Труд тренера

Приказ Министерства спорта РФ от 24 октября 2012 г. N 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70147632/#ixzz5Sw37r9SG

4.9. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматривается Уставом и локальным актом Учреждения.

На этапах спортивной подготовки (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки) занятия, как правило, не превышают 1,5 часа в день, в выходные и каникулярные дни — 3 часа, если иное не установлено федеральными стандартами спортивной подготовки. После 30-45 мин занятий предоставляется возможность (не менее 10 минут) для отдыха детей и проветривания помещений. При этом сам тренировочный процесс продолжается, данное время может быть также использовано для теоретической подготовки, воспитательной работы и другой деятельности педагогической направленности. В программе спортивной подготовки могут быть предусмотрены другие диапазоны продолжительности времени тренировки и перерывов с учетом специфики вида спорта, а также предусмотрена возможность перерывов для отдыха занимающихся в индивидуальном порядке или по подгруппам без прерывания всего тренировочного процесса в целом.

На этапах спортивной подготовки (тренировочном (этапе спортивной специализации), совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства) объем тренировочной нагрузки, в том числе количество и продолжительность занятий (в том числе спаренных) определяются программами спортивной подготовки, утверждаемыми непосредственно самим Учреждением в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.

10 июля 2018 г. 18:54

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПИСЬМО

от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685

Федеральное агентство по физической культуре и спорту направляет для использования в работе «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации».

4.7. Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах — трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, — четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день — трех академических часов.

Приказ Минспорта России (Министерство спорта РФ) от 30 октября 2015 г. №999 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71271262/#ixzz5SwUoMnCP

48. В расписании (графике) тренировочных занятий (далее — расписание) указывается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, утвержденный приказом руководителя организации на календарный год, спортивный сезон, согласованный с тренерским советом в целях установления наиболее благоприятного режима тренировочного процесса, отдыха спортсменов.

При составлении расписания продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа спортивной подготовки.

3.2.3. Расписание тренировочных занятий.

Под расписанием тренировочных занятий (тренировок) в целях данных Методических рекомендаций понимается еженедельный график проведения занятий по группам подготовки, утвержденный распорядительным актом организации (приказом руководителя) и размещаемый на информационном стенде и на официальном сайте организации, осуществляющей спортивную подготовку в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением законодательства по защите персональных данных. Расписание тренировочных занятий (тренировок) рекомендуется утверждать после согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их обучения в образовательных организациях.

При составлении расписания тренировочных занятий (тренировок) продолжительность одного тренировочного занятия рекомендуется рассчитывать в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки занимающихся следующей продолжительности:

на этапе начальной подготовки до 2 часов;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) до 3 часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства до 4 часов;

на этапе высшего спортивного мастерства до 4 часов;

при проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий — до 8 академических часов <1>.

ЕВСК

14. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются спортсменам по следующим возрастным группам: без ограничения верхней границы возраста ‒ мужчины, женщины; с ограничением верхней границы возраста ‒ юниоры и юниорки, юноши и девушки, мальчики и девочки.

По установленным правилам в Международной Федерации Легкоатлетических Федераций (ИААФ), возраст юниорской категории ограничивается 19 годами и младше, но не старше. Участник состязаний считается юниором, если его возраст младше двадцати лет на дату 31 декабря года проведения соревнований. В других видах спорта в категории «юниоры» возраст может быть меньше или даже доходить до 22 лет. Это зависит от скорости набора атлетом пика спортивной формы. В одних видах спорта она набирается быстрее, в других медленнее, поэтому деление на юношей и юниоров в разных федерация устанавливается по-разному.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 марта 2018 года N ПК-ВК-13/1693

В связи с рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации направленными в Минспорт России письмом от 08.02.2018 N 01/17538-ЮЛ Министерство спорта Российской Федерации отзывает Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта письмом от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554.

При организации деятельности, связанной со спортивной подготовкой, необходимо руководствоваться положениями приказа Минспорта России от 30.10.2015 N 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2016 N 41679).

Просим довести данную информацию до сведения руководителей органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта и руководителей организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

П.А.Колобков

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

К.А. Сапожникова, аспирант, кафедра социологии и технологий муниципального и государственного управления,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, ka.sapozhnikova@gmail.com

ТРЕНЕРСКИЙ ТРУД И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

В настоящее время сфера физической культуры и спорта в Российской Федерации находится в стадии реформирования. С выделением спорта в отдельную отрасль экономики и социальной политики государства тренеры получили статус обособленных субъектов трудовых отношений. В данной статье представлена характеристика ключевых элементов тренерского труда, среди которых предмет, средства, цели и субъекты труда; рассмотрены особенности социально-экономического содержания и характера тренерского труда. На основе результатов анализа сделаны выводы относительно особенностей организации тренерского труда в Российской Федерации, обозначены основные социально-трудовые противоречия, существующие в этой сфере. Раскрыты основные положения методики оценки эффективности деятельности тренеров и обоснована необходимость дифференциации этой оценки в зависимости от этапа подготовки спортсменов: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства. На пути формирования полноценной методики оценки эффективности тренерского труда, учитывающей как его функции, так и задачи, стоящие перед тренером на том или ином этапе подготовки спортсменов, возникают определенные проблемы, сущность и возможные решения которых проанализированы в данной работе.

Ключевые слова: тренерский труд, элементы труда, характер труда, содержание труда, организация труда, социально-трудовые противоречия, эффективность тренерского труда.

На протяжении длительного периода в отечественной экономической и социологической литературе, в научных публикациях, касающихся физической культуры и спорта, деятельность тренера, как правило, обсуждалась в рамках педагогики, что означало ее включенность, прежде всего, в сферу образования. С принятием Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура и спорт приобрели статус отдельной социально-экономической отрасли. Правовое положение тренеров стало более определенным.

Тренерская работа, безусловно, относится к трудовой деятельности. Во-первых,

действия тренера характеризуются целесообразностью и социальной значимостью: спортивные победы на международной арене демонстрируют потенциал и силу государства. Во-вторых, на рынке труда в сфере физической культуры и спорта реализуется воспроизводительная схема рабочей силы, что является необходимым условием существования такого труда. И, наконец, деятельность тренера многоаспектна, имеет социально-экономическую, организационно-техническую и морально-личностную стороны.

Под тренерским трудом предлагается понимать специфическую подсистему совокупного общественного труда, целесо-

образную, сознательную деятельность человека, имеющего соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию, направленную на обучение и воспитание спортсменов, осуществляемую в интересах государства, обусловленную высокой общественной значимостью, характеризующуюся напряженностью, цикличным характером и многофункциональностью.

Тренерский труд как система включает в себя следующие элементы: предмет, субъекты, цели и средства1. Предметом тренерского труда является уровень спортивной подготовленности занимающихся. Субъектов тренерского труда предлагается ограничить системой физической культуры и спорта — следовательно, к субъектам, с этой позиции, относятся тренеры, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию (образование), деятельностью которых являются подготовка и воспитание спортсменов. Цели тренерского труда зависят от уровня, на котором осуществляется подготовка спортсмена: муниципальный, уровень субъекта РФ или всероссийский; при этом с переходом на более высокий уровень повышаются требования к спортивной подготовленности занимающихся. Средствами тренерского труда являются оборудование, инвентарь и технические средства, применяемые в зависимости от вида спорта.

Вышеперечисленные элементы тренерского труда влияют на его характер и содержание. Содержание тренерского труда достаточно динамично и обусловлено уровнем профессионализма субъекта труда. Кроме того, работа тренера характеризуется увеличением в ней доли интеллектуального труда и совмещением нескольких функций, в том числе управленческой. Также к особенностям тренерского труда следует отнести напряженность, превалирование доли бюджетного финансирования в общем фонде заработной платы, специфические условия карьерного роста. Отличительной чертой характера тренер-

ского труда также является его цикличность, что связано с необходимостью организации ежегодной подготовки спортсменов.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уровневая система организации тренерского труда, что обусловливает различие целей реализации тренерского труда на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Однако последние законодательные разработки в сфере физической культуры и спорта предполагают переход от административно-территориальной иерархии к кластерному взаимодействию, когда различные организации объединяются для более эффективной и всесторонней подготовки спортсменов2.

Другой особенностью современной организации тренерского труда в России является постепенный переход от работы по общеобразовательным программам3, которые реализует в настоящее время большинство физкультурно-спортивных организаций (что обусловлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»), на программы спортивной подготовки (в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федера-ции»)4. Результатом данной реформы должен стать окончательный перевод тренерского труда из области образования в сферу физической культуры и спорта. Такой перевод необходим ввиду отличительной черты тренерского труда — его многозадачности.

Трудовые операции деятельности тренера предлагается объединить в пять функциональных групп: научно-познавательные, текущие, аналитические, организаторские и коммуникационные. Научно-познавательные операции связанны с обновлением знаний по видам спорта, методикам преподавания, разработкой учебных программ и методических рекомендаций. Операции текущей тренерской работы определяют действия тренера при ведении стандартного тренировочного занятия. Реализация тренером аналитических функций под-

Содержание тренерского труда достаточно динамично и обусловлено уровнем профессионализма

субъекта труда. Кроме того, работа тренера характеризуется увеличением в ней доли интеллектуального труда и совмещением нескольких функций, в том числе управленческой.

разумевает планирование, определение ди- отработанных механизмов по ее организа-

намики развития спортсмена. Две последние ции и контролю в субъектах и муниципали-

группы трудовых операций связаны с реше- тетах.

нием организационных вопросов и реализу- Противоречия в функционировании

ются на уровне коммуникации и мотивации.

Анализ современной системы организации тренерского труда в РФ позволил выделить три основных существующих сегодня в этой сфере противоречия:

1) требование повышения качества подготовленности спортсменов как основного предмета тренерского труда при наличии множества иных функций тренерской деятельности, лишь косвенно влияющих на результаты спортсменов;

2) декларирование различий сферы спорта и образования, в то время как большинство физкультурно-спортивных организаций продолжают находиться в статусе образовательных учреждений;

3) внедрение спортивной подготовки наряду с подготовкой по общеобразователь-

Трудовые операции деятельности тренера предлагается объединить в пять функциональных групп: научно-познавательные, текущие, аналитические, организаторские и коммуникационные.

и организации тренерского труда в Российской Федерации непосредственно влияют на развитие системы данного труда. Однако для того, чтобы оценить уровень развития, а также степень влияния различных факторов на изменение тренерского труда, необходимо определить категорию его эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, эффективность измеряется соотношением результатов и ресурсов, использованных для их достижения. Для оценки эффективности труда применяются метод оценки использования рабочего времени, метод расчета результативности труда на единицу трудозатрат, показатели фондоотдачи и др. Основным ресурсом, затрачиваемым учреждением на организацию

деятельности тренера, является заработная ным программам в условиях отсутствия плата. Следовательно, в общем виде форму-

ла эффективности тренерского труда будет представлена отношением результативности труда к размеру фонда оплаты труда. С помощью данного подхода можно определить, какова эффективность работы тренера на рубль заработной платы или, иными словами, насколько велика отдача тренерского труда на каждый вложенный в оплату его труда рубль. Таким образом, для оценки эффективности тренерского труда необходимо учитывать два компонента: размер фонда оплаты труда и результативность деятельности тренера.

По нашему мнению, целесообразность разработки методики оценки эффективности тренерского труда обосновывается тем, что эта оценка направлена:

1) на выявление особенностей, характеризующих существующую систему тренерского труда с учетом этапов многолетней подготовки спортсменов;

2) разработку условий для развития системы тренерского труда;

3) моральное стимулирование субъектов тренерского труда;

4) на разработку механизмов совершенствования стимулирования тренерского труда.

В разрезе выделенных направлений остановимся на ключевых моментах оценки эффективности тренерского труда.

Во-первых, выявление особенностей, характеризующих существующую систему тренерского труда в определенный момент времени (т.е. комплексная оценка тренерского труда за временной период), возможно при охвате всего перечня функций тренерского труда, а также на основе учета особенностей реализации труда тренеров. Современные методы оценки результативности деятельности тренера не учитывают специфику тренерского труда в зависимости от этапов подготовки спортсменов, с которыми этот тренер работает. Однако, по нашему мнению, ввиду существенной диффе-

ренциации целей и задач различных этапов подготовки, а также наличия комплекса требований к спортивной подготовленности занимающихся тренерский труд достаточно специализирован, и построение комплексной модели оценки деятельности тренера без учета этой специализации невозможно.

Действительно, многолетняя подготовка спортсмена делится на несколько этапов:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап;

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

С точки зрения нормативной базы, спортивно-оздоровительный этап реализуется в рамках дополнительных общеразвива-ющих программ5, дополнительные предпро-фессиональные программы предусматривают работу от этапа начальной подготовки до этапа совершенствования спортивного мастерства6. Программы спортивной подготовки включают в себя весь перечень этапов многолетней подготовки спортсмена (кроме спортивно-оздоровительного этапа).

Формирование методики оценки эффективности тренерского труда, которая будет учитывать как функции тренерского труда, так и задачи деятельности тренера в зависимости от этапа подготовки спортсменов, является условием получения объективной информации о качестве и результативности существующей системы тренерского труда.

Во-вторых, оценка эффективности тренерского труда связана с разработкой условий для развития системы труда тренеров. На основе результатов исследования эффективности тренерского труда необходимо сформировать рекомендации по совершенствованию системы с учетом двух направлений: организации тренерского труда и его

Формирование методики оценки эффективности тренерского труда, которая будет учитывать как функции тренерского труда, так и задачи деятельности тренера в зависимости от этапа подготовки

спортсменов, является условием получения объективной информации о качестве и результативности существующей системы тренерского труда.

стимулирования. Стимулирование труда выступает в качестве механизма повышения его эффективности, а организация является составным элементом модели эффективной системы тренерского труда в Российской Федерации.

В-третьих, результаты оценки могут использоваться для морального стимулирования субъектов тренерского труда. Комплексная система оценки тренерского труда позволит сравнить деятельность отдельных тренеров на предмет ее эффективности. Построение рейтингов эффективности тренерского труда в организации можно рассматривать в качестве одного из методов морального стимулирования тренеров.

В-четвертых, результаты оценки эффективности тренерского труда станут основой для дальнейшего совершенствования системы стимулирования труда тренеров. Развитие механизмов поощрения деятельности тренера с учетом разнообразия ее функций и задач позволит увеличить результативность работы и повысит заинтересованность тренеров в результатах своего труда.

Рассмотрев цели и возможности оценки эффективности тренерского труда, обозначим основные проблемы оценивания.

Первая проблема обусловлена большим разнообразием тренерских функций и творческим характером тренерского труда. Максимальная продолжительность рабочего времени тренера закреплена законодательно, в организациях утверждается расписание, согласно которому тренер работает со спортсменами. Однако деятельность тренера не ограничивается непосредственным взаимодействием со спортсменами. Каждая группа функций тренерского труда включает в себя ряд действий или процессов, которые невозможно осуществить в рамках утвержденного рабочего времени. Например, организационные и коммуникационные функции зачастую реализуются

во внерабочие часы. Более того, в таких видах спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т.д. тренерский труд сопряжен с постановкой оригинальных композиций, требующих творческого подхода и постоянного поиска уникальных элементов.

В связи с этим неизбежен вопрос, каким образом следует оценивать весь комплекс функций тренерского труда (в том числе действия, трудно поддающиеся оценке). В этих условиях можно говорить о том, что многие осуществляемые тренером функции, которые сложно исследовать или измерить, ложатся в основу показателей эффективности, поддающихся оценке. Так, эффективность коммуникаций со спортсменами и их родителями выразится в общей дисциплине и отсутствии конфликтов. Время отдыха и выходные, потраченные тренером на поиск творческих идей для улучшения произвольной программы спортсмена (например, в таком виде спорта, как фигурное катание на коньках), станут одним из факторов будущей результативности спортсмена.

Вторая проблема, возникающая при осуществлении оценки эффективности тренерского труда, связана с оценкой вклада каждого отдельного тренера в повышение уровня спортивной подготовленности спортсмена. В процессе многолетней подготовки спортсмен может поменять несколько тренеров; система передачи спортсменов также обусловлена уровневым характером организации тренерского труда в стране. При оценке эффективности тренерского труда необходимо учитывать, осуществлялась ли передача спортсменов в анализируемом периоде от данного тренера и каков был уровень спортивной подготовленности таких спортсменов. Кроме того, учет спортсменов, которые были переведены от тренера, в общей эффективности труда позволит морально стимулировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальная продолжительность рабочего времени тренера

закреплена законодательно, в организациях утверждается расписание, согласно которому тренер работает со спортсменами. Однако деятельность тренера не ограничивается непосредственным взаимодействием со спортсменами.

тренеров, многие из которых негативно относятся к переводам своих занимающихся, даже когда перевод обусловлен объективными причинами.

Третья проблема оценивания эффективности тренерского труда заключается в наличии у тренера в одно и то же время спортсменов, находящихся на разных этапах подготовки. Ранее мы обосновали необходимость оценки эффективности тренерского труда в зависимости от этапа подготовки спортсменов, с которыми работает тренер. Проблема состоит в том, что в большинстве случаев тренер работает с различными группами: от начальной подготовки до этапа совершенствования спортивного мастерства. Исключение составляют тренеры, вырабатывающие небольшое количество часов (в основном, это совместители или молодые тренеры), и тренеры, работающие в бригаде.

Заметим, что бригадный метод, в общем понимании, подразумевает объединение тренеров определенного вида спорта в бригаду, где каждый специализируется на каком-либо этапе подготовки спортсмена или отвечает за развитие отдельного компонента спортивной подготовленности занимающегося (тактики, техники, хореографической подготовки и т.д.). С точки зрения эффективности бригадный метод является оптимальным, однако в физкультурно-спортивных организациях муниципального уровня реализуется редко.

Таким образом, мы выделяем три проблемы оценки тренерского труда, обусловленные:

1) разнообразием тренерских функций и творческим характером тренерского труда;

2) существующей практикой перехода спортсменов от тренера к тренеру;

3) наличием у тренера в одно и то же время спортсменов, находящихся на различных этапах подготовки (в зависимости от комплектования групп).

Все вышеперечисленные проблемы имеют решения, которые являются залогом формирования полноценной методики оценки эффективности тренерского труда, учитывающей как функции тренерского

труда, так и задачи деятельности тренера в зависимости от этапа подготовки спортсменов.

Таким образом, трудовая деятельность тренера в настоящее время проходит этап реформирования, отличается многозадачностью, имеет уровневый характер организации. При общей оценке эффективности тренерского труда предлагается установить соотношение результативности труда к размеру фонда оплаты труда, при этом оценка нуждается в дифференциации в зависимости от этапа подготовки спортсменов. Методику оценки эффективности необходимо формировать с учетом особенностей комплектования групп и характера тренерского труда.

Литература

1. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда. М.: Экзамен, 2002. С. 736.

5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. № 1008.

6. Приказ Минспорта России «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» от 12.09.2013 г. № 730.

COACH LABOR AND METHOD OF ITS ASSESSMENT

K.A. Sapozhnikova, postgraduate.

The department of sociology and technologies of municipal and state administration.

Ural Federal University.

Yekaterinburg, Russia, ka.sapozhnikova@gmail.com

1. Volgina N.A., Odegova Iu.G. Ekonomika truda . Moscow, «EKZAMEN» Publ., 2002. 736 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Положению о детско-юношеской спортивной школе, утвержденному постановлением КМУ от 05.11.08 г. № 993 (далее – Положение № 993), к участникам учебно-тренировочной и спортивной работы в спортшколе, в частности, относятся тренеры-преподаватели, директор и т. п.

На сегодня работники детско-юношеских спортивных школ (далее – ДЮСШ) оплачиваются согласно:

  • постановлению КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298);
  • приказом Минмолодежьспорта от 23.09.05 г. № 2097 «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций отрасли физической культуры и спорта» (далее – Приказ № 2097).

Для некоторых категорий работников ДЮСШ есть приятная новость: с принятием постановления КМУ от 14.08.19 г. № 755 (далее – Постановление № 755), которым внесены изменения в Постановление № 1298, к предельным размерам должностных окладов руководящих работников, инструкторов-методистов и тренеров ДЮСШ всех типов должны применяться дополнительные коэффициенты повышения.

Например, для тренеров-преподавателей ДЮСШ, которые имеют высшую квалификационную категорию, директоров и инструкторов-методистов ДЮСШ высшей категории коэффициент составляет 1,7. Если речь идет о школах первой категории, то к этим должностям будет применяться коэффициент 1,5 и т. п. Этим работникам, которые работают в ДЮСШ без категории, коэффициент повышения – 1,2.

Напомним: тарифные разряды работников отрасли физкультуры и спорта определяются по разд. VІ приложения 2 к Постановлению № 1298.

Конечно, конкретизация относительно определения должностных окладов и других составных заработка работникам ДЮСШ содержится в Приказе № 2097. Так, в приложении 6 к этому документу предусмотрены тарифные разряды по должностям тренеров-преподавателей, в приложении 7 – директоров школ и инструкторов-методистов.

Для наглядности покажем, как будут определяться должностные оклады упомянутых работников начиная с 01.01.20 г.:

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/53764-0

Название должности

Тарифный разряд

Должностной оклад до 31.12.19 г.

Дополнительный коэффициент повышения

Должностной оклад с 01.01.20 г.

1

2

3

4

5

Тренер-преподаватель по виду спорта, который имеет:– ІІ категорию

12

4 073

1,3

5 295

– І категорию

13

4 361

1,5

6 542

– высшую категорию

14

4 649

1,7

7 903

Директор*

15; 16

4 956; 5 360

1,7

8 425; 9 112

Инструктор-методист*

13; 14

4 361; 4 656

1,7

7 414; 7 903

* Тарифные разряды приведены для работников специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, специализированных ДЮСШ для лиц с инвалидностью паралимпийского и дефлимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

Обращаем внимание: приведенный расчет осуществлен исходя из должностного оклада работника І тарифного разряда в размере прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.19 г. – 1 921 грн. Актуальный расчет будет осуществляться после утверждения в установленном порядке нового размера ПМ.

Также не забываем, что необходимо соблюдать требования для получения ДЮСШ соответствующей категории (см. приложение к Положению № 993). В частности, одним из таких требований для ДЮСШ высшей категории является следующая: количество штатных тренеров-преподавателей высшей и І категории (в игровых видах спорта ІІ категории), которые работают в спортшколе, ежегодно на протяжении последних 3 лет должны составлять 35–40 % от общего количества штатных тренеров-преподавателей по каждому виду спорта.

Советуем для обработки объемов расходов на оплату труда, которые планируются в сметах ДЮСШ на следующий год, учесть новации, внедренные Постановлением № 755.

Постановление КМУ от 14.08.19 г. № 755 вступает в силу с 01.01.20 г. («Урядовий кур’єр» от 24.08.19 г. № 162).

Человек, который руководит спортивной тренировкой, должен быть специалистом в определенном виде спорта, а то и в нескольких.

То, сколько получает спортивный наставник, зависит от спортивных достижений учеников и места работы.

Какой оклад у специалистов в России

Средний оклад в спортивной школе на 2019-2019 год составляет 40 000 руб.

Диапазон минимальных и максимальных доходов: 15-120 тыс. руб.

Согласно статистике с ресурса russia.trud.com наибольше вакансий открыто в таких областях:

  • Московская;
  • Ленинградская;
  • Краснодарский край.

Наибольшие средние зарплаты у тренера в спортивной школе в следующих областях России (руб.):

  1. Республике Ингушетия — 90000.
  2. Новгородская область — 55 000.
  3. Московская область — 42 000.

Заработная плата в разных странах

В данной профессии наблюдается большая разбежность в зарплатах.

Статистика по зарплатам тренера на 2017 год в разных странах:

Ситуация с оплатой труда в ДЮСШ

Средний уровень зарплат тренеров, которые преподают в ДЮСШ — 15 000 рублей.

У начинающих специалистов жалованье 5-10 тыс. руб.

На такую зарплату непросто прожить, поэтому преподаватели ищут возможности дополнительного заработка.

Правительство Республики Татарстан планирует увеличить средние зарплаты спортивных тренеров до 45 000 руб. с 2018 года.

Также ожидается рост окладов по всей стране.

Жалованье при индивидуальных тренировках

Более предприимчивые тренера работают персональными наставниками.

Оплата за 60 минут тренировки колеблется от 500 до 5000 руб.

То, сколько получает частный тренер, зависит от следующих факторов:

  • опыт и заслуги самого наставника;
  • регион работы;
  • маркетинг и реклама.

Если персональный преподаватель работает с человеком или группой на постоянной основе, он делает скидки для мотивации клиентов.

Для примера: оплата за одно занятие может составлять не 1500 руб., а 1000.

Методы повышения прибыли

Некоторые спортивные тренеры работают в ДЮСШ неполный рабочий день.

Встречаются также и увлеченные спортом люди, которые предлагают свои услуги по обучению на чисто добровольной основе.

Многие спортивные наставники недовольны тем, сколько они зарабатывают.

Есть несколько способов увеличения заработка спортивного тренера:

  1. Совмещать несколько работ при возможности.
  2. Проведение персональных занятий за отдельную плату.
  3. Привлечение спонсорских средств.

Необходимые навыки для успешной тренерской деятельности

Вам нужно будет продемонстрировать следующее:

  • желание помочь другим людям добиться успеха;
  • отличные коммуникативные и межличностные навыки;
  • способность к построению команды;
  • энтузиазм, гибкость и терпение;
  • мотивационные навыки и понимание психологии, которая лежит в основе успешной конкуренции;
  • организационные навыки;
  • большой интерес к поддержанию профессиональных навыков и знаний;
  • энтузиазм.

Несмотря на незначительное финансирование в спортивные школы со стороны государства, большие зарплаты у преподавателей — это реальность.

Работа индивидуальным тренером и в частных спортивных школах может приносить прибыль больше 100 000 руб. в месяц.

Сколько получает спортивный тренер 5 (100%) проголосовало 1