Содержание
- Требования к транспортированию опасных отходов
- Классификация опасных грузов
- Лицензирование перевозки отходов
- Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов
- Требования к таре и упаковке опасных отходов
- Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные отходы
- Требования к водителю, перевозящему опасные отходы
- Требования к сопроводительным документам при перевозке опасных отходов
- Идентификация отходов как опасных грузов
В настоящее время в нормативных актах термин «опасные отходы» заменен на термин «отходы I-IV класса опасности». Помимо общих правил по перевозке на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов.
Следует подчеркнуть, что далеко не все отходы I-IV класса опасности являются опасными грузами. Опасные грузы имеют собственные критерии опасности и классификацию.
Основным документом международного уровня, регламентирующим перевозку опасных грузов является «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ).
Это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в 1957 году, многократно пересмотренное и дополненное, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям.
Требования к транспортированию опасных отходов
Статья 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим:
- свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы,
- свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов,
- специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.
Также устанавливается ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов. Статья 247 Уголовного Кодекса России определяет ответственность за нарушение установленных правил при транспортировке отходов, которое повлекло причинение вреда людям или природе. О каких же правилах идет речь?
Статья 16 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает общие требования к транспортированию отходов:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Та же статья устанавливает, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта РФ. Однако такого порядка, утвержденного Минтрансом, не существует. В настоящее время применяются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272.
В соответствии с п. 3 «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Не так давно из законодательства был исключен не только сам термин «опасные отходы», но и определение опасных свойств. Из ФККО и банка данных об отходах исключили сведения об опасных свойствах. В паспорте отходов I — IV классов опасности теперь также не указываются опасные свойства. Таким образом, документально подтвержденная идентификация опасных свойств отходов невозможна. Поэтому, при определении опасных грузов необходимо руководствоваться «ДОПОГ».
Классификация опасных грузов
Прежде чем перевозить опасные отходы, необходимо определить их опасные свойства и класс опасности. В этом может помочь ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Различают следующие опасности:
- легковоспламенимость,
- горючесть,
- самовоспламенимость,
- спонтанные реакции (полимеризация),
- опасные реакции с водой или другими веществами,
- взрывчатость,
- повышенная ядовитость, опасность для здоровья,
- разъедающее, коррозийное действие,
- выделение ядовитых газов при горении,
- угроза водным ресурсам,
- давление газов,
- радиоактивность,
- инертность,
- опасность заражения,
- высокая температура и т.д.
В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности):
- Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
- Класс 2 Газы
- Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
- Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества , самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
- Класс 4.2 Вещества, способные к самовозгоранию
- Класс 4.3 Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
- Класс 5.1 Окисляющие вещ ества
- Класс 5.2 Органические пероксиды
- Класс 6.1 Токсичные вещества
- Класс 6.2 Инфекционные вещества
- Класс 7 Радиоактивные материалы
- Класс 8 Коррозионные вещества
- Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
Для перевозки особо опасных грузов 1-7 класса может потребоваться разрешение на перевозку (Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».
Лицензирование перевозки отходов
В статье 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отмечается, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.
В данном законе также дается определение термину «транспортирование отходов» — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Иначе говоря, лицензирование требуется при перевозке отходов между предприятиями, вне зависимости от права собственности на отходы.
Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов
Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.
Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.
Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
Требования к таре и упаковке опасных отходов
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Данный ГОСТ предусматривает разную степень стойкости упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность. Кроме того, в п.7а говорится, что все образцы тары и упаковки должны проходить испытания на прочность (в приводимой таблице перечисляются виды испытаний: падение, сдавление и т.д.), что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Таким образом при транспортировке особо опасных отходов нелишним будет запастись ксерокопией сертификата на используемую упаковку и тару.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей).
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).
При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные отходы
В соответствии с ГОСТом 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие видам опасности.
Соответствующие знаки опасности должны быть укреплены:
- на транспортных средствах со встроенными цистернами: с боковых сторон и сзади;
- на транспортных средствах со съемными цистернами: с боковых сторон и сзади;
- на транспортных средствах с батареями сосудов: на боковых сторонах батареи сосудов;
- на транспортных средствах с цистерновыми контейнерами: на боковых сторонах контейнеров-цистерн;
- если знаки не видны снаружи — также на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
К маркировке неочищенных порожних транспортных средств применяются те же предписания, что и к груженным. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.
Знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу.
Требования к водителю, перевозящему опасные отходы
В статье 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указываются требования к профессиональной подготовке. Лица, допущенные к транспортированию отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
Выдача свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с «Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы», утвержденной приказом Ространснадзора от 03.09.2013 № АК-966фс.
Требования к сопроводительным документам при перевозке опасных отходов
Согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
- лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»(в нашем случае — копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности);
- путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;
- свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);
- аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);
- товарно — транспортную накладную;
- адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.
Идентификация отходов как опасных грузов
Согласно ДОПОГ пункт 2.1.3.5.5. если вещество, подлежащее перевозке, представляет собой отходы, состав которых точно неизвестен, его отнесение к номеру ООН и группе упаковки в соответствии с пунктом 2.1.3.5.2 может основываться на знаниях грузоотправителя об этих отходах, включая все имеющиеся технические данные и данные по безопасности, требующиеся в соответствии с действующим законодательством по вопросам безопасности и окружающей среды.
При наличии сомнений выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.
Некоторым отходам соответствуют номера ООН. Например:
Естественно, что идентификация опасных грузов осуществляется главным образом не по наименованию отходов, а по основным веществам, составляющим отходы.
Актуальный текст Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) можно найти на сайте UNECE.
НП «Объединение предприятий вторичных ресурсов»
В статье рассмотрены законы и документы, которые необходимо учитывать при выборе транспорта и водителей для перевозки отходов и лицензировании этой деятельности, а также особенности транспортирования опасных грузов.
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (основные понятия Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (закон № 89-ФЗ).
— Реклама —
К виду работ «транспортирование отходов» предъявляются определенные требования. Предприятие при осуществлении такой деятельности должно исключить возможность потерь отходов по пути следования и аварийных ситуаций.
Транспортирование отходов должно осуществляться при соблюдении следующих условий и при наличии следующих документов (ст. 16 закона № 89-ФЗ):
- паспорта отходов;
- специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
К числу основных требований, предъявляемых к транспортированию отходов, также можно отнести требования СанПиНа 2.1.7.1322–03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Соответствие транспортирования отходов I–IV классов опасности установленным требованиям проверяется Роспотребнадзором в рамках выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать при осуществлении лицензируемого вида деятельности (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03 конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой-отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.
Кроме того, необходимо помнить, что согласно подп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования ТКО, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS», однако в настоящее время действие правил до 31 мая 2020 г. приостановлено.
Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности определены ст. 15 закона № 89-ФЗ:
- Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
- Ответственность за допуск работников к работе с отходами I- IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
- Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством образовании.
Вместе с этим, с учетом положений подп. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (закон № 99-ФЗ) деятельность по транспортированию отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие лицензируемый вид деятельности в части транспортирования отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Осуществление данного вида деятельности без лицензии не допускается и может составить предмет административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КОАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
При этом деятельность по транспортированию отходов V класса опасности не лицензируется.
Перечень документов, которые соискатель лицензии/лицензиат должен предоставить для получения/переоформления лицензии, определен Положением о лицензировании-деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062, законом № 99-ФЗ, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.
Для работ по транспортированию отходов I–IV классов опасности соискателю лицензии/лицензиату необходимо наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Если с законными основаниями на транспортные средства понятно, то вот с перечнем установленных соответствующих требований для транспортных средств возникают вопросы, так как они трактуются территориальными органами Росприроднадзора по-разному.
Основные требования к транспортированию отходов I–IV классов опасности, установленные ст. 16 закона № 89-ФЗ, указаны выше, их набор минимален и не дает соискателю лицензии/лицензиату понимания, что от него требуется в этой части.
Порядок транспортирования отходов I–IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (Минприроды России).
На сегодняшний день утвержденного такого порядка нет, равно как и специальных экологических требований к транспортировке отходов, к транспортным средствам и их маркировке, а также к работам при транспортировании отходов.
Вместе с этим территориальные органы Росприроднадзора предъявляют определенные требования к автотранспортным средствам, которые планируются к применению для транспортирования отходов соискателем лицензии/лицензиатом.
В частности, такими требованиями могут быть: наличие свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки (свидетельств ДОПОГ); наличие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов; наличие свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
Однако такие требования представляются излишними, поскольку в действующем законодательстве не взаимоувязаны понятия «опасные грузы» и «отходы», а для отнесения отходов к опасным грузам недостаточно лишь одного мнения должностного лица.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (Правила № 272).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены законом № 89-ФЗ.
Документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности (с I по V), содержащим сведения об их составе, является паспорт отхода, который по закону № 89-ФЗ обязан составить природопользователь на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Письмо МВД России ОТ 18.12.2017 № 3/177717171866
«О рассмотрении обращения»
Классификация опасности отходов, установленная статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — федеральный закон) не совпадает с классификацией опасных грузов, предусмотренной ДОПОГ.
В связи с этим твердые коммунальные отходы, перевозимые мусоровозами, крупногабаритные отходы, перевозимые бункеровозами, не относятся к опасным грузам, а указанные транспортные средства не являются транспортными средствами, специально оборудованными для перевозки опасных грузов.
Указанные транспортные средства не нуждаются в оборудовании знаками, указывающими на перевозку опасных грузов, какие-либо свидетельства оформлять не требуется, так как опасными грузами являются вещества, отнесенные к таковым и включенные в Перечень опасных грузов (глава 3.2 ДОПОГ).
Правила перевозки грузов изложены в разделе 23 Правил дорожного движения РФ (утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090), твердые коммунальные отходы перевозятся как обычные грузы (фиксируются, накрываются тентом и т. д.). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» установлен запрет транспортирования веществ, отнесенных ДОПОГ к опасным грузам, в составе или под видом твердых коммунальных отходов. Установление порядка транспортирования (включая, следовательно, установление требований к транспортным средствам) отходов I–IV классов опасности, предусматривающего требования и к погрузке, разгрузке и маркировке, частью 2 статьи 16 федерального закона отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (Минприроды России).
Федеральный классификационный каталог отходов, который ведется Росприроднадзором и включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации, не предусматривает в кодировании классификационных признаков по 11-значной системе указание опасных свойств отходов.
Единая система дифференцирования отходов производства и потребления по классам опасных грузов отсутствует, а классификация опасности отходов в соответствии с законом № 89-ФЗ не совпадает с классификацией опасных грузов. Так, например, в законе № 89-ФЗ предусмотрено пять классов опасности отходов (ст. 4.1), а в ДОПОГ — девять классов опасности грузов.
Данный вывод подтверждают разъяснения Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями, А и В ДОПОГ (п. 3 Правил № 272).
Перечень опасных грузов представлен в таблице, А главы 3.2. приложения, А ДОПОГ и предусматривает по каждому веществу указание информации, идентифицирующей вещество (класс опасности, группы упаковки, знаков опасности, необходимой тары, ограниченных и освобожденных количеств).
Перевозка опасных грузов в освобожденных количествах предусмотрена также главами 3.4. и 3.5 приложения, А ДОПОГ.
Для отнесения отходов к опасным грузам в обязательном порядке должны быть проведены испытания, предусмотренные требованиями ДОПОГ.
В зависимости от результатов проведенных испытаний и проверок отходы могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОПОГ с учетом от вида и степени опасности.
Письмо Минтранса России от 22.12.2017 № 03-2285ПГ
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями, А и В ДОПОГ.
Перечень опасных грузов представлен в таблице, А главы 3.2 приложения, А к ДОПОГ и предусматривает по каждому обществу указания класса опасности, группы упаковки, знаков опасности, необходимой тары, ограниченных и освобожденных количеств.
Перевозка опасных грузов в освобожденных количествах предусмотрена также главами 3.4 и 3.5 приложения, А к ДОПОГ.
В зависимости от результатов проведенных испытаний и проверок отходы I–IV классов могут быть отнесены к классу, подклассу и-категории ДОПОГ в зависимости от вида и степени опасности.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов, установлены частью 9 приложения В к ДОПОГ.
В соответствии с пунктом 9.1.3 приложения В к ДОПОГ установлена необходимость получения в органах внутренних дел свидетельства о допущении к перевозке на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям глав 9.1 и 9.2 приложения В к ДОПОГ.
Кроме того, пунктом 8.2.1 приложения, А к ДОПОГ предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
Вместе с тем частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к транспортированию отходов I–IV классов опасности, в частности наличие паспорта отходов I–IV классов опасности, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида опасности, а также содержащего сведения об их составе.
Обращаем ваше внимание на следующие опасные вещества:
№ ООН 3082 «ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К.», 9-й класс опасности ДОПОГ;
№ ООН 3077 «ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К.», 9-й класс опасности ДОПОГ.
Данное решение может быть принято исходя из сведений классификации перевозимых отходов и их опасных свойствах, содержащихся в паспорте, составленном соответствии с требованиями Правил проведения паспортизация отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».
Учитывая изложенное, при отсутствии документального подтверждения об отнесении твердых коммунальных отходов к веществам, опасным для окружающей среды, и их классификации, в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОПОГ, выданного компетентным органом, требования ДОПОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответствующими знаками, на перевозчиков данных отходов не распространяются.
Чтобы отнести отходы к № ООН 3077 «Вещество твердое, опасное для окружающей среды, н.у.к.», их необходимо классифицировать как вещество, опасное для окружающей среды (водной среды), в соответствии с положениями пунктов 2.2.9.1.10.3, 2.2.9.1.10.4 или 2.2.9.1.10.5 ДОПОГ.
При отсутствии документального подтверждения об отнесении отходов к веществам, опасным для окружающей среды, и их классификации в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОПОГ, выданного компетентным органом, требования ДОПОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответствующими знаками, на перевозчиков отходов не распространяются.
Данная позиция также находит подтверждение в разъяснении Минтранса России.
С учетом изложенного рассмотрение вопросов, связанных с перевозкой-опасных грузов, к компетенции Росприроднадзора не относится, а запрос таких документов не может являться предметом проверки и тем более основанием для отказа в выдаче лицензии.
Кроме того, отсутствие знаков опасности, необходимых для опасных грузов, на транспортных средствах при перевозке отходов I–V классов опасности также не может являться нарушением в области обращения с отходами (в части транспортирования) и, следовательно, составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, а также выдача свидетельств ДОПОГ и специального разрешения отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе выдачу свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
Компетентные органы при необходимости дают соответствующие разъяснения природопользователям, которые, с учетом имеющейся положительной практики, могут служить доказательством в суде.
Также есть соответствующие разъяснения центрального аппарата Росприроднадзора, в том числе направленные конкретным организациям с разъяснением необходимости предоставления таких документов при лицензировании, а также Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности от 17.11.2015 № АС-03- 03–36/20364, свидетельствующие о необязательности предоставления таких документов.
С учетом всех разъяснений компетентных органов в настоящее время отсутствует законодательное требование наличия каких-либо свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов производства и потребления на территории Российской Федерации.
Приводим подборку судебных решений, которая может помочь природопользователям отстоять свою позицию в спорных моментах как в территориальном органе Росприроднадзора, так и в судебных инстанциях.
Постановление Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 30 ноября 2018 года по делу № А72-7453/2018: отказано в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Росприроднадзора по Ульяновской области по факту признания Ульяновским судом незаконным решения Управления Росприроднадзора по Ульяновской области об отказе в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, оформленное уведомлением, и обязании устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 13 сентября 2018 г. по делу № А63-6699/2018: отказано в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по факту признания Арбитражным судом Ставропольского края недействительным предписания Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, выданного Обществу, из которого следует, что Обществу при осуществлении своей деятельности необходимо соблюдать требования действующего законодательства, а именно: на транспортных средствах установить специальные знаки.
Аналогичная позиция указана во вступившем в силу решении Арбитражного суда Ставропольского края от 20 ноября 2018 г. по делу № А63-14296/2018 по признанию недействительным предписания Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, вменяющего Обществу обязанности по установке на транспортные средства, осуществляющие перевозку твердых бытовых отходов, специальных знаков.
Решениями от 18 июля 2018 года по делам № 7–462/2018 и № 7–461/2018; от 25 июля 2018 г. по делам № 7–521/2018, № 7–520/2018, № 7–519/2018; от 01 августа 2018 г. по делу № 7–484/2018 Ставропольского краевого суда по факту перевозки Обществами твердых коммунальных отходов без установленного специального знака, постановления о назначении административного наказания, вынесенные должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении Обществ, отменены, административные дела прекращены.
Решением от 31 октября 2018 года по делу № 7–772/2018 Ставропольский краевой суд оставил жалобу Департамента Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу по факту перевозки Обществом твердых коммунальных отходов без установленного специального знака без удовлетворения, а решение районного суда без изменений.
В заключение хочется отметить, что сложилась двоякая судебная практика по вопросу о необходимости наличия при транспортировании отходов документов, связанных с перевозкой опасных грузов. Однако на территории Российской Федерации не прецедентное право.
Транспортировка отходов – это один самых важных этапов всего цикла работ по сбору и утилизации мусора/отходов разных категорий. Скопления мусора на территории предприятий и объектов сферы ЖКХ может обернуться не только неопрятностью и неприятным запахом, но и солидными финансовыми санкциями со стороны контролирующих органов. Поэтому вывоз отходов должен быть не только своевременным, но и грамотно спланированным. Правильная организация процесса транспортировки отходов является оптимальным сочетанием технической стороны и документального подтверждения легальности обращения с отходами.
ООО «СТА» осуществляет вывоз мусора на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Транспортирование отходов 3 и 4 класса опасности.