Требование об уплате налога

Содержание

Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов

Основания для направления уточненного налогового требования указаны в ст. 71 НК РФ. Однако участники налоговых отношений и арбитражные суды не всегда однозначно понимают положения закона.

Требование об уплате налога, сбора, штрафа — это ненормативный правовой акт налогового органа, который принимается при наличии задолженности налогоплательщика по налогам, сборам или штрафам и представляет собой извещение, направленное в адрес налогоплательщика, содержащее указание о необходимости уплатить недоимку по налогам или штраф в установленный срок.

Требование об уплате налога (штрафа) — акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

В Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ отметил, что "выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора".

В п. 1 ст. 69 НК РФ дается легальное определение требования об уплате налога: "Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога".

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным гл. 10 "Требование об уплате налога" НК РФ.

Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 5 ст. 69 Кодекса). Требование об уплате налога (штрафа) можно классифицировать следующим образом:

  • первоначальное, повторное и уточненное;
  • законное и незаконное;
  • требование об уплате налога (сбора) и требование об уплате штрафа;
  • требование, направленное в адрес налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Кроме того, требование может выставляться в установленный законом срок или быть "просроченным". Требование можно также классифицировать по сроку исполнения: требование со сроком исполнения, указанным в законе, и требование, срок исполнения которого установлен налоговым органом. По общему правилу срок исполнения требования 10 дней, но налоговый орган может увеличить данный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В законодательстве о налогах и сборах данной классификации не предусмотрено. НК РФ не содержит таких понятий, как первоначальное и повторное требование об уплате налога (штрафа). В законе также не указано, что требование об уплате налога, сбора, штрафа может быть признано недействительным.

Возможность признания требования недействительным установлена п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Уточненное требование является самостоятельным ненормативным актом налогового органа, поэтому также может быть признано недействительным в судебном порядке. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2002 N Ф04/603-58/А46-2002 указано, что "как первоначальное, так и уточненное требования налогового органа об уплате налогов являются самостоятельными ненормативными актами".

В судебной практике уточненное налоговое требование иногда называют повторным, используя данные понятия в качестве синонимов <1>. Арбитражные суды также указывают, что повторное требование может быть направлено при наличии оснований, указанных в ст. 71 НК РФ, т.е. повторное требование выступает в роли уточненного налогового требования.

<1> См., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2005 по делу N А29-9744/2004а.

НК РФ не предоставляет налоговому органу права направлять налогоплательщику повторное требование, за исключением случаев, когда направление уточненного требования обусловлено изменениями обязанности по уплате налога и сбора <2>.

<2> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 по делу N А33-14958/06-Ф02-578/07.

Как было указано, закон не устанавливает такого понятия, как повторное налоговое требование. Уточненное требование об уплате налога (штрафа) не может быть повторным. Повторное налоговое требование всегда незаконное, так как закон не предусматривает возможности повторно направлять требование об уплате тех же сумм налогов, сборов, штрафов <3>.

<3> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2007 N Ф03-А24/07-2/366.

Следовательно, некорректно называть уточненное требование повторным, так как данные понятия имеют различное юридическое содержание и не могут отождествляться. Повторное требование означает, что налоговый орган второй раз направляет налогоплательщику юридически аналогичное требование. Ввиду этого необходимо различать уточненное и повторное требования. Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования <4>. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

<4> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2004 по делу N А66-8418-03.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика (плательщика сборов) <5>.

<5> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2006 по делу N А10-14171/05-Ф02-3533/06-С1.

Направление требования об уплате налога (штрафа) — обязательная стадия принудительного взыскания налога (штрафа). С направлением требования закон связывает действия налоговых органов по бесспорному взысканию налогов после истечения сроков, установленных для исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (штрафа).

Следовательно, направляя повторное требование, налоговые органы могут преследовать цель восстановления пропущенного срока для принятия решения о бесспорном взыскании налога (штрафа). Данные действия налоговых органов будут незаконными, так как закон не предусматривает возможности восстановления срока, установленного ст. ст. 46, 47 НК РФ, посредством направления повторного требования <6>. Подобная практика в налоговых отношениях недопустима.

<6> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2005 по делу N А05-16468/04-19.

Повторное направление налогоплательщику требований позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением законодательства, а также нарушает законные права налогоплательщика <7>.

<7> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2005 по делу N А19-4492/05-5-Ф02-4236/05-С1.

Статья 71 НК РФ предусматривает основания для направления уточненного требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, но не содержит критерия, позволяющего определить, в чем должно состоять изменение налоговой обязанности, дающее налоговому органу основание для направления налогоплательщику такого требования <8>.

<8> Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2006 по делу N А64-5010/05-19.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Изменение срока уплаты налога, в частности, означает изменение налоговой обязанности.

Требование об уплате налога и сбора

Согласно п. 3 ст. 61 Кодекса "изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита".

Предоставление отсрочки уплаты налогов изменяет налоговую обязанность и служит основанием для направления уточненного требования по правилам гл. 10 НК РФ. Следовательно, налоговые органы вправе после окончания действия отсрочки по уплате налогов направить уточненное требование <9>.

<9> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2005 по делу N А05-21999/04-31.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (штрафа) не влечет изменения порядка исчисления сроков принудительного взыскания налога, пеней, установленных ст. 46 НК РФ <10>. Представляется, что данные правила применяются и при направлении уточненного требования.

<10> Пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

НК РФ не устанавливает специальных сроков для направления уточненного требования, и поэтому оно направляется в сроки, предусмотренные ст. 70 Кодекса. НК РФ также не содержит четкого перечня оснований, наличие которых изменяет обязанность по уплате налога или сбора, а это влечет налоговые споры, так как арбитражные суды расходятся во мнениях относительно того, что можно считать изменением налоговой обязанности в соответствии со ст. 71 Кодекса.

Основанием для выставления уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа является возникновение определенных обстоятельств, влекущих изменение налоговой обязанности. Признание в судебном порядке акта налогового органа недействительным не может расцениваться в качестве обстоятельства, изменяющего налоговые обязанности налогоплательщика: "Судебное решение о признании частично недействительным ненормативного акта налогового органа не является обстоятельством, изменяющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов" <11>.

<11> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2004 по делу N А13-10490/03-14.

Аналогичные выводы были сделаны при разрешении другого налогового спора. Как следует из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.2005 N Ф04-421/2005(8504-А27-25), "судебные акты устанавливают только неправомерность начисления конкретных сумм налога в той части, в которой решение налогового органа признано недействительным, и не свидетельствуют об изменении или прекращении обязанности по уплате налогов, следовательно, правовых оснований для выставления оспариваемого требования… в адрес налогоплательщика у инспекции не имелось".

В то же время в другом деле суды пришли к выводу, что признание в судебном порядке первоначально выставленного требования частично недействительным изменяет налоговую обязанность и является основанием направления уточненного требования <12>.

<12> Постановление ФАС Уральского округа от 31.05.2004 N Ф09-2135/04-АК.

НК РФ не предусматривает права налогового органа направлять налогоплательщику уточненное требование в случае признания в судебном порядке частично недействительным ранее направленного требования или решения, на основании которого данное требование было выставлено <13>.

<13> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2004 по делу N А05-4542/04-18.

К противоположным выводам пришли судьи арбитражного суда при разрешении другого спора, указав, что суд признал решение налогового органа частично недействительным и, следовательно, данным решением суда обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась, в связи с чем инспекция правомерно направила уточненные требования <14>.

<14> Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2006 по делу N А54-1173/2006.

Прекращение действия реструктуризации по налогам является основанием для направления уточненного требования, так как изменяет налоговые обязательства. Неуказание в уточненном требовании на прекращение действия реструктуризации как основание выставления требования не влечет его недействительности.

Отсутствие ссылки на ст. 68 НК РФ и решение о прекращении действия реструктуризации по уплате налогов не влечет недействительности требования, поскольку данные нарушения налогового законодательства не являются существенными <15>.

<15> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2006 по делу N А43-1039/2004-11-107.

В другом случае суд указал, что в уточненном налоговом требовании необходимо приводить обстоятельства, которые стали основанием для его направления. Отсутствие этих данных будет означать недействительность направленного уточненного требования <16>.

<16> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2004 по делу N А05-2942/04-20.

Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации может расцениваться как изменение налоговой обязанности, что станет условием направления уточненного требования. Как отмечено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2007 N Ф04-9174/2006(30338-А03-31), "из материалов дела следует, что оспариваемым требованием N 56364 ранее направляемое требование от 30.11.2005 N 47452 было отозвано, так как обязанность общества по уплате налога в связи с представлением уточненной декларации изменилась".

Данные выводы достаточно спорны, так как изменение суммы налога, сбора, штрафа, подлежащего уплате, само по себе не означает изменения налоговой обязанности и, значит, не является основанием для выставления уточненного требования. Так, в Постановлении от 17.01.2006 по делу N А64-5010/05-19 ФАС Центрального округа пришел к выводу, что представление уточненной декларации не изменяет налоговую обязанность общества, так как обязанность по уплате НДС не изменилась, а изменилась лишь сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Частичное погашение задолженности по уплате налогов не является обстоятельством, изменяющим налоговую обязанность налогоплательщика, и, соответственно, не влечет обязанности по выставлению уточненного требования. Так, например, по материалам одного из дел ФАС Московского округа установил, что у налогоплательщика изменилась только сумма задолженности в связи с ее частичным добровольным погашением, и в этой связи указал: "Такое погашение задолженности нельзя считать "изменением обязанности по уплате налога" в том значении этого понятия, которое содержится в ст. 71 НК РФ. В противном случае после каждого факта частичной уплаты по первоначально выставленному требованию инспекция обязана была бы выставить уточненные требования на оставшуюся сумму" <17>.

<17> Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2004 N КА-А40/1825-04.

Статья 71 НК РФ не содержит указания на судьбу первоначально направленного налогового требования. Законодатель также не счел нужным установить правовые последствия направления уточненного требования об уплате налога (штрафа).

Например, что происходит со сроками исполнения требования? Начинается ли их течение заново? Изменяется ли срок принятия решения о принудительном взыскании налога, сбора, штрафа после направления уточненного требования? В какой срок выставляется такое требование? Ответов на данные вопросы в НК РФ нет.

Данные неясности порождают различное толкование норм закона и, соответственно, налоговые споры. Многие из них обусловлены именно неудачными формулировками НК РФ.

Выставление уточненного требования об уплате налога (штрафа) изменяет сроки принудительного взыскания налога (штрафа). Течение данных сроков начинается заново. Таким образом, течение срока взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренного ст. 46 НК РФ, начинается с момента направления налогоплательщику уточненного требования об уплате налога <18>.

<18> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2003 по делу N А26-8286/02-27.

Направление уточненного требования означает, что у налогоплательщика изменилась налоговая обязанность. Поэтому весь процесс принудительного взыскания налога, сбора, штрафа начинается практически заново.

Следует обратить внимание, что налоговый орган обязан направить уточненное требование при наличии на то законных оснований. Вместе с тем ст. 71 НК РФ не указывает последствий неисполнения налоговыми органами данной обязанности.

Налогоплательщик в этой ситуации вправе обратиться в суд за защитой своего права с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в ненаправлении уточненного требования об уплате налога и пеней <19>.

<19> Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2005 N Ф09-2607/05-С2.

Неисполнение налоговым органом обязанности по направлению требования влечет незаконность всех последующих действий по бесспорному взысканию налога <20>. Такой вывод был сделан, когда налоговый орган вообще не потрудился направить требование об уплате налога. Логично предположить, что ненаправление уточненного требования также повлечет незаконность всех последующих действий по принудительному взысканию налога, сбора, штрафа.

<20> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2005 по делу N А26-12847/04-216.

Первоначально направленное требование об уплате налога, сбора, штрафа отзывается налоговым органом в случае направления уточненного требования, хотя закон и не предусматривает такой процедуры.

Статья 71 НК РФ не устанавливает специального порядка взыскания налога по уточненному требованию, поэтому налоговый орган обязан руководствоваться положениями ст. 46 Кодекса, установившей срок для принятия решения о принудительном взыскании налогов, сборов и штрафов <21>.

<21> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2007 N Ф03-А73/06-2/5561.

Анализ судебно-арбитражной практики показывает ряд проблем, возникающих при направлении уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа, причем арбитражные суды не всегда единодушны в решении некоторых спорных вопросов.

Представляется, что проблемы, возникающие при направлении уточненного требования об уплате налога, сбора, штрафа, могут быть наиболее успешно устранены путем внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

О.В.Пантюшов

Юрист

ОАО "Интерурал"

г. Москва

Ответ на требование об уплате налога если налог оплачен

Страница не существует!

Когда нужны чеки «возврат прихода»

При выдаче денег покупателям, которые вернули товар (отказались от работы, услуги), нужно выбить чек с признаком расчета «возврат прихода». Но не всегда ясно, подпадает ли та или иная ситуация под это правило. Мы обсудили разные случаи со специалистом ФНС.

Больничные пособия-2018: какими они будут

По информации Минтруда, максимальная величина больничных, пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком в следующем году будет выше, чем в текущем.

Как налоговики будут доказывать злоупотребления налогоплательщиков

С 19.08.2017 действует новая статья НК, которой установлены признаки злоупотребления налогоплательщиками своими правами. При наличии этих признаков уменьшение налоговой базы и/или суммы налога к уплате могут быть признаны неправомерными. ФНС опубликовала рекомендации по практическому применению этой нормы.

Необлагаемые взносами суммы тоже отражаются в РСВ

Несмотря на то, что с сумм оплаты командировочных расходов, а также с компенсации за использование работником его личного автомобиля в служебных целях страховые взносы не начисляются, эти суммы все равно отражаются в расчете по взносам.

glavkniga.ru

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

ФАЙЛЫ Скачать пустой бланк ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .docСкачать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .doc

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е.

    Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов

    именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.

  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Требование об уплате налога

Когда нужны чеки «возврат прихода»

При выдаче денег покупателям, которые вернули товар (отказались от работы, услуги), нужно выбить чек с признаком расчета «возврат прихода». Но не всегда ясно, подпадает ли та или иная ситуация под это правило. Мы обсудили разные случаи со специалистом ФНС.

Больничные пособия-2018: какими они будут

По информации Минтруда, максимальная величина больничных, пособий по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком в следующем году будет выше, чем в текущем.

Как налоговики будут доказывать злоупотребления налогоплательщиков

С 19.08.2017 действует новая статья НК, которой установлены признаки злоупотребления налогоплательщиками своими правами. При наличии этих признаков уменьшение налоговой базы и/или суммы налога к уплате могут быть признаны неправомерными. ФНС опубликовала рекомендации по практическому применению этой нормы.

Необлагаемые взносами суммы тоже отражаются в РСВ

Несмотря на то, что с сумм оплаты командировочных расходов, а также с компенсации за использование работником его личного автомобиля в служебных целях страховые взносы не начисляются, эти суммы все равно отражаются в расчете по взносам.

Исполнение требования об уплате налога

Статьи 44 и 45 Налогового кодекса РФ регулируют обязанности по уплате налогов налогоплательщиками.

Если оплата поступает не полностью, это будет являться основанием для отправки налогоплательщику налоговыми органами требования об уплате задолженности по налогу.

Данное положение указано в 69 статье Налогового кодекса. Руководствуясь этой статьёй инспектор налоговой службы направляет письменное уведомление о пропуске сроков по уплате задолжавшему налогоплательщику. Такое требование одинаково касается как граждан, так и юридических лиц.

Требование направляется по месту жительства налогоплательщика в виде письменного извещения по почте. Оно должно в себе содержать следующие данные:

  • факты, дающие основания для направления требования;
  • содержание самого требования, поясняющее какую сумму и в какие сроки следует оплатить задолжавшему лицу;
  • данные о местоположении налогоплательщика;
  • информация о налоговом органе, направившем это требование.

Порядок направления

Основания для направления требования возникают при проверке налоговым органом и обнаружении у конкретного лица задолженности по налоговым отчислениям либо пропуске сроков уплаты.

Можно выделить два основных положения, руководствуясь которыми, налоговые органы направляют требование задолжавшему лицу:

  1. Если лицо не исполнило либо ненадлежаще исполнило обязанности, связанные с уплатой налогов.
  2. При вступлении в силу законного решения в отношении лица, которое нарушило налоговое законодательство.

Сам порядок регулируется пунктами 5 и 6 статьи 69. По ним налоговые органы имеют право выбрать вид в каком будет представлено извещение задолжавшему налогоплательщику. К таким видам относятся:

  1. Личное вручение под расписку физическому лицу или представителю юридического лица, если это организация.
  2. Заказным письмом по почте. Такое требование будет считаться полученным после 6 дней со дня его отправки налоговыми органами.
  3. Отправка электронной версии письма по сети интернет.

Наиболее распространённым способом извещения о задолженности является отправка заказного письма по месту регистрации физического или юридического лица.

Для упрощения процедуры, а также сокращения сроков получения извещения, налогоплательщикам представляется возможность зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и завести личный кабинет. Это позволит оперативно получать всю информацию, которая касается уплаты налогов.

Сроки

Сроки, в течение которых налоговым органам необходимо направить извещения налогоплательщикам, регулируются статьями 70, 101.3 и 101.4 Налогового кодекса.

В них указан общий срок направления требования об уплате выявленной задолженности по результатам проверки. Он фактически исчисляется со дня обнаружения неуплаты и не может быть более трех месяцев.

В случае, если задолженность, образовавшаяся из-за неуплаты, будет выявлена в результате выездных или камеральных проверок, то извещение согласно статье 101.3 будет направлено в течение 10 дней. Тот же срок будет относиться к случаям, когда лицо будет привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Если извещение будет направляться задолжавшему лицу при помощи средств для телекоммуникационных связей, то срок будет составлять 90 дней.

В пункте 4 статьи 69 прописаны минимальные сроки исполнения требований, которые должны устанавливать работники налоговой службы, направляя извещения для добровольной оплаты выявленной задолженности. По общему правилу срок уплаты составляет 10 календарных дней с момента получения требования.

Если уведомление направляется по телекоммуникационным каналам связи, тогда срок для физических лиц будет составлять 30 дней, для юридических лиц — 20 дней.

После оплаты задолженности в отмеченный срок, обязательство будет считаться исполненным.

Способы обеспечения исполнения обязанностей

Способами обеспечения являются правовые действия, направленные на то, чтобы стимулировать налогоплательщика оплатить образовавшуюся у него задолженность. В случае если лицо такую возможность игнорирует, то налоговые органы могут взыскать задолженность в принудительном порядке.

Все эти действия по обеспечению исполнения обязанностей делятся на две группы:

  1. Ограничение.
  2. Общее применение.

К первой группе относятся такие действия, как:

  • поручительство за налогоплательщика;
  • внесение в залог имущества налогоплательщика.

Такие способы применяются, если задолжавшее лицо получило от налоговой службы отсрочку по уплате, рассрочку или налоговый кредит. Имущество либо поручительство будет считаться обеспечением исполнения данного налогового обязательства.

Ко второй группе относятся следующие действия:

  • ограничение операций по счёту в банке задолжавшего лица;
  • пеня;
  • наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Налоговая служба прибегает к таким методам исполнения обязательств в случаях, когда лицо не исполняет указанных требований. Наложение ареста на имущество налогоплательщика наступает только в случае, если на его банковских счетах, попавших под ограничения, отсутствует необходимая сумма для уплаты задолженности перед налоговой службой.

Налогоплательщик может использовать меру по залогу своего имущества для изменения сроков уплаты задолженности. В таких случаях, он может предоставить любое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, на которое может устанавливаться залог.

Что делать, если пришло требование из налоговой, можно узнать из данного видео.

Уплата недоимки по страховым взносам

Как и Налоговая служба, так и Фонд социального страхования вправе требовать с неплательщика погашения образовавшейся у него задолженности. С 2017 года уплата страховых взносов попала в поле деятельности налоговых органов.

Контроль за осуществлением страховых взносов от несчастного случая остался в ведении у фонда соц. страхования. Все действия по своевременной оплате теперь регулируются 34 главой Налогового кодекса. Все эти меры касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, которые согласно Российскому законодательству обязаны отчислять положенные страховые взносы.

Порядок направления требования у фонда такой же, как и у налоговой службы. В течение 90 дней со дня обнаружения в ходе проверки задолженности по уплате, плательщику направляется письменное извещение с требованием уплатить образовавшуюся задолженность. Он, в свою очередь, в течение 10 календарных дней со дня получения требования обязан закрыть задолженность перед фондом.

Если это не произошло и сроки уплаты были пропущены, то ФСС выносит решение, на основание которого происходит принудительное взыскание денежных средств задолжавшей организации через её банковские счета.

Если на банковских счетах не будет хватать средств для погашения задолженности, фонд имеет право наложить арест на имущество организации в целях дальнейшей реализации и покрытия суммы задолженности.

Пропуск сроков страховых выплат и отказ от уплаты задолженности несет не только материальный ущерб организации. Репутация при возникновении такой ситуации тоже значительно страдает. В дальнейшем велика вероятность получения отказа от банков на получение кредита.

Обжалование

В случае, если налогоплательщик не согласен с полученным извещением о требовании по уплате налога, он может в течение одного года со дня получения подать письменную жалобу в налоговую инспекцию.

Процедура обжалования проходит в основном в досудебном порядке. Если разногласия не были решены, то налогоплательщик вправе обратиться с иском в суд для дальнейшего разбирательства.

Если от Налоговой службы, находящейся в регионе, где была подана жалоба, пришёл отказ, то плательщик может обжаловать его в вышестоящем органе, подав апелляционную жалобу. Вышестоящий орган обязан рассмотреть поданную жалобу в течение 30 дней. Если для вынесения решения будет необходимо сделать запрос на получение документов от региональной службы, то процесс может быть продлён ещё до 15 дней.

На основании полученных данных вышестоящий налоговый орган либо принимает жалобы, либо отменяет её. Помимо этого, может быть вынесено решение по изменению содержания жалобы или выдвинуто новое решение по требованию или его отмене.

Недостатки оформления

Недостатки при оформлении требования по уплате налога к налогоплательщику являются нарушением правил, которые будут являться основанием для подачи жалобы и изменением решения. К таким нарушениям правил оформления и доставки извещения можно отнести:

  • отсутствие уведомлений со стороны налоговых органов о наличии задолженности у налогоплательщика, а также о начале процесса принудительного исполнения обязательств к нему;
  • отсутствие минимального срока, который должен назначать налоговый орган для добровольного погашения задолженности плательщиком;
  • нарушение условий по порядку вручения извещения с требованием.

Все перечисленные нарушения имеют весомое основание для обращения с письменной подачей жалобы в региональную налоговую инспекцию. Если одно из правил было нарушено, то будет принято решение, по которому условия требования будут изменены либо оно будет отменено вовсе.

Чем грозит просрочка по налогам? Узнайте из выпуска новостей.

Рекомендуем другие статьи по теме

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу с 1 января 2004 г.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу с 1 января 2007 г.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Комментарий к Ст. 69 НК РФ

В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 &#8212; 115 НК РФ.

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

о сумме задолженности по налогу;

о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки &#8212; не позднее восьми дней с даты вынесения соответствующего решения;

о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);

о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);

о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

подробные данные об основаниях взимания налога (объекте налогообложения, налоговой базе, периоде, ставке налога и (или) сбора);

о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.

Зачастую налогоплательщики пытаются оспорить обязанность по уплате налога лишь на том основании, что оно оформлено с нарушениями. Такая практика не находит поддержки в арбитражных судах, которые указывают, что требование об уплате налога и сбора не может быть признано недействительным по формальным признакам, если оно соответствует фактической обязанности налогоплательщика.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2006 г. N А79-7256/2005, в котором отмечалось, что &#171;в требовании налогового органа имелись недостатки (не указаны основания возникновения недоимок по налогам (сборам), суммы недоимок, периоды начисления пеней). Однако материалами дела подтверждена задолженность налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пеней.

34. Требование об уплате налогов и сборов: понятие, содержание, сроки направления.

Наличие данной задолженности налогоплательщик не оспорил, указав лишь на имеющиеся недостатки при оформлении требования.

Между тем требование об уплате налога не может быть признано недействительным только по формальным основаниям&#187;.

В случае неисполнения налоговым органом обязанности по включению в требование об уплате налога предупреждения об обязанности данного органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела действия налогового органа могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Но на процедуру возбуждения уголовного дела это не повлияет, поскольку для квалификации действий лиц, ответственных за своевременную уплату налогов и сборов, как преступление, предусмотренное ст. 198 или ст. 199 Уголовного кодекса РФ, установление факта получения им требования об уплате налога не требуется.

Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку:

1) руководителю организации-налогоплательщика, а также:

ее законному представителю;

ее уполномоченному представителю;

2) лично налогоплательщику &#8212; физическому лицу, а также:

его законному представителю;

его уполномоченному представителю.

Кроме того, требование об уплате налога может быть направлено указанным лицам по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В отличие от простых писем заказные вручаются адресатам под расписку, кроме того, процесс их доставки можно отследить на сайте Почты России, введя в соответствующее поле 14 символьный идентификатор, указываемый на чеке, выдаваемом отправителю при отправке письма.

Формат документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержден Приказом ФНС России от 28 декабря 2010 г. N ММВ-7-6/773@. Данный Формат описывает требования к XML файлам, используемым для передачи самых разных документов, в том числе и требования об уплате налога.

Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/700@.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Все статьи ФНС разъяснила, как платить налог на имущество, если объект исключили из "кадастрового" перечня (Вайтман Е., Лаптева Е.)

Где узнать об исключении имущества из регионального перечня. Как рассчитать коэффициент, если продали "кадастровый" объект. Налоговые нюансы, если имущество находится в общей собственности.

Уже больше года налог на имущество в отношении торговых и административно-офисных помещений рассчитывают не по балансовой, а по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 и п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Но вопросы по "кадастровому" налогу остаются. Как остаются они и по расчету налога на имущество исходя из остаточной стоимости. Тем более что с 2015 г.

Требование об уплате налогов и сборов. Взыскание налога.

в гл. 30 НК РФ опять внесли ряд изменений (подробнее об этом читайте во врезке на с. 52). За последние четыре месяца налоговики разъяснили, как поступать компаниям в сложных ситуациях.

Читайте на e.rnk.ru. Что изменилось в расчете налога на имущество с 2015 года
Основные средства, относящиеся к первой или второй амортизационной группе, освободили от налога на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Речь идет обо всех объектах, срок полезного использования которых не превышает трех лет (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1). Не имеет значения, в каком году организация приняла их к учету.
Движимое имущество, не включенное в первую или вторую амортизационную группу, с 2015 г. облагается налогом на имущество. Но по нему можно применить льготу, если объект приняли к учету в 2013 г. или позднее (п. 25 ст. 381 НК РФ). Льгота не действует, если организация получила движимое имущество в результате реорганизации или ликвидации другой компании либо от взаимозависимого лица.
Подробнее об этих и других поправках в гл. 30 НК РФ читайте на сайте e.rnk.ru в статье "При расчете налога на имущество за I квартал 2015 года важно учесть ряд изменений" // РНК, 2015, N 7.

Если помещение исключили из "кадастрового" перечня, налог на имущество по нему с начала года начисляют исходя из среднегодовой стоимости

Налог на имущество рассчитывают исходя из кадастровой стоимости только при одновременном выполнении двух условий (п. п. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ):
— в субъекте РФ, на территории которого находится торговое или офисное помещение, принят региональный закон об обложении налогом этого имущества по кадастровой стоимости (подробнее читайте во врезке ниже);
— помещение включено в специальный перечень объектов недвижимости. Этот перечень ежегодно утверждают региональные власти. Они обязаны разместить его в Интернете на своем сайте не позднее 1 января года, в течение которого будет применяться "кадастровый" перечень.

Обратите внимание! Как рассчитать налог на имущество с машино-мест в торговых центрах
Машино-места не упоминаются в перечне объектов, налог на имущество по которым уплачивают исходя из кадастровой стоимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Тем не менее ФНС России считает, что налог с машино-мест, которые расположены в административно-деловых или торговых центрах, нужно рассчитывать по кадастровой стоимости (Письмо от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@). Это требование справедливо, если в субъекте РФ принят закон об обложении офисных и торговых помещений исходя из кадастровой стоимости. И при условии, что этот деловой или торговый центр включен в региональный перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ).

Если впоследствии выяснилось, что здание или помещение ошибочно попало в региональный перечень, его должны исключить (Письма ФНС России от 28.04.2015 N БС-4-11/7315 и от 09.02.2015 N БС-4-11/1799).
Внесение в течение года изменений в "кадастровый" перечень объектов не предусмотрено (п. 10 ст. 378.2 НК РФ). Региональные власти формируют этот перечень единоразово на год вперед не позднее 1-го числа очередного года (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Но налоговики полагают, что это ограничение распространяется лишь на добавление в перечень новых объектов недвижимости. Оно не действует в отношении того имущества, которое включили в перечень ошибочно или неправомерно.
Информацию об исключении объекта из "кадастрового" перечня региональные власти обязаны разместить в Интернете. На своем официальном сайте или на сайте субъекта РФ (в зависимости от того, где первоначально был опубликован этот перечень).
Налоговики разъяснили, что налог на имущество по объекту недвижимости, который в течение года исключили из "кадастрового" перечня, нужно рассчитывать исходя из его среднегодовой стоимости (Письма ФНС России от 28.04.2015 N БС-4-11/7315 и от 09.02.2015 N БС-4-11/1799).
Если за один или несколько кварталов организация успела начислить налог исходя из кадастровой стоимости, его нужно пересчитать с начала года. К сожалению, ведомство не уточнило, как в связи с перерасчетом налога откорректировать уже сданную отчетность и зачесть переплату.

Не во всех регионах квартиры, учтенные на балансе как товар или готовая продукция, облагаются налогом на имущество

Жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, которые отражены в бухгалтерском учете не в составе основных средств, с 2015 г. облагаются налогом на имущество (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Речь идет о жилье, которое учитывается на балансе как товары или готовая продукция. То есть числится на счете 41 или 43.
Налог по этим объектам нужно рассчитывать исходя из их кадастровой стоимости. ФНС России разъяснила, что это возможно, только если в субъекте РФ принят закон об уплате налога на имущество по кадастровой стоимости (Письмо от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@). В нем должно быть установлено, что налоговая база по жилым помещениям, учтенным не в составе ОС, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Если в регионе нет такого закона или в нем не предусмотрено налогообложение жилья исходя из кадастровой стоимости, применяются прежние правила. То есть квартиры и другие жилые помещения, не являющиеся основными средствами, не облагаются налогом на имущество. Это подтвердили налоговики (Письмо ФНС России от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@).
Например, в столичном Законе жилые помещения не указаны в перечне имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). Значит, квартиры и другие жилые объекты московских компаний, числящиеся на счетах 41 и 43, по-прежнему не облагаются налогом на имущество.
Не установлено "кадастровых" норм по жилью и в Законах г. Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей (ст. 1-1 Закона г. Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96, ст. 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ и п. 3 ст. 3-1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2003 N 98-оз).
Но они предусмотрены в Законе Новосибирской области (пп. 4 п. 1 ст. 4.5 Закона от 16.10.2003 N 142-ОЗ). Значит, с 2015 г. в этом регионе организации платят налог на имущество за все жилые помещения. В том числе и за те, которые не являются основными средствами.

Для расчета коэффициента месяц покупки и продажи "кадастрового" объекта принимается за полный

С 2015 г. при расчете "кадастрового" налога на имущество организация учитывает только те месяцы, в течение которых облагаемый объект находился в ее собственности (п. 5 ст. 382 НК РФ). Для этого используется корректирующий коэффициент. Его определяют по формуле:

Коэффициент = Количество полных месяцев владения объектом : Общее количество месяцев в отчетном периоде.

Коэффициент был предусмотрен и раньше. Но в 2014 г. налоговое законодательство разрешало применять его только иностранным компаниям (п. 5 ст. 382 НК РФ в ред., действовавшей до 1 января 2015 г.). Хотя ФНС России распространяла эти правила и на российские организации. Налоговики указывали, что российские компании, рассчитывающие налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов, вправе использовать этот коэффициент и в 2014 г. (Письма от 19.06.2014 N БС-4-11/11793 и от 19.05.2014 N БС-4-11/9523@).
С 1 января 2015 г. норма, разрешающая всем налогоплательщикам применять корректирующий коэффициент, прописана в п. 5 ст. 382 НК РФ.
До недавнего времени было непонятно, как при расчете коэффициента учитывать тот месяц, в котором организация приобрела или продала "кадастровый" объект. Налоговики разъяснили, что месяц, в котором у компании возникло право собственности на эту недвижимость, принимается за полный месяц. При этом неважно, сколько дней в этом месяце организация владела объектом. Не имеет значения и то, как предыдущий собственник рассчитывал налог на имущество по этому объекту (Письмо ФНС России от 23.03.2015 N БС-4-11/4606@).
Полагаем, что для расчета корректирующего коэффициента безопаснее и месяц продажи "кадастрового" объекта принимать за полный. Но налоговики напрямую этого не сказали. Возможно, из-за того, что в запросе, на который они ответили, спрашивали только о месяце приобретения объекта.

По имуществу, которое находится в общей долевой собственности, "кадастровый" налог
уплачивает каждый собственник с учетом своей доли

Торговое или офисное помещение, облагаемое налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, может находиться в собственности нескольких организаций. Эта недвижимость принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244 ГК РФ). Но платить налог на имущество должен каждый собственник (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
ФНС России разъяснила, что при расчете "кадастрового" налога по объектам, находящимся в общей долевой собственности, нужно учитывать долю каждого собственника (Письмо от 27.04.2015 N БС-4-11/7143). Значит, налоговую базу по этому имуществу рассчитывают по формуле:

Налоговая база по объекту долевой собственности = Кадастровая стоимость имущества, находящегося в общей долевой собственности x Доля организации.

Долю в праве собственности учитывают при расчете как годовой суммы налога на имущество, так и квартальных авансовых платежей. Это подтвердили налоговики (Письмо от 27.04.2015 N БС-4-11/7143).
Инспекторы в этом же Письме рассмотрели ситуацию, когда организации принадлежит не все здание, а лишь помещение в нем. При этом кадастровая стоимость определена по зданию в целом. Она не установлена отдельно по помещению, принадлежащему компании.
ФНС России считает, что при расчете налога на имущество в этой ситуации нужно учесть долю, которая приходится на площадь помещения в общей площади здания (Письмо от 27.04.2015 N БС-4-11/7143). То есть налоговую базу следует определять по формуле (п. 6 ст. 378.2 НК РФ):

Налоговая база по помещению, кадастровая стоимость которого не определена = Кадастровая стоимость здания, где находится помещение : Общая площадь здания x Площадь помещения.

Аналогичные разъяснения налоговики давали и раньше (Письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21488). Они также пояснили, как в этом случае заполнить декларацию по налогу на имущество. В строке 020 разд. 3 декларации нужно указать налоговую базу, рассчитанную по рекомендованной выше формуле. Эту же базу отражают в строке 020 разд. 3 расчета авансового платежа по налогу на имущество (формы декларации и расчета утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Главная — Консультации

Требование о представлении документов не пришло по почте

По итогам I квартала текущего года мы представили в налоговую декларацию по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Проблема в том, что наш офис расположен в промзоне, и почта нас обслуживает абы как. В итоге, письмо из ИФНС о представлении документов для камеральной проверки до нас так и не дошло.

Что такое требование об уплате налога?

Зато из инспекции уже позвонили и сказали, что отправили нам требование более месяца назад, и оно к ним вернулось с пометкой "адресат не найден". Они настаивают на том, чтобы мы сдали "уточненку", в которой налог должен быть заявлен к начислению. Иначе, говорят, выпишут штраф за каждый непредставленный документ. Как же нам быть? Выполнить их просьбу мы никак не можем — за отчетный период заключалась всего лишь одна сделка, а текущие расходы "перекинуть" на другой квартал не представляется возможным.

Требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Об этом говорится в п. 1 ст. 93 Налогового кодекса. В Письме от 6 мая 2011 г. N 03-02-07/1-159 Минфин России разъяснил, что указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования. На сбор документов отводится 10 дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК). При этом опоздание чревато штрафом по ст. 126 Налогового кодекса, который составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Вместе с тем в вашей ситуации все не так плачевно. Судя по тому, что вы рассказали, вашей вины в неполучении требования как таковой нет. В соответствии с той же ст. 93 Налогового кодекса налоговики вправе отправить требование по почте заказным письмом только после того, как используют иные способы доставки данного сообщения — лично руководителю организации или его уполномоченному представителю либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Поскольку инспекторы до вас все же дозвонились, получается, что они имели возможность известить вас о необходимости получить требование. В вашу пользу сыграет также и то, что организация расположена по своему юридическому адресу. То есть ревизоры не смогут сослаться на то, что вы их не уведомили, к примеру, о переезде. В то же время вы никак не могли представить им запрашиваемые документы, не получив требование, в котором они перечислены. Таким образом, вам следует обратиться в инспекцию, дабы его все-таки получить. Если же после сдачи вами документов инспекция их пересчитает и выпишет штраф по ст. 126 Налогового кодекса, то данное решение следует обжаловать.
Обратите внимание, в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, налоговики должны составить акт. Причем в данном случае это событие никак не может пройти мимо вас. Вам дается 10 дней на то, чтобы направить свои возражения. На рассмотрение акта вас обязательно должны пригласить. Поскольку вашей вины во вменяемом вам правонарушении нет, то решение, скорее всего, будет вынесено в вашу пользу. Советуем вам не пускать дело на самотек. Поскольку в работе почты имеются очевидные проблемы, лучше регулярно самим наведываться в инспекцию или связаться с инспектором по телефону. По большому счету ситуацию еще вполне можно разрулить. Если вы сдали декларацию 20 апреля, то "камералка" должна закончиться только 20 июля. Но чтобы уложиться в этот срок, следует запрашиваемые налоговиками документы представить как можно раньше.

Налоговые проверки

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2.1. Утратил силу с 14 ноября 2017 г. &#8212; Федеральный закон от 14 ноября 2017 г.

Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов

N 323-ФЗ

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Комментарий к Ст. 70 НК РФ

Статьей 70 НК РФ урегулирован порядок направления налогоплательщику требования об уплате суммы налога:

1) которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет (п. 1 ст. 70 НК РФ);

2) которая была доначислена налоговым органом по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).

При применении ст. 70 НК РФ необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Из взаимосвязанного толкования положений ст. ст. 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный п. 2 ст. 70 НК РФ.

С учетом изложенного в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков &#8212; следующий день после ее представления (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 &#171;О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации&#187;).

При этом отметим, что п. 1 ст. 70 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ &#171;О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации&#187; (далее &#8212; Закон N 248-ФЗ). Закон N 248-ФЗ дополнил положение п. 1 ст. 70 НК РФ о том, что в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.

Также и в п. 2 ст. 70 Законом N 248-ФЗ внесены изменения. Так, ранее установленный срок &#8212; 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке, в течение которых налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога по результатам проверки, был увеличен до 20 дней.

Основным вопросом, возникающим при применении ст. 70 НК РФ, является вопрос о том, являются ли установленные ей сроки пресекательными. Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на последствие несоблюдения налоговыми органами этих сроков, в ряде случаев по данному поводу возникали споры.

Суды разных уровней не раз указывали на то, что несоблюдение установленных сроков не влечет за собой изменения предельного срока на принудительное взыскание налога.

Точку в этом вопросе поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 1 ноября 2011 г. N 8330/11 по делу N А23-2813/10А-21-125, где указал, что срок направления требования не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание налога. Требование является действительным, если на момент его выставления не были пропущены сроки, предусмотренные в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) была утверждена Приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@ &#171;Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации&#187;.