ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия профсоюзного кружка по теме
«ТРУДОВОЙ ДОГОВОР».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
изучить основные вопросы
по данной теме и научиться правильно при-
менять полученные знания на практике.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
1.Понятие трудового договора. Стороны трудового договора.
В соответствии со статьей 56 Трудового Кодекса РФ «Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать, действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.»
Стороны трудового договора – работодатель и работник.
В соответствии с п.2 статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица , имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленно тяжкие и особо тяжкие преступления.
2.Содержание трудового договора.
В трудовом договоре указываются:
-
Ф.И.О. работника и работодателя, заключивших трудовой договор;
-
Сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;
-
Идентификационный номер налогоплательщика /для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями/;
-
сведения о работодателе, подписавшим трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
-
место и дата заключения трудового договора.
Условия трудового договора подразделяются на обязательные и дополнительные.
Обязательными условиями трудового договора являются:
-
место работы;
-
трудовая функция /работа по должности, специальности, профессии в соответствии со штатным расписанием / для педагогических работников также в соответствии с тарифно-квалификационными
характеристиками/;
Очень важно, чтобы эта запись была сделана правильно. Управление пенсионного фонда отказывает в зачете отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если в трудовом договоре и в трудовой книжке неправильно указано наименование должности.
-
дата начала работы /в случае срочного трудового договора – срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;
-
условия оплаты труда /в том числе размер тарифной ставки или оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты/;
-
режим рабочего времени и времени отдыха;
-
компенсация за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
-
условия об обязательном социальном страховании;
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия:
-
об уточнении места работы
-
об испытании;
-
о неразглашении охраняемой законом тайны;
-
об обязательности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
-
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя.
3.Срок трудового договора.
Трудовые договоры могут заключаться:
-
на неопределенный срок
-
на определенный срок не более 5 лет /срочный трудовой договор/
Срочный трудовой договор заключается:
-
на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника;
-
для выполнения временной /до двух месяцев/ или сезонной работы;
-
с лицами, направляемыми на работу за границу;
-
для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности;
-
для проведения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника;
-
в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу;
И в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными Законами.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
-
для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев и аварий
-
с пенсионерами по возрасту
-
с лицами, обучающимся по дневным формам обучения
-
с руководителями, заместителями руководителя, главными бухгалтерами.
-
В других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Согласно п.2 статьи 77 Трудового Кодекса РФ по истечении определенного договором срока трудовой договор расторгается.
Если срок договора истек, и ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу, то трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Вступление договора в силу.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня допущения работника к работе.
Работник обязан приступить к работе со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий день после вступления договора в силу. Если работник не вышел на работу в установленный срок без уважительных причин, то через неделю трудовой договор аннулируется.
Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих в организации свыше 5 дней. Получая первую трудовую книжку, вновь принятый работник обязан за нее заплатить./п.47 Правил ведения и хранения трудовых книжек/.
При заключении трудового договора работник предъявляет работодателю: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета, документ об образовании. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Решение ситуационных задач.
1.Трудовой договор с учительницей Ивановой был заключен 25 августа. В трудовом договоре не был предусмотрен испытательный срок. 26 августа она приступила к работе, и в этот же день был издан приказ о приеме на работу с испытательным сроком. Прав ли работодатель?
Ответ: трудовые отношения между работником и работодателем возникли 25 августа. Следовательно, на учительницу Иванову не могут распространяться условия об испытательном сроке.
2.Директор школы обязал всех работающих пенсионеров заключить с ним срочные трудовые договора. Прав ли директор?
Ответ: директор не прав. Срочные трудовые договора можно заключать с пенсионерами только при приеме на работу.
3.Учительница Петрова ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Директор заключил с учительницей Соколовой срочный трудовой договор для замены временно отсутствующего работника. По окончании отпуска по уходу за ребенком Петрова поставила в известность директора о том, что завтра выходит на работу. Директор поставил в известность Соколову, что расторгает с ней срочный трудовой договор в связи с выходом Петровой на работу.
Соколова ответила, что она беременна и предъявила справку о беременности. Как быть директору?
Ответ: в соответствии со ст.261 Трудового Кодекса РФ в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель может уволить Соколову, если невозможно с ее письменного согласия перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся в образовательном учреждении работу, которую женщина может выполнять с учетом состояния ее здоровья.
Закрепление материала:
1.Что такое трудовой договор?
2.Что является обязательными условиями трудового договора?
3.Можно ли изменить условия трудового договора?
4.В каких случаях может быть заключен срочный трудовой договор?
5.Когда трудовой договор вступает в силу?
При подготовке к занятию использованы :
1.Трудовой кодекс РФ.
2.Закон РФ «Об образовании»
3.Типовое Положение об общеобразовательном учреждении.
4.Газеты «Мой профсоюз»
Научный руководитель:
заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент Здрок Оксана Николаевна
Контактные данные:
+375 (17) 209-55-63 (кафедра гражданского процесса и трудового права). Предложения и пожелания по работе кружка можно высылать по электронной почте: Гэты адрас электроннай пошты абаронены ад спам-ботаў. У вас павінен быць уключаны JavaScript для прагляду..
Цель и задачи кружка:
Кружок имеет своей целью объединение студентов 1-4 курсов, магистрантов и аспирантов для углубленного изучения вопросов, связанных с применением примирительных процедур как альтернативных судопроизводству способов разрешения частноправовых споров.
Задачи кружка:
организация научно-исследовательской работы студентов, магистрантов и аспирантов по вопросам развития, правового регулирования и применения неюрисдикционных способов разрешения споров (переговоров, медиации (посредничества), консилиации, партисипативной процедуры, независимой экспертной оценки и т.п.), в том числе интегрированных в деятельность суда в виде различных примирительных процедур;
изучение основных международных и национальных источников регулирования переговоров и медиации, выработка умений по их толкованию и сравнительно-правовому анализу;
выработка навыков внесения научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в сфере медиации и примирительных процедур;
подготовка студентов к участию в студенческих конференциях и иных научно-практических мероприятиях по тематике АРС путем развития у них навыков написания научных статей и тезисов, выступления с докладом, организации и поддержания научной дискуссии;
подготовка студентов к участию в практико-ориентированных конкурсах (фестивалях) медиации в качестве переговорщиков и медиаторов.
История научного кружка: кружок организован в соответствии с протоколом заседания кафедры гражданского процесса и трудового права № 12 от 27 июня 2019 г.
О работе научного кружка:
Заседания кружка проводятся 3 раза в семестр. При необходимости может быть проведено 1-2 дополнительных занятия по отработке навыков проведения прямых переговоров и (или) медиации на основе практических кейсов (для желающих принимать участие в конкурсах по медиации).
В работе кружка принимают участие студенты, магистранты и аспиранты, подавшие заявление на кафедру гражданского процесса и трудового права о включении их в число постоянных участников кружка.
Объявления о заседаниях кружка публикуются на канале новостей «Навіны навуковых гурткоў»
Форма проведения кружка:
Ежегодно в программе кружка проводится два тренинга – «Введение в медиацию» и «Подготовка тезисов и выступление с докладом на конференции».
Тренинг «Введение в медиацию» направлен на ознакомление с принципами классической (фасилитативной) модели медиации и овладение первичными практическими навыками проведения процедуры медиации. Первый тренинг подобного формата был проведен 15 марта 2019 г. в рамках работы кружка по гражданскому и хозяйственному процессу.
Тренинг «Подготовка тезисов доклада и публичное выступление на конференции» посвящен отработке навыков подготовки тезисов (выбор заглавия, уровень обобщения и конкретизации, сжатие текста, введение и заключение) и выступления с докладом на конференции (приемы психологической и содержательной подготовки к публичному выступлению, управление вниманием аудитории, ответы на вопросы по итогам доклада). Первый тренинг подобного формата был проведен на кафедре гражданского процесса и трудового права 26 января 2018 г.
Заседания кружка проводятся также в форме открытых (эвристических) занятий на основе заданий из учебно-методического пособия Здрок О. Н. Эвристический диалоговый практикум по тематике альтернативных способов разрешения споров, медиации и примирительных процедур / под ред. А.Д. Короля – Минск : БГУ, 2019. – 47 с. (размещен в электронной библиотеке БГУ).
Указанная форма проведения заседаний научного кружка направлена на:
выработку навыков самостоятельного научного анализа нормативных правовых актов по вопросам медиации, сравнительно-правового анализа законодательства о примирительных процедурах различных стран, внесения научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы применения медиации и иных примирительных процедур;
развитие творческого мышления и раскрытие индивидуального креативного потенциала студентов по вопросам создания инновационных правовых моделей в сфере АРС.
План работы кружка на 2019-2020 гг. учебный год:
1 семестр:
октябрь 2019 г. – тренинг «Введение в медиацию»;
ноябрь 2019 г. – открытое (эвристическое) занятие, направленное на уяснение принципов медиации, функций медиатора, отличия медиации от иных способов АРС.
Примеры открытых (эвристических) заданий:
«Схемотека для лектора», «Кто ты, медиация?», «Билборд о медиации», «Музей медиации», «Почемучка», «Интервью с медиатором», «Чемоданчик медиатора», «Медиативный кроссворд», «Азбука медиации», «Богиня медиации», «Тотем для медиатора» (Здрок О. Н. Эвристический диалоговый практикум по тематике альтернативных способов разрешения споров, медиации и примирительных процедур / под ред. А.Д. Короля – Минск : БГУ, 2019. – 47 с.);
декабрь 2019 г. – открытое эвристическое занятие, направленное на уяснение общей структуры медиативной сессии и содержания каждого из ее этапов.
Примеры открытых (эвристических) заданий:
«Медиация в картинках», «Сказ о медиации», «О медиации за 5 минут» из учебно-методического пособия «Здрок О. Н. Эвристический диалоговый практикум по тематике альтернативных способов разрешения споров, медиации и примирительных процедур / под ред. А.Д. Короля – Минск : БГУ, 2019. – 47 с.»).
2 семестр:
февраль 2020 г. – тренинг «Подготовка тезисов доклада и публичное выступление на конференции»;
март 2020 г. – открытое (эвристическое) занятие, направленное на сравнительно-правовой анализ правового регулирования вопросов медиации в законодательстве Республики Беларусь и зарубежных стран.
Примеры открытых (эвристических) заданий:
«Окно в Европу», «Чудо чудное, диво дивное», «Музей медиации», «Найди 5 отличий», «Медиаторы всех стран, объединяйтесь!», «Из жизни модели» (Здрок О. Н. Эвристический диалоговый практикум по тематике альтернативных способов разрешения споров, медиации и примирительных процедур / под ред. А.Д. Короля – Минск : БГУ, 2019. – 47 с.).
апрель 2020 г. – открытое (эвристическое) занятие на сравнение правил проведения медиации в гражданском и хозяйственном процессе, внесение предложений по унификации правового регулирования медиации по гражданским и экономическим делам, выработку навыков консультирования сторон судебного процесса по вопросам медиации.
Примеры открытых заданий:
«Моя редакция ГПК», «А что народ?», «Шпаргалка для судьи», «Да не судимы будете», «Служба примирения по-беларусски», «Группа раннего развития» (Здрок О. Н. Эвристический диалоговый практикум по тематике альтернативных способов разрешения споров, медиации и примирительных процедур / под ред. А.Д. Короля – Минск : БГУ, 2019. – 47 с.).