Таможенная процедура свободной таможенной зоны ТК ЕАЭС

Ст. 203 Таможенного кодекса ЕАЭС

1. Территория СЭЗ является зоной таможенного контроля.

Законодательством государства-члена может быть определено, что территории отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена, не являются зонами таможенного контроля.

2. Территория СЭЗ должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля.

Требования к обустройству территории СЭЗ, включая требования по ограждению и оснащению периметра такой территории системой видеонаблюдения, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.

Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории СЭЗ, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.

3. Таможенные операции в отношении товаров, размещаемых на территории СЭЗ, совершаются в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

4. Ввоз товаров на территорию СЭЗ, за исключением портовой СЭЗ и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа.

Ввоз товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться порядок подачи указанного уведомления и выдачи указанных разрешений, а также формы таких уведомления и разрешений.

При убытии с территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ товаров, помещенных за пределами территорий таких СЭЗ под таможенную процедуру экспорта, таможенную процедуру реэкспорта, таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, таможенную процедуру временного вывоза, специальную таможенную процедуру, резидент (участник, субъект) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ представляет таможенному органу транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие, что местом разгрузки (портом, аэропортом) является место, находящееся за пределами таможенной территории Союза.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться иной, чем предусмотренный настоящим пунктом, порядок ввоза товаров на территорию СЭЗ и вывоза товаров с территории СЭЗ.

5. При ввозе на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ в отношении товаров, не подлежащих таможенному декларированию в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, предусмотренные пунктами 1 — 5 статьи 88 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ. Порядок осуществления таможенным органом идентификации товаров, ввозимых на территорию СЭЗ, устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Декларант ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу государства-члена, на территории которого создана СЭЗ.

Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат отражению в учетных документах.

Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также порядок представления отчетности о таких товарах таможенному органу устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.

3. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, или в предусмотренных им случаях — в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

4. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

6. От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, — таможенный контроль также в иных формах или с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

7. Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля, указанных в абзаце пятом статьи 311 настоящего Кодекса, проводится с момента регистрации таможенной декларации.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.

Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в период их нахождения в таких реестрах, а если это предусмотрено законодательством государства-члена, — также после их исключения из таких реестров в течение срока, предусмотренного таким законодательством.

8. В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

9. При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.

10. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.

11. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

12. Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

13. Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом.

  • Статья 311 ТК ЕАЭС Объекты таможенного контроля товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение, а также товары, которые сохранили статус товаров Союза при их обратном ввозе на таможенную территорию Союза, — в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС; Открыть статью
  • Статья 331 ТК ЕАЭС Таможенная проверка 3. Таможенная проверка может применяться при проведении таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС, а также в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 397 и пунктом 6 статьи 430 ТК ЕАЭС. Открыть статью
  • Статья 351 ТК ЕАЭС Таможенные органы, их задачи и функции 5. В соответствии с законодательством государств-членов проведение таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС может быть возложено на другие государственные органы государств-членов. Открыть статью
  • Статья 378 ТК ЕАЭС Использование таможенными органами системы управления рисками 2. Таможенные органы используют систему управления рисками для проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем и в сроки, установленные абзацами третьим и четвертым пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, а также для проведения таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС. Открыть статью

Секция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339.543

ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ В СТРАНАХ ЕАЭС

А. В. Середюк Научный руководитель — В. В. Соловьёв

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alexsereduk@mail.ru

В настоящее время тарифные льготы и преференции по уплате таможенных пошлин активно используются для целей совершенствования производства, предпринимательской деятельности, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику. В статье рассматриваются особенности применения тарифных льгот и преференций в государствах ЕАЭС, даются некоторые рекомендации и предложения по совершенствованию системы тарифных льгот и преференций.

Ключевые слова: тарифная льгота, тарифная преференция, таможенные платежи, иностранные инвестиции.

TARIFF BENEFITS AND PREFERENCES IN EAEC

А. V. Seredyuk Scientific Supervisor — V. V .Solovyov

Keywords: tariff privilege, tariff preferences, customs payments, foreign investments.

Одной из наиболее важных функций таможенных органов является взимание таможенных платежей, а также применение системы тарифных льгот и преференций.

Тарифную льготу принято подразделять на: освобождение от уплаты таможенных пошлин; снижение ставок таможенных пошлин; возврат ранее уплаченных таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Под тарифной преференцией понимают — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (далее — Союз) зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

В целом суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют для товаров развивающихся и наименее развитых стран более продуктивное, с точки зрения конкурентоспособности, положение на отечественных рынках в отличие от национальных и иных товаров, происходящими из развитых стран.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2017. Том 3

В 1968г. на конференции ООН по товарам и торговле было принято решение создать благоприятные условия по вступлению развивающихся и наименее развитых стран в международную торговлю.

В перечень наименее развитых и развивающихся стран включаются страны, включенные в список наименее развитых и развивающихся стран ООН .

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) тарифные преференции предоставляются в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС и международными договорами РФ.

Тарифные льготы влияют на величину таможенных пошлин. При ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, в случаях, определённых Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от 21.12.2016) «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2017).

При вывозе с территории РФ уплате вывозной таможенной пошлины не подлежат товары, указанные в Законе РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе».

В ЕАЭС тарифные преференции предоставляются для стран, которые указаны в перечне развивающихся и наименее развитых стран пользователей системы тарифных преференций Союза . Для подтверждения страны происхождения товаров таможенному органу должен быть представлен соответствующий документ (сертификат или декларация происхождения товаров). Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются при их ввозе на таможенную территорию Союза в соответствии с положениями статьи 36 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года при наличии следующих условий :

— страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся (наименее развитых) стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза (далее — перечень развивающихся (наименее развитых стран);

— товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (далее — перечень преференциальных товаров);

— обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Для совершенствования единой системы тарифных преференций предлагается:

— переработать список товаров, попадающих под условия предоставления преференций;

— проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности определённой продукции развивающихся стран-пользователей схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы;

— пользователями схемой тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях, поэтому необходимо уменьшить перечень развивающихся стран, или отнести некоторые «сильные» страны в другой перечень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографические ссылки

1. Таможенные преференции. . URL http://origin-spt.ru/ (дата обращения: 18.03.2017).

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от21.12.2016) «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

3. Решение Совета ЕЭК от 06.04.2016г №47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

Перевозка товаров под таможенным контролем — особый вид перевозки, который допускается при соблюдении определенных условий. Одним из условий является обеспечение уплаты таможенных платежей (что это такое Вы можете узнать в нашей другой статье). Например, Ваш груз прилетел из США в Пулково (СПб), а доставить его Вам нужно в Тверь и там растаможить. Без обеспечения уплаты таможенных платежей товары под таможенным контролем может перевозить только таможенный перевозчик. Поэтому такую перевозку таможня разрешит не обычному, а таможенному перевозчику. В России деятельность таможенного перевозчика лицензируется Федеральной таможенной службой.

Деятельность таможенного перевозчика регулируется главой 56 Таможенного кодекса ЕАЭС и главой 61 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании».

2018 Таможенный перевозчик Кодекс и ФЗ

Итак, таможенный перевозчик — это транспортная компания, которая включена ФТС России в реестр таможенных перевозчиков и перевозит по территории ЕАЭС грузы, находящиеся под таможенным контролем.

Его основная обязанность — доставлять грузы в место и сроки, предписанные таможней, в целости и сохранности. В качестве гарантии доставки грузов таможенным перевозчиком выступает проверенная история его работы, отсутствие определенных нарушений и главное, гарантия в размере 200 тысяч Евро. На сайте ФТС России можно проверить, включена ли компания в Реестр таможенных перевозчиков.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков (в народе именуемое «лицензия») выдается бессрочно и заменяется при изменении сведений, указанных в момент его получения.

Важной особенностью деятельности таможенного перевозчика является то, что он признается на территории всех стран-участниц ЕАЭС. Для транспортной компании это означает что, будучи таможенным перевозчиком, она может возить грузы по территориям всех стран ЕАЭС, а не только России.

В ряде случаев законодательство допускает использовать исключительно таможенного перевозчика как гарантию перевозки, например — если сумма таможенных платежей груза превышает 60 тысяч Евро и груз не может перевозиться по процедуре МДП

УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Условия и процедура включения в Реестр таможенных перевозчиков описаны в нашей статье Как получить статус таможенного перевозчика?. Если Вы хотите связать деятельность таможенного перевозчика не только с перевозками таможенных грузов внутри ЕАЭС, но также с перевозками за рубежом, Вам необходимо получить Удостоверение допуска к осуществлению международных грузоперевозок. Этот процесс описан в нашей статье про допуск к процедуре МДП.

ОБЯЗАННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

  1. Соблюдать требования таможенного транзита (доставлять товары в срок в неизменном состоянии);
  2. Вести учет товаров, перевозимых под таможенным контролем и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;
  3. Уплатить таможенные пошлины, налоги в случае недоставки товаров в таможню;
  4. Не разглашать и не передавать иным лицам, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  5. Информировать ФТС России об изменении сведений, заявленных при включении в Реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 рабочих дней со дня их изменения.

ОТЛИЧИЯ ОТ ПРОЦЕДУРЫ МДП

Таможенный перевозчик и перевозчик товаров по процедуре МДП (TIR) — это два совершенно разных статуса, их не надо путать.

Перечислим различия:

  1. Таможенный перевозчик имеет право перевозить грузы всеми видами транспорта. Компании, имеющие допуск к МДП, имеют право перевозить грузы только автомобильным транспортом.
  2. Таможенный перевозчик использует свой статус на территориях государств-членов ЕАЭС, а перевозчик, имеющий допуск к МДП, может заниматься грузоперевозками на территориях 74 государств-участников Конвенции МДП.
  3. Включение в реестр таможенных перевозчиков осуществляет ФТС России, тогда как допуск к МДП выдает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) при согласовании с ФТС РФ.
  4. Граница гарантийных обязательств перед таможней у таможенного перевозчика составляет не менее 200 000 евро, а у перевозчика МДП – 60 000 Евро, что дает возможность таможенному перевозчику не использовать таможенное сопровождение (конвоирование) груза, платежи по которому превышают 60 000 Евро.
  5. Статус таможенного перевозчика более часто используется для перевозок под таможенным контролем внутри страны. В отличие от процедуры МДП, которая используется только при условии пересечения границы. В этой связи транспортные компании не связаны требованиями европейских стран по экологичности и габаритам транспорта. Поэтому таможенные перевозчики совершенно спокойно для перевозок внутри страны используют и «убитые» Камазы и длиннобазные американские грузовики, которым запрещен въезд в Европу. Таким образом, статус таможенного перевозчика позволяет грамотно использовать транспорт — более свежие автомобили использовать по хорошим дорогам Европы, а более старые — для перевозок по России.

Часто транспортные компании получают оба статуса — это удобно и позволяет использовать нужный из них в зависимости от маршрута перевозки и характера груза. Мы профессионально помогаем получить любой из статусов — таможенный перевозчик и/или перевозчик МДП (TIR).

ВЫГОДНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ СТАТУС ТАМОЖЕННОГО ПЕРЕВОЗЧИКА?

Если Ваш бизнес плотно связан с грузоперевозками «таможенных» грузов, то без статуса таможенного перевозчика Вам будет трудно обойтись, чтобы выдерживать конкуренцию. Есть случаи, когда даже компании, для которых грузоперевозки не являются профильным бизнесом, просчитывают экономию и начинают возить свои грузы из-за рубежа самостоятельно. Вы наверняка видели на дорогах фуры с эмблемами сети магазинов «Магнит». Некоторые из них возят товары не только внутри страны, но и занимаются международной перевозкой. Этот пример показывает нам привлекательность статуса таможенного перевозчика.

Также следует помнить, что в отличие от процедуры МДП таможенный перевозчик имеет право использовать любой вид транспорта. Можно организовать мультимодальную перевозку, используя одну и ту же лицензию — например, привезти на судне, а потом по суше грузовиком.

Основное препятствие для получения статуса таможенного перевозчика — это финансовая гарантия в размере 200 тысяч Евро. Но имеются различные способы получения этой гарантии, это чаще всего не «живые» деньги.

Процесс получения статуса таможенного перевозчика также описан у нас на сайте.

Получив статус таможенного перевозчика, не забывайте про его обязанности. Их несоблюдение может привести к исключению из Реестра таможенных перевозчиков!

Хотите доверить вопрос включения в Реестр профессионалам и сделать все максимально быстро и с первого раза? Свяжитесь с нами по средствам связи, указанным в разделе Контакты.

Остались вопросы или необходимы расширенные знания по статусу таможенного перевозчика? – Закажите выездную консультацию в Ваш офис.