Личная гигиена работников предприятия общественного питания
Личная гигиена — это ряд санитарных правил, которые должны соблюдать работники предприятия общественного питания. Выполнение правил личной гигиены имеет важное значение в предупреждении загрязнения пищи микробами, которые могут стать причиной возникновения заразных заболеваний и пищевых отравлений. Личная гигиена сотрудников повышает культуру обслуживания потребителей и служит важным показателем общей культуры предприятий общественного питания.
Содержание тела в чистоте — это важное гигиеническое требование, поэтому всем работникам предприятия общественного питания, особенно поварам и кондитерам, необходимо содержать тело в чистоте. Рекомендуется ежедневно перед работой принимать душ с использованием мыла и мочалки. И непосредственно перед работой вымыть руки до локтя. Содержание рук в чистоте имеет особое значение для работников общественного питания, которые в процессе приготовления блюд постоянно соприкасаются с продуктами.
Внешний вид рук работников общественного питания должен отвечать следующим требованиям: коротко отстриженные ногти, чистое подногтевое пространство. Запрещается носить часы и украшения. Содержание полости рта, работников общественного питания, также имеет большое гигиеническое значение, так как во рту обычно находится большое количество микробов. Необходимо ежедневно чистить зубы. При простудных заболеваниях нельзя приступать к работе без соответствующего заключения врача.
Санитарная одежда защищает пищевые продукты от загрязнения, которые могут попасть в них с тела и личной одежды работников в процессе приготовления блюд.
В комплект санитарной одежды повара и кондитера входят: куртка или халат, колпак или косынка, фартук, полотенце, брюки или юбка, специальная обувь.
Санитарную одежду изготавливают из белой хлопчатобумажной, легкостирающейся ткани.
При ношении санитарной одежды надо соблюдать следующие правила: не класть в карманы одежды посторонние предметы; не пользоваться булавками и иголками для застёгивания халатов; снимать одежду перед выходом из производственного помещения; хранить её отдельно от верхней одежды.
Санитарный режим предприятия общественного питания обязывает работников следить за чистотой рабочего места, оборудования, инвентаря и посуды.
Работники общественного питания обязательно проходят медицинское обследование.
Противопожарная профилактика (ГОСТ 12.1.004-76).
Противопожарная профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения.
Проблема предупреждения пожаров и борьба с ними находится в тесной связи с проблемами охраны труда. Профилактика и предупреждение пожаров ведется на научной основе и служит составной частью технологического обеспечения, а также планировки магазина.
В организации разработаны инструкции по мерам пожарной безопасности, в которых указаны мероприятия по противопожарному режиму, порядок и нормы хранения пожароопасных веществ. По инструкции назначено ответственное лицо из числа работников.
Для тушения пожаров в организации помещения оборудованы пожарной сигнализацией.
Основными первичными средствами пожаротушения являются:
· огнетушители химические пенные ОХП-10;
· огнетушители воздушнопенные ОВП-10;
· огнетушители углекислотные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-20;
· огнетушители порошковые ОПС-6, ОПС-10;
· ящики с песком;
· пожарные щиты с инвентарем;
· пожарные водопроводы.
В ресторане «Миллер» назначены ответственные за безопасность, регулярно проводится инструктаж. В целях предупреждения пожаров и создания безопасных условий труда в магазине проводятся следующие мероприятия — запрещается хранение горючих материалов в помещении; обеспечиваются условия для организации эвакуации из помещений в случае возникновения пожара. Планируется внедрение системы автоматического контроля и сигнализации за возникновением опасных факторов.
Производственное освещение (СниП П-4-95)
Правила и нормы установлены (СниП 11-4-95) «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Освещенность Е — плотность светового потока на освещенной поверхности (измеряется в люксах — лк).
Производственное освещение может быть трех видов: естественное, создаваемое солнечным диском и светом небесного излучения, искусственное, осуществляемое электрическими лампами, и смешенное, характеризующееся сочетанием первых двух видов.
Искусственное освещение рабочих помещений обязательно. Оно может применяться для складских и технических помещений.
Перейти на страницу: 1 2
Другая интересная статья
Планирование фонда заработной платы работников ОАО Новогрудский завод газовой аппаратуры
В современной отечественной экономической литературе совокупные издержки работодателя на оплату труда обозначаются термином «фонд заработной платы». Фонд оплаты труда является неотъемлемой частью финансовой системы предприятия. Планирование фонда оплаты труда — неотъемлемый процесс, определяющий положение предприятия на рынке и его внутреннюю среду на будущий период. Если расходы на все виды материальных ресурсов нацелены на достижение определённого конечно …
Сайт Стокурортов предлагает отельерам образцы должностных инструкций, а так же помощь в продвижении гостиницы, отеля, гостевого дома и санатория. Узнать больше на сайте www.stokurortov.ru
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Принимается на работу и освобождается от работы приказом Директора.
1.2. В своей работе руководствуется:
— трудовым договором и должностной инструкцией;
— действующим законодательством;
— приказами и распоряжениями Директора:
— правилами внутреннего распорядка;
— правилами охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии
1.3. В своей работе подчиняется шеф-повару и. непосредственно, управляющему ресторанным комплексом, директору гостевого дома.
2. Должностные обязанности
2.1. Действует в интересах Общества.
2.2. Является на работу строго по расписанию.
2.3. Повар обязан:
— обеспечить подготовку рабочего места к началу рабочего дня;
— подготавливать основную продукцию, входящую в меню, и готовить обеды для персонала, строго соблюдая технологический процесс и согласно установленным рецептам:
— соблюдать правила товарного соседства и ротации продуктов, контролировать сроки реализации продуктов;
— отпускать готовые блюда строго по чекам;
— ежедневно подготавливать списки необходимых для кухни продуктов и товаров (продукция бара и обеды), передавая их супервайзеру.
— заранее (вечером предыдущего дня) делать заготовки для продукции из меню и обедов на текущий день:
— поддерживать чистоту и порядок на кухне и на своем рабочем месте в соответствии с требованиями СЭС;
— проводить плановые инвентаризации:
— своевременно информировать администрацию бара об отсутствии продуктов, о неисправностях инвентаря, сан техники:
— участвовать в плановых генеральных уборках кухни;
— выполнять разовые поручения администрации, связанные с производственными процессами.
— соблюдать правила и нормы охраны труда и техники безопасности труда, санитарные требования и правила личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка;
— уметь пользоваться любым оборудованием кухни, и следить за QIO сохранностью;
— быть предельно вежливым в общении с гостями и коллегами;
— в случае возникновения внештатных ситуаций своевременно ставить в известность администрацию ресторанного комплекса и службу контроля.
— своевременно проходить медицинские обследования, сдавать анализы, согласно требованиям СЭС.
3. Запрещается:
3.1. оставлять рабочее место без разрешения непосредственного руководителя;
3.2. курить в неположенных местах и распивать спиртные напитки на всей территории гостевого дома;
3.3. на рабочем месте: принимать пищу, жевать жевательную резинку, читать, использовать ненормативную или сленговую лексику, презрительную интонацию, грубить, оставаться равнодушным к просьбам посетителей или сотрудников;
3.4. подключать любые нагревательные приборы, кипятильники или иные устройства без согласования с администрацией ресторанного комплекса:
3.5. размещать личные транспортные средства на парковке гостевого дома;
3.6. посещать ресторанный комплекс в нерабочее время без разрешения администрации;
4. Права
Для выполнения своих должностных обязанностей повар имеет право вносить
предложения ЪШ^мт&тру——шш непосредственно управляющему ресторанным
комплексом, директору гостевого дома по улучшению работы кухни ресторанного комплекса и докладывать руководству гостевого дома обо всех недостатках, имеющихся в работе комплекса.
5. Ответственность
5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей повар несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и действующим договором найма.
5.2. При нанесении материального ущерба организации повар несет полную материальную ответственность в размере причиненного ущерба.
5.3. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей и упущения в работе повар может быть лишен премии полностью или частично по представлению шеф-повара или управляющего ресторанным комплексом непосредственно.
Согласно п. 3 ст. 226 ТК одной из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда работников является организация в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения работников.
Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение.
В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, по охране труда (ч. 1 ст. 231 ТК, ст. 30 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
При проектировании комнат отдыха на производстве необходимо учитывать требования Технического кодекса установившейся практики «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования» (ТКП), утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267.
Помещения для отдыха допускается предусматривать во встроенных помещениях производственных зданий, размещая их рассредоточено и выполнять, как правило, из легких ограждающих, в т.ч. из сборно-разборных конструкций (п. 4.1.10 ТКП).
Помещение для отдыха должно иметь естественное освещение (п. 4.4 ТКП).
Помещения и места для отдыха в рабочее время и помещения психологической разгрузки следует предусматривать, как правило, при гардеробных домашней одежды и здравпунктах. При допустимых параметрах воздуха рабочей зоны и при условии отсутствия контакта с веществами I и II классов опасности допускается устройство мест для отдыха в рабочее время в виде площадок открытого типа непосредственно в производственных помещениях на площадях, не используемых в производственных целях (п. 5.3.19 ТКП).
При обосновании в помещениях для отдыха в рабочее время и помещениях психологической разгрузки могут быть предусмотрены устройства для приготовления и раздачи специальных тонизирующих напитков, а также места для занятий физкультурой и установки спортивных тренажеров.
Уровень звукового давления в помещениях и на местах для отдыха в рабочее время, а также в помещениях психологической разгрузки должен быть не более 35 дБ.
ТКП установлены нормы площади помещения (места) для отдыха в рабочее время, психологической разгрузки – 0,9 м2 на одного человека.
Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утверждены Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». В помещениях объектов должна поддерживаться чистота. Генеральная уборка и дезинфекция помещений должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Требования к оборудованию комнат отдыха на производстве устанавливаются также отраслевыми нормативными правовыми актами.
Например, требования к содержанию и эксплуатации бытовых помещений организаций по производству пищевой продукции установлены Санитарными нормами и правилами «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции», утв. постановлением Минздрава от 21.10.2015 № 103.
Требования к оптимальным и допустимым параметрам микроклимата на рабочих местах в производственных и офисных помещениях организаций всех форм собственности установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», утв. постановлением Минздрава от 30.04.2013 № 33 (далее – СанПиН № 33, постановление № 33).
Постановлением № 33 также утвержден Гигиенический норматив «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений».
Показателями, характеризующими микроклимат в производственных и офисных помещениях, являются: температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения, тепловая нагрузка среды.
Оптимальные значения параметров микроклимата в холодный и теплый периоды года необходимо соблюдать на рабочих местах производственных и офисных помещений, на которых выполняются работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением работника (п. 8 СанПиН № 33).
Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист, специалист по трудовому законодательству