Третейский суд арбитраж

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О третейских судах в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 61. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

(Статья введена — Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ)

ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

1. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

11. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 11 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Статья 9. Число третейских судей

1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

3. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

Статья 10. Формирование состава третейского суда

1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Статья 11. Основания для отвода третейского судьи

Отвод третейскому судье может быть заявлен в случаях несоблюдения требований, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок отвода третейского судьи

1. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если указанные обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

2. Сторона может заявить отвод избранному ею третейскому судье в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после избрания ею отводимого третейского судьи.

3. В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами постоянно действующего третейского суда.

4. В третейском суде для разрешения конкретного спора процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами.

5. Если процедура отвода третейского судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего третейского суда, то письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как стороне стало известно о том, что состав третейского суда сформирован и есть основания для отвода третейского судьи в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим третейским судьей.

Статья 13. Прекращение полномочий третейского судьи

1. Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, а также в случае смерти третейского судьи.

2. Полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 34 — 36 настоящего Федерального закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанными статьями.

3. Основаниями для прекращения полномочий третейского судьи по соглашению сторон, а также для самоотвода третейского судьи являются юридическая или фактическая неспособность третейского судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока.

Статья 14. Замена третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

ГЛАВА IV. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

1. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:

гонорар третейских судей;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;

иные расходы, определяемые третейским судом.

2. Если правилами постоянно действующего третейского суда

Трете́йский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Виды третейских судов

Третейские суды бывают двух видов:

  1. третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)
  2. образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Третейский суд

Общественного объединения

«Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»

г. Минск, ул. Серафимовича д.11 к.104 тел. 298-24-49/38

Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь

31 января 2013 года

Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они не входят в судебную систему Республики Беларусь.

Третейский суд разрешает споры, возникающие между юридическими лицами, между физическими лицами, юридическими и физическими лицами. Третейский суд вправе рассматривать также споры с участием иностранных лиц и граждан.

Третейский суд принимает к рассмотрению споры при наличии третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено как в виде отдельного документа, так и включено в текст договора (третейская оговорка). Необходимо, чтобы третейское соглашение было заключено в письменной форме, но при этом его фиксация возможна и путем обмена письмами.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА:

  1. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, чтобы судебное разбирательство проходило в месте нахождения третейского суда, спор может быть рассмотрен в любом месте Республики Беларусь;
  2. Стороны вправе сами выбирать третейских судей (судью), которому больше доверяют из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда;
  3. Быстрота и экономичность рассмотрения дела (не более 3-х месяцев);
  4. Конфиденциальность; рассмотрение спора в третейском суде закрытое, что является дополнительной гарантией сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны.
  5. Более низкая стоимость обращения в суд (в 2,5 раза меньше чем госпошлина);
  6. Возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора;
  7. Согласно ст. 254 ХПК «Решение третейского суда может быть обжаловано лишь по исчерпывающему перечню формальных оснований.
  8. Суд, рассматривающий экономические дела, не вправе пересматривать решение Третейского суда по существу.

Третейская оговорка для включения в договор:

«Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, подлежат разрешению в Третейском суде Общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» в соответствии с его регламентом».

Решения Третейского суда ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» размещены в качестве примеров в юридической базе «Консультант Плюс»

Председатель Третейского суда Бородуля Вадим Александрович

ОБРАЩАЙТЕСЬ: +375 17 298-24-49

Закон О третейских судах

Регламент Третейского суда ОО МССПиР

Третейский сбор (Приложение к Регламенту)

Список арбитров с телефонами (Приложение к Регламенту)

Положение о Третейском суде ОО МССПиР

Арбитражная оговорка (примеры)

Что такое — третейский суд?

Институт Третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан. Правовые основы деятельности Третейского суда регулируются Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 102-ФЗ, а также Гражданским Кодексом РФ и Регламентом суда.

Принцип деятельности:

в Третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора (контракта) или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Третейское соглашение должно состоять из наименования конкретного третейского суда и определения факта окончательности судебного решения. Пример: «Все споры и разногласия, независимо от оснований их возникновения, которые возникли или могут возникнуть между Сторонами по настоящему Договору, в том числе связанные с его заключением, исполнением, изменением, расторжением или признанием недействительным (полностью или частично), а также возникновением, прекращением или переходом прав на недвижимое имущество или земельные участки, передаются на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы (г. Москва, ул. Шкулева, д. 9, корп.1), по выбору истца. Решение Третейского суда окончательно».

Третейский суд, также вправе разрешать споры с участием физических лиц (общая юрисдикция) или нерезидентов Российской Федерации и независимо от территориальности заключения, исполнения или местонахождения сторон.

Подача иска и разрешение спора:

Исковое заявление оформляется в том же виде и с таким же приложением, как и при подаче иска в государственный суд, с добавлением абзаца обосновывающем компетенцию третейского суда на рассмотрение переданного ему спора и индивидуальными требованиями регламента третейского суда. После подачи иска, формируется состав суда (или формируется коллегия с представителями от сторон спора, или председателем назначается единоличный судья). Разрешение спора, в среднем, проходит в одно судебное заседание. При необходимости, судья может переносить заседания. Судебное решение третейского суда вступает в силу с даты его принятия. Если третейское соглашение содержит указание о его окончательности, то решение третейского суда обжалованию не подлежит. Если в третейском соглашении окончательность решения третейского суда не предусмотрена, то решение можно оспорить, но только по основаниям, предусмотренным ст. 233 АПК РФ и 421 ГПК РФ.

Исполнение решения третейского суда:

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае неисполнения решения, победившая сторона вправе обратиться в государственный суд (по месту нахождения ответчика или нахождения имущества) за выдачей исполнительного листа.

При выдаче исполнительно листа, государственный суд проверяет формальные признаки третейского разбирательства: 1) компетенцию третейского суда в рамках Федеральных законов, запрещающих рассмотрение некоторых категорий дел, 2) соблюдение основополагающих принципов Российского права. По заявлению одной из сторон, государственный суд может проверить дополнительные формальные признаки, но только в рамках ст. 239 АПК РФ и ст. 426 ГПК РФ. Определение государственного суда можно обжаловать, но только в кассационном порядке, поэтому на исполнительное производство, обжалование не влияет.

Полученный исполнительный лист передается в Службу судебных приставов в общем порядке исполнительного производства.

Материал подготовлен Арбитражным судом г. Москвы совместно с Арбитражным третейским судом г. Москвы

5 февраля 2017 года в Нижнем Новгороде состоялось открытие отделения Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС). Как отметил глава региона Глеб Никитин, МКАС — это старейший арбитражный суд в стране, и его решения признаются в 130 странах мира. «Это серьезный инструмент для улучшения инвестиционного климата, который придаст новый импульс использованию системы подобных судов. Нижегородское отделение будет обслуживать не только нашу область, но и еще 11 регионов: это признание Нижнего Новгорода как центра коммерческой активности», — отметил Глеб Никитин в ходе встречи с президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным.

По данным ТПП РФ, в составе Международного коммерческого арбитражного суда 150 арбитров из 25 стран. Ежегодно в МКАС поступает от 250 до 300 международных коммерческих споров с участием компаний из 40−50 стран. Всего, по данным ведомства, за годы работы МКАС было рассмотрено более 10 000 дел.

Как рассказал Сергей Катырин, Нижегородская область находится в первой десятке регионов, где создается филиал Международного коммерческого арбитражного суда. «Открытие МКАС позволяет рассматривать не только международные дела. Это возможность защиты бизнеса и инвесторов, которые сюда приходят», — пояснил Сергей Катырин.

Как сообщили в ТПП РФ, МКАС рассматривает международные коммерческие, внутренние, корпоративные и спортивные споры. «У нас есть и спортивный арбитраж, и третейский суд для внутренних споров», — пояснил Сергей Катырин.

«Открытие МКАС — это результат эффективной работы Нижегородской ТПП, признание заслуг и опыта третейского суда, который здесь существовал. В Нижегородской области есть богатый опыт и целая команда арбитров, которых мы включим в наш международный список», — добавил Сергей Катырин. Для разрешения споров, по его словам, в нижегородское отделение будут привлекаться и зарубежные арбитры: например, из Лондонского и Стокгольмского судов.

Справка Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) осуществляет свою деятельность уже более 85 лет и является ведущим в России и странах Восточной Европы третейским судом по разрешению коммерческих споров международного характера. МКАС входит в число наиболее крупных и авторитетных арбитражных центров мира, признанных как отечественными, так и зарубежными предпринимателями. Его решения подлежат исполнению в 130 странах мира (согласно Нью-Йоркской конвенции Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года). С 1999 года МКАС является членом Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ). Обращение в МКАС имеет ряд преимуществ, а именно: — решения, вынесенные в России в порядке международного коммерческого арбитража, невозможно обжаловать по существу, что сокращает время на апелляционные и кассационные инстанции; — спорящие стороны сами выбирают арбитров, которые будут разрешать спор, в том числе имеется возможность привлечения иностранных специалистов не из числа арбитров МКАС; — МКАС гарантирует конфиденциальность разрешения споров (отсутствие открытых заседаний, публикации решений и т. д.); — помимо разрешения споров деятельность МКАС направлена на сохранение партнерских отношений и деловой репутации контрагентов.

Специфика арбитражного суда

Арбитраж является одной из разновидностей гражданского судебного процесса. Арбитражный суд – орган судебной власти, специализирующийся на рассмотрении споров, связанных с экономической деятельностью. В качестве истца в арбитражном суде могут выступать лишь юридические лица: учреждения, организации, предприятия и предприниматели. Судебный арбитраж используется для разрешения экономических споров, а также рассмотрения иных дел, отнесенных к его подведомственности федеральным законом.

Рассмотрение споров между предприятиями

Основная масса исков, попадающих в судебный арбитраж, представляет собой экономические споры между предприятиями. Предпринимательская деятельность нередко сопровождается спорами по поводу ненадлежащего исполнения либо неисполнения условий разного вида гражданско-правовых договоров. Арбитражному суду подведомственны дела, связанные с нарушением таких гражданско-правовых договоров, как оказание услуг, поставка, перевозка грузов, строительно-подрядные работы и многих других.

Такой суд принимает к рассмотрению иски, касающиеся признания прав собственности на различные объекты недвижимого имущества, признания недействительности гражданско-правовых сделок, иски о взыскании с противной стороны денежных средств, удерживаемых незаконно.

Защиту интресов предприятия в арбитражном суде, как правило осуществляет бизнес адвокат, занимающийся экономическими спорами между субъектами предпринимательства.

Специальная подведомственность и споры

Специальная подведомственность подразумевает, что арбитражный суд рассматривает дела о создании предприятий, их реорганизации и ликвидации. В сферу деятельности судебного арбитража входят дела о банкротстве предприятий и об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, арбитражный суд рассматривает споры, касающиеся защиты деловой репутации, а также споры между акционерами и акционерным обществом, не связанными трудовыми отношениями.

Через судебный арбитраж проходят многочисленные иски со стороны налоговых органов о взысканиях с налогоплательщиков задолженностей по различным обязательным платежам. В качестве налогоплательщиков выступают юридические лица и предприниматели.

Арбитражный суд занимается рассмотрением заявлений со стороны предпринимателей, предприятий, организаций и учреждений, в случаях, когда оспариваются нормативные/не нормативные акты официальных органов, действия/бездействие должностных лиц, затрагивающие интересы истца в сфере его предпринимательской деятельности.