Содержание
- Какие документы запрашивают при проверке контрагента
- Срок исполнения требования налоговиков
- Что будет, если документы не представить
- Должная осмотрительность при выборе контрагента – что это значит?
- Что говорит закон о должной осмотрительности?
- Как проявить должную осмотрительность?
- Во главе угла реальность сделки
- Какие документы запросить, чтобы проявить должную осмотрительность
- Сервисы, с помощью которых можно самостоятельно проверить контрагента
- Обоснование выбора контрагента – образец 2019 года
- Критерии, которым должен соответствовать контрагент
- Судебная практика о неосмотрительности в выборе контрагента
- Последствия непроявления осмотрительности при выборе партнера
- Мероприятия, проводимые в целях проверки контрагента
- Документы, которые стоит запросить у партнера
- Общедоступные сервисы для проверки контрагентов
- Сервисы ФНС России для проверки партнеров по бизнесу
- Обоснование выбора партнера
- ФНС России: что необходимо включить в обоснование контрагента
Компании уже привыкли к тому, что налоговые органы постоянно требуют предоставить документы, пояснения и директора на допрос. И, в общем, вопросов не возникает – всем давно известны ситуации, которыми интересуются налоговики, и привлекающие их внимание операции. Но что захотят проверить у вас, если проверка проходит у контрагента?
Получение писем из налоговой инспекции нельзя назвать приятным сюрпризом, особенно, если речь идет о требовании представить пояснения или какие-то документы. Такое требование может прийти в любой момент, даже если в отношении организации не проходит ни камеральная, ни выездная проверка.
Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Это значит, что если один из ваших контрагентов подвергся выездной проверке, то под прицелом может оказаться и ваша организация.
Шпаргалка про статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Налоговики имеют право запросить информацию и документы не только в отношении проверяемого лица, но и в отношении его контрагентов.
2. Проверяя компанию, налоговый орган имеет право затребовать у его контрагентов документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого лица. Другие документы требовать нельзя.
3. Конкретный перечень документов, которые вправе истребовать налоговая инспекция в рамках проверки контрагента компании, НК РФ не содержит.
4. Суды считают, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет.
5. Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения требования. Если таких документов нет, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок.
6. По уважительным причинам можно просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Инспекция может и отказать.
7. За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии) фирме грозит штраф.
Какие документы запрашивают при проверке контрагента
Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?
Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.
Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2017 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.
Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.
Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.
В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).
Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».
В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).
Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.
Срок исполнения требования налоговиков
Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если компания не располагает запрашиваемыми документами, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок. В этом случае факт непредставления документов освободит фирму от санкций (фирма не проигнорировала требование ИФНС, а добросовестно сообщила, что запрашиваемых документов у нее нет).
Нередко компания не имеет возможности подготовить документы в отведенный налоговым законодательством пятидневный срок. Например, если организация небольшая, и единственный бухгалтер, который ведет учет, попал в больницу. На этот случай положения НК РФ дают возможность просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Сделать это нужно достаточно быстро — на следующий или в этот же день после получения требования (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Для сообщения составляется специальное уведомление по форме, утв. приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34. Если вы написали письмо с просьбой об отсрочке в произвольной форме, а ФНС вам отказала по причине неправильного уведомления – можем вас порадовать. Отказ в продлении срока по уведомлению, составленному в произвольной форме, считается незаконным. Это отмечает ФНС России в письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216. В любом случае в уведомлении обязательно должны быть причины, объясняющие невозможность представления документов в положенный срок, а также срок, в который документы могут быть представлены. При этом ограничений по сроку продления не установлено (письмо Минфина РФ от 18.12.2015 № 03-02-08/74563).
Стоит отметить, что направление такого уведомления не гарантирует автоматического продления инспекцией отведенного изначально срока. Инспекция может и отказать в продлении. Причем она вовсе не обязана объяснять и аргументировать причины своего отказа (письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304).
Что будет, если документы не представить
За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии — в случае, когда они действительно отсутствуют) фирме грозит штраф. Причем если руководствоваться пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, то это может быть штраф либо по статье 126 НК РФ, либо по статье 129.1 НК РФ. В первом случае размер штрафа составляет 10 000 рублей, во втором – 5 000 рублей.
Так на какую конкретно сумму оштрафуют компанию, которая не представила запрашиваемые документы налоговой инспекции (или не сообщила об их отсутствии)? Практика показывает, что сами налоговики не знают точного ответа на этот вопрос. Одни штрафуют на 10 000 рублей, другие — на 5 000 рублей. Более того, ясности не дает и анализ судебной практики, поскольку в суде обычно оспаривают сам факт привлечения фирмы к ответственности, а не рассматривают, по какой конкретно статье инспекция должна была оштрафовать компанию.
Однако свет на этот вопрос пролила в прошлом году ФНС России. В письме от 27.06.2017 № СА-4-9/12220 ведомство объяснило, как правильно штрафовать налогоплательщиков:
- по статье 126 НК РФ — «при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса при проведении налоговой проверки»,
- по статье 129.1 НК РФ – «в случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок».
В чем разница? В том, что в первом случае необходимость запроса документов возникает в связи с проведением налоговой проверки у контрагента, а во втором инспекция запрашивает документы организации вне рамок проведения проверок.
Поскольку мы рассматриваем ситуацию, когда причиной запроса документов фирмы является проведение проверки у ее контрагента, то в случае непредставления документов правильным будет штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ на сумму 10 000 рублей. Но налоговая инспекция может этого не знать и оштрафовать по статье 129.1 НК РФ. Впрочем, спорить тут не стоит, поскольку по данной статье размер штрафа вдвое меньше.
Ни один бизнес, даже самый перспективный и грамотно выстроенный, не может существовать без финансовой поддержки. Источник финансирования является важным условием успешного «взлета» стартапа, поэтому первое, о чем следует задуматься при планировании нового бизнеса, это способы и возможности привлечения инвестиций.
Как правило, для получения инвестиций требуется пройти несколько этапов. Непосредственно поиск инвесторов с изучением всех условий – на каких условиях готовы инвестировать, формат поддержки (деньги, экспертиза, связи и пр.). После выбора идет подготовительный этап к совершению сделки – согласование и подписание Term Sheet, проверка Due Diligence и др.
Именно за услугой проведения Due Diligence к нам и обратился клиент, желающий стать инвестором стартапа.
Due Diligence или кратко – DD (от англ. «должная добросовестность») – это процедура составления объективного мнения об объекте инвестирования. Процедура включает предварительный анализ, аудит финансовой и экономической деятельности стартапа или компании, документации и внутренних процессов, условий работы на рынке и специфики маркетинга предприятия (уникальность продукта). Особый акцент при DD уделяется оценке рисков во всех видах деятельности предприятия. Это комплексное исследование, результаты которого предоставляются заказчику в виде отчета. Эта информация призвана помочь потенциальному инвестору составить объективное представление об объекте инвестирования и помочь принять решение о том, стоит ли заключать сделку или нет.
Мы провели финансовый DD, который включал:
- изучение и оценку уставных документов компании-стартапа (структура, стратегия управления),
- проверку наличия операций с аффилированными лицами,
- оценку внеоборотных активов (право собственности, залоги, недвижимое имущество компании),
- оценку ресурсов компании, отношений с поставщиками,
- проверку соблюдения условий конфиденциальности.
Был составлен детальный отчет, по результатам которого инвестором было принято решение вложить в данную компанию 500 тыс. долларов США. Сделка прошла успешно.
Отличительная черта этой сделки состоит в том, что все ее участники являются резидентами Беларуси. Фактически это была первая венчурная сделка с прямыми инвестициями венчурного фонда в капитал белорусского стартапа по английскому праву согласно Декрета ПВТ 2.0 (как называют декрет № 12).
Даже самая добросовестная компания, которая работает по закону и исправно платит налоги, может иметь проблемы с налоговой инспекцией, если свяжется с недобросовестным контрагентом. Чтобы этого избежать, нужно проявлять должную осмотрительность при выборе делового партнера.
Из этой статьи вы узнаете, что такое должная осмотрительность и как ее проявить, чтобы обезопасить себя от доначислений и штрафов.
Должная осмотрительность при выборе контрагента – что это значит?
Это значит, что прежде чем заключать сделку с новым контрагентом, вы убедились, что это не «однодневка» и не формальное юрлицо, а реальная фирма, которая добросовестно работает, исправно платит налоги и имеет необходимые ресурсы для выполнения договора.
Если этого не сделать и связаться с проблемным контрагентом, который нарушает закон и уходит от налогов, результатом станут снятые вычеты по НДС и расходы налогу на прибыль, штрафы и пени. Так государство борется с незаконными налоговыми схемами и фирмами-однодневками.
Что говорит закон о должной осмотрительности?
Как ни странно – ничего. В законах и Налоговом кодексе нет такого понятия. Но это не мешает ФНС и Минфину оперировать этим понятием в своих письмах, давать рекомендации по проявлению должной осмотрительности, а судам – учитывать все это при рассмотрении споров.
Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет. Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.
Как проявить должную осмотрительность?
Строго определенного перечня мероприятий по проверке контрагента в нормативных документах нет. Все зависит от конкретных обстоятельств. Для суда и налоговой инспекции набор мероприятий одного налогоплательщика может оказаться достаточным, а другого – нет.
В письме ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 так и говорится, что список документов и действий не может быть исчерпывающим. А в письме от 15.09.2017 № 14-15/145350 УФНС России по Москве уточняет, что проявление должной осмотрительности – это комплексный анализ многих аспектов деятельности контрагента, а не просто подтверждение факта его регистрации на сайте ФНС.
Чиновники рекомендуют руководствоваться общедоступными критериями оценки рисков, отраженными в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Согласно п.12 Приложения 2 к этому приказу контрагент считается проблемным с точки зрения налоговиков, если:
- нет информации о его регистрации в ЕГРЮЛ;
- он не имеет собственного сайта и не дает рекламу в СМИ;
- нет информации о фактическом местонахождении;
- контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации;
- нет документов, которые подтверждали бы полномочия и удостоверяли личность руководителя контрагента или его представителя;
- сделку обсуждали и заключали без личных контактов между руководством поставщика и покупателя.
Подозрение вызывают также такие факты, как недавняя регистрация фирмы, номинальные директора, плохая судебная практика в отношении контрагента и любое другое обстоятельство, которое наводит на мысль, что контрагент нечист на руку.
При этом контролеры в своих письмах и разъяснениях всегда уточняют, что не должно быть формального подхода. Нельзя обвинить налогоплательщика в том, что он не проявил осторожность и получил необоснованную налоговую выгоду только потому, что имеет место какое-то из вышеперечисленных обстоятельств. Это только повод присмотреться повнимательнее, но все факты рассматривают в совокупности.
Во главе угла реальность сделки
В 2017 году в Налоговом кодексе появилась статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая ставит во главу угла реальность сделки.
Согласно этой статье, организация может получить вычет или уменьшить базу по налогу, если не было искажения информации, у сделки была деловая цель, и исполнил ее действительно контрагент. А если контрагент нарушает налоговое законодательство или документы подписаны неуполномоченным лицом – это еще не повод наказывать за это налогоплательщика.
«В Налоговом кодексе прописали презумпцию виновности налогоплательщиков»
ФНС даже выпустила письмо от 28.12.2017 № ЕД-4-2/26807, в котором говорится, что при проверках налоговым органам не следует оперировать понятием «должная осмотрительность», а в письме от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ дала подробные рекомендации, как проводить проверки и на что обращать внимание с учетом новой статьи 54.1.
Все это не значит, что теперь можно заключать договоры с кем попало. Должная осмотрительность при этом никуда не делась, суды по-прежнему учитывают ее в своих решениях, но теперь для налогоплательщика важно доказать, что у сделки была четкая деловая цель и убедиться, что у контрагента есть все необходимые ресурсы, чтобы исполнить договоренности: персонал, оборудование, транспорт, производственные мощности и т.д.
Если все это есть, и контрагент действительно все сделал сам, налоговики не смогут отказать в вычетах, даже если контрагент не соответствует всем критериям благонадежности, обладает признаками однодневки и вызывает подозрения.
Этот принцип хорошо демонстрирует Постановление АС Уральского округа №Ф09-5555/18 от 24.09.2018 года по делу №А50-31119/2017. Репутация контрагента явно оставляла желать лучшего: было уголовное прошлое за спиной, номинальные директора, плохая судебная практика и т.д.
Налоговики решили, что сделка была нереальной, а работы заказчик выполнял сам. Но организация предоставила полный набор доказательств, что отношения с контрагентами были реальными: первичные документы, переписка, свидетельские показания, списки пропусков на объекты, документы СРО и т.д. Суд решил, что нужно руководствоваться фактами, а не домыслами, и встал на сторону организации.
Таким образом, важно не только изначально проверить регистрацию контрагента, но и убедиться, что у него есть ресурсы для исполнения договора, а потом суметь доказать реальность работ.
Какие документы запросить, чтобы проявить должную осмотрительность
Минимальный пакет документов, который нужно получить у контрагента, должен выглядеть так:
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Устав.
- Копия ИНН.
- Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего документы.
Эти документы подтвердят существование и правоспособность организации, но данные нужно будет сверить с информацией из открытых источников.
В зависимости от ситуации, может понадобиться информация:
- О выданных лицензиях, если деятельность контрагента лицензируется. Вы можете и самостоятельно проверить наличие действующих лицензий в открытых источниках. Список ресурсов для проверки доступен по ссылке.
- О членстве в СРО. Информация о членах саморегулируемых организаций есть на сайтах этих организаций. Общий список СРО и их сайтов есть .
- О среднесписочной численности. Это поможет убедиться, что у контрагента есть персонал для осуществления сделки.
- Бухгалтерская отчетность с отметкой налоговой инспекции. По ней можно увидеть, ведет ли компания хозяйственную деятельность, и оценить финансовую устойчивость.
- Информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т.д.) для выполнения сделки, или информация об этих ресурсах и субподрядчика, который будет исполнять сделку.
Со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ не считаются налоговой тайной сведения: о среднесписочной численности, об уплаченных налогах, о налоговых нарушениях и задолженностях, штрафах, доходах и расходах по данным отчетов.
«Как проверить контрагента и обезопасить свою компанию при выборе поставщиков, подрядчиков»
Сервисы, с помощью которых можно самостоятельно проверить контрагента
Комплексную информацию о контрагенте можно получить с помощью платных сервисов, таких как «1С: Контрагент», «Контур.Фокус», «Моё дело. Бухгалтер» и т.д.
Для клиентов, которые обслуживаются в нашей компании, мы можем подготовить бизнес-справку на контрагента из премиальной версии «Контур.Фокус». В ней гораздо больше информации, чем в обычной выписке из ЕГРЮЛ с сайта ФНС.
Много бесплатных возможностей предоставляет сама ФНС. На сайте налоговой службы есть , с помощью которых можно получить сведения о государственной регистрации будущего контрагента, о задолженности по налогам и сборам, и т.д.
Особого внимания заслуживает электронный сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Его запуск откладывали несколько раз, но в 2018 году сервис наконец заработал. С его помощью можно узнать, действующая ли компания, не находится ли в стадии ликвидации, есть ли отметка о недостоверности сведений и т.д.
Также в сервисе есть данные о доходах, среднесписочной численности, применяемых режимах налогообложения и другие данные, но, чтобы получить их, придется покопаться, потому что данные размещены в виде XML-файлов, в которых нужно отыскать нужного налогоплательщика и его данные.
Обоснование выбора контрагента – образец 2019 года
Всю информацию о контрагенте, которую вы получили от него или нашли самостоятельно, нужно собрать в отдельное досье и бережно хранить.
Если у налоговиков возникнут претензии, это досье поможет доказать, что вы проверяли контрагента всеми возможными способами. Также нужно хранить информацию о самой сделке, включая переписку, чтобы доказать, что сделка была реальной.
Налоговая инспекция при проверке может запросить обоснование выбора того или иного контрагента. В этом случае нужно отправить максимально подробный ответ и приложить документы из досье.
Образец ответа на запрос:
Чем подробнее будет информация, тем легче вам будет доказать, что вы предприняли все меры для проверки, сделка была реальной, и у вас не было умысла получить необоснованную налоговую выгоду. А если контрагент оказался недобросовестным, то вы об этом не знали и не могли узнать.
1С-WiseAdvice во главу угла ставит безопасность бизнеса клиента. В рамках бухгалтерского обслуживания мы проконсультируем, как подтвердить благонадежность контрагента, а также поможем доказать реальность и деловую цель сделки, если инспекция требует пояснений.
Но помните, что все риски, которые несет работа с неблагонадежными контрагентами, лежат на вас. Поэтому рекомендуем соблюдать предусмотрительность при выборе партнеров и выполнять рекомендации наших специалистов.
Заказать услугу
Критерии, которым должен соответствовать контрагент
В п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков (приложение 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) содержатся признаки, которые характеризуют деятельность, ведущуюся с высоким налоговым риском. Исходя из них, сформулируем основные критерии выбора контрагента:
- наличие сведений о потенциальном бизнес-партнере в Едином государственном реестре регистрации юрлиц (ЕГРЮЛ);
- наличие у контрагента сайта в интернете, рекламы в средствах массовой информации;
- наличие отзывов от партнеров, воспользовавшихся услугами данного контрагента;
- наличие данных о фактическом местонахождении потенциального бизнес-партнера, а также его производственных или торговых площадей;
- представление контрагентом своих учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия директора или представителя юрлица, а также копий паспортов указанных лиц;
- наличие личных контактов при переговорах и оформлении сделки.
Чем больше из указанных критериев будет проигнорировано при выборе бизнес-партнера, тем выше становится риск наступления негативных последствий, о которых мы расскажем далее.
Судебная практика о неосмотрительности в выборе контрагента
Продемонстрируем признаки отсутствия должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера на конкретных примерах из судебной практики:
- юрлица, с которыми был заключен договор, не имели материальных, технических и трудовых ресурсов для выполнения работ (постановление АС МО от 26.07.2017 по делу № А40-171205/2016);
- контрагенты зарегистрированы по адресам массовой регистрации, по данным адресам не находятся, а также не имеют условий для оказания услуг (постановление АС ПО от 21.08.2017 по делу № А55-17806/2016);
- документы от имени контрагента подписаны неустановленным лицом, т. к. в период их составления генеральный директор партнера был осужден и отбывал срок лишения свободы; юрлицо-партнер создано за 1 день до даты составления договора (определение ВС РФ от 25.09.2017 по делу № А42-4022/2016);
- поставщик товара обладает признаками юрлица, не осуществляющего реальную хозяйственную деятельность: его директор и учредитель является «массовым», спорное оборудование не обнаружено (постановление АС ПО от 13.11.2017 по делу № А55-28269/2016).
Последствия непроявления осмотрительности при выборе партнера
Непринятие предпринимателями во внимание критериев для выбора партнера, рассмотренных в предыдущем разделе, суды квалифицируют как отсутствие должной осмотрительности, что приводит:
- к доначислению НДС, наложению штрафов, а также отказу в возмещении данного налога (постановление АС УО от 04.12.2017 № Ф09-7384/17 по делу № 13184/2016);
- доначислению налога на прибыль, наложению штрафов и пеней (определение ВС РФ от 05.10.2017 № 305-КГ17-14454 по делу № А40-166489/2016);
- привлечению директора предприятия-банкрота к субсидиарной ответственности по долгам юрлица (постановление АС УО от 13.07.2016 № Ф09-7106/16 по делу № А07-11965/2014; подробнее о субсидиарной ответственности при банкротстве юрлица читайте в нашей статье Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).
Кроме того, до наступления вышеперечисленных последствий неосмотрительность в выборе контрагента может привести:
- к приобретению некачественной продукции;
- нарушению сроков поставки товаров;
- неполучению или несвоевременному получению денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и т. д.
О том, какие действия необходимо предпринять, чтобы рассмотренные последствия не наступили, читайте далее.
Мероприятия, проводимые в целях проверки контрагента
Для проверки добросовестности потенциального партнера по бизнесу рекомендуется провести следующий комплекс мероприятий:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- запросить документы непосредственно у контрагента;
- провести проверку будущего партнера по общедоступным базам данных, электронным сервисам;
- проверить нахождение юрлица, а также его торговых, производственных и иных площадей по заявленному адресу;
- осуществить личные контакты с руководством предприятия или его представителями, действующими по доверенности;
- принять участие в непосредственном подписании договора (данный пункт не всегда может быть исполнен в связи с удаленностью партнера, однако когда сумма договора является существенной, лучше потратить деньги на поездку в другой регион, чем получить негативные последствия).
Ниже рассмотрим первые 2 мероприятия более подробно.
Документы, которые стоит запросить у партнера
Перечень документов, которые необходимо запросить у партнера для проверки его добросовестности, законодательно не закреплен, однако, исходя из сложившейся практики, в него входят:
- Для индивидуального предпринимателя:
- свидетельство о регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- его свидетельство с присвоенным ИНН;
- копия общегражданского паспорта.
- Для юрлица:
- устав предприятия;
- свидетельство о госрегистрации юрлица, если компания была зарегистрирована до 01.01.2017 (подробнее об отмене данного документа читайте в статье Свидетельство о государственной регистрации юридического лица);
- свидетельство о постановке компании на налоговый учет;
- документы, которые подтверждают назначение директора на должность (решение об избрании, приказ о приеме на работу и т. д.);
- копия паспорта директора;
- бухгалтерская отчетность за последний налоговый период (бухгалтерский баланс, декларация по НДС);
- справка из налоговой инспекции об отсутствии у предприятия задолженности по налогам и сборам.
В случае если договор будет подписывать представитель, действующий на основании доверенности, дополнительно необходимо запросить доверенность и копию паспорта данного лица.
Общедоступные сервисы для проверки контрагентов
В настоящее время существует ряд электронных сервисов, которые можно использовать для проверки потенциальных бизнес-партнеров. Вот основные из них:
- Сервисы, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы России. На них мы подробно остановимся в следующем разделе статьи.
- Картотека арбитражных дел, по которой можно проверить судебную историю партнера. Поиск дел можно проводить по названию, ИНН или ОГРН компании.
- Банк данных исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов позволит выявить наличие неисполненных судебных решений. Наличие исполнительных производств может быть следствием недобросовестности контрагента или наличия у него финансовых проблем. Поиск в банке данных производится по названию юрлица, а также его адресу.
- Сайт Единого федерального реестра сведений о деятельности юрлиц может содержать сведения о нахождении юрлица на стадии ликвидации или банкротства, исключении компании из госреестра, прекращении договора лизинга и т. д. Поиск в системе ведется по ИНН юрлица или его наименованию.
Сервисы ФНС России для проверки партнеров по бизнесу
Сайт ФНС России имеет немало сервисов для проверки потенциальных бизнес-партнеров. Наиболее важный из них — Сведения о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Зная ИНН/ОГРН или название юрлица, можно получить данные из ЕГРЮЛ, а имея ОГРНИП/ИНН или Ф. И. О. и регион места жительства — данные о предпринимателе.
Система формирует выписку из реестра, после получения которой рекомендуется изучить следующую информацию:
- юридический адрес;
- Ф. И. О. лица/лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности;
- данные об основных видах деятельности организации;
- сведения о выданных юрлицу лицензиях;
- информацию о нахождении компании в процессе реорганизации или ликвидации.
Указанные данные необходимо сверить с документами, полученными от потенциального партнера. Наличие несоответствий должно стать серьезным поводом для отказа от сотрудничества с потенциальным партнером.
Кроме того, на указанном выше сайте можно проверить на предмет наличия или отсутствия потенциального партнера или его руководства в указанных реестрах:
- сообщения юрлиц о принятии решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала;
- сведения о решениях, принятых регистрирующим органом, о предстоящем исключении недействующих юрлиц из госреестра;
- базу адресов, указанных в качестве адресов массовой регистрации;
- сведения о дисквалифицированных руководителях;
- информацию о юрлицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Обоснование выбора партнера
При возникновении у налоговых органов сомнений в реальности сделки, послужившей основанием для налогового вычета по НДС или снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, у налогоплательщика могут запросить обоснование выбора контрагента.
Подобный документ может запросить и банк в рамках реализации закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ или при выдаче кредита на конкретные цели, например на покупку оборудования.
Для составления указанного документа пригодятся:
- внутренний регламент проверки контрагентов;
- все данные, собранные при проверке добросовестности бизнес-партнера.
Утвержденной формы не существует, однако при его составлении следует учитывать общие правила ГОСТ-Р 6.30-2003 (с 01.07.2018 будет заменен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Обоснование готовится на бланке юрлица, подписывается руководителем или представителем юрлица, действующим по доверенности. В последнем случае должна быть обязательно приложена копия доверенности.
Кроме того, необходимо приобщить копии подтверждающих документов и скринов станиц сайтов, на которые делается ссылка. Примерный образец документа можно скачать по ссылке: Образец обоснования выбора контрагента.
ФНС России: что необходимо включить в обоснование контрагента
ФНС России выпустила несколько писем, в которых разъясняется, какие сведения необходимо представить налогоплательщику, чтобы доказать проявление должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера и неполучения налоговой выгоды.
В соответствии с письмом ФНМ России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ к таким данным относятся:
- документы, в которых зафиксированы результаты поиска и отбора бизнес-партнера;
- источник информации о контрагенте (письмо с предложением сотрудничества, реклама, сайт партнера);
- данные о мониторинге рынка приобретаемых товаров, работ, услуг;
- документальное обоснование выбора конкретного бизнес-партнера;
- документально оформленный порядок выбора контрагентов, положение о проведении тендера и т. п.;
- деловая переписка.
Кроме того, в соответствии с письмом ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ в обосновании необходимо привести доказательства, что условия договора были выполнены (продукция поставлена, работы исполнены). Нужно быть готовым предъявить инспекторам поставленное оборудование или результат работ, например возведенное здание, заасфальтированную дорогу и т. п.
***
Пусть обоснование выбора контрагента готовится только по запросу налоговых органов или банков, к его составлению нужно быть готовым. Необходимо производить тщательную проверку потенциальных партнеров — как путем запроса у них учредительных и иных документов, так и с помощью их проверки по сервисам ФНС России и другим общедоступным базам данных. По возможности надо произвести выезд по юридическому адресу партнера, адресам его торговых или производственных баз.