Цена бензина в 2002 году

Летом 2000 года дефицит моторного топлива достиг в некоторых регионах страны 80%. Нехватка топлива ощущалась даже там, где расположены крупные нефтеперерабатывающие комплексы, — в Ярославле, Саратове и Самаре.

В России перерабатывается только примерно 45% всей добываемой нефти. В целом объемы производства моторного топлива в настоящее время соответствуют объему спроса на них на внутреннем рынке. Спрос растет ныне на 4-5% в год, и объемы переработки в последние два года также увеличивались на 4-5%. Но спрос все больше расширяется, и, по мнению некоторых нефтяных компаний, в какой-то момент он может опередить рост производства нефтепродуктов.

Если прирост производства бензина в России в 2006 году, по отношению к 2005 году, составил 7%, то в 2007 году эксперты прогнозируют, в лучшем случае, 2-3% по отношению к уровню 2006 года.

На ценообразование бензина влияет рост цен на мировом рынке, а также целый ряд внутренних факторов: сезонность, рост стоимости естественных монополий (металлургия, электроэнергия), внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

В 2005 году бензин подорожал на 15,8%, что в два раза ниже, чем в 2004 году, когда его цена выросла на 31%. В 2006 году цены на бензин в РФ выросли на 10,9%

Наиболее активно цены начали расти с начала ноября 2007 года, чуть более чем за месяц увеличившись на 4,3%. По словам экспертов, в первую очередь роль сыграл рост оптовых цен на топливо, вызванный резким взлетом нефтяных котировок на мировых биржах. По данным президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, рост цен вызвало, в частности, то обстоятельство, что в октябре на нефтеперерабатывающие заводы поступило нефти на 5% меньше, чем планировалось.

В конце ноября — начале декабря средняя цена на автомобильный бензин повысилась в 29 региональных центрах.

За вторую неделю декабря, по данным Росстата, потребительская цена повысилась на 1,8%. Это — максимальный с начала года показатель повышения цены в недельный срок.

Всего с начала 2007 года средние цены на бензин в РФ увеличились на 6,8%, а дизельное топливо с прошлого декабря подорожало на 9,6%.

Эксперты отмечают, что дефицит автобензинов может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива, либо введение нормированного отпуска бензина.

Все справки>>

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

TASS

Со 2 по 15 апреля бензин Аи-92 в России подешевел на 4 коп. до 43,04 руб. за литр, а бензин Аи-95 – на 3 коп. до 46,10 руб. за литр, сообщил ЦДУ ТЭК. Бензин дешевел как на АЗС независимых компаний, так и нефтяных компаний. Но подорожало дизельное топливо: летнее на 59 коп. до 46,96 руб., зимнее – на 13 коп. до 48,44 руб. за литр.

Больше всего топливо подешевело в Сибири, в частности в Алтайском крае и республике Алтай. Литр бензина Аи-92 подешевел здесь на 45 коп. до 40,26 руб. и 40,45 руб. соответственно. В среднем по округу бензин Аи-92 подешевел на 23 коп. до 40,73 руб. за литр, средняя цена Аи-95 снизилась на 13 коп. до 43,26 руб. за литр.

Летний дизель в большинстве регионов подорожал. Больше всего в Чувашии – на 1,66 руб. до 45,96 руб. за литр. Зимний дизель больше всего подорожал в Ставропольском крае – на 28 коп. до 47,6 руб. за литр.

В Москве цены на бензин не изменились: литр Аи-92 стоит 42,91 руб., Аи-95 – 47,12 руб., как и неделю назад. Цена на летнее дизельное топливо осталась на уровне 48,32 руб. за литр, а зимнее подорожало на 20 коп. до 47,31 руб. В Московской области литр Аи-92 подешевел на 3 коп. до 42,17 руб., Аи-95 – на 2 коп. до 46,4 руб. Летний дизель остался на уровне 46,95 руб. за литр, а зимний подешевел на 15 коп. до 46,6 за литр.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты не ожидают серьезного снижения цен. По их мнению, этому препятствует действующий в России демпферный механизм. Он предназначен для сдерживания стоимости бензина и дизельного топлива при колебаниях цены на нефть. При высоких ценах на нефть государство выплачивает предприятиям нефтяной отрасли компенсации, при низких – нефтяники перечисляют средства бюджету.

Падение незначительно и на фоне обвала потребления практически незаметно, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Сейчас, когда потребление падает на 30% и более, вполне можно ожидать падения розничных цен, хотя это и приведет к убыткам отрасли, говорит он: «Ведь система регулирования настроена на фиксированные цены. Формула демпфера работает таким образом, что НПЗ уплачивают в бюджет 65–68% от разницы между европейской и условной (фиксированной) внутренней ценой».

Особо сильно цены падать не будут, отдельные АЗС могут разово снизить цены на 1–1,5 руб. за литр в качестве маркетинговых акций, говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Несмотря на то что в некоторых регионах, по его данным, спрос упал до 70%, серьезного падения цен не будет, считает он: «Во-первых, невысокая маржинальность, из-за чего компании не могут снижать цены. Во-вторых, демпфер стал работать в обратную сторону. Потребитель не хотел слишком высоких цен, у него не будет и слишком низких цен».

Цены останутся стабильными, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: «Глубоких причин для падения цен нет. Падение спроса привело, с одной стороны, к снижению оптовых цен, но с другой стороны – к снижению маржинальности розницы. Нефтяные компании терпят убытки из-за демпфера и общей системы налогообложения в стране».

«Ведомости» отправили запросы в «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

Стоимость автомобильного топлива в России всегда росла, и 2020-й, несмотря на падение стоимости нефти, не станет исключением. Впрочем, темпы роста цен на топливо будут ниже инфляции. Об этом на днях заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«При инфляции в 1% с 1 января этого года бензин и нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским правительством в этом году», — уточнил Артемьев. При этом ранее президент Владимир Путин удивился росту стоимости бензина за год на 10,4% и призвал чиновников контролировать цены на бензин. После этого в ФАС заявили, что предпосылок для роста цен на топливо в стране сейчас нет.

2000–2005

В конце 1999 г. стоимость топлива составляла в среднем 7 руб. за литр. За первые шесть месяцев 2000 г. цена на бензин выросла на незначительные 2,1%, но уже в сентябре бензин подорожал на 27% из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены стало отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере российские нефтеперерабатывающие предприятия. Однако к концу декабря 2000 г. цена на топливо начала снижаться. С января 2001 г. акциз на бензин начали взимать с заправочных станций.

В течение 2001 г. Россия поддерживала соглашение ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому стоимость бензина практически не менялась полтора года. Но в 2002 г. Россия вышла из соглашения, и уже в мае цена бензина выросла сразу на 15%. Следующий скачок цен на бензин в России произошел летом 2004 г. вслед за Европой. Экспортировать топливо нефтяникам было выгоднее, чем производить бензин внутри страны. Правительству пришлось принять меры — были повышены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз сырья. В 2005 г. стоимость бензина повысилась на 4%. Для остановки роста цены топлива правительство снова увеличило экспортные пошлины, а цены на бензин были заморожены.

2005–2010

В январе 2006 г. в России отменили государственный мораторий на повышение стоимости бензина, и за полгода он подорожал на 4%. В августе пошлины на нефть повысили до рекордных 216 долларов за тонну. За 2007 г. бензин подорожал всего на 2,8%. В то время активную работу вела антимонопольная служба, которая получила широкие полномочия по проверке цен на топливо благодаря закону «О защите конкуренции». В конце 2007 г. и в первые месяцы 2008 г. оптовый бензин подорожал из-за закрытия девяти нефтеперерабатывающих заводов на профилактику. Правительство продолжало увеличивать экспортные пошлины на нефть (230 долларов). С января по апрель 2008 г. рост цен на бензин составил 7%.

После увеличения пошлины на экспорт до 460 долларов за тонну цены на бензин начали снижаться. В первом полугодии 2009 г. снижение розничных цен на бензин продолжилось, правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании. С августа 2008 по май 2009 г. бензин подешевел на 25%. Но после из-за мирового повышения цен на нефть стоимость бензина в рознице выросла на 9%. В 2010 г. бензин вырос в цене еще на 4%. В росте цен ФАС тогда обвинила вертикально интегрированные корпорации, которые контролировали более 30% бензинового рынка России, такие как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». В январе 2010 г. произошло первое за пять лет повышение акцизов на бензин. До этого акцизы не повышали как раз для сдерживания роста цены на топливо.

Уходящий год запомнился очередным отказом от строительства четвертого НПЗ, а стоимость дизельного топлива серьезно обогнала цены на самый ходовой бензин АИ-92, сообщает Zakon.kz со ссылкой на kolesa.kz.

В 2018 году с бензином творились интересные вещи. Так, в начале января пять крупнейших сетей АЗС страны торговли 92-м по 157–162 тенге за литр. С начала года и до апреля стоимость этого вида топлива по чуть-чуть росла, пока не достигла 163 тенге. А затем начала свое падение. В конце декабря заправиться можно было по 155-156 тенге. Для сравнения: за 12 месяцев 2017 года средняя цена 92-го в Казахстане выросла со 135.8 до 158.8 тенге, или почти на 17 %.

Динамика изменения средних цен на бензин в Казахстане с января по декабрь 2018 года

Если для владельцев бензиновых машин год в плане цен на топливо сложился весьма неплохо, то вот обладателям дизелей не позавидуешь. В минувшем январе за один литр тяжелого топлива отдавали от 155 до 160 тенге. Начиная с февраля цифры поползли вверх. Ценники на АЗС менялись практически каждый месяц. В начале весны средняя цена составляла 160.6 тенге, а к ее концу уже 171.4 тенге. Осенью цена преодолела психологическую отметку: дизель стал дороже бензина АИ-98.

В ноябре в Казахстане снизились акцизы на ДТ, которые были одной из причин подорожания. По мнению чиновников из Минэнерго, после этого стоимость топлива должна была пойти вниз, но этого не случилось. Как в ноябре, так и в декабре дизель отпускают по 191–194 тенге.

За 12 месяцев 2018 года средняя стоимость АИ-92 снизилась со 158.8 до 155.8 тенге, то есть бензин подешевел на три тенге. У дизельного топлива разница больше, и совсем в другую сторону — плюс 35.4 тенге. В январе цена была равна 157.4, а к концу декабря уже 192.8 тенге.

Все новости по теме читайте

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!