Требования по складированию отходов

Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Выделение разных групп отходов позволяет государству осуществлять контроль в области обращения с мусором. В данной статье пойдет речь о бытовом мусоре, включая отходы при ремонте и строительстве, краткое название которому ТБО.

Что такое ТБО

ТБО это твердые бытовые отходы, уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. При этом ТБО принято делить на органическую составляющую (еда) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и др.).

Состав ТБО

Данный мусор включает в себя:

  • органические отходы;
  • резину и кожу;
  • стекло и текстиль;
  • древесину и металлы;
  • пластик, бумагу и картон и т.д.

Штраф за выброс мусора в неположенном месте

На отдыхе в лесу

За выброс мусора на территории лесного массива придется оплатить штраф согласно ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ:

  • 2 000 – 3 500 руб. для граждан;
  • 10 000 – 20 000 руб. для должностных лиц;
  • 10 000 – 20 000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней для предпринимателей без образования юр. лица;
  • 100 000 – 300 000 руб. или приостановление деятельности до 90 дней для юр. лиц.

За сжигание мусора на участке

Обычный дачник, являющийся для закона физическим лицом, за нарушение закона будет оштрафован на сумму от 1000 до 1500 рублей. Должностное лицо (председатель садового кооператива) – на сумму от 6 000 до 15 000 рублей, а юридическое лицо (садовый кооператив) – от 150 000 до 200 000 рублей.

За выброшенный мусор из окна

Штрафные санкции применяются и к любителям выбрасывать мусор из окон домов. Нарушителям придется заплатить 5 тыс. рублей.

Из окна автомобиля

Штрафы за выбрасывание мусора из окна автомобиля зависят от региона произошедшего, их размер может варьироваться от 2 до 3 тыс. руб.

Статья 12.33 КоАП РФ устанавливает более тяжелое наказание за выброс мусора из окна машины в случаях, когда была создана угроза безопасности дорожного движения.

  • 5000 – 10000 руб. для граждан;
  • 25 000 руб. для должностных лиц;
  • 300 000 руб. для юридических лиц.

За строительный мусор

Крупногабаритные отходы, старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом» (п. 3.7.15 Постановления от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В противном случае Вас ожидает штраф за несанкционированную свалку мусора в неположенном месте по ст. 8.1 КоАП РФ:

  • 1 000 – 2 000 руб. для граждан;
  • 2 000 – 5 000 руб. для должностных лиц;
  • 20 000 – 100 000 руб. для юридических лиц.

В чужой мусорный бак

Мусор не разрешается выбрасывать в контейнер лицам, не проживающим в домах, возле которых стоят контейнеры, так как проживающие в этих многоэтажках люди оплачивают вывоз такого вида отходов. Штрафы, предусмотренные за такое нарушение, составляют от 3 до 100 тысяч рублей, в зависимости от того, кто выбросил мусор – обычный гражданин либо организация или предприятие.

В подъезде жилого дома

Штраф за мусор в подъезде может быть разным, он зависит от категории лиц и вида административного нарушения:

  1. За несоблюдение противопожарных правил. В данном случае выписывается штраф в размерах: для жильцов – 2-3 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 6-15 тыс. и 150-200 тыс. руб. соответственно, для ИП – 20-30 тыс. руб.
  2. За несоблюдение требований к содержанию жилых многоквартирных домов. Предусмотрены штрафы: для должностных и юридических лиц – 4-5 тыс. и 40-50 тыс. руб. соответственно.
  3. За нарушения санитарно-гигиенических правил. Штрафы в размерах: для простых жильцов – 0,5-1 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – соответственно 1-2 тыс. и 10-20 тыс. руб., для ИП – 1-2 тыс. руб.

Обратите внимание! Для ИП и организаций в виде административного наказания может быть применена приостановка деятельности до 90 дней.

За мусорную свалку

В настоящее время санкции за незаконную свалку мусора составляют всего:

  • для граждан — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 250 000 рублей.

Законодательное регулирование мусора

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.

Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).

Требования по сбору и вывозу мусора

Требования к установке мест под мусор и его централизованный сбор, а так же кто несет ответственность за вывоз и содержание определены СанПиН РФ, а именно:

Пункт 3.7.2. Постановления Госстроя РФ №170 четко говорит о том, что отходы должны собираться только в специально предназначенных для этого местах:

  • мусорных баках и контейнерах;
  • урнах;
  • мусоросборниках или бункерах-накопителях;
  • на специализированных площадках.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», пункт 8.2.5:

  • Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая под%D

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Минимальные штрафы в России… Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказа… 1196 11-15-2018 Штраф за курение Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказа… 493 11-3-2018 Где запрещено курить Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказа… 0 12-22-2018 Где разрешено курить Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказа… 0 12-22-2018

Экологические требования к отходам производства

Отходы производства и потребления по степени опасности разделяются на опасные и неопасные.

К опасным отходам относятся отходы, содержащие одно из следующих веществ: взрывчатые, легковоспламеняющиеся, самовозгорающиеся, ядовитые и другие вещества.

Класс опасности отходов определяется согласно паспорта опасного отхода, разработанного на основании Классификатора отходов, утвержденного Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-п.

Паспорта опасных отходов заполняются отдельно на каждый вид отходов и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Классификатором отходов устанавливается 3 уровня опасности отходов: Зеленый — индекс G; Янтарный — индекс А; Красный — индекс R.

Кодировка отходов учитывает область образования, способ складирования утилизации, составные элементы, вид опасности и т.д.

Согласно требований экологического законодательства, на каждый вид отходов, сдаваемых специализированной организации, должен быть разработан паспорт опасных отходов. При заключении Договора на сдачу отходов специализированной организации одновременно предоставляется паспорт опасных отходов.

Паспорта опасных отходов составляются на отходы из Янтарного и Красного списков и подлежат регистрации в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды в течение трех месяцев с момента образования отходов. По мере поступления дополнительной информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы (например, объем образования отходов), паспорт опасных отходов подлежит обновлению и перерегистрации.

Несмотря на то, что паспорта разрабатываются только для опасных отходов, согласно Статья 304 Экологического Кодекса РК Собственники отходов, сдающие отходы на полигон, обязаны предоставить владельцу полигона достоверную информацию об их качественных и количественных характеристиках, подтверждающую отнесение отходов к определенному виду. То есть, для полигона ТБО необходимо предоставить сведения о характеристиках отходов ТБО и, соответственно, разработать паспорт отхода. В таких случаях рекомендуется разработать паспорт по форме паспорта опасных отходов, но назвать его сведения о классификации отходов и не регистрировать его в департаменте экологии.

Владелец полигона обязан письменное подтвердить получение отходов и обеспечивать хранение данной документации в течение пяти лет.
Программа управления отходами разрабатывается физическими и юридическими лицами, имеющими объекты I и II категории, в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан. К какой категории относится предприятие, указано в проекте предельно-допустимых выбросов ПДВ.

Программа управления отходами должна содержать сведения об объеме и составе образуемых и размещенных отходов, методах их хранения, утилизации, захоронения, рекультивации или уничтожения. Программа управления отходами разрабатывается на срок не более десяти лет и согласовывается с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

У некоторых природопользователей, в основном, имеющих котельные установки, в программе экологического контроля в части управления отходами записано, что нефтесодержащие отходы сжигаются в котельных установках, золошлаковые отходы используются для подсыпки территории, а шины служат для облагораживания территории.

В этом случае необходимо понимать, что происходит размещение отходов на территории предприятия. А размещение отходов, как эмиссия в окружающую среду, должно нормироваться. В таких случаях нормативы эмиссий устанавливаются в составе проекта нормативов размещения отходов (НРО), который согласуется с органами экологии и санэпиднадзора. После разработки проекта НРО дополнительно разрабатывается программа управления отходами. И затем природопользоватеь может получить разрешение на эмиссии в окружающую среду и складировать отходы в рамках нормативов и в местах, указанных в проекте НРО.

Срок действия разрешения на размещение отходов определяется сроком действия заключений государственной экологической экспертизы, выданных на содержащие нормативы проекты и составляет 5 лет.
При отсутствии нормативов размещения отходов экономическая оценка ущерба от загрязнения земельных ресурсов определяется согласно правил, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Помимо суммы за возмещение ущерба в части экологии, предприятию может быть предъявлена претензия со стороны налоговых органов, за неоплату эмиссий в окружающую среду. И сумма ущерба и сумма налоговых выплат рассчитываются в таких случаях с повышающим коэффициентом, равным 10 (десяти).

В то же время, согласно ответа Министра охраны окружающей среды РК от 29 ноября 2012 года на вопрос от 20 ноября 2012 года № 175227 (e.gov.kz) «Разрешениями на эмиссии в окружающую среду не регулируются объемы образования отходов производства и потребления, подлежащие вывозу или реализации согласно заключенным договорам (не относится к специальному природопользованию).

Предприятию необходимо решать, что выгодней с финансовой точки зрения. Например, если предприятие размещает свыше 250 тонн золошлаковых отходов, то ему выгоднее раз в 5 лет делать проект НРО и программу управления отходами, получать разрешение и платить налоги согласно Налогового Кодекса.
Если предприятие размещает 50 тонн золошлаковых отходов, то ему выгоднее заплатить специализированной организации и передать ей отходы.

Право собственности на отходы определяется статьей 283 Экологического Кодекса РК, что физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, являются их собственниками и несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования.

Собственник отходов должен пользоваться услугами субъектов, выполняющих операции по сбору отходов, либо обязан самостоятельно осуществлять операции по размещению и удалению отходов.

Передача собственником отходов субъектам, выполняющим операции по сбору отходов, означает одновременно переход к таким субъектам права собственности на отходы, если сторонами не заключено соглашение на иных условиях.

Размещение и удаление отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с департаментом экологии и санэпидемстанцией.
Места временного хранения отходов предназначены для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения.

Ввоз отходов на территорию Республики Казахстан физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) а также ввоз отходов с целью захоронения и обезвреживания запрещается.

К различным видам отходов применяются соответствующие требования:

Чрезвычайно опасные отходы хранят в герметичной таре (стальные бочки, контейнеры). По мере наполнения, тару с отходами закрывают стальной крышкой, при необходимости заваривают электрогазосваркой. Так устроен полигон опасных отходов Шаруа в Костанайской области. После укладки тары в подземные бетонные хранилища их закрывают и заливают сверху бетоном.

Высокоопасные отходы хранят, согласно агрегатного состояния, в полиэтиленовых мешках, пакетах, бочках и других видах тары, препятствующей распространению вредных веществ (ингредиентов).

Умеренно опасные отходы хранят в таре, обеспечивающей локализованное хранение, позволяющей выполнять погрузочно-разгрузочные и транспортные работы и исключать распространение вредных веществ.

Малоопасные отходы могут храниться открыто на промышленной площадке в виде конусообразной кучи.

Сбор медицинских отходов осуществляется в одноразовых емкостях. Для каждого класса медицинских отходов контейнеры, емкости и пакеты для сбора отходов должны иметь различную окраску (белый, желтый красный цвет).
Промышленную площадку для временного хранения отходов располагают на территории предприятия с подветренной стороны. Площадку покрывают твердым и непроницаемым для токсичных веществ материалом, обваловывают, с устройством слива и наклоном в сторону очистных сооружений. Направление поверхностного стока с площадок в общий ливнеотвод не допускается.

ТБО хранят в контейнерах, пластиковых, бумажных пакетах или мешках, по мере их накопления удаляют.

Площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО устраивают с водонепроницаемым покрытием и сплошным ограждением.
Контейнеры для сбора ТБО оснащают крышками. Расстояние от контейнеров до краев площадки предусматривают не менее 1 м. Площадку размещают на расстоянии не менее 25 м и не более 100 м зданий.
Несмотря на то, что шины относятся к отходам зеленого класса, однако согласно статьи 301 Экологического Кодекса РК «Отходы, не приемлемые для полигонов», шины запрещается принимать для захоронения на полигонах (целые или фрагменты).

С целью осуществления контроля над сложившейся ситуацией с утилизацией отработанных шин, в настоящее время установлены новые требования согласно введенному стандарту СТ РК 2187-2012 «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении». Стандарт разработан Центром «Содействия устойчивому развитию РК», утвержден приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК от 26.06.2012 г. № 321-од. Стандарт введен в действие с 1 июля 2013 г.

Стандартом установлены следующие требования:

— запрещается производить несанкционированное сжигание, захоронение отходов шин на полигонах, размещение отходов шин на свалках, отвалах, в отработанных карьерах;
— отходы шин должны утилизироваться и перерабатываться исключительно специализированными предприятиями, имеющими необходимое оборудование для переработки данного вида отходов и соответственную документацию, регламентирующую процесс переработки резиновых отходов
— отношения между собственниками отходов и специализированными предприятиями, регламентируются заключаемыми между ними договорами.
Требования к собственникам (образователям) отходов шин:
-производить раздельный сбор и хранение этих отходов на специально отведенных площадках с непроницаемой поверхностью
— пользоваться услугами специализированных предприятий;
-вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета.

Физические и юридические лица – собственники отходов шин несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования до
Срок хранения отходов шин на площадках временного хранения с момента их образования до переработки не должен превышать трех лет.

Хозяйствующим субъектам следует вести учет поступления новых, находящихся в эксплуатации, а также снятых с эксплуатации шин с отражением в журнале учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин. Форма журнала учета поступления, движения транспортных шин и образования изношенных шин приведена ниже.

Передача отходов шин на переработку, оформляется актом приема-передачи, накладной или иным документом, содержащим информацию о наименовании физического или юридического лица, сдающего отходы шин, количестве отходов (для целых шин, камер).

Отдельно выделяются экологические требования при хранении отходов, содержащих стойкие органические загрязнители. В срок до 31.12.2014 года все предприятия, имеющие в наличии маслосодержащее электрооборудование, должны проверить масло на наличие стойких органических загрязнителей – полихлорированных дифенилов (ПХД). В случае, если содержание ПХД в масле превышает 50 мг/кг или собственник не проводил анализ, оборудование переводится в разряд ПХД – содержащего оборудования, что обусловлено требованиями статьи 5 Экологического Кодекса РК о презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, что обозначает виновность природопользователя в нанесении ущерба окружающей среде, пока сам природопользователь не докажет обратное.

Если оборудование содержит ПХД, то собственник обязан сделать специальную маркировку оборудования, разработать проект предельно-допустимых выбросов и получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, заключить Договор экологического страхования, разработать Специальное положение о порядке организации и ведения работ на экологически опасных объектах, пан управления ПХД.

В процессе эксплуатации собственник должен обеспечить комплект оборудования, инструментов и снаряжения, специально предназначенный только для обслуживания ПХД-содержащего оборудования; вентиляцию в местах установки, хранения ПХД-содержащего оборудования или отходов; порожние емкости для жидких ПХД (ООН-сертифицированные емкости бочки, контейнеры), с суммарным объемом, достаточным, чтобы вместить 110 % жидкости наиболее вместимого ПХД-наполненного аппарата из числа имеющегося ПХД-содержащего оборудования; комплект инструментов, оборудования, снаряжения для ликвидации последствий аварий и проливов; первичные средства пожаротушения; комплект СИЗ для персонала при обращении с ПХД; автономный дыхательный аппарат.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование сварочных работ на ПХД оборудовании, при проливе более одного литра ПХД необходимо удалить слой почвы толщиной не менее 15 см и складировать его в специализированной закрытой ООН-сертифицированной емкости. В случае попадания ПХД на бетонные поверхности они должны быть очищены с применением специализированных растворителей и адсорбентов в течение первого часа после пролива. При более поздней очистке слой бетона после одного часа необходимо механически разрушить и удалить как ПХД-содержащие отходы.

Выведенное из эксплуатации ПХД-содержащее оборудование переводится в категорию ПХД-содержащих отходов с выполнением дальнейших процедур по обращению с опасными отходами согласно статье 293 Экологического кодекса Республики Казахстан. Собственник опасных отходов должен обеспечить маркировку упаковок с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов обязан проинформировать их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними.

Учет в области обращения с отходами регулируется Статьей 296 Экологического Кодекса РК.
Собственник отходов обязан вести их учет, а также собирать и хранить информацию об опасных для окружающей среды или здоровья человека свойствах отходов. Документация по учету отходов должна храниться в течение пяти лет.

Собственники отходов представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды ежегодный отчет о своей деятельности в области обращения с отходами для внесения их в Государственный кадастр отходов.

Первичные статистические данные в области отходов представляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики.

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

  • принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
  • необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).

Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».

Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

Термины

Разберемся с актуальными терминами.
Обращение с отходами – взаимодействие с отходами по семи направлениям:

  • а) сбор,
  • б) накопление,
  • в) транспортирование,
  • г) обработка,
  • д) утилизация,
  • е) обезвреживание,
  • ж) размещение.

Хранение отходов – складирование отходов в специлизированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения отходов. Хранение отходов входит в работу по размещению отходов. (ФЗ-89). Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от его происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется расчетным и экспериментальным путем. (СанПин 2.1.7.1322-03).

Классы опасности отходов

Отходы делятся на пять классов опасности в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду.

Как организовать хранение отходов на предприятии

Для того чтобы знать, как верно организовать хранение отходов на своем предприятии, рекомендуем изучить санитарные правила и нормы, посвещенные именно этому вопросу –»Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03”. В документе вы найдете,

  • какие организации могут пользоваться данным СанПином (к примеру, для полигонов есть отдельный документ);
  • каким образом допустается временное хранение отходов;
  • (Например, в производственных или вспомогательных помещениях, в танках, резервуарах, цистернах, на открытых площадках. Условия сбора и накопления отходов определяется классом опасности отходов, способом упаковки, техническими условиями, агрегатным состоянием отхода).

  • как хранить отходы в зависимости от его класса опасности;
  • (К примеру, I класс — только в герметичных емкостях (цистернах, бочках, контейнерах); II класс — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III класс — в бумажных, хлопчатобумажных, текстильных мешках; IV класс — навалом, насыпью, в виде гряд. И прочие особенности хранения).

  • как хранить отходы при наличии в составе отходов разных классов опасности;
  • (Следует ориентироваться на наиболее опасные (I-II классы)).

  • как определить предельное накопление отходов на территории предприятия;
  • с какой периодичностью должен происходить вывоз отходов с территории предприятия;
  • какими видами транспортных средств необходимо перевозить отходы в зависимости от типов отходов. (Сыпучие отходы – трубопроводным транспортом, промышленные отходы — трубопроводным, канатным, автомобильным и т.д.).

Актуальный СанПин скачивайте в конце заметки.
Обычной практикой является то, что классы опасности отходов 4 и 5 принимаются на свалки независимо от того, могут быть переработаны и использованы эти отходы или нет.
Оператор полигона должен иметь лицензию и эксплуатировать свалки с соблюдением правил пожарной безопасности, экологических и технических требований эксплуатации.
Производители отходов (предприятия) должны доказать класс опасности отходов путем испытаний, которые будут проводиться в специальной лицензированной лаборатории или получить его из справочной информации (Федеральный Классификационной Каталог Отходов). Для отходов класса 1-4 должны быть разработаны паспорта с характеристиками образующихся отходов.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», производство отходов подлежит оплате как негативное влияние на окружающую среду. Таким образом, предприятие должно оплачивать за складирование и хранение отходов перед отправкой на переработку по установленным тарифам за 1 тонну образующихся отходов. Скорость накопления устанавливается для каждого класса опасности отходов (класс 1 — самый высокий уровень, для других классов — в порядке убывания порядка).
Оплата не взимается за те части отходов, которые будут переработаны для дальнейшего использования. Таким образом, это является экономическим инструментом стимулирования предприятий к максимизации скорости утилизации отходов и чтобы свести к минимуму объем отходов, которые должны быть вывезены на свалку или сожжены.

Скачать СанПиН 2.1.7.1322-03

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку документов для лицензии на отходы можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей.

1.1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) — отработанные аккумуляторные батареи с неслитым электролитом – подлежат сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку.

1.2. Отработанная аккумуляторная батарея (АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована..

1.3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе, опасна для окружающей среды кислотным отравлением. Загрязнение кислотой и свинцом (который тоже содержится в отработанных аккумуляторах) малопоправимы и оказывают негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека – свинцовое отравление (перевозбудимость, быстрая утомляемость организма).

Условия хранения отработанных аккумуляторных батарей.

2.1. Сбор отработанных АКБ осуществляется на месте их образования. Сбор осуществляется раздельно от других отходов производства и потребления.

2.2. При сборе отработанных АКБ следует соблюдать условие герметичности аккумулятора, во избежание вытекания электролита (следить за тем чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты).

2.3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.

2.4. Отработанные АКБ должны храниться в специально предназначенном для этого помещении. Помещение должно быть удалено от административно – бытовых зданий.

2.5. Отработанные АКБ, как отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре (мет. бочка, мет. контейнер, дер. коробка и др.), которая должна стоять на специальном поддоне, исключающем пролитие электролита (края поддона не меньше 5 см).

2.6. В помещении, предназначенном для хранения отработанных АКБ, пол должен быть сделан из материала устойчивого в отношении химического воздействия, и не допускать сорбцию вредных веществ (кислотоустойчив).

2.7. Помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ должно иметь возможность проветриваться. Должна быть предусмотрена система приточно- вытяжной вентиляции.

2.8. Исключить попадание воды и посторонних предметов в тару и помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ.

2.9. Слив электролита с отработанного АКБ производить только на поддоне, для исключения возможности его пролива и загрязнения ОС.

2.10. Для ликвидации возможной аварийной ситуации, связанной с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.

2.11. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует засыпать опилками, затем опилки собрать и удалить из помещения. Места, где был разлит электролит, нейтрализовать раствором кальцинированной соды, затем промыть водой и досуха вытереть тряпкой. Все работы производить в перчатках. Перед удалением электролита в канализацию его следует нейтрализовать раствором кальцинированной соды.

2.12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Хранение в местах, к которым имеют доступ дети; Хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом; Хранение вместе с другими отходами.

Учёт отработанных аккумуляторных батарей

3.1. Учёт наличия и движения отработанных АКБ организуется на всех предприятиях (организациях, учреждениях) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3.2. Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение целых АКБ отработанных АКБ. Примерная форма журнала учёта движения АКБ и свинецсодержащих изделий на предприятии приведены в приложении № 3.1.

3.3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

3.4. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом (на промышленной базе, на участке строительства). Вносятся данные о поступивших целых и отработанных АКБ. Обязательно указывается марка АКБ, количество, дата приёмки и лицо которое принесло АКБ.

Порядок сдачи и перевозки отработанных аккумуляторных батарей.

4.2. Отработанные АКБ принимаются очищенными от грязи и мусора.

4.4. При перевозке должны соблюдаться следующие требования: перевозка осуществляется специальным транспортом; Загрузка отработанных АКБ в транспортное средство выполняется бережно, бросать АКБ запрещается; Укладка осуществляется, таким образом, чтоб при движении транспортного средства отработанные АКБ не могли выпасть и разбиться;

_______________________ ______________________
Должность лица, ответственного за охрану окружающей среды ФИО