Требования к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Добавить в «Нужное»

Обновление: 6 декабря 2019 г.

В обязанности работодателя входит проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров для сотрудников, чья работа связана с движением транспорта (ст. 212, 213 ТК РФ). Кроме того, водители транспортных средств должны проходить обязательные предрейсовые и обязательные послерейсовые медицинские осмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). В нашей консультации мы расскажем о предрейсовых медосмотрах водителей.

Цель проведения предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Как часто проводятся предрейсовые медицинские осмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медицинские осмотры водители могут проходить в медицинских учреждениях, с которыми работодатель заключает договор на обслуживание (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Кроме того, работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделение (медицинский кабинет, медицинскую часть и т.д.), оказывающее медицинскую помощь работникам организации (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Кто оплачивает предрейсовые осмотры

Предрейсовые медосмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Такие расходы работодатель вправе учесть при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Что будет, если работник не прошел предрейсовый медицинский осмотр

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) водителя, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (ст. 76 ТК РФ).

Стоит отметить, что согласно ТК в общем случае период отстранения от работы работодатель не должен оплачивать работнику (ст. 76 ТК РФ). Но, по мнению Роструда, если водитель не был допущен до работы из-за того, что предрейсовый медосмотр выявил у него проблемы со здоровьем, отстранения от работы нужно оплатить.

Что ждет работодателя, если он все же допустит к работе водителя, не прошедшего предрейсовый медосмотр

Если работодатель допустит к работе такого водителя, работодателю грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организаций — от 110000 руб. до 130000 руб.
  • для должностных лиц организации (для ИП-работодателей) — от 15000 до 25000 руб.;

Предрейсовые осмотры должны проходить не только водители

Такие осмотры должны проходить не только работники, числящиеся в качестве водителей, но и работники некоторых других должностей. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.
Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный № 52861) (далее – Порядок).
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.
Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.
Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с приказом Минтранса России № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Таким образом, по мнению Департамента:
– обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;
– обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Обновлено: 12.12.2019 14:46

Общие принципы прохождения медицинских осмотров водителями были приняты совместным решением Минздрава РФ и Минтранса РФ от 29 января 2002 г. Этим решением были утверждены Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».

Впоследствии, 21 августа 2003 года Министерство Здравоохранения издало письмо № 2510/9468-03-32 «Методические рекомендации Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств«, в котором рекомендовало конкретные правила проведения предрейсовых медицинских осмотров. Согласно данным правилам, работодатель обязан выделить специальное помещение, куда для проведения медосмотра будут приходить водители перед началом каждой рабочей смены. Проводить подобные мероприятия имеют право только лица с медицинским образованием, обладающие соответствующим сертификатом. Явиться на медосмотр обязаны все водители, выходящие в рейс, безо всяких исключений. Уклонение от медицинских мероприятий без уважительных причин закон позволяет расценивать как нарушение трудовой дисциплины.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен приказом Министерства Здравоохранения России от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Перед началом медицинского осмотра водителя медработник спрашивает его о самочувствии, длительности сна и отдыха, наличии жалоб на состояние здоровья. Затем он производит общий осмотр пациента, проверяет состояние кожи, слизистых, глазных зрачков. Особое внимание уделяется при этом артериальному давлению и пульсу. Если водитель страдает артериальной гипертонией или гипотонией, медработник должен каждый раз сопоставлять свежие данные с характерными для этого водителями показателями давления и пульса. Наконец, после всех процедур, в специальный журнал заносится запись с результатами предрейсового осмотра. Для допуска к работе необходимо, чтобы у водителя отсутствовали симптомы заболеваний, недосып, жалобы на состояние здоровья, признаки алкогольного или наркотического опьянения. Ко всему прочему у водителя не должно наблюдаться ухудшения общего состояния организма. И только при соблюдении всех этих условий, медицинский сотрудник имеет право поставить в путевой лист водителя штамп, личную роспись и инициалы, подтверждая тем самым допуск в рейс.

Случается, что из за выявленных симптомов человек не может быть допущен к управлению автомобилем. Медперсонал вправе отстранить водителя от работы, если у него будет обнаружено:

  • Повышение или понижение артериального давления либо сердечного пульса, отклонение их показателей от характерных для водителя.
  • Повышение у водителя температуры тела выше 37 градусов,
  • Употребление водителем спиртосодержащих, психотропных либо наркотических веществ, токсикантов, нарушающих его функциональное состояние.
  • Наличие симптомов заболеваний, острые проявления хронических патологий.
  • Жалобы водителя на плохое самочувствие.
  • Головные, ушные, брюшные боли. Зубная боль.
  • Снижение остроты зрения, глазные заболевания, конъюнктивит.

Если у водителя будет зафиксирован хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, он должен быть немедленно направлен к дежурному врачу в поликлинику. Бывает, что медицинский осмотр производится ночью или поздно вечером, когда медучреждения уже закрыты. В таком случае, задача медперсонала — оказать пациенту первую помощь, порекомендовать обратиться в поликлинику на следующий день, либо вызвать врача на дом. Отстраненному водителю выдается справка в произвольной форме, в которой подробно описываются выявленные проблемы со здоровьем, точное время предрейсового медосмотра и прочее.

Процедура отстранения водителя от работы заметно усложняется, если выясняется, что он употреблял спиртные напитки. Обнаружив признаки опьянения, медработник должен на месте произвести контроль трезвости, а затем направить обследуемого в медицинское учреждение для проведения дальнейшего освидетельствования на наличие алкоголя в крови. При этом сотрудником, проводящим медосмотр, составляется специальный акт о том, что водитель находится на рабочем месте в пьяном виде. Водитель может отказаться проходить необходимые тесты на алкоголь, и заставить его насильно, естественно, невозможно. Тем не менее, подобный отказ позволяет официально считать, что водитель находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, со всеми вытекающими дисциплинарными последствиями.

Иное дело — наркотическое опьянение. Без письменного согласия водителя на прохождение тестов, выявляющих наличие наркотиков в организме, освидетельствование производить нельзя, и даже если оно будет произведено, его результаты будут по закону считаться недействительными. Работодателям следует заранее оговаривать подобное согласие в трудовом договоре с водителями. Туда же должны быть включены пункты, регламентирующие прохождение предрейсового медосмотра на конкретном автотранспортном предприятии.

В каждой организации существует такое понятие, как «группа риска». В нее входят водители, страдающие хроническими заболеваниями, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, а также люди, чей возраст превышает 55 лет. Таким пациентам, помимо всеобщего предрейсового, рекомендуется чаще проходить профилактические медосмотры в поликлиниках по месту жительства.

(приложение 9 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555)

(Извлечение)

3. При предрейсовых осмотрах проводится:

сбор анамнеза;

измерение температуры тела (по показаниям);

измерение артериального давления (по показаниям);

определение пульса;

реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов.

4. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп «Допущен к рейсу» и подпись медицинского работника. Штамп не ставится при:

а) выявлении признаков временной нетрудоспособности;

б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе. При утрате трудоспособности медицинский работник (админи­страция предприятия) дает водителю направление на прием к вра­чу-Водителю, который признан врачом трудоспособным, в на­правлении делается отметка о времени его пребывания на приеме.

В случаях проведения предрейсового осмотра водителя в часы, когда нет врачебного приема, водителю, признанному нетрудо­способным, медицинским работником выдается справка с указа­нием времени освобождения от работы и кратких данных о харак­тере заболевания (травмы) и предлагается посетить врача на следующий день.

При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальнейшем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного врачеб­ного заключения о наличии алкогольного опьянения.

* Данные извлечения приведены в редакции Министерства здравоохранения СССР (примеч. ред.).

Закон Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов

(с изменениями от 4 мая 2000 г.) (Извлечение)

Настоящий Закон призван урегулировать отношения, связан­ные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономиче­ских, правовых, медицинских мер по организации донорства, за­щите прав донора.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Принципы донорства крови и ее компонентов

Донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт. Донорство может быть безвозмездным и плат­ным. Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, мо­гут быть получены только от человека.

Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспо­собный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший меди­цинское обследование.

Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов

Законодательством Российской Федерации определяются:

основные принципы организации донорства крови и ее компо­нентов;

права и обязанности доноров, организаций здравоохранения и других организаций в указанной сфере;

порядок утверждения и финансирования федеральной про­граммы развития донорства крови и ее компонентов;

порядок деятельности, финансирования и материально-техни­ческого обеспечения организаций здравоохранения, осуществля­ющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

организация и порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консер­вирующих растворов;

порядок заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам донорства крови и ее компонентов, обме­на донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донор­ской крови, а также по вопросам производства препаратов из донорской крови.

Статья 3. Государственные программы развития донорства крови и ее компонентов

Федеральная программа развития донорства крови и ее компо­нентов разрабатывается Правительством Российской Федерации. Контроль за ее осуществлением возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Статья 4. Финансирование мероприятий по развитию, организа­ции и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубеж­ных неправительственных и общественных организаций и граж­дан.

Статья 5. Обязанности органов государственного управления и органов местного самоуправления по развитию, организации и пропа­ганде донорства крови и ее компонентов

Органы государственного управления и органы местного са­моуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финанси­рование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хра­нение донорской крови и ее компонентов, предоставление до­нору льгот, установленных законодательством Российской Феде­рации.

Статья 6. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов

Руководители предприятий, учреждений, организаций незави­симо от форм собственности, командиры (начальники) воинских частей обязаны:

оказывать содействие государственным и муниципальным ор­ганизациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доно­ров;

беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи кро­ви и ее компонентов;

предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взя­тия крови;

предоставлять работнику, являющемуся донором, установлен­ные законодательством льготы.

Статья 7. Участие Российского общества Красного Креста и дру­гих организаций в организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Российское общество Красного Креста, другие организации, учредительными документами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в ор­ганизации донорства крови и ее компонентов, его финансиро­вании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных це­лей.

Все сотрудники, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), знают о необходимости проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств, но не все до конца понимают какие медицинские осмотры бывают, и зачем они вообще нужны. В этой статье разберем все нюансы медицинских осмотров водителей транспортных средств. Для начала поясню, почему владельцы транспортных средств обязаны проводить медицинские осмотры водителей, и что по этому поводу предписывает закон.

Статья 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, гласит что работодатель обязан:

  • …в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров…

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Статья 20:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В Статье 23 закона «О БДД» сказано что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе и:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Из анализа федеральных законов делаем вывод что работодатель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей. Как видим Статья 20 закона 196-ФЗ ссылается на Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в нем, в Статье 46, более конкретно описаны виды медицинских осмотров водителей:

  • предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;
  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Разберем в отдельности каждый вид обязательного медицинского осмотра водителей.

Предварительный медицинский осмотр

Для чего необходим предварительный медицинский осмотр. В Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано что предварительный медицинский осмотр проводится:

  • …в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе…

Кто проводит предварительный медосмотр. Пункт 6 Приложения 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», гласит:

  • Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Кому проводится предварительный медосмотр. Предварительный медосмотр проводится при приема водителя на работу, то есть до заключения с ним трудового договора (см. статью «Прием на работу водителей ТС»). Об этом сказано в пункте 3 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

И это есть в Статье 328 Трудового кодекса РФ:

  • Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра.

Тоже самое есть в статье 213 Трудового кодекса РФ:

  • Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Где проводятся предварительные медосмотры. Пункт 7 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гласит:

  • Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Предварительный медицинский осмотр проводится за счет работодателя. Это указано в пункте 5 Статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

Итак, последовательность прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра водителей следующая:

  • Перед заключение трудового договора работодатель выдает лицу, поступающему на работу, направление на медосмотр в медучреждение;
  • В медучреждении медицинское заключение делается в двух экземплярах. Один экземпляр выдается водителю для предоставления работодателю, второй остается в медучреждении;
  • Работодатель оплачивает услуги по проведению предварительного медосмотра.

Периодический медицинский осмотр

Как видно из названия данного вида медицинского осмотра, он должен проводится периодически. Об этом сказано в Статье 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

  • периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Целью проведения периодических медицинских осмотров является своевременное выявление признаков заболеваний и медицинских противопоказаний к выполнению обязанностей водителя. Об этом также сказано выше в Статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Какова частота проведения обязательного периодического медицинского осмотра водителей. Согласно пунктов 16 и 17 Порядка проведения периодических осмотров Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н:

  • Работники управляющие наземными транспортными средствами проходят медосмотр — 1 раз в 2 года;
  • Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры — ежегодно.

Во всём остальном периодический медицинский осмотр ни чем не отличается от предварительного. Он так же проводится в медицинских организациях имеющих лицензию. На осмотр водителя направляет работодатель. Один экземпляр заключения хранится в медучреждении, второй передаётся работодателю. Медосмотр проводится за счет средств работодателя.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Еще раз процитирую пункты Статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где подробно пояснено с какой целью проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей:

  • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
  • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Кому проводятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В соответствии со Стаей 23 закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
  • Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Итак, определяем самое важное для обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • так как согласно закону «О безопасности дорожного движения», водитель — лицо, управляющее транспортным средством, то предрейсовые медосмотры должны проходится для всех лиц, управляющих транспортными средствами принадлежащими юридическому лицу или ИП, не зависимо от должности лица или его статуса;
  • предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочего дня (смены, рейса);
  • послерейсовые медицинские осмотры проводятся для водителей перевозящих пассажиров или опасные грузы.

Кто и где должен проводить пререйсовые медосмотры. Согласно пункта 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся:

  • медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Исходя из этого проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры могут:

  1. Медицинские работники медицинской организации;
  2. Медицинские работники состоящие в штате работодателя;
  3. Медицинские работники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование;
  4. У организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как правило медицинские организации уже имеют лицензии на проведение медосмотров водителей, и для того чтобы организовать проведение медосмотров достаточно заключить с медицинской организацией договор на оказание данного вида услуг. В этом случае есть минус в том что медосмотры необходимо проходить на территории медучреждения, которое может находится на значительном удалении, и в этом случае нужно продумывать доставку работников в медучреждение и обратно. Второй вариант организации медосмотров водителей подразумевает их проведение на территории работодателя. Здесь сложность заключается в том что изначально необходимо организовать медицинский кабинет, взять в штат сотрудника и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медосмотров. Какой способ организации медосмотров выбрать каждый работодатель определяет сам исходя из своих возможностей. Главное всегда помнить что предрейсовый медосмотры можно проводить только в оборудованном кабинете, квалифицированным специалистом, по месту получения лицензии.

Процедура прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров детально описана в Методических рекомендациях утвержденных Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ от 29.01.2002г., в том числе там подробно описано как организуется медицинский кабинет:

  • Для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):
  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления — 2 шт., термометр — 3 шт., стетофонендоскоп — 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 шт., экспресс-тесты на наркотики — 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования — 1 шт.;
  • шпатели медицинские — 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред;
  • помещение должно быть оборудовано средствами связи.

Документальное обеспечение предрейсовых и послерейсовых медосмотров подразумевает наличие Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнала регистрации послерейсовых медицинских осмотров. Согласно пунктов 14 и 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и в журналах указывается следующая информация о работнике:

  • дата и время проведения медицинского осмотра;
  • фамилия, имя, отчество работника;
  • пол работника;
  • дата рождения работника;
  • результаты исследований, указанных в пункте 10 Порядка;
  • заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктом 12 Порядка;
  • подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
  • подпись работника.

Так же журналы могут заполнятся на электронных носителях, но с учетом требований законодательства о персональных данных и с обязательной возможностью распечатки страницы журнала. В этом случае внесённые в журналы сведения заверяются электронной подписью.

Кроме журналов, согласно пункта 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», отметка о проведении медосмотров проставляется в путевом листе:

  • Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

В Приказе Министерства здравоохранения РФ № 835н в пунктах 16 и 17 более подробно описано как проставляется отметка в путевом листе:

  • …на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;
  • …на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Итог

Еще раз повторюсь, но все вышеперечисленные медицинские осмотры водителей — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Информация о результатах проведения данных медосмотров должна храниться в организации и предоставляется для проверки надзорным органам. В случае проверки необходимо будет предъявить следующие документы:

  • Список водителей организации;
  • Копии водительских удостоверений;
  • Справки о проведении предварительных медицинских осмотров;
  • Справки о проведении периодических медицинских осмотров;
  • Журналы регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журналы регистрации послерейсовых медицинских осмотров;
  • Путевые листы с отметкой о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

При организации медицинских осмотров водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утверждено Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29.01.2002.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим