Сумма НДПИ исчисляется как

Содержание

Поиск законов по альтернативным названиям и обзор законодательства России

Сумма налога по углю, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу, газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

2. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сущность и порядок взимания

Ставки установлены твердые в рублях. Таким образом, при добыче природного газа.

нефти и угля сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки (в рублях) и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (соответственно в тысячах кубических метров и в тоннах). С января 2015 г. ставка НДПИ в отношении нефти увеличена с 493 до 766 рублей за одну тонну.

Сумма ндпи исчисляется как

1. Положения настоящей статьи применяются при выполнении соглашений, которые предусматривают условия раздела произведённой продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

3. Налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьёй 339 настоящего Кодекса.

С 06.08.2019 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций».

Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ. 1 сентября вступают в силу поправки в закон о госрегистрации юрлиц и ИП.

С этой даты при наличии недостоверных сведений о компании в ЕГРЮЛ налоговики будут в принудительном порядке исключать эту фирму из реестра.

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г.

Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели.

Как рассчитать НДПИ на газ, на песок, на нефть, на уголь (налог на добычу полезных ископаемых)?

В данном материале мы узнаем как рассчитать НДПИ, определим налоговую базу налога, рассмотрим налоговую ставку для различных регионов и обсудим нормативные акты. А также ответим на самые распространенные вопросы.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – платеж в казну страны, перечисляемый за эксплуатацию ископаемых и недр для извлечения коммерческой выгоды. НДПИ является косвенным налогом, поскольку сумма в счет его уплаты перечисляется в бюджет того региона, на территории которого находятся разрабатываемые земли.

ООО и ИП, изъявившие желание заниматься данным видом деятельности, проходят государственную регистрацию в отделении ФНС как будущие плательщики НДПИ. После того, как лицензия будет получена, ИП должен встать на учет в ИФНС по месту расположения обрабатываемого участка. Читайте также статью: → “Налог на добычу полезных ископаемых в 2019”

Объектами обложения данным видом налогового сбора являются полезные ископаемые, которые:

  1. Были добыты вне территории РФ из земли, признанной международными соглашениями в качестве недр. Такая земля обязана быть владением плательщика НДПИ, или ИП/ООО должны пользоваться ей на основании договора аренды.
  2. Добывались из отходов промышленности по добыче ископаемых. Подобные работы облагаются НДПИ в случае, если для их осуществления требуется оформление лицензии.
  3. Были добыты из недр находящихся в РФ участков и из земель, признанных недрами.

НДПИ не будут облагаться полезные ископаемые:

  1. добытые с целью коллекционирования;
  2. повсеместно распространенные и не значащиеся на гос. балансе, которые были добыты и использованы в личных целях ИП;
  3. полученные при ремонте и других работах по особо охраняемым геологическим объектам;
  4. добытые из потерь горнодобывающей или перерабатывающей промышленности, если основной процесс пр-ва облагался НДПИ;
  5. дренажные воды, попутно извлеченные при добыче других ископаемых или возведении подземных построек и не учтенные на гос. балансе;
  6. метан, выделяющийся при обработке угольного пласта.

Как рассчитать НДПИ

Размер НДПИ может быть вычислен по спец. ставкам, льготным, или адвалорным. Формулы расчета НДПИ зависят от метода исчисления суммы налога.

  1. Формула расчета налога по количеству полезных ископаемых, которые удалось добыть за месяц работы:

НДПИ = КТ х С, где:

КТ – количество, исчисляемое в тоннах,

С – ставка по налогу.

Размер ставки колеблется от 11 до 553 рублей, смотря о каком ископаемом идет речь, и выражается в руб/т. Может применяться льготная ставка 0%.

  1. Формула расчета НДПИ по цене на полезные ископаемые:

НДПИ = СИ х С, где

СИ – стоимость полученного ископаемого,

С – ставка.

Диапазон ставок – от 0 до 8%, в зависимости от типа ископаемых.

Как рассчитать НДПИ для нефти

Для уплаты НДПИ по добыче нефти, она обязана быть:

  • стабилизированной,
  • обособленной,
  • обезвоженной.

В целях расчета налога для нефти утверждена особая ставка НДПИ (руб/т.), но ее величина обязательно корректируется на несколько видов коэффициентов, определяемых самим плательщиком НДПИ:

  1. Кц (зависит от изменений стоимости нефти в мире);
  2. Кв (означает степень выработки участков, на которых ведется добыча);
  3. Кз (показатель объема запасов определенного участка, где идет добыча);
  4. Кд (характеризует степень сложности работ по добыче на определенной территории);
  5. Кдв (означает степень выработанности углеродного сырья).

Формула для вычисления Кц:

Кц = (Ц – 15) х Р : 261, где:

Ц ($/барр.) – усредненный показатель мировой цены на нефть за месяц (для расчета берется нефть “Юралс”);

Р – усредненное отношение $/руб.

Как рассчитать НДПИ для песка

Налогооблагаемая база НДПИ по песку исчисляется на общих основаниях, а стоимость его рассчитывается следующим образом:

  1. по расчетной стоимости (для случаев, когда песок не предполагалось реализовывать);
  2. расчетом доходов при реализации по цене, утвержденной добытчиком на весь налоговый период, без принятия во внимание субсидий, НДС, акцизов и затрат на поставки песка закупщику (для случаев, когда были получены госсубсидии);
  3. вычислением доходов от реализации песка по цене компании без НДС, акцизов, затрат по поставке закупщику (если госсубсидирования не было).

Налоговая ставка в данном случае равна 5,5%.

А если ИП добывает общераспространенный песок в своих личных целях, налог не платится вовсе.

Как рассчитать НДПИ для угля

Получение угля также облагается НДПИ по фикс-ной ставке (руб/т.).

Ее величина может изменяться, смотря какой уголь добывается:

  • бурый,
  • коксующийся,
  • антрацит,
  • уголь.

Также возможна корректировка ставки на один из коэффициентов-дефляторов (по желанию плательщика НДПИ):

  • зависящий от вида добываемого угля и утверждаемый ежеквартально федеральным правительством;
  • применяемый раньше.

Можно организовать учет затрат, связанных с охраной труда, при расчете налога на прибыль или НДПИ.

Величина коэффициента может быть установлена на усмотрение плательщика, однако не должен превышать 0,3.

Как рассчитать НДПИ для газа

Газ подлежит обложению налогом по фикс-ной ставке (руб/куб.м). Она должна подвергаться коррекции на коэффициенты Тг (означает величину затрат на доставку газа до места дальнейшей обработки), Еут (ед. условного топлива). Иногда также применяется Кс – коэффициент, означающий степень сложности получения газа. Читайте также статью: → “Расчет и уплата налога на добычу полезных ископаемых”

Ставка 0% применяется в отношении:

  1. Попутного газа;
  2. Газа, закачиваемого в пласт с целью поддержания уровня нужного давления (метод используется при добыче конденсата газа);
  3. Газа и горючего конденсата, применяемых для пр-ва сжиженного природного газа, при условии, что ископаемые добываются в ЯНАО или на полуострове Ямал.

Как рассчитать НДПИ для золота

Налогооблагаемая база по драг. металлам, добытым из коренных руд, а также россыпных и техногенных месторождений, вычисляется на основании цены на их химически чистые элементы:

Налоговая ставка, установленная по НДПИ для золота, равняется 6%.

НБ = КЗ * Цед., где:

НБ – налогооблагаемая база (стоимость добытого золота),

КЗ – кол-во найденного в недрах золота,

Цед. – цена за единицу золота (формула приведена ниже).

Цед = ДЧ * СП – ЗА – ЗП : КП, где:

Цед – цена за единицу золота, которое удалось добыть;

ДЧ – доля в обнаруженном в недрах полезном ископаемом химически чистого золота;

СП – стоимость проданного хим. чистого золота (не учитывая НДС);

ЗА – затраты по аффинажу (очистке от примесей);

ЗП – затраты на поставку закупщику;

КП – кол-во проданного за месяц золота.

Нюансы расчета количества добытого золота прописаны в пп. 4, 5 ст. 339 НК РФ.

Теперь остается только рассчитать сумму НДПИ по формуле расчета налога на основании стоимости полезных ископаемых.

Как рассчитать НДПИ для минеральной воды

Налогооблагаемая база будет также вычисляться на основании стоимости полезного ископаемого, в данном случае – минеральных вод. Если предполагается использовать метод расчета базы по НДПИ на основании сложившихся цен продажи, не беря во внимание субсидии, цену для продаж необходимо сначала уменьшить на размер субсидий. Если в нынешнем периоде продажи минеральной воды отсутствовали, можно применять цены продаж прошлого месяца.

Налоговая ставка по НДПИ на минеральную воду утверждена на уровне 7,5%.

Понадобится обозначить количество добытой воды, вычислить которое можно также, как при расчете налога по нефти и газу.

НБ = КВ * Цед., где:

НБ – налогооблагаемая база НДПИ и стоимость добытой воды;

КВ – количество добытой минеральной воды;

Цед. – цена за единицу измерения минеральных вод (формула представлена ниже).

Цед. = ЦП – ЗП : КП, где:

ЦП – цена проданной воды (без учета НДС и акцизов),

ЗП – затраты на поставку закупщику,

КП – количество проданной за период воды.

Далее размер НДПИ вычисляется по общей формуле расчета налога на основании стоимости полезного ископаемого.

Как определить налоговую базу НДПИ

Представление налогооблагаемой базы по НДПИ зависит от видов добываемых ископаемых и может иметь:

  1. количественное выражение (для газа, конденсата газа, нефти, угля),
  2. вид ценовой характеристики (не годится для сфер добычи нефти, угля, газа и его конденсата).

Чтобы перечислять суммы НДПИ, вычисленные на основании стоимости предмета добычи, нужно обозначить цену и провести ее оценку. Существуют следующие методы оценки стоимости полезных ископаемых в целях определения размера НДПИ:

  1. по ценам на их продажу, действующим на текущий налоговый период (субсидии в расчет не берутся);
  2. по ценам на продажу в конкретном налоговом периоде;
  3. по расчетной стоимости.

Когда стоимость выяснена, нужно рассчитать цену единицы полезного ископаемого как доход от продаж поделенный на количество реализованных ископаемых. Наконец, для обозначения налогооблагаемой базы НДПИ, нужно количество полезного ископаемого, которое удалось добыть, умножить на цену единицы товара.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что облагается и не облагается налогом

Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

  1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
  2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
  3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
  4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
  5. Дренажные подземные воды.
  6. Газ метан угольных пластов.

Налоговая база, ставки и определение стоимости

Чтобы рассчитать сумму налога на полезные ископаемые, которую необходимо уплатить в казну государства, необходимо знать, как происходит расчет НДПИ.

Согласно Налоговому кодексу РФ, база определяется налогоплательщиком самостоятельно.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Устанавливается налоговая база согласно стоимости добытого сырья.
  2. В случае добычи углеводородных смесей на некоторых морских месторождениях, она определяется как стоимость добытых смесей до истечения определенных сроков, установленных законом.
  3. База устанавливается для каждого вида добытых ископаемых.
  4. Если для какого-то вида ископаемых установлены свои определенные ставки или коэффициенты, то налоговая база рассчитывается для каждого вида ископаемых согласно ставкам.

Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.

Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.

Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.

Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.

Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.

Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.

В случае если при реализации ископаемых использовалась иностранная валюта, то она переводится в рубли по курсу Центрального банка.

Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.

Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:

  1. Добычу ПИ, относящуюся к нормативным потерям. То есть, при разработке метода добычи ресурса, высчитываются предельно допустимые потери при этом методе.
  2. Попутный газ.
  3. Подземные (промышленные) воды, извлекаемые при добыче основного вида ресурсов или строительстве подземных сооружений.
  4. Добычу некондиционных ПИ (некондиция в результате выработки месторождения сюда не относится).
  5. Добычу ископаемых, находящихся во вскрышных, разубоживающих породах, в связи с тем, что в России нет технологий для извлечения ископаемых из таких пород.
  6. Минеральные воды, используемые в качестве лечебно-оздоровительных.
  7. Подземные воды, используемые для сельского хозяйства и его нужд.
  8. Добычу сверхвязкой нефти.
  9. Природный горючий газ (не попутный!), который был закачан с тем, чтобы поддерживать давление в пластах при извлечении газового конденсата.
  10. И другие случаи, описанные в статье 342 (всего 21 пункт).

В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:

  1. 3,8%на добычу калийных солей.
  2. 4% при добыче горючих сланцев, торфа и определенных руд (апатитовых, апатит-нефелиновых и фосфоритовых).
  3. 4,8% при добыче руд черных металлов.
  4. 5,5% при добыче горнорудных ископаемых, радиоактивных металлов, неметаллических ископаемых для строительных работ, соли и хлористого натрия, подземных термальных и промышленных вод, нефелинов и бокситов.
  5. 6% при добыче горнорудных неметаллов, битуминозных пород, золотосодержащих пород.
  6. 6,5% при добыче пород, содержащих драгметаллы (кроме золота), драгметаллов в составе многокомпонентной руды, особо чистого кварца и самоцветных камней.
  7. 7,5% при добыче лечебных грязей и минеральной воды.
  8. 8% при добыче руды цветных металлов,редких металлов.
  9. При добыче нефти используются ставки в рублях на тонну добытого вещества. 766 рублей – на 2015 год, 857 рублей – на 2016 год и 919 рублей – на 2017 год. Кроме того существует коэффициент, отображающий динамику изменений мировых цен на это сырье.
  10. На тонну добытого газа устанавливает ставка в размере 42 рублей.
  11. На тонну природного горючего газа – 35 рублей на 1000 кубических метров.
  12. На тонну антрацита – 47 руб.
  13. 57 руб. на тонну кокса.
  14. 11 руб. на тонну бурого угля.
  15. На другие виды угля – 24 рубля.

Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.

По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.

Модели исчисления и примеры

Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.

  1. Модель №1. Эта модель применяется для большинства полезных ископаемых. База для расчета налога здесь определяется как стоимость добытых ПИ, а ставки берутся из НК РФ.
  2. Модель №2. Здесь рассматривается случай, в котором облагается НДПИ на газ. При этом учитывается физический объем добытого сырья и особы ставки, указанные в предыдущей части статьи.
  3. Модель №3. Применяется для расчетов размера налогов при добыче драгоценных металлов. Налоговая база определяется как стоимость реализации либо химически чистого сырья, либо самородков, добываемых на месторождении.
  4. Модель №4. Эта модель касается НДПИ на нефть и на ее добычу. База для определения налога определяется в тоннах. Ставка при этом корректируется на определенные коэффициенты.

Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:

НДПИ = НБ*НС, где

НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.

Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.

За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе НДС – 118 рублей (в каких случаях НДС могут возместить?).

Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.

Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.

На нашем сайте рассказано не только о налогообложении деятельности по добыче полезные ископаемых, но и о водном, сельскохозяйственном, земельном налогах, а также о налогах на игорный бизнес, на фонд заработной платы, на имущество организаций. Кроме того, из наших статей вы узнаете о таких системах налогообложения, как общая и упрощенная.

Декларации: заполнение и сроки подачи

Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.

Новая форма декларации по НДПИ.

Порядок заполнения декларации по НДПИ.

Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.

Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.

В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.

Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.

В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.

Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.

Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.

Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.

Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.

Планирование прочих налогов

При планировании прочих налогов необходимо, прежде всего, особое внимание уделять возможности использования соответствующих льгот и освобождений.

Рассмотрим возможности налогового планирования сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Согласно положениям действующего налогового законодательства не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Необходимо помнить, что ставки сбора за каждый объект животного мира могут устанавливаться в размере 0 руб. в случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях:

  • • охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;
  • • изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ.

Нулевая ставка сбора применяется также в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется:

  • • при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
  • • рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Для целей налогового планирования необходимо учитывать, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15% базовых ставок сбора.

При этом градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в п. 7 ст. 333.3 НК РФ.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, для индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций, устанавливаются в размере 15% ставок сбора.

По водному налогу следует помнить, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Не признается объектом налогообложения:

  • 1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • 2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • 3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • 4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • 5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • 6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • 7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • 8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • 9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • 10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • 11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • 12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • 13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • 14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • 15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По государственной пошлине необходимо учитывать, что есть особенности ее уплаты (в том числе в части предоставляемых льгот) в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств.

От уплаты государственной пошлины, в частности, освобождаются (общие льготы):

  • 1) органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии – за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
  • 2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд РФ;
  • 3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ – при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • 4) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
  • 5) Банк России – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством РФ;
  • 6) организации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
  • 7) организации – при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;
  • 8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
  • 9) физические лица – авторы культурных ценностей – за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
  • 10) органы государственной власти, органы местного самоуправления – за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;
  • 11) физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • 12) физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

  • 1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении;
  • 2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;
  • 2.2) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”»;
  • 2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”»;
  • 3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;
  • 4) за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее, соответственно, государственную казну РФ, казну субъекта РФ, муниципальную казну;
  • 4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ряд других позиций;
  • 5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
  • 6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;
  • 7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • 8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества;
  • 9) за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  • 10–19) другие льготы, содержащиеся в соответствующих подпунктах ст. 333.33 НК РФ.

Также установлены дополнительные льготы в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств.

В частности, предусмотрены освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями; при обращении в арбитражные суды; при обращении за совершением нотариальных действий; при государственной регистрации актов гражданского состояния.

При осуществлении налогового планирования по налогу на добычу полезных ископаемых необходимо учитывать, что не признаются объектом налогообложения:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налогообложение производится по нулевой налоговой ставке, в частности, при добыче:

  • 1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
  • 2) попутного газа;
  • 3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения);
  • 5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • 6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);
  • 7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан.

Нулевая ставка применяется также по нефти на участках недр, расположенных в границах отдельных указанных в НК РФ территорий, а также при соблюдении определенных в НК РФ условий по накопленному объему добычи, сроку разработки запасов участка недр и т.п. факторов. Нулевая ставка применяется для газа горючего природного, газового конденсата, кондиционных руд олова при соблюдении установленных в НК РФ условий.

При налоговом планировании НДПИ необходимо акцентировать внимание на возможностях:

  • – уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда;
  • – уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан.

Согласно гл. 28 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

По транспортному налогу налоговые ставки, указанные в НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

По земельному налогу согласно гл. 31 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Не признаются объектом налогообложения:

  • 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • 3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • 5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

  • 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • 3) инвалидов с детства;
  • 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • 5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, на Семипалатинском полигоне;
  • 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных НК РФ. Таким образом, в отдельных регионах могут устанавливаться пониженные ставки земельного налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения земельным налогом:

  • 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • 2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • 3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • 4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвали- дам и их родителям;
  • 5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • 6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • 7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок;
  • 8) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре “Сколково”», – в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • 9) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на 10 лет.

Для оптимизации денежных потоков хозяйствующего субъекта необходимо учитывать, что представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налогообложение нефтегазовой отрасли России: изменения с 2018 года

View this page in English

Загрузить в формате PDF

Авторы: Виктор Бородин, Денис Борисов, Анна Соколова
29 ноября 2017 г.

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе. Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.

Новые морские месторождения углеводородного сырья

Налог на прибыль

Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.

Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2018 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.

При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения. В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.

Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:

  • выделения на участке недр НММУС, либо
  • даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

Новые положения также предусматривают, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату, соответствующую дате признания таких доходов (расходов).

Кроме того, отменяются предельные сроки, до истечения которых налогоплательщики имеют право определять налоговую базу как стоимость при добыче УВС на НММУС. Таким образом, добывающие компании смогут применять адвалорные ставки по НДПИ в рамках установленного НК РФ периода, но без ограничения по предельному сроку.

Также напоминаем, что с 1 января 2017 года вступили в силу следующие особенности учета расходов на ОПР:

  • налогоплательщик имеет возможность применять коэффициент 1,5 к расходам на ОПР на поиск и оценку НММУС
  • расходы на ОПР могут быть отнесены частично или в полном объеме к расходам по добыче УВС на НММУС, осуществляемой на ином (иных) участке недр. Ранее законодательство предусматривало такую возможность лишь в случае прекращения права пользования недрами и ограничивало сумму расходов, относимых на каждое месторождение, расположенное на ином участке недр, в размере не более 1/3 от общей суммы расходов.

ТЦО

Текущая редакция НК РФ устанавливает, что сделки между организацией, владеющей лицензией на право пользования недрами, и оператором НММУС не признаются контролируемыми при осуществлении ими деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же месторождения.

Законом дополняется, что сделки между вышеуказанными лицами также не будут признаваться контролируемыми при осуществлении деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС, в отношении одного и того же участка недр до выделения на участке недр первого НММУС.

Акцизы на нефтепродукты

С 1 января 2016 года с целью совершенствования отраслевой системы налогообложения в состав подакцизных товаров была введена новая категория «средние дистилляты», под которыми в соответствии с НК РФ понимаются смеси углеводородов, обладающие определенными физико-химическими характеристиками.

Сложившаяся за период с 2016 года практика налогообложения средних дистиллятов выявила ряд неточностей налогового законодательства, позволяющих не облагать акцизом смеси углеводородов, обладающие характеристиками, отличными от установленных НК РФ, однако, по своей сути, являющиеся средними дистиллятами.

С целью исключения возможности уклонения от налогообложения, Законом уточняются физико-химические характеристики категории «средние дистилляты». Под средними дистиллятами понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при t=20°C и атмосферном давлении 760 мм рт. ст.), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при t=20°C. Также Законом определяются нефтепродукты, не включаемые в данную категорию для целей налогообложения.

Кроме того, Законом вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также устанавливаются технологические процессы, относящиеся к переработке средних дистиллятов (например, первичная переработка нефти, гидроочистка углеводородных фракций и др.).

В связи с этим, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизом, дополняется следующими:

  1. получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  2. оприходование средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

При этом положениями Закона предусмотрено применение вычета в увеличенном размере по указанным операциям со средними дистиллятами.

Вычет определяется в размере суммы акциза, исчисленных при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке средних дистиллятов на производственных мощностях, необходимых для технологических процессов по переработке. В иных случаях использования средних дистиллятов применяется коэффициент равный 1.

Законом также предусмотрено дальнейшее повышение ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов (автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо, средние дистилляты) на 2018-2020 гг.:

Нефтепродукт

Значение налоговой ставки, руб./т.

2018 (ранее)1

январь-июнь 2018

июль-декабрь 2018

Автомобильный бензин класса 5

10 535

11 213

11 892

12 314

12 752

Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5

13 100

13 100

13 100

13 100

13 100

Прямогонный бензин

13 100

13 100

13 100

13 100

13 100

Дизельное топливо

7 072

7 665

8 258

8 541

8 835

Средние дистилляты

8 112

8 662

8 662

9 241

9 535

НДПИ на газ горючий природный

Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.

Так, с 1 января 2018 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).

Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2018 года установлено в размере:

  • 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц
  • 1 для иных налогоплательщиков.

Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа.

Налоговые вычеты по НДПИ

Налоговый вычет по НДПИ на нефть

С 1 января 2018 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При этом, Законом устанавливаются дополнительные условия для применения налогового вычета:

  • лицензия на право пользования недрами должна быть выдана до 1 января 2016 года
  • начальные извлекаемые запасы нефти должны составлять 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

Размер налогового вычета определен в размере 2 917 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр.

Налоговый вычет применим с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.

Таким образом, совокупная величина вычета за 10 лет составит порядка 350 млрд рублей.

Стоит отметить, что критериям, установленным Законом, удовлетворяет лишь Самотлорское месторождение, разработку которого ведет дочерняя компания ПАО «НК «Роснефть». Указанная льгота направлена на увеличение инвестиций в данное уникальное месторождение для целей создания условий по увеличению добычи.

Помимо этого, Законом исключаются положения, предусматривающие до 31 декабря 2016 года применение налогового вычета по нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан.

Налоговый вычет по НДПИ на газовый конденсат

С 1 января 2018 года Законом устанавливается возможность применения налогового вычета при добыче газового конденсата в случае получения ШФЛУ при его переработке.

Сумма вычета будет определяться по следующей формуле:

Вгк = Кшфлу * Мгк * В, где

Кшфлу – коэффициент извлечения ШФЛУ, рассчитываемый как отношение количества полученной за истекший налоговый период ШФЛУ к общему количеству переработанного газового конденсата;

Мгк – количество добытого газового конденсата, переработанного на технологическом оборудовании для получения ШФЛУ;

В – ставка налогового вычета в рублях на 1 тонну ШФЛУ, рассчитываемая как:

В = 147 + (n – 1) * 147, где

n – порядковый номер налогового периода, отсчитываемого последовательно с 1 января 2018 года (порядковый номер налогового периода, начинающегося 1 января 2018 года, равен 1).

При этом, начиная с 36 налогового периода, значение показателя B принимается равным 5 280, таким образом ограничивая предельный размер налогового вычета.

Стоит отметить, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет как в случае переработки газового конденсата на собственном технологическом оборудовании, так и в случае переработки газового конденсата иными российскими лицами при наличии установленных Законом подтверждающих документов.

Нововведение нацелено на сближение уровней себестоимости производства ШФЛУ из различного вида сырья (газовый конденсат, природный газ, попутный нефтяной газ). При этом, налоговый вычет призван стимулировать производство ШФЛУ, используемой в нефтехимической отрасли как сырье для производства продукции следующих переделов.

Также напоминаем, что с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года будет действовать налоговый вычет по НДПИ в отношении природного газа, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море2.

Указанный вычет может быть применен налогоплательщиками, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя до 1 января 2017 года.

Размер вычета определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2018 года по последнее число налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, и не может превышать величину, равную произведению коэффициента 0,9 и общей суммы налога, которую он уменьшает.

Дополнительным условием для применения налогового вычета является необходимость включения указанных основных средств в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города Севастополя.

1 С учетом положений Федерального закона № 254-ФЗ от 29 июля 2017 года.
2 Введен Федеральным законом от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств – участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, за налоговый период август 2019 года составляет 14 948 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).

С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:

Налоговый период

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

январь

18 490,71

12 656

10 060

11 407

17 301

февраль

19 772

13 077

10 107

11 350

16 966

март

18 909

12 017

10 125

11 662

16 552

апрель

16 419

10 177

10 132

12 078

16 255

май

13 575

9 157

10 071

13 295

16 063

июнь

12 155

8 912

10 305

14 193

16 021

июль

12 424

8 850

10 528

14 716

15 552

август

12 382

8 640

10 845

15 144

14 948

сентябрь

13 368

8 782

10 981

16 202

октябрь

13 254

9 014

10 728

16 987

ноябрь

12 455

9 293

10 779

16 865

декабрь

12 380

9 948

11 190

17 171

Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)

В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств — членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств — участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955

где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и 15(2) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.

С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН — 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).

С 1 июля 2017 года на основании приказа ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН — 4192 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4211 руб. за 1000 куб. м. газа (4192/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

С 1 сентября 2018 года на основании приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН — 4335 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4355 руб. за 1000 куб. м. газа (4335/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

С 1 июля 2019 года на основании приказа ФАС России от 13.05.2019 № 583/19 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН — 4396 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4416 руб. за 1000 куб. м. газа (4396/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

О средней по единой системе газоснабжения расчетной цене на газ (Црд), обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств — участников Содружества Независимых Государств, рублей за тысячу куб. метров и о понижающем коэффициенте (Кпониж), обеспечивающем соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)

Значение Црд: