Тавдинский комбинат

Департамент Управления

Ольга Лысова
Секретарь приемной
Телефон: +7 (343) 287-71-14
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Департамент сбыта и маркетинга

Александр Галенчик
Руководитель департамента продаж
Телефон: +7 (343) 287-71-14 (доб. 2002)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Антон Еловиков
Специалист по экспорту
Телефон: +7 (343) 287-71-14 (доб. 2001)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анастасия Бикмаева
Менеджер по продажам
Телефон: +7 (343) 287-71-14 (доб. 2005)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Департамент логистики

Александр Репин
Руководитель департамента логистики
Телефон: +7 (343) 287-71-14 (доб. 2003)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Департамент лесосырьевых ресурсов

История Тавдинского механического завода

1947 год. В апреле 1947 года, на базе механических мастерских Главпромстроя НКВД, был организован Тавдинский механический завод.

Завод изначально был ориентирован на производство прицепов для нужд лесозаготовительной промышленности. Первой его продукцией стали узкоколейные вагонетки конной тяги для вывозки леса из лесосек.

1949 год. Начало выпуска лесовозных прицепов модели 1-АП-5, грузоподъёмностью 5 тонн. Конструкция рамы, коника, дышла была выполнена из деревянных брусьев, соединённых болтами и скобами. Начинается строительство зданий механического и заготовительных цехов. Открывается инструментальный цех, сдаются конструкторский и технологический отдел.

1952 год. В августе 1952 года разработан и применён поточный метод сборки.

1954 год. В сотрудничестве с Центральным научно-исследовательским институтом механизации и электрификации лесной промышленности (ЦНИИМЭ) в 1954 году на заводе внедряется двухосный автоприцеп марки 2-ПР-10Х грузоподъёмностью 10 тонн, предназначенный для перевозки леса в хлыстах. Это была металлическая сварная конструкция, и её внедрение потребовало новой организации производства, коренного изменения технологии.

1956 год. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР завод был передан в Министерство автомобильной промышленности, что положительно сказалось на его развитии. Постоянно растущая потребность в автоприцепах обязывала завод увеличивать производственные площади, расширять жилой фонд, наращивать и обновлять станочный парк, пересматривать технологию, внедрять передовые современные методы производства. В 1956 году был построен корпус механосборочного цеха с кузнечно-прессовым отделением общей площадью 3168 м2.

1957-1959 года. Созданы прицепы-роспуски модели 2-Р-8 и 2-Р-15 грузоподъёмностью 8 и 15 тонн соответственно.

1960 год. Создан собственный конструкторский отдел. Разрабатываются новые модели прицепов: ТМЗ-802А грузоподъёмностью 8 тонн и ТМЗ-803А грузоподъёмностью 15 тонн, имеющих тормозную систему и складывающееся дышло. Также разработаны полуприцепы для перевозки ферм длинной до 30 метров, для перевозки железобетонных изделий весом до 25 тонн, и ряд других изделий.

1962 год. «Тавдинский механический завод» становится головным предприятием Минавтопрома по производству автоприцепов для перевозки леса моделей ТМЗ-802А и ТМЗ-803А.

1966 год. Заместитель министра автомобильной промышленности утверждает задание на реконструкцию завода с вводом нового корпуса площадью 20000 м2 с новой котельной и мазутохранилищем, зданиями заводоуправления, ремонтно-инструментального корпуса с бытовыми помещениями, расширением жилого микрорайона. К 1975 году новый корпус был сдан и пущен в эксплуатацию, а в 1978 году генеральная реконструкция была завешена.

1974 год. Начато производство двухосных тормозных автоприцепов сварной конструкции грузоподъёмностью 15 тонн.

Тесная работа с ЦНИИМЭ — ведущим институтом Министерства лесной промышленности, в частности с лабораторией под началом доктора технических наук Горбачевского, позволила разработать и применить массу передовых на тот день технических решений. Например, начать производство крестообразной сцепки — устройства, позволяющего управлять роспуском с такой точностью, что при повороте колея прицепа совпадает с колеёй тягача. На базе МАЗ-509А и КрАЗ-255Л воплощена идея погрузки роспуска на тягач при холостом пробеге.

1976 год. Освоен роспуск 9383, грузоподъёмностью 15 тонн.

1980 год. Роспуск 9383 модернизируется по результатам испытаний и мероприятий двух министерств автомобильной и лесной промышленности. Запущен в производство лесовозный прицеп-роспуск 9362, более совершенной конструкции, к тягачам МАЗ-5434 и КрАЗ-6437.

1983 год. Заводу передано производство спецтехники для комплектации Министерства обороны: шасси МАЗ-5310, прицепы модели ГКБ-83011.

Уже в 1985 году было произведено 600 штук МАЗ-5310 и 1000 штук ГКБ-83011, полностью соответствующих повышенным требованиям военной приёмки Министерства обороны.

1990 год. Перед самым распадом СССР было проведено техническое перевооружение основного производства, результатом которого стало внедрение металлорежущих станков с числовым программным управлением, линии механической обработки ступицы с тормозным барабанным механизмом, повышение технического уровня производства.

1990 год. Совместно с чехословацким заводом «Татра» проведены сравнительные испытания роспусков Татры и ТМЗ. Роспуск ТМЗ показал лучшую характеристику и был адаптирован к тягачу «Татра».

1992 год. Распад Союза сделал тягачи КрАЗа и МАЗа импортной техникой, и уже в 1992 году ТМЗ выпустил первые пять штук лесовозных прицепов-роспусков ГКБ-9851 штатных для УРАЛА-43204-31, а на следующий год их было произведено уже 406 штук.

1993 год. Разработке целой серии прицепов и полуприцепов сортиментовозов способствовало внедрение новой технологии лесозаготовительных работ, то есть потребность в транспортных перевозках сортимента. На заводе создан и внедрен в производство двухосный прицеп-сортиментовоз ТМЗ-8666, грузоподъёмностью 15 тонн, предназначенный для перевозки леса в сортиментах длиной до 6 метров.

1994 год. Появляется в производстве автопоезд-труболесовоз ГКБ-6019, предназначенный для перевозки с самостоятельной погрузкой и разгрузкой труб длинной 12 метров и леса в хлыстах длинной 17-23 метра, а также автопоезд трубоплетевозный модели 6021 для перевозки труб до 36 метров, грузоподъёмностью 14 тонн. Уже на следующий год произведено 28 автопоездов-труболесовозов, которые затем попали в Башнефть, Ноябрьскнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Пермьнефть, Сургутгазпром.

Конструкция автопоезда, в процессе эксплуатации зарекомендовала себя положительно.

1995 год. Разработана техническая документация и созданы опытные образцы труболесовозных автопоездов, с механизмом, обеспечивающим загрузку длинномерных грузов на две стороны, на базе автомобильных шасси КАМАЗ-43101, УРАЛ-4320, ЗИЛ-131 и автоприцепы на базе роспуска ГКБ-9851. Также другие надстройки и прицепы адаптированы под КАМАЗ.

1996-1999 года. Кризис, охвативший экономику и отрасль в целом, не мог не затронуть предприятие. 1996-1998 годы, годы кризиса для Тавдинского механического завода. К заводу применяется процедура банкротства, и в октябре 1998 года на заводе вводится процедура внешнего управления. В основу плана внешнего управления закладывается опора на собственные силы, потенциал коллектива. Восстанавливается система прямых продаж продукции завода предприятиям лесного комплекса, Тавдинский механический завод, участвуя в отраслевых выставках, начинает реагировать на современные технологии лесовывозки. Расширяется номенклатура выпускаемых изделий. Значительное внимание уделяется реанимации системы снабжения — предпочтение отдаётся прямым закупкам с предприятий поставщиков. К периоду завершения процедуры внешнего управления удалось восстановить собственные оборотные средства, комплектные запасы материально-технических ценностей. За период внешнего управления завод полностью рассчитался с задолженностью по заработной плате, накопленной в предыдущие годы, обеспечил все текущие платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. По результатам инвентаризации оптимизирован состав основных фондов, в том числе парк оборудования в технологических процессах. В соответствии с планом внешнего управления в декабре 1999 года основной бизнес из состава ГУП «Тавдинский механический завод» продан на конкурсной основе с инвестиционными условиями и создано новое юридическое лицо — ООО «Тавдинский механический завод».

1999 год. Конкретным результатом участия в межрегиональной выставке-ярмарке «Лесной комплекс — 1999» стал автомобильный самосвальный полуприцеп-щеповоз с гидрофицированной разгрузкой через задний борт модели 9308-10 для перевозки древесной щепы и объёмных сыпучих грузов. Потребность в данном изделии высказали в ходе дискуссии на выставке целый ряд участников. Совместно с ОАО «Свердлеспром» было проведено технико-экономическое обоснование применения автопоезда-щеповоза, подтвердившее высокую эффективность его эксплуатации по сравнению с железнодорожным транспортом. Изделие получилось весьма конкурентоспособным как по техническим характеристикам, так и по цене и на сегодня пользуется стабильным спросом.

1999 год. В апреле 1999 года, в результате переговоров с АО «Пан-Моторс» — официальным продавцом автомобилей SISU в России, было достигнуто соглашение о создании совместного автопоезда сортиментовоза, а уже в начале декабря того же года трёхосный полуприцеп модели 93071-010 впервые был продемонстрирован на второй всероссийской выставке-ярмарке «Российский лес — 2000» в г.Вологда, где был сразу приобретён и успешно эксплуатируется. Из-за высоких цен реально SISU лесовоз не нашёл массового покупателя в России, поэтому полуприцеп адаптировали с российскими тягачами, имеющими высоту седельного устройства 1300 мм.

1999 год. Начато производство тяжеловозных полуприцепов — тралов. Многолетний выпуск прицепов-роспусков позволил довести конструкцию осей, пригодных под комплектацию тралов. Первые тралы были ориентированы для перевозки гусеничной техники лесного хозяйства. Снижение объёмов производства у предприятий производящих аналогичную продукцию, стабильный интерес других отраслей народного хозяйства, так же испытывающих дефицит тралов, заставило завод активно осваивать новые для себя изделия. Инженерные службы завода сработали оперативно и начато производство целой серии тяжеловозных полуприцепов с высокой и низкой рамой, а также тралов с подкатной тележкой.

Особенностью производства тралов, как и сортиментовозной группы является внесение конструктивных изменений по заявкам потребителей.

2000 год. Завод, преодолев кризис, уверенно набирает силу. В 2000 году обеспечен прирост товарной продукции по сравнению с 1999 годом на 56,4%. Потребителям отгружено 484 единицы прицепов-роспусков под тягачи-лесовозы Урал, КрАЗ, МАЗ, КАМАЗ. Отправлены потребителям в 16 регионов России более 50 единиц тяжеловозных полуприцепов «тралов». Для «Сургутнефтегаза», «Юкоса», «Славнефти», «Лукойла» изготовлены на базе шасси автомобилей УРАЛ и КАМАЗ 72 единицы трубовозов с электромеханизированной разгрузкой и плетевозов.

В течение года «Тавдинский механический завод» принял участие во Всероссийских и отраслевых выставках, таких как «Российский лес 2000» в г. Вологда, «Лесной комплекс 2000» в г. Екатеринбурге и других. Техника завода неоднократно отмечалась дипломами и почётными грамотами. В октябре на заводе прошла первая потребительская конференция.

2003 год. В связи с расширением сферы деятельности ООО «Тавдинский механический завод» с 1 августа 2003г. образовано новое юридическое лицо ООО «Тавдинский машиностроительный завод». К новому предприятию перешли все полномочия по изготовлению и реализации прицепной техники, а так же права, обязанности и гарантии по ранее заключенным договорам с ООО «Тавдинский механический завод».

2009 год. ООО «Тавдинский машиностроительный завод» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсный управляющий — Легалов Владимир Александрович.

Еще до прихода в Сибирь отряда атамана Ермака в селе Кошуки, что на правом берегу реки Тавды, распахивали земли и сеяли жито. Места благодатные. По Тавде ходили пароходы и баржи, сновали рыбац­кие суденышки. В деревне Жиряково Антроповской волости предпринима­тели братья Вардропперы построили в 1888 году судоверфь, где ежегодно спускались на воду десятки судов. На реке Каратунке, в нескольких верстах от ее впадения в Тавду, оборотистый купец Ушков поставил суконную фа­брику на четыреста рабочих. В 1915 году Министерство земледелия дало разрешение на строительство крупно­го лесотехнического завода на берегу озера Матюшино. Годом раньше в рай­оне озера Кривое пустили в действие двухрамный лесопильный завод това­рищества «Переломов — Жернаков» и трехрамный завод — промышленника Шестова.

После революции 1917 года все предприятия национализировали. Позднее в Тавде появились круп­нейший в стране лесокомбинат, ги­дролизный и механический заводы, фанерный комбинат, мебельная фа­брика, маслозавод, плодопитомник, химлесхоз, рыбзавод и прочее. Общая численность рабочих превышала 10 тысяч. Объем выпускаемой продукции— 60 миллиардов рублей.

Ехал в Тавду поездом «Екатеринбург—Устье Аха» и думал: «Как же такой преуспевающий край, считай, в одноча­сье мог стать депрессивным? Вагон ка­чало, было душно. Не работала вытяж­ная вентиляция, не открывались окна. Старый состав. Я лично всю ночь не спал. Остановки в Егоршино, Ирбите, Туринске… Каждый раз выбирался на волю, чтобы глотнуть свежего воздуха.

Тавда — типичное провинциальное захолустье: много бараков, черных изб. Дороги разбиты. Высокий уровень преступности. Под боком три колонии. Одно время число заключенных доходило до 10 тысяч»

Тавдинцы не против перейти в Тюменскую область

В Тавде меня встретили трое депута­тов местной Думы — Виктор Никола­евич Никулин (бывший полковник, начальник колонии), Анатолий Бог­данович Дьяков (в прошлом работник местного РОВД) и Василий Владими­рович Чиянов (станочник с фанерного комбината).

Лица у собеседников хмурые. Неза­долго до этого в городе провели опрос населения в социальных сетях. На во­прос «Поддерживаете вы инициативу перехода Тавдинского района из со­става Свердловской области в Тюмен­скую?» из 1618 человек большинство ответили «да», против 145 голосов.

Никулин не скрывал досады:

— Промышленность и сельское хо­зяйство развалены. От нас сбежали в Ирбит налоговая инспекция, Сбер­банк, «Почта России». Остались лишь их филиалы. Управление сельского хозяйства перевели в Туринск. Даже путного роддома нет. Роженицы с па­тологией едут за 160 километров в специализированную клинику. А та­ких женщин в Тавде две трети. Плохая экология, некачественные продукты, житейские неурядицы. Поменять си­туацию нельзя, потому что вопреки закону о местном самоуправлении, которым предусмотрены разные типы муниципальных образований (городское поселение, сельское посе­ление, муниципальный район, город­ской округ), в Свердловской области почему-то сделали акцент только на последнем варианте. Видимо, чтобы сподручней контролировать «управляемость территорий».

— Это точно, — подтвердил Анато­лий Богданович Дьяков. — Судите са­ми: разве в деревне, где каждый знает соседа в лицо, выберут главой поселе­ния проходимца? Конечно, нет. Само­организация селян значительно выше, нежели горожан. Почему бы не сде­лать свободными выборы глав посе­лений? В других-то регионах картина совершенно иная: в Курганской, Ом­ской, Новосибирской, Оренбургской областях — по 30-40 муниципальных районов, в Свердловской — всего пять! Крестьяне не имеют представителей в заксобраниях городских округов, раз­ве это дело? Сидите, мол, по домам и молчите…

Тавда — типичное провинциальное захолустье: много бараков, черных изб. Дороги разбиты. Высокий уровень преступности. Под боком три коло­нии. Одно время число заключенных доходило до 10 тысяч. Освободятся — податься некуда, нигде не берут на работу. Вот и скатываются снова на скользкую дорожку. Район «лидирует» в области по числу туберкулезников. Если в 1991 году на тысячу человек приходилось 30 больных, то ныне — втрое больше. Пьянство, наркомания, проституция.

Жуткую картину увидел в некогда промышленной зоне. Полуразрушен­ные огромные корпуса лесокомби­ната, гидролизного и механического заводов, откуда по ночам вывозят ме­таллолом. Пустой порт, догнивающие деревянные зерновые склады. Пока держится «на плаву» лишь фанерный комбинат. Сидевший рядом со мной в машине молодой депутат Василий Чиянов грустно обронил:

— У меня, станочника-распилов­щика четвертого разряда, тариф — 27 рублей 48 копеек в час! Зарплата — от 3 до 20 тысяч рублей в месяц. Как на них жить?

—Ну и что говорят рабочие?

—Кто-то возмущается, высказывает недовольство жизнью, кто-то пишет в Москву жалобы, но большинство мол­чит. На кусок хлеба средства есть, и ладно. Одно время комбинат вовсе простаивал — сидели без зарплаты.

Несколько раз менялись владельцы предприятия. Объемы выпуска про­дукции не сравнить с прежними.

Кто убил Павлика Морозова?

В тот же день отправились вместе с Чияновым в глухую деревеньку Герасимовку, где в сентябре 1932 года в лесу были зверски убиты тринадцати­летний пионер Павлик Морозов и его меньший братишка Федя. От Тавды — сорок километров. Хотелось взглянуть на место гибели ребятишек. История запутанная. По сей день среди герасимовских старожилов нет единого мне­ния на ее счет. С большака к болоту, где нашли тела братьев Морозовых, ве­дет узенькая тропка, заросшая осокой. Согласилась нас провести экскурсовод музея Марина Владимировна Изимбаева. Вскоре впереди забелел обелиск, обнесенный невысокой оградкой. По­дошли к нему, склонили головы. В полсотне шагов — еще один, где бандиты настигли убегавшего Федю.

Марина Владимировна рассказы­вала:

— Павлик и Федя пошли на боло­то за клюквой и пропали. Три дня их искали. Когда нашли зарезанными, все село содрогнулось. Поначалу аре­стовали девятерых подозреваемых. Шестеро были родственниками ребя­тишек. В том числе дед Сергей, бабка Ксения, двоюродный брат Данилка и дядя Арсентий Кулуканов. Спустя два месяца в Тавде состоялся суд. Пяте­рых оправдали, а деда, бабку, дядю и двоюродного брата приговорили к расстрелу. Сознался в убийстве толь­ко восемнадцатилетний Данилка. Дед Сергей принародно перекрестился и поклялся, что не убивал внуков.

—А какие доказательства их вины были оглашены на суде? — поинтере­совался я.

—В доме деда будто бы обнаружи­ли окровавленную рубаху, а за иконой — нож, которым зарезали отроков. Жители села, в большинстве своем набожные люди, переселившиеся сюда из Белоруссии, не поверили следователям. Говорили, что ребята могли стать невольными свидетелями то ли зака­пывания клада в лесу, то ли постройки схрона. Но это все догадки.

«Мылись в ваннах, а теперь — в корытах»

Перед Великой Отечественной вой­ной колхоз имени Павлика Морозова крепко стоял на ногах, участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Затем его укрупнили, при­соединив земли соседних деревень, и, таким образом, площадь пашни увели­чилась до 2 тысяч гектаров. Получали 200-центнеровые урожаи картофеля, имели приличное дойное стадо.

Много лет председателем колхоза был Александр Михайлович Кузнецов, выведший хозяйство в лидеры. Увы, ныне окрестные поля в запустении, ферма разрушена. Колхоз прекратил свое существование. На обратном пути завернули в деревню Мостовка, где еще недавно тоже был справный колхоз имени Чапаева. Ныне банкрот. Нашли бывшего председателя Данилу Васильевича Храмцова. Хозяин не стал лукавить, выложил все, что называет­ся, начистоту:

—До «реформ» Ельцина не бедство­вали. 1200 гектаров пашни, около 1000 голов крупного рогатого скота. Сеяли пшеницу, рожь, овес. Сажали капусту и картофель. Молоко сдавали на Тавдинский молокозавод. В деревне были школа, клуб, два магазина, детский сад…

—А еще котельная, — вставила хо­зяйка Ирина Николаевна. — Забыл? Мылись-то в ваннах. Сейчас вновь в корытах…

—Развал начался после того, как вздули цены на технику, горючее, газ, электроэнергию, — продолжил Храмцов. — Молоко, мясо, овощи стали в убыток. Касса опустела. Какое-то вре­мя выручал лес. Заготавливали дело­вую древесину, разделывали на своей пилораме и продавали. Имели от про­дажи «живые» деньги, но потом и этот ручеек иссяк. После дефолта вижу, дело к краху. Собрал народ. Спраши­ваю: «Что будем делать дальше?» Денег в кассе нет. Решили: в счет зарплаты раздать механизаторам технику. По­делили и землю. Оказалось, правиль­но сделали. В соседних хозяйствах все имущество описали и увезли за долги.

—Как же выживаете?

—Те, кто помоложе, разбежались по «вахтам» — на Ямал, в Сургут, Урен­гой, Урай… Пенсионеры копошатся на своих подворьях. Многие спились. Да­же женщины. Мужей-то по полгода не видят.

—Ну, а сами чем занимаетесь? — спросил Храмцова.

Он вздохнул:

—Взял в аренду на десять лет три озера — Сухое, Тяпку, Камешное. Еще десять километров реки Иксы. В Табо­рах у нас база, где коптим рыбу. По­могают родственники.

—Что ловите?

— Щук, карасей, язей, чебаков, плотву, окуней, лещей, налимов… По договору имеем право добывать до десяти тонн в год, но получается куда меньше. Трудно со сбытом. Если чест­но, то маемся… На старости лет нет покоя. Держим на подворье живность, сажаем картошку. Собираем грибы, ягоды. Так и живем…

Реформы победили здравый смысл

В той же стороне, на берегу старицы Гузеево, — древнее село Городище, входившее когда-то в Кошукскую инородческую волость. Место ссылки опальных вельмож. Тут встречаются фамилии Шиловых, Морозовых, Сус­ловых, Шелестов, Бадиных, Долговых, Путиковых, Черепановых, Беляевых, Лоскутовых, Яковлевых. В царское время в селе были три ветряные и од­на водяная мельницы, кузня, торговая лавка. Местный купец Алексей Ивано­вич Котельников в 1910 году поставил «для славы» паровую мельницу. Ну а дальше возник колхоз «III Интернационал». В селе построили маслозавод, который вырабатывал по 300 кило­граммов масла в сутки, творог, казе­ин. В 1929 году открыли медпункт с родильным отделением. Заработал го­сударственный ветеринарный участок. Собирали ржи по 25 центнеров с гек­тара, пшеницы — 15 центнеров. В во­йну работники местной МТС на свои деньги построили целую эскадрилью самолетов «Свердловский колхозник».

С фронта не вернулись 211 городищенцев. За мужчин трудились жен­щины и дети. В «перестроечные годы» гремел на всю округу Городищенский колхоз «Заветы Ленина». На его деньги выстроили целую улицу благоустро­енных домов, школу-интернат, детсад, Дом быта, торговый центр.

…Почему же вдруг списали со сче­тов десятки таких мощных хозяйств? Что выиграли мы от так называемых «реформ»? В регион ныне завозят в огромных объемах импортное продо­вольствие, напичканное «химией».

Полвека назад в Тавдинском районе (без учета Тавды) жили 24,2 тысячи человек, сейчас — всего 8 тысяч. В самой Тавде соответственно — 48 и 38 тысяч человек. В Алапаевском районе сель­ское население сократилось с 74 до 36 тысяч, Серовском — с 55 до 23 тысяч, Тугулымском — с 47 до 24 тысяч, Ту­ринском — с 56 до 29 тысяч, Шалинском — с 52 до 25 тысяч, Ачитском — с 30 до 17 тысяч, Гаринском — с 28 до 7 тысяч, Таборинском — с 21 до 4 тысяч человек. Нетрудно догадаться, что ожидает эти территории в будущем.

И вновь возник извечно русский во­прос: что делать?

…На вокзале в Тавде меня прово­жал местный писатель Валерий Нико­лаевич Ермолаев. Подарил свою книгу «Тавдинский краеведческий словарь». Прочитал ее и подумал: «А ведь не на­до выдумывать ничего нового, чтобы возродить полнокровную жизнь на этой древней земле, стоит только опе­реться на опыт сметливых предков и поверить в собственные силы».

Александр Арцибашев Свердловская область Механик Владимир Титус знает, «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»