Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности

Раздел I. СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1. Базовые ставки страховых тарифов Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 в части установления базовой ставки страхового тарифа для физических лиц в размере 1980 руб. см. решение Верховного Суда РФ от 21.01.2004 N ГКПИ 2003-1412. Определением Верховного Суда РФ от 02.03.2004 N КАС 04-51 указанное решение оставлено без изменения. ┌─────────────────────────────────────┬──────────────┬───────────┐ │ Тип транспортного средства │ Базовая │ Базовая │ │ │ ставка │ ставка │ │ │ страхового │страхового │ │ │ тарифа в │тарифа (ТБ)│ │ │ процентах от │ в рублях │ │ │ страховой │ │ │ │ суммы │ │ │ │ (400 тыс. │ │ │ │ рублей) │ │ └─────────────────────────────────────┴──────────────┴───────────┘ Легковые автомобили: юридических лиц 0,59375 2375 физических лиц 0,495 1980 Прицепы к легковым автомобилям 0,09875 395 Такси (в том числе маршрутные) 0,74125 2965 Грузовые автомобили: грузоподъемностью до 10 т 0,50625 2025 грузоподъемностью свыше 10 т 0,81 3240 Прицепы к грузовым автомобилям 0,2025 810 Автобусы с числом мест сидения 0,405 1620 до 20 Автобусы с числом мест сидения 0,50625 2025 свыше 20 Троллейбусы 0,405 1620 Трамваи 0,2525 1010 Тракторы, самоходные дорожно- 0,30375 1215 строительные и иные машины Прицепы к тракторам, самоходным 0,07625 305 дорожно-строительным и иным машинам Мотоциклы и мотороллеры 0,30375 1215 ────────────────────────────────────────────────────────────────── 2. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства ┌──────────────────────────────────┬────────────────┬────────────┐ │ │Коэффициент (КТ)│Коэффициент │ │ │для транспортных│ (КТ) для │ │ │ средств, за │ тракторов, │ │ │ исключением │ самоходных │ │ │ тракторов, │ дорожно- │ │ │ самоходных │строительных│ │ │ дорожно- │ и иных │ │ │ строительных и │ машин и │ │ │ иных машин и │ прицепов к │ │ │ прицепов к ним │ ним │ └──────────────────────────────────┴────────────────┴────────────┘ Положение пункта 2, касающееся места жительства (нахождения) только собственника транспортного средства, признано не соответствующим закону и не действующим в части ограничения права владельцев транспортных средств на применение коэффициента страхового тарифа по их месту жительства (нахождения) решением Верховного Суда РФ от 07.10.2003 N ГКПИ 03-865. Определением Верховного Суда РФ от 11.12.2003 N КАС 03-571 указанное решение суда отменено. Место жительства (нахождения) собственника транспортного средства: г. Москва 2 1,2 г. Санкт-Петербург, 1,8 1 Московская область: Балашихинский, Домодедовский, Истринский, Ленинский, Люберецкий, Мытищинский, Одинцовский, Пушкинский, Раменский, Солнечногорский, Химкинский и Щелковский районы Ленинградская область, 1,6 1 Московская область: Волоколамский, Воскресенский, Дмитровский, Егорьевский, Зарайский, Каширский, Клинский, Коломенский, Красногорский, Лотошинский, Луховицкий, Можайский, Наро-Фоминский, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Рузский, Сергиево-Посадский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Талдомский, Чеховский, Шатурский и Шаховский районы г. г. Астрахань, Барнаул, Брянск, 1,3 0,8 Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магнитогорск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль г. г. Абакан, Азов, Александров, 1 0,8 Алексин, Альметьевск, Амурск, Анапа, Ангарск, Анжеро- Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Арсеньев, Артем, Архангельск, Асбест, Ачинск, Балаково, Балахна, Балашов, Батайск, Белгород, Белебей, Белово, Белогорск, Белорецк, Белореченск, Бердск, Березники, Березовский, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Бор, Борисоглебск, Боровичи, Братск, Бугульма, Бугуруслан, Буденновск, Бузулук, Буйнакск, Великие Луки, Великий Новгород, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Владикавказ, Владимир, Волгодонск, Волжск, Волжский, Вологда, Волхов, Вольск, Воркута, Воткинск, Выкса, Вышний Волочек, Вязьма, Геленджик, Георгиевск, Глазов, Горно-Алтайск, Губкин, Гуково, Гусь-Хрустальный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Ейск, Елабуга, Елец, Ессентуки, Ефремов, Железногорск, Заречный, Заринск, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Инта, Искитим, Ишим, Ишимбай, Йошкар-Ола, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канаш, Канск, Каспийск, Кимры, Кинешма, Кирово-Чепецк, Киселевск, Кисловодск, Клинцы, Ковров, Когалым, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Кострома, Котлас, Краснокаменск, Краснокамск, Краснотурьинск, Кропоткин, Крымск, Кстово, Кузнецк, Куйбышев, Кумертау, Кунгур, Курган, Курганинск, Кызыл, Лабинск, Лениногорск, Ленинск-Кузнецкий, Лесной, Лесосибирск, Ливны, Лиски, Лысьва, Магадан, Майкоп, Малгобек, Махачкала, Междуреченск, Мелеуз, Миасс, Минеральные Воды, Минусинск, Михайловка, Михайловск, Мичуринск, Мончегорск, Мурманск, Муром, Мценск, Назарово, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нерюнгри, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Тагил, Новоалтайск, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новотроицк, Новоуральск, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Нягань, Обнинск, Озерск, Октябрьский, Орел, Орск, Осинники, Отрадный, Павлово, Первоуральск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Печора, Полевской, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Пятигорск, Ревда, Ржев, Рославль, Россошь, Рубцовск, Рузаевка, Рыбинск, Салават, Сальск, Саранск, Сарапул, Саров, Сатка, Сафоново, Саяногорск, Свободный, Северодвинск, Североморск, Северск, Серов, Сибай, Славянск-на-Кубани, Смоленск, Соликамск, Сочи, Спасск-Дальний, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Талнах, Тамбов, Тимашевск, Тихорецк, Тобольск, Троицк (Челябинская область), Туапсе, Туймазы, Тулун, Узловая, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Ухта, Хасавюрт, Чайковский, Чапаевск, Чебаркуль, Черемхово, Череповец, Черкесск, Черногорск, Чистополь, Чита, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Шуя, Щекино, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Юрга, Якутск, Ярцево города и населенные пункты с 0,6 0,6 численностью от 10 до 50 тыс. человек включительно прочие населенные пункты 0,4 0,4 ────────────────────────────────────────────────────────────────── 3. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования ┌─────────┬───────────┬──────────────────────────────────────────┐ │Класс на │Коэффициент│ Класс по окончании срока страхования с │ │начало │ (КБМ) │ учетом наличия страховых случаев по вине │ │срока │ │ страхователя │ │страхо- │ ├────────┬────────┬───────┬───────┬────────┤ │вания │ │0 │1 │2 │3 │4 │ │ │ │страхо- │страхо- │страхо-│страхо-│страхо- │ │ │ │вых │вая │вые │вые │вые │ │ │ │выплат │выплата │выплаты│выплаты│выплаты │ └─────────┴───────────┴────────┴────────┴───────┴───────┴────────┘ М 2,45 0 М М М М 0 2,3 1 М М М М 1 1,55 2 М М М М 2 1,4 3 1 М М М 3 1 4 1 М М М 4 0,95 5 2 1 М М 5 0,9 6 3 1 М М 6 0,85 7 4 2 М М 7 0,8 8 4 2 М М 8 0,75 9 5 2 М М 9 0,7 10 5 2 1 М 10 0,65 11 6 3 1 М 11 0,6 12 6 3 1 М 12 0,55 13 6 3 1 М 13 0,5 13 7 3 1 М ────────────────────────────────────────────────────────────────── Примечание. При заключении договора обязательного страхования страхователю (владельцу транспортного средства) присваивается класс в зависимости от частоты страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства). При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю (владельцу транспортного средства) присваивается класс 3. В зависимости от числа страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования по вине страхователя (владельца транспортного средства), при заключении с ним договора обязательного страхования на новый срок применяется повышающий коэффициент страхового тарифа с присвоением более низкого класса, вплоть до самого низкого — М, либо с учетом безаварийной эксплуатации транспортного средства и при отсутствии страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства), — понижающий коэффициент с присвоением более высокого класса. 4. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя ┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ │ Коэффициент (КВС) │ └────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘ Возраст и стаж водителя, указанные в страховом полисе: до 22 лет включительно со стажем вождения 1,3 до 2 лет включительно до 22 лет включительно со стажем вождения 1,2 свыше 2 лет от 22 лет и старше со стажем вождения до 1,15 2 лет включительно от 22 лет и старше со стажем вождения 1 свыше 2 лет ────────────────────────────────────────────────────────────────── 5. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством ┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ │ Коэффициент (КО) │ └────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘ Договор обязательного страхования 1 предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Договор обязательного страхования не 1,5 предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством ────────────────────────────────────────────────────────────────── 6. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, такси (в том числе маршрутного) ┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ │ Коэффициент (КМ) │ └────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘ Мощность двигателя (л.с.): до 50 включительно 0,5 свыше 50 до 70 включительно 0,7 свыше 70 до 95 включительно 1 свыше 95 до 120 включительно 1,3 Часть четвертая, устанавливающая коэффициент страхового тарифа (повышающий коэффициент 1,5) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 120 до 160 лошадиных сил включительно, признана недействующей решением Верховного Суда РФ от 07.10.2003 N ГКПИ 03-865. Определением Верховного Суда РФ от 11.12.2003 N КАС 03-571 указанное решение суда отменено. свыше 120 до 160 включительно 1,5 свыше 160 до 200 включительно 1,7 свыше 200 1,9 ────────────────────────────────────────────────────────────────── 7. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства ┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ │ Коэффициент (КС) │ └────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘ Период использования транспортного средства: 6 месяцев 0,7 7 месяцев 0,8 8 месяцев 0,9 9 месяцев 0,95 более 9 месяцев 1 ────────────────────────────────────────────────────────────────── 8. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования ┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐ │ │ Коэффициент (КП) │ └────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘ Срок страхования: 15 дней 0,2 1 месяц 0,3 2 месяца 0,4 3 месяца 0,5 4 месяца 0,6 5 месяцев 0,65 6 месяцев 0,7 ────────────────────────────────────────────────────────────────── 9. При наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применяется коэффициент страхового тарифа (КН) — 1,5.

С 5 сентября вступило в силу Указание ЦБ о тарифах ОСАГО, которое определяет порядок применения новых тарифов по ОСАГО и позволяет страховщикам применять тарифные факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая. Использование новой системы расчета тарифов даст страховщикам инструменты для снижения цены полиса обязательной «автогражданки” для аккуратных автовладельцев и усилит конкуренцию на рынке, заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Тариф ОСАГО складывается из базовой ставки и применяемых к ней коэффициентов. Указание Банка России, принятое в связи со вступлением в силу с 24 августа поправок к закону об ОСАГО, расширяет перечень возможностей для более высокого или более низкого тарифа в зависимости от актуарных оценок страховщика. При этом базовый тариф, по-прежнему, будет определяться в пределах тарифного коридора, который для автомобилей физлиц будет находиться в диапазоне от 2471 рублей до 5436 рублей.

Если до вступления в силу поправок страховщик при определении базовой ставки внутри тарифного коридора мог принимать во внимание только категорию и назначение ТС в привязке к территории, то теперь он сможет использовать тарифные факторы, индивидуализирующие цену страховки для каждого автовладельца. Одновременно Банк России снизил территориальные коэффициенты более, чем в 180 населенных пунктах РФ.

«Какие именно тарифные факторы будут использоваться, будет решать каждая конкретная страховая компания исходя из своей накопленной статистики. Вероятно, многие страховщики будут использовать опыт каско, показывающий, что убыточность того или иного автовладельца может быть связана, например, с его кредитной историей, с тем, спортивный он автомобиль предпочитает или «семейный” и т.п. При этом за безаварийных автовладельцев между страховщиками развернется нешуточная борьба, как это уже давно происходит в каско”, — отметил Игорь Юргенс.

Он подчеркнул, что сами принятые поправки к закону об ОСАГО и новое Указание Банка России не приведут к увеличению средней стоимости ОСАГО. «Однако на фоне кризиса из-за коронавируса мы видим существенный рост стоимости запчастей. Это на данный момент самый существенный фактор, который давит на тарифы по ОСАГО”, — сказал президент РСА.

Страховщики должны будут опубликовать применяемые им тарифные факторы на своих сайтах. Банк России обнародовал также перечень факторов, которые страховые компании использовать не смогут. Это национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям, общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии.