187476*20% = 37495,16 руб.

Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Рком = 187476+37495,16 = 224971 руб.

Рентабельность = Прибыль / Себестоимость

0,20 = х/224 971

Прибыль = 44994,19 руб.

Выручка = Прибыль + Себестоимость = 44 994,19 + 224971 = 269 965 руб.

НДС = 269 965*18% = 48 594 руб.

Все рассчитанные данные сведем в таблицу и найдем полную себестоимость

№ п/п Наименование статей Условные

обозначения

Значения

показателя

Статьи расходов, руб.
1 Сырьё и материалы, руб. См 123 005 123 005
2 Вспомогательные материалы, руб. Св 6 466 6 466
3 Электроэнергия на технологические цели, руб. Сэ 426 426
4 Основная зарплата производственных рабочих, руб. Зр 16 192 16 192
5 Отчисления на основную зарплату, руб. Ротч 35,6 5764,4
6 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб Рсод 40 6476,8
7 Общехозяйственные расходы, руб Робщ 180 29145,6
8 Производственная себестоимость, руб. (1-7) 187 476
9 Коммерческие расходы, руб ком 20 34 495,16
10 Полная себестоимость, руб. (п.8+п.9) 224 971
11 Прибыль, руб. 44 994,19
12 Выручка, руб. 269 965
13 Налог на добавленную стоимость, руб. ндс 48 594

Задача 2

Розничная цена единицы товара равна 10 тыс. руб.; себестоимость – 5 тыс. руб., в том числе стоимость закупаемых сырья и материалов – 3 тыс. руб.; торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза — 30%, ставка НДС — 18%.

Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет производителем от реализации единицы товара, и его долю в розничной цене.

Решение

Так как известна розничная цена, найдем торговую надбавку: 10 000 – 10 000 /1,2 = 1 666,7 руб.;

Найдем НДС в торговой надбавке: 1666,7 * 0,1525 = 254,2 руб.;

Найдем отпускную цену с НДС: 10000 – 1666,7 = 8333,3 руб.;

Найдем НДС в отпускной цене: 8333,3 – 8333,3 / 1,18 = 1271,2 руб.;

Найдем отпускную цену без НДС: 8333,3 – 1271,2 = 7062,1 руб.;

Найдем акциз в отпускной цене без НДС: 7062,1 – 7062,1 / 1,3 = 1629,7 руб.;

Найдем оптовую цену: 7062,1 – 1629,7 = 5432,4 руб.;

Найдем прибыль: 5432,4 – 5000 = 432,4 руб.

Найдем сумму НДС к уплате в бюджет: 254,2 + 1271,2 = 1525,4 руб.

Система франкирования – комплексное использование разных вариантов включения транспортных расходов в цену товара.

Система франкирования лежит в основе группировки цен с учетом базисных условий. Франкирования цен широко используется как во внутренней, так и в международной торговле.

Для определения распределения прав и обязанностей сторон по транспортировке продукции существуют 6 видов цен «франко».

Виды цен «франко» условно подразделяются на две группы:

1 группа: цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции:

— франко — склад поставщика;

— франко — станция отправления;

— франко — транспортное средство станция отправления.

2 группа: цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

— франко — транспортное средство станция назначения;

— франко — станция назначения;

— франко — склад покупателя.

Использования того или иного вида франко-цен обуславливается:

1. особенностями продукции, ее химическими и физическими характеристиками;

2. сложившимися торговыми традициями по поставке данного вида товара.

Список литературы

Доступа нет, контент закрыт Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
      • Премиум доступ на 30 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_60
      • Премиум доступ на 60 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_90
      • Премиум доступ на 90 дней
    • Приобрести

Доступа нет, контент закрыт Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
      • Премиум доступ на 30 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_60
      • Премиум доступ на 60 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_90
      • Премиум доступ на 90 дней
    • Приобрести

Доступа нет, контент закрыт Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
      • Премиум доступ на 30 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_60
      • Премиум доступ на 60 дней
    • Приобрести
    • PREMIUM_90
      • Премиум доступ на 90 дней
    • Приобрести

Вопрос: Производственная организация выпускает строительные материалы и реализует их строительным компаниям. Те, в свою очередь, используют материалы при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджета. В договорах на закупку строительные организации просят указывать цену с учетом транспортных расходов. Как в данной ситуации включать названные расходы в цену?

Ответ: При формировании отпускной цены на условиях франко-станция назначения к отпускной цене на условиях франко-станция отправления добавляются фактические расходы по транспортировке собственным либо привлеченным транспортом.

Обоснование: Строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при возведении объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского либо местного бюджетов, включены в перечень товаров (работ услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Совмином и государственными органами (организациями) <*>.

Порядок установления и применения регулируемых цен (тарифов) определен Инструкцией N 111. Этот документ не содержит нормы, которая прямо указывала бы, что транспортные расходы включаются или не включаются в отпускные цены производителей.

Вместе с тем исходя из абз. 2 п. 11 Инструкции N 111 производители вправе устанавливать отпускные цены как с учетом расходов по доставке, так и без учета.

Таким образом, организация-производитель может выбрать вариант формирования цен — с учетом или без учета расходов по доставке товаров покупателю. Можно формировать цены как на условиях франко-станция отправления, так и на условиях франко-станция назначения и применять их в зависимости от того, на какую сторону (продавца или покупателя) возложены расходы по транспортировке товаров.

На практике товары могут доставляться как транспортом сторонней организации, так и транспортом либо продавца, либо покупателя. Независимо от того, чей транспорт используется, расходы по доставке несет та сторона, на которую они возложены договором купли-продажи.

Транспортные расходы — это дополнительные затраты для организации, за счет которой они осуществляются. Если товары транспортирует производитель, он может компенсировать понесенные транспортные расходы за счет средств покупателя двумя способами:

1) путем оказания транспортных услуг по отдельному договору (на транспортное или транспортно-экспедиционное обслуживание). В этом случае производитель формирует отпускные цены на условиях франко-станция отправления (франко-склад производителя).

В ситуации, когда согласно договору на поставку товары доставляются транспортом покупателя либо транспортом сторонней организации по заказу и за счет покупателя, производитель расходы по транспортировке не несет. В этом случае товары реализуются по утвержденным производителем отпускным ценам на условиях франко-станция отправления.

В случае если покупатель заключает с производителем договор на доставку (транспортировку) приобретенных товаров до указанного места, то отдельно от стоимости товаров по отпускным ценам, сформированным на условиях франко-станция отправления, производитель выставляет покупателю стоимость транспортировки исходя из тарифа на оказываемые транспортные услуги;

2) путем формирования отпускной цены на условиях франко-станция назначения. В этом случае к отпускной цене, сформированной в установленном порядке на условиях франко-станция отправления, добавляются фактические расходы по транспортировке собственным либо привлеченным транспортом. Рассмотрим данный подход к формированию цены на условном примере.

Пример

Организация-производитель формирует цену на условиях франко-станция назначения. Цена товара на условиях франко-станция отправления составляет 340 руб.

Согласно утвержденному в организации Положению о ценообразовании при определении статистических показателей принимается соответствующая фактическая информация по данным бухучета за полугодие (первое или второе), предшествующее полугодию, в котором формируется цена.

По данным бухучета фактические транспортные расходы по доставке товаров до покупателей (в соответствии с условиями договоров) в полугодии, предшествующем формированию цены, составили 141 922,60 руб. Стоимость товаров по отпускным ценам на условиях франко-станция отправления, по доставке которых организация-производитель несла расходы, за аналогичный период равняется 5 079 367 руб.

Расчет отпускной цены товаров на условиях франко-станция назначения будет следующим:

Наименование показателя Значение (расчет)
Стоимость товаров по отпускным ценам на условиях франко-станция отправления, по доставке которых организация-производитель несла расходы, за первое полугодие 2019 г., руб. 5 079 367
Фактические транспортные расходы по доставке товаров до покупателей (в соответствии с условиями договоров) за первое полугодие 2019 г., руб. 141 922,60
Удельный вес транспортных расходов в стоимости товаров по отпускным ценам на условиях франко-станция отправления, по доставке которых организация-производитель несла расходы, за первое полугодие 2019 г., % 2,7941

(141 922,60 / 5 079 367 x 100)

Отпускная цена, сформированная на условиях франко-станция отправления, руб. 340
Сумма транспортных расходов по доставке товаров, включаемых в отпускную цену товаров, сформированную на условиях франко-станция назначения, руб. 9,50

(340 x 2,7941 / 100)

Отпускная цена, сформированная на условиях франко-станция назначения, руб. 349,50

(340 + 9,50)

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Согласно ст. 480 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) стороны договора купли-продажи могут са­мостоятельно определять как условия и порядок доставки товаров, так и обязанности продавца и покупателя, свя­занные с доставкой.

Сделки купли-продажи (поставки) товаров сопро­вождаются их транспортировкой, причем воз­можны следующие варианты оплаты транспортных расхо­дов: все оплачивает поставщик, все оплачивает покупа­тель, транспортные расходы распределяются между поставщиком и покупателем.

В договоре поставки должен быть определен по­рядок доставки товара. Возможны следующие ва­рианты:

❏ поставщик доставляет продукцию покупателю соб­ственным транспортом;

❏ покупатель сам вывозит товар со склада поставщика;

❏ расходы по транспортировке продукции несет по­ставщик, при этом доставку осуществляет сторонняя транспортная организация (расходы являются из­держками поставщика);

❏ расходы по транспортировке продукции, понесен­ные поставщиком, возмещаются покупателем (доставку осуществляет сторонняя транспортная организация). При этом возмещаемые расходы не включаются в выручку по­ставщика.

Конкретный порядок оплаты транспортных расхо­дов по договору купли-продажи либо по договору поставки определяется условиями поставки (франкировки), которые устанавливаются по соглашению сторон.

Термин «франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от поставщика покупатель освобождается от оплаты транспортных расходов.

При совершении сделок на территории Республики Беларусь применяются следующие виды франко, определяющие состав транспортных расходов поставщика и покупателя:

❏ франко-склад предприятия-поставщика;

❏ франко-вагон станция отправления;

❏ франко-вагон станция назначения;

❏ франко-склад предприятия-покупателя.

При условии поставки «франко-склад предприятия-поставщика» все транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция отправления» поставщик несет только расходы по доставке товара от своего склада до станции отправления и по погрузке в вагон. Остальные транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция назначения» поставщик кроме расхо­дов по доставке товара от склада поставщика до станции отправления и по погрузке в вагон несет также расходы по оплате тарифа за перевозку товаров от станции отправления до станции назначения. Покупатель в этом случае оплачивает только расходы по выгрузке товара из вагона и доставке их на свой склад.

При условии поставки «франко-склад предприятия-покупателя» оплату всех транспортных расходов осуществляет поставщик.

В случае, когда договор купли-продажи содержит обязанность продавца по транспортировке реализуемого товара до какого-либо пункта (указанного в договоре), цена товара устанавливается с учетом доставки.

Если в тексте договора указано, что транспортные расходы формируют договорную цену товара, то их не следует учитывать отдельно от стоимости товара даже в том случае, если эти расходы выделены в договоре (или других первичных документах) отдельной строкой, поскольку в такой ситуации суммы, уплачиваемые поставщику, включают в себя доставку и формируют «налоговую» стоимость товаров. В этом случае в договоре поставки (купли- продажи) должно быть однозначно указано, что окончательная цена товара устанавливается с учетом до­ставки. Если из условий договора следует, что цена товара сформирована без учета транспортных расходов, то транспортировка осуществляется сверх цены товара и выступает в качестве отдельной услуги. Если в договоре не определены условия распределения обязанностей и расходов сторон по транспортировке товара, то согласно ст. 469 ГК доставить товар должен продавец.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то в соответствии со ст. 428 ГК обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.

Документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены, являются первичные товаросопроводительные документы. Указанные первичные документы необходимы для правомерного отражения в бухгалтерском учете и обоснованного отнесения затрат организации на расходы и должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями и дополнениями.

Для правомерного отражения в бухгалтерском учете затрат на оплату транспортных услуг по перевозке товаров необходимы следующие документы:

❏ договор перевозки товаров;

❏ акты сдачи-приемки оказанных услуг;

❏ счета на оплату оказанных услуг;

❏ товарно-транспортные накладные на перевозку товаров, принадлежащих организации;

❏ счета-фактуры, выставленные подрядчиком организации согласно требованиям Налогового кодекса Республики Беларусь.

Что означают термины «франко-цистерна (вагон) — станция отправления» и «франко — станция отправления»? Кто согласно этим терминам несет расходы по нанесению пломб и знаков опасности, наливу цистерн и оплате дополнительных услуг железной дороги?

Термин «франко», используемый в отечественной хозяйственной практике, заимствован из международных правил толкования торговых терминов, известных как Инкотермс.

При этом необходимо иметь в виду, что с 1990 г. Инкотермс не содержит термина «франко-вагон». Вместо него введен термин «франко-перевозчик… (наименование пункта назначения)» («Free carrier… named port») (FCA), который применим для транспортировки независимо от способа и сочетания различных средств транспорта.

Франко-вагон — базисное условие поставок при железнодорожных перевозках, согласно которому продавец обязан:

— своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы);

— погрузить в них товар;

— известить покупателя о сроке прибытия груза;

— предоставить ему транспортные документы.

При этом покупатель несет расходы, связанные с перевозкой груза и возможным риском от момента передачи товара железной дороге или экспедитору.

Согласно термину «франко-перевозчик» (FCA), который содержится в Инкотермс 1990 (а также в Инкотермс 2000), в обязанности продавца по поставке товара при его перевозке по железной дороге входит также загрузка вагона или контейнера. Поставка считается завершенной, когда загруженные вагон или контейнер принимаются железной дорогой или иным лицом по ее поручению. Если товар не составляет вагонную или контейнерную партии, поставка считается завершенной, когда продавец сдал товар на приемном пункте железной дороги или погрузил его в транспортное средство, предоставленное железной дорогой.

По существу условие «франко-вагон» аналогично условию «франко-перевозчик», содержащемуся в Инкотермс 2000, в части перевозок железнодорожным транспортом.

Таким образом, согласно указанным терминам расходы по нанесению пломб и знаков опасности, наливу цистерн, связанные с загрузкой вагонов и подготовкой груза к отправке, входят в обязанности продавца. Что касается дополнительных услуг железной дороги, то они разделяются между сторонами договора в зависимости от характера данных услуг. Если эти услуги оказываются до принятия груза к отправке, то их стоимость ложится на продавца, если услуги оказываются в пути или на станции назначения, оплатить их обязан покупатель.

В настоящее время сторонам договора целесообразно отказаться от использования в договорах устаревшего термина «франко-вагон — станция отправления» и вместо него использовать наиболее сходный термин «франко-перевозчик».

Пункт 4 введения к Инкотермс 2000 содержит заслуживающую внимания рекомендацию о том, что, поскольку используются разные редакции Инкотермс, сторонам договора при употреблении терминов Инкотермс лучше указывать, на какую именно редакцию они ссылаются.

А. Кузнецов

ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», выпуск 5, май 2003 г.

«Франко-вагон станция отправления»

Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях сдачи товара первому перевозчику на железнодорожной станции отправления.
По согласованию сторон Поставщик может оказывать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом от станции отправления до станции назначения,указанной покупателем.

«Франко-вагон станция назначения»

Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до железнодорожной станции, указанной покупателем и являющейся пунктом назначения.

«Франко-труба»

Поставка товара осуществляется по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти путем сдачи товара Поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта Транснефти из резервуара НПЗ.
По согласованию сторон организация транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти может осуществляться либо покупателем самостоятельно и за свой счет, либо Поставщиком
путем оказания услуги по организации транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти.

«Франко-резервуар покупателя»

Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуаре покупателя.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара покупателя осуществляется Поставщиком по трубопроводу.

«Франко-резервуар 3их лиц»

Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуарах 3их лиц.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара третьих лиц осуществляется Поставщиком по трубопроводу.
Начиная с даты поставки товара дальнейшее хранение или транспортировка товара производится покупателем самостоятельно и за свой счет.

«Франко-вагон/цистерна/бензовоз»

Поставка товара осуществляется на условиях самовывоза (выборки) товара автомобильным или железнодорожным транспортом покупателя с пунктов налива /погрузки (НПЗ).

«Франко-вагон промежуточная станция»

Поставка товара импортного производства осуществляется железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до промежуточной железнодорожной станции.

По согласованию сторон Поставщик может оказать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов от промежуточной станции до станции назначения, указанной покупателем, либо покупатель самостоятельно и за свой счет организует транспортировку от промежуточной станции до станции/пункта назначения.