Требования к транспортированию отходов

В настоящее время в нормативных актах термин «опасные отходы» заменен на термин «отходы I-IV класса опасности». Помимо общих правил по перевозке на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов.

Следует подчеркнуть, что далеко не все отходы I-IV класса опасности являются опасными грузами. Опасные грузы имеют собственные критерии опасности и классификацию.
Основным документом международного уровня, регламентирующим перевозку опасных грузов является «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ).

Это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в 1957 году, многократно пересмотренное и дополненное, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям.

Требования к транспортированию опасных отходов

Статья 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим:

  • свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы,
  • свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов,
  • специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов.

Также устанавливается ответственность за перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов. Статья 247 Уголовного Кодекса России определяет ответственность за нарушение установленных правил при транспортировке отходов, которое повлекло причинение вреда людям или природе. О каких же правилах идет речь?

Статья 16 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает общие требования к транспортированию отходов:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Та же статья устанавливает, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта РФ. Однако такого порядка, утвержденного Минтрансом, не существует. В настоящее время применяются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272.

В соответствии с п. 3 «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Не так давно из законодательства был исключен не только сам термин «опасные отходы», но и определение опасных свойств. Из ФККО и банка данных об отходах исключили сведения об опасных свойствах. В паспорте отходов I — IV классов опасности теперь также не указываются опасные свойства. Таким образом, документально подтвержденная идентификация опасных свойств отходов невозможна. Поэтому, при определении опасных грузов необходимо руководствоваться «ДОПОГ».

Классификация опасных грузов

Прежде чем перевозить опасные отходы, необходимо определить их опасные свойства и класс опасности. В этом может помочь ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Различают следующие опасности:

  • легковоспламенимость,
  • горючесть,
  • самовоспламенимость,
  • спонтанные реакции (полимеризация),
  • опасные реакции с водой или другими веществами,
  • взрывчатость,
  • повышенная ядовитость, опасность для здоровья,
  • разъедающее, коррозийное действие,
  • выделение ядовитых газов при горении,
  • угроза водным ресурсам,
  • давление газов,
  • радиоактивность,
  • инертность,
  • опасность заражения,
  • высокая температура и т.д.

В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности):

  • Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
  • Класс 2 Газы
  • Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
  • Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества , самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
  • Класс 4.2 Вещества, способные к самовозгоранию
  • Класс 4.3 Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
  • Класс 5.1 Окисляющие вещ ества
  • Класс 5.2 Органические пероксиды
  • Класс 6.1 Токсичные вещества
  • Класс 6.2 Инфекционные вещества
  • Класс 7 Радиоактивные материалы
  • Класс 8 Коррозионные вещества
  • Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.

Для перевозки особо опасных грузов 1-7 класса может потребоваться разрешение на перевозку (Приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».

Лицензирование перевозки отходов

В статье 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отмечается, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

В данном законе также дается определение термину «транспортирование отходов» — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Иначе говоря, лицензирование требуется при перевозке отходов между предприятиями, вне зависимости от права собственности на отходы.

Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

Санитарно-гигиенические требования к перевозке отходов

Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм.

Перемещение отходов на территории промышленного предприятия должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к территориям и помещениям промышленных предприятий. При перемещении отходов в закрытых помещениях следует использовать гидро- и пневмосистемы, автокары.

Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Требования к таре и упаковке опасных отходов

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Данный ГОСТ предусматривает разную степень стойкости упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность. Кроме того, в п.7а говорится, что все образцы тары и упаковки должны проходить испытания на прочность (в приводимой таблице перечисляются виды испытаний: падение, сдавление и т.д.), что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Таким образом при транспортировке особо опасных отходов нелишним будет запастись ксерокопией сертификата на используемую упаковку и тару.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей).

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками.

Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.

Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.

Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные отходы

В соответствии с ГОСТом 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие видам опасности.

Соответствующие знаки опасности должны быть укреплены:

  • на транспортных средствах со встроенными цистернами: с боковых сторон и сзади;
  • на транспортных средствах со съемными цистернами: с боковых сторон и сзади;
  • на транспортных средствах с батареями сосудов: на боковых сторонах батареи сосудов;
  • на транспортных средствах с цистерновыми контейнерами: на боковых сторонах контейнеров-цистерн;
  • если знаки не видны снаружи — также на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.

К маркировке неочищенных порожних транспортных средств применяются те же предписания, что и к груженным. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.

Знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу.

Требования к водителю, перевозящему опасные отходы

В статье 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» указываются требования к профессиональной подготовке. Лица, допущенные к транспортированию отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

Выдача свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с «Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы», утвержденной приказом Ространснадзора от 03.09.2013 № АК-966фс.

Требования к сопроводительным документам при перевозке опасных отходов

Согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

  • лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»(в нашем случае — копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности);
  • путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» N опасного груза по списку ООН;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);
  • аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);
  • товарно — транспортную накладную;
  • адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

Идентификация отходов как опасных грузов

Согласно ДОПОГ пункт 2.1.3.5.5. если вещество, подлежащее перевозке, представляет собой отходы, состав которых точно неизвестен, его отнесение к номеру ООН и группе упаковки в соответствии с пунктом 2.1.3.5.2 может основываться на знаниях грузоотправителя об этих отходах, включая все имеющиеся технические данные и данные по безопасности, требующиеся в соответствии с действующим законодательством по вопросам безопасности и окружающей среды.
При наличии сомнений выбор должен быть сделан в пользу наибольшего уровня опасности.

Некоторым отходам соответствуют номера ООН. Например:

Естественно, что идентификация опасных грузов осуществляется главным образом не по наименованию отходов, а по основным веществам, составляющим отходы.

Актуальный текст Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) можно найти на сайте UNECE.

НП «Объединение предприятий вторичных ресурсов»

В статье рассмотрены законы и документы, которые необходимо учитывать при выборе транспорта и водителей для перевозки отходов и лицензировании этой деятельности, а также особенности транспортирования опасных грузов.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помо­щью транспортных средств вне границ земельного участ­ка, находящегося в собствен­ности юридического лица или инди­видуального предпринимателя либо предоставленного им на иных пра­вах (основные понятия Федераль­ного закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потре­бления» (закон № 89-ФЗ).

— Реклама —

К виду работ «транспортирова­ние отходов» предъявляются опре­деленные требования. Предприятие при осуществлении такой деятель­ности должно исключить возмож­ность потерь отходов по пути следо­вания и аварийных ситуаций.

Транспортирование отходов должно осуществляться при соблю­дении следующих условий и при на­личии следующих документов (ст. 16 закона № 89-ФЗ):

  • паспорта отходов;
  • ​специально оборудованных и снабженных специальными знака­ми транспортных средств;
  • ​требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • ​документации для транспорти­рования и передачи отходов с указа­нием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

К числу основных требований, предъявляемых к транспортирова­нию отходов, также можно отнести требования СанПиНа 2.1.7.1322–03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потре­бления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к разме­щению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Сани­тарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Соответствие транспортирова­ния отходов I–IV классов опасности установленным требованиям прове­ряется Роспотребнадзором в рамках выдачи санитарно-эпидемиологиче­ского заключения о соответствии са­нитарным правилам зданий, стро­ений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии пред­полагает использовать при осущест­влении лицензируемого вида дея­тельности (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Согласно п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03 конструкция и условия эксплуата­ции специализированного транспор­та должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загряз­нения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загруз­кой, транспортировкой и разгруз­кой-отходов на основном и вспомо­гательном производствах, должны быть механизированы и по возмож­ности герметизированы.

Кроме того, необходимо пом­нить, что согласно подп. «г» п. 1 По­становления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснаще­нии транспортных, технических средств и систем аппаратурой спут­никовой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» автомобиль­ные и железнодорожные транспорт­ные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирова­ния ТКО, подлежат оснащению ап­паратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Требования к оснащению транс­портных средств аппаратурой спут­никовой навигации установлены По­становлением Правительства РФ от 13.02.2018 № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транс­портных средств категории N, ис­пользуемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой на­вигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS», однако в настоящее время дей­ствие правил до 31 мая 2020 г. приостановлено.

Требования к лицам, которые до­пущены к сбору, транспортирова­нию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности определены ст. 15 закона № 89-ФЗ:

  1. Лица, которые допущены к сбо­ру, транспортированию, обработ­ке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV клас­сов опасности, обязаны иметь доку­менты о квалификации, выданные по результатам прохождения про­фессионального обучения или полу­чения дополнительного профессио­нального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
  2. Ответственность за допуск ра­ботников к работе с отходами I- IV классов опасности несет соот­ветствующее должностное лицо организации.
  3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обра­ботке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соот­ветствии с законодательством об­разовании.

Вместе с этим, с учетом положе­ний подп. 30 п.1 ст. 12 Федераль­ного закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» (закон № 99-ФЗ) деятельность по транспортирова­нию отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию.

Юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели, осуществля­ющие лицензируемый вид деятель­ности в части транспортирования отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осу­ществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, ути­лизации, обезвреживанию, размеще­нию отходов I–IV классов опасности.

Осуществление данного вида дея­тельности без лицензии не допуска­ется и может составить предмет ад­министративного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КОАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ — осущест­вление предпринимательской дея­тельности без государственной ре­гистрации или без специального разрешения (лицензии).

При этом деятельность по транс­портированию отходов V класса опасности не лицензируется.

Перечень документов, которые соискатель лицензии/лицензиат дол­жен предоставить для получения/пе­реоформления лицензии, определен Положением о лицензировании-де­ятельности по сбору, транспортиро­ванию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержден­ным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октя­бря 2015 г. № 1062, законом № 99-ФЗ, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по пре­доставлению государственной услу­ги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обра­ботке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.
Для работ по транспортированию отходов I–IV классов опасности соис­кателю лицензии/лицензиату необ­ходимо наличие специально оборудо­ванных и снабженных специальными знаками транспортных средств, при­надлежащих ему на праве собствен­ности или на ином законном основа­нии, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствую­щих установленным требованиям.

Если с законными основаниями на транспортные средства понят­но, то вот с перечнем установлен­ных соответствующих требований для транспортных средств возника­ют вопросы, так как они трактуют­ся территориальными органами Росприроднадзора по-разному.

Основные требования к транс­портированию отходов I–IV классов опасности, установленные ст. 16 за­кона № 89-ФЗ, указаны выше, их на­бор минимален и не дает соискателю лицензии/лицензиату понимания, что от него требуется в этой части.

Порядок транспортирования отходов I–IV классов опасности, предусматривающий дифферен­цированные требования в зави­симости от вида отходов и клас­са опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным рабо­там, маркировке отходов, требова­ния к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопас­ности, устанавливаются федераль­ным органом исполнительной вла­сти в области транспорта (Минтранс России) по согласованию с федераль­ным органом исполнительной вла­сти, осуществляющим государствен­ное регулирование в области охраны окружающей среды (Минприроды России).

На сегодняшний день утверж­денного такого порядка нет, равно как и специальных экологических требований к транспортировке от­ходов, к транспортным средствам и их маркировке, а также к работам при транспортировании отходов.

Вместе с этим территориальные органы Росприроднадзора предъ­являют определенные требования к автотранспортным средствам, ко­торые планируются к применению для транспортирования отходов со­искателем лицензии/лицензиатом.

В частности, такими требования­ми могут быть: наличие свидетель­ства о подготовке водителей авто­транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удо­стоверения) об утверждении кур­сов такой подготовки (свидетельств ДОПОГ); наличие специального раз­решения на движение по автомо­бильным дорогам транспортного средства, осуществляющего пере­возку опасных грузов; наличие сви­детельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
Однако такие требования пред­ставляются излишними, посколь­ку в действующем законодательстве не взаимоувязаны понятия «опасные грузы» и «отходы», а для отнесения отходов к опасным грузам недоста­точно лишь одного мнения долж­ностного лица.

Порядок организации перевоз­ки различных видов грузов автомо­бильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также усло­вия перевозки грузов и предоставле­ния транспортных средств для такой перевозки установлены Правила­ми перевозок грузов автомобиль­ным транспортом, утвержденны­ми Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (Правила № 272).

Правовые основы обращения с от­ходами производства и потребления закреплены законом № 89-ФЗ.

Документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отхо­дам соответствующего вида и клас­са опасности (с I по V), содержащим сведения об их составе, является па­спорт отхода, который по закону № 89-ФЗ обязан составить природо­пользователь на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Письмо МВД России ОТ 18.12.2017 № 3/177717171866
«О рассмотрении обращения»

Классификация опасности отходов, установленная статьей 4.1 Федерального закона «Об отхо­дах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — федеральный закон) не со­впадает с классификацией опасных грузов, предусмотренной ДОПОГ.
В связи с этим твердые коммунальные отходы, перевозимые мусоровозами, крупногаба­ритные отходы, перевозимые бункеровозами, не относятся к опасным грузам, а указанные транспортные средства не являются транспортными средствами, специально оборудованны­ми для перевозки опасных грузов.

Указанные транспортные средства не нуждаются в оборудовании знаками, указывающими на перевозку опасных грузов, какие-либо свидетельства оформлять не требуется, так как опас­ными грузами являются вещества, отнесенные к таковым и включенные в Перечень опасных грузов (глава 3.2 ДОПОГ).

Правила перевозки грузов изложены в разделе 23 Правил дорожного движения РФ (утверж­дены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090), твердые коммунальные отходы перевозятся как обычные грузы (фиксируются, накрываются тентом и т. д.). Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» установлен запрет транспортирования веществ, отнесенных ДОПОГ к опасным грузам, в составе или под видом твердых коммунальных отходов. Установление порядка транспортирования (включая, следовательно, установление требований к транспорт­ным средствам) отходов I–IV классов опасности, предусматривающего требования и к погруз­ке, разгрузке и маркировке, частью 2 статьи 16 федерального закона отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (Минприроды России).

Федеральный классификационный каталог отходов, который ведется Росприроднадзором и включает пе­речень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федера­ции, не предусматривает в кодиро­вании классификационных призна­ков по 11-значной системе указание опасных свойств отходов.

Единая система дифференцирова­ния отходов производства и потре­бления по классам опасных грузов отсутствует, а классификация опас­ности отходов в соответствии с за­коном № 89-ФЗ не совпадает с клас­сификацией опасных грузов. Так, например, в законе № 89-ФЗ предусмотрено пять классов опасности от­ходов (ст. 4.1), а в ДОПОГ — девять классов опасности грузов.

Данный вывод подтверждают разъяснения Главного управления по обеспечению безопасности до­рожного движения МВД России.
Перевозка опасных грузов автомо­бильным транспортом в городском, пригородном и междугородном со­общении осуществляется в соответ­ствии с требованиями, установлен­ными приложениями, А и В ДОПОГ (п. 3 Правил № 272).

Перечень опасных грузов пред­ставлен в таблице, А главы 3.2. при­ложения, А ДОПОГ и предусматри­вает по каждому веществу указание информации, идентифицирующей вещество (класс опасности, группы упаковки, знаков опасности, необхо­димой тары, ограниченных и осво­божденных количеств).
Перевозка опасных грузов в осво­божденных количествах предусмо­трена также главами 3.4. и 3.5 прило­жения, А ДОПОГ.

Для отнесения отходов к опас­ным грузам в обязательном порядке должны быть проведены испытания, предусмотренные требованиями ДОПОГ.
В зависимости от результатов про­веденных испытаний и проверок от­ходы могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОПОГ с уче­том от вида и степени опасности.

Письмо Минтранса России от 22.12.2017 № 03-2285ПГ

В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями, А и В ДОПОГ.

Перечень опасных грузов представлен в таблице, А главы 3.2 приложения, А к ДОПОГ и предусматривает по каждому обществу указа­ния класса опасности, группы упаковки, знаков опасности, необходимой тары, ограниченных и освобожденных количеств.

Перевозка опасных грузов в освобожденных количествах предусмотрена также главами 3.4 и 3.5 приложения, А к ДОПОГ.

В зависимости от результатов проведенных испытаний и проверок отходы I–IV классов могут быть отнесены к классу, подклассу и-ка­тегории ДОПОГ в зависимости от вида и степени опасности.

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов, установлены частью 9 при­ложения В к ДОПОГ.

В соответствии с пунктом 9.1.3 приложения В к ДОПОГ установлена необходимость получения в органах внутренних дел свидетель­ства о допущении к перевозке на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям глав 9.1 и 9.2 приложения В к ДОПОГ.
Кроме того, пунктом 8.2.1 приложения, А к ДОПОГ предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
Вместе с тем частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к транспортированию отходов I–IV классов опасности, в частности наличие паспорта отходов I–IV классов опасности, удо­стоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида опасности, а также содержащего сведения об их составе.

Обращаем ваше внимание на следующие опасные вещества:

№ ООН 3082 «ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К.», 9-й класс опасности ДОПОГ;

№ ООН 3077 «ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К.», 9-й класс опасности ДОПОГ.

Данное решение может быть принято исходя из сведений классификации перевозимых отходов и их опасных свойствах, содержа­щихся в паспорте, составленном соответствии с требованиями Правил проведения паспортизация отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

Учитывая изложенное, при отсутствии документального подтверждения об отнесении твердых коммунальных отходов к веществам, опасным для окружающей среды, и их классификации, в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОПОГ, выданного компетентным органом, требования ДОПОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответствующими знаками, на перевозчиков данных отходов не распространяются.

Чтобы отнести отходы к № ООН 3077 «Вещество твердое, опас­ное для окружающей среды, н.у.к.», их необходимо классифицировать как вещество, опасное для окружа­ющей среды (водной среды), в со­ответствии с положениями пунктов 2.2.9.1.10.3, 2.2.9.1.10.4 или 2.2.9.1.10.5 ДОПОГ.
При отсутствии документального подтверждения об отнесении отхо­дов к веществам, опасным для окру­жающей среды, и их классификации в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОПОГ, выданного ком­петентным органом, требования ДОПОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответству­ющими знаками, на перевозчиков отходов не распространяются.

Данная позиция также находит подтверждение в разъяснении Мин­транса России.

С учетом изложенного рассмотре­ние вопросов, связанных с перевоз­кой-опасных грузов, к компетенции Росприроднадзора не относится, а запрос таких документов не может являться предметом проверки и тем более основанием для отказа в выда­че лицензии.

Кроме того, отсутствие зна­ков опасности, необходимых для опасных грузов, на транспорт­ных средствах при перевозке отхо­дов I–V классов опасности также не может являться нарушением в об­ласти обращения с отходами (в части транспортирования) и, следователь­но, составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Положением о Федеральной служ­бе по надзору в сфере транспор­та, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, контроль и надзор за соблю­дением законодательства Россий­ской Федерации, в том числе меж­дународных договоров Российской Федерации о перевозке опасных грузов автомобильным транспор­том, а также выдача свидетельств ДОПОГ и специального разреше­ния отнесено к полномочиям Феде­ральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Государственная инспекция безо­пасности дорожного движения Ми­нистерства внутренних дел Россий­ской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный госу­дарственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в том числе выдачу свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Компетентные органы при необ­ходимости дают соответствующие разъяснения природопользовате­лям, которые, с учетом имеющейся положительной практики, могут слу­жить доказательством в суде.
Также есть соответствующие разъяснения центрального аппа­рата Росприроднадзора, в том чис­ле направленные конкретным организациям с разъяснением не­обходимости предоставления таких документов при лицензировании, а также Методические рекоменда­ции по порядку предоставления го­сударственной услуги по лицензи­рованию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, раз­мещению отходов I–IV классов опасности от 17.11.2015 № АС-03- 03–36/20364, свидетельствующие о необязательности предоставления таких документов.

С учетом всех разъяснений ком­петентных органов в настоящее вре­мя отсутствует законодательное требование наличия каких-либо сви­детельств о перевозке опасных гру­зов при намерении осуществлять деятельность по транспортирова­нию отходов производства и потре­бления на территории Российской Федерации.

Приводим подборку судебных решений, которая может помочь природопользователям отстоять свою позицию в спорных моментах как в территориальном органе Росприроднадзора, так и в судебных инстанциях.

Постановление Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 30 ноября 2018 года по делу № А72-7453/2018: отказано в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Росприроднадзора по Ульяновской области по факту признания Ульяновским судом незаконным решения Управления Росприроднадзора по Ульяновской области об отказе в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, оформленное уведомлением, и обязании устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.

Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 13 сентября 2018 г. по делу № А63-6699/2018: отказано в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по факту признания Арбитражным судом Ставропольского края недействительным предписания Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, выданного Обществу, из которого следует, что Обществу при осуществлении своей деятельности необходимо соблюдать требования действующего законодательства, а именно: на транспортных средствах установить специальные знаки.

Аналогичная позиция указана во вступившем в силу решении Арбитражного суда Ставропольского края от 20 ноября 2018 г. по делу № А63-14296/2018 по признанию недействительным предписания Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, вменяющего Обществу обязанности по установке на транспортные средства, осуществляющие перевозку твердых бытовых отходов, специальных знаков.

Решениями от 18 июля 2018 года по делам № 7–462/2018 и № 7–461/2018; от 25 июля 2018 г. по делам № 7–521/2018, № 7–520/2018, № 7–519/2018; от 01 августа 2018 г. по делу № 7–484/2018 Ставропольского краевого суда по факту перевозки Обществами твердых коммунальных отходов без установленного специального знака, постановления о назначении административного наказания, вынесенные должностными лицами Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении Обществ, отменены, административные дела прекращены.

Решением от 31 октября 2018 года по делу № 7–772/2018 Ставропольский краевой суд оставил жалобу Департамента Росприроднадзора по Северо- Кавказскому федеральному округу по факту перевозки Обществом твердых коммунальных отходов без установленного специального знака без удовлетворения, а решение районного суда без изменений.

В заключение хочется отметить, что сложилась двоякая судебная практика по вопросу о необходимо­сти наличия при транспортирова­нии отходов документов, связанных с перевозкой опасных грузов. Одна­ко на территории Российской Феде­рации не прецедентное право.

Транспортировка отходов – это один самых важных этапов всего цикла работ по сбору и утилизации мусора/отходов разных категорий. Скопления мусора на территории предприятий и объектов сферы ЖКХ может обернуться не только неопрятностью и неприятным запахом, но и солидными финансовыми санкциями со стороны контролирующих органов. Поэтому вывоз отходов должен быть не только своевременным, но и грамотно спланированным. Правильная организация процесса транспортировки отходов является оптимальным сочетанием технической стороны и документального подтверждения легальности обращения с отходами.

ООО «СТА» осуществляет вывоз мусора на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Транспортирование отходов 3 и 4 класса опасности.

Цены на транспортировку отходов индивидуальны для каждого клиента